Полярная правда. 1933, сентябрь

Н А С Т Я П Р И Ш Л А В Ш К О Л У . . . но прорывается чей то голосок, нпй воздух. Крикливой и шум- « I — «з Настя? Пока еще ей трудно отве- шволы* тить, трудно сделать 'выбор — ! — Хорошо... много интересного, все интересно. I Настя улыбается, на ее щеках Вдруг рассыпчатая дробь звон-1 _ л ка настежь распахивает двери'} Р румянец. Счастливая Ребята рассматривают только что полученный букварь Ей 8 лет и ее зовут Настя. Еено негодует, почему она не хо^ светлые, цвета спелой ржи, воло- дила в школу, уже хотя бы го- сы аккуратно заплетены в косич- да два три назад, ки и завязаны розовой ленточкой. Подумать только—сколько она Ситцевое, в цветочках платье, потеряла. Теперь она могла бы аккуратно выстирано и на гру­ ди сколото осоавиахимовским значком. Б маленькой папке у ней в порядке сложена стопочкой чистая бумага, карандаш и в розовой обложке учебник—бук-' ваш» для первого года обучения. Настя держится немного на­ пряженно и натянуто, как буд­ то она постоянно борется сама с собой. Дело в том, что вот уже десятый день, как Настя стала обладательницей всех этих бо­ гатств, как жизнь ее перевалила через как^й-то большой и очень важный рубеж. Десять дней тому назад Настя в первый раз пришла в школу. Через школьную дверь Настень­ ка вошла в огромный, интерес­ ный и содержательный мир. Теперь ее маленькая жизнь не только получила определен- уже писать слова, читать, ей бы уже дали тетрадь и несколько учебников, задавали бы уроки на дом, она безошибочно распу­ тывала бы сложные задачи и без запинки читала бы рассказы. Но ничего, — у нее еще есть время, она еще нагонит. Вместе с 340 своими товарка­ ми и таварцщами, такими же бе­ лыми, как и она, смуглыми, с косичками и без них Настя в больших и светлых комнатах первой ФЗС внимательно слуша­ ет интересную речь учителей. Она усваивает приемы письма, запоминает очертания букв, каж­ дый день приносит ей сотни ин­ тересных лещей и жадно обога­ щает ненасытную память прави­ лами, законами, событиями, пред­ метами. — Ну, дети — раздается го- класса и Настя сливает свой тонкий голос с сотнями других, и взявшись за руку с подругой, дробно топоча по деревянному полу коридора, бежит, бежит в большую залу и здесь в эти корот­ кие перерывы между уроками, она теряет свою серьезность и целиком отдается тому здоровому (порыву, с азартом развлекаясь и'грой в пятнашки, беганием в перегонки. Огромный заряд бод­ рости и счастливой беззаботно­ сти — во все эти короткие ми нуты перерыва ей никак не из­ расходовать. Она тонко смеется. Вместе с ней также- заливчато смеются подруги и звонкий гомон голосов . неумолчно ' стоит над школой. Но как бы оп ни был высок, Настя первая слышит в нем дробь колокольчика и бежит в класс. В коридорах становится пусто и торжественно тихо. Дыхание и говор сотни ребят, еще как будто живет едва приглушенным эхом. После 4 уроков, аккуратно сло­ жив книги, Настя идет домой. Она врезается в толчею у выхо­ да и с радостью задорно кричит. — Расступись! И с размаху втискивается в толпу. Смеющую­ ся ее выносит поток на крыльцо, на солнечную улицу на резкий уже начинающий холодеть ^осен- и наполненная до края впечат лениями, она возвращается домой. Как уже установилось за эги | 10 дней, ее встретят домашние и она должна будет поделиться, с ними пережитым за день. Се- J годня у Насти много новостей. ( Во-первых учительница заверила ребят, что как только будет от­ крыт Дом культуры, дети смогут посещать утренники и дневные сеансы. Во-вторых, скоро наме­ чается экскурсия на тралбазу, в третьих, начинает работать пионер отряд, в четвертых... Настя даже сама запуталась в этом обилии новостей. Вечером, когда Настя уже спит, над ней склоняется ее отец, и как будто угадывая—какая про­ исходит в этой головке работа, он вспоминает свое детство, учебу и сравнивает ее с детством дочери. Он вспоминает мертвую скуку, училище, холод и сырость, сочив­ шиеся из стен большого казен­ ного, как будто бы с ненавистью выстроенного здания. Он вспо­ минает обидную приниженность и вечную боязнь быть наказан­ ным за нарушение тысячи мел­ ких и мельчайших правил. Он вспоминает горькие часы стояния в углу унизительного и страш­ ного наказания. Перед ним встает весь мрачный арсенал вооруже­ ния старой школы—стояние на коленях, оставление без обедов, занесение в кондуит, трепание за ухо, обидные клички... Мертвая, безжизненная схола­ стика преподавания, сквозь кото­ рую запуганный вечными нака­ заниями, детский мозг, с трудом ухватывал крупицы свежего и интересного—вот методы, которы­ ми его воспитывали в старой школе. Отец глядит на дочь. Она спиті спокойно, доверчиво разметав ру- ченки. Ц может быть во сне ей снится, как самое дорогое,—зав­ трашнее посещение школы. Отец спокойно думает, что его дочери никогда не придется ви­ деть того, что видел он. Пережи­ вать того, что переживал он. Она не будет закусывать губы, стоя в углу. Не будет стонать поса­ женная в карцер. Не будет при­ ниженно вздрагивать при входе учителя. Это ушло и накрепко похоронено революцией. Это боль­ ше не будет никогда. Настя выйдет из школы в от­ крытую жизнь. Ее Лучение не будет отравлено бессмысленной жесткостью, унизительной скукой. С радостью пройдет она через свою золотую пору,—счастливую пору ученичества. • [ем. Езерский. Первый день в школе ... К перевыборной кампании Рабпроса БОЛЬШЕ КЛАССОВОЙ БДИТЕЛЬНОСТИ НА ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ФРОНТЕ Сентябрь является для просве­ щенцев месяцем отчетно перевыбор­ ной кампании. Отчетно-перевыборная кампания должна пройти под лозунгом моби­ лизации масс союза Рабпрос на по- Нѳобходимо провести широкую работу по под'ему .ударничества и соцсоревнования, по организацип марксистско - ленинской учебы, по организации взаимопомощи учите­ лей, по вопросам материально-быто- вышѳние революционной бдительно-1 вого обслуживания членов союза отн, для борьбы с классовым врагом [ и т. д. н е г о агентурой, на развернутое и Комсомольские организации дол- полное осуществление решений ЦК ' жны принять активное участие ВКП(б) о шкоде и учителе, решений . во всей перевыборной кампании, ДИК СССР, под лозунгом- бѳзуслов I обратить особое взимание н4 прозе- ного выполнения качественных и [дение системы мероприятий по по- количеотвенных показателей для вышению квалификации молодых нового учебного года. I учителей с краткосрочной подготов- В состав МК в прошлом году про кой, на оказание систематической брался классовый враг — педагог Зарин, которого коллектив педаго­ гов Педтехникума выявил только к концу учебного года и выбросил из своих рядов. Тщательная провер­ ка всех выдвигаемых в МК, ГК и профуполномоченных даст* вам воз­ можность укрепить низовое проф- звено. помощи этим учителям, со стороны опытных учителей, на охват всей массы учительства марксистско-ле­ нинской учебой. Комсомольские ячейки неомотря на указания ЦК ВЛКСМ до сих пор не выделили представителей комсомо­ ла в Окрпроо и райпрооы. А. Трофимениа. В классе тихо , все внимательно слушают]беседу учителя... ную форму—к известным часам лос учительницы и сорок голо*- уходить и в известные часы 1 венок пытливо настораживаются, возвращаться—но она получила j — кто пз вас расскажет о том, богатейшее содержание, она по - 1 чему бы вы хотели научиться в лучпла яркость красок и заме- школе, чательный привкус, * необходи- j — Я, я — тянутся кверху ру- мости и обязанностей. У нее ,ченки.. появился целый мир, новые инте­ ресы, свои дела, свои заботы. Во-первых, она каждый день ходит в школу. И хотя прошло — Читать и писать, чтобы быть образованными... j — Выучиться инженером, что-' бы строить заводы. Д О Г О В О Р иі сецсоревнованне по лучшему проведению отчетно-перевыборной кампании низовых профорганизаций Мур Окруж Союза Рабпрос с Череповецким райпросом Мурманская организация Союза Рабпроо о количеством 1473 чѳлов. вызывает Вас на социалистическое соревнование, принимая на себя 5. Охватить пэлит-учебой в парт- сяти всех учителей, не занимающих ся в вечерних пѳдучебных заведениях. Не менее 85 % работников полит- всего 10 дней, но Настя искрен — Быть летчиком—неожидаа- Академик А. Е. ФЕРСМАН следующие ударные обязательства j просвета и дошкольных учрежде- __ ний охватить различными формами. политучебы н повышения квалифи­ кации. 6. Обеспечить всех- учителей ок­ руга жилплощадью. 7. Добиться организации касс взаимопомощи в каждом МК с ох­ ватом не менѳе 80 % членов ооюза. 8. Ликвидировать задолженность членских взносов к 15/ІХ-с. г. 9. Охватить вновь профчленотвом всех работников культ, учреждений округа. Ю. Улучшить качество работы профгруппы, сделав их решающим звеном профработы. 11. Наладить работу по профсоюз­ ному учету. 12. Охватить всех неграмотных и малограмотных членов союва учебой. 13. Вовлечь для активного учаотпя по отчетно-перевыборной кампании в каждом МК не меньше 12 членов союза. 14. Приступить к эанятиям по пе­ реподготовке профактива не позднее 5/Х. Председатель Окрпроса Мурм. окру га Трофимаико. іь: Ис по проведению отчетно-перевыбор­ ной кампании. 1. Проверить выполнение колдо- говоров, выделив 57 чел. профакти­ ва для систематической проверки и наблюдения ва выполнением кол- договора. В период отчетно-перевыборной камвании довести результаты про­ верки до каждого члена союза. 2. Во всех районах Округа к I/X проверить проведение дифзар- платы работников изб-читален .и библиотек. ' 3. В период отчетно-перевыборной кампании добиться заключения соц. договоров между всеми школами округа, оформить ударные обяза­ тельства на 33—34 уч. год, нала­ дить точный учет ударничества к 16-й годовщине Октября, провести проверку выподнѳвня соцдоговоров и ударных обязательств. 4. На 100 % охватить учебой по повышению квалификация (в вечер­ нем пѳдтехникуме и ваочном) всех учителей начальной шкоды, неиме­ ющих педобразования в об'еме пед­ техникума и заочными педвузами— 165 чел. Отв. секретар томин. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯХИБИНСКОГО ГОРНОХИМИЧЕСКОГО РАЙОНА Для того, чтобы понять пути развития горно-химическрй про­ мышленности Хибин, надо пред­ варительно сказать о комфіна^е в Кандалакше. Исходя из анали­ за 25 полезных ископаемых, об­ наруженных и разведанных в центральных частях Кольского полуострова можно подойти к на­ метке основных линий комбината. Чтобы ослабить стоимость пе­ ревозок, уменьшить загрузку же­ лезных дорог, мы должны давать высококонцентрированное сырье. Только при этом условии комби­ нат приобретет большое значение и его продукция сможет дойти до самых отдаленных районов по­ требления, не только до Кавказа, но и до Средней Азии и Дальне­ го Востока. Хибиногорск делается центром добычи сырья, равно как и со­ седние с ним районы—Ловозер- ских тундр с одной стороны, и Монче—Тундры с другой. Переработка основных химиче­ ских продуктов и превращение полуфабрикатов обогатительной фабрики/ в более высокосортные виды сырья или конечные про­ дукты должно вестись на Канда­ лакшском Химкомбинате,. Масштаб производства потре­ бует огромных запасов гидро и тепловой энергии и увеличения запасов воды. Основное кольцо, которое будет связывать энерге тические центры Нивы, Ковды, Еольвицы и Умбы, будет иметь мощность порядка 250—300 тыс. квт. Основным сырьем для * всего комплекса является апатито-не- фелиновая порода. Подготовка но­ вых обогатительных фабрик на­ мечает масштаб выпуска продук­ ции порядка 4,5 млн. тонн кон­ центратов, пз них 3 мил. тонн приходится на апатитовый кон­ центрат и 1,5 на нефелиновый. Отходами этих двух производств будет некоторое количество эге- рино-титановых концентратов. Нефелин. Значительная часть его пойдет па удовлетворение по­ требностей керамической ' и сте­ кольной промышленности Ленин­ града и Карелии. Несколько сот тысяч тонн пойдут на нефелино- вание почвы, в связи с мелиора­ цией. Блестящие результаты вне­ сения нефелина в кислые почвы* в совхозе „Индустрия” говорят о том, что нефелинованию почвы будет обеспечено большое буду­ щее. Небольшое количество нефе­ лина—порядка 50 тыс. тонн бу­ дет перерабатываться новым сер­ но-кислотным заводом на ряд цен­ нейших продуктов, Однако, глав­ ная часть нефелина пойдет в Кандалакшу и будет составлять основу Кандалакшского Химком­ бината. Химический комбинат Кандалак­ ши будет состоять из двух частей; нефелиновой и апатито­ вой. Переработанный по щелоч­ ному методу, нефелин даст в окончательном виде 3 продукта: окись алюминия—для нужд ме­ таллургии, цемент—в количест­ вах многих сотен тысяч тонн, соду и поташ. Апатитовая часть будет пере­ рабатывать апатит на разнооб­ разные виды сложных удобре­ ний. Переработка апатита может вестись несколькими путями в частности—путем электровозгон­ ки фосфора и превращения фос­ фора в фосфорную кислоту. Растворением концентратов в фосфорной кислоте можно по­ лучить удобрение высокого ка­ чества. Однако этот путь не окончательный. Углубленная про работка даст возможность выб­ рать наиболее целесообразный метод. Апатит и нефелин являются составной частью апатито-не- фелиновой породы. При их вы­ делении остается значительный остаток, богатый различными про­ дуктами—эгерин, с содержанием ванадия и титано - магнитит. Оба эти продукта должны стать основой для развертывания ти­ танового производства. Кроме применения апатита и апатитового концентрата в ука­ занных выше направлениях, значительная часть его в куско­ вом виде, частью в переработан­ ном, пойдет в металлургию на металлургические заводы Евро­ пейской части Союза. Опыты инженера Черникова по приме­ нению апатита в металлургии открывают блестящие перспекти­ вы. Картина переработки апати- то-нефелинового комплекса бы­ ла бы не полной, если бы мы не указали на одно звено, о ко­ тором мы давно мечтали, но которое сделалось реальным толь­ ко в 33 году. Это—возможность переработки нефелина серной и сернистой кислотой. Эти две кислоты открывают в области переработки нефелина совершен­ но исключительные перспективы. Постройка опытного завода на 10 тыс. тонн серной кислоты около Хибиногорска даст воз­ можность переработать нефелин на следующие основные и не­ обычайно ценные продукты: селикогель и неопермутит, имею­ щие болыпоеприменение в хими­ ческой промышленности, затем квасцы, крайне необходи­ мые для бумажного и текстиль­ ного производства. Этим еще не исчерпываются все возможности. В дальнейшем возможно получе­ ние нового вещества, имеющего большое значение для бумажного производства. Помимо апатито-нефелинного комплекса Хибинские тундры приносят нам целый ряд цен­ нейших полезных ископаемых, главным образом в области ред­ ких металлов. Разведки и техно­ логические возможности дают нам право ставить вопрос о раз­ витии у нас промышленности редких металлов. Редкие земли и торий будут добываться из ловчоррита, обога­ щенного на специальной фабри ке, заканчивающейся постройкой в Хибиногорске. ' Второй необычайно интересный комплекс — комплекс молибдена. Этот комплекс в районе самого рудника будет доведен до самого конца и даст не только концент­ рат молибденовых соединений, но и конечный продукт в самом Хиби ногорске. Третья проблема—цирконий. Тех нология его еще недостаточно проработана. Запасы, определяе­ мые многими сотнями тысяч тонн, вполне реальны, делотолько лишь за проработкой технологического процесса. Наконец, вопрос о титане. Для добычи его имеется два источни­ ка руд. Один источник—отходы титано-магнетита от больших обогатительных фабрик, и второй источник—сфен, запасы которого ;обеспечивают огромные возможно­ сти для получения титановых белил. По всей вер&тности тита­ новое дело по своей мощности и по своему исключительному зна­ чению явится третьим сектором химического комбината в Канда­ лакше. Этот сектор Химкомбината сможет дать десятки тысяч тонн титановых белил и этим обеспе­ чить совместно с цинковыми бе­ лилами новые пути для развития металлургии на берегу Белого моря. Этим пока ограничиваются на ши ближайшие перспективы ис­ пользования богатств Хибинской и Ловозерской тундр. Мы пока не говорим о тех 9 редких элемен­ тах—бериллии, галлии, гафнии, которые уже найдены в Хибин­ ском массиве, но уже и этого до­ статочно, чтобы иметь представле ние о том размахе и о тех богат ствах, которые сулит Кольский полуостров. В ближайшее же время во весь рост станет вопрос об освоении рудных запасов Монче-тундров- ского района и озера Имандра. Рудные богатства Монче-тундры могут стать источниками сырья для получения меди и никкеля. Железно-рудные богатства Иманд ры ставят вопрос о развитии чер ной металлургии. \ Таким образом вырисовываются три звена в переработке мине­ рального сырья хибинского ком плекса. Добыча, сосредоточенная в Монче-тундровском, Хибинском и Ловозерском районах. Обогаще­ ние, сосредоточенное во всех этих 3 районах. Химическая перера­ ботка на полуфабрикаты или конечные продукты, сосредоточен­ ная в Кандалакше и частью для некоторых производств непосред­ ственно в Хибинском районе. Эта схема основывается на знании ископаемых богатств на настоящий момент. Но эти зна­ ния не являются окончательными. Это только временный этап в нашем знании ископаемых бо­ гатств Кольского полуострова. Однако, несомненно одно: перед нами вырисовывается громадный пояс исключительного накопления различных редких металлов, ко­ торый тянется с' Северо-Запада на Юго-Восток и который изучен лишь в небольшой своей части, и который слагается грандиозны­ ми, самыми большими в мире железными массивами Хибинских и Ловозерских тундр, щелочных гранитов и опоясываемый свое­ образной медно никелевой осью. Надо совершенно определенно заявить, что наше представление о возможностях Хибинского комп­ лекса даже по сравнению с 29 и 30 годом выросло необычайно. Выросло не только по масштабу, но и по целому ряду новых воз­ можностей. Значительную часть этих бо­ гатств мы уже используем прак­ тически, другую часть подготов ляем к освоению, третья нахо­ дится в стадии постановки и требует внимания и углубленного изучения. К этой третьей группе мы дол­ жны отнести сульфидные руды Мончетундры, никелевое место­ рождение. Железные руды, быст­ рейшее освоение которых дик­ туется хозяйственной обстановкой и громадным хозяйственным зна­ чением—должны быть вниматель­ но изуяены. В связи с отсутст­ вием дешевых и доступных уголь­ ных баз надо заострить научную мысль на применении иных ме­ тодов использования огромной железно-рудной базы, открытой на Кольском полуострове. Колоссальное стрэительство ста­ вит во весь рост вопрос об увязке геологических, технологических и хозяйственных работ, требует со­ гласованности и строго проду­ манной очередности. Надо прямо сказать, что до сих пор этого нет. Бюро НИС‘а Наркомтяжпрома не справляется с этой задачей и 70 учреждений, изучающих от­ дельные части всей проблемы работают вразброд. Между тем успех каждого дела заключается именно в согласо­ ванности всех его частей, начи­ ная с разведки и кончая обога­ щением и химической переработ­ кой. Эта комплексная работа пока еще несомненно отстает. Особенно, это относится к разработке тех­ нологических процессов. Еоли разведочная работа за^ последние годы улучшилась и ъ ряде случаев с успехом разре­ шила задачу, если обогащение дало богатые результаты, то в области технологии, в области технического знания самого сырья наши успехи недостаточны. • До сих пор отстают такие важ­ нейшие участки, как составление j карт, почвенное исследование/ гео-ботанический анализ террито­ рии, знание климата, знание вод­ ных запасов. Отстает даже простое географическое знание той тер­ ритории, на которой нужно строить целые города со многими десят­ ками тысяч населения. Эта сторона вопроса заставляет нас принять целый ряд пракхи- ческих решений, могущих сдви­ нуть с, мертвой точки эти крайне необходимые работы. Я необычайно внимательно слежу за ростом промышленности в полярных областях всего мира и в частности, в Канаде и на Аляске. Но надо сказать, что все то, что там имеется, нельзя даже сравнить с масштабами и гран­ диозными успехами, которые до­ стигают.^ полным переустройст­ вом Кольского полуострова и превращением этой забытой ок­ раины в грандиозный промыш­ ленный центр, сравнимый по своему значению для союза с Уралом. Центр, который не только дает каждому кусочку хлеба ча­ стицу живительного. фосфора, но который является важнейшей ча­ стью промышленной мощи Совет­ ского Союза. Процесс освоения Кольского полуострова кеобычайго ярко по­ казывает победу большевистской воли нам, казалось бы, бесіиод» ными и трудно осваиваемыми районами поляряых стран. Учебный год начался

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz