Полярная правда. 1933, октябрь

Шотландские сети и порядок дают самые высокие уловы Лучшее из опыта передовой страны дрифтерного промысла—Ан глии применить на Мурмане II. ШОТЛАНДСКИЕ СЕТИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ УСТРОЙСТВ! I. НЕСКОЛЬКО ОБЩИХЗАМЕЧАНИЙ Из всех видов активного рыбо- мером ячей и величиной лови ловства в сельдяном промысле мой рыбы. ^ независимо от ее размеров в Северного моря с давних пор и Наиболее характерной особей длину и высоту, состоит из ос- по настоящее время, наибольшее постью массового лова дрифтер-Jноввого полотнища, окаймленно- значение имеет дрифтерный ЛОЗ. ными сетями является то, что го верхней п нижней подборами, В довоенное время этот способ рыбу вытряхивают из сетей, а 1а также и двумя боковыми. ІІо лова был единственным и гос- не выбирают поштучно из ячей,[всем краям полотнища дели, в подствующим во всех странах, как это практикуется в наших j виде окаймляющей полосы, занимавшихся сельдьяпым ры- обычных плавных и ставных се- имеется специальная *подпупі- боловством в открытом море. Но- тях, в том числе и селедочных.' ка** в пять рядов ячей (одина- следние несколько лет начал В силу этого, дрифтерные сети вяжут ковыхс полотнищем у боковых Кажда в отд ьности сеть, 2—2,5 мм., но обязательно вдвое скрученной. Поводцы одним кон­ цом захлестываются петлей на посадочной бичевке, а другим прикрепляются крепким узлом к подборам. При Техника... / Нужно дп доказывать, какое з н а ч а т * имеет она для судеб развития рыбной промыииеннооти Мурмана? Нужно ли доказывать, что нельзя освоить новые ви­ ды рыбного промысла, о которых так много за послед­ нее время говорится, не овладев техникой, ве изучив обширного опыта рыбноіі промышленности передовых капиталистических стран. „Техника в период реконструкции решает все*. На нынешнем этапе развития рыбной промышленно­ сти Мурмана эти слова вождя приобретают особен­ но глубокий смысл и зпачение. А между тем, именно в рыбной промышленности особенно сильны сейчас усиленно развиваться в континен- ся из солее толстых и прочных ниток, тальных странах, особенно в Гер- чем сети для плавного пли став- манои, промысел сельди с по- иого лова сельди. Иначе они^не мощыо специальных оттертралов. выдержали бы вытряхивания пер Однако, в Англии, имеющей Е0Г0 крупного улова, самый крупный сельдяной про­ мысел в Европе, дрифтерное ры­ боловство попрежнему сохра-. няет свое господствующее зпаче- ние, вследствие благоприятных \ для него местных условий, обес-І печивающих высокую рентабель-] ность этого способа лова. Так, в последние годы в Англии дрифтер­ ный промысел дает ежегодно в сред­ нем 400.000 тонн сельди и этим рыболовством занимается в на -1 стоящее время громадная флоти­ лия специальных дрифтерных судов. Дрифтерное рыболоветво, это - морской способ ловли рыбы плав­ ными сетями, поддерживаемыми во взвешенном состоянии на опреде­ ленной глубине с помощью проб­ ковых балбер на верхнем под­ боре и специальными буйками. Отдельные сети, соединенные меж­ ду собою в колйчестве несколь­ ких десятков (инода до 150 шг.) образуют, ѵак называемый, „поря- док4—длиною от до 5 километров. На всем протяжении порядка сети прикреплены к канату—т. н. „вожаку*. Выставленный в ме­ стах более или менее значитель-) ного скопления рыбы, такой no-j В Западно-европейском сельдя- рядок медленно плывет по тече- j ном промысле существует два нию (дрейфует) и в это время! основных, существенно различ- подоор и несколько крупнее по размерам вдоль верхпей и ниж­ ней подбор, вывязанных из тол­ стой нитки, обыкновенно As 18/12. По одному ряду с краев ячеи совершенно одинаковой и лз i i u i i / u u n i i u t / ш ш а ъ и i i w лял ѵ с ѵ ѵ / ѵ и іі« г ѵ а u u u i ^ v a i i u v ТОЛІЦІІне U устройстве посадоч- Іан тим е х ан п за то р с ки е тспдепцпп , небрежное , варвар­ ское обращение с механизмами , с одной стороны , го­ лое опы тничес тво , кус тарниче с тво , ле гкое о тношение к вопросам овладения т е х н и к о й — с др у го й стороны . Большинство мотористов колхозных ботов — само­ учки. Они плохо знают свою эіашпну, нередко прпме- ных бичевок и сатных поводцов на обоих подборах—расположе­ ние сетных поводцов различно: по верхней подборе поводцы ПрПКреПЛЯЮТСЯ гуще, через каж- няют, вследствие низкой квалификации, совершенно дые 5—(5 ячей (приблизительно череі 15— 17 см.), а по нижней— через 8—9 ячей (или через 25— 27 см.). Такое расположение по­ водцов об‘ясняется требованием недопустимые, губящие машину* приемы. В траловом флоте до сих пор еще не разбито окончательно отри цательпое отношение к отечествеппым РТ, вызванное в основном тем, что неудовлетворительно освоена т ех ­ ника их. „Теория сезонности" тралового юва также продолжает еще гулять, не встречая должного отпора н я пб о іРА павномепного потиепш - f руководителем, А ведь доказано, что она вызвана к напоолее равномерного подвеши жизпи только малой изученностью, слабым освоением большинства промысловых районов Баренцово моря. Особенно остро стоит вопрос об овладении техни ­ кой сельдяного лова и, в особенности, активного. Освое- КОВ весь сетной порядок С вожа- " ПС вктпв,,ого глубьевого лпва сельдп в открытом мо- 1 * ' ! ре т< лько еще начинается. Но уже на первых порах ’ его развития легкое и несколько пренебрежительное отношение к вопрфсам техники принесло довольпо печальные последствия. вапия сети к верхпей подборе, поддерживающей на плаву с по­ мощью пробковых балбер п буй­ ком. Верхняя п нижняя подбора со­ стоит из двух (не скрученных вместе, а лишь связанных в ме стах прикрепления поводцов), трехпрядных манильских вере­ вок, с противоположно направ лен пой круткой (правой и левой). Веревки верхпей подборы имеют 6— 7 мм. в диаметре, тогда как нижняя подбора, выдерживаю­ щая всю тяжесть сети при Достаточно привести пример колхозных колони ■ колонны МГРТ. Колхозные дрпфтерпые колонны ло­ вят немецко голландским порядком, осужденным после- военпой практикой дрифтерного лова , как слишком тяжелым и пеѵловистым. Дрифтерная колонна МГРТ ловит шотландским порядком, признанным заграницей в качестве самого совершенного и уловистого. Колхозные колонны только через два ві сяца достиг­ ли средней уловнстостп околАг 2 тонн на бот. Колонна ТѴІГРТ в первые же дни своей работы достигла такой уловистости. Самые худшие бота колонны МГРТ ло­ вят лучше, нежели самые лучшие бота колхозных колонн. Не нужно далеко искать причины этого ра­ зительного несоответствия. Ясно, что главпой причи­ ной является здесь не что ппое, как разная степень овла еппя техникой н, впервую очередь, разное устройство и оборудование порядков. Первые номера „Технической страницы рыбной промышленности’4 будут посвящ-пы вопросам р^з- вертываппя актпвпого лова сельды в открытом м ре. Развертывание всех видов активного глубьевого лова сельди в открытом вгоре—важнеіішая задача освоения и дальнейшего развития на Мурмане сельдяной базы всесоюзного значения. Посвященные этому вопро у „Технические страницы- подробно , расскажут о за ­ граничном опыте активного глубьевого лова’, об о пы ­ т е активного лова сельди советских сельдяных райо­ нов, наконец, о том небольшом опыте, который им е е т ­ ся и у промысловиков Мурмана. Овладеть техникой! Только при этом условии мож но вывести рыбную промышленность из отсталых в передовые. На значение „Технической страницы рыбной про­ мышленности-—оказать посильную помощь в выполне нни этой задачи п- рвостепеиного значения. стоящее время не только в А н ­ г л и и , но и в Германии балбѳры применяются исключительно ци­ линдрический формы, с отверсти­ ем на середине для насаживания сетных поводца, или через 40— SLS№t!fS7 З Д Г . !И « « » « . вы- 4—4,5 см. Балберы насажива- ДУ поводцами, органичивающими борке порядка на судно, * значи- ются на одну из парных веревок балберу, бывает на 2— 3 см. тельно толще и состоит из вере- верхней подборы и укрепляются меньше других, j вок в 9—15 мм. диаметром. І Но краям обе подборы заканчива- • III. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ШОТЛАНДСКИХ СЕТЕЙ ются небольшими петлями, дли-' ною в 10—12 ными двойными подборами, при I ® Pafi0H^x крупного промыс- чем свободные концы веревок I лово-го лова Англпи 0СН0В,ІЫМИ и Гппн оЙ R 1 — 1 четпоіЛ v n i n a наш10лее ТИПИЧНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ( длиной в 1 — 1 , & метров) з а п р а - . - « « ш ш и * паямвлпп f n п пл - Шотландскся дрифтерная сеть. ловит передвигающуюся навстре­ чу ему рыбу. Несмотря на различие в уст­ ройстве дрифтерных сетей, прин­ цип лова во всех случаях одино- ков: рыба об‘яченвается головой и, не проскользнув через ячею, зацепляется жаберными крыш­ ками. Таким образом и для дриф­ терных сетей, как п вообще для всех видов, так называемых, жа­ берных сетей (плавных и став­ ных) существует вполне опреде­ ленная зависимость между раз­ ных способа установки порядков дрифтерных сетей: аніШско-шот- ландскин и голландско-немецкий. (Пос­ ледний применяется также и во Франции и Дании). сделаны из двойной нитки п че­ рез эти ячеи производится при- швариванне подпушки как к основ ному полотнищу сети, так и к подоорам и кам. посадочным я в л я ю т с я назад и прикрепляются ^ к основным подборам. * Боковые подборы—также двой­ ные, разной крутни, но делаются в отличие от манильских верх­ них и нижних подбор, из хлоп чатобумажных трех шестнпряд - t ных бичевок, диаметром в ичев‘ 4,5—5 мм. Коппевые части у верхней и нижней подбор, начи- Нолотнище дели наружным ная от мест прикрепления их Однако vcTDoflcTRO отіетьннх КраеМ СВОе“ П0ДІІУШКИ пр»креп- к соединительным петляя и сетей и нх осямтка в стшш 5“ ™ неяосР,едстве!ПІ« т“ к далее на расстоянии 1 1 5 -1 5 0 см. сти почти одинаковы независи- 6°тШ» подоиРам- ВеРхний 11 УСИ™ 1Ы Добавочной бичевкой сти почти одинаковы, независи нижний края сети сначала поя- (гой-же толщины), которая вме мо от способа установки поряд- чейно нанизываются крайними сте с свободным концом парной ка. Наиболее употребительным рядами двойных ячей па поса- подборы охватывает середину со- является шотландский тип дриф- Д°Ч,1УЮ бачевку, которая с по- единительяой петли и образует терных сетей, подробное описа- мощью коРотких ( 1 0 - 1 5 см.) двухрядный жгут. В начале,‘ на сетных поводцов (через пять—во- расстоянии 25 см. от петли, семь ячей) прикрепляются к этот жгут состоит из 6 бичевок верхней и нижней подборам. (до три в каждом ряду), затем Посадочная бпчевка, сетные из 4-х, при чем постепенно вы- поводцы обычно употребляются клинивашщиеся концы бичевок хлопчатобумажные. Иногда они обвязываются более тонкой би­ де іаютея из одной и той-же бп- чевкой. чевки диаметром в 3,5—4 мм., Насаживаемые на верхнюю но чаще всего поводцы делаются подбору балберы, употребляются из более тонкой бичевки в исключительно пробковые. В на- ние которых и приводится ниже. сети следующих размеров (в пол ной оснастке, посажанные): дли­ на 30 метров, глубина 14 мет­ ров, ячея 25—32 мм. Многолет ний опыт дрифтерного промысла установил, что наиболее подходя­ щими AkYs ниток, из которых дела ются дрифтерные сети, являют-; ся довольно толстые нитки, в 5— 6 раз толще применяемых в плавном и ставном селедочном промысле. При употреблении се­ тей из толстых ниток случаи разрыва их от тяжести крупного улова (особенно при выборке такого улова на значительном волнении) довольно редки. Все виды английских дрифтер­ ных сетей имеют большую посад­ ку, величина которой колеблется только двумя смежными узлами рает немаловажную роль, так сет ных поводцов. В обычного. как, в случае происходящего типа шотландских сетях балберы окручивания подбор, сначала на- насажиьаются через каждые три . матываются поводцы, а потом уже 1сама дель. 2. Облегчение выборки на борт судна таких громоздеких и тяжелых сетей получается при выоирании вручную только за одни подборы, не касаясь сети, коюрая прикреплена к подборам поьидцалін. Jlpu нередких слу­ чаях, когда каждую подборку с трэдом выбираю г по два чело­ века (при сильном волнении или при крупном улове), роль повод­ цов прииореіает особое значение, ибо оез нм, при выоорке пидбо с непосредственно пришворенноЙ делью, сети неизбежно разрывались отдельных случаях сети делаются с посодкой еще большей, доходя­ щей до 50% . В местах с силь­ ным течением, сети очень сильно натягиваются, ьанруживаюи-я и бычно всплывают неправилььы- ° и зигзагами, что, вполне понят-'бы. I Голландский порядок. от /4 до /3 длины дели. В Шотландский порядок. IV. ПРЕИМУЩЕСТВА ШОТЛАНДСКИХ СЕТЕЙ но, понижает их уловистость. Во I 3. Такую же предохранительную избежание этого, в таких райо- роль играет и окаймляющая со нах применяются сети с наиболь- всех сторон сеть подпушка из шей посадкой (до 40—50%), так толстой дели, соединенная с как непосредственным опытом подборами поводцами Г иш ш - "* “ • S i S S i . 4" " п“м“ г?”“™ Т Й У В Г Я Е * 4 при выборке сетей, так же гарав- тирует от разрывов сетей. 5. Наличность на концах сетей специальных соединительных петель, с помощью которых сети прикре­ пляются к буйку и к проходяще­ му под сетями тросу-вожаку, в значительной степени ослабляет дергание порядка на волне. Описанное выше устройство бор и наматывания на них сети до- шотландских сетей довольно удач- стигается указанным выше устрой но разрешает целый ряд сущет- ством всех подбор из двух веревок венных вопросов в технике лова: разной крутки. Кроме того, налнч- 1. Предотвращение скручивания под- ность сетных поводцов, также иг- УЧЕНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ Н. Л. ЧУГУНОВ ОПИСАНИЕ ШОТЛАНДСКОГО ДРИФіЕРНОГО ПОРЯДНА В дгпфтерном промысле Англии рется веревка диаметром около жака, соответствующей крепости и Шотландии имеет всеобщее рае- 25,8 мм. п 7,5 метра длиною. Ка- тонкой манильской веревкой. По- пространевие шотландский тип. ІІа ж:ыГі из э гах поводцов на одном следний способ соединения, как бо всех паровых и крупных моторных конце имеет тщательно зарощенную лее эластичный, в значительной сте дрифтерах чаще всего выставляют- петлю длиною в 25 —30 см. пена облегчает работу с вожаком- ся порядки в 8 0 - 8 5 сетей, обычной . С помощью этих ковцевых петель тогда кал при шеклах, как-бы а ;к у длины в 30 метров, глубиной в поводцов производится связывание рато она не были сделаны, доводь- 13—14 метров Длина всего такого сетей через их соединительные сет- но часто случается ваедание на порядка—от 2400 до 2550 метров, ли, что д ела ет ся заранее при под- шал^е и бортовых роликах. Вместе с соответствующей длины готовке порядка к выметыванию О т д ел ьн о е концы вожака обыч- с с у дн а . Свободные концы верхних но одинаковой толщины, но неред- поводцов (без петель) прикрепляют- j ки случаи, когда часть начальных ся заранее к буйкам, а нижних—к : концов, выдерживающих меньшую вожаку во время выметывания п о - j нагрузку, делается из более тонкого вожаком порядок весит в сухом ви­ д е около 3 —3,25 тонны. Соединение между собой сетей по ­ рядка производится только с по ­ мощью соединительных петель верх­ ней и нижней подбор . Связывание петель верхних подбор производит- ( ся нвжннм концом поводца буйков, • а нижних— верхним концом поводца вожака. Весь такой порядок сетей прикреплен к пр оходящ ему под с е ­ тями вожаку специальными повод- буйка . В это отверстие, без всякого цов и, главнее, сохраняет неизмен -бор сеток, но пово/щы вожака до вингиля, вставляется мѳталличе- ной их длину , благодаря чему их привязывания к канату у клади рядка за борт В качестве вожака употребляется просмоленый манильский канат диа ­ метром в 24—26 мм. • на крупных дрифтерах и около 20 мм. на б о ­ лее мелких. Д .ія обычного порядка в 8 0—85 сетей применяется вожак длиною до 3-х километров, состоя- цами. Таким образом каждая сеть щий из 10— 14 отдельных концов в в ее начале и конце вмеет только 220 метров каждый, при весе около дв а прикрѳаления и никаких доб а - • 27 30 клгр. Для скрепления от- вочных поводцов дл я середины сети ‘ дельных концов каната уаотрѳО- как о у п о т р е б л я е т с я в голландско - ляются стальные шеклы (н*>ши ско* каната (около 20 мм.) или из старых, вытянувшихся 24—26 мм. концов. Основная часть вожака, особенно прикрепляющийся к с у д н у его Ко­ нец, выдерживающий во время дрей фа всю тяжесть сетного порядка, д елает ся вс е гда из наиболее креп­ кого и надежного каната. ІІрн сильном дрейфе, и в особен ности на волнении, сѳ іной порядок прикрепляется к с у д н у не вожаком, а отходящим от него толстым, обыч­ но кокосовым (5—6 дюймовым), ка- Ч % ѵ Общий вид шотландского порядка во время дрейфа. немецком порядке), совершенно не бы, серьги) с винтовой нарезкой j натом-сточором, или оттяжным ка- употребляется . ‘ Соединительного болта, причем Поводцы буйков и вожака все шеклы закладываются в зарощен- имеют строго определенную длину ные концеьые петля каната. и неодинаковую толщину . Делаются они из манильской веревки. Для по­ водцов буйков берется веревка ди а ­ метром около 20 мм. Длвна повод­ цов—5,5 м. Для поводцов вожака бе- Іаксй cuoi-об соединения концов вожака широко распространен на шотландских дрифтерах, а на ан ­ глийских чаще рі:его отдельные концы связываются через петли во натом. Э ю г ст пор, длиною в 18—25 метров, одним концом прикрепляет­ ся к вожаку или і р о і н о привязы­ вается тонкой веревкі й к вожаку, порядка к с у д н у воя тяжесть д е р ­ гания на волне передается на ^то­ пор, а вожак свободно свисает, йно г д і в качестве стопооа применяется стально j 1 рос или даже цеаь , од- нак >, неудобство при выбирании д е ­ лает их мало распространенными. Буйки в отарой» довоенном дриф­ терном пр -мысле унофѳблялпсь или деревянные, в виде различной фор­ мы б)Ченков, или кожаные (из ба­ раньих шкур), надутые воздухом. Первые были распространены, глав ­ ным образом» н континентальных ст анах, гд е частично применяются и теперь ( з Германии и особенно в Голландии) Вторые —применялись почти исключительно в английских и шотландских порядках. В настоящее время всюду, за исключением Голландии, громадное развитие получило применение про­ резиненных брез-нговых буйков. Э ги буйки, благодаря своей легко ­ сти, большей пловучести (плову- честь их почти в два раза выше пло- вучести деревянных) п деш^низне, совершенно вытеснили в современ­ ном промысле Англии и Шотландии прежние кожаные буйки. Б іе з ентовые буйки построены по старому типу кожаных и имеют гру шевианую ф-’рму диаметром около 50 с м / Депевлвное основание их имеет диаметр в 20 см. с плотно приделанной планкой. В планке иѵеется дыра для привязывания буйкового поводца . Наружная часть покрышки состоит вз шести плотно сшитых отдельных частей, из очень плотного химически про­ питанного и прорезиненного брезен ­ та. С внутренней стороны брезент густо промазывается газ твой смо ­ лой, а снаружи густо прокрашивает­ ся белой масляной краской. Деревянное * основание буйка, толщиною в 3 см имеет круговое же ­ лоб ообразное углубление, служащее для привязывания ниа.ней сужен ­ ной части буйка к его основанию. Привязывание производится тонкой бичевкой в несколько рядов. Дѳ .е- вянвая планка ирикреплена 4 вин­ тами к основанию буйка и имеет на середине отверстие диаметром ский, ввиде конуса, наконечник обес іечивается правильная, на оди- (длвна 5—6 см.) резиноной трубки паковой глубине установка сѳт- воздушного насоса (большого раз- вого порядка. Дело в том, что мера, автомобильного типа) и плот- при постоянном дергании буй ­ но накачивается. После накачива- ков на волне довольно быстро ния отверстие затыкается ту г о снашиваются концы поводцов в свернутой из пакли пробкой, густо пропитанной газовой смолой, при чем эта пробка пристукивается не- екол»ко раз молотком. В таком с о ­ стоянии буйки пускаются с сетями на воду и хорошо держат воздух . Иногда высохшие буйки, в особен­ ности новые, предварительно нама­ чиваются в воде, и когда дер евян ­ ное основавиѳ разбухнет и плотнее обожмется бпчевкамп горловинная часть буйков, их накачивают. Для ориентировки при выметѳ и выборке длинного порядка обычно применяется условное окрашивание черной или красной краской буйков, отмечающих каждую четверть дли - , ны всего порядка. Так, при обыч* | ной длине порядка в 80 сетей, буй ­ ки маркируются через каждые 20 буйков сетей в следующем по­ рядке: на конце первой четверти порядка от судна , буек имеет о дн у четверть белой и три четверти чер ной поверхности, половина порядка обозначается буйком с выкрашенным наполовину белой и нааоловину черной краской и третья четверть— 3Д бедой и Ѵ 4 черной краски. На к >нцѳ сетного порядка вс'егда имеется большой становой буек- маяк, деревянный, боченкообразный, или чвще всего, из пробковых пла­ стин, насаженных на шест (в 4 или 5 метров длиною) ввиде у с е ­ ченной пирамиды. На верхнем кон­ це шеста имеется флажек, ночью в некоторых районах, о -обенно в Ла- маншѳ, подвешивается небольшой масленый фонарь. гНа нижнем конце шеста ма*^ка, качестве проти­ вовеса, прикрепляется соответствую­ щей тяжести свинцовый груз. К буйкам прикрепляются* указан ­ ные выше поводцы, с помощью ко­ торых соединяются сети в порядок и поддерживаются на плову. Шот ­ ландцы обычно поводцы привязы­ вают непосредственно к буйкам, продевая конец через отверстие планки д*»ренянного основания буй­ ка. Но' англичане вяжут поводцы вс е гда на расстоянии нескольких і около 1,Ъ см. д ія прикрепления десятков метров от сети, а Другим поводца. Кроме того, сбоку деревян* крепится на с у дн е за носовой кнехт. J ного основания имеется отверстие при таком способе прикрепления ] диаметром в І2 мм. для надувания Брезентовый буй . местах прикоепления их к деревян ­ ной планке. Вследствие эт«»го раз­ мочаленные концы поводцов в от ­ дельных случаях приходптоя отре­ зать Тем самым нарушается одина ­ ковая длина поводцов и, следова ­ тельно, уже невозможна празильная установка порядка. Англичане пред почитают менять, по мере снашивае- ваются в особом порядке. *) / Так* й способ соединения сетей также предусматривает ослабление отрицательно1о влияния на сети— дергания их буйками во время вол­ нения. При периодическом поднима­ нии и опускании буйка на волне то приподнимаются, то оауск^ются ( к\ en.iHHH'je п«*в >дцом концы сет<>к. Б і а г о д а р я наличию г-оединительвых п е г е іь , главная тяжесть дергания приходится на них, а н е на концы сетей . Кроме того, при снашивании соединительных петель, их гораздо легче п проще сменить, чем специ ­ ально яаделанныѳ петли сетей. В общем, описанный выше шотланд ской тип сетного порядка наиболее совершенный и универсальный спо­ соб лона. Практика гослевоенног е дрифтерного лова полностью под ­ тверждает этот в 'JBOт. На си л ь і ом течения этот порядок, благодаря пригружепности нижчим вожаком, всплывает гораздо равпомер <ее ж правильнее, ч -м голландский—с во­ жаком канепху. Нали іность боль­ шей посадки шотландских сетей, ср вчнтелъно с голлавдеко-н^мем- кими, обеспечивает высокую уловк- стоі-ть и на медленном течении. Далее , регулируя длину буйковых, а в случае надобности (на мелких местах) и вожаковых поводцов , шотландским поря лком можно ловить на разных глубинах . В простых сл у чаях при пуске шотландского по­ рядка на меньпьй глубине, чем нормальная длина его поводцов, на них завязываются равной длины пет ли, и таким путем поводцы уко ­ рачиваются на любую величину. мости, короткие петли^на буйках и IДля облавливания более глубоких ~ ~ слоев воды сети подвязываются к буй<ам более длинными, по двѳе связанными поводцами, благодаря чему порядок всплывает на 10— 12 метров под поверхностью воды. ) На некоторых дрифтерах оставлять неизменной длины по ­ водцы . При подготовке и составлении порядка на с у дн е сначала буйко­ выми поводцами связываются с ет ­ ки через соединительные петли верхних подбор и уж е после этого к отдельно прикрепленным на буй I * в способом огрепляют .* и нвжнаа ках петлям, прочем уширеблается соединительные петла наж .шх под- называемым мор- завязывание так ским у ілом . Такая предусмотрительность ан­ гличан весьма целесообразна, так как удлиняет срок службы повод- прикрепляются буйки. Связывание уцотребляютея буйковые поводцы без концевых петель и сети о т з ы ­ ваются морским узлом. Преимуще ­ ств^ такого связывания заключает­ ся в возможности более быстрого раз‘единения сетей путем развязы­ вания одного уела у сеток, тогда как мри петлевом соединении при- ходитсн сначала отвязать буек и по. еле э т о г ) оовободнгь петлю у с еток . сетей производится весьма просто— имеющаяся на одном конце поводца петля надевается на соединитель ­ ные петли д в у х смежных сеток после чего свободный к нец повод- па продевается чере* этн петли и захлестывается С івершевно таким ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА М, 1 р ы б н о й п р о м ы ш л е н н о с т и ™ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz