Полярная правда. 1933, октябрь
* ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН , СОЕДИНЯЙТЕСЬ! полярная Цена отд. № 10 к О К Т Я Б Р Ь 28 С У Б Б О Т А 1933 г . № 250 ( 2119 ) ГОД ИЗДАНИЯ XIII На процессе по делу о поджоге рейхстага СУД УКЛОНЯЕТСЯ ОТ ВЫ ЗО ВА ВАЖНЫХ СВИДЕТЕЛЕМ О Р ГАН М У РМ А Н С КО ГО О К Р УЖ К ОМ А В КП (б ) ОИК 'а и ОСПС ПЕРЕДОВАЯ „ПРАВДЫ" РАЗВЕРНУТАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПАРТИЙНЫХ и РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУРМАНА О МУРМАНСКОЙ сел ед ке И КУЛ ЬТУ РНЫ Х МЕТОДАХ РАБОТЫ Веками лежали неисчерпаемые богатства колоссального края, рас положенного на берегу холодно го моря „Край испуганных птиц4, „спящая царевна4*, „мерт вый край’ —так еще недавно назывался Мурман. Не узнать теперь старого Мур мана! — . . . Большая новость жизни началась,—говорилМаксиму Горь кому мурманский рабочий.— Дру гой курс жизни в зя т . . . Эту „новость жизни" принес ли большевики, успешно веду щие борьбу не только с классо вым врагом, но и со стихийны ми силами суровой природы. Рас крываются богатые недра Коль ского полуострова. Еще недавно Баренцово море видело в своих водах утлые промысловые суде нышки. А теперь эти воды бороз дят десятки траулеров, при чем многие из них построены на советских заводах. На месте старого барачного поселка растет социалистической город. Баренцово море славится боль- щими запасами рыбы. Но при отсутствии техники лов произво дился преимущественно около берегов и поэтому часто зависел от подхода рыбы. Моря никто серьезно не изучал, никто всерьез не знал ни запасов ры бы, ни путей продвижения рыб- ны * косяков. И когда несколько тые „америкп“ . Сети то и дело. Нет на Мурмане болыпевист- выбывают из строя, рвутся. Рвут-■ской борьбы за качество рыбы— ся часто из-за того, что на бор- вот основная причина того, что се тах гвозди.На одном судне при-; ледка приходит в пролетарские делали валики, и сети перестали центры в таком виде, что ее портиться. А ведь наверняка, неохотно берет потребитель, скажем, в Каспийском море, где Исход борьбы за качество реша- дрифтерпый лов ведется уже дав- ют в конечном счете люди. Надо но, имеются подобного рода при-1 твердо запомнить, что засольщик ■Г • . . .V . .ѵ . .'. .Ѵ . л .Ѵ .'А с. • . .Ѵ«Ѵ,ѵХ . . . >>.•. г4 способления. Или, например, вы борка сетей ночью. Оказывается, ОБМЕН ТЕЛЕГРАММАМИ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ТЕЛЕГРАФНЫХ АГЕНТСТВ СССР и САСШ на ловецком судне является не каким то сверхштатным работни- это вполне реальная вещь, надо ком, а одной из центральных только наладить освещение. Но фигур. А отсюда вытекает необхо никто не подумал об этом и не димость самой срочной, самой подготовили фонарей. А ведь на-: настойчивой работы по сколачи- верняка где-нибудь в другом бас сейне выбирают сети ночью. И такие „неожиданные" пре- ванию высококвалифицированных кадров засольщиков. Работа эта должна итти в двух направле- пятствия встречаются почти на ниях: сохранение старых опытных над каждом шагу. Происходит это по- ров И подготовка новых. Сохранение тому, что овладение техникой старых кадров предполагает не дрифтерного лова происходит ку-1 медленное улучшение их мате- старным способом. Происходит риального и культурно-бытового это поэтому, что Главрыба не обслуживания. Среди рабочих и собирает опыта „старых4* бассей-! колхозников-рыболовов Мурмана нов, не обобщает его и не пере- j имеются тысячи ударников, любя дает „молодым4* бассейнам. : щих свое дело. Вот, например, Окончательно сломить замаскирован- М0Т0РИС,Г моторного бота „Сме нил саботаж дрифтера, обеспечить лый тов- Вильям Савокен. „Прихо глубьевой лов кадрами, сетями и фло том, умело сочетать береговой, запор ный лов с дрифтерным и другими ви дами лова в открытом море—такова первая задача большевиков, пролета риев к колхозников-рыбаиов Мурмана! .. В рыбный магазин приходит рабочий. Спрашивает селедку. лет назад около берегов появи- предлагают мурманскую. Ра- бочий недоволен. Он требует аст раханскую или керченскую. лась сельдь, некие „ученые** сделали сразу скороспелый вы вод, что „сельдь — случайная (гостья". Государственный океано графический институт, призван ный изучать морскйе богатства, считал сельдяную проблему на Мурмане делом второстепенным к занимался чем угодно, только на этим важным хозяйственно- политическим делом. Практика разбила вдребезги «теории> случайного подхода сельди. Практика, а затем уже и на учные исследования показали, что Барен цово море имеет богатейшие запасы сельди, что добыча ее вполне может Іметь промышленное значение. В 1932 году было добыто 279 тыс. цент, сельди, в 1933 г. будет добыто свыше 600 тыс. певт. (за 9 месяцев добыто 509 тыс. цент.) Рождается новая, важнейшая сельдяная база Союза. Теперь никто уже не спорит о том, случаен-или не случаен под ход сельди. Жизнь сняла этот вопрос с порядка дня. Перед мур манскими большевиками во весь рост встали новые вопросы— это освоеіне техники лова в море и борьба за высокое качество рыбы. Наиболее простой способ лова сельди— запоры. Большие косяки рыбы входят в губы, их там за пирают, а затем уже „вычерпы вают*. Но этот способ м самый ненадежный. Мы еще не знаем законов миграции рыбы, завися щ іх от колоссального киличест- ва явлений (течение, температу ра воды в разное время года и на различных глубинах и т. д.), и поэтому приходится сидеть на берегу и ждать, когда рыба по дойдет. Но зато меньше хлопот. Боэтому-то так крепко и держат ся за береговой job бюрократы и оппортунисты, противопоставляю щие запорный лов дрифтерному. Случайность в добыче сельди можно ликвидировать только тог да, когда будет* хорошо налаже на поисковая (разведочная) рабо та, когда береговой промысел бу дет органически увязан с глубье- выи. Рыбу надо искать в иоре, а ве ждать, когда она сама попро сится на берег,—этого еще не по нимают (или не хотят понять) некоторые мурманские работники. Дрнфтерныі лов встречает беше ное сопротивление. Потребовались десятки постановлений местных партийных органов, потребовалось вмешательство центра, чтобы, на конец, перейти от разговоров к двлу- X Дрифтерный лов сейчас пере живает „детские болезни* освое ния. Масса нелочеі мешает ус пешному применению лова в от крытом море На каждом шагу приходите* открывать давно откры а ИМ мы с лова.— говорит он,— и каждому хочется сойти на берег, отдохнуть. Но я говорю себе: , ,Вильям, ты пойдешь отдыхать оденешь парадное платье. А как будет отдыхать мотор —гр,.зный и нечищенный?" И я о:язатель но произвожу чистку мотора.. Вот такими то людьми и должны быть обеспечены решающие участ ки борьбы за высокое качество ПАРИЖ. На процессе о поджо-і ге рейхстага допрос Геббельса н і Геринга снова отложен, ибо Ге ринг пока находится в Швеции.! Суд систематически уклоняется от вызова свидетелей защиты.! Например, не вызван свидетель! Бренгауер, который должен был показать время пребывания Торг-j лера в ресторане Ашингера. По-; лпция заявляет, что ей неизвест но местопребывания свидетеля. Не вызван журналист Эмель, по казания которого имеют большое значение для защиты Торглера. Суд допросил пационал-соцпа- листичеокого депутата Карване,і [исключенного компартией и про-: давшегося национал-социалистам, j Карване заявил, что он и еще двое посетителей в день поджо-і га видели в рейхстаге, в три часа дня Торглера, а сзади него Ван-дер-Люббе. Из дальнейшего допроса выяс няется, что карване провел день поджога с 4 до 10 вечера в ресто ранах, очевидно, ожидая сообще- и . Г н н о Т1а — - р п™ ~ выступить с „показаниями Нью-Йорка следующие телеграммы Торглер дает характеристику генерального директора телеграф-* провокаторской деятельности Кар ного агентства,,АссошейтедПресс" ване во время его пребывания Кент Купера и генерального ди- , компартии. К а р . , , , и ш . с исключенным компартией аван- келя. r г тюристом Кацом организовал на падение на дом компартии в Ганновере, с целью захватить здание для группы Каца. Торглер спрашивает Карване: верно ли, что он немедленно после исключения из компартии стал снабжать правобуржуазные газеты „материалами- о комдвн- жении? Чтобы выручить Карване, пред седатель об являет перерыв под предлогом обсуждения допусти мости заданного Торглером воп роса. После перерыва суд разрешает Торглеру задать вопрос относи тельно исключения компартией Карване, но Карване отказывает ся отвечать. На вопрос Димитрова, видел ли Фото Союзфото Прибытие полицейских автомобилей с подсудимыми к зданию берлинского рейхстага. Мурманская селедка—вкусная, питательная рыба. Но вкусовым качествам она почти но уступает шотландской, а ведь „шотландка* до сих пор считается самой вкус ной. Так почему же неодобри іботой своих соседей, сообщают о рыбы. По ИНИІГИЯТИИР гячати сПпгтап он приготовления КОЗгпартии к а псавіа» на Милане г.ояіан вооруженному восстанию,Карване вынужден ответить отрицательно тельно отзывается о мурманской сельди рабочий потребитель? По тому, что она так плохо обраба тывается, что доходит до потре бителя по существу в полуиспор- ченпом виде. Борьба за качество должна на чинаться на месте промысла. Но здесь-то как раз и начинают ся страдания выловленной рыбы. „Пойманная сельдь „выливает ся* рыбаками в брамы,- расска зывает недавно вернувшийся из Мурманска санитарный испек- тор.—Брамы перегружены рыбой доотказа. По рыбе ходят.. Рыба прессуется под тяжестью верх них слоев, грязчится, портится сапогами рыбаков../* Попробуй в таких условиях сохраниться! Но это—только цвет ки... Выловленную рыбу надо сдать. Казалось бы, это сделать значительно легче, нежели вы ловить. Оказывается, на Мурмане „совсем наоборот” . „Не в том труд ность, как выполнить план выло ная правда» на ѵрмане создан п „ м »а,ь : аипГ ал -с .„, а- чие-внимательно следят за ра- ‘1ИСТЬІ не пРИНІІма никаких контрмер. „Как официально, так и лично я выражаю с гдечную надежд?* что вашингтонские беседы пзив»дут вас в Америку. Я сделаю все воі- можное. чго ы сделать ваше пре бывание здесь приятным и полез ным. Искренний приает К е н т К у п е р 11. „Я выражаю полную надежду, что вы сумеете ввиду поездки м«- Н'СТоа иностранных дел Литвинова посетнть САСШ и дать на« возмож ность ответить взаимно на многе- численные акты любезности. Наи- лучшее приветы К а р л Бикнель * . Тов. Долецким посланы сле дующие ответы: „Ассошиейд Пресс“ Кент К уп ер у Очень благодарен 8а сердечное приглашение. Уверен, что Вашингтон с*не беседы >оздадуг возможность для укре лѳ-ия тесных связей меж - ВЫСТУПЛЕНИЯ ГЕРМАНСНИХ БЕДНЯ ОВ И СРЕДНИКОВ ' ПРОТИВФАШИЗМА ВЕНА. По сообщению иіБеола- на среди обманутой» гитлеровцам середняцкого и бедняцкого кре- стьнстіз Германии учщаюгся при знаки растущего брожения. В ду аме. и<анской п совѳтско* пе j частности в Ольденбурге, во мно гих деревьях крестьяне, еще птл-~ года низзд бывшие ярмич привер женцами фашизма, убрали все фшистские знамена, портреты Гитлера, демонегративно не жерт вуют на беспрерывные сб>ры. Крестьяне деревни близ Гам- мельча не послали делегации к празднику урожая. Вдомах двух кулаков, желавших отправиться туда, ночь®*. выбиты стекла. При бывший в город для „наведения порядка*4 отрьд штурмовиков, чатмо. г остар»юсь посетить А мѳри ку и вас л -чн і, когда обстоятель ства и мои дола это позволят. Искренние приветы Д ол ец кий " тЮнайтеО Прессв К а р л у Б и *' а * лю Очень вем благодарен за выш - телеграфное приглашение. Буду счастлив, когда обстоятельства в будущее поз «опят мне принять ва ше приглашение посетить Америку. Наилучшие приветы Д о л е ц к и й " САСШ ОТКЛОНИЛО ! Переговоры о воздушном ^ ^ . ....... ..... nPFHflfMFHHF ЯПОНИИ .сообщениимеждуСССР И Польіией| встрегился с таким возмущением ІІГСДІННШИЬ ЯПОНИИ - ВАРШАВА. В,я печать сооб- * онГТЙЯ пт„ ППР * ѵ< ВАШИНГТОН. Сообщают, что Щ*6? 0 начатых под председатель- САСШ отклонили предложение ством Ш л и х т а и Лукасевича пе реговорах по заключению воздуш Японии заключить пакт о ненапа- H0g конвенции о пассажирском дении. Министерство индел под- сообщении между Варшавой и черкнуло, чго в настоящей момент Москвой. Цитируя речь Уншлих- публичное обсуждение вопроса о та на приеме польских делегатов, пакте могло бы вызвать неблаго- га:,еты отмечают его заявление, угрожают „забыншкм честь пре- * что открытие такого воздушного дателям из крестьянского сосло- 1 рия гное отношение ииЩсс»век- сообщения должно иослу&игь ук-іввн . n i i y р здвые о . у м е ного мнения и враждебную реак- реплению дружбы между СССР и (третий раз очищаются от „недо- цию сената. } Польшей, крестьянства, что предпочел уб раться. В нескольких других де ревнях бунтующих крестьян под вергли порке. В тюрьмах горпдев Пзрхим и Людвигол (М клеібу т ) сидяг де ситки крестьян Местные газеты сгонных элементов *. бракоделах. Начинание это хо рошее, надо его всячески под держать. Н) одя )3piMdi іо не обходимо вовлекать в наблюда-і тели высококвалифицированных ! рабочих, с тем, чтобы они не только сигнализировали о недо статках, но и помогали молодым рабочим быстрее осваивать тех-і нику обработки рыбы. \ Вовлечение рабочих и колхоз- ников-рыбаков в активную борь бу за высокое качество рыбы не должно ограничиваться только институтом наблюдателей. Вся мас'*а рабочих, колхозников-ры- баков, команд промысловых су дов должна быть поднята ва борь бу за чистоту, за гнгкену, за куль турные методы работы, против брако делов Недавно Наркомснаб принял ряд решений, направленных к улучшению качества мурманской сельди. На обрабатывающих пред приятиях теперь будут специаль- БЕРЕЧЬ КАЖДЫЙ ЧАС ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ЗАКОНЧИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГИ В СРОК ва,— писали недавно рыбаки-кол- ныѳ технические руководители хозники тов. МИКОЯН!,— а в том, как и кому сдать рыбу..." Плохо организованная приемка допол няется совершенно неудовлет ворительной первичной обработкой. До самого последнего времени на иромысловых судах ве было ква лифицированвых засольщиков. После долгих мытарств рыба попадает на берег. Здесь ре дол жны окончательно обработать: вы мыть, засолить, уложить в тару. Но н здесь продолжается та же история Пройдитесь по выгрузо чным пунктам и посолочным заво дам Мурманска, и вы увидите возмутительные вещи. Вы увиди те, как рыбу рвут при выгрузке, как моют ее вместо пресной во ды морской, как по соли ходят в сапогах, вы увидите наконец, как сваливают рыбу в немытые бочки. „В жизни встречается великое множество явлений,—писал Сал- тыков-Шедрин,— которые пропу скаются без внимания единствен но потому, что уж очень всем примелькались..." „Явлением** .Полярная правда* 16-го октября f пгналвзвровала, что на постр Севррвой дороги нет вадлежащнх тѳмаов работы. Дорога строится мвдлѳаво, окончание еѳ оттяги вается. Какве же сделал выводы Отком- хоз? Будет ли закончена ооотройкя дороги к 1б-й годовщине Октября? — Дорога построена к годовщи не О .тября не будѳ ,—открыто и просто занвлвет вав. стройконторой Откчмхоза Олль. Отсутствием транспорта хотят прикрыть свое неумение работать руководители О комх« за. Гллвнаа причина срыва постр* йки дороги кр"втея в Сеоплан вости. Пять дней тому назад на дороге не было ни одного человека. 26-го октября на дороге работало 94 рабочих вме сто 300. Каждый день количество и лостав раоочвх меняется. Руково дители Огкомхоза распылили рабо чую силу на нескольквх участках. Ііужчо подбросить рабочих на про кладку водоировода—снвмаюіся землекопы с дорогж. Твердо закреп ленных рабочих на постройке до- роги нет. П-івтому медленно д в і - дороги? Н«навестно. Транспорт по борьбе за качество. Но. как го ворится в узбекской пословице, от частого упоминания о халве во рту слаще не бывает! Начать решительную борьбу за чи стоту и гигиену, обеспечить решающие участки праверенными квалифицирован ными раОотниками—такова вторая за дача большевиков, пролетариев и кол- хозников-рыбаков Муриана! Мурман по количеству добы ваемой сельди становится одним такого рода на Мурмане следует из важнейших сельдяных райо- по засолке и уборке сельди, на судах и временных пунктах— специальные инструкторы. При морском техникуме должны быть организованы краткосрочные курсы посолыциков. Основным направлением посола признан бочковой, специальной солью (бас кунчакская соль селедочного раз мола). Решения эти вполне своевре- менны, но выполнение их дале ко еще не обеспечено. Ведь н<- вестно, что тов Макаров, управля ющий Мургосрыбтрестом и тов. Светов— Севтралтрестом, да и Мур механических мастерских перено- манский окружном выносили не- сиюя в новый механнческиа ц :х мало хороших постановлений о ср з * га»*тся и стройка дороги Зав. стройконторой Олль гово рит: — Мало рабочей енлы, нахватает людей, нет жилья. Но ни эав. Откомхозом Варг, нн его заместитель Михневнч не при вяли решительных м»*р для орга низованного набора рабочей силы. В Оікомхозе господствует растерян нооть и отсутствве решителі н .М, настоящей борьбы за выполнение в срок постановления ОК ЬКІДо). Девять мостовщиков оршады Хр^сталеза систематически ироотав *ают. Хрусталев говорит: — Норму в 9,5 кв. метров на че ловека мы даьно перекрыла. Сей час рабочий моей бригады может замостить 25 кв. м. Но он мостит значительно меньше нормы. Работу мостоищчков смсгвматиче- скн юрмознт транспорт: жеі песка ж камня. Откомхоа жмеет 3 авто машины ж 70 лошадей.. Сколько же машин ж лошадей аакреиленѳ за стройкой 7 ноября— пуси GP3 Ускорить темпы монтажа слиппа #•_ _ кплпппппа *чнптк. ыннп нелОоТаТоЧсіаЯ І1©1 и у д - досрочное установку уиорную борьоу за окончание монтажа станков. С окончанием монтажа н уставов кой станков вся основная работа считать безобразное обращение с выловлевной рыбой, антисанитар ное состояние помещений на про мысловых судах, в местах вы грузки н на посолочных заводах. Все к етому привыкли. Все вто „примелькалось*. нов Союза. Пора работникам этого богатейшего края ликвиди ровать „детские болезни4 освое ния новой,техники лова и обра битки и выйти ее первое место в Сомзе я оо качеству селедки. (ДО „Правда") Чтобы обеспечить правильное распределение работы между стан ками н дать им нормальную наг рузку, в цеху организована плано вая ячейка. В вадачу плановой ячейки вх^- двт: иосле разборки механизмов на тральшике, ііринать детали и рас пределить их равномерно по с іан кам, установить сроки изГотовло ния, наолюдать 8а своевременной аередачей деталей по операциям о одного станка на другой, и нз це ха в цех. После ирохода деталей ио станкам в цехам деталь возвра щается обратно в плановую ячейку и сдается на тральшнк. Однако на ѳаводе не все еще бла гополучно. Плохо справился тов. Лупачев о иереаодом инструментальной кла довой нз старой механической ма стерской в новый цех. Нужно было перевезти в 28 октяб- сылается бесПланоыо, случайно. В постромке дороги заинтересова но несколько организац й. У Леи- снабстроя есть авти-машины и т я гачи. Есть машины н в С--втра.і- тресіе. Могли бы »гн организации помочь В сгрийке дороги? Бедуслов- во, могли-оы. Но іуководиіелн От комхов* об эхом нн разу ни поду мали. Значительное количество камня разбросано ьозле самоа дороги. Ес лн бы а ют камень соорать, оригада мост оащи 40В Хр)сталеьа могла бы замостиіь еще несколько десятков кв. метров дороги. Но об атом нн кто не думает. На с і ройке же чувствуется боево го наотриважа. Олль ж Михневнч уже свыклись и примирились с же- зорНоім фіктом c i ' -іВа плановых СрОКОВ И ДбѵіобилизjB.iwlHJb. Совершенно ііраь мостовщик Агеев, когда он Говорит: — Е с л и Моі о у д ѳ м р а б о т а т ь т а к и ми т е м и а м и , к а л р а б о т а ем с е й ч а с , т о д о р о г у мы н е з&іюнчин к г о д и в - ЩИ Но и К і Я О р Я . И ещ е б о л е е г р а в ы т е р а б о ч и е , КО і орые г о в і р я і : — Е с л и ъ а с т р о й к о й з а к р е п я т п о с т о я н н ы х р а б о ч и х , о о ѳ с і і с ч і і г п о д в о з к у п е с к а и к а * н я — м ы п о д н а жмем , о к о н ч им р а б о т у к с р о к у . Р у к о в о д и т е л и О і к о м х о з а о б я з а н ы э г о с д е л а т ь б е з в с я к м х о т л а г а т е л ь с т в н п р о м е д л е н и и . Ь а ^ о н ч и т ь СТрОЙлу д о р о г и В Срок е с т ь в о з м о ж - ДОСЛЬ. о* И в аы в с к и й . - ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА РАБОТЫ ГНА /иЗО ГО Ф /ІО Г Д ЗА 2а йЛГЯБРЯ ас ь, яв о в д ст т п НОГО uO іборА Н Н с Т р у м е а Т * . На весь механаЧч-саИИ цех тов. Л)- пачев сумел представить т^льао одни конус д л я с в е р л и л ь н ы х стан К о в J4» 1 ж один конус № ЭіО ь то время, когда каждому станку полагается иметь полный н а б о р ко- Н)СОВ.^ ял Задерживаются монтажные работы на слиипе из-за отсутствия рамы п^д брашаили. Монтаж вѳрхнвх тележек слиппа вадерживаѳіоя из-за отсутстввя 640 штук бегувков (колеса под вер хнюю тел* жку слиппа). Заводоупрапление СРЗ не п о н я ло мер к своевременной доставке нз Ленинграда недостающих частей. Отсутствуют дубовые брусья для кильблоков. Они давно ааказавы в отделе снабженвя (_ТТ, но до сего времени і е изготовлены. Труба кочегарки должна быть установлена 2У октября. Но т. Ро манов только сейчас начал подго товительные работы по поднятию трубы. > Монтажник* должжи не ноаджее 20 октября е о д ж я т ь трубу над ко чегаркой. Д іМ * ^ .......... { щ — - ш • Л ] > Г А У 4 Ш 11 И У Л О В И М Е Е Т Р Т - 1 4 ЗА С У Т К И ую т—12 тонн Капитан - т. Г Е Р С О Н . ЛОВИЛИ 2 6 Х 26 РТ 25/Х 9 РТ В С Е Г О В МОРЕ 40 РТ В ПОРТУ 18 РТ Х уж е в с е х про м ыш л я л Л*Т—52 1,5 тн. Кап . т . З ам я тин . УЛОВ £ 6 X £5 X 56,8 тн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz