Полярная правда. 1933, октябрь

ТРАУЛЕР ВООРУЖИТЬ СЕЛЬДЯНЫМ ТРАЛОМ Траловый промысел сельди может дать / ст'ране дополнительно тысячи тонн высокоценной продукции ОТ СЛУЧАЙНЫХ ОПЫТОВ— К СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Сломить сопротивление и косность, приступить к систематическому изучению тралового лова сельди Применение траулеров для лова сельди — одна из серьезнейших проблем в деле создания на Мурмане сельдяной базы всесоюзного значения. Громадное значение тралового промысла сельди вы текает из исключительно е ь і с о к о й уловистости сель­ дяного трала и из наличия - мощной производственной базы—тралфлота. Но на пути развития этого вида лова стоит стена косности, неповоротливости, боязни нового. О недооценке сельдяного трала, о пренебрежитель ном отношении к нему говорит обстановка, в который происходили первые опыты по траловому лову сельди. Об этом/рассказывают в своих статьях капитаны Ми- хов и Кузнецов. При опытах не было даже выяснено имеется ли сельдь в районах промысла. Для успешного внедрения сельдяного трала на Мур­ мане необходимо, в первую очередь, сломить эту кос­ ность. Необходимо поставить проблему освоения сель­ дяного трала, как задачу большого хозяйственно поли тическою значения. Практическое разрешение этой задачи должно основы­ ваться на тщательном изучении как материалов о тра­ ловом промысле сельди за границей, так и на наших опытах, выяснении причины неудач первых испытаний. Надо немедленно приступить к разработке несколь ких конструкций сельдяного трала, учесть при этом по ложительньіе стороны и недостатки'уже опробованных тралов Испытания новых тралов должны происходить в тщательно изученных условиях, должен быть предвари­ тельно установлен горизонт нахождения сельди путем выметывания дрифтерных порядков. Необходимо немедленно рс . изовать решения сове­ щания, состоявшегося наднях в промфлоте, в частно­ сти о выделении специального работника по тралово­ му лову сельди. Уже сейчас надо приступить к систематизацич мате­ риалов о районах и глубине нахождения сельди, путях ее миграции и т. д , получаемых на основе сооб щений судов тралфлота и других источников (сельдяная экспе­ диция, дрифтерные колхозные колонны и т. д.) От случайных опытов—к тщательному систематиче­ скому изучению техники тралового лова сельди — вот основное условие успеха этого нового дела. Для лова с е ль ди И С П О Л Ь З О В А Т Ь тровым тралом с 90 м/м. ячеей в устье трала. Так как из-за перегруженно­ сти такелажной мастерской изго­ товление мелкоячейного кутка заняло бы много времени решено было в 60 м/м. сеть мешка по­ ставить рубашку из дели. Низ трала имел легкие грунтропы, к- верхней подборе привязыва­ лись кухтылп или третья доска. Вооружение трала состояло из легких разборных досок с цеп­ ными лапками, регулируя кото­ рые можно было опускать трал на разную глубину / Доски эти шли на 9-метровых поводцах. Во время испытаний трал опускался на разные глубины — от дна до поверхности, при чем погружение каждый раз проверя­ лось по величине угла в прямо­ угольном треугольнике, у кото­ рого известны угол и гипотенуза. Была ли селедка в местах на­ ших опытов мы не знали, так как предварительных поисков не могла, а внизу у трала сквер создавал своего рода поддон і также препятствовал уходу. г УПОР СДЕЛАТЬ на придонную сельдь отечественный трал В декабре 1932 г. я был пере- по одно тралирование, но селед- ю р не брались, TIRIM образом трал брошен на РТ— 25 для проведе- ка в трал также не пошла. Оче- шел В стороне ОТ суіиа, і средних ния опытного лова сельди. [видно ее здесь не было, так к а к 'слоях ВОДЫ. Без сомнения резуль Снабжены мы были 28-ме-,чере5 верх трала она уйти не тат получился-бы лучше, есіи- бы была селедка, но ее в этот' раз здесь не было, что подтверди­ ли рыбаки, ездившие здесь со щупом. Ыы имеем весьма скудные ма­ териалы для изучения сельдяно­ го тралового промысла. В Севтралтресте есть схема 26 метрового немецкого сельдя­ ного трала, присланного ГОИН’ ом, который имеет в устье ячею 80 м/м Немецкие специалисты, I работающие в СТТ, единогласно утверждают, что этот трал давно в Германии не4применяется, к а к непригодный. ! Имеется схема устаревшего английского трала. И это все, на чем можно базироваться. Поскольку сельдяные тралы1 имеют ту же конструкцию, что и тресковые, я считаю, что наш I 34 1 метровый отечественный трал (вполне пригоден для лова сель- — ----------------------- ----------------------{ли, при чем куток его надо сде- Кроме этих испытаний мною лать мелкоячейным, а остальные еще ранее проводились кратко- части оставить без изменения. '>ыло, но в трал она нам не по- временные испытания на РТ Лу- Расчетные данные показывают, іадала. Под конец промысла, что-"чинский*4, „Двина , ..Дельфин*4, что вертикальное раскрытие зто- •ы испытать не уходит ли сельдь Все испытания^ показали, что го трала доходит до § мт, а под трал, когда ее накрывает при поверхностном тралении се-і горизонтальное—между крылья- ледка в трал не попадает, так ми 19 метров. /Лов надо произ- как судно, идущее впереди тра- . водить обязательно с кабелями, ла, разгоняет ее в стороны. 'вместо кухтелей применять под- Грунтропы были переведены к* Лучший результат дал опыт в Ара-.емные щиты, или парусиновые верхней подборе, а кухтыли при- Iгубе, КОГДа К ОДНОМУ КРЫЛУ была ПО* • элеваторы которые ири большом ‘ с только случайно ловили 1сель дь в 1931 г. (в тоннах), вязаны к нижней подборе. В ставлена клечевка. а к другому—рас- [ходе судна будут практичнее,обыкновенными дряулерчми,^ глав- этом положении было произведе-І порнаядоска, ваера прн этом на сто* I кухтелей. ^ ~ ^ ‘ " А На і явка кухтелей к тралу Для тралового промысла сельди в Баренцевом море необходимо предварительно установить в ка­ кое время года сельдь больше Несколько слов о самом трале. У нас имеется • несколько кон­ струкций сельдяных тралов. Су­ дить об их качестве мы не м 5; держится на грунте і какая для жем, так как они не были испы- этого должна быть температура (таны в соответствующих услови воды. Опытный лов сельди должен сквер, решили трал перевернуть додать из сквера как-бы подрез. Для этого трал перевооружили. ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ После помещения в „Полярной правде" статья: „Трау­ лер* должен ловить и сельдь-* в управлении Промфлота 25 октября было созвано совещание по вопросу о приме­ нении сельдяного трала в тралфлоте. Совещание вынесло следующие решения: 1. Организовать с и с т ема т иче с кий разведочный лов сельди тралом. 2. Выделить дизельный храулер, обладающий хоро­ шим промысловым ходом, для разведочного лова и испы­ таний сельдяных тралов. Снабцить его необходимыми при­ борами. 3. Выделить из числа работников тралфлота одного специалиста возложив на него обязанность проведения опытов по траловому лову сельди. 4. Поисковые суда, обнаружив наличие сельди (на­ хождение сельди в желудках рыбы, попадание в трал единичных экземпляров сельди и т. д.) должны в обяза­ тельном порядке производить траление сельдяным тралом. 5. Все промысловые РТ обязаны фиксировать в про­ мысловых журналах и сообщать в промфлот места, где будут замечены признаки сельди. 6. Запросить от Севрыбы, Главрыбы и Научного Ин­ ститута морского рыбного хозяйства технические расчеты по конструкции сельдяных тралов и материалы по техни­ ке тралового лова сельди. Траловый лов сельди в Немецком море Лов сельди плавным и (дрифтерны- таблице числа рейсов было север- ми) гетямн в Немецком море—очень гаево германскими тральщикам! еще старый промысел. Сравнительно не 96 рейсов, улов которых в кодиче- давно для лова сельди стали пои- стве 2,6 миллионов килограмм бил менять оттео-трал, специально при- сдан в английские гавани. си 0 '- 0 і*»ленвый для этой цели.- | Ход германского сельдяного тра- До 19*2 гола гурман* кие тральщи- лового промысла в Немецком мере Капитан Ф ІІИХОІ. аым обРа,ом» в Скагераке и я се­ верной части Н*м-цкого моря. В 1912 году в Н-мепком траловом Наш трал вполне пригоден ях. Цоэтому сейчас необходимо испытать снова все имеющиеся^ производиться исключительно в к о н с т Р У к ц ии . районе, где уже установлено на -! Некоторые специалисты утверж- личиѳ сельди. Только при этом дают» что тРал со вставной ру- условии можно будет судить о башкой снижает уловистость, так годности той х л і иной кояструк- как РУбашка препятствует иро­ нии трала, ' f хож^ению в°Ды сквозь ячею.. По УПОП мы должны взять на nDH -n0eMy Э™ Утверждениѳ неверно. юннѵю сельаь Этил я нѳ хочу 5 Р“ работе Т{Ш0М с РУбашкой в допн у д , эт м е финском 3aJHBe в 1932 году ры. сказать,' что не нужны опыты по ба ловилась ду ры ловле сельди в средних слоях „ в воды, но все-же мы будем иметь Для нашей больше шансов на хороший лов, имеет небольшие размеры, мы мо ЛиЦув когда сельдь держится на грунте, j Почему-же РТ-6 не мог добить- Лов слое воды траулера результатов не даст, т^к в* Ёсли-жГсделатѴ трализ ПР"Д0ННЫМ тРалои как сельдь будет рассеиваться от толстой ниткц и нвдкой * Прямое наше назначение, как шума винта и хода судна. В этом трал б совершенно слепой • пР«“ “ слового судна-поиски ры- случае лов возможен только дву- г 4 r ” t бы. Только частично мы уделяли мя судами, так называемыми, близ Инструктор - тралмейстер внимание сельди нецами. Шемалуев. . j В районах, где производились длину ваера, легко вычислиіь глубину, на которой трал на ­ ходится. Чтобы каждый раз не производить вычислений надо сельди, которая будет составить постоянную таб- о , „„„тт Сейчас мы имеем ряд конст- поиски, рыбы, температура была рукций сельдяных тралов. Не- для сельди низкая, В районе смотря на неудачные опыты с Святого Носа мы производили ними, все-же о качестве их су-.опытный лов, когда сельдь пере- дить преждевременно, так как в двинулась в Белое море В Тери районах, где имелась сельдь, берской губе мы пробовали ловить они еще не опробованы. j сельдь придонным тралом, но и На РТ-6 имеется плавной там температура была низкая и, трал. Распор трала очень хоро- очевидно, сельди не было, ший, опускать его можно на; После мы узнали, что в этом разную глубину. Степень погру- районе сельдь держалась в верх- жения трала определяется по них слоях, но об этом нас свое- углу, .составленному ваером и временно не информировали, стопором. Зная вытравленную вполне пригоден для лова сельди. Эта система трала предложена М. С. Светивым Трал был сшит под наблюдением Ф. Г. Шамо- луева. Длина трала по нижней и дячой оттер-трал Сельдяной от ер-трал отличается от с бы т о г о во первых укороченной верхней подборой, во-вторых—мень- лом дают впвое большую скорость судну, чем при тралении обычным трал м. Улов и Чиело в ср«д. тинаах рейсов ва pafio в тоня. Июль . . . . 4 302 157 27,5 Август . . . . 21 307 456 46 8 Сен»ябрь. . . 26 ІЗо 497 52,7 Октябрь . . . 17.7К8 362 49,1 Н ябрь .• . . . 3.447 104 33,2 Декабрь . . . 134 11 12,2 7 1587 4Й.1 В 1920 гОдѵ число сельдяных рей- В Немецком море селедочным оттер-тралом с успехом ра отают на сов не превышало *20 процентов от глубин* до 80 метр *в. Рост герѵан- о 'щего числа трзлочых рейсов в ского сельдяного тралов .го промыс.- Немецком море. В »9И г бэ проц. верхней подборе по 34 н е т р а . На прнводвмов ннже «б- тр^ .вы^р^сов Высота крыльев—2,5 метра. Ра-, скрытие трала в центре -около ^ УЛОВ СЕЛЬДИ ГЕРМАНСКИМИ ПАРОВЫМИ СУДАМИ 5 метров. В двурядный мешок’ в Немецком море в тысяч , тонн. вшита ртбашка. Конструкция Сельдяной трал конструкции ввсрециаднста тралфлота т. БореВма. После этого, мы двинулись в трала довольно простая, как у сельди в поверхностном • том PJI..q a f t ~Т~ ся положительных результатов в Мотовский залив. Здесь мы про-, обыкновенного рыбацкого невода, щ при помощи одного тр а і 6yJ eT рваться от напора 30Ве се-,ьди как а л а в іш “ - так и &»валн_ ловит в разных слоях По верхней подпоре навязывают- В т ч. Годы Весь улов сельдяным % %. тралом 193 86,9. 4,0 4,6 1920 123,9 8,3 6,9 1025 2342 27,1 19.9 192В 164,9 41,3 25.0 1927 175,8 39,2 21,5 1.129 202 7 68 2 ЗЗ.о 1020 224,7 56,0 25 1931 244,8 73,0 30 воды. В трал попали только маль-іся кухтели. Вес трала 150 КИ , НО ЭТО уже говорит за ТО, 1логр. Раі поряыѳ • ДмСКМ обыкно- 1 q q м^сяцім иллюстрируется следую- что трал шел правильно и при венного тииа Степень погруже- щей таблицей на которой приведе- наличии сельди дал-бы хороший ния регулируется ДЛИНОЙ вытрав- h.j данны е ва І9 3 1 го д н а осноиа- ленных ваеров. ВИН Уловов герминеких тральщп- улов. Поэтому я считаю, что имею- ЕоПітан РТ-6 Кузнецоі. ков, сдавш их свой улов в < тнчест- вевные гавани. Сверх указана го в СЕЛЬДЯНОЙ ПооіЬ. ЧѴГУНОВ ГЛ•диметр»1 ” 15~ 20 си-с z-лг * , ____j щью этих Четырех поплавков трдгр Современный оттер - тр ал в раз- до с к у , пр в кр е аля я л и ч ны х е го видонвмѳненилх Ав і я е т - . подборе о ычного сл самым мощным орудием морско- ‘ го рыболовства. На протяжении мно гих десятияѳтмй оттер-трал приме­ нялся исключительно для лова орн донных рыб. Такой волочащийся по дну трал брал в качестве поимесн к осісвному улову ■ небольшое ко личество сельди в тег случаях, ког да она держалась у дна. Однако ячея тралов, приспособленная для лова крупной рыбы—трески камба лы, пикши и др. была слишком велика, и о л ь д ь залавливалась толь ко в момент массового ее сколле- ния у дна. Англичане впервые прныеналв для лова се»ьдц мелкоячейвые тра хы, н вскоре многие траулеры ста­ ли не без успеха довить сельдь по­ добными тралакн ва небольших глу бинах Северного моря, главным об­ разом осенью и исключительно днем, когда сельдь держалась у дна. Од­ нако подобные придонные тралы оказались для лова сельди мало пригодными, т. к. облавливали то іь ко самые придонные слон (1—1,5 м. от два.)*Вледствве малого подня­ тия верхве і подборы, а также ма­ лого облова по пл щади и об*ему ѳти тралы не могли брать сельдь, держащуюся часто в подводы и в более поверхностных горввонтах. Лет 5—б тому назад в Англин для повышения уловлнвостн тріла стали применять трѳіью распорную Глава из .трудов 3-й КаепиІ- •вов еельдяяоД вкаяедидян". ее к верхней мелкоячейного сельдяного тряла. Траловую ешь увеличили в высоту и такам пу­ тем, с помощью третьей расоо' н Й доски, д стигли весьма значитель­ ного раскрытия трала в высоту до 3 4 метров, т. е. в 2—4 рача боль­ ше. чем у прежнего придонного трала. В новейших сельдяных тралах, в процессе дальнейшего их усовер­ шенствования, был применен прин­ цип тралирования по Виньерон Да­ лю. Внньерон Д*левский принцип градирования ирнложвм к любому гипу от ер-трала н заключается в следующ-м: на концах крыльев тра ла вместо рас ю ных досок ирикреп ляются к концам верхней и ннхннП подборы небольшие клячи. От кон­ цов клячей отходят длинные повод цы до іОО-т-150 метров каждый из толстого пенькового каната, кото- оые прикрепляются к обычного ти па распорным доскам. * . * Новейший сельдяной оттер-трал, построенный в сочетании описан­ ных выше двух п*иннип?в—с третьей расаорной доской ва верх­ ней подборе и крыльевыми повод- Цами по Виньѳрон-Далю— ЯВДЯѲТСЯ более сложной конструкции й, чем обычный придонный трал. Нигде в сиецвальной заграничной литерату­ ре не проведено полное описание и детальные чертежи этих тралов. По указаниям такого круаного знатоку немецкого рыболовства, как проф? Эриоаум, отдельные детали уета новки и прикрепления третьей рас­ порной доски* распределение под­ держивающих ее п« водцов по вер­ хней подборе н т. д. составляет секрет не только некоторых фирм, но хаж* н капитанов отдедьвых траулеров. Общий характер устройства основ­ ного тииа сельдяного трал пока зывает прилагаемая ехема. помо- и і дости гае тся равномернее поднятие всей верхней по іборы , ид ущ ей к а к и в обычных придонных тралах , зн ачи ­ тельно впереди нижней подборы. Н а ко н ц а х крыльев тр ал а при к ­ репляются деревянные кл я ч и в 1 ^ 5 — 2 метра высО'ОЙ с ле гкой желез ной оковкой у в нж н е го о кр у гло го края . Эі-и клячи у придонны х т р а ­ лов по Виньерон -Далю имеют поло- 8 0 0 б р а 8 Н ь е яижние концы о сплош - з»*й оков<ой железом. И д ущ и е от к «нцевых к л я ч е й тр ал а поводцы прикрепляются к распорны л доскам I в нар уж ной стороны и х , е е те тупом Сельдяной трал гораздо легче ла , что по отношению таких пела- придонного. В частности он нм*вт гических рыб, как сельдь, ииеет облегченную нижнюю подбору, ко- весьма важн«>е значение, вечно, без всяких б>бенц в Распор В целом ряде еще нѳ опи?анчых ные доска размером 2ХМ петров модификаций такого типа тралы тоже облегченного т і п і о тонкой употребляются нем-цкими тра>леиа- дажѳ Декабре, ч і с т ь судоч у а е в оковкой внизу и по побокям. Узіеч ми .с гржадным усоехом. * /ноябре начинает иерекіючагься иа ки досок жесткие (и* цепные) и» Судовые р а б ’ты о новейшими ( лов тресковых в Віренц >вом море, кругл «г*» железа, расположены бли- сельдяными тралами производятся \ обычных было совершено д л я лова сель іяным тралом . Первенствующее значение седьдя- вого трапов го прімьпла в Немец­ ком море определяет календарной расписание всего герман*к г ) тра­ лового п.юмысла вообще, и раепре- делчние судов по отдельным райе- нам в разлиіные сезоны геда в частности. С нача іа лета в*сь германский траловый фют начинает готовиться к сельдяному сезону в Немец*>ч море. К этому времени првурачи- вается ремонт судов, окраска н Проч. В этот период года промы*ея тральщиков сокращается во віех рай нах кроме Исландии, где про­ мышляют са-4ые крупнее единицы германского тралового флота, обыч­ но не принимающие участие в сель­ дяном промысле Немецкого моря. Лов сельлн в Немецком море на­ чинав ся в вачіле нюія. Наілуч* ший промысел бывает в авгуоге сентябре*и октябре. Хотя лов сеіь* дн ^ще продолжается я и ноябре и же к переднему краю, что при ука иа траулерах и никаких поводцов , особых приспо -облиннй на них не „САДКО" НАКАНУНЕ— ВЫХОДА В АРХАНГЕЛЬСК В Ленинград приехал из Кчида лякши начальнік Север-ого округа Эпроне тов. В Я. В іС и н , один ив 3-х досковый сельдяной трал. К*к видно из этой схемы, третья распорная доска прикрепляется к средней части верхней подборы о помощью четырех иоводцов н в ра­ бочем с о с т о я н и й находится несколь­ ко впереди првподнятой по і б о р ч . Кроме этой распорной доски на верхней подборе, на боковых ѳ* ча сіях, прнкре «ляются о -обые иоплав ка—влв стеклянные, округл» й фор­ мы, оплетенные тонкой веревкой, или металлические и виде цвдняд- примерно на 50 см. ot ваднего края занном првкр-^аленин способа вует сильному расхожде- устраивается ’ Однако, сцу^к трала нию досок, а следовательно и наа- в его пэд'ем происходит иным по- большему раскрытию отверстия тра рядком, чем обычных п р и ю н и ы х ла т р а л о в . В частности слуск тр а іа Самая ответственная часть оеле нровзводи^ся с вастопопенного суд- дочвого трала—третья ноід‘*миая на, державшегося рабочим бортом доска—имеет размер іООХ7І см. илв на ветер. Распр^ленный трал опу-'Т активных участников и руководн- 150—120 см., из легкого дерева и скаетоя в иоду на двух стальных хелнй героической работы ао под'е- без всякой оковки. Главное ваклю- 63 мм. тросах, при чем кормовая чается в способах ее прикрепде- распорвая доска опуск-егсд мегр«в вия к верхней подборе, для чего на 20, а носовая ва 60—80 метров, ва доске имеется ряд дыр для ве после чего судно дает ход н начи- ревочных поводцов. Траловая сеть нается еытраливанве и постепен- У входа в мотню имеет обычный вое выравнивание ^ілнвы о'очх фартукообразвый клапан, препят- ваеров. Таким путем достигается «твующвй обратному выходу рыбы правильное расхождение всех тоех нз мотни Нижних защитных фаоту- распорных дос<ж и полное раскры- ков под мотней как будто бы нет. | т я е отверстия трала. • . • Втсрой тип сельдяного трала от­ личается от первого,* главным обра вом, по опое >бу првкреплеивя треть­ ей под'емной доски. Эга доска дну- мя задними псвоіцами прикрепляет­ ся к середине ве .хвей подборы, а передние крепятся или у распор вых досок, если добавочные пов**д- цы по В Д не очень длинные, иди bum досок Такой способ прикрепления Р®ли концовых клячеп прн ілннных поводцев применяется и для при­ донных тралов по Виньерон-Далю, и в значительной степени увѳличн ваѳт расхождение распорных досок идущих под более тупым ЛИНИИ ИХ ДВИК еНИЯ , ЧѲМ ных тралов. У последних, как изве стно, крылья трала прикрепляются концами верхней и нижней педбер прямо х «адией чаетн доеек. поиод-цах. Такой способ установки третьей доск^, насколько мве изве­ стно, применяется для болен круп ных тралов. Главвое t r o преимуще- углом к Jство заключается как будтр бы в у обыч- том, что третья Доока вдет на длин­ ных иоводцах впереди верхней под­ боры н • ри помощи бокиьых высоко идущих поводцов сильно увеличи­ вает в выеоту еферу действия тра- Сеіьдяными тралами ловят на разной глубине, начиная с придон­ ных сл ев до поверхностных, в за­ висимости от местопребывания сель ди, что приходится иной ра) «на­ щупывать* рядом кратковременных разведочных тралиров^ний. Устано­ вив горизонт возы с рыбий, трауле­ ры ловят под ряд 2—3 часа и при значительном ек «плении селыи бе­ рут нередко по 10 то н в улов. Наиболее удачные уловы бывают чаще всего днем, когда сельдь дер­ жится обычно в более нинких, иног иридонных слоях воды. Тралирова- вне сельди производите* о значи­ тельно б льіпой скорость» (не м^нее 5 узлов в час), чем при работе о тяжелыми оридонвымв тралами с обычной скоростью в >—3,5 узла и чае- му ледокола .Садко". — Приведение ,Са*ко* и порядок подходит к концу,—говорит той, Васнн.Л-В настоящее время ледокол осушен и находится на плаву. Про- б>ина длиною окол> 8 метров, иду щая от первого трюма до бункера, снаружи временно ваделана клннья- і ми, памей ц садом. 'Таким азом, почти ликвидирована течь. Не сегодня-зачтра „Садко* будет отбуксирован от острова Бэгомо- лиха в Кандалакшу для очистки (возможно, что это н не понадобит­ ся), а затем отведен в Архангельск Основные части корабля, в тон числе котлы, механизмы я самый корпус—в аолйой всправвости. Ма­ шины тр**буюг лишь очистки в сма:<кн. Кроме того, Необходимо произвести ремонт кают и доковг- ние ледокола. Б ли ремонтные ра­ боты в Архангельке б>дут прово­ диться ударны» и темпами, то к вгсве гСадко* уже вступит в етрой дейстьующіх судов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz