Полярная правда. 1933, ноябрь
Проверяем выполнение решений бюро ОК ВКП(6) ПЕРЕСТРАИВАТЬ ПАРТИЙНО-МАССОВУЮ РАБОТУ НЕ ФОРМАЛЬНО, А ПО СУЩЕСТВУ ОРГАНИЗОВАТЬ СТРОЖАЙШИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПАРТИЙНЫХ РЕШЕНИЙ До чистки партийная работа на холодильнике УРО была на крайне низком уровне. Многие коммунисты совершенно не уча ствовали в общественной' работе. Старшие мастера коммунисты числились звеновиками, кандида ты партии были парторгами, но ни те, ни другие массовой рабо- люди мучаются и не могут до- Как это предложение выпол- биться пустяковых роликов. , пяется? Ни партуполномоченный, Второй пример еще более по- тов. Поляков, ни бюро ячейки не казателен. Пол помещанпя холо дильника цементированный, избит поинтересовались проверить. Па этих примерах выясняется ты почти не вели. После чистки работа ячейки ровном полу. Оказывается заго- Ьтала налаживаться. Выделены| товлены все материалы: песок, партуполномоченные по сменам гудрон и т. д. для приготовле- (для бригад нехватает коммуни- ния асфальтового пола. И опять стов),проведен инструктаж. .Парту- целый год никто не может добиться, настолько, что тачку везти чрез-і исключительная важность провер- вычайно трудно. Рабочему прихо- ки выполнения предложений, дится затрачивать в несколько Партуполномоченные в холо- Р Г й г г й г У s r s i s r t . : z : z в з д о * г * - смене, но работа этих уп лно моченных в значительной степе ни идет самотеком. Бюро ячейки еще не научилось оперативно руководить ими . Крайне харак- уполномоченные/начинают прово- чтобы УКС прислало мастера для.Е н и е ' Г р " ж’ком™o ^ n T p e S ' На все эти недостатки пабочпе'Ке паРти!1но массовой работы сре- указывали много раз. Дело дошло п ^ £ т а н о ЯОИОЧеНИЫХ 6ЩѲ Н6 до того, что, по словам секретаря; п ’ „ ячейки тов. Папуш, рабочие на ; Передовая ДО „Правда" о ка- беседах ни о чем другом не; честве гурманкой рыбы ставит хотят и слушать. {перед партийными организация- — Почему пол неисправный? ' !И рыбообрабатывающих пред- Почему круги не работают? До- пР* 1 Лтий, в том числе и перед бейтесь,чтобы это было налажено, холоДіільпиіі°и» чрезвычайно серь- тогда будем говорить о другом,— сзныѳ {адачи. Без широчайшей так говорят рабочие. . і м°билизации масс, без решитель- 0 ремонте пола и поворотных ? перестройки партийной ра- кругов есть не мало постановле- эти заДачи не могут быть ний и самой ячейки. Однако, бю- выполнены- ро ячейки и в голову не ари- »Вся мзсса рабочих должна быть ходит проверить, кто-же тормозит поднята ва борьбу за чистоті, за гк- проведение этих предложений, гиену, за культурные методы работы привлечь/виновников к ответу, против бракоделов \ Партуполномоченный проводит 'Ведущую роль в практическом в бригадах беседу о качестве осуществлении этих указаний пар продукции. Рабочие вносят пред- тии на холодильнике УРО должны ложение: „Принимать рь'Оу в холо- взять па себя коммунисты, дильник исключительно бракованную*1. Жуков. дить в сменах беседы и собра ния. ' Основной недостаток всей пар тийной работы—это отсутствие проверки выполнения предложе ний. Бригады обсуждают вопросы, выносят предложелия. Эти пред ложения тщательно переписы ваются техническим секретарем и_ остаются спокойно лежать в папках. Так забываются иногда чрезвычайно серьезные и деловые указания рабочих. Одним из слабейших участков холодильника является, напри мер, плохое использование меха низмов. Круги для поворота корзин в таком состоянии, что приходится затрачивать усилия трех человек вместо одного.'Дело за пустяком—надо исправить ролики. Об этом рабочие неодно кратно напоминали на беседах и совещаниях. И вот целый год К чему приводит „массобоязнь“ Ячейка посолзавода и ячейка) Самсонов, не доверяя коммуни-;бюро ячейки консервного завода консервно-филейного завода на- стам - производственникам, решил приводит к тому, что здесь из сам „проворачивать *1 всю массо- 27 коммунистов в общественной вую работу, т. е. делать то, про- „ тив чего как раз предупреждал Ра®оте участвуют процентов 50 Окружном. Самсонов сам прови- 60. Остальных, по словам секре- черы х Окружкомом в первой дит на всех бригадах беседы, таря, „нет возможности прив- ходятся в одном коллективе УРО. Большая часть недочетов по партийно-массовой работе, отме- ячейке, имеется и во второй. Ячейка консервно-филейного за вода должна была немедленно взяться за перестройку партийной работы по указаниям Окружкома. Но перестройки этой пока еще не видно. Даже проработка само го постановления Окружкома прошла несерьезно. — Собрались как-то наднях, поговорили...—рассказывает сек ретарь ячейки тов. Самсонов. В этом разговоре участвовало только 6 коммунистов из 27, имеющихся в ячейке. Основная задача работы в бри гадах это выявление нового ак тива, привлечение его к обще ственной работе. Но бюро ячейки консервного завода упорно не доверяет коммунистам, работаю щим в бригадах. — Они же ничего не умеют,— говорит секретарь ячейки,— беседы им не провести, предло жений составить не умеют. 9 сам составляет и распространяет Лечьм. по бригадам заранее заготовлен-!* ные предложения. ’ I Бюро Окружкома указало на Как и следовало ожидать, эти недопустимость такого положения, предложения крайне расплывча- пРа К 0 Т 0 Р0М »вся партийно-массовая ты, не конкретны. Их крайне Работа за немногими исключениями легко составлять, но совершенно проводится активом коллектива и цеха, невозможно проверить, оьи ни к Пзртуполномоченныв и звеновые исо ль- чему не обязывают • Чются чаще всвго по вербовке проф- ' * ’ союз, подписке на газеты, читке га • „Обязуемся бороться с рас- зВу и т. д л хлябанностью трудовой дисцип- „ „ — лины ча ѵплотяеит* тіябпш>іѴ * БюР° ячейки консервного за- , за уп отнение раоочего в.лда надо решитѳльно отказаться дня, за качество продукции...** и о? „проворачивания* работы т. д Ясно, что все эти бумажки узким активом без привлечения обречены на бездействие. всех Д° одного коммунистов к Социалистическое с о р е , , . . ™ * - * S ? j S S Г ” 5 * организуется таким же формаль- потому, что бюро ячейки не ным методом. привлекает его к практической „Вызвать на соревнование бри- общественной работе гаду посолзавода4*. Какую брига- . Широкое вовлечение все* ком- ду—неизвестно. Это поручено мунистов и большинства беспар- подработать бригадиру, но тот, ти^ ных в общественную работу е у вот основное условие перестрой- как водится, забыл и вызов остает- и партийно-массовой работы. ся висеть в воздухе. Массобоязнь, которой страдает I Звенорг. Вопрос о планировании судоремон та не раз подымался на всевозмож ных многочисленных совещаниях и в отделе технической эксплоатации флота, и в мехмастерских Севтрал треста. Надо сказать, что эти мно гочиеленпые совещания вое же до сих пор не дали практических и ре альных результатов. Даже сейчас, когда ив мехмастерских ремонт пе редается в мощные, прекрасно обо рудованные цеха нового вавода, угроза бесплановости, работы рывка ми, ремонтных пробок н е отведена Оправдывая свое нежелание бо роться аа планирование судоремон та, многие высказывают такого рода мнение, что „планирование судоре монта—дело невозможное, ибо ре- мон% это—стихия". Такиа оппортунистические уста новки, к сожалению, еще сильны в срече технических работников СТТ. Между тем практика передо вых ваводов на голову раабила эти» .теории*, доказав, что судоремонт I планировать можно. И больше воѳ^ го возможностей для этого именно j в промфлоте, где все суда поотроѳ ны серийно. В чем беда теперешней системы или вернее бессистемья ремоита. Первая и основная беда в том, что завод то сильно, до предала загру жен—период гиробок", что влечет за собой длительные простои су дов в ремонте, ухудшение качест ва ремонта, с другой стороны, в дни .отлива* оборудование не за гружено, станки простаивают. Причины этого лежат в полном отсутствии к кой бы то на было работы по изучению ремонт*, под готовки к нему, в отсутствии изуче ния типового и наиболее часто встречающегося ремонта на траулѳ pax. f Сейчас „порядок4* ремонта таков: Судно приходит в порт, механик подает ведомость. Групповой меха ник приходит на судно и получает дефектную ведомость. Прораб из мехмастерских передает дефектную ведомость в мехмастерскую. Дефѳкт- ная-ведомозть обсуждается групмѳ хаником совмѳотно с прорабом и калькулятором махмаотерских. Толь ко после совершения этой процеду ры рабочие приступают к работе. Задержка начала ремонта по этой причине, в лучшем случае, доходи г до 3—4 часов, а в худшем, и, к сожалению, в наиболее вероятном случае до 5 и б часов, а иногда и целых суток. Из рейса в рейс тральщик прихо дит о одними и теми же дефектны ми ведомостями. Казалось бы, что это обстоятельство должно было на вести вавод на мысль о предвари тельной подготовке ремонта. Но ни кто не изучает дефектные ведомости, и на основе их изучения не заботит ся о предварительной подготовке к ремой ту.\Дасколь ко это важно, на сколько это актуально можно убе диться из следующих, далеко не единственных примеров. Возьмем серию отечественных тральщиков. За последние три ме сяца 1933 года мехмастерские вы нуждены были произвести 16 переста новок клапанов у машинопитатель- ных помп на отечественных траль щиках. Слесарная работа, с‘емка, вы- прессовка, запрессовка, притирка, постановка на место только - на од ном судне занимает не менѳе 50 рабо чих часов. Как мы видим, судно только для совершения этой работы задерживается почти на 3-е суток. Второй пример. Пригонка и уста новка сальников штоков главной Планирование судоремонта—одно из узких мест в практике мехмастерских. Сейчас, в связи с переходом в СРЗ, с созданием мощной технической базы судоремонта, этот вопрос приобретает особенно решающее значение. С резрешенпем его связано не толь ко уменьшение простоев тряулеров под ремонтом, но и плано мерная загрузка завода. Надо сказать, что практика последнего - времени говорит об отсутствии каких бы пи было мер со стороны заводоуправления и технического отдела промфлота к разрешению этого вопроса. Он до сих пор остается в тени, не подвергнут ни критике, ни внимательному изучению. Завод и техотдел промфлота не имеют еще никаких, сколько нибудь серьезных наметок системы планирования ремоита, наоборот, уже теперь видна склонность пустить все на самотек, по-старому, ограничится несерьезными мелочными изменениями, Поэтому предложения т т . Б л и н о в а и С е м е н о в а , пред лагающих ввести систему предварительной подготовки к ремонту, перенесение всех трудоемких процессов в цеха во время отсут ствия тральщиков, к п р о и з в о д с т в у в о в р е м я с т о я н к и с у д н а в п о р т у—н е р е м о н т а , а з а м е н ы ч а с т е й , пред ставляют большой интерес и безусловно таят в себе большие выгоды для завода. Ремонтировать тральщик не когда он у стенки, а когда он в море, свести задержку тральщика под ремонтом—только ко време ни, необходимому с точки зрения эксплоатации, это—реальная и осуществимая вещь. Редакция ждет, что это предложение будет осуществлено нн- жеперно техническими работниками СРЗ и техотдела промфлота и послужит началом глубокой проработки вопросов, связанных с планированием судоремонта. В первую очередь редакция ждет ответа от т.т. Богачева (промфлот), Гопчанского (СРЗ), Марке лова (отдел техн. эксплоатации флота), ІПошина (главн. механик). машинопитательных помп, то про стой судна по причине ремонта этих коробок ограничился-бы толь ко снятием дефектной коробки и установкой новой. По калькуляции мехмастерских такая работа отни мает до 6 часов. Простой из-за ремонта может быть сведен не г. суткам, а иногда и к десяткам суток, как практикуется сейчас, а к часам иди даже ликви дирован вовсе. С другой оторон- завод получил-бы возможность ра ботать, равномерно загружая обору- Рлппг,___ _____ л „ доаазие, без авралов в дни пробок, п„„Рп 0 очеваінп- ч т 0 рабата , без затпшья, в дай о т с у т с тм . траль по прнгоіие и уплотнению сальна- Оборудовав^ всаользова- ков штоков главной машины, в слу б более рационально, качест- чае, еелн-бы она пронзводвлаоь в рѳ1І0ата з в ачЯтельно улучшалось ьвриод между ремонтными пробка- ми в спокойной обстановка махма- тгѳрских, была бы сделана в срок не более 40 час. Необходимо толь ко иметь запасный шток, комплект сальников, набивку к нему, которые у ст анавливают ся на судне вза мен дефектных частей, вызываю щих ремонтный простой судна в порту. бы. Вопреки установкам СНК и ЦК партии, вопросами планово-преду предительного порядка и подготов ки к ремонту на занимается никто— ни в техническом отделе промфло та, ни на судоремонтном ваводе. Откровенно говоря, этими вопроса ми заниматься некому. В техниче ском отделе промфлота пз работни це менее ярким примером может . ков, занимающихся судоремонтом, _ 1не п н и одного инж енера , на су доремонтном заводе количество ин женеров тоже чрезвычайно ограни ченное В то В'ремя, как на передовые социалистические предприятия Со послужить п работа по проточке штоков главной машины. Эта рабо та принимает у промфлота хрони ческий характер. Вместе с тем, бы- ло-бы чрезвычайно просто и пра вильно иметь зШ асны й шток с комтлектом сальников и набивкой, которые-бы устанавливались на суд не взамен задранного штока, вы зывающего простой тральщика в ; порту. Смена штока отнимет но бо- ‘ леѳ, чем 20 часов, в то время, как работа по проточке старого штока и повторной его установке на место с пригонкой сальника отнимает, как мы внаем, не менее 6 6 часов. Примеры, которые здесь нами при вѳдены, выбраны на удачу, случай но, без детального изучения вопро са судоремонта и вместе о тем, даже эти примеры совершенно яр ко и точно показывают насколько резко могли-бы быть снижены про стои тральщиков в порту в случае, если бы в тралфлотѳ и мехмастер ских пмело-бы место дейотвитель нов планирование и предваритель ная подготовка к судоремонту на основе анализа дефектных ведомо стей 1932 и 1933 г. г . Таким образом, совершенно оче видно, что при правильной постанов кѳ работы ремонт тральщиков в порту можао свести к срску, опрѳде ляемому эксплоатационными момен тами: разгрузка и очистка трюмов, отво «аааоных частей х мѳх&кизмам простой судов по причине ремовтя отаадет, т. к. ю е работы по задачи- ванию больных механизмов заме нятся сменой огд ельных больных частей запасными частями, заранее (приготовленными в цехах судоре монтного завода. «/доре Система социального судоре монта несомненно вызовет о а р е д і ленныѳ затраты. К этим затратам надо отнести также создание синь вого конотрукторско - чертежного бюро, которое должао снять рабочие чертежи всех деталей механизмов, как правило, подвергающихся ве- рейса. П° В°3ара!ЦЙЗНЮ °УДов щ Надо нтти дальше. Надо иметь не только чертежи, не только запас ные части главной машины няпо ИМКслГпппНЫе неха*™*" целиком Если просмотреть дефектные ве домости отечественных тральщиков, то без труда можно установить что такой механизм, как п.тательна* донка, заставляет простаивать траль щик не менее чем 400-500 часов. Вместе с тем, было бы чрезвычайно просто н удобно ве ремонтировать юнку в период простоя тральщика в порту, а снят ь дефектную донку о судна и установить новую. Такая работа, ка* известно, отнимет не более 8 часов. Можно было-бы* привести еще огромное количество примеров, ко торые показали-бы насколько сокра тится простой тральщиков в ремонте в случае если мы не будем каж дый рейс лечить механизмы, а бу дем заменять их запасными, предва рительно подготовленными новыми мецчнизмамн. К этим механизмам относятся ннкектора, клааана пита тельных коробок, питательные тру- ы, машнно-питательные помаы, зо лотниковые коробки воздушных на сосов ИТ. д. Если изучение судоремонта будет поставлено так, как должно быть, количество пунктов ремонта, кото рыѳ будут определяться не залечи* ванаем механизмов, а заменой боль ной детали новой, .чрезвычайно рас ширится. Именно эта задача должна быть основной к ік у судоремонтной группы отдела технической экопло- атации флота, так и планового отде ла судоремонтного завода. Если система залечивания меха низмов, беэ предварительного изуче ния их болезней, будет перенесена в новые цеха судорѳмонтаого заво- машины—тоже работа, которая нре- ____ 4 ____ вратилась в форму определенного *погрузка снаряжения и топлива, стандарта. Работа по разборке саль ника, по пригонке нового и набивке, изготовление этой набивки и уста новке на место отвимает, как пока зывает статистика н калькуляция мехмастерских, не менее 220 час. Третий пример. Проточка штока глазной машины и связанная с этим разборка сальника и пригонка «го по новому проточенному штоку отнимает не менее 66 часов. Любой из работников технического отдела мехмастерских, ожидая суд но из рейса, заранее, без особой ошибки, может предсказать основ ные параграфы дефектной ведомо сти, но, вместо того, чтобы вара- нее подготовиться к ремонту при ходящего из рейса судна, все ждут, не принимая никаких мер предвари тельно. Между тем, если-бы промфлот и мѳхмастѳрские имели бы хотя-бы о айн запасный комалѳкт коробок юза высококвалифицированные тех- да,—периодические ремонтные пвоб- нические силы бросаются не толь- ки не будут ликвидированы" * ко на руководящие должности, но Мы считаем, что Севтизлтвест даже в бригады , тралфлот, т акж е долж ен сейчас же пойти на опреде- как и судоремонтный з авод , очнта- ленные затраты ; создать сильный ют совершенно правильным сокр ащ е плановый отдел мехмастерских ние и ограничение технических ра укомплектовать отдел технической ботников к а к в техническом отделе , эксплоатации флота квалифицирован так и в ц ехах судоремонтного за- нымн работниками, создать насто- в °Да# 1ящее , а не кустарное чертежио-кон- Чем сейчас ваппмаются групповые ! стРУк т °Рское бюро, изучить судо* механики? і Рѳмонт и ликвидировать разговоры I о стихийности судоремонта, о его Подталкиванием механиков для 'самотеке и о невозможности его скорейшего выхода судов в море, планирования. Все детали, иодвер- А-ализа же причин простоя траль женные постоянному пемонтѵ. rtvnvr щиков в порту, анализа пунктов д е фектной ведомости групповой ме ханик не ведет. Это толкачѳотво должно быть з а менено анализом дефектных ведо мостей и стандарных ремонтов, что бы на основе этого изучения груп повые механики в течение опреде ленного срока могли бы ввести в жизнь те конструктивные измене ния которые требуют механнвмы наших судов, В свою очередь, если Севтрал трест пойдет на известные затраты и при )бретет достаточное количе Обсуждают дефектную ведомость перед реуонточ траулера остоя ино у р ту, будут иметь специальное обоснование по совершенно определенной строгой номенклатуре. Тральщик, возращаясь б порт, должен за 5—;б дней до прихо да ставить в известность как отдел технической эксплоатациии флота, так в судоремонтный взвод о том, какой именно ремонт требуют меха низмы. Судоремонтный вавод, под готовив предварительно детали для замены больных частей машины ■ вспомогательных механизмов, дол жен обеспечить минимальный про стой тральщиков в по іту. Традиции СевгоорыОтреота, твердо установившиеся и принятые Сев- тралтрестом, должны быть уничто жены. Тральщик должен ремонтиро ваться не в период его простоя в порту, а тогда когда он плавает в море. К каждому приходу оудва в порт мастерские судоремонтного эавода и отдел технической экспло атации флота должны быть точно подготовлены. Планирование судо ремонта на основе глубокого изуче ния дефектных ведомостей прекра тит та ремонтные пробки, скоторыми тралфлоту приходится периодически сталкиваться и которые приносят огромные убытки не только Сев- тралтресту, как хозяйственному предприятию, но и всему Советско му Союзу, требующему добросовест ного снабженил трудящихся рыбой. , Тедник механик лламокаго отдела С. Р 3.— Блинов Н. Н.. Инженер нехеиик .Севрыбы* Се менов И. М. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 29 октября исполняется десять лет ео дня провозглашения Ту рецкой республики, той знамена тельной даты, от которой ведет свое существование новая Турция Воз никновение новой республиканской Турции на развалинах старой, От томанской империи являлось круп нейшим историческим фактом по слевоенной нпохи и показателем глу бочайшего потрясения старой капи талистической системы. Известно, что одной из целей империалисти ческой войны являлись .раздел Тур ции* между крупнейшими капита листическими державами и ликви дация самостоятельного турецкого государства. В этой форме мысли лось окончательное разрешение т. и. „восточного вопроса* к проблемы наследства „больного человека*, как именовала европейская дипло матия Турцию. Тот факт, что эти планы империалистов не осуществи лись и новая, молодая Турция ныне празднует десятилетне своего су ществования, стал возможным толь ко потому, что потрясения мировой войны и победоносная пролетарская в мировой войне или ее присоеди нение к лагерю держав Антанты. Для Сазонова, как затем для Милюкова, одной иг задач войны являл )сь вклю чение Турпин в блок центральных держав для того, чтобы участво- вать в разделе Турции и обеспечить за Россией Константинополь и про ливы. Октябрьская революция в России и свержение султанского режима в Турции устранили рус ско-турецкую вражду и создали условия для развития н укрепления дружбы и сотрудничества народов СССР и Турции. Э рот факт наибо лее ярко характеризует новую си туацию, созданную Октябрьской ре волюцией в международной обста новке. Советоко-турецкая дружба не является результатом каких-либо дипломатических комбинаций или политических соображений кон'юн- ктураого порядка. Она возникла исторически в процессе борьбы обоих народов за независимое су ществование и 8 а право строить по- своему свою жизнь. Советско-ту р е ц к а я дружба укрепилась на революция в России коренным об-, основе общности интересов в р я разом иэмевили международную обстановку, подорвали силы импе риализма и создали новые условия для развития бывших зависимых и угнетенных народов. Поэтому деся т и л ет и е независимой Турецкой р е сп уб ли ки я в л я ет с я праздником , не только д л я турецкого народа . но и д л я народов советских р е с п уб лик , которые связаны с т у р ец ким народом у з а м и дружбы и сотрудничества. Опубликование секретных архивов империалистической войны о несом ненностью показало, что царокая дипломатия больше всего боялась сохранения Турцией нейтралитета де важ нейш их вопросов междуна родного значения . Вот почему этапы раэвития новой Турции од новременно являются этааамп разви тия советско-турецкой дружбы, и дата десятилетия Турецкой респуб лики подводит итоги определенному этапу советско-турецких отношений. Уже в 1910—20 гг., когда султански правительство Турции, разгромлен ное в войне, стало игрушкой в ру ках держав Антанты, оккупировав ших Константинополь и присту пивших к разделу Турции, рево люционное правительство Анатолии во главе о Мустафой Кемалем установило связь с правительством Советской России. Осенью 1920 г. в Турцию прибывает первая совет ская миссия во главе о т. Нацарѳ- нусом, и почти одновременно выез жает в Москву турецкая миссия Юсуф Кѳмаля. В марте 1921 г. в Москве был подписан советско-ту рецкий договор, заложивший проч ные основы дрѵжбы и сотрудниче і ства между обеими странами. Это \ был наиболее тяжелый период борь бы турецкого народа за независи мость. Султанское правительство подписывает пресловутый Севрский договор, санкционировавший раздал Турции империалистами и сводив ший территорию Турции лишь к областям внутренней Анатолии. Реч 'люцчонному правительству Ана толии Мустафы Кѳмаля, разбившему вооруженную интервенцию, удалось очн;тить Константинополь н Смир ну от иностранной оккупации и восстановить Турцию в ее этногра фических пределах. Эта труднейшая задача была осуществлена, посколь ку новая Турция имела безопасный дружественный тыл и сочувствие со стороны советских республик. Только в 1923 г. Турция добивает ся, правда не в полной мере, призиа ния державами ее национальной программы п государственной са мостоятельности на лазапнокой кон* ' ферѳнции, в первом туре которой ' участвовала и советская делегация, выступавшая совместно с турецкой против об'единенного блока евро пейских держав. Провозглашение республики явилось следующим логическим шагом революционного правительства Турции, тесно связан ным с его победами ва внешних фронтах. Нацнонально-оовободнтельвая борь ба турецкого народа против вмпѳ риалиэма была одновременно борьбой против сил внутренней реакции фео дально - клерикальных элементов, группировавшихся вокруг султана- халифа, и компрадорских групп портовой буржуазии, являющихся агентурой иностранного капитала по эксплоатации Турции. Вот поче му победы на внешнем фронте про тив империалистической интервен ции и на дипломатическом фронте против об'единенного блока инобтран ного капитала неизбежно должны были сопровождаться ударом по султанату как агентуре империализ ма и центру внутренней реакции Провозглашение республики в Тур ции означало разрыв между тради циями прошлого, с наследием дрях лой Оттоманской империи, с полити кой полуколониальной страны, н*хо дящейоя в зависимости у иностран ного кІГпнтала н довольствующейся ролью аграрного придатка к передо выи капиталистическим странам. Оно оэначало последовательное про ведение новой борьбы ва политиче скую, экономическую в культурную самостоятельность. Десятилетие Турецкой республи ки, это—период борьбы ва осуществ ление этой программы. Отмена ре жима капитуляций в иностранного финансового контроля, аннулирова ние иностранных монополий, пере ход железнодорожных лниий, нахо дящихся в руках иностранного ка питала, в руки государства, органи зация национальных банков, под держка национальной промышлен ности, железнодорожное строитель ство, отмена оре ане векового налога „ашар", тормозившего развитие оельского хозяйства, лвквидация халифата в отделевне церкви от государства, внедение гражданского суда в светской шкоды, бытовые в культурные реформы (отмена фес ки, снятие чадры с женщины, заме на арабского алфавита латинским и т. п ),—вот главнейшие факты, характеризующие борьбу правитель ства Турецкой республики за осу ществление этой программы. Разу меется, было бы ошибкой представ лять, что эта программа проводится без трудностей н всегда одинаково успешно. Молодой Турецкой респуб лике пришлось продолжать борьбу против империализма и пройти че рез ряд иопытаннй и неудач, в особенности осложняемых влиянием мирового экономического кризиса на турецкое народное хозяйство. Вокруг проведения этой программы продолжается и внутренняя борь5а, нередко отражающая давление н» Турцию иностранного капитала. Эго в особенности заметно в воаросѳ развития турецкой национальной промышленности, где имелись по пытки противопоставить политике насаждения туземной промышлен ности теорию, согласно которой Тур ция должна оставаться чисто аг рарной страной. Подводя итоги десяти лет своей работы, турецкое правительство мо жет справедливо отметить овоѳ уча отиѳ в укреплении мира в тесном сотрудничестве с правительством СССР. Уже самое развитие и укреп лениѳ советско турецких дружест венных отношений и проводимая обеими странами политика пактов, направленных на устранение возмож ностей международных конфликтов, явились весьма крупным фактором мира в Восточной Европе. Советоко- турецкнй пакт от 17 декабря 1925 г. 'о ненападении, нейтралитете и неучастии во враждебных группи ровках явился новым словом в прак тике международных отношений. Советско-турецкие протоколы от декабря 1929 г. в октября 1931 г. в морокой протокол от марта 1031 г. были дальнейшим шагом в развитии сотрудничества обеих отран в про ведении политики мира. Советоко турецкий пакт 1925 г. стал образ - 1 цом для заключения с другими отранами аналогичных пактов, имею щих целью оовдание гарантий про тив возникновения враждебных группировок и угрозы воздушного нададения. Последним шагом круп нейшего значения в мирной поли тике обеих стран явилось подписа ние 3 и 4 июля этого года лондон ских конвенций об определении а г рессор!. Эти конвенции осущест вили предложение тов. Литвинова на женевской конференции по разо ружению, и в их подписании актив ную роль оыграло правительство Турецкой республики. Немаловажную роль в сотрудни честве СССР и Турции сыграло уотанэвленив личного контакта между правительствами обеих стран, которое выразилось в практике сви даний н взаимных визитов пред ставителей обоих правительств. К таковым относятся свидание в Одес се т. Чичерина с турецким миннн- делом Т-ффаком Рюштю-беем в ноябре 1S26 г . , ' ответный визит т. Карахана в Анкару в декабре 1929 г., приезд в Москву Теффик Рюштю-бея в октябре 1931 г., нако нец, приезд в СССР премьера пра вительства Турецкой республики Исмета-паши в мае ІѴ32 г. в сопро вождении делегация крупнейших турецких политических и обще ственных деателей и представителей хозяйственных н культурных орга низаций и прессы. Этот последний визит содействовал установлению тесного контакта между советским! и турецкими хозяйственными, на учными и культурными организа циями н под >жил начало сотрудни честву обеих стран в деле промыш ленного строительства в Турции. Десятилетие Турецкой республики является важнейшим событием в жизни дружественного нам турец кого народа н зваменательной д а той в развитии советско-турецкой дружбы. Правктедьотво Советского Союза назначило специальную де легацию, возглавляемую народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Революцнон ного военного совета СССР тов. К. Е. Ворошиловым, для участия в празд новании десятилетия Турецкой рес публики. Поездка советской делега ции в Турцию является ответным визитом на посещение Москвы в мае 1932 г. премьером правительства Турецкой республики Иометом-па- шой и министром рностранных дел Теффиком Рюштю-беем. Эта поездка, являясь новым этапом в установ лении личного контакта между пра вительотвами обеих стран, одновре менно демонстрирует постоянное развитие и укрепление тесных н искренних связей между обенми отранами. В настоящей международной обота новке, которая полна элементов под готовки вооруженных конфликтов н нарушения мира, советско-турецкая дружба, как неизменный фактор мира, приобретает все большее маж дународное эначенне. Народы Со ветского Союза, которые на-днях будут праздновать 16 лет советской властв и уопѳшного социалистиче ского строительства, подводя втогв мирной полнтніхн советского прави тельства, вполне учитывают значе ние развития н укрепления совет ско-турецких отношений в борьбе против угрозы зойны, за дело мнра. В день десятилетня Турецкой республики мы приветствуем турец кое правнтельогво м турецкий на род о этой звшевательной датой, которая показывает, что новая Тур - ция обеспечила себе возможноотн мирного к независимого хо&яйотвев ного и культурного строительства, неуклонно ведя политику мира и дружбы о народами Советского Союза. (Передавай .Наметай" от 2 Щ N
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz