Полярная правда. 1933, ноябрь

Проверяем выполнение решений бюро ОК ВКП(6) ПЕРЕСТРАИВАТЬ ПАРТИЙНО-МАССОВУЮ РАБОТУ НЕ ФОРМАЛЬНО, А ПО СУЩЕСТВУ ОРГАНИЗОВАТЬ СТРОЖАЙШИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПАРТИЙНЫХ РЕШЕНИЙ До чистки партийная работа на холодильнике УРО была на крайне низком уровне. Многие коммунисты совершенно не уча­ ствовали в общественной' работе. Старшие мастера коммунисты числились звеновиками, кандида­ ты партии были парторгами, но ни те, ни другие массовой рабо- люди мучаются и не могут до- Как это предложение выпол- биться пустяковых роликов. , пяется? Ни партуполномоченный, Второй пример еще более по- тов. Поляков, ни бюро ячейки не казателен. Пол помещанпя холо­ дильника цементированный, избит поинтересовались проверить. Па этих примерах выясняется ты почти не вели. После чистки работа ячейки ровном полу. Оказывается заго- Ьтала налаживаться. Выделены| товлены все материалы: песок, партуполномоченные по сменам гудрон и т. д. для приготовле- (для бригад нехватает коммуни- ния асфальтового пола. И опять стов),проведен инструктаж. .Парту- целый год никто не может добиться, настолько, что тачку везти чрез-і исключительная важность провер- вычайно трудно. Рабочему прихо- ки выполнения предложений, дится затрачивать в несколько Партуполномоченные в холо- Р Г й г г й г У s r s i s r t . : z : z в з д о * г * - смене, но работа этих уп лно­ моченных в значительной степе­ ни идет самотеком. Бюро ячейки еще не научилось оперативно руководить ими . Крайне харак- уполномоченные/начинают прово- чтобы УКС прислало мастера для.Е н и е ' Г р " ж’ком™o ^ n T p e S ' На все эти недостатки пабочпе'Ке паРти!1но массовой работы сре- указывали много раз. Дело дошло п ^ £ т а н о ЯОИОЧеНИЫХ 6ЩѲ Н6 до того, что, по словам секретаря; п ’ „ ячейки тов. Папуш, рабочие на ; Передовая ДО „Правда" о ка- беседах ни о чем другом не; честве гурманкой рыбы ставит хотят и слушать. {перед партийными организация- — Почему пол неисправный? ' !И рыбообрабатывающих пред- Почему круги не работают? До- пР* 1 Лтий, в том числе и перед бейтесь,чтобы это было налажено, холоДіільпиіі°и» чрезвычайно серь- тогда будем говорить о другом,— сзныѳ {адачи. Без широчайшей так говорят рабочие. . і м°билизации масс, без решитель- 0 ремонте пола и поворотных ? перестройки партийной ра- кругов есть не мало постановле- эти заДачи не могут быть ний и самой ячейки. Однако, бю- выполнены- ро ячейки и в голову не ари- »Вся мзсса рабочих должна быть ходит проверить, кто-же тормозит поднята ва борьбу за чистоті, за гк- проведение этих предложений, гиену, за культурные методы работы привлечь/виновников к ответу, против бракоделов \ Партуполномоченный проводит 'Ведущую роль в практическом в бригадах беседу о качестве осуществлении этих указаний пар продукции. Рабочие вносят пред- тии на холодильнике УРО должны ложение: „Принимать рь'Оу в холо- взять па себя коммунисты, дильник исключительно бракованную*1. Жуков. дить в сменах беседы и собра ния. ' Основной недостаток всей пар­ тийной работы—это отсутствие проверки выполнения предложе­ ний. Бригады обсуждают вопросы, выносят предложелия. Эти пред­ ложения тщательно переписы­ ваются техническим секретарем и_ остаются спокойно лежать в папках. Так забываются иногда чрезвычайно серьезные и деловые указания рабочих. Одним из слабейших участков холодильника является, напри­ мер, плохое использование меха­ низмов. Круги для поворота корзин в таком состоянии, что приходится затрачивать усилия трех человек вместо одного.'Дело за пустяком—надо исправить ролики. Об этом рабочие неодно­ кратно напоминали на беседах и совещаниях. И вот целый год К чему приводит „массобоязнь“ Ячейка посолзавода и ячейка) Самсонов, не доверяя коммуни-;бюро ячейки консервного завода консервно-филейного завода на- стам - производственникам, решил приводит к тому, что здесь из сам „проворачивать *1 всю массо- 27 коммунистов в общественной вую работу, т. е. делать то, про- „ тив чего как раз предупреждал Ра®оте участвуют процентов 50 Окружном. Самсонов сам прови- 60. Остальных, по словам секре- черы х Окружкомом в первой дит на всех бригадах беседы, таря, „нет возможности прив- ходятся в одном коллективе УРО. Большая часть недочетов по партийно-массовой работе, отме- ячейке, имеется и во второй. Ячейка консервно-филейного за­ вода должна была немедленно взяться за перестройку партийной работы по указаниям Окружкома. Но перестройки этой пока еще не видно. Даже проработка само­ го постановления Окружкома прошла несерьезно. — Собрались как-то наднях, поговорили...—рассказывает сек­ ретарь ячейки тов. Самсонов. В этом разговоре участвовало только 6 коммунистов из 27, имеющихся в ячейке. Основная задача работы в бри­ гадах это выявление нового ак­ тива, привлечение его к обще­ ственной работе. Но бюро ячейки консервного завода упорно не доверяет коммунистам, работаю­ щим в бригадах. — Они же ничего не умеют,— говорит секретарь ячейки,— беседы им не провести, предло­ жений составить не умеют. 9 сам составляет и распространяет Лечьм. по бригадам заранее заготовлен-!* ные предложения. ’ I Бюро Окружкома указало на Как и следовало ожидать, эти недопустимость такого положения, предложения крайне расплывча- пРа К 0 Т 0 Р0М »вся партийно-массовая ты, не конкретны. Их крайне Работа за немногими исключениями легко составлять, но совершенно проводится активом коллектива и цеха, невозможно проверить, оьи ни к Пзртуполномоченныв и звеновые исо ль- чему не обязывают • Чются чаще всвго по вербовке проф- ' * ’ союз, подписке на газеты, читке га • „Обязуемся бороться с рас- зВу и т. д л хлябанностью трудовой дисцип- „ „ — лины ча ѵплотяеит* тіябпш>іѴ * БюР° ячейки консервного за- , за уп отнение раоочего в.лда надо решитѳльно отказаться дня, за качество продукции...** и о? „проворачивания* работы т. д Ясно, что все эти бумажки узким активом без привлечения обречены на бездействие. всех Д° одного коммунистов к Социалистическое с о р е , , . . ™ * - * S ? j S S Г ” 5 * организуется таким же формаль- потому, что бюро ячейки не ным методом. привлекает его к практической „Вызвать на соревнование бри- общественной работе гаду посолзавода4*. Какую брига- . Широкое вовлечение все* ком- ду—неизвестно. Это поручено мунистов и большинства беспар- подработать бригадиру, но тот, ти^ ных в общественную работу е у вот основное условие перестрой- как водится, забыл и вызов остает- и партийно-массовой работы. ся висеть в воздухе. Массобоязнь, которой страдает I Звенорг. Вопрос о планировании судоремон­ та не раз подымался на всевозмож­ ных многочисленных совещаниях и в отделе технической эксплоатации флота, и в мехмастерских Севтрал­ треста. Надо сказать, что эти мно гочиеленпые совещания вое же до сих пор не дали практических и ре альных результатов. Даже сейчас, когда ив мехмастерских ремонт пе­ редается в мощные, прекрасно обо­ рудованные цеха нового вавода, угроза бесплановости, работы рывка ми, ремонтных пробок н е отведена Оправдывая свое нежелание бо­ роться аа планирование судоремон­ та, многие высказывают такого рода мнение, что „планирование судоре­ монта—дело невозможное, ибо ре- мон% это—стихия". Такиа оппортунистические уста новки, к сожалению, еще сильны в срече технических работников СТТ. Между тем практика передо­ вых ваводов на голову раабила эти» .теории*, доказав, что судоремонт I планировать можно. И больше воѳ^ го возможностей для этого именно j в промфлоте, где все суда поотроѳ ны серийно. В чем беда теперешней системы или вернее бессистемья ремоита. Первая и основная беда в том, что завод то сильно, до предала загру­ жен—период гиробок", что влечет за собой длительные простои су дов в ремонте, ухудшение качест ва ремонта, с другой стороны, в дни .отлива* оборудование не за гружено, станки простаивают. Причины этого лежат в полном отсутствии к кой бы то на было работы по изучению ремонт*, под готовки к нему, в отсутствии изуче ния типового и наиболее часто встречающегося ремонта на траулѳ pax. f Сейчас „порядок4* ремонта таков: Судно приходит в порт, механик подает ведомость. Групповой меха ник приходит на судно и получает дефектную ведомость. Прораб из мехмастерских передает дефектную ведомость в мехмастерскую. Дефѳкт- ная-ведомозть обсуждается групмѳ хаником совмѳотно с прорабом и калькулятором махмаотерских. Толь ко после совершения этой процеду ры рабочие приступают к работе. Задержка начала ремонта по этой причине, в лучшем случае, доходи г до 3—4 часов, а в худшем, и, к сожалению, в наиболее вероятном случае до 5 и б часов, а иногда и целых суток. Из рейса в рейс тральщик прихо­ дит о одними и теми же дефектны­ ми ведомостями. Казалось бы, что это обстоятельство должно было на­ вести вавод на мысль о предвари­ тельной подготовке ремонта. Но ни­ кто не изучает дефектные ведомости, и на основе их изучения не заботит­ ся о предварительной подготовке к ремой ту.\Дасколь ко это важно, на­ сколько это актуально можно убе­ диться из следующих, далеко не единственных примеров. Возьмем серию отечественных тральщиков. За последние три ме­ сяца 1933 года мехмастерские вы­ нуждены были произвести 16 переста­ новок клапанов у машинопитатель- ных помп на отечественных траль­ щиках. Слесарная работа, с‘емка, вы- прессовка, запрессовка, притирка, постановка на место только - на од­ ном судне занимает не менѳе 50 рабо­ чих часов. Как мы видим, судно только для совершения этой работы задерживается почти на 3-е суток. Второй пример. Пригонка и уста­ новка сальников штоков главной Планирование судоремонта—одно из узких мест в практике мехмастерских. Сейчас, в связи с переходом в СРЗ, с созданием мощной технической базы судоремонта, этот вопрос приобретает особенно решающее значение. С резрешенпем его связано не толь­ ко уменьшение простоев тряулеров под ремонтом, но и плано­ мерная загрузка завода. Надо сказать, что практика последнего - времени говорит об отсутствии каких бы пи было мер со стороны заводоуправления и технического отдела промфлота к разрешению этого вопроса. Он до сих пор остается в тени, не подвергнут ни критике, ни внимательному изучению. Завод и техотдел промфлота не имеют еще никаких, сколько нибудь серьезных наметок системы планирования ремоита, наоборот, уже теперь видна склонность пустить все на самотек, по-старому, ограничится несерьезными мелочными изменениями, Поэтому предложения т т . Б л и н о в а и С е м е н о в а , пред­ лагающих ввести систему предварительной подготовки к ремонту, перенесение всех трудоемких процессов в цеха во время отсут­ ствия тральщиков, к п р о и з в о д с т в у в о в р е м я с т о я н к и с у д н а в п о р т у—н е р е м о н т а , а з а м е н ы ч а с т е й , пред­ ставляют большой интерес и безусловно таят в себе большие выгоды для завода. Ремонтировать тральщик не когда он у стенки, а когда он в море, свести задержку тральщика под ремонтом—только ко време­ ни, необходимому с точки зрения эксплоатации, это—реальная и осуществимая вещь. Редакция ждет, что это предложение будет осуществлено нн- жеперно техническими работниками СРЗ и техотдела промфлота и послужит началом глубокой проработки вопросов, связанных с планированием судоремонта. В первую очередь редакция ждет ответа от т.т. Богачева (промфлот), Гопчанского (СРЗ), Марке­ лова (отдел техн. эксплоатации флота), ІПошина (главн. механик). машинопитательных помп, то про­ стой судна по причине ремонта этих коробок ограничился-бы толь­ ко снятием дефектной коробки и установкой новой. По калькуляции мехмастерских такая работа отни­ мает до 6 часов. Простой из-за ремонта может быть сведен не г. суткам, а иногда и к десяткам суток, как практикуется сейчас, а к часам иди даже ликви­ дирован вовсе. С другой оторон- завод получил-бы возможность ра­ ботать, равномерно загружая обору- Рлппг,___ _____ л „ доаазие, без авралов в дни пробок, п„„Рп 0 очеваінп- ч т 0 рабата , без затпшья, в дай о т с у т с тм . траль по прнгоіие и уплотнению сальна- Оборудовав^ всаользова- ков штоков главной машины, в слу б более рационально, качест- чае, еелн-бы она пронзводвлаоь в рѳ1І0ата з в ачЯтельно улучшалось ьвриод между ремонтными пробка- ми в спокойной обстановка махма- тгѳрских, была бы сделана в срок не более 40 час. Необходимо толь­ ко иметь запасный шток, комплект сальников, набивку к нему, которые у ст анавливают ся на судне вза­ мен дефектных частей, вызываю­ щих ремонтный простой судна в порту. бы. Вопреки установкам СНК и ЦК партии, вопросами планово-преду­ предительного порядка и подготов­ ки к ремонту на занимается никто— ни в техническом отделе промфло­ та, ни на судоремонтном ваводе. Откровенно говоря, этими вопроса­ ми заниматься некому. В техниче­ ском отделе промфлота пз работни­ це менее ярким примером может . ков, занимающихся судоремонтом, _ 1не п н и одного инж енера , на су­ доремонтном заводе количество ин­ женеров тоже чрезвычайно ограни­ ченное В то В'ремя, как на передовые социалистические предприятия Со послужить п работа по проточке штоков главной машины. Эта рабо­ та принимает у промфлота хрони­ ческий характер. Вместе с тем, бы- ло-бы чрезвычайно просто и пра­ вильно иметь зШ асны й шток с комтлектом сальников и набивкой, которые-бы устанавливались на суд­ не взамен задранного штока, вы­ зывающего простой тральщика в ; порту. Смена штока отнимет но бо- ‘ леѳ, чем 20 часов, в то время, как работа по проточке старого штока и повторной его установке на место с пригонкой сальника отнимает, как мы внаем, не менее 6 6 часов. Примеры, которые здесь нами при вѳдены, выбраны на удачу, случай­ но, без детального изучения вопро­ са судоремонта и вместе о тем, даже эти примеры совершенно яр ­ ко и точно показывают насколько резко могли-бы быть снижены про­ стои тральщиков в порту в случае, если бы в тралфлотѳ и мехмастер­ ских пмело-бы место дейотвитель нов планирование и предваритель­ ная подготовка к судоремонту на основе анализа дефектных ведомо­ стей 1932 и 1933 г. г . Таким образом, совершенно оче­ видно, что при правильной постанов кѳ работы ремонт тральщиков в порту можао свести к срску, опрѳде ляемому эксплоатационными момен тами: разгрузка и очистка трюмов, отво «аааоных частей х мѳх&кизмам простой судов по причине ремовтя отаадет, т. к. ю е работы по задачи- ванию больных механизмов заме­ нятся сменой огд ельных больных частей запасными частями, заранее (приготовленными в цехах судоре монтного завода. «/доре Система социального судоре­ монта несомненно вызовет о а р е д і ленныѳ затраты. К этим затратам надо отнести также создание синь вого конотрукторско - чертежного бюро, которое должао снять рабочие чертежи всех деталей механизмов, как правило, подвергающихся ве- рейса. П° В°3ара!ЦЙЗНЮ °УДов щ Надо нтти дальше. Надо иметь не только чертежи, не только запас­ ные части главной машины няпо ИМКслГпппНЫе неха*™*" целиком Если просмотреть дефектные ве ­ домости отечественных тральщиков, то без труда можно установить что такой механизм, как п.тательна* донка, заставляет простаивать траль­ щик не менее чем 400-500 часов. Вместе с тем, было бы чрезвычайно просто н удобно ве ремонтировать юнку в период простоя тральщика в порту, а снят ь дефектную донку о судна и установить новую. Такая работа, ка* известно, отнимет не более 8 часов. Можно было-бы* привести еще огромное количество примеров, ко­ торые показали-бы насколько сокра­ тится простой тральщиков в ремонте в случае если мы не будем каж­ дый рейс лечить механизмы, а бу­ дем заменять их запасными, предва­ рительно подготовленными новыми мецчнизмамн. К этим механизмам относятся ннкектора, клааана пита­ тельных коробок, питательные тру- ы, машнно-питательные помаы, зо­ лотниковые коробки воздушных на­ сосов ИТ. д. Если изучение судоремонта будет поставлено так, как должно быть, количество пунктов ремонта, кото рыѳ будут определяться не залечи* ванаем механизмов, а заменой боль­ ной детали новой, .чрезвычайно рас­ ширится. Именно эта задача должна быть основной к ік у судоремонтной группы отдела технической экопло- атации флота, так и планового отде­ ла судоремонтного завода. Если система залечивания меха­ низмов, беэ предварительного изуче ния их болезней, будет перенесена в новые цеха судорѳмонтаого заво- машины—тоже работа, которая нре- ____ 4 ____ вратилась в форму определенного *погрузка снаряжения и топлива, стандарта. Работа по разборке саль­ ника, по пригонке нового и набивке, изготовление этой набивки и уста­ новке на место отвимает, как пока­ зывает статистика н калькуляция мехмастерских, не менее 220 час. Третий пример. Проточка штока глазной машины и связанная с этим разборка сальника и пригонка «го по новому проточенному штоку отнимает не менее 66 часов. Любой из работников технического отдела мехмастерских, ожидая суд­ но из рейса, заранее, без особой ошибки, может предсказать основ­ ные параграфы дефектной ведомо­ сти, но, вместо того, чтобы вара- нее подготовиться к ремонту при­ ходящего из рейса судна, все ждут, не принимая никаких мер предвари­ тельно. Между тем, если-бы промфлот и мѳхмастѳрские имели бы хотя-бы о айн запасный комалѳкт коробок юза высококвалифицированные тех- да,—периодические ремонтные пвоб- нические силы бросаются не толь- ки не будут ликвидированы" * ко на руководящие должности, но Мы считаем, что Севтизлтвест даже в бригады , тралфлот, т акж е долж ен сейчас же пойти на опреде- как и судоремонтный з авод , очнта- ленные затраты ; создать сильный ют совершенно правильным сокр ащ е плановый отдел мехмастерских ние и ограничение технических ра укомплектовать отдел технической ботников к а к в техническом отделе , эксплоатации флота квалифицирован так и в ц ехах судоремонтного за- нымн работниками, создать насто- в °Да# 1ящее , а не кустарное чертежио-кон- Чем сейчас ваппмаются групповые ! стРУк т °Рское бюро, изучить судо* механики? і Рѳмонт и ликвидировать разговоры I о стихийности судоремонта, о его Подталкиванием механиков для 'самотеке и о невозможности его скорейшего выхода судов в море, планирования. Все детали, иодвер- А-ализа же причин простоя траль женные постоянному пемонтѵ. rtvnvr щиков в порту, анализа пунктов д е ­ фектной ведомости групповой ме­ ханик не ведет. Это толкачѳотво должно быть з а ­ менено анализом дефектных ведо­ мостей и стандарных ремонтов, что­ бы на основе этого изучения груп­ повые механики в течение опреде­ ленного срока могли бы ввести в жизнь те конструктивные измене­ ния которые требуют механнвмы наших судов, В свою очередь, если Севтрал­ трест пойдет на известные затраты и при )бретет достаточное количе Обсуждают дефектную ведомость перед реуонточ траулера остоя ино у р ту, будут иметь специальное обоснование по совершенно определенной строгой номенклатуре. Тральщик, возращаясь б порт, должен за 5—;б дней до прихо да ставить в известность как отдел технической эксплоатациии флота, так в судоремонтный взвод о том, какой именно ремонт требуют меха­ низмы. Судоремонтный вавод, под­ готовив предварительно детали для замены больных частей машины ■ вспомогательных механизмов, дол­ жен обеспечить минимальный про­ стой тральщиков в по іту. Традиции СевгоорыОтреота, твердо установившиеся и принятые Сев- тралтрестом, должны быть уничто­ жены. Тральщик должен ремонтиро­ ваться не в период его простоя в порту, а тогда когда он плавает в море. К каждому приходу оудва в порт мастерские судоремонтного эавода и отдел технической экспло­ атации флота должны быть точно подготовлены. Планирование судо­ ремонта на основе глубокого изуче­ ния дефектных ведомостей прекра­ тит та ремонтные пробки, скоторыми тралфлоту приходится периодически сталкиваться и которые приносят огромные убытки не только Сев- тралтресту, как хозяйственному предприятию, но и всему Советско­ му Союзу, требующему добросовест­ ного снабженил трудящихся рыбой. , Тедник механик лламокаго отдела С. Р 3.— Блинов Н. Н.. Инженер нехеиик .Севрыбы* Се­ менов И. М. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 29 октября исполняется десять лет ео дня провозглашения Ту­ рецкой республики, той знамена­ тельной даты, от которой ведет свое существование новая Турция Воз­ никновение новой республиканской Турции на развалинах старой, От­ томанской империи являлось круп­ нейшим историческим фактом по­ слевоенной нпохи и показателем глу­ бочайшего потрясения старой капи­ талистической системы. Известно, что одной из целей империалисти­ ческой войны являлись .раздел Тур­ ции* между крупнейшими капита­ листическими державами и ликви­ дация самостоятельного турецкого государства. В этой форме мысли­ лось окончательное разрешение т. и. „восточного вопроса* к проблемы наследства „больного человека*, как именовала европейская дипло­ матия Турцию. Тот факт, что эти планы империалистов не осуществи­ лись и новая, молодая Турция ныне празднует десятилетне своего су­ ществования, стал возможным толь­ ко потому, что потрясения мировой войны и победоносная пролетарская в мировой войне или ее присоеди­ нение к лагерю держав Антанты. Для Сазонова, как затем для Милюкова, одной иг задач войны являл )сь вклю­ чение Турпин в блок центральных держав для того, чтобы участво- вать в разделе Турции и обеспечить за Россией Константинополь и про­ ливы. Октябрьская революция в России и свержение султанского режима в Турции устранили рус­ ско-турецкую вражду и создали условия для развития н укрепления дружбы и сотрудничества народов СССР и Турции. Э рот факт наибо­ лее ярко характеризует новую си­ туацию, созданную Октябрьской ре­ волюцией в международной обста­ новке. Советоко-турецкая дружба не является результатом каких-либо дипломатических комбинаций или политических соображений кон'юн- ктураого порядка. Она возникла исторически в процессе борьбы обоих народов за независимое су­ ществование и 8 а право строить по- своему свою жизнь. Советско-ту­ р е ц к а я дружба укрепилась на революция в России коренным об-, основе общности интересов в р я разом иэмевили международную обстановку, подорвали силы импе­ риализма и создали новые условия для развития бывших зависимых и угнетенных народов. Поэтому деся­ т и л ет и е независимой Турецкой р е сп уб ли ки я в л я ет с я праздником , не только д л я турецкого народа . но и д л я народов советских р е с ­ п уб лик , которые связаны с т у ­ р ец ким народом у з а м и дружбы и сотрудничества. Опубликование секретных архивов империалистической войны о несом­ ненностью показало, что царокая дипломатия больше всего боялась сохранения Турцией нейтралитета де важ нейш их вопросов междуна­ родного значения . Вот почему этапы раэвития новой Турции од­ новременно являются этааамп разви­ тия советско-турецкой дружбы, и дата десятилетия Турецкой респуб­ лики подводит итоги определенному этапу советско-турецких отношений. Уже в 1910—20 гг., когда султански правительство Турции, разгромлен­ ное в войне, стало игрушкой в ру­ ках держав Антанты, оккупировав­ ших Константинополь и присту­ пивших к разделу Турции, рево­ люционное правительство Анатолии во главе о Мустафой Кемалем установило связь с правительством Советской России. Осенью 1920 г. в Турцию прибывает первая совет­ ская миссия во главе о т. Нацарѳ- нусом, и почти одновременно выез­ жает в Москву турецкая миссия Юсуф Кѳмаля. В марте 1921 г. в Москве был подписан советско-ту­ рецкий договор, заложивший проч­ ные основы дрѵжбы и сотрудниче і ства между обеими странами. Это \ был наиболее тяжелый период борь­ бы турецкого народа за независи­ мость. Султанское правительство подписывает пресловутый Севрский договор, санкционировавший раздал Турции империалистами и сводив­ ший территорию Турции лишь к областям внутренней Анатолии. Реч 'люцчонному правительству Ана­ толии Мустафы Кѳмаля, разбившему вооруженную интервенцию, удалось очн;тить Константинополь н Смир­ ну от иностранной оккупации и восстановить Турцию в ее этногра­ фических пределах. Эта труднейшая задача была осуществлена, посколь­ ку новая Турция имела безопасный дружественный тыл и сочувствие со стороны советских республик. Только в 1923 г. Турция добивает ся, правда не в полной мере, призиа ния державами ее национальной программы п государственной са ­ мостоятельности на лазапнокой кон* ' ферѳнции, в первом туре которой ' участвовала и советская делегация, выступавшая совместно с турецкой против об'единенного блока евро­ пейских держав. Провозглашение республики явилось следующим логическим шагом революционного правительства Турции, тесно связан ным с его победами ва внешних фронтах. Нацнонально-оовободнтельвая борь ба турецкого народа против вмпѳ риалиэма была одновременно борьбой против сил внутренней реакции фео дально - клерикальных элементов, группировавшихся вокруг султана- халифа, и компрадорских групп портовой буржуазии, являющихся агентурой иностранного капитала по эксплоатации Турции. Вот поче­ му победы на внешнем фронте про­ тив империалистической интервен­ ции и на дипломатическом фронте против об'единенного блока инобтран ного капитала неизбежно должны были сопровождаться ударом по султанату как агентуре империализ ма и центру внутренней реакции Провозглашение республики в Тур­ ции означало разрыв между тради­ циями прошлого, с наследием дрях­ лой Оттоманской империи, с полити­ кой полуколониальной страны, н*хо дящейоя в зависимости у иностран­ ного кІГпнтала н довольствующейся ролью аграрного придатка к передо выи капиталистическим странам. Оно оэначало последовательное про ведение новой борьбы ва политиче­ скую, экономическую в культурную самостоятельность. Десятилетие Турецкой республи­ ки, это—период борьбы ва осуществ­ ление этой программы. Отмена ре­ жима капитуляций в иностранного финансового контроля, аннулирова­ ние иностранных монополий, пере­ ход железнодорожных лниий, нахо­ дящихся в руках иностранного ка­ питала, в руки государства, органи­ зация национальных банков, под­ держка национальной промышлен­ ности, железнодорожное строитель­ ство, отмена оре ане векового налога „ашар", тормозившего развитие оельского хозяйства, лвквидация халифата в отделевне церкви от государства, внедение гражданского суда в светской шкоды, бытовые в культурные реформы (отмена фес­ ки, снятие чадры с женщины, заме­ на арабского алфавита латинским и т. п ),—вот главнейшие факты, характеризующие борьбу правитель ства Турецкой республики за осу­ ществление этой программы. Разу­ меется, было бы ошибкой представ­ лять, что эта программа проводится без трудностей н всегда одинаково успешно. Молодой Турецкой респуб лике пришлось продолжать борьбу против империализма и пройти че­ рез ряд иопытаннй и неудач, в особенности осложняемых влиянием мирового экономического кризиса на турецкое народное хозяйство. Вокруг проведения этой программы продолжается и внутренняя борь5а, нередко отражающая давление н» Турцию иностранного капитала. Эго в особенности заметно в воаросѳ развития турецкой национальной промышленности, где имелись по­ пытки противопоставить политике насаждения туземной промышлен ности теорию, согласно которой Тур ция должна оставаться чисто аг­ рарной страной. Подводя итоги десяти лет своей работы, турецкое правительство мо­ жет справедливо отметить овоѳ уча отиѳ в укреплении мира в тесном сотрудничестве с правительством СССР. Уже самое развитие и укреп лениѳ советско турецких дружест­ венных отношений и проводимая обеими странами политика пактов, направленных на устранение возмож ностей международных конфликтов, явились весьма крупным фактором мира в Восточной Европе. Советоко- турецкнй пакт от 17 декабря 1925 г. 'о ненападении, нейтралитете и неучастии во враждебных группи­ ровках явился новым словом в прак тике международных отношений. Советско-турецкие протоколы от декабря 1929 г. в октября 1931 г. в морокой протокол от марта 1031 г. были дальнейшим шагом в развитии сотрудничества обеих отран в про­ ведении политики мира. Советоко­ турецкий пакт 1925 г. стал образ - 1 цом для заключения с другими отранами аналогичных пактов, имею щих целью оовдание гарантий про тив возникновения враждебных группировок и угрозы воздушного нададения. Последним шагом круп­ нейшего значения в мирной поли­ тике обеих стран явилось подписа­ ние 3 и 4 июля этого года лондон­ ских конвенций об определении а г ­ рессор!. Эти конвенции осущест­ вили предложение тов. Литвинова на женевской конференции по разо­ ружению, и в их подписании актив ную роль оыграло правительство Турецкой республики. Немаловажную роль в сотрудни­ честве СССР и Турции сыграло уотанэвленив личного контакта между правительствами обеих стран, которое выразилось в практике сви­ даний н взаимных визитов пред­ ставителей обоих правительств. К таковым относятся свидание в Одес­ се т. Чичерина с турецким миннн- делом Т-ффаком Рюштю-беем в ноябре 1S26 г . , ' ответный визит т. Карахана в Анкару в декабре 1929 г., приезд в Москву Теффик Рюштю-бея в октябре 1931 г., нако­ нец, приезд в СССР премьера пра­ вительства Турецкой республики Исмета-паши в мае ІѴ32 г. в сопро­ вождении делегация крупнейших турецких политических и обще­ ственных деателей и представителей хозяйственных н культурных орга­ низаций и прессы. Этот последний визит содействовал установлению тесного контакта между советским! и турецкими хозяйственными, на­ учными и культурными организа­ циями н под >жил начало сотрудни­ честву обеих стран в деле промыш­ ленного строительства в Турции. Десятилетие Турецкой республики является важнейшим событием в жизни дружественного нам турец­ кого народа н зваменательной д а ­ той в развитии советско-турецкой дружбы. Правктедьотво Советского Союза назначило специальную де­ легацию, возглавляемую народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Революцнон ного военного совета СССР тов. К. Е. Ворошиловым, для участия в празд­ новании десятилетия Турецкой рес­ публики. Поездка советской делега­ ции в Турцию является ответным визитом на посещение Москвы в мае 1932 г. премьером правительства Турецкой республики Иометом-па- шой и министром рностранных дел Теффиком Рюштю-беем. Эта поездка, являясь новым этапом в установ­ лении личного контакта между пра вительотвами обеих стран, одновре­ менно демонстрирует постоянное развитие и укрепление тесных н искренних связей между обенми отранами. В настоящей международной обота новке, которая полна элементов под готовки вооруженных конфликтов н нарушения мира, советско-турецкая дружба, как неизменный фактор мира, приобретает все большее маж дународное эначенне. Народы Со­ ветского Союза, которые на-днях будут праздновать 16 лет советской властв и уопѳшного социалистиче­ ского строительства, подводя втогв мирной полнтніхн советского прави­ тельства, вполне учитывают значе­ ние развития н укрепления совет­ ско-турецких отношений в борьбе против угрозы зойны, за дело мнра. В день десятилетня Турецкой республики мы приветствуем турец­ кое правнтельогво м турецкий на­ род о этой звшевательной датой, которая показывает, что новая Тур - ция обеспечила себе возможноотн мирного к независимого хо&яйотвев ного и культурного строительства, неуклонно ведя политику мира и дружбы о народами Советского Союза. (Передавай .Наметай" от 2 Щ N

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz