Полярная правда. 1933, сентябрь

Конкурс-соревнование по дрифтерному лову -г СЛОВО О РАБОТЕ „СМЕЛОГО". БОЛЬШЕВИСТСКОЕСТРЕМЛЕНИЕ ОСВОИТЬ ТЕХНИКУ ЛОВА ВОТ ПУТЬ, ВЕДУЩИМ К ПОБЕДАМ Д В А П А С П О Р Т А 6 дней работы двух ботов сэ 20 сентября 1224 21 „ 509 22 „ 368 *— с о 3 «=: эе *— са СО а с SE с э го а с 99” > 2 3 сентября 9 3 7 3 2 2 0 24 493 1 2 1 0 7 25 1 1 4 0 в ремонте 4 6 7 1 441 Четыре тысячи шестьсот семьдесять один ки­ лограмм—такое итог работы передового бота „Сме- лый“ за 6 дней. Четыреста сорок один килограмм—таков по­ зорный итог работы бота „Касатка* за 6 дней-. Валовой заработок колхозника на „Смелом“ в день тридцать рублей пятьдесят пять копеек. Валовой заработок колхозника на ,,Касатке • в день четыре рубля тринадцать копеек. Руководитель дрифтерной ъолонны Полярного района т. Лахтенперри ЗА ВЫСОКИЙ СУТОЧНЫЙ УЛОВ ЛОВИТЬ СЕЛЬДЬ, КАК МБ „СМЕЛЫЙ" Дв$ бота—два примера. Содной стороны бот j сейчас основная задача дрифтерных колонн, выловивший за 6 дней 4 с лишним тонны, с Заставить все суда приходить с богатым уло- другой стороны бот, выловивший за то же вом—вот неотложное дело дрифтерных колонн. время 400 килограмм. „Касатка" и „Сме- Для этого нужна планомерная и систематиче- лый“—два судна, при равных условиях дав- ская передача опыта. Глубьевой іов дело не шие совершенно различные результаты. только новое, но и очень сложное. Думать, что О чем говорят эти два примера? достаточно организовать дрифтерную колонну, Во-первых, они говорят о том, что дрифтер- чтобы наладить дрифтерный лов было бы не цый лов внедряется в гущу колхозников, что ' верно. Организация колонны это только нача- среди рыбаков растут и крепнут Изотовы тех- I ло. Продолжение борьбы за дрифтерный лов никп глубьевого лова сельди. Растут отличные заключается в поднятии улова, практики, копится богатейший опыт. Во-вторых, эти два примера говорят о том, что дрифтерный лов продолжает встречать на своем пути сопротивление отсталой части кол­ хозников, не желающей по-боевому осваивать технику дрифтерного лова. Дрифтерные колонны созданы. Сейчас со всей остротой,- во весь рост ставится вопрос об овладении техникой лова, о качественных показателях, о подъеме добычи дрифтерных колонп. U с этой точки зрения эти два примера не таят в себе ничего сверхъестественного. Они ярко и выпукло говорят о том, что сейчас центр тяжести должен быть перенесен на рабо- ф л г а л тгтлттт і г і т г» о . . — _______ Прошел уже месяц со дня ор­ ганизации дрифтерной колонны По­ лярного района. Если в первые дни были случаи, когда бота запутыва­ лись винтами в порядке, рвали се­ ти, а иногда и просто допускали что порядок выбрасывался на берег, то теперь таких случаев нет. Руководитель дрифтерной колонны Полярного района т. ЛАХТЕНПЕРРИ Суточный вылов нашей колонны еще невысок. Мы вылавливаем в среднем не больше двух тонн. Ерли считать, что частично этому служит виной недостаток дрифтерных сетей, то все же даже и п р и этом ко ли - колонны оторваны от своих кол- хозяйствевных нужд. Белокамен- ский колхоз до сих пор продол­ жает саботаж дрифтерного лова и бот этого колхоза еще до сих пор ни ра зу не выходил на лов. Б о т а плохо исполняют указания начальника колонны. Вместо того, чтобы занять указанный начальни ­ ком колонны квадрат , с у д а на свой страх и риск у х о д я т ловить в д р у ­ гие места, которые им к аж у т гя более богатыми , более удобными, и как правило, првходят без рыбы Б о т «Смелый ', и д ущий теперь впереди колонны, добился своего успеха только тем, что аккура тно ^ исполнял все ука зания начальника колонны, правильно организорал ра боту на судне . Рыбаки „Смелого" ухаживают за своими сетями, сушѵг рх, чинят. Мотор „Смелого- всег да в исправности. ..Касатка" же—самое худшее ct/дно в наш ей колонн?. Команда ее небрежно относится к сетям и не заинтересована в лове. Что мы сейчас должны сделать? Первое—укрепить ди сц и п ли н у в колонне . Добит ься ежедневного выхода н а лов всех судов колон­ ны . Второе—поднять уловы . Под­ т янут ь отстающие суди до у ров н я передовых , повысить добычу К О Л О Н Н '4. Т р ет ь е— обязать всех рыбаков сушить сети , чинит ь и хранит ь их . закрепив за каждым судном определенное количество сетей. • Четвертое—у л у чш ит ь поиско вую р аб от у . Д обит ься того , что • оы н и один косяк сельди не про ­ ш е л бы незам еченным , чтобы о каждом подходе сельди колонна была бы своевременно извещ ена . В с вя зи с т ем , что рыбаки ту;д:. людьми, на их обучение. '*Что может быть лучшей школой, что может быть лучшим методом воспитания—чем учеба на живых примерах, чем передача опыта с передовых судов ца отсталые? До сих пор вопросам передачи опыта уделялось очень мало внимания. Ни руководители колонн, ни пред­ седатели колхозов, не желали анализировать смысл разрыва между уловами „Смелого" и „Касатки", не желали сделать из него нужные выводы. Jcnex «Смелого», как и позорная ра­ бота «Касатки» оставались не раскрытыми для рыбаков. В каждой дрифтерной колонне есть такие же передовые суда, как «Смелый» и даже лучшие, в каждой дрифтерной колонне есть такие же суда, как «Касатка» и даже худшие. Подтянуть худшие до уровня лучших—в этом Методы и формы работы не только судов внутри колонны, но даже и колонн по срав*. нению друг с другом—совершенно различны. В каждой из них собрано уже немало опыта. Все это настоятельно выдвигает яа первый план вопрос об обмене опытом не только внутри колонны, но и между колоннами. Мы считаем совершенно необходимым созыв своеобразного технического совещания дрифтер­ ных колонн. Это техническое совещание, проведенное непосредственно на месте лова, должно подытожить тот опыт, который уже 1 собран, должно выявить все вопросы, которые остались не ясными, должно конкретно опреде лить невыясненные моменты в глубьевом лове. Они должны во всю ширь поставить не только вопросы о дрифтерном лове, но и о других видах глубьевого лова. В Териберском районе, а в последнее время и в Полярном районе ведутся опыты по применению плавного нево­ да. На техническом совещании результат этих опытов должен быть внимательно и вдумчиво разобран. Для участия в этом техническом совещании надо пригласить астраханских рыбаков, кото­ рые давно и успешно применяют у себя дриф­ терный способ лова. Надо привлечь к участию в совещании и научные силы округа, работ­ ников сельдяной экспедиции. Мы надеемся, что это предложение будет под­ хвачено соответствующими организациями и в недалеком будущем такое совещание будет про­ ведено. 1 = Бригадир МБ „Смелый" Альберт Стольт . = ц Т О Л Ь К О Л Е Н Т Я И ДЕЛАЮТ СТАВКУ НА СЧАСТЬЕ Наш бот почти всегда при ходит с лова с высокой добы чей. В среднем мы привозим не меньше 500 кодограмм, а иногда привозим и около 2 тонн. Такие скачки об'ясня ются 1тем, что у нас не посто янный состав сетей. Один день у нас сетей больше, другой меньше. . Многие спрашивают нас: — Скажите, что у вас за секрет такой, что к вам селед ка идет? Другие просто ругаются. Говорят, что нам счастье идет. Те, кто об'ясняет наш успех счастьем, делают большую ошибку и выдают себя с голо вой. Ждать счастья, значит са мому ничего не делать. Так могут рассуждать только лен тяи. Дрифтерный лов—не лов в запоре, где надо только по спевать выбирать селедку. Здесь нужно больше умения и больше знаний. Надо смот реть, где селедка, запоминать как она идет, когда лучше лечь в дрейф, сколько време ни лежать, какие сети лучше, как красить сети. Словом дриф терный лов—дело сложное. И рыбак, который хочет поймать большой улов, должен кроме рук еще иметь и голову. Дол жен иметь терпение, должен все время учиться. Это надо понять. Слева; Вы гру зк а трески с карбаса . Справа: Виральное колесо на пристани колхо за „Тармо* в Порт-Владимнре. честве сетей, уло в колонны мог бы быть значит ельно большим. Основное заклю чает ся в организа ­ ц и и лова. В малых уловах нашей колонны во многом повинна слабая дисцип­ лина. Количество судов, выходящих на лов, каждый день меняется. Чаото правления колхозов забирают бота для отправки наживки, для хозов — надо в Порт -Владимире создать им надлежащие условия жизни . Падо перевести в Порт- В ладим ир культ паруснѵк , гию- вучую баню и повести с ры бака - м и культурно-массовую работу. Колонна Полярного раРона имеет все возможности улучшить свою работу. Я думаю, что она докажет это уже*Ъ самое ближайшее время. Моторист МБ „Смелый“ Вильям Сивонен а НАША „СКАНДИЯ" НЕ ЗНАЕТ ПЕРЕБОЕВ Я работаю на. „Смелом1 моториіва берег, отдохвуть. Но я нѳ иду стом. Моторист, с первого вэгдяда, IЯ говорю себе: как будто постороннее лицо, не имею — Вильям, ты пойдешь отдыхать, щее прямого отношения к дрифтер ты оденешь параднее платье. А как Сем. ЕЗЕРСКИИ Бота возвращаются с лова... ному лову Но это не так. Сколько неприятностей может при неоти „забастовка" мотора во вре мж дрейфа, внает каждый рыбак. Во время дрейфа вблизи от берега это почти равносильно катастрофе, даже при небольшом ветре о моря. На „Смелом** стоит мотор ,,Скан дия“ -—15 сил. Мотор как будто бы слабый. При организации колов ны нас даже из-за этого не хотели включить в ее состав. А пусть теперь скажут. Теперь все в колонне знают , что хот я у нас мотор и 15 сил , но мы обой 9ем любой бот и дадим ем у еще очко вперед. Почему. Во-первых потому, что машине обеспечен уход. Приходим мы с лова. Каждому хочется сойти будет отдыхать мотор, грязный, не чищенный? , И поэтому после каждого рейса я р е г у л я р н о произвожу чистку мотора. Произвожу частичную ра зборку . Смазываю и проверяю части. Снимаю копоть и нагар. Я произвожу т екущ ий р е монт своими силами . Все мелкие починки я делаю сомостоятель но. Я не запускаю мотор , а регу л я р н о исправляю все подмеченные дефекты . Когда капитан Франц Рейно вхо дит в рубку и говорит в рупор: — Приготовить машину. — Я отвечаю: — Есть, приготовить машину. И уже черев пару минут наша „Скан дня" начинает работать. После ночного дрейфа бота возвращаются в Порт-Владимир. С небольшими интервалами сле­ дуют они друг за другом, ревнп во по десяткам неприметных ме­ лочей, прикидывая на глаз улов соседей. Через полчаса они вста­ нут у пристани и приемщики сельди переведут на цифры вол­ нение ночного дрейфа, тревогу и суету почти бессонной ночи. Они "выведут в килограммах итог и взвешенный, запишут этот день Команда МБ „Смелый* за разборкой сетей. в сводки улова. И эта цифра, мешка тяжела, как приговор, подводящая итог дню, заботит и Поглядите на сети «Смелого» волнует колхозников. ц на сети «Касатки». У одних Мерен и ритмичен стук мою- сухие, тщательно промытые, лю- ров— „Скандий", „Болиндеров", бовно зачиненные сети, у друго „Красных пролетариев" — неут<і- мимых сердец, двигающих по мо­ рю эти неустрашимые бота. Первым швартуется „Смелый". Его уже ждут. С пристани на бот легко прыгает председатель колхоза «Тармо» Рейзен. Он вни­ мательно оглядывает выбравную из сетей и уложенную в ящики сельдь. Я щики стоят один на одном. И крупная, свежая сельдь лежит сияя серебряной, с мато­ вым отливом чешуей. — Кило 700?—спрашивает он, и в голосе его слышна хозяйская уверенность за работу СЕОвГО бота. — Девятьсот тридцать семь!—с гордостью поправляет его брига дир Стольт. Ц чувствуется, — эта поправка куплена дорогой ценой напряженных усилий. На палубе закипает суета. На­ чинается сдача улова. Подымают ся ящики. Растягиваются для просушки сети. Бок о бок со «Смелым» стоит „Касатка". Но вместо суеты на ней странный покой. Команда не бегает, не волнуется, не спешит. С угрюмым любопытством следит она, рассевшись по борту, за суе­ той соседа. «Касатке» не зачем спешить. Ее улов можно и не выгружать. Разве можно счесть за улов жалкий десяток кило­ грамм? этом. Председатель колхоза т. Рей зен только что приехал из Ленинграда. После двух недель напряженных усилий, беготни по учреждениям, разговоров, просьб он добился своего. Он су мел осуществить желание колхоз­ ников, сухо сформулированное в одном из пунктов резолюции об­ щеколхозного собрания—выстро­ ить собственную электростанцию. Рейзен привез локомобиль, при­ вез динамо, привез провода— привез электростанцию. И неда­ леко то время, когда, смонтиро­ ванная, она зальет светом по стройки колхоза. * , За электростанцией последует го сырые, небрежно сложенные, J постройка домов, замечательных начинающие преть. Поглядите на мотор «Касатки» и на мотор «Смелого»... Девятьсот тридцать семь кило­ грамм и девять килограмм! Эти две цифры разводят бота и ста­ вят их—одного в голову, другого в хвост колонны, одного в ряды передовиков социалистического труда, другого отбрасывает далеко назад к временам работы на ку­ лака и прасола? — Почему „Касатка" поймала только 9 кило? Колхозники со .Смелего" през рительно усмехаются. П эта ус- Разве позволит себе Вильям Сивонен уйти с бота не оглядев мотор? С ключем и тряпкой, как бы ни была сильна уста­ лость, он после каждого рейса хо дит вокруг машины. И эта обя занность стала настолько силь­ ной, что превратилась в привыч­ ку. Стоит поглядеть на провор­ ные и методические движения этих умелых рук, чтобы почув­ ствовать творческую радость. На „Касатке" 35-ти сильный «Болиндер». На „Смелом" 15-ти сильная «Скандия». II как загораются холодные глаза Сиво нена, когда кто - либо выразит сомнение в скорости хода „Сме­ лого". - - Пусть попробуют обогнать нас! — Это не хвастовство. Это гор­ дость, заслуженная трудом и выко­ ванная усилиями. Эта черта гордо­ сти за свое судно, обща для всей команды. Ова живет в каждом из них, в их движениях, в их раз­ говоре, в их работе, молчаливой независимостью и уверенностью. Это — общеколхозная черта. Стоит приглядеться к делам кол­ хоза „Тармо", чтобы убедиться в двухэтажных домов для лучших колхозников. Бревна для этих домов уже завезены. Проекты уже составлены. Затем последу­ ет очередная работа,—колхоз по лучит около 3 га пригодной для посевов площади. Эта площадь уже осушена. ' Может быть от этого, от уве­ ренности в возможности добить­ ся честным трудом всего, открыв шейся перед каждым колхозни­ ком с организацией колхоза, идет эта хорошая гордость энер-^ ми С 03 Аал плавной гичных людей. щения с лова сети не сушит. Не говоря о том, что не вы Сушенная после лова сеть портится, преет, селедка та кую сеть не любит и плохо попадает в нее. Мы. регулярно, после прихода с лова половину сетей моем и сушим. На следующий день мы моем и сушим вторую половину сетей. Таким образом у нас зеег да 10—15 сетей сухих. Качество сетей не всегда высокое. Дрифтерные сети часто . рвутся при вытаскива нии о гвозди, сучки и другие предметы. Мы убрали с борта все гвозди, все сучки. Мы установили валики. Теперь сеть предохранена от раз рыва. Сети мы просматриваем рег> лярно. Где только заметим ды рочку, сразу зашиваем, не дожи даясь времени, когда дырка уве личится до того, что в нее смо жет пролезть человек. На тех участках, где мы дрейфуем, сельдь - часто йдет вблизи берета, на Dare; я, и Г километра, і лукилометра э него. Многие суда не лю- я - дрейфовать у берега, и лаж ’ заметив сеЛсдку вблизи бере га, не останавливак тс* г иду дальше в мире. Он* болте і быть выбро .. еяньімі: ,.а бег Мы же не (н імся .ре Если м ы еще этого умения 1у берега. Машина у т . : в •• полностью не достигли, то мы рядке, вахтенный зеркий хотим научиться ловить рыбу бояться нам нечего, дрифтерными сетями и в этом Мы стрсго придерживаемся весь наш секрет. указаний начальника колонны Не Вот, например, сети. Боль было еще случай, когда иьі мы шинство команд после возвра не оказались в том квадрате, ко - ..................... т — торый нам указан начальником колонны. А многие суда нару шают приказания и тратят по пусту время в безрезультат ных поисках. Большое значение имеет ’окраска сетей. Часть сетей мы выкрасили в темно-коричневый, почти красноватый, цвет. Сейчас мы приглядываемся к резуль татам. Безусловно окраска се ти имеет большое значение. Надо, как следует изучить этот вопрос. Может-быть да же окажется нужным в зави симости от окраски грунта дна применять и различно окрашен ные сети. * Много рыбы* теряется при выбирании сетей. Она выва ливается за борт. Для того, что бы она не терялась зря, мы ста вим специального человека, ко торый сачком подбирает ее. Основное условие успеха— дисциплина У нас дисциплина проводится жестко. С начала ра боты колонны состав команды у нас не менялся. Мы приныкли друг к другу, научились понимать друг друга с полслова. Споров и недоразумений не бывает. Наш дое приказание бригадира или капитана выполняется. Еще одна причина нашего успеха—хорошая работа мото­ риста. За все время лова у нас ______ _____________________ _ не было ни одного случая скиса- ^ „ ния мотора. Мотор работает без- Ведь никто иной, как тот же перебойно и поэтому никаких про стоев у нас не бывает. Большим недостатком в на Разделка рыбы на фактории в Титовке. колхоз „Тармо" своими усилия- невод и на 'днях будет производить пробу. И Отсюда эта ревность к делам] наД° думать, что если опыт бу-( дрифтерной колонны, это не ути Дет Удачен, колхоз „Тармо" су 1 хающее желание быть всегда впе’ меет внедрить это новое мощное реди. Колхозники „Смелого» креп.орудие лова в практику. А если ко понимают эту связь, сущест - 1 б неѵіачным ко-п™ вующую между’ успешным разви-, „ неудачным,, колхоз тием дрифтерного лова и укреп- *на^двт себе упорство и силы пов лением колхоза. . ^торять его десятки раз до тех Сознание этого Ч отгоняет пока он не Даст нужных сон, обостряет слух, делает зор результатов, кими глаза и крепкими; руки, за Бота приходят с лова. П дни, ставляет искать новых эффектнв горячие часы их работы ложатся ных способов лова, быть внима- серебряными стопками сельди, тельным к мелочам. Сознание И самой большой лежит стопка этого заставляет красить сети, „Смелого" и самой маленькой— сушить и чинить их, дрейфовать „Касатки". И по ним, как по у берега, думать над временем паспортам, можно судить о лице опускания и выбирания порядка, :вух ботов о лице двух колхо- толкает на поиски и на опыты. - зов. шей работе является отсутст­ вие сетей с ячеями нужных размеров. По нашим наблюде­ ниям сети с ячеей до 18 м.м- для лова нынешней селедки не подходящи. Самые лучшие сети—с ячеей в 22 ми. Если бы у нас был полный порядок таких сетей, мы брали бы на каждую сетку не меньше чем do 100 кнлогр. Те сетки с 22 мм. ячеей, * которые у нас есть, почти всегда дают нам 100—110 килограмм на нод’ем. Вот и весь секрет наших успехов. Он заключается толь­ ко в том, что мы смотрим на дрифтерный лов серьезно и пони маем, что без учебы, без наблю­ дения, без выучки—успеха до­ биться нельзя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz