Полярная правда. 1933, сентябрь
3 4 ЗВЕРЕМ СРЕДИ ЛЬДОВ Зверобойные суда Мурманской конторы морзверпро- ма" не безуспешно промышляют в архипелаге Земли Франца Иосифа. На первом 4месте по промыслу мор ского зверя идет з/с. «Л с я с о в е т » (капитан Воротилов) выполнивший программу рейса на 86,5 процента. На б о р т # ”«Ленсовета» 114 шкур белого моржа, 52 шкуры белого медведя и 129 шкур морского зайца. «Ленсовет» мотерял 7 суток лучшего промыслового времени на перевозку радиста к доктору в Бухту Тихую (на земле Франца Иосифа). \ Н а втором место по промыслу идет зверобой ^ «Мурманец», выполнивший программу на 77,6 процента. { На борту оМурманца» 91 шкура моржа, 45 шкур бело- ( го медведя и 154 шкуры морского зайца. Дальше идут «Смольный*, «Ленгосторг» и «Нерпа»- Для Ленинградского зоологического парка зверо боями Морэверпрома взято на борт до 20 живых медве дей и моржей. На 30 августа общий план полярного рейса Мор- зверпромом был выполнен на 57 процентов. Осталось до конца рейса 15 дней лучшего промыслового времени, вовремя которого судаМорзверпрома по всем предполо жениям покроют недовыполнение первых двух Н а н а ш е м с и и м к е с о в е т с к ие з в е р о б о и п е р е п р а в л я ю т с я н а п р о м ы с е л ч е р е з ж и д к и й с*ем в Северном Ледовитом океане у архипелага земли Франца Иосифа. и р и ж а б л ь в А П ход на ледоколе „Красин1* для оказания помощи и спасеаия итальян ской экспедиции показал, какимь мощ ным и в известных случаяхнѳзамени- мым средством сообщения в поляр ных морях является специально для этсй пели, сконструированный ко рабль. Поистине можно сказать, что г.ра - синская экспедиция, вместе со льда ми, разбила в то недоверие, которое р к т и к е Шоф. Р. Д. САМОИАОВИЧ н ую Зем гю , Таймырский полуост ров и Новую З ем лю до Б е р л и н а пролетел 7,466 км в 70 часов 52 ми нуты. Таким образом, за 105 часов 27 мин. дирижабль покрыл расстоя ние в 10.700 км, при чем за все это время была сделана заранее назна ченная посадка н а воду (впервые) тогда еще у многих имелось по от- в Тихой бухте Земли Фланца Иоси- ей Штурман „Руслана" Г. И. Точилов и матрос М. П. Попов в Ленинграде 1ЕНПНГАРД, 29 авг. На норвеж ской пароходе «Гудвин» в Ленин град прибыли матрос М. П. Попов ж старший штурман Г. И. Точилов, •пасшиеся во время гибели судна «Руслан» и подобранные в море жорвежским ботом «Рингсал». Об истории гибели «Руслана» тов. Точилов рассказывает сле дующее: — 24 апреля мы вышли из Баренцбурга. В полночь разыгрался сильный шторм. Пошел . снег. Іорпус судна начал обледеневать. «Руслан» постепенно терял плову- честь. Я собрал всю команду, и люди начали скалывать лед с бортов и надстроек. Это временно •пасло нас от катастрофы. В полдень 25 апреля вновь разыгрался шторм. Огромные ва- іы нещадно били судно. В кор мовом трюме образовался лед. Обе топки заливало водой Экипаж •росился к ведрам.,. В полночь стало ясно, что суд- ! • ждет ко дну. Мы стали са- джться в шлюпки. В лервую шлюпку сели 9 человек, во вто рую—капитан Клюев, я матрос Попов, сигнальщик экспедиции Эпрона Бекусов, машинист Ворон- цов и еще восемь человек.. . «Руслан» погрузился в пучину. Это прозошло, как мне кажется, между Форляндом и Бельзундои, в 10 милях от берега, где глубина моря достигает 400—450 саже- ней. Первую шлюпку мы сразу же потеряли из виду. Волной у нас смысло взятую с собой провизию. Одеяла, компас и морскую карту нам удалось сохранить.. . Буря и страшный холод уно сили одну жертву за другой. И все же в шлюпке соблюдалась строжайшая дисциплина. Русла новцы умирали героями.. . На пятый день в живых остались только трое: я, Бекусов н Ми хаил Попов, который в течение пяти суток ни разу не бросил весла. .7 1 мая мы с Поповым сооруди ли из простыни парус и шли вперед двигаясь по ветру. Вско ре я услыхал стук моторов. К нам шел норвежский бот «Ринг сал». Капитан бота Отто Эриксен отдал распоряжение принять на борт меня, Попова и Бекусова, а так же тело машиниста Воронцова. В это время вновь поднялась снеж ная мятель. Опоздай «Рингсал» на двадцать минут,—и он за снежной завесой нас не уви дел бы, . . ■ Т. Точилов * и Попов 3 месяца находились па излечении в Тромсв (Норвегия). Тов. Бекусов выехал в СССР несколько раньше. Все они выращадет горячую благодар ность советскому консульству в Норвегии, команде бота «Ринг сал» и медицинскому персоналу больницы в Тромсе за исключи тельно участливое и заботливое отношение. / В связи с приездом тов. Точц- дова и Попова в Ленинграде со стоялась торжественная встреча их е эпроновцами, работавшими по под’ему ледокола «Малыгин»’ ношению к работе и ледоколов и па роходов ледокольного типа. Дей ствительно о 1928 г. наблюдается резкий перелом во взглядах на дея тельность ледоколов. Прошло толь ко пять лет с того времени, а сколь ко замечательных и блестящих эк спедиций мы пмнем на арктических кораблях, названия которых—.С е дое14, „Малыгин-, „Русанов", „Си биряков в—широко извествы не толь ко в СССР, но далеко за предела ми нашего Союза. Однако, на ряду с ледоколами мы стали применять и другие современ ные методы исследования и пере движения в Арктике. Энергично по велась работа при помощи самоле тов, аэросаней и, на конец, дирижаб ля. Но в то время, как советские са молеты нашли себе применение в советской Арктике, еще в 1924 г. глав ным образом, для ледовых разведок, в целях обслуживания Карских эк спедиций (первый полет на самоле те над Новой Землей был совершен в 1914 г.), воздушный корабль по явился над нашли полярным секто ром только в 1931 г. Как известно, то был немецкий, дирижабль ЯЛЦ-127—граф Ц еппели н“. * Хотя эта экспедиция была оргапп зоваиа международным обществом „ Аэроарктик *, однако, руководство научной части находилось в руках советских ученых, чем мы конечно нисколько не хотим умалить того, большого значения, какое имело живое участие выдающихся ино странных ученых. А так как полет совершался исключительно над со ветской территорией, то и опыт этого полета должен быть нами тщательна изучен и учтен в даль нейшем. В настоящее время уже вышел том научных трудов этой воздуш ной экспедиции, на основании кото рых можно в достаточной достовер ностью судить о степени примени мости воздушных кораблей для ^аучных наблюдений, освещения полярных областей и, наконец, орга низации воздушного транспорта на далеком Севере. Опыт пробного полета, каковым был полет шЦ еппелинаи . с достовер ностью показал, что именно в Аркти ке дирижабль явптся совершенно незаменимым орудием освещения малоисследованных или совершенно нензвесгных областей. Прежде всего, огромным преиму ществом такого дирижабля является его способность покрыть без посад ки огромные расстояния за сравни тельно короткий срок времени. В самом деле во время ѵпомянутой экспедиции 1931 г. пЛЦ-127* пок рыл расстояние от Ленинграда до Земли Франца-Иосифа (2613 км) в 34 часа 35 минут. От вемли .Фран ца-Иосифа дирижабль через Север - фа на 15 минут для обмена почтой с „ М а лы гиным *. Но, коне т о , дприжаідь могс успе хом держаться в воздухе и без эгой посадки Само собой разумеется, что ни одна пз современных самолетов не может дать таких покаіателей. Впрочем, нужно заранее оговориться: эги два основных типа воздушных средств сообщения нѳ должны кон курировать между собой, а скорее дополнять друг друга в Арктике. Не следует при этом думать, что полеты в северных широтах явля ются более трудными или рискован ными, чем над пространством, рас положенным южнее. Наоборвт, Арк тика дает значительные преимущѳ ства для воздушны#' полетов. Так, слой тумана встречающийся нередко над пловучим льдом тоньше, чем в более южных широтах. Это обстоя тельство позволяет с^ерш .іть поле ты на сравнительно небольшой вы соте. Значительные колебания темпе ратур воздуха днем и ночью также в значительной мере облегчают по леты. Дирижабль и самолет при этом должны выполнять каждый свои специальные задачи: в то время как дирижабль, как мы видели, спосо бен покрывать большие расстояния, не нуждаясь в посадочных площад ках, самолет может обслуживать, так сказать подсадные лути. Дири жабль, однако, имеет, яаг.оичеяяо ряд преимуществ перед самолетом. З А Г Р А Н И Ц Е Й ИНОСТРАННАЯ ГАЗЕТА ОБ УСПЕХАХ СССР 0 ЗАВОЕВАНИИ АРКТИКИ / БЕРЛИН. „Фоссише Цейтунг“ в статье об успехах СССР» s o исследованию Арктики, перечисляя работы советского пр ^ жительства по освоению Севера, подчеркивает, что СССР располагает прекрасным ядром выдающихся исследователей, которые «чувствуют себя за полярным кругом, как дома, при 9 том газета называет имена Самайловича, Шмидта, Визе- Указывая на экспедицию «Сибирякова» газета придает особенное значение рейсу «Челюскина»» который должен «про ложить великий северный путь» и в связи с этим подчерки вает важное значение Беломорско-Балтийского канала,благодаря которому открывается возможность превратить Ленинград ский порт в базу сообщения с Арктикой- ЯПОНИЯ И КИТАИ ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И КИТАЕМ ПРЕРВАНЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ' В БУРЖУАЗНЫХ АРМИЯХ Конструкция самого корабля, так и его гондолы позволяет произво дить наблюдения и исследования самого различного характера. ДириѴ* жабль дазт возможность не только обозревая зя , но и благодаря удобст ву применения фотограмметрической с‘емкѳ фиксирования огромных про странств в кратчайший срок. При этом он может подняться до высо ты в I 500—2.000 метроз - или же в случае необходимости сауститьоя до уровня моря или суши. Скорость его полета межег быть регулирова на, т. е. может быть увеличена или сокращена до минимума. Наконец корабль при известных условия! в состоянии держаться и на одном месте. Эги качества дирижабля дают неисчерпаемые возможности при с'емке геологических и геомор фологических исследованиях, также при производстве мѳтеоаэрологиче- ских магнитных и дрѵгих наблюде ний для чего могут быть взяты с собой инструменты и аппараты зна чительного веса. Особенно следует обратить внима ние на возможность производства именно геологических, геоморфоло гических и даже разведочных ра бот, так как, снижаясь в определен ных пунктах, дирижабль может Н£ только высадить намеченные пар тии, но п снабдить и х необходи мым инструментарием. Кроме того, дирижабді, снижается на воду.. пре доставляя таким образом возмож ность производства океанографиче ских и гидрографических исследова ний. Деятельность дирижабля в Аркти ке поэтому будет крайне важна так- __________ ___ _________ же для снабжения и даже для по- но построен соответственно оборудо- эти научные и практические в а д ^ чн могут быть выполнены в течение времени измеряемом днями и да - же часами , тогда как при помощи морских судов для осуществлении тех же целей необходимы месяцы и даже годы. Чтобы не быть голословным, ука жу лишь на один пример: «ЛЦ-127» топографически заснял одни на за ливов восточного берега Северной Земли весьма подробно в течение нескольких минут (!) (См. карту залива Матусевяча отпечатанную в трудах экспедиции). При нормаль ных условиях наземная с'емка о такой же подробностью этого рай она потребовала бы 6—8 летних не дель для чего по условиям этого района необходимо зимовать на Северной Земле. • Полет экспедиции на яЦ еппелинёч дал не только весьма важные на учные результаты но, что самое важное, показал, что дирижабль при меним в Арктике и для практиче ских целей. Не подлежит никакому оомненпю, что советский дирижабль в Арктике послужит могучим орудием не толь ко для открытия новых, но и для хозяйственного и научного закреп ления уже известных, но малоиссле дованных земель. Дирижабль, как транспортное средство, должен бу дет вместе о тем послужить для еще более энергичного более настой чивого вовлечения оамых отдален* ных наших полярных облаотей в великую социалистическую стройку Союза. Поэтому я позволю себе выразить настойчивое пожелание всех совет ских полярников, чтобы один вз мощных дирижаблей из эскадрильи имени В. И. Ленина был специаль* стройки наших отдаленных радио- .ван для трудной, но благодарной ра- станций, при чем без всякого преу- боты и Арктике. \ величевия можно сказать, что в с е 1 („Известия ЦИК'а"). По СССР ХЛЕБОПЕРЕВОЗКИ НЕ ОБЕСПЕЧЕНЫ ПОРОЖНЯКОМ Железные дороги еще не вы полняют норм погрузки хлеба. За последнюю пятидневку отправи тели хлеба требовали не менее 17 тыс. вагонов в сутки, тогда как среднесуточная норма лишь 8.956 вагонов. ' Особенно тревожно на дорогах Украины, где на отдельных стан циях все помещения забиты хлебом. Хлебоперевозки не обе спечены порожняком, между тем, на отдельных станциях вагоны используются не по назначению. Зачастую пдд зерно даются совер шенно непригодные вагоны. Ф о т о - э т ю д ШЩ ѵ / / ШАНХАЙ. В демилитаризиро ванной полосе провинции Хебей (Сев. Китай) бандитские отряды •кружили (ЗиньвиндаО и грабят деревни вблизи станции Тань- шань—Бейпин-Шанхайгуаньской железной дороги. 200 тыс. бан дитов организовали свой штаб в Цзяньчанине. Недавно разграб лен поезд, шедший в Шань- дунь. Одновременно японо-китайские жереговоры о передаче китайцам занятых японцами проходов к Великой Стене приостановились. Японцы временно отказываются вести переговоры. Полагают, что бандитские выступления в Сев. Китае, а также отсрочка перего воров свидетельствуют о сіреиле- нии японцев повлиять на Йитаі, чтобы возвращение нанкинского министра иностранных дел Сунц- зевеня из САСШ и Европы не изменило китайской политики на севере Китая. ^ \ѵ ВЕНА. По сообщению из Софии военный суд в старой Загоре за слушал дело группы лиц, в том числе 14 солдат, одного кадета и двух служащих государственного военного завода, обвинявшихся ’«в организации комячеек» среди гарнизона Казанлике. Обвиняемым отказали в праве свободного вы бора защитника. Пятеро приго ворены в казни, девять к тюрьме, в общей сложности на 72 года. В Шумене начался процесс 28 еолдат, а также ряда активистов рабочих организаций, обвиняемых «в нелегальной коммунистической деятельности». Военный прокурор требует смертного приговора 19 обвиняемым. В Дассарджике аре стовано и. избито 75 рабочих, подозреваемых «в коммунистиче ской деятельности среди солдат*. Рабочие организации Болгарии развернули кампанию протеста против 31 подготовляемых мас совых казней рабочих п солдат СВЕРТЫВАЕТСЯ БУМАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО БЕРЛИН. По распоряжению министра народного хозяйства в бумажной промышленности с 1 сентября по 31 октября вводится пятидневная рабочая педеля. Сокращение производства моти вируется перепроизводством, а также падением экспорта. Союз предпринимателей джуто вой промышленности предписал своим членам ограничить произ водство на 10—15 проц. мощно сти фабрик. УДАРНО БОРЮТСЯ ЗА ЗДОРОВЫЙ ВАГОННЫЙ ПАРК Развернувшийся декадник оздо ровления вагонного парка выз вал новую волну трудового под‘е- ма железнодорожников. Рабочие депо Всполье вступили в,соревно вание с коллективом станции Во логда. Вятские рабочие, соревнуясь с коллективом 4-го района Мо сковско-Курской дороги взяли обязательство вместо 570 отремон тировать в декадник 650 ваго нов. Широко развернулось соревно вание среди вагонников Смолен ска. Вагонники Витебска дали в августе 150 отремонтированных вагонов вместо 115 по плану. Рабочие депо—Вязьма также по крыли свой долг, перевыполнив в августе программу. Перевыпол нен также план на Балтийско- Белорусской дороге. На северных дорогах остаток вацонов в ремон те стал значительно меньше, чем предусмотрено нормами. Суда С сельдью. , пришедшие для разгрузки в каботажную пристань ПО CJJEJIAM ПИСЕМ На неопубликованную . заметку, в которой писалооь, что тов. Будн- ннна, управделами Мурводотроя опаздывает ва работу, Окрпрофсо- вет сообщает, что Будининой сде лан выговор. Начальнику планово экономического отдела тов. Рябову и мёханизатору тов. Дон поставле но на вид. * * * На письмо работницы Седовой по мещенное в „Полярной правде* от 27 августа под заголовком „Жакт игнорирует мои просьбы* Горжил- союз сообщает, что факты указан* ные в письме подтвердились. Поля ков снят с работы'по 47 от. с прц- влѳченпѳм к уголовной ответствен ности. ВЫЗЫВАЕМ ПОДПИСАТЬСЯ НА „ПОЛЯРНУЮ ПРАВДУ' ■ ?4' .*'.»«" с- Рабочие и служащие второго, рай она управления домами C t T . под писались на газету „Полярная прав д а 41 на 3 месяца, охвачено подпис кой 24 человека. Вызываем после довать нашему примеру рабочих к служащих первого ж третьего pafioa. По поручению общага собра ния БоСров. ' , Ответ, редактор * Г. С. ГУРЕВИЧ НАНКИНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОПИРАЕТСЯ НА АМЕРИКУ ШАНХАЙ. Вернулся из поездки в САСШ и Европу нанкинский министр, иностранных дел Сунц- тесно сотрудничать с правитель ством с целью «восстановления Китая при помощи дружествен- зввінь. Б моменту его прибытия ных держав* ■ся территория пристани об'яв- •іена на военном положении. С яристани Сунцзевень поехал в город под усиленной охраной. В интервью с представителями прессы Сунцзевень подчеркнул готовность держав помочь Китаю, • чем свидетельствует предостав ленный САСШ заем, а также техническая помощь Лиги Наций. Сунцзевень просил китайских ли деров прекратить разногласия и Политические круги опасаются, что деньги с займа САСШ попа дут милитаристам. Газета Чен- бао указывает, что лидеры не должны входить в группы, на ходящиеся под японским, амери канским и английским влиянием и должны вести политику «не зависимо от личных связей», тем самым намекая на амери канскую ориентанцию Сунцзе* веня. Письма рабочих и колхозников ЛРИДИТ Е ЗАВТРА " В Мурманск я приехал на ос новании заключенного договора с Севрыбой, в котором было ска зано, что я должен в Мурманске проработать два года в *качестве мастера инструментальщика Су доремонтного завода. Когда я при^ был в Мурманск в сектор кадров СТТ к т. Когану он направил меня к техническому директору СРЗ т. Гобчанскому, который зая вил: «Придите завтра, мы дого воримся в секторе кадров об ис пользовании вас на заводе». За- тем ознакомившись с моими до кументами, Гобчанский заявил, что на Судоремонтный завод тре буется инженер по термической обработке металлов, а мастер* инструментальщик не нужен, что договор, заключенный с Севры бой .не реален, т. к. лицо, зак лючавшее его, вероятно, не в курсе дел. (Письмо мастера ) Через некоторое время меня решили использовать инструкто ром ФЗУ при морском техникуме, для чего направили к заведую щему учебной частью Рублевско му. Заведующий учебной частью заявил мне, что инструктор тре буется, но весь вопрос упирает ся в отсутствие станков, а пото му просил на другой день зайти в сектор кадров, где будет решен вопрос о станках и использова нии меня на производстве. Наконец выяснилось; что ФЗУ получит необходимые станки, а поэтому меня направили к дирек тору Мортехникума Богомолову для окончательных переговоров о зарплате и для оформления дел. Но и на этот раз, как и ряд дру гих руководителей Севтралтреста, Богомолов просил меня: «придти завтра». Когда я упомянул отом, что уже несколько дней подряд слышу: «Придите завтра» то, Бо гомолов заявил, что это к не му не относится, т. к. он видит меня впервые. . Сейчас- договор, заключенный мною с Севрыбой нарушен. Во- первых потому, что для меня не нашлось той должности, на кото рую меня направляли и во-вто рых, что не предоставили жило го помещения. Вместо подъемных и проездных начальник сектора кадров СТТ Коган заявил: «Получайте на об ратный проезд 80 рублей, а про ездные п подъемные взыскивайте с кого угодно, я с вами не зак лючал никаких договоров». Я считаю, что UKP РКИ пе должна пройти мимо безобразно го бюрократической/ отношения к завербованным квалифициро ванным работникам.- Доманченко В. * К СВЕДЕНИЮ держателей облигаций 1 -го, 2 -го Государственных ввутреннвх вы игрышных займов индустриализации и займа укрепления крестьян ского хозяйства, ЧТО ОБМЕН ЭТИХ ЗАЙМОВ НА ОБЛИГАЦИИ „ПЯТИЛЕТКА В ЧЕТЫРЕ ГОДА“ будет производиться только до 1 января 1934 года, после чего к обмену указанные облигации Гострудоберкассамн приниматься не будут. Озаботьтесь обменом не аовджее этого срока, так как вы теряете право на учаотиѳ в выигрышах. 31/VIII- 3 3 г. О н р с б е р я а с с а Мк 168. 1— 1— 445— 39 4 - г о сентября 1933 года П Р О В О Д И Т С Я ЕДИНЫЙ СОВЕТСКИЙ ДЕНЬ Созываются пленумы депутатских групп на производствах. Явка пленумы обязательна и без опоздания: членам, кандидатам Горсовета, а также привлеченным рабочим и прикрепленным де легаткам $ депутатским группам и руководителям учреждений Приглашаются местные комитеты союэов н рабочие с производств. 1. Депутатская группа Ленснабстроя—в помещении вультбазы, барак № 16 на Жилстроительстве в 7 часов вечера. 2. Депутатская группа Судоверфи—в помещении столовой барак № 1—в в часов вечера. 3. Депутатская группа Мурм. жел, дороги—в помещении клуба Володарского в 7 часов вечера, 4. Деп. группа неорганизованного населения—в помещении Окр- суда зал заседаний в 7 часов вечера. ОРГОТДЕЛ, ♦ ♦ л Продается БАЯН Жилстрой, Халтурина ул., д. № б. Смирнов. 2 - 2 — 453 — 14 . Мурманская Окр. КК ВКЩб). пред лагает явиться в Партколлегию ж тов. ЛУПАЕВУ,_____ мівідатз Ш О тів- Н И Ш , ранее работавшему в совхоза .Ин дустрия*. Окр. КК ВКЩЩ) ш Адрао редакция—Лажжжградокая ул.— 17. Телефон отжег, редактора и секретаря 3—91, общий—3?, типография—91 Типография н 8датечы-т*а ,Л п арн ая правде1 Окрлит 466 Тираж 8 000
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz