Полярная правда. 1933, сентябрь
Н А С Т Я П Р И Ш Л А В Ш К О Л У . . . но прорывается чей то голосок, нпй воздух. Крикливой и шум- « I — «з Настя? Пока еще ей трудно отве- шволы* тить, трудно сделать 'выбор — ! — Хорошо... много интересного, все интересно. I Настя улыбается, на ее щеках Вдруг рассыпчатая дробь звон-1 _ л ка настежь распахивает двери'} Р румянец. Счастливая Ребята рассматривают только что полученный букварь Ей 8 лет и ее зовут Настя. Еено негодует, почему она не хо^ светлые, цвета спелой ржи, воло- дила в школу, уже хотя бы го- сы аккуратно заплетены в косич- да два три назад, ки и завязаны розовой ленточкой. Подумать только—сколько она Ситцевое, в цветочках платье, потеряла. Теперь она могла бы аккуратно выстирано и на гру ди сколото осоавиахимовским значком. Б маленькой папке у ней в порядке сложена стопочкой чистая бумага, карандаш и в розовой обложке учебник—бук-' ваш» для первого года обучения. Настя держится немного на пряженно и натянуто, как буд то она постоянно борется сама с собой. Дело в том, что вот уже десятый день, как Настя стала обладательницей всех этих бо гатств, как жизнь ее перевалила через как^й-то большой и очень важный рубеж. Десять дней тому назад Настя в первый раз пришла в школу. Через школьную дверь Настень ка вошла в огромный, интерес ный и содержательный мир. Теперь ее маленькая жизнь не только получила определен- уже писать слова, читать, ей бы уже дали тетрадь и несколько учебников, задавали бы уроки на дом, она безошибочно распу тывала бы сложные задачи и без запинки читала бы рассказы. Но ничего, — у нее еще есть время, она еще нагонит. Вместе с 340 своими товарка ми и таварцщами, такими же бе лыми, как и она, смуглыми, с косичками и без них Настя в больших и светлых комнатах первой ФЗС внимательно слуша ет интересную речь учителей. Она усваивает приемы письма, запоминает очертания букв, каж дый день приносит ей сотни ин тересных лещей и жадно обога щает ненасытную память прави лами, законами, событиями, пред метами. — Ну, дети — раздается го- класса и Настя сливает свой тонкий голос с сотнями других, и взявшись за руку с подругой, дробно топоча по деревянному полу коридора, бежит, бежит в большую залу и здесь в эти корот кие перерывы между уроками, она теряет свою серьезность и целиком отдается тому здоровому (порыву, с азартом развлекаясь и'грой в пятнашки, беганием в перегонки. Огромный заряд бод рости и счастливой беззаботно сти — во все эти короткие ми нуты перерыва ей никак не из расходовать. Она тонко смеется. Вместе с ней также- заливчато смеются подруги и звонкий гомон голосов . неумолчно ' стоит над школой. Но как бы оп ни был высок, Настя первая слышит в нем дробь колокольчика и бежит в класс. В коридорах становится пусто и торжественно тихо. Дыхание и говор сотни ребят, еще как будто живет едва приглушенным эхом. После 4 уроков, аккуратно сло жив книги, Настя идет домой. Она врезается в толчею у выхо да и с радостью задорно кричит. — Расступись! И с размаху втискивается в толпу. Смеющую ся ее выносит поток на крыльцо, на солнечную улицу на резкий уже начинающий холодеть ^осен- и наполненная до края впечат лениями, она возвращается домой. Как уже установилось за эги | 10 дней, ее встретят домашние и она должна будет поделиться, с ними пережитым за день. Се- J годня у Насти много новостей. ( Во-первых учительница заверила ребят, что как только будет от крыт Дом культуры, дети смогут посещать утренники и дневные сеансы. Во-вторых, скоро наме чается экскурсия на тралбазу, в третьих, начинает работать пионер отряд, в четвертых... Настя даже сама запуталась в этом обилии новостей. Вечером, когда Настя уже спит, над ней склоняется ее отец, и как будто угадывая—какая про исходит в этой головке работа, он вспоминает свое детство, учебу и сравнивает ее с детством дочери. Он вспоминает мертвую скуку, училище, холод и сырость, сочив шиеся из стен большого казен ного, как будто бы с ненавистью выстроенного здания. Он вспо минает обидную приниженность и вечную боязнь быть наказан ным за нарушение тысячи мел ких и мельчайших правил. Он вспоминает горькие часы стояния в углу унизительного и страш ного наказания. Перед ним встает весь мрачный арсенал вооруже ния старой школы—стояние на коленях, оставление без обедов, занесение в кондуит, трепание за ухо, обидные клички... Мертвая, безжизненная схола стика преподавания, сквозь кото рую запуганный вечными нака заниями, детский мозг, с трудом ухватывал крупицы свежего и интересного—вот методы, которы ми его воспитывали в старой школе. Отец глядит на дочь. Она спиті спокойно, доверчиво разметав ру- ченки. Ц может быть во сне ей снится, как самое дорогое,—зав трашнее посещение школы. Отец спокойно думает, что его дочери никогда не придется ви деть того, что видел он. Пережи вать того, что переживал он. Она не будет закусывать губы, стоя в углу. Не будет стонать поса женная в карцер. Не будет при ниженно вздрагивать при входе учителя. Это ушло и накрепко похоронено революцией. Это боль ше не будет никогда. Настя выйдет из школы в от крытую жизнь. Ее Лучение не будет отравлено бессмысленной жесткостью, унизительной скукой. С радостью пройдет она через свою золотую пору,—счастливую пору ученичества. • [ем. Езерский. Первый день в школе ... К перевыборной кампании Рабпроса БОЛЬШЕ КЛАССОВОЙ БДИТЕЛЬНОСТИ НА ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ФРОНТЕ Сентябрь является для просве щенцев месяцем отчетно перевыбор ной кампании. Отчетно-перевыборная кампания должна пройти под лозунгом моби лизации масс союза Рабпрос на по- Нѳобходимо провести широкую работу по под'ему .ударничества и соцсоревнования, по организацип марксистско - ленинской учебы, по организации взаимопомощи учите лей, по вопросам материально-быто- вышѳние революционной бдительно-1 вого обслуживания членов союза отн, для борьбы с классовым врагом [ и т. д. н е г о агентурой, на развернутое и Комсомольские организации дол- полное осуществление решений ЦК ' жны принять активное участие ВКП(б) о шкоде и учителе, решений . во всей перевыборной кампании, ДИК СССР, под лозунгом- бѳзуслов I обратить особое взимание н4 прозе- ного выполнения качественных и [дение системы мероприятий по по- количеотвенных показателей для вышению квалификации молодых нового учебного года. I учителей с краткосрочной подготов- В состав МК в прошлом году про кой, на оказание систематической брался классовый враг — педагог Зарин, которого коллектив педаго гов Педтехникума выявил только к концу учебного года и выбросил из своих рядов. Тщательная провер ка всех выдвигаемых в МК, ГК и профуполномоченных даст* вам воз можность укрепить низовое проф- звено. помощи этим учителям, со стороны опытных учителей, на охват всей массы учительства марксистско-ле нинской учебой. Комсомольские ячейки неомотря на указания ЦК ВЛКСМ до сих пор не выделили представителей комсомо ла в Окрпроо и райпрооы. А. Трофимениа. В классе тихо , все внимательно слушают]беседу учителя... ную форму—к известным часам лос учительницы и сорок голо*- уходить и в известные часы 1 венок пытливо настораживаются, возвращаться—но она получила j — кто пз вас расскажет о том, богатейшее содержание, она по - 1 чему бы вы хотели научиться в лучпла яркость красок и заме- школе, чательный привкус, * необходи- j — Я, я — тянутся кверху ру- мости и обязанностей. У нее ,ченки.. появился целый мир, новые инте ресы, свои дела, свои заботы. Во-первых, она каждый день ходит в школу. И хотя прошло — Читать и писать, чтобы быть образованными... j — Выучиться инженером, что-' бы строить заводы. Д О Г О В О Р иі сецсоревнованне по лучшему проведению отчетно-перевыборной кампании низовых профорганизаций Мур Окруж Союза Рабпрос с Череповецким райпросом Мурманская организация Союза Рабпроо о количеством 1473 чѳлов. вызывает Вас на социалистическое соревнование, принимая на себя 5. Охватить пэлит-учебой в парт- сяти всех учителей, не занимающих ся в вечерних пѳдучебных заведениях. Не менее 85 % работников полит- всего 10 дней, но Настя искрен — Быть летчиком—неожидаа- Академик А. Е. ФЕРСМАН следующие ударные обязательства j просвета и дошкольных учрежде- __ ний охватить различными формами. политучебы н повышения квалифи кации. 6. Обеспечить всех- учителей ок руга жилплощадью. 7. Добиться организации касс взаимопомощи в каждом МК с ох ватом не менѳе 80 % членов ооюза. 8. Ликвидировать задолженность членских взносов к 15/ІХ-с. г. 9. Охватить вновь профчленотвом всех работников культ, учреждений округа. Ю. Улучшить качество работы профгруппы, сделав их решающим звеном профработы. 11. Наладить работу по профсоюз ному учету. 12. Охватить всех неграмотных и малограмотных членов союва учебой. 13. Вовлечь для активного учаотпя по отчетно-перевыборной кампании в каждом МК не меньше 12 членов союза. 14. Приступить к эанятиям по пе реподготовке профактива не позднее 5/Х. Председатель Окрпроса Мурм. окру га Трофимаико. іь: Ис по проведению отчетно-перевыбор ной кампании. 1. Проверить выполнение колдо- говоров, выделив 57 чел. профакти ва для систематической проверки и наблюдения ва выполнением кол- договора. В период отчетно-перевыборной камвании довести результаты про верки до каждого члена союза. 2. Во всех районах Округа к I/X проверить проведение дифзар- платы работников изб-читален .и библиотек. ' 3. В период отчетно-перевыборной кампании добиться заключения соц. договоров между всеми школами округа, оформить ударные обяза тельства на 33—34 уч. год, нала дить точный учет ударничества к 16-й годовщине Октября, провести проверку выподнѳвня соцдоговоров и ударных обязательств. 4. На 100 % охватить учебой по повышению квалификация (в вечер нем пѳдтехникуме и ваочном) всех учителей начальной шкоды, неиме ющих педобразования в об'еме пед техникума и заочными педвузами— 165 чел. Отв. секретар томин. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯХИБИНСКОГО ГОРНОХИМИЧЕСКОГО РАЙОНА Для того, чтобы понять пути развития горно-химическрй про мышленности Хибин, надо пред варительно сказать о комфіна^е в Кандалакше. Исходя из анали за 25 полезных ископаемых, об наруженных и разведанных в центральных частях Кольского полуострова можно подойти к на метке основных линий комбината. Чтобы ослабить стоимость пе ревозок, уменьшить загрузку же лезных дорог, мы должны давать высококонцентрированное сырье. Только при этом условии комби нат приобретет большое значение и его продукция сможет дойти до самых отдаленных районов по требления, не только до Кавказа, но и до Средней Азии и Дальне го Востока. Хибиногорск делается центром добычи сырья, равно как и со седние с ним районы—Ловозер- ских тундр с одной стороны, и Монче—Тундры с другой. Переработка основных химиче ских продуктов и превращение полуфабрикатов обогатительной фабрики/ в более высокосортные виды сырья или конечные про дукты должно вестись на Канда лакшском Химкомбинате,. Масштаб производства потре бует огромных запасов гидро и тепловой энергии и увеличения запасов воды. Основное кольцо, которое будет связывать энерге тические центры Нивы, Ковды, Еольвицы и Умбы, будет иметь мощность порядка 250—300 тыс. квт. Основным сырьем для * всего комплекса является апатито-не- фелиновая порода. Подготовка но вых обогатительных фабрик на мечает масштаб выпуска продук ции порядка 4,5 млн. тонн кон центратов, пз них 3 мил. тонн приходится на апатитовый кон центрат и 1,5 на нефелиновый. Отходами этих двух производств будет некоторое количество эге- рино-титановых концентратов. Нефелин. Значительная часть его пойдет па удовлетворение по требностей керамической ' и сте кольной промышленности Ленин града и Карелии. Несколько сот тысяч тонн пойдут на нефелино- вание почвы, в связи с мелиора цией. Блестящие результаты вне сения нефелина в кислые почвы* в совхозе „Индустрия” говорят о том, что нефелинованию почвы будет обеспечено большое буду щее. Небольшое количество нефе лина—порядка 50 тыс. тонн бу дет перерабатываться новым сер но-кислотным заводом на ряд цен нейших продуктов, Однако, глав ная часть нефелина пойдет в Кандалакшу и будет составлять основу Кандалакшского Химком бината. Химический комбинат Кандалак ши будет состоять из двух частей; нефелиновой и апатито вой. Переработанный по щелоч ному методу, нефелин даст в окончательном виде 3 продукта: окись алюминия—для нужд ме таллургии, цемент—в количест вах многих сотен тысяч тонн, соду и поташ. Апатитовая часть будет пере рабатывать апатит на разнооб разные виды сложных удобре ний. Переработка апатита может вестись несколькими путями в частности—путем электровозгон ки фосфора и превращения фос фора в фосфорную кислоту. Растворением концентратов в фосфорной кислоте можно по лучить удобрение высокого ка чества. Однако этот путь не окончательный. Углубленная про работка даст возможность выб рать наиболее целесообразный метод. Апатит и нефелин являются составной частью апатито-не- фелиновой породы. При их вы делении остается значительный остаток, богатый различными про дуктами—эгерин, с содержанием ванадия и титано - магнитит. Оба эти продукта должны стать основой для развертывания ти танового производства. Кроме применения апатита и апатитового концентрата в ука занных выше направлениях, значительная часть его в куско вом виде, частью в переработан ном, пойдет в металлургию на металлургические заводы Евро пейской части Союза. Опыты инженера Черникова по приме нению апатита в металлургии открывают блестящие перспекти вы. Картина переработки апати- то-нефелинового комплекса бы ла бы не полной, если бы мы не указали на одно звено, о ко тором мы давно мечтали, но которое сделалось реальным толь ко в 33 году. Это—возможность переработки нефелина серной и сернистой кислотой. Эти две кислоты открывают в области переработки нефелина совершен но исключительные перспективы. Постройка опытного завода на 10 тыс. тонн серной кислоты около Хибиногорска даст воз можность переработать нефелин на следующие основные и не обычайно ценные продукты: селикогель и неопермутит, имею щие болыпоеприменение в хими ческой промышленности, затем квасцы, крайне необходи мые для бумажного и текстиль ного производства. Этим еще не исчерпываются все возможности. В дальнейшем возможно получе ние нового вещества, имеющего большое значение для бумажного производства. Помимо апатито-нефелинного комплекса Хибинские тундры приносят нам целый ряд цен нейших полезных ископаемых, главным образом в области ред ких металлов. Разведки и техно логические возможности дают нам право ставить вопрос о раз витии у нас промышленности редких металлов. Редкие земли и торий будут добываться из ловчоррита, обога щенного на специальной фабри ке, заканчивающейся постройкой в Хибиногорске. ' Второй необычайно интересный комплекс — комплекс молибдена. Этот комплекс в районе самого рудника будет доведен до самого конца и даст не только концент рат молибденовых соединений, но и конечный продукт в самом Хиби ногорске. Третья проблема—цирконий. Тех нология его еще недостаточно проработана. Запасы, определяе мые многими сотнями тысяч тонн, вполне реальны, делотолько лишь за проработкой технологического процесса. Наконец, вопрос о титане. Для добычи его имеется два источни ка руд. Один источник—отходы титано-магнетита от больших обогатительных фабрик, и второй источник—сфен, запасы которого ;обеспечивают огромные возможно сти для получения титановых белил. По всей вер&тности тита новое дело по своей мощности и по своему исключительному зна чению явится третьим сектором химического комбината в Канда лакше. Этот сектор Химкомбината сможет дать десятки тысяч тонн титановых белил и этим обеспе чить совместно с цинковыми бе лилами новые пути для развития металлургии на берегу Белого моря. Этим пока ограничиваются на ши ближайшие перспективы ис пользования богатств Хибинской и Ловозерской тундр. Мы пока не говорим о тех 9 редких элемен тах—бериллии, галлии, гафнии, которые уже найдены в Хибин ском массиве, но уже и этого до статочно, чтобы иметь представле ние о том размахе и о тех богат ствах, которые сулит Кольский полуостров. В ближайшее же время во весь рост станет вопрос об освоении рудных запасов Монче-тундров- ского района и озера Имандра. Рудные богатства Монче-тундры могут стать источниками сырья для получения меди и никкеля. Железно-рудные богатства Иманд ры ставят вопрос о развитии чер ной металлургии. \ Таким образом вырисовываются три звена в переработке мине рального сырья хибинского ком плекса. Добыча, сосредоточенная в Монче-тундровском, Хибинском и Ловозерском районах. Обогаще ние, сосредоточенное во всех этих 3 районах. Химическая перера ботка на полуфабрикаты или конечные продукты, сосредоточен ная в Кандалакше и частью для некоторых производств непосред ственно в Хибинском районе. Эта схема основывается на знании ископаемых богатств на настоящий момент. Но эти зна ния не являются окончательными. Это только временный этап в нашем знании ископаемых бо гатств Кольского полуострова. Однако, несомненно одно: перед нами вырисовывается громадный пояс исключительного накопления различных редких металлов, ко торый тянется с' Северо-Запада на Юго-Восток и который изучен лишь в небольшой своей части, и который слагается грандиозны ми, самыми большими в мире железными массивами Хибинских и Ловозерских тундр, щелочных гранитов и опоясываемый свое образной медно никелевой осью. Надо совершенно определенно заявить, что наше представление о возможностях Хибинского комп лекса даже по сравнению с 29 и 30 годом выросло необычайно. Выросло не только по масштабу, но и по целому ряду новых воз можностей. Значительную часть этих бо гатств мы уже используем прак тически, другую часть подготов ляем к освоению, третья нахо дится в стадии постановки и требует внимания и углубленного изучения. К этой третьей группе мы дол жны отнести сульфидные руды Мончетундры, никелевое место рождение. Железные руды, быст рейшее освоение которых дик туется хозяйственной обстановкой и громадным хозяйственным зна чением—должны быть вниматель но изуяены. В связи с отсутст вием дешевых и доступных уголь ных баз надо заострить научную мысль на применении иных ме тодов использования огромной железно-рудной базы, открытой на Кольском полуострове. Колоссальное стрэительство ста вит во весь рост вопрос об увязке геологических, технологических и хозяйственных работ, требует со гласованности и строго проду манной очередности. Надо прямо сказать, что до сих пор этого нет. Бюро НИС‘а Наркомтяжпрома не справляется с этой задачей и 70 учреждений, изучающих от дельные части всей проблемы работают вразброд. Между тем успех каждого дела заключается именно в согласо ванности всех его частей, начи ная с разведки и кончая обога щением и химической переработ кой. Эта комплексная работа пока еще несомненно отстает. Особенно, это относится к разработке тех нологических процессов. Еоли разведочная работа за^ последние годы улучшилась и ъ ряде случаев с успехом разре шила задачу, если обогащение дало богатые результаты, то в области технологии, в области технического знания самого сырья наши успехи недостаточны. • До сих пор отстают такие важ нейшие участки, как составление j карт, почвенное исследование/ гео-ботанический анализ террито рии, знание климата, знание вод ных запасов. Отстает даже простое географическое знание той тер ритории, на которой нужно строить целые города со многими десят ками тысяч населения. Эта сторона вопроса заставляет нас принять целый ряд пракхи- ческих решений, могущих сдви нуть с, мертвой точки эти крайне необходимые работы. Я необычайно внимательно слежу за ростом промышленности в полярных областях всего мира и в частности, в Канаде и на Аляске. Но надо сказать, что все то, что там имеется, нельзя даже сравнить с масштабами и гран диозными успехами, которые до стигают.^ полным переустройст вом Кольского полуострова и превращением этой забытой ок раины в грандиозный промыш ленный центр, сравнимый по своему значению для союза с Уралом. Центр, который не только дает каждому кусочку хлеба ча стицу живительного. фосфора, но который является важнейшей ча стью промышленной мощи Совет ского Союза. Процесс освоения Кольского полуострова кеобычайго ярко по казывает победу большевистской воли нам, казалось бы, бесіиод» ными и трудно осваиваемыми районами поляряых стран. Учебный год начался
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz