Полярная правда. 1933, сентябрь

3 4 ЗВЕРЕМ СРЕДИ ЛЬДОВ Зверобойные суда Мурманской конторы морзверпро- ма" не безуспешно промышляют в архипелаге Земли Франца Иосифа. На первом 4месте по промыслу мор­ ского зверя идет з/с. «Л с я с о в е т » (капитан Воротилов) выполнивший программу рейса на 86,5 процента. На б о р т # ”«Ленсовета» 114 шкур белого моржа, 52 шкуры белого медведя и 129 шкур морского зайца. «Ленсовет» мотерял 7 суток лучшего промыслового времени на перевозку радиста к доктору в Бухту Тихую (на земле Франца Иосифа). \ Н а втором место по промыслу идет зверобой ^ «Мурманец», выполнивший программу на 77,6 процента. { На борту оМурманца» 91 шкура моржа, 45 шкур бело- ( го медведя и 154 шкуры морского зайца. Дальше идут «Смольный*, «Ленгосторг» и «Нерпа»- Для Ленинградского зоологического парка зверо­ боями Морэверпрома взято на борт до 20 живых медве­ дей и моржей. На 30 августа общий план полярного рейса Мор- зверпромом был выполнен на 57 процентов. Осталось до конца рейса 15 дней лучшего промыслового времени, вовремя которого судаМорзверпрома по всем предполо­ жениям покроют недовыполнение первых двух Н а н а ш е м с и и м к е с о в е т с к ие з в е р о б о и п е р е п р а в л я ю т с я н а п р о м ы с е л ч е р е з ж и д к и й с*ем в Северном Ледовитом океане у архипелага земли Франца Иосифа. и р и ж а б л ь в А П ход на ледоколе „Красин1* для оказания помощи и спасеаия итальян­ ской экспедиции показал, какимь мощ­ ным и в известных случаяхнѳзамени- мым средством сообщения в поляр­ ных морях является специально для этсй пели, сконструированный ко­ рабль. Поистине можно сказать, что г.ра - синская экспедиция, вместе со льда ­ ми, разбила в то недоверие, которое р к т и к е Шоф. Р. Д. САМОИАОВИЧ н ую Зем гю , Таймырский полуост ­ ров и Новую З ем лю до Б е р л и н а пролетел 7,466 км в 70 часов 52 ми­ нуты. Таким образом, за 105 часов 27 мин. дирижабль покрыл расстоя­ ние в 10.700 км, при чем за все это время была сделана заранее назна­ ченная посадка н а воду (впервые) тогда еще у многих имелось по от- в Тихой бухте Земли Фланца Иоси- ей Штурман „Руслана" Г. И. Точилов и матрос М. П. Попов в Ленинграде 1ЕНПНГАРД, 29 авг. На норвеж ской пароходе «Гудвин» в Ленин­ град прибыли матрос М. П. Попов ж старший штурман Г. И. Точилов, •пасшиеся во время гибели судна «Руслан» и подобранные в море жорвежским ботом «Рингсал». Об истории гибели «Руслана» тов. Точилов рассказывает сле­ дующее: — 24 апреля мы вышли из Баренцбурга. В полночь разыгрался сильный шторм. Пошел . снег. Іорпус судна начал обледеневать. «Руслан» постепенно терял плову- честь. Я собрал всю команду, и люди начали скалывать лед с бортов и надстроек. Это временно •пасло нас от катастрофы. В полдень 25 апреля вновь разыгрался шторм. Огромные ва- іы нещадно били судно. В кор­ мовом трюме образовался лед. Обе топки заливало водой Экипаж •росился к ведрам.,. В полночь стало ясно, что суд- ! • ждет ко дну. Мы стали са- джться в шлюпки. В лервую шлюпку сели 9 человек, во вто­ рую—капитан Клюев, я матрос Попов, сигнальщик экспедиции Эпрона Бекусов, машинист Ворон- цов и еще восемь человек.. . «Руслан» погрузился в пучину. Это прозошло, как мне кажется, между Форляндом и Бельзундои, в 10 милях от берега, где глубина моря достигает 400—450 саже- ней. Первую шлюпку мы сразу же потеряли из виду. Волной у нас смысло взятую с собой провизию. Одеяла, компас и морскую карту нам удалось сохранить.. . Буря и страшный холод уно­ сили одну жертву за другой. И все же в шлюпке соблюдалась строжайшая дисциплина. Русла новцы умирали героями.. . На пятый день в живых остались только трое: я, Бекусов н Ми­ хаил Попов, который в течение пяти суток ни разу не бросил весла. .7 1 мая мы с Поповым сооруди­ ли из простыни парус и шли вперед двигаясь по ветру. Вско­ ре я услыхал стук моторов. К нам шел норвежский бот «Ринг­ сал». Капитан бота Отто Эриксен отдал распоряжение принять на борт меня, Попова и Бекусова, а так­ же тело машиниста Воронцова. В это время вновь поднялась снеж­ ная мятель. Опоздай «Рингсал» на двадцать минут,—и он за снежной завесой нас не уви­ дел бы, . . ■ Т. Точилов * и Попов 3 месяца находились па излечении в Тромсв (Норвегия). Тов. Бекусов выехал в СССР несколько раньше. Все они выращадет горячую благодар­ ность советскому консульству в Норвегии, команде бота «Ринг­ сал» и медицинскому персоналу больницы в Тромсе за исключи­ тельно участливое и заботливое отношение. / В связи с приездом тов. Точц- дова и Попова в Ленинграде со­ стоялась торжественная встреча их е эпроновцами, работавшими по под’ему ледокола «Малыгин»’ ношению к работе и ледоколов и па­ роходов ледокольного типа. Дей­ ствительно о 1928 г. наблюдается резкий перелом во взглядах на дея­ тельность ледоколов. Прошло толь ко пять лет с того времени, а сколь­ ко замечательных и блестящих эк­ спедиций мы пмнем на арктических кораблях, названия которых—.С е ­ дое14, „Малыгин-, „Русанов", „Си­ биряков в—широко извествы не толь­ ко в СССР, но далеко за предела­ ми нашего Союза. Однако, на ряду с ледоколами мы стали применять и другие современ ные методы исследования и пере движения в Арктике. Энергично по­ велась работа при помощи самоле­ тов, аэросаней и, на конец, дирижаб­ ля. Но в то время, как советские са­ молеты нашли себе применение в советской Арктике, еще в 1924 г. глав ным образом, для ледовых разведок, в целях обслуживания Карских эк­ спедиций (первый полет на самоле­ те над Новой Землей был совершен в 1914 г.), воздушный корабль по­ явился над нашли полярным секто­ ром только в 1931 г. Как известно, то был немецкий, дирижабль ЯЛЦ-127—граф Ц еппели н“. * Хотя эта экспедиция была оргапп зоваиа международным обществом „ Аэроарктик *, однако, руководство научной части находилось в руках советских ученых, чем мы конечно нисколько не хотим умалить того, большого значения, какое имело живое участие выдающихся ино­ странных ученых. А так как полет совершался исключительно над со ветской территорией, то и опыт этого полета должен быть нами тщательна изучен и учтен в даль­ нейшем. В настоящее время уже вышел том научных трудов этой воздуш­ ной экспедиции, на основании кото­ рых можно в достаточной достовер­ ностью судить о степени примени­ мости воздушных кораблей для ^аучных наблюдений, освещения полярных областей и, наконец, орга­ низации воздушного транспорта на далеком Севере. Опыт пробного полета, каковым был полет шЦ еппелинаи . с достовер­ ностью показал, что именно в Аркти ке дирижабль явптся совершенно незаменимым орудием освещения малоисследованных или совершенно нензвесгных областей. Прежде всего, огромным преиму­ ществом такого дирижабля является его способность покрыть без посад­ ки огромные расстояния за сравни­ тельно короткий срок времени. В самом деле во время ѵпомянутой экспедиции 1931 г. пЛЦ-127* пок­ рыл расстояние от Ленинграда до Земли Франца-Иосифа (2613 км) в 34 часа 35 минут. От вемли .Фран­ ца-Иосифа дирижабль через Север - фа на 15 минут для обмена почтой с „ М а лы гиным *. Но, коне т о , дприжаідь могс успе хом держаться в воздухе и без эгой посадки Само собой разумеется, что ни одна пз современных самолетов не может дать таких покаіателей. Впрочем, нужно заранее оговориться: эги два основных типа воздушных средств сообщения нѳ должны кон­ курировать между собой, а скорее дополнять друг друга в Арктике. Не следует при этом думать, что полеты в северных широтах явля­ ются более трудными или рискован­ ными, чем над пространством, рас­ положенным южнее. Наоборвт, Арк­ тика дает значительные преимущѳ ства для воздушны#' полетов. Так, слой тумана встречающийся нередко над пловучим льдом тоньше, чем в более южных широтах. Это обстоя­ тельство позволяет с^ерш .іть поле­ ты на сравнительно небольшой вы­ соте. Значительные колебания темпе­ ратур воздуха днем и ночью также в значительной мере облегчают по­ леты. Дирижабль и самолет при этом должны выполнять каждый свои специальные задачи: в то время как дирижабль, как мы видели, спосо­ бен покрывать большие расстояния, не нуждаясь в посадочных площад­ ках, самолет может обслуживать, так сказать подсадные лути. Дири­ жабль, однако, имеет, яаг.оичеяяо ряд преимуществ перед самолетом. З А Г Р А Н И Ц Е Й ИНОСТРАННАЯ ГАЗЕТА ОБ УСПЕХАХ СССР 0 ЗАВОЕВАНИИ АРКТИКИ / БЕРЛИН. „Фоссише Цейтунг“ в статье об успехах СССР» s o исследованию Арктики, перечисляя работы советского пр ^ жительства по освоению Севера, подчеркивает, что СССР располагает прекрасным ядром выдающихся исследователей, которые «чувствуют себя за полярным кругом, как дома, при 9 том газета называет имена Самайловича, Шмидта, Визе- Указывая на экспедицию «Сибирякова» газета придает особенное значение рейсу «Челюскина»» который должен «про­ ложить великий северный путь» и в связи с этим подчерки­ вает важное значение Беломорско-Балтийского канала,благодаря которому открывается возможность превратить Ленинград­ ский порт в базу сообщения с Арктикой- ЯПОНИЯ И КИТАИ ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И КИТАЕМ ПРЕРВАНЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ' В БУРЖУАЗНЫХ АРМИЯХ Конструкция самого корабля, так и его гондолы позволяет произво­ дить наблюдения и исследования самого различного характера. ДириѴ* жабль дазт возможность не только обозревая зя , но и благодаря удобст­ ву применения фотограмметрической с‘емкѳ фиксирования огромных про­ странств в кратчайший срок. При этом он может подняться до высо­ ты в I 500—2.000 метроз - или же в случае необходимости сауститьоя до уровня моря или суши. Скорость его полета межег быть регулирова­ на, т. е. может быть увеличена или сокращена до минимума. Наконец корабль при известных условия! в состоянии держаться и на одном месте. Эги качества дирижабля дают неисчерпаемые возможности при с'емке геологических и геомор­ фологических исследованиях, также при производстве мѳтеоаэрологиче- ских магнитных и дрѵгих наблюде­ ний для чего могут быть взяты с собой инструменты и аппараты зна­ чительного веса. Особенно следует обратить внима­ ние на возможность производства именно геологических, геоморфоло­ гических и даже разведочных ра­ бот, так как, снижаясь в определен­ ных пунктах, дирижабль может Н£ только высадить намеченные пар­ тии, но п снабдить и х необходи­ мым инструментарием. Кроме того, дирижабді, снижается на воду.. пре­ доставляя таким образом возмож­ ность производства океанографиче ских и гидрографических исследова­ ний. Деятельность дирижабля в Аркти­ ке поэтому будет крайне важна так- __________ ___ _________ же для снабжения и даже для по- но построен соответственно оборудо- эти научные и практические в а д ^ чн могут быть выполнены в течение времени измеряемом днями и да - же часами , тогда как при помощи морских судов для осуществлении тех же целей необходимы месяцы и даже годы. Чтобы не быть голословным, ука ­ жу лишь на один пример: «ЛЦ-127» топографически заснял одни на за ­ ливов восточного берега Северной Земли весьма подробно в течение нескольких минут (!) (См. карту залива Матусевяча отпечатанную в трудах экспедиции). При нормаль­ ных условиях наземная с'емка о такой же подробностью этого рай­ она потребовала бы 6—8 летних не­ дель для чего по условиям этого района необходимо зимовать на Северной Земле. • Полет экспедиции на яЦ еппелинёч дал не только весьма важные на­ учные результаты но, что самое важное, показал, что дирижабль при­ меним в Арктике и для практиче­ ских целей. Не подлежит никакому оомненпю, что советский дирижабль в Арктике послужит могучим орудием не толь­ ко для открытия новых, но и для хозяйственного и научного закреп­ ления уже известных, но малоиссле­ дованных земель. Дирижабль, как транспортное средство, должен бу­ дет вместе о тем послужить для еще более энергичного более настой­ чивого вовлечения оамых отдален* ных наших полярных облаотей в великую социалистическую стройку Союза. Поэтому я позволю себе выразить настойчивое пожелание всех совет­ ских полярников, чтобы один вз мощных дирижаблей из эскадрильи имени В. И. Ленина был специаль* стройки наших отдаленных радио- .ван для трудной, но благодарной ра- станций, при чем без всякого преу- боты и Арктике. \ величевия можно сказать, что в с е 1 („Известия ЦИК'а"). По СССР ХЛЕБОПЕРЕВОЗКИ НЕ ОБЕСПЕЧЕНЫ ПОРОЖНЯКОМ Железные дороги еще не вы­ полняют норм погрузки хлеба. За последнюю пятидневку отправи­ тели хлеба требовали не менее 17 тыс. вагонов в сутки, тогда как среднесуточная норма лишь 8.956 вагонов. ' Особенно тревожно на дорогах Украины, где на отдельных стан­ циях все помещения забиты хлебом. Хлебоперевозки не обе­ спечены порожняком, между тем, на отдельных станциях вагоны используются не по назначению. Зачастую пдд зерно даются совер­ шенно непригодные вагоны. Ф о т о - э т ю д ШЩ ѵ / / ШАНХАЙ. В демилитаризиро­ ванной полосе провинции Хебей (Сев. Китай) бандитские отряды •кружили (ЗиньвиндаО и грабят деревни вблизи станции Тань- шань—Бейпин-Шанхайгуаньской железной дороги. 200 тыс. бан­ дитов организовали свой штаб в Цзяньчанине. Недавно разграб­ лен поезд, шедший в Шань- дунь. Одновременно японо-китайские жереговоры о передаче китайцам занятых японцами проходов к Великой Стене приостановились. Японцы временно отказываются вести переговоры. Полагают, что бандитские выступления в Сев. Китае, а также отсрочка перего­ воров свидетельствуют о сіреиле- нии японцев повлиять на Йитаі, чтобы возвращение нанкинского министра иностранных дел Сунц- зевеня из САСШ и Европы не изменило китайской политики на севере Китая. ^ \ѵ ВЕНА. По сообщению из Софии военный суд в старой Загоре за­ слушал дело группы лиц, в том числе 14 солдат, одного кадета и двух служащих государственного военного завода, обвинявшихся ’«в организации комячеек» среди гарнизона Казанлике. Обвиняемым отказали в праве свободного вы­ бора защитника. Пятеро приго­ ворены в казни, девять к тюрьме, в общей сложности на 72 года. В Шумене начался процесс 28 еолдат, а также ряда активистов рабочих организаций, обвиняемых «в нелегальной коммунистической деятельности». Военный прокурор требует смертного приговора 19 обвиняемым. В Дассарджике аре­ стовано и. избито 75 рабочих, подозреваемых «в коммунистиче­ ской деятельности среди солдат*. Рабочие организации Болгарии развернули кампанию протеста против 31 подготовляемых мас­ совых казней рабочих п солдат СВЕРТЫВАЕТСЯ БУМАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО БЕРЛИН. По распоряжению министра народного хозяйства в бумажной промышленности с 1 сентября по 31 октября вводится пятидневная рабочая педеля. Сокращение производства моти­ вируется перепроизводством, а также падением экспорта. Союз предпринимателей джуто­ вой промышленности предписал своим членам ограничить произ­ водство на 10—15 проц. мощно­ сти фабрик. УДАРНО БОРЮТСЯ ЗА ЗДОРОВЫЙ ВАГОННЫЙ ПАРК Развернувшийся декадник оздо­ ровления вагонного парка выз­ вал новую волну трудового под‘е- ма железнодорожников. Рабочие депо Всполье вступили в,соревно­ вание с коллективом станции Во­ логда. Вятские рабочие, соревнуясь с коллективом 4-го района Мо сковско-Курской дороги взяли обязательство вместо 570 отремон­ тировать в декадник 650 ваго­ нов. Широко развернулось соревно­ вание среди вагонников Смолен­ ска. Вагонники Витебска дали в августе 150 отремонтированных вагонов вместо 115 по плану. Рабочие депо—Вязьма также по­ крыли свой долг, перевыполнив в августе программу. Перевыпол­ нен также план на Балтийско- Белорусской дороге. На северных дорогах остаток вацонов в ремон­ те стал значительно меньше, чем предусмотрено нормами. Суда С сельдью. , пришедшие для разгрузки в каботажную пристань ПО CJJEJIAM ПИСЕМ На неопубликованную . заметку, в которой писалооь, что тов. Будн- ннна, управделами Мурводотроя опаздывает ва работу, Окрпрофсо- вет сообщает, что Будининой сде­ лан выговор. Начальнику планово­ экономического отдела тов. Рябову и мёханизатору тов. Дон поставле­ но на вид. * * * На письмо работницы Седовой по­ мещенное в „Полярной правде* от 27 августа под заголовком „Жакт игнорирует мои просьбы* Горжил- союз сообщает, что факты указан* ные в письме подтвердились. Поля­ ков снят с работы'по 47 от. с прц- влѳченпѳм к уголовной ответствен­ ности. ВЫЗЫВАЕМ ПОДПИСАТЬСЯ НА „ПОЛЯРНУЮ ПРАВДУ' ■ ?4' .*'.»«" с- Рабочие и служащие второго, рай­ она управления домами C t T . под­ писались на газету „Полярная прав­ д а 41 на 3 месяца, охвачено подпис­ кой 24 человека. Вызываем после­ довать нашему примеру рабочих к служащих первого ж третьего pafioa. По поручению общага собра­ ния БоСров. ' , Ответ, редактор * Г. С. ГУРЕВИЧ НАНКИНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОПИРАЕТСЯ НА АМЕРИКУ ШАНХАЙ. Вернулся из поездки в САСШ и Европу нанкинский министр, иностранных дел Сунц- тесно сотрудничать с правитель­ ством с целью «восстановления Китая при помощи дружествен- зввінь. Б моменту его прибытия ных держав* ■ся территория пристани об'яв- •іена на военном положении. С яристани Сунцзевень поехал в город под усиленной охраной. В интервью с представителями прессы Сунцзевень подчеркнул готовность держав помочь Китаю, • чем свидетельствует предостав­ ленный САСШ заем, а также техническая помощь Лиги Наций. Сунцзевень просил китайских ли­ деров прекратить разногласия и Политические круги опасаются, что деньги с займа САСШ попа­ дут милитаристам. Газета Чен- бао указывает, что лидеры не должны входить в группы, на­ ходящиеся под японским, амери­ канским и английским влиянием и должны вести политику «не­ зависимо от личных связей», тем самым намекая на амери­ канскую ориентанцию Сунцзе* веня. Письма рабочих и колхозников ЛРИДИТ Е ЗАВТРА " В Мурманск я приехал на ос­ новании заключенного договора с Севрыбой, в котором было ска­ зано, что я должен в Мурманске проработать два года в *качестве мастера инструментальщика Су доремонтного завода. Когда я при^ был в Мурманск в сектор кадров СТТ к т. Когану он направил меня к техническому директору СРЗ т. Гобчанскому, который зая­ вил: «Придите завтра, мы дого­ воримся в секторе кадров об ис­ пользовании вас на заводе». За- тем ознакомившись с моими до­ кументами, Гобчанский заявил, что на Судоремонтный завод тре­ буется инженер по термической обработке металлов, а мастер* инструментальщик не нужен, что договор, заключенный с Севры­ бой .не реален, т. к. лицо, зак­ лючавшее его, вероятно, не в курсе дел. (Письмо мастера ) Через некоторое время меня решили использовать инструкто­ ром ФЗУ при морском техникуме, для чего направили к заведую­ щему учебной частью Рублевско­ му. Заведующий учебной частью заявил мне, что инструктор тре­ буется, но весь вопрос упирает­ ся в отсутствие станков, а пото­ му просил на другой день зайти в сектор кадров, где будет решен вопрос о станках и использова­ нии меня на производстве. Наконец выяснилось; что ФЗУ получит необходимые станки, а поэтому меня направили к дирек­ тору Мортехникума Богомолову для окончательных переговоров о зарплате и для оформления дел. Но и на этот раз, как и ряд дру­ гих руководителей Севтралтреста, Богомолов просил меня: «придти завтра». Когда я упомянул отом, что уже несколько дней подряд слышу: «Придите завтра» то, Бо­ гомолов заявил, что это к не­ му не относится, т. к. он видит меня впервые. . Сейчас- договор, заключенный мною с Севрыбой нарушен. Во- первых потому, что для меня не нашлось той должности, на кото­ рую меня направляли и во-вто рых, что не предоставили жило­ го помещения. Вместо подъемных и проездных начальник сектора кадров СТТ Коган заявил: «Получайте на об­ ратный проезд 80 рублей, а про­ ездные п подъемные взыскивайте с кого угодно, я с вами не зак­ лючал никаких договоров». Я считаю, что UKP РКИ пе должна пройти мимо безобразно­ го бюрократической/ отношения к завербованным квалифициро­ ванным работникам.- Доманченко В. * К СВЕДЕНИЮ держателей облигаций 1 -го, 2 -го Государственных ввутреннвх вы­ игрышных займов индустриализации и займа укрепления крестьян­ ского хозяйства, ЧТО ОБМЕН ЭТИХ ЗАЙМОВ НА ОБЛИГАЦИИ „ПЯТИЛЕТКА В ЧЕТЫРЕ ГОДА“ будет производиться только до 1 января 1934 года, после чего к обмену указанные облигации Гострудоберкассамн приниматься не будут. Озаботьтесь обменом не аовджее этого срока, так как вы теряете право на учаотиѳ в выигрышах. 31/VIII- 3 3 г. О н р с б е р я а с с а Мк 168. 1— 1— 445— 39 4 - г о сентября 1933 года П Р О В О Д И Т С Я ЕДИНЫЙ СОВЕТСКИЙ ДЕНЬ Созываются пленумы депутатских групп на производствах. Явка пленумы обязательна и без опоздания: членам, кандидатам Горсовета, а также привлеченным рабочим и прикрепленным де­ легаткам $ депутатским группам и руководителям учреждений Приглашаются местные комитеты союэов н рабочие с производств. 1. Депутатская группа Ленснабстроя—в помещении вультбазы, барак № 16 на Жилстроительстве в 7 часов вечера. 2. Депутатская группа Судоверфи—в помещении столовой барак № 1—в в часов вечера. 3. Депутатская группа Мурм. жел, дороги—в помещении клуба Володарского в 7 часов вечера, 4. Деп. группа неорганизованного населения—в помещении Окр- суда зал заседаний в 7 часов вечера. ОРГОТДЕЛ, ♦ ♦ л Продается БАЯН Жилстрой, Халтурина ул., д. № б. Смирнов. 2 - 2 — 453 — 14 . Мурманская Окр. КК ВКЩб). пред­ лагает явиться в Партколлегию ж тов. ЛУПАЕВУ,_____ мівідатз Ш О тів- Н И Ш , ранее работавшему в совхоза .Ин­ дустрия*. Окр. КК ВКЩЩ) ш Адрао редакция—Лажжжградокая ул.— 17. Телефон отжег, редактора и секретаря 3—91, общий—3?, типография—91 Типография н 8датечы-т*а ,Л п арн ая правде1 Окрлит 466 Тираж 8 000

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz