Полярная правда. 1933, октябрь
Чистка партийных рядов ЧТО ПОКАЗАЛА ЧИСТКА П А Р Т И Й Н О Г О З В Е Н А К У З Н И Ц Ы П О Р Т А Проверяются коммунисты зве на кузницы порта. На этом не большом участке видна вся пар тийная работа в порту. В кузнице работает 17 человек, среди них 3 коммуниста. Как это звено организует бес партийных рабочих кузницы, как оно ведет их за собой, как про водит решения партии на своем участке? Такие вопросы ставит комиссия по чистке перед звево- впком Сизовым, мастером кузни цы Долговым и слесарем Тишко- внч. Кузница имеет важное значе Непартийная установка за мечается и в вопросе освоения техники. Этим звено кузницы не занималось. О своем оборудова нии Долгов и Тишкович отзы ваются с пренебрежением: — Чего там осваивать — ху дой мех да развалившееся гор- но. Вот переведут в другое по мещение, дадут механический вентилятор, тогда буі.ем зани маться освоением техники. Об изучении свойств металла, теории и практики кузнечного и слесарного дела коммунисты куз ницы не подумали. Беречь инст- ние для транспортного отдела! РУмент> держать его в порядке, и всего порта в целом. Ее зада- скрепить за каждым рабочим, ча— изготовление и ремонт всех орудий производства грузчиков (ковши, сани, лопаты и т. д.). Качество этого оборудования ока зывает непосредственное влия ние на выполнение плана гру зооборота. Однако, коммунисты, работающие в кузнице и прежде всего сам звеновик тов Сизов, плохо отдают себе отчет в зна чении своей работы. И Сизов, и Долгов, и Тишкович страдают серьезной и опасной „болезнью*. Они не видят и не хотят видеть недостатков работы кузницы. Сизов утверждает, что кузница работает хорошо, брака никогда не бывает, каждый месяц план перевыполняется. Грузчики гово рят другое. Им ежедпевно при ходится иметь дело с выпущен ным кузницей инвентарем и они приводят целый ряд фактов, когда только что изготовленные инструменты приходилось от правлять обратно для ремонта. Грузчики говорят о негодных лопатах, о ломающихся санях, об отлетающих подковах, о пло хих ситах для просеивания кон центрата. Вместо признания недостатков своей работы, коммунист Долгов упорствует: — Посмотрите на себя, — го ворит он грузчикам — вы сами плохо работаете, а беретесь кри тиковать. об этом прежде всего должен бы ла подумать звенячейка. А в кузнице порта инструмент ва ляется неприбранным, за его сохранность никто персонально не отвечает. Инструмент может брать всякий, кто захочет И бе рут и пропадают молотки, зуби ла, клещи... Ни мастер Долгов, ни звено вик Сизов не понимают, что если партия говорит о ликвида ции обезлички, об освоении тех ники, о хозрасчете, то это в равной степени относится и к предприятиям-гигантам и к маленьким цех&м вроде кузницы порта. . Долгов, например, считает не возможным применение хоз расчета в кузнице. Он ссылается на то, что здесь „нет соответст вующих условий” . — Говорили, обсуждали на производственном совещании не сколько раз. Нет железа, нет материалов. Решили: нельзя про водить хозрасчет. Основная причина плохой ра боты коммунистов кузницы оче видна—это слабая партийно-массо вая работа, политическая безгра мотность, незнание партийных решений, незнание дбщих задач очень многим коммунистам порта. В звене Сизова они выявляются с особой ясностью. Трудно себе представить большую нецелесо образность в расстановке партий ных сил, чем та, которая суще ствует здесь. У Сизова— звеновика —6 общест" венных нагрузок: оц и в местко ме, он и в БРЙЗ'е. он и по обще ственному питанию, и в комиссии содействия призыву, он же соцсов меститель директора судоремонт ного завода, А у коммуниста Тишковича ни единой общественной нагрузки! Сизов, конечно, не в состоянии справиться со всеми участками работы. Как звеновик он не ве дет никакой массовой работі/, по БРИЗ‘у работа явно хромает—соб рано всего лишь 2 предложения, которые не реализуются. Как' соцсовместитель Сизов не знает, что он должен делать и очевидно потому ничего не делает. Сизов, загруженный сверх меры, явно не справляется с работой. А ря дом с ним работающий комму нист Тишкович совершенно не участвует в общественной работе тем самым отрываясь от партии. И это в транспортной ячейке пор та не единичный случай. Очень многие коммунисты не имеют общественных* нагрузок. Разве так строится партийная работа? В кузнице порта совершенно смазано ударничество. Здесь все имеют на руках ударные билеты. Все 17 рабочих—ударники. И это несмотря на плохое качество работы, неоднократные переделки, безобразное отношение к инстру менту. Коммунисты кузницы оче видно считают это положение вполне нормальным. На примере звена Сизова, на ЗАѴВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОБРАБОТКИ РЫБЫ Полностью освоить уловы Больше не должно быть „непромысловой“ мелочи Мы обязаны дать максимальное количество первосортной продукциі I,— ПИСЬМО СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБООБРАБОТКИ — і В уловах траулеров наря По установке пятилетнего пла ду с основными видами про ;‘на был утвержден порядок мысловых рыб, сущ ествует . использования „мелочи- на так называемый „прилов", к перерабртку в муку. В ре которому относятся скаты,; зультатѳ этого рыбные голо пинагоры и „непромысловая" \ вы и „непромысловая“ ме мелочь—молодь таких рыб, !лочь полностью направлялись как треска, пикша, окунь и на утильзаводы, ерш. Вес этих рыбин не пре! Увеличившееся количество вытает 500 грамм. ^ траулеров без утильустано Неизвестно какое количест во „непромысловой" мелочи вылавливалось и вылавливает ся траулерами, т. к. точного вок вызвало в 1933 году уси ленный привоз в порт, так называемого, утиль-сырья. То, что до 1933 года в большом учета вылова этой продукции размере шло за борт—теперь нет и не было. Однако известно, что в не которые периоды времени „иепромысловая" мелочь по падает в тралы в з н а ч и т е л ь ^ 'о ^ 4^ 7”50 утильсырья ных количестах. Также из-*» .. го^аи поступающего вестно, что одновременно с уменьшением процента обще го количества крупной и ров ней трески в уловах за по следние годы, вырастает зна чение мелкой рыоы. Мы при водим таблицу, которая по казывает колебание уловов крупной трески. Мастер Серкова заслуженно носит звание кандидата партии На консервном заводе СТТ 80 рабочих. Непосредственным их руководителем является помощ ник мастера кандидат партии Серкова . ' ' На эту работу Серкову выдви нули в 33 году. До этого консерв яое дело она знала плохо, но благодаря упорной работе и на стойчивости Серкова хорошо ов ладела консервным делом. Среди работниц она пользует ся большим авторитетом, и это заслужено. Серкова сейчас руко водит работой всего цеха и руко водит неплохо. Не было такого случая, что бы по ее вине про стаивали машины. Как проходит рабочий день Серковой об этом она рассказала сама: ж что частенько приходится задер живаться И как бы в подтверждение слов Серковой. во время беседы ее вызвали в кладовку отпустить фарш. Это было в 7 часов вече ра. Разговор наш прервался. Иду в бригаду/ работниц. Из беседы с ними узнаю, что в це ху прогулы и опоздания ликви дированы, обезличка тоже. Каж дая бригада отвечает за инстру мент, которым она работает и по окончании работы дает ин струмент другой бригаде под расписку. Большинство рабочих нермы перевыполняют. Дневное зада ние—выпустить готовой продук ции 500 килограмм; но работнд цы консервного завода часто дают 650—700 килограмм. * * * Тов. СЕРКОВА. — На.завод прихожу в 6 —7 часов утра, прежде всего осмат риваю в исправности ли ^маши ны. Дальше, проверяю чистая ли посуда и правильно ли она рас ставлена. Осмотрев цех, иду на тральщики за сырьем. Если сырья на тральщиках нет,захожу на фаб рику филе. Узнаю какое коли чество рыбы они могут дать на наш завод в этот день? Потом иду к себе, собираю бригадиров и в зависимости от количества сырья расставляю людей. Нормы работницы знают, инструментом и спецодеждой обеспечены, так что рабочий день начинаем свое временно. Всякие непроизво дительные потери времени мы ликвидировали. — Ну, а когда ты кончаешь ра бочий день?,—спрашиваю я Сер кову. — А это, когда придется. Ведь я сейчас работаю за мастера. В іе х у за все отвечаю одіа. Так Серкова звание коммуниста оп равдывает. Она не только хоро шая производственница, но и об щественница. Серкова хочет учить ся, хочет свой политически! и общеобразовательный уровень до тянуть до производственного. Она окончила кандидатскую школу. Сейчас занимается в общеобразо вательном кружке, изучает рус ский язык и математику. Серкова учла, что ежедневное посещение собраний по чистке также пополняет политические знания каждого коммуниста. Не смотря на тяжелые семейные об стоятельства, она , собрания по чистке посещает аккуратно. Из цеха я иду на собрание по чистке. В коридоре сталкива юсь с Серковой, она тоже спе шат туда.’ — Слушай Серкова—обращаюсь я к ней— мне сейчас работницы рассказывали, что у тебя четве ро детей,\ ты наверное не успе ваешь ухаживать за віми? — Что ты—улыбаясь отве чает Серкова—детн теперь боль шие, одни в шко-іу ходят, осталь дые уже сами могут дойти до оча га. Вот в 1930 году скверно бы ло. Приходилось детей и в ясли носить, и в очаг водить. Пришли на собрание. — Да, слушай товарищ—оста навливает меня Серкова,—вот с массовой работой и техучебой на заврде у нас плохо. Ну да мы на это поднажмем. Только бы нам оказывали помощь и руковод ство, работницы у нас не пло хие, работать хотят. Серковой mosho верить. Сла бые участки работы будут ли кв і дированы. Ніікіліні.< Процент крупной трески в улове траулеров : 1926 г о д ................ 21 проц. 1927 „ ................ 27.5 „ 1928 . 28.6 . 1929 .30 . 1930 .26,5 . 1931 , ................ 24,6 „ 1932 . . . . . • 18,9 „ 1933 „ .............. 11.2 . порта. Эти недостатки свойственны | пРимеРе работы кузницы вскры вается целый ряд общих для кол лектива порта недостатков. И главный из них тот, что комму нисты порта не замечают своих ошібок, не видят их, „а кто ви дит, старается іх замазать, не вскрыть к ликвидировать, а зама зать, замолчать**. Решения ЦЕ в перестройке железнодорожного транспорта в огромной степени применимы и обязательны для всех участков нашего хозяйства и прежде всего, и больше всего для водного тран спорта, для порта. Между тем, здесь эти решения прорабатывают ся плохо и в жизнь проводятся еще хуже. Чистка, которую проходят сей час коммунисты порта, должна резко улучшить работу коллекти ва порта, одной из крупнейших партийных организаций города. В. Мих. До появления утнльмашин на траулерах и утильзавода на тралбазе, т. е. до 1930 года, весь „прилов" вместе с „неспромысловой^. мелочью шел за борт. ^Введение производства рыб ной муки в Селтралтресте да ло возможность утилизиро вать значительное количество ценных^отходов рыболовства. тщательно собирается с у дами, неимеющими утильуста новок и полностью достав ляется в порт. Качество ѵ ильс ѵья с с траулеров на утильзавод, до последнего времени остается низким . Подсоленная незначитель ным процентом соли „непро- мыоловая" мелочь портилась в трюмах судов и при выг рузке тухлый запах утиль сырья чувствовался на дале ком расстоянии. Все это утиль сырье направлялось на утиль завод, расположенный на бе регу. Однако, уже в первом полу годии 1933 года рабочие по солзавода отбирали из утиль сырья небольшое количество вполне доброкачественной рыбы и приготовляли из нее пищевой продукт. К весу промысловой рыбы, выловленной за первые пять месяцев 1933 года, доставлено утильсырья около 0,6 проц., а по месяцам: в январе— 6,7 проц., в феврале—4,4 проц., в марте—3,1 проц., в апре ле—7,1 проц. и в мае—8 проц. С июня доставка „непро мысловой" мелочи на трало вую базу£значительно увели- чивается и посолзавод усили вает отбоп пищевой рыбы из мелочи. В цифрах это выгля дит так: Процент мелочи по отно шению к весу доставленной промысловой рыбы июнь—15.8 проц. (414 тонн) . (998 , ) ИЮЛІ— so ангует—29,2 . ( 6 -Ю ) / Бот возвращается с лова. Ж Е Л Е З Н А Я Д О Р О Г А С РЫ В А Е Т Р А Б О Т У П О Р Т А В навигационный период прош лого года нормальную работу Мурманского порта снарушала несогласованность с работой же лезнодорожного узла. 50 процентов поступающих по железной дороге грузов прибыва ли в порт без своевременной ин формации. Вагоны с грузом по давались несвоевременно и в не достаточном количестве. Пустые вагоны также не убирались не медленно после выгрузки. Все это срывало нормальную работу порта, требовало лишней затраты денежных средств и рабочего времени. Руководители Мурманского же лезнодорожного узла и ѵ порта мации следования груза или не - 1 под погрузку 15 вагонов, 2 3 - подачи вагонов под выгрузку. 8 вагонов, 24—11 и т. д. 20 сентября прибыл поезд' Вагоны, груженые апатитом № 856, а порту сообщили только за 25 минут до его прибытия. Поезда №№-852, 952 и 854 при были совсем без предупреждения. 7 сентября своевременно не бы ли убраны порожние вагоны, не были также поданы груженые ва гоны, что вызвало простой. 29 сентября к 24 часам нуж но было подать 20 вагонов, но вместо 20 дали только один и через два часа 8 вагонов, остальные 11 вагонов вовсе не были поданы, что вызвало про стой бригады. \ Вместо того, чтобы выявить и должны были сделать некоторые і наказать виновников, дежурный выводы из горького опыта неу-Іпо путям Почечуев отделался вязки работы в прошлом году и перестроить работу так, чтобы обеспечить своевременную и нор мальную подачу грузов в порт. Однако, на деле этой перест ройки еще нет. Целые составы, груженые экспортным лесом и апатитом, продолжают прибывать в порт без всякого предупрежде ния, хотя в договоре между же лезной дорогой и портом имеется дункт, который говорит: железная дорога обязана сообщать порту за 12 часов до прибытия поезда, количество вагонов и характер груза. Толстая папка, в которой хра нится акты, говорит иное. Еже дневно в сеитібре составлялись акты • несвоевременней ннфор- актом, в котором говорится, что виновата бригада паровоза №-3222, которая не вернулась яз карьера в назначенное время. 22 сентября из-за несвоевре менной подачи вагонов была за держана погрузка пароходов „Эрик“ , „Хавентрин" и „Тар- пиц“ и за простой придется платить валютой. Неплановое и без предупрежде ния поступление вагонов стало обычным явлением. С 1 по 15 сен тября поступило без предупреж дения 338 вагонов. Не лучше обстоит дело с пода чей порожняка под погрузку. Вагоны подаются с опозданием и в недостаточном количестве. На пример, 22 сентября недодали и концентратом, поступают беспла ново. Часто бывает так: нет па роходов, под выгрузку поступает 25 вагонов в сутки, а когда имеются пароходы — поступает 5— 10 вагонов. Это говорит о том, что люди, отгружающие ваго ны с рудников, не соблюдают сроков пребывания пароходов в порту, хотя им хорошо известно на какое время и какие парохо ды зафрахтованы. Прйбытие вагонов с апатитом и концентратом во время отсут ствия судов вызывает лишнюю затрату рабочего времени и тран спорта, что повышает себестои мость продукции. Прибывшие ва гоны выгружаются на склады, а потом товар грузят снова в вагоны для подачи к пароходам. Администрация Мурманского железнодорожного узла и порта вместо борьбы с безобразным по ступлением грузов, занимается составлением совсем никому не нужных актов. В ближайщее время начнется новый усиленный поток грузов через Мурманский торговый порт. Это потребует особенно четкой, согласованной работы транспорта с портом, а поэтому пора, нако нец, понять, что ни акты, а са ми люди смогут ликвидировать безобразия, крепко укоренившие ся на транспорте. Из общего количества ,л е промысловой ‘ мелочи отобра но для пищевых г\елей в июне 14.1 процента , в июле—78,6 пр. и в августе— 67,7 процента. Для приготовления пищево го продукта из мелочи посол завод должен производить дополнительную подсолку этого полуфабриката в чанах, затем удалять внутр енности этой рыбы, мыть ее щетками и, наконец, убирать в тару. Все процессы обработки, „не промысловой" мелочи трудо емки, но вполне возможны и приемлемы. Сейчас для дообработки „непромысловой" мелочи по солзаводом привлечены сотни свободных рабочих холодиль ника, коптилки, фабрики филе й других предприятий и все же значительное количество этого полуфабриката остает ся в чанах недообработанным (например, на 1 сентября .1933 года в чанах оставалось 718 тонн мелочи). Это происходит потому, что в самом флоте с заготовкой мелочи дело обстоит чрезвы чайно скверно. Безусловно, вся рыба весом не ниже 0,5 кгр. должна заготовлять ся в шкеренном виде. Между прочим многие траулеры при возят такую рыбу в нешке ренном виде. Виновники та кого рода безобразий должны нести суровую ответствен вость. На основе цифр , приведен ных нами , можно ставить вопрос о том, чтобы пустить в разделку всю рыбу , которая до сих пор называлась „непро мысловой* мелочью и шла на утиль заводы. Но для этого пре* де всего нужно * осуще ствить целый ряд рационали заторских мероприятий на траулерах . Все суда на^о с н а б д и т ь специальными чанами для уборки мелочи, на берегу подготовить для нее специальную тару, по разме рам подходящую к сельдя ной и т. п. В настоящее же время ка чество мелочи, доставляемой траулерами на базу в нешѴе ренном виде, оставляет желать много лучшего. Оно настоль ко низко, что даже при при менении самых совершенных методов дообработки на посол заводе его повысить почти не удается. Так, например, Ий 1154 тонн непоротой мело чи, доставленной траулерами в августе, удалось выпустить первым сортом только 14,4 процента, вторым сор том - 66.2 проц., остальное пошло бессортным продуктом. Следовательно управление тралового флота теперь же должно поставить вопрос пе ред своими судами об освоении всего улова , о разделке всей вылавливаемойрыбы, в том чис ле и *непромысловой » мелочи , Приемки р ыбы±но2Факторин. Эт* проблема только впе выѳ ставится перед Ссвтра. трестом и разрешение ее п зволит рационально яспольа вать всю „непромысловую мелочь, выпуская ее высок качественой продукцией. Pas решение этой проблемы б; дот большой победой длй Се тралтреста и ее можно буде считать серьезным шагом выполнению директивы нарко снаба о максимальном осво нии улова. Однако, как мы уже говор ли выше, в настоящее врем метод заготовки „непромы ловой* мелочи неудовлетвор телен и требует научной щ работки. Мурманское omdej ние Всесоюзного научного ь ститута р ыбооЪрабатыва щей промышленности (ВНИРЬ и лаборатория СТТ должн совместными усилиями раз} ботать наиболее рациональнь\ и рентабельный способ прои водства пищевой продукции и мелочи . На основе этих дг ных специалисты Севтралц ста смогут внести соответству щие изменения в существу щ ую методику заготовки обработки , непромысловоі мелочи. Для определения сортност товара, приготовленного и непоротой мелочи, требуете» стандарт, разработка которог является очередной задаче Мурманского о т д е л е н и ВНИРП. До утверждения так го стандарта должны прим няться временные кондицш составленные Ленинградски управлением ГНК‘а. Качественный и количестве ный учет продукции мз «непр мысловой» мелочи, выпуск емой Севтралтрестом, долже производиться отдельно от і кого же учета промысловы видов рыбы. Ведь „непромысл вая“ мелочь является сырцо и товаром совершенно особе ного свойства и вида, требу щим особых сложных спос бов переработки. Без отдѳлье го количественного учета ев промысловой» мелочи нельз будет контролировать и напр влять борьбу за полное освс ние уловов тралфлота. Т е х н и к и по обработ ь рыбы : Л . Образцов, Чуд нов, Тютрин, лаборант А Свитагиев , экономист JT ] хель. __ __________ v J 1 н о в ы й МУРМА1 Ш р , Фѣ*> ш .-і Проектный $и0 cctrttm ,JOOTAu.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz