Полярная правда. 1933, ноябрь
Р АСНРОЕМ „СЕКРЕТЫ" С Т АНКОВ В МЕХАНИЧЕСКОМЦЕХУ СУДОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА ИООШІІЕЕ ОбСРУДООШЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НАПОЛОВИНУ Организацией массовой технической учебы, подготовим кадры квалифицированных рабочих, заставим станки работать на полную мощность 1. ЗАВОДОМ ГОРДИТСЯ ВЕСЬ ПОЛУОСТРОВ Д?,а года тому назад на этом j ных и 40 отечественных станков, безл одном, пустынном берегу«Это оборудование составляет гро- залива гуляли волны. Это место'мадную ценность. Одни только сотни лет оставалось нетронутым' импортные станки стоят 135 ты- человеком. А теперь бс лыпевики сяч золотом. В цеху установлены Заполярья выстроили здесь гро j такие станки, о которых раньше мадпые железо-бетонные коргіУ-: в Мурманске никто не мечтал, са со множеством больших свет-1 никто не видел. лых окон. На самом берегу залива распо ложен большой серый корпус. 9то здание механического цеха. На самой середине цеха за канчивается монтаж станка пер воклассной техники. Токарный станок фирмы „Фрорнб*. Высота Железнодорожная ветка проходит \ центров этого станка 850 милли- прямой линией через здание метров. Расстояние между цепт- Иходишь в цех. Направо и на лево станки. Яркий блеск отшли фованкнх деталей режет глаза. Сколько богатства! В два ряда выстроились самые громадные ітавчи-автоматы. Цех построен с расчетом полной механизации ]>або.. Рабочий больше не таскает деталей от станка к станку. Де тали подвозятся к стаікам на .платформах. В цеху установлено 16 импорт рами 8 метров. Этот станок—гор дость цеха. На этом станке мож но обтачивать ваерные валы тра ловых лебедок с шестернями диа метром до 1700 миллиметров. Есть полная возможность обта чивать коленчатые валы для па ровых машии и двигателей. Здесь же рядом еще один об разец высокой техники—карусель ный станок. Механизмы этого станка передвигаются автомати чески. Рычаги, рукоятки, кнопки и электроэнергия заменяют физи ческую силу рабочего. Куда не посмотришь —везде взгляд встречает дорогое обору дование, мировую технику. Цех заполнен равномерным гулом ав томатических механизмов. Время от времени щелкает выключатель мотора. Рабочий остановит станок, сменит деталь и снова пущен мотор, снова резец или фрез впи вается в металл, летит равномер но стружка. И не случайно мастер Кривола- пов, с т а ры й производственник, за- являет: — Я горжусь тем, что мне приш- яось в Заполярье дожить до тех дней, ногда мошвѳ і широком размахе при менить все силы, практику и накоп ленный опыт. Гордится мастер Криволапое! Гордятся и все остальные рабо чие. Гордится весь Кольский по луостров судоремонтным заводом 2. НЕМНОЖКО ИСТОРИИ II еще бы! Стоит вспомнить немножко истории. В 1922 году в Полярном находилась единст- 5. О ЧЕМ ГОВОРЯТ ТОКАРЯ Токарь Петров—хороший токарь. Петрову свободней и легче стало это мне надо. Чем скорее я изу- Вся его жизнь прошла на произ работать в новом цеху. водстве. 13-тилетним мальчиком' ^ бы! Станок-автомат зале- .нил всю ручную работу. Но у он поступил на завод Путилова. Петрова недовольство. ІІ он об Сначала подавал чай чиновни кам дирекции завода, а потом стал работать учеником-токарем. Это было давно. Последние 4 года Петров работает в Мурманске. Вот сейчас Петров сидит на табуретке. Перед ним небольшого размера французский токарный станок. Петров зорко наблюдает этом открыто говорит: , — Хорош станок. Работает он неплохо. Но скверно одно, что дальше вот этих рукояток и ры чагов я не пошел. 11 рукояток идут к коробке скоростей, эти пять рычагов—средство управле ния супортом. Я знаю, как управ лять станком, а вот того, что чу механизмы станка, тем боль ше у меня будет уверенности и четкости в работе. Это не только мое личное мнение, об этом гово рят и мечтают все рабочие. На с нами не считаются. В конце октября я по св>ей инициативе поднял вопрос об организации технической учебы. В цеху я быстро дотолковался с ребятами. Согласились. Составили список. Запасалось 8 человек. Список пе редали в завком. Прошло пол месяца. Но о техучебе— ни L Токарь тов. САФРОНОВ 6. ТАК ПРОИЗОШЛАПЕРВАЯ АВАРИЯ Первого октября в цеху пуще но три токарных станка. Мед ленно работают станки. Самые лучшие, самые опытные токаря с трудом высчитывают по табли цам допуски. 15 октября пускается еще не сколько станков. В этот же день на горизонтально- шлифовальномстанкепроисходит авария камня 1400 оборотов в минуту. Еамень рвется на части. Оскол ки с визгом летят, в сторону. Л а к произошла первая, но не последняя авария.. . После аварди Бочарова пере водят работать опять на импорт ный—теперь уже фрезерный станок. Но и здесь не пошло дело на лад. В эту же декаду Работать на этот станок по- он делает три поломки. Сломано два ставили молодого парня Бочарова, торцовых фреза. 'Сломан импорт- Бочаров окончил в Ленинграде ный 70 миллиметровый фрез. ФЗУ. По специальности он фре-| Почему у Бочарова пронсхо- В продолжение многих лет н а , ходплось выполнять вручную ремонт одной только главной ыа-.Зря тратилась рабочая сила, не шины тральщика затрачивалось экономно использовалось рабочее 1 время. А сейчас совершенно другое. Теперь уже не производится шабровка поршневых колец вруч ную. Раньше эта работа отнима ла • много времени. Сейчас ее ваменяюг шлифовальные станки. Два строгальных станка фирмы „Шепинг" заменили опиловку и рубку. Новое оборудование—нм- зеровщик. Но во время учебы дят поломки и аиарии? Бочаров только поверхностно по- Бочаров хочет работать. Но 0В знакомился с работой шлифоваль- не имеет достаточно технических зна ных станков. Здес», в цеху, его ний, он не освоил в совершен- знаний не проверили. Бочаров стве станок, он знает только Токарь УВАРОВ за обточкой детали на станке ,Броун4 зачисляется в шлифовальщики. Скороспелый шлифовальщик Бочаров во время шлифовки де тали останавливает вращение наждачного камня. Камень не вращается. Но стол с укрепленной деталью медленно движется. Бо чаров не обратил внимания на , автоматическое движение стола, портные и отечественные станки забЫл выключить автомат. дают возможность значительно- 0 уПорт с детадЬЮ подошел к быстрее п доброкачественнее ра- Автомат своей силой ботать, ускоряя в несколько Раз» авит СуПОрТ на камень. Камень процесс- производства. дает -Трещину. Но Бочаров не , Раньше в .механических мастер- замечает.' Он включает мотор ских на пригонку поршневого" кольца цилиндра низкого давле- веьная на весь Кольский полу остров моторно-механическая ма стерская. В этой мастерской стоя ло два маленьких карликовых* станка и один мотор в 12 лоша диных сил. Это была вся меха- нич.ская база. ния слесарь затрачивал 3—4 ча са. А теперь кольцо пригоняется за несколько минут. Если раньше поршневые кольца обтачивались одним резцом, то сейчас обтачи ваются двумя. ( Сложные станки первоклассной техники дают громадную эконо мию и во времени и в рабочей ѵІѴИЙД ии ириаило. и ас— силе. Но для того, чтобы ПОЛУ- ханических мастерских станоч ное отделение не справлялось с работой. Недоставало оборудова ния, и большинство работы при- чить эту экономию и добиться доброкачественной продуктивной работы нужно освоить зту высокую технику. рычаги и рукоятки, знаком управлением станка, но внут ренность станка, взаимодействие частей—ему незнакомы,-у него даже нет простой привычки к работе на этом станке. Произошли в цеху - и еще аварии. На трущиеся части ком бинированного станка не попа дает масло. Скрипит что-то в механизмах станка. И когда остановили станок, вскрыли—ока залось, что нет масла п тру щиеся металлические отшлифо ванные части начинают задирать Скорость вращения наждачного*друг друга. 7. ЧЕГО БОИТСЯ ТОКАРЬ САФРОНОВ і На комбинированном расточ-|ным станком молодой рабочий ном станке опытный производ- j Скляров, ственвик, старый токарь Сафро- І В Ленинграде на Балтийском ноз в первый день своей работы заводе Скляров учился шлифо- срезал контрольные шпильки. вальному делу. Возвратившись — Я работаю, но станок знаю из Ленинграда Скляров пришел только сверху и то неоснова*|в цех. Мастер Зметный находу тельао. Взгляните, здесь больше I об'яснил Склярову значение рыча- Тов. ЗМЕТНЫЙ находится внутри станка, какие как резец выдается в металл И|там автоматические механизмы и | звука. А учиться надо. Впереди равномерно забирает стружку, передачи, я не знаю. А знать большая работа. р 8.СЛУЧАЙ СМАСТЕРОМ ЗМЕТНЫМ Павел Зметный в механических мастерских считался хорошим мастером и действительно он не плохой мастер. В его работе ред ко были случаи брака, а поломок аварий станков не было, диетный учил, показывал как нужно работать. Из механических мастерских перешли в новый цех завода. К шлифовальным станкам нѵжны шлифовальщики—рабочиевысокой квалификации. Но таких в цеху нет. Мастер Зметный сам ста новится за вертикально-шлифо вальный станок. 21 октября Зметный начал ра ботать. Влточея мотор. Хорошо работает станок. Шлифовка пер вой кулисы для паровой машины тральщика дает прекрасный результат. Чист, гладок, блестит металл. Отшлифована одна, а за ней вторая, третья кулиса. На под вижной стол станка ставится цилиндровой блок авто-мотора. Нужно отшлифовать 4 отверстия. Зметный делает точный расчет допуска. Закрепляет кулачки автоматического выключателя. Отшлифовано одно отверстие, а за ним второе. Зметный меняет камень, собираясь шлифовать третье. Он внимательно измеряет расстояние между шпинделем и цилиндровым блоком. Он хорошо знает, что чем короче веретено, тем больше устойчивости и гаран тии за чистоту работы. Расчет с допуском произведен точно. До пуск оставлен 15 миллиметров. Влючен мотор. Шпиндель дви жется сверху вниз. Он проходит в секунду три миллиметра. И вдруг—неожиданность. Шпиндель идет вниз в то время, как ему нужно подниматься вверх. 3. СТАНКИ ЖДОТ ХОЗ ЯЕ В Это было еще в августе. Строи тели заканчивали последние до дели. На рабочую площадку станками. Чтобы поставить деталь на свое место приходилось внима тельно сверяться с чертежами. пргбывали громадные ящики с | Медленно шла работа. Не вы- имиортным оборудованием. Време-дв рживались сроки. Затирало. Не- пи оставалось мало. Народный комиссар снабжения тов. МИКОЯН категорически предлагал: „Обеспечить развертывание мон тажных работ по станкам первой очереди в количестве 30 штук к достаток технических знаний тормозил работу. А между тем в бригаду монтажников были по добраны лучшие слесаря мех- мастерских. Сложность технического обору- 25 августа с таким расчетом, дования уже тогда выдвигала чтобы начало работ была Обес- перед дирекдиеі меуіастерских, печено 1 сентября1. j со всей остротой, задачу освоения Б цеху еще нужно было делать ЭТОго оборудования, уборку, но монтажники бригады 1 „ ___ ,, 1 3 к Долго думали, медленно, нехотя Молчанова не могли больше ждать.' ' Бригада начала монтаж. Мурман- Раскачивались руководители мех- скин монтажникам никогда не мастерских. щи ходилось имец. дело с такими! — Посылать или не посылать людей в цех для освоения новых станков? Мастер мехмастерских Фомин с твердой уверенностью заявлял: — Подумаешь, импортные стан ки. У нас вот стоит „Броун"... Поставим человека и будет рабо тать. Руководители механических мастерских забывали, что техни ку штурмом не возьмешь, что для этого необходимо системати ческое, кропотливое изучение и работа. Проходили дни. В цеху уже смонтировано 6 станков. А руко водители механических мастер ских все еще решали: — Посылать или не посылать людей в цех? 4. НУТРО СТАНКОВ ОСТАЛОСЬ З АС Е К Р Е Ч Е ННЫМ Р> конце концов под нажимом общественности было отобрано и закреплено за импортными стан ками 8 токарей. Токаря должны были присутствовать при монта же станков. Приходили токаря в цех. Смот релл, толкались около монтажни ков; редко, редко заглядывали в чертежи. Процесс освоения стан ков проводился бессистемно, по верхностно. і Единственный человек, которо му поручено руководство освое нием нового оборудования — ьастер Зметный. Он хороший мастер, у него громадный опыт, 20-тнлетняя практика. Ои по- Соегому берется за дело. Не ему одному это явно не нод силу. Группа токарей изучает ком- Вот здесь рукоятки для регули- бинированный горизонтально - . рования скоростей. Больше этого Зметный расска зать не может. В помощь мастеру Зметному дирекция не подыскала людей. В распоряжении дирекции не оказалось ни опытных техников, ни инженеров. Проведенными за нятиями ограничивается все изу чение. Что оно могло дать? Только поверхностное ознакомление со расточный станок. Обработка де талей на этом станке разнооб разна я многочисленна. Можно растачивать всевозможные ци линдры, флаіцы. Станок имеет до 2 -х десятков рычагов и ру кояток управления. Рабочие ме ханических мастерских еще не видели такого станка. Мастер Зметный старается детально рас сказать все секреты управления станком. — Вот видите, ото рычаг для автоматического передвиже- н и стайка. От этих рычагов за висит екорость работы резца. кунды и шпиндель может вре заться в торец цилиндрового бло ка. Больше ожидать нельзя. Зметный сильным рывком от водит рычаг автоматического вы ключателя вправо. Смотрит на шпиндель. — Чорт подери, — почти вслух бормочет Зметный, хватаясь за выключатель мотора. Но уже поздно. Шпиндель врезался в то рец цилиндрового блока. Станок остановился. Произошла аваБия. О чем говорит этот случай? О том, что Зметный в совершенстве не освоил станка. Ведь легко можно было предупредить аварию. Без особых усилий нужно было одернуть рычаг автоматической перемены хода вниз и шпиндель пошел бы вверх Этого Зметный не сделал, а, наоборот, он силь ным рывком, отводя рычаг впра во, обсек шпильку, соеіиняю- щую рычаг автоматической пере мены хода с автоматической шестеренчатой передачей. Срезана шпилька. Автомат Вот переключить нельзя. Оставалось уже веретено с наждачным кру- одно—выключить мотор Но Змет- гом проходит три миллиметра. I ный промедлил, а потом уже Еще два.. . еще три. 8 милли- было поздно. В результате по- метров допуска прошло веретено, мятые зубья шестеренчатых пере- а автомат не выключает. Угро- дач, согнут валнк. Станок вы- жает авария. Остается две се- веден из строя на три недели. 9. МОЩНОСТЬ СТАНКОВ - ИСПОЛЬЗУЕТСЯ лишь НАПОЛОВИНУ Скляров внимательно и осторожно подводит супорт о деталью к наждачному камню 20 рукояток, рычагов и кнопок, гов и рукояток станка. Правда, кое - что я уже знаю. Все эти факты говорят за то, Но внутреннее взаимодействие что на заводе и в цеху еще не частей станка—это для меня начато основательное всесторон н и е j нее изучение техники станков не 13 ноября Сафронов растачи > по™лш и т' “ Ялт," “ “ л * вает цилиндр для парового дви гателя. На расточку нужно за тратить 6 часов, а Сафронов растачивает два дня. Медленно работает станок Сафронова Поче му? Сафронов боится пускать на всю мощность станок. Станок работает с неполной нагрузкой.» Сафронов работает и учится. А между тем пора учебы уже прошла. Сейчас уже нужно больше, лучше и доброкачественнее работать, а попутно с этим и пополнять свои знания. Аварию горизонтально-шли- фовалі ного станка, которую до пустил Бочаров, аварийная комис сия признала, как результат халатности, Так ли это? Нет. Здесь не только халатность. Здесь халатность и недостаток технических знаний. Но этого в цеху не признают. В цеху суще- станком, со средствами управле-ствУет твердое убеждение, что только рядовым рабочим, но и мастерами. Для подтверждения етого стоит привести историю мастера Зметного. В историю механического цеха вписаны факты неумелой позор ной работы—поломки и аварий. А ведь цех еще только начинает набирать темпы. Вся большая ответственная работа впереди. Сейчас цех работает с очень ма лой нагрузкой ЕсліГ токарные станки загружены, то фрезерные и шлифовальные работают с наг рузкой на 50 процентов. Мощность станѵов не используете* полностью. Люди работают робко и неуверен но. Цех работает уже полтора ме сяца. Но учеба и освоение стан ков проходит бессистемно, само теком, распыленно. Рабочие, каж- станок. Организованной техниче ской учебы в цеху нет. В цеху еще живучи вредные установки Старший мастер Фомин утверждает: — Рабочему нужно изучить все рычаги рукоятки управления, а всех автоматических механиз мов станка он пожег не знать и хорошо работать. Мнение Фішина разделяет ди рекция завода и партийный кол лектив. Технический директор тов Гопчакский и секретарь пар тийного коллектива тов, Левкщ еще и сейчас стараются доказать, что: — Наши рабочие уже в доста точной степени познакомились е дый в отдельности, стараются в техникой станков, они уже овла< процессе самой работы изучить дели средствами управления. 10. ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ Что же думают делать руково-] Это бесспорно. Но когда моло- дители завода? |дые рабочие, * окончившие РТШ, Старший мастер цеха Фонив придут к станкам? Через год, говорит: через два. А сейчас в цеху тех- ния им. Все сложные автомати ческие механизмы, которые скры ты под кожухами станков—оста лись засекреченными. если рабочий знает рычаги и рукоятки, умеет ими владеть— значит все в порядке, больше ему ничего не нужно. — Скоро начнем разборку станков. Будем проводить очист ку и смазку трущихся частей, а потом сборку. Это даст много знаний рабочим. Технический директор Гопчан- ский заявляет: — На ^заводе будет организо вана РТШ. Секретарь партийного коллек тива тов. Левкин уверяет: — С 20 ноября начнут рабо^ тать технические кружки. Безусловно, разборка д сборка станков даст очень много рабочим. Но одного этого недостаточно. Организация РТШ при заводе Теперь управляет шлифоваль- принесет колоссальную пользу. ника не освоена. А сейчас в цеху не достает трех фрезеровщиков, пять шлифовальщиков и 8 тока рей. Следовательно, попутно с ос воением техники надо готовить шлифовальщиков, фрезеровщиков, токарей. Можно ли всецело поло житься на РТШ? Нет. Технические кружки должны заработать с 20 ноября. Что же сделали дирекция, завком и пар тийный коллектив, чтобы дейст вительно развернуть техническую учебу в кружках? - Ничего. Нет четкого календарного плана за нятий, нет разработанной про- грам..ы, не продуман план заня тий^ в цеху, неизвестно с чего начинать техучебу, что изучать в первую очередь, не выделены руководители, не подыскано по мещение. В цехах судоремонтного эавода должен быть содан резкий пере лом. Освоение техники должно стать основной задачей каждого работника завода. Обучение рабо чих должно вестись в обязатель ном порядке, и должно быть ру ководимо неслучайными людьми, а высококвалифицированными ин женерами. Учеба должна быть организовала, и должна веянсь по строго продуманному плану. Это надо сделать как можно ско рее. Ст. Йшовепіг V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz