Полярная правда. 1933, октябрь
ТРАУЛЕР ВООРУЖИТЬ СЕЛЬДЯНЫМ ТРАЛОМ Траловый промысел сельди может дать / ст'ране дополнительно тысячи тонн высокоценной продукции ОТ СЛУЧАЙНЫХ ОПЫТОВ— К СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Сломить сопротивление и косность, приступить к систематическому изучению тралового лова сельди Применение траулеров для лова сельди — одна из серьезнейших проблем в деле создания на Мурмане сельдяной базы всесоюзного значения. Громадное значение тралового промысла сельди вы текает из исключительно е ь і с о к о й уловистости сель дяного трала и из наличия - мощной производственной базы—тралфлота. Но на пути развития этого вида лова стоит стена косности, неповоротливости, боязни нового. О недооценке сельдяного трала, о пренебрежитель ном отношении к нему говорит обстановка, в который происходили первые опыты по траловому лову сельди. Об этом/рассказывают в своих статьях капитаны Ми- хов и Кузнецов. При опытах не было даже выяснено имеется ли сельдь в районах промысла. Для успешного внедрения сельдяного трала на Мур мане необходимо, в первую очередь, сломить эту кос ность. Необходимо поставить проблему освоения сель дяного трала, как задачу большого хозяйственно поли тическою значения. Практическое разрешение этой задачи должно основы ваться на тщательном изучении как материалов о тра ловом промысле сельди за границей, так и на наших опытах, выяснении причины неудач первых испытаний. Надо немедленно приступить к разработке несколь ких конструкций сельдяного трала, учесть при этом по ложительньіе стороны и недостатки'уже опробованных тралов Испытания новых тралов должны происходить в тщательно изученных условиях, должен быть предвари тельно установлен горизонт нахождения сельди путем выметывания дрифтерных порядков. Необходимо немедленно рс . изовать решения сове щания, состоявшегося наднях в промфлоте, в частно сти о выделении специального работника по тралово му лову сельди. Уже сейчас надо приступить к систематизацич мате риалов о районах и глубине нахождения сельди, путях ее миграции и т. д , получаемых на основе сооб щений судов тралфлота и других источников (сельдяная экспе диция, дрифтерные колхозные колонны и т. д.) От случайных опытов—к тщательному систематиче скому изучению техники тралового лова сельди — вот основное условие успеха этого нового дела. Для лова с е ль ди И С П О Л Ь З О В А Т Ь тровым тралом с 90 м/м. ячеей в устье трала. Так как из-за перегруженно сти такелажной мастерской изго товление мелкоячейного кутка заняло бы много времени решено было в 60 м/м. сеть мешка по ставить рубашку из дели. Низ трала имел легкие грунтропы, к- верхней подборе привязыва лись кухтылп или третья доска. Вооружение трала состояло из легких разборных досок с цеп ными лапками, регулируя кото рые можно было опускать трал на разную глубину / Доски эти шли на 9-метровых поводцах. Во время испытаний трал опускался на разные глубины — от дна до поверхности, при чем погружение каждый раз проверя лось по величине угла в прямо угольном треугольнике, у кото рого известны угол и гипотенуза. Была ли селедка в местах на ших опытов мы не знали, так как предварительных поисков не могла, а внизу у трала сквер создавал своего рода поддон і также препятствовал уходу. г УПОР СДЕЛАТЬ на придонную сельдь отечественный трал В декабре 1932 г. я был пере- по одно тралирование, но селед- ю р не брались, TIRIM образом трал брошен на РТ— 25 для проведе- ка в трал также не пошла. Оче- шел В стороне ОТ суіиа, і средних ния опытного лова сельди. [видно ее здесь не было, так к а к 'слоях ВОДЫ. Без сомнения резуль Снабжены мы были 28-ме-,чере5 верх трала она уйти не тат получился-бы лучше, есіи- бы была селедка, но ее в этот' раз здесь не было, что подтверди ли рыбаки, ездившие здесь со щупом. Ыы имеем весьма скудные ма териалы для изучения сельдяно го тралового промысла. В Севтралтресте есть схема 26 метрового немецкого сельдя ного трала, присланного ГОИН’ ом, который имеет в устье ячею 80 м/м Немецкие специалисты, I работающие в СТТ, единогласно утверждают, что этот трал давно в Германии не4применяется, к а к непригодный. ! Имеется схема устаревшего английского трала. И это все, на чем можно базироваться. Поскольку сельдяные тралы1 имеют ту же конструкцию, что и тресковые, я считаю, что наш I 34 1 метровый отечественный трал (вполне пригоден для лова сель- — ----------------------- ----------------------{ли, при чем куток его надо сде- Кроме этих испытаний мною лать мелкоячейным, а остальные еще ранее проводились кратко- части оставить без изменения. '>ыло, но в трал она нам не по- временные испытания на РТ Лу- Расчетные данные показывают, іадала. Под конец промысла, что-"чинский*4, „Двина , ..Дельфин*4, что вертикальное раскрытие зто- •ы испытать не уходит ли сельдь Все испытания^ показали, что го трала доходит до § мт, а под трал, когда ее накрывает при поверхностном тралении се-і горизонтальное—между крылья- ледка в трал не попадает, так ми 19 метров. /Лов надо произ- как судно, идущее впереди тра- . водить обязательно с кабелями, ла, разгоняет ее в стороны. 'вместо кухтелей применять под- Грунтропы были переведены к* Лучший результат дал опыт в Ара-.емные щиты, или парусиновые верхней подборе, а кухтыли при- Iгубе, КОГДа К ОДНОМУ КРЫЛУ была ПО* • элеваторы которые ири большом ‘ с только случайно ловили 1сель дь в 1931 г. (в тоннах), вязаны к нижней подборе. В ставлена клечевка. а к другому—рас- [ходе судна будут практичнее,обыкновенными дряулерчми,^ глав- этом положении было произведе-І порнаядоска, ваера прн этом на сто* I кухтелей. ^ ~ ^ ‘ " А На і явка кухтелей к тралу Для тралового промысла сельди в Баренцевом море необходимо предварительно установить в ка кое время года сельдь больше Несколько слов о самом трале. У нас имеется • несколько кон струкций сельдяных тралов. Су дить об их качестве мы не м 5; держится на грунте і какая для жем, так как они не были испы- этого должна быть температура (таны в соответствующих услови воды. Опытный лов сельди должен сквер, решили трал перевернуть додать из сквера как-бы подрез. Для этого трал перевооружили. ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ После помещения в „Полярной правде" статья: „Трау лер* должен ловить и сельдь-* в управлении Промфлота 25 октября было созвано совещание по вопросу о приме нении сельдяного трала в тралфлоте. Совещание вынесло следующие решения: 1. Организовать с и с т ема т иче с кий разведочный лов сельди тралом. 2. Выделить дизельный храулер, обладающий хоро шим промысловым ходом, для разведочного лова и испы таний сельдяных тралов. Снабцить его необходимыми при борами. 3. Выделить из числа работников тралфлота одного специалиста возложив на него обязанность проведения опытов по траловому лову сельди. 4. Поисковые суда, обнаружив наличие сельди (на хождение сельди в желудках рыбы, попадание в трал единичных экземпляров сельди и т. д.) должны в обяза тельном порядке производить траление сельдяным тралом. 5. Все промысловые РТ обязаны фиксировать в про мысловых журналах и сообщать в промфлот места, где будут замечены признаки сельди. 6. Запросить от Севрыбы, Главрыбы и Научного Ин ститута морского рыбного хозяйства технические расчеты по конструкции сельдяных тралов и материалы по техни ке тралового лова сельди. Траловый лов сельди в Немецком море Лов сельди плавным и (дрифтерны- таблице числа рейсов было север- ми) гетямн в Немецком море—очень гаево германскими тральщикам! еще старый промысел. Сравнительно не 96 рейсов, улов которых в кодиче- давно для лова сельди стали пои- стве 2,6 миллионов килограмм бил менять оттео-трал, специально при- сдан в английские гавани. си 0 '- 0 і*»ленвый для этой цели.- | Ход германского сельдяного тра- До 19*2 гола гурман* кие тральщи- лового промысла в Немецком мере Капитан Ф ІІИХОІ. аым обРа,ом» в Скагераке и я се верной части Н*м-цкого моря. В 1912 году в Н-мепком траловом Наш трал вполне пригоден ях. Цоэтому сейчас необходимо испытать снова все имеющиеся^ производиться исключительно в к о н с т Р У к ц ии . районе, где уже установлено на -! Некоторые специалисты утверж- личиѳ сельди. Только при этом дают» что тРал со вставной ру- условии можно будет судить о башкой снижает уловистость, так годности той х л і иной кояструк- как РУбашка препятствует иро нии трала, ' f хож^ению в°Ды сквозь ячею.. По УПОП мы должны взять на nDH -n0eMy Э™ Утверждениѳ неверно. юннѵю сельаь Этил я нѳ хочу 5 Р“ работе Т{Ш0М с РУбашкой в допн у д , эт м е финском 3aJHBe в 1932 году ры. сказать,' что не нужны опыты по ба ловилась ду ры ловле сельди в средних слоях „ в воды, но все-же мы будем иметь Для нашей больше шансов на хороший лов, имеет небольшие размеры, мы мо ЛиЦув когда сельдь держится на грунте, j Почему-же РТ-6 не мог добить- Лов слое воды траулера результатов не даст, т^к в* Ёсли-жГсделатѴ трализ ПР"Д0ННЫМ тРалои как сельдь будет рассеиваться от толстой ниткц и нвдкой * Прямое наше назначение, как шума винта и хода судна. В этом трал б совершенно слепой • пР«“ “ слового судна-поиски ры- случае лов возможен только дву- г 4 r ” t бы. Только частично мы уделяли мя судами, так называемыми, близ Инструктор - тралмейстер внимание сельди нецами. Шемалуев. . j В районах, где производились длину ваера, легко вычислиіь глубину, на которой трал на ходится. Чтобы каждый раз не производить вычислений надо сельди, которая будет составить постоянную таб- о , „„„тт Сейчас мы имеем ряд конст- поиски, рыбы, температура была рукций сельдяных тралов. Не- для сельди низкая, В районе смотря на неудачные опыты с Святого Носа мы производили ними, все-же о качестве их су-.опытный лов, когда сельдь пере- дить преждевременно, так как в двинулась в Белое море В Тери районах, где имелась сельдь, берской губе мы пробовали ловить они еще не опробованы. j сельдь придонным тралом, но и На РТ-6 имеется плавной там температура была низкая и, трал. Распор трала очень хоро- очевидно, сельди не было, ший, опускать его можно на; После мы узнали, что в этом разную глубину. Степень погру- районе сельдь держалась в верх- жения трала определяется по них слоях, но об этом нас свое- углу, .составленному ваером и временно не информировали, стопором. Зная вытравленную вполне пригоден для лова сельди. Эта система трала предложена М. С. Светивым Трал был сшит под наблюдением Ф. Г. Шамо- луева. Длина трала по нижней и дячой оттер-трал Сельдяной от ер-трал отличается от с бы т о г о во первых укороченной верхней подборой, во-вторых—мень- лом дают впвое большую скорость судну, чем при тралении обычным трал м. Улов и Чиело в ср«д. тинаах рейсов ва pafio в тоня. Июль . . . . 4 302 157 27,5 Август . . . . 21 307 456 46 8 Сен»ябрь. . . 26 ІЗо 497 52,7 Октябрь . . . 17.7К8 362 49,1 Н ябрь .• . . . 3.447 104 33,2 Декабрь . . . 134 11 12,2 7 1587 4Й.1 В 1920 гОдѵ число сельдяных рей- В Немецком море селедочным оттер-тралом с успехом ра отают на сов не превышало *20 процентов от глубин* до 80 метр *в. Рост герѵан- о 'щего числа трзлочых рейсов в ского сельдяного тралов .го промыс.- Немецком море. В »9И г бэ проц. верхней подборе по 34 н е т р а . На прнводвмов ннже «б- тр^ .вы^р^сов Высота крыльев—2,5 метра. Ра-, скрытие трала в центре -около ^ УЛОВ СЕЛЬДИ ГЕРМАНСКИМИ ПАРОВЫМИ СУДАМИ 5 метров. В двурядный мешок’ в Немецком море в тысяч , тонн. вшита ртбашка. Конструкция Сельдяной трал конструкции ввсрециаднста тралфлота т. БореВма. После этого, мы двинулись в трала довольно простая, как у сельди в поверхностном • том PJI..q a f t ~Т~ ся положительных результатов в Мотовский залив. Здесь мы про-, обыкновенного рыбацкого невода, щ при помощи одного тр а і 6yJ eT рваться от напора 30Ве се-,ьди как а л а в іш “ - так и &»валн_ ловит в разных слоях По верхней подпоре навязывают- В т ч. Годы Весь улов сельдяным % %. тралом 193 86,9. 4,0 4,6 1920 123,9 8,3 6,9 1025 2342 27,1 19.9 192В 164,9 41,3 25.0 1927 175,8 39,2 21,5 1.129 202 7 68 2 ЗЗ.о 1020 224,7 56,0 25 1931 244,8 73,0 30 воды. В трал попали только маль-іся кухтели. Вес трала 150 КИ , НО ЭТО уже говорит за ТО, 1логр. Раі поряыѳ • ДмСКМ обыкно- 1 q q м^сяцім иллюстрируется следую- что трал шел правильно и при венного тииа Степень погруже- щей таблицей на которой приведе- наличии сельди дал-бы хороший ния регулируется ДЛИНОЙ вытрав- h.j данны е ва І9 3 1 го д н а осноиа- ленных ваеров. ВИН Уловов герминеких тральщп- улов. Поэтому я считаю, что имею- ЕоПітан РТ-6 Кузнецоі. ков, сдавш их свой улов в < тнчест- вевные гавани. Сверх указана го в СЕЛЬДЯНОЙ ПооіЬ. ЧѴГУНОВ ГЛ•диметр»1 ” 15~ 20 си-с z-лг * , ____j щью этих Четырех поплавков трдгр Современный оттер - тр ал в раз- до с к у , пр в кр е аля я л и ч ны х е го видонвмѳненилх Ав і я е т - . подборе о ычного сл самым мощным орудием морско- ‘ го рыболовства. На протяжении мно гих десятияѳтмй оттер-трал приме нялся исключительно для лова орн донных рыб. Такой волочащийся по дну трал брал в качестве поимесн к осісвному улову ■ небольшое ко личество сельди в тег случаях, ког да она держалась у дна. Однако ячея тралов, приспособленная для лова крупной рыбы—трески камба лы, пикши и др. была слишком велика, и о л ь д ь залавливалась толь ко в момент массового ее сколле- ния у дна. Англичане впервые прныеналв для лова се»ьдц мелкоячейвые тра хы, н вскоре многие траулеры ста ли не без успеха довить сельдь по добными тралакн ва небольших глу бинах Северного моря, главным об разом осенью и исключительно днем, когда сельдь держалась у дна. Од нако подобные придонные тралы оказались для лова сельди мало пригодными, т. к. облавливали то іь ко самые придонные слон (1—1,5 м. от два.)*Вледствве малого подня тия верхве і подборы, а также ма лого облова по пл щади и об*ему ѳти тралы не могли брать сельдь, держащуюся часто в подводы и в более поверхностных горввонтах. Лет 5—б тому назад в Англин для повышения уловлнвостн тріла стали применять трѳіью распорную Глава из .трудов 3-й КаепиІ- •вов еельдяяоД вкаяедидян". ее к верхней мелкоячейного сельдяного тряла. Траловую ешь увеличили в высоту и такам пу тем, с помощью третьей расоо' н Й доски, д стигли весьма значитель ного раскрытия трала в высоту до 3 4 метров, т. е. в 2—4 рача боль ше. чем у прежнего придонного трала. В новейших сельдяных тралах, в процессе дальнейшего их усовер шенствования, был применен прин цип тралирования по Виньерон Да лю. Внньерон Д*левский принцип градирования ирнложвм к любому гипу от ер-трала н заключается в следующ-м: на концах крыльев тра ла вместо рас ю ных досок ирикреп ляются к концам верхней и ннхннП подборы небольшие клячи. От кон цов клячей отходят длинные повод цы до іОО-т-150 метров каждый из толстого пенькового каната, кото- оые прикрепляются к обычного ти па распорным доскам. * . * Новейший сельдяной оттер-трал, построенный в сочетании описан ных выше двух п*иннип?в—с третьей расаорной доской ва верх ней подборе и крыльевыми повод- Цами по Виньѳрон-Далю— ЯВДЯѲТСЯ более сложной конструкции й, чем обычный придонный трал. Нигде в сиецвальной заграничной литерату ре не проведено полное описание и детальные чертежи этих тралов. По указаниям такого круаного знатоку немецкого рыболовства, как проф? Эриоаум, отдельные детали уета новки и прикрепления третьей рас порной доски* распределение под держивающих ее п« водцов по вер хней подборе н т. д. составляет секрет не только некоторых фирм, но хаж* н капитанов отдедьвых траулеров. Общий характер устройства основ ного тииа сельдяного трал пока зывает прилагаемая ехема. помо- и і дости гае тся равномернее поднятие всей верхней по іборы , ид ущ ей к а к и в обычных придонных тралах , зн ачи тельно впереди нижней подборы. Н а ко н ц а х крыльев тр ал а при к репляются деревянные кл я ч и в 1 ^ 5 — 2 метра высО'ОЙ с ле гкой желез ной оковкой у в нж н е го о кр у гло го края . Эі-и клячи у придонны х т р а лов по Виньерон -Далю имеют поло- 8 0 0 б р а 8 Н ь е яижние концы о сплош - з»*й оков<ой железом. И д ущ и е от к «нцевых к л я ч е й тр ал а поводцы прикрепляются к распорны л доскам I в нар уж ной стороны и х , е е те тупом Сельдяной трал гораздо легче ла , что по отношению таких пела- придонного. В частности он нм*вт гических рыб, как сельдь, ииеет облегченную нижнюю подбору, ко- весьма важн«>е значение, вечно, без всяких б>бенц в Распор В целом ряде еще нѳ опи?анчых ные доска размером 2ХМ петров модификаций такого типа тралы тоже облегченного т і п і о тонкой употребляются нем-цкими тра>леиа- дажѳ Декабре, ч і с т ь судоч у а е в оковкой внизу и по побокям. Узіеч ми .с гржадным усоехом. * /ноябре начинает иерекіючагься иа ки досок жесткие (и* цепные) и» Судовые р а б ’ты о новейшими ( лов тресковых в Віренц >вом море, кругл «г*» железа, расположены бли- сельдяными тралами производятся \ обычных было совершено д л я лова сель іяным тралом . Первенствующее значение седьдя- вого трапов го прімьпла в Немец ком море определяет календарной расписание всего герман*к г ) тра лового п.юмысла вообще, и раепре- делчние судов по отдельным райе- нам в разлиіные сезоны геда в частности. С нача іа лета в*сь германский траловый фют начинает готовиться к сельдяному сезону в Немец*>ч море. К этому времени првурачи- вается ремонт судов, окраска н Проч. В этот период года промы*ея тральщиков сокращается во віех рай нах кроме Исландии, где про мышляют са-4ые крупнее единицы германского тралового флота, обыч но не принимающие участие в сель дяном промысле Немецкого моря. Лов сельлн в Немецком море на чинав ся в вачіле нюія. Наілуч* ший промысел бывает в авгуоге сентябре*и октябре. Хотя лов сеіь* дн ^ще продолжается я и ноябре и же к переднему краю, что при ука иа траулерах и никаких поводцов , особых приспо -облиннй на них не „САДКО" НАКАНУНЕ— ВЫХОДА В АРХАНГЕЛЬСК В Ленинград приехал из Кчида лякши начальнік Север-ого округа Эпроне тов. В Я. В іС и н , один ив 3-х досковый сельдяной трал. К*к видно из этой схемы, третья распорная доска прикрепляется к средней части верхней подборы о помощью четырех иоводцов н в ра бочем с о с т о я н и й находится несколь ко впереди првподнятой по і б о р ч . Кроме этой распорной доски на верхней подборе, на боковых ѳ* ча сіях, прнкре «ляются о -обые иоплав ка—влв стеклянные, округл» й фор мы, оплетенные тонкой веревкой, или металлические и виде цвдняд- примерно на 50 см. ot ваднего края занном првкр-^аленин способа вует сильному расхожде- устраивается ’ Однако, сцу^к трала нию досок, а следовательно и наа- в его пэд'ем происходит иным по- большему раскрытию отверстия тра рядком, чем обычных п р и ю н и ы х ла т р а л о в . В частности слуск тр а іа Самая ответственная часть оеле нровзводи^ся с вастопопенного суд- дочвого трала—третья ноід‘*миая на, державшегося рабочим бортом доска—имеет размер іООХ7І см. илв на ветер. Распр^ленный трал опу-'Т активных участников и руководн- 150—120 см., из легкого дерева и скаетоя в иоду на двух стальных хелнй героической работы ао под'е- без всякой оковки. Главное ваклю- 63 мм. тросах, при чем кормовая чается в способах ее прикрепде- распорвая доска опуск-егсд мегр«в вия к верхней подборе, для чего на 20, а носовая ва 60—80 метров, ва доске имеется ряд дыр для ве после чего судно дает ход н начи- ревочных поводцов. Траловая сеть нается еытраливанве и постепен- У входа в мотню имеет обычный вое выравнивание ^ілнвы о'очх фартукообразвый клапан, препят- ваеров. Таким путем достигается «твующвй обратному выходу рыбы правильное расхождение всех тоех нз мотни Нижних защитных фаоту- распорных дос<ж и полное раскры- ков под мотней как будто бы нет. | т я е отверстия трала. • . • Втсрой тип сельдяного трала от личается от первого,* главным обра вом, по опое >бу првкреплеивя треть ей под'емной доски. Эга доска дну- мя задними псвоіцами прикрепляет ся к середине ве .хвей подборы, а передние крепятся или у распор вых досок, если добавочные пов**д- цы по В Д не очень длинные, иди bum досок Такой способ прикрепления Р®ли концовых клячеп прн ілннных поводцев применяется и для при донных тралов по Виньерон-Далю, и в значительной степени увѳличн ваѳт расхождение распорных досок идущих под более тупым ЛИНИИ ИХ ДВИК еНИЯ , ЧѲМ ных тралов. У последних, как изве стно, крылья трала прикрепляются концами верхней и нижней педбер прямо х «адией чаетн доеек. поиод-цах. Такой способ установки третьей доск^, насколько мве изве стно, применяется для болен круп ных тралов. Главвое t r o преимуще- углом к Jство заключается как будтр бы в у обыч- том, что третья Доока вдет на длин ных иоводцах впереди верхней под боры н • ри помощи бокиьых высоко идущих поводцов сильно увеличи вает в выеоту еферу действия тра- Сеіьдяными тралами ловят на разной глубине, начиная с придон ных сл ев до поверхностных, в за висимости от местопребывания сель ди, что приходится иной ра) «на щупывать* рядом кратковременных разведочных тралиров^ний. Устано вив горизонт возы с рыбий, трауле ры ловят под ряд 2—3 часа и при значительном ек «плении селыи бе рут нередко по 10 то н в улов. Наиболее удачные уловы бывают чаще всего днем, когда сельдь дер жится обычно в более нинких, иног иридонных слоях воды. Тралирова- вне сельди производите* о значи тельно б льіпой скорость» (не м^нее 5 узлов в час), чем при работе о тяжелыми оридонвымв тралами с обычной скоростью в >—3,5 узла и чае- му ледокола .Садко". — Приведение ,Са*ко* и порядок подходит к концу,—говорит той, Васнн.Л-В настоящее время ледокол осушен и находится на плаву. Про- б>ина длиною окол> 8 метров, иду щая от первого трюма до бункера, снаружи временно ваделана клннья- і ми, памей ц садом. 'Таким азом, почти ликвидирована течь. Не сегодня-зачтра „Садко* будет отбуксирован от острова Бэгомо- лиха в Кандалакшу для очистки (возможно, что это н не понадобит ся), а затем отведен в Архангельск Основные части корабля, в тон числе котлы, механизмы я самый корпус—в аолйой всправвости. Ма шины тр**буюг лишь очистки в сма:<кн. Кроме того, Необходимо произвести ремонт кают и доковг- ние ледокола. Б ли ремонтные ра боты в Архангельке б>дут прово диться ударны» и темпами, то к вгсве гСадко* уже вступит в етрой дейстьующіх судов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz