Полярная правда. 1933, ноябрь

КАКИМ ѲЛЖНО БЫТЬ ПРОМЫСЛОВОЕ ДЛЯ АКТИВНОГО ЛОВА СЕЛЬДИ НА МУРМАНЕ? ^уЖЕ СЕЙЧАС практика активного глубьевого J лова сельди в открытом море поставила в повестку дня вопрос о создании новой технической базы, как необходимого условия дальнейшего ус­ пешного развития и совершенствования активных способов сельдяного промысла на Мурмане. Имеющиеся сейчас на вооружении наших ры­ бохозяйственных организаций промысловые бота типа „Касатка"—слишком \ незначительны по размерам, слишком^ маломощны и неприспособ- лены к условиям активного лова-сельди в откры­ том море. Нужно создать новое промысловое еудно, от­ личное от ботов типа „Касатками приспособлен­ ное к условиям активного лова сельди, скон­ струированное с учетом всех самых последних достижений мировой рыбоЬромышленной техники. Еаким же должно быть это промысловое судно, предназначенное для активного глубьевого лова сельди, каким требованиям должно оно удовлетворять? Детальный, тщательно разработанный ответ на этот вопрос должны дать научные работники и специалисты рыбноИ промышленности, рабочие гослова и колхозники Мурманского побережья. Небольшой опыт, который накопили рыбохо­ зяйственные организации Мурмана за два меся­ ца активного лова и- незначительные научные данные, которыми располагает Северная сельдя­ ная экспедиция, позволяют все же наметить ос­ новные требования, которые должны быть пред*- явлены новому типу судна. Раздоры судна должны позволять ему делать длительные и дальние рейсы да. несколько сот километров от берегам тем, чтобы не быть при кованным к прибрежной зоне, с тем, чтобы иметь возможность итти в любой район Барен- цова моря, если это потребуется состоянием и местонахождением сельдяных косяков. Мощность машины судна должна позволять ему итти с требуемой техническими и научными данными скоростью при совершении тех пли иных промысловых операций (тралирование и др.) Оборудование судна должно быть таким, что­ бы на нем (судне) можно было ловить и дриф­ терным порядком, и кошельком, и сельдяным тра­ лом, и другими орудиями активного глубьевого лова сельди в открытом море. Мы печатаем сегодня взятые по данным Каспийской сельдяной экспедиции материалы о типах и устройстве промысловых судов, занятых на активном лову сельди заграницей. Несом­ ненно, в наших* условиях заграничный опыт должен подвергнуться значительной критической переработке. Но тем не менее' ознакомление с заграничным опытом должно значительно облег­ чить задачу разработки типа промыслового судна для активного лова сельди, которое должно быть на вооружении наших рыбохозяйственных орга­ низаций. 2 Мы призываем научных сотрудников Северной сельдяной экспедиции, специалистов рыбохозяй­ ственных организаций, рабочих гослова и кол­ хозников Мурманского побережья, высказать на страницах „Полярной правды4 свои соображения по вопросу о типе необходимого в наших усло­ виях судна. ,' ' N АНГЛИИСШ ПАРОВЫЕ ДРИФТЕРЫ Характерной особенностью сель­ дяного дрифтерного промысла Ан­ глия является то, что дрифтеры- до вят рыбу вблизи берегов и, затра­ чивая на рѳйс 1—5 суток, привозят улов обычно свежим для последую щей разделки н посола рыбы на бе­ регу. Таким образом основное на­ значение английских дрифтеров - добыча рыбы и возможно скорей­ шая доставка ее в порт, соответ- ственно чему выработался доволь ' но своеобразный тип дрифтерных паровых и моторных судов, обслу живаемых командой всего в 8 — 10 человек. Паровые дрифтеры—мелкие, одно винтовыэ суда. Они имеют длцру в *24—28 мѳтров между перпендикуля рами, ширину в 5,6—6.2 мѳтра, осадкой кормой 2,9—3,^> метра, об щей грузопод'емностыс 90—100 товн (40—48 регистровых тонн), с относи тельно большим трюмом на 50—60 тони сельди. На всех паровых судах имеется 1 горизонтальный угольно го отопления котел, с нормальным рабочим давлением пара в 10— 11 атмосфер. судном является дрифтер длиной в 25—26 метров. Дри Штернов судно является низко­ бортным, с приподнятой кормой н бодной для удобства работ о сетя ми, т. к. весьма нередко приходит­ ся при выборке порядка переносить носом и о большим диферентом на I Работу с одного борта на другой. корму, особенно, когда судно не загружено. Борта гладкие без при­ вального бруса, имеют нпзкяй сплош­ ной фальшборт J высотой около 1 метра на носу п корме и 3/4 мет­ ра в середине. Планшир фальшбор­ та—округлый с тщательно зачищен­ ными краями, т. к. чаще всего сети убираются прямо через планшир, без сетного ролика. Все суда—двухмачтовые, причем кормовая мачта имеет небольшой, так Называемый, биіаньпарус с три­ сель ным вооружением. Фок-мачта складная, расположена впереди рыбного трюма, и будучи раочитана на под'ем небольших тяжестей (в I — 2 центнера), имеет слабое креп­ ление. Квадратное основание фок :*ачты укреплено между двумя стальными (часто деревянными щеками и на высоте около 1 метра Обращаясь к внутреннему устрой ству судна, можно виДеть из прйве денных чертежей, что вся передняя половина дрифтера, за исключени­ ем 2 -хместного носового кубрика, предназначена для рыбэловных цэ лей. Впереди рыбного трюма нахо­ дится канатный трюм (для вожака), отделенный водонепроницаемой пере боркой от носового кубрика и про­ стой "деревянной переборкой от рыб ного трюма. С палубы в этот трюм ведет круглый люк, без коменса, но снабженный на палубе круглым деревянным бортиком' высотою^ в 5 6 см. в качестве некоторого прѳ* дохранения от заливания скатываю щейся по палубе водой. Поперек этого люка, по ходу вожакч, встав­ ляется небольшой деревянный рО- над палубой имеет верхний поворот -1 лик, который своими концевыми ный болт, а внизу—второй стопор -1 шпильками входит в проревные ТИПЫ ДРИФТЕРНЫХ СУДОВ в континентальных странах Технические условия при работе ных стран ловят рыбу вдали от громоздкими и тяжелыми дрифтер- гбереговых факторий и затрачивают иыми сетями обуславливают ряд на один рейо от 3 до 7 недель, специальных требований как в о т - , Ввиду этого разделка улова и его ношении конструкции судна, так и : посол производятся на судне в его механического оборудования. >бочках, для чего на этих судах 9 результате весьма долголетнего имеется довольно большой состав опыта в Северном море выработа- команды (15—25 человек включая лись основные типы парусных, па* солѳлыциков). При таком типе про- ровых и моторных дрифтерных су- мысла наиболее рентабельными ока- дов, применительно к условиям про зываются более крупные с /д а , мысла континентальных стран (Гер- вмещающие 1000—1500 бочек сельди, мания, Голландия, Франция и др.)— j Самыми большими дрифтерными о посолом седьди на судне и о с т - [судами, преимущественно паровы- ровного рыболовства Авглии, зани- мн. являются французские, длиной мающейся только добычей рыбы и в 40—50 метров, общей грузопод'ем- доставкой ее на берег для обработки, j гіостью в 350-500 тонн. В Германии До вачала текущего столетия в о ' крупных дрифтеров (длиной около всех странах господствующим был 40 метров) мало, большинство дриф парусный флот. Так, в Англии, име- ' ющѳй и в настоящее время самый многочисленный дрифтерный флот, еще в 1914 г. было около 10,5 тысяч парусных ботов и в 5 раз меньше паровых. Однако, в последующие годы количество парусников резко сократилось, и в последние годы их насчитывают буквально едини­ цами. На смену парусникам с 80-х годов прошлого столетия начал быстро развиваться паровой дриф­ терный флот, который в в нш о я - шее время является пр еобЯЬю - щим в Северном море. Одновремен­ но с этим в последние 15 лет, ооо бенно в послевоенное время, усилен­ ным темпом развивается моторный флот, используя частично прежние парусные суда для установки на них моторов. Дрифтерные суда ковтиненталь- трюм (76—80 тонн). При моторе в 80—100 снл мото-логгѳры имеют ход около 8 узлов, при чем наряду о моторами типа „Болиндер" на немногих судах имеются новейшие бескомпрессорныѳ дизели. Все дрифтерные суда имеют рыб­ ный трюм и специальное оборудова­ л о для работы сетям? в передней, носовой половине судна, а в кормо­ вой половине расположено машинное отделение и помещение для г.ддан- ды. Одной из характерных особен­ ностей дрифтеров является отсутст­ вие носового бака или полубака, имеющихся почти на вяех трауле­ рах. Слегка приподнятая носовая часть . „ дрифтеров совершенно свободна от терно^о флота составляет довольно выдающихся над палуб й надстроек, мелкие суда так называемые „логге- J что является необходимым при рабо- ры* (старые—все паровые, новые— те с вожаком сетного порядка, моторные) размером 25—30 метров,) Для сетей и вожака имеѳтся^два, с общей грузопод'емностью 110—150 - обособленных помещения ^ т о г д а j Дрифтеры с тонн, при емкости рыбного трюма как трюм служит исключительно жены обычно 65—80 тонн. Все эти суда, пред- для укладки бочек с посоленной в расширения в 30—50 сил, дающей назначенные к плаванию в откры- них сельдью. Для выборки вожака! скорость в 7—8 узлов в час, но су- том море, имеют значительную осад применяется на ( -»лыпинстве судов ! да позднейшего выпуска, особенно ку, 2,8—3,25 метров) и обладают ско- английский патентованный лрифгер более крупного размера, имеют ма- ростью около 8 —9 узлов. вый шпиль, установленный не на шину тройного расширения в іОО— Паровые логгеры указанного раз- носу, впереди рыбного трюма (как 200 сил, и ход не менее 10 узлов в мера имеют машину двойного рас- у английских судов), а сзади трюма. | чао. Штурвал всюду р> чной, в штур- ширения 100—115 сил, берут запас Все дрифтерные суда имеют две \ вальной рубке помещается единсі- угля 23 тонны, при чем в ходу мачты, при чем фок-мачта обычно ■венный компас. В преобладающем Чертеж парового дриф.тераз разрез сбоку и вид сверху . рой построііки снаб- і ный,ѵ закладываемый при под‘еые машиной двгйного иачты. Фок-мачта имеет длинную ( 8 —9 метров) тонкую стрелу,служа­ щую для выгрузки рыбы. Эта мачта служит исключитель­ но для разгрузки рыбы в порту, а в море всегда складывается вме­ сте со стрелой на штурвальную рубку, на которой имеется для этого расходуют около 4 тонн, а на дрей- складывается во время рабо$ в мо - 1 количестве корпус - дрифтеров—ме-1 деревянная подушка. В сложенном •рѳ с работой сетями ІУ 4 тонн. ре, а небольшая кормовая мачта ! таллический, у старых железный, и.' ВИД« мачта со стрелой проходит Моторные логгеры, ори длине служит для подъема бизань-паруса 1у более новых из мягкой судовой наД трюмом на такой высоте, что во время дрейфа судна сетями. На стали. Изредка встречаются и дере- мешает работе сетями, немецких паровых логгерах роль і вянные дрифтеры, построенные по' мачты выполняет сильно вытяну- (тому же типу, как и металлические. 25—26 метров, общей грузопод‘ем- ноотью в 118—125 тонн, имеют, срав­ нительно с паровыми, значительно большую вместимость в рыбный і тая и оуженая дымовая труба. Самым распространенным типовы НОВЫЙ ТИП ПРОМЫСЛОВОГО С У Д Н А — КОМБАЙН Впереди фок-мачты, обычно по правому борту, установлен специ­ альный дрифтерный шпиль для выборки вожака. Этот шпиль обео- пѳчивает правильное выматывание вожака через особые бортовые роуль сы. Так как на всех дрифтерах гнезда бортика. В > времѳ работы во­ жак через вращающийся ролик сво­ бодно вытравливается и принимает^ ся в трюм. Вожак, складываемый большими кругами, обычно зани­ мает около 2/з этого трюма, а остальная часть используется для склада рыболовных принадлежно­ стей. От канатного трюма до машин-, ного отсека (отделенного от трюма следующей стальной водонепрони­ цаемой переборкой) расположен большой рыбный трюм емкостью в 50 тонн. Тоюм имеет люк длиной В последние годы в Англии появился новый тип промыслово­ го судна так называемый „ком- байв“ , комбинированный дриф­ тер-траулер. Такие суда, оди­ наково приспособленные для ра­ боты с дрифтерными сетями и среднего размера оттер-тралами, обеспечивают в полной мере ра­ боту судна в течение круглого года и оказываются наиболее рентабельными, сравнительно с обычными дрифтерами. Дело это—новое и не вырабо­ тался еще окончательный тип та­ кого суДна. В отдельных случаях под комбайны используяйся наи­ более крупные дрифтеры, с силь-, ной машиной, а чаще строятся специальные суда с учетом тех­ нических требований дрифтерно­ тралового лова. По общему устройству корпуса комбайны, кроме несколько боль­ шей величивы Х28—32 м. дли­ ною), ничем не отличаются. от крупных дрифтеров. Это—такие же низкобортные, с приподнятой кормой и носом суда, без носово­ го бака или полубака, затрудняю­ щего работу с сетями. Комбайны имеются следующих двух видов: типа дрифтера и малого траулера. 1) Крупный дрифтер с обыч­ ным его устройством, с открытым большим люком рыбного трюма, канатным трюмом, шпилем и т. п., имеющий впереди штурвальной рубки паровую траловую лебедку и схемные, облегченного тйЪа траловые дуги. Сравнительно с обычными дрифтерами на комбайнах штур­ вальная рубка несколько отодви­ нута назад и в промежутке меж. ду нею и рыбным трюмом уста­ новлена траловая лебедка. Трало­ вая лебедка обыодо облегченного устройства, двухба|кабанная мощ­ ностью в 4—5 тн. с двумя сталь­ ными, дюймовыми тросами в 450—500 метров длиною. Маши­ на в 200 -2 5 0 сил, ход 10 уз­ лов, емкость рыбного трюма в 70—80 тн. рыбы. Фок-мачта — постоянная или складывающаяся и имеет более сильное крепление, чей на обыч­ ных дрифтерах, что обуславли­ вается техническими требования­ ми при под'еме трала на борт. Открытый и широкий люк пред­ ставляет большие неудобства для хранения тралового- улова в трю­ ме. Поэтому при переходе такого комбайна к траловому промыслу, середина широкого люка трюма плотно задраивается почти на три четверти его величины, и по краям оставляют лишь небольшие, со с‘ емными крышками, отвер- ствия для выгрузки рыбы. При задраивании середины люка часто устанавливаются изо­ ляционные деревянные щиты под крышками люка. Все сверху плот­ но обивается толстым брезентом не отличается от устройства ма­ лого траулера, имея в то же вре­ мя все преимущества полного дрифтерного оборудования. Комбайны этого типа являют­ ся наиболее распространенными в Англии и считаются наиболее удобными и выгодными, вслед- Траловое вооружение—более со- н все до одной разборные. Пр выгрузке соответствующая чаоі продольных переборок корн до, вынимается, рыба сваливается і бортовых клеток в коридор, от куда и подается корзинами чер< стрелу на берег. В бортовых вле* ках поперечные переборки делаю ся на 1 1,5 м. ниже палубы, благе даря чему при загрузке рыба, aaaoj нив одну клетку, пересыпаете самотеком в другую и т. д. И эти обеспечивается более равномеріс распределение^груза. На всех английских и шотлан/ ских дрифтерах к противополо* нооть котннѳнтальным спецнальноі помещения для сетей не имеете. Сети укладываются в трюмный і ридор на о'бмном деревянном пом сте. Этот , помоот уетанааднваетс на 1,5 метра ниже коменса люка при выборке сетей на нем отох рыбаки, вытряхивающие рыбу т сеток. За рыбным трюмом ждет маши ное отделение, при чем котел » бывает отгорожен от машины. 1 бокам котла помещаются ді бортовых бункера, емкоотью і 20—25 тонн угля, что соотавля* почти полумесячный запао топл» ва. Вертикальная машина тройноі расширения—весьма простого и в дежного устройства, что имеет в маловажное 8 ваченнѳ ввиду обы но низкой квалификации машин стов, работающих на дрифтерах, машинном отделении установлеі обычная судовая донка, а так? специальный ацетиленовый газо-г нератор. ~ Почти на всех йриф,терах, как на небольших траулерах, прим няѳтся ацетиленовое освещение, электрические—редкость на такі малых судах. Для питания кот .1 имеется обычно в носу веболыш цистерна на 4—5 тонн пресной в ды. Вследствие такого малого sac са пресной воды котлы, обычі работают на смешанной (о морско воде. В кормовом отсеке, отделение от машины третьей стальной в о д е непроницаемой переборкой, пом- щаегся большой кубрик на 1 0 ч ловек. Часть коек — двухяруоны Отопление каютных помѳщенвй п, имущественно небольшими угол иыми печками, в виде каминов. П рового отопления на дрифтера также и на малых траулерах, і любят, ибо уверяют, что от неі сыро в каютах, что возможно всд< ствиѳ плохой вентиляции в пом щей иях. Внизу помещается у перебор? машинного отделения по лево борту небольшая проаиантскаі правому борту ящики. Навер: кубриком расположен камбуз, че( щ ІХУП! около і м. и шириною 2 м., снаб- КОторый ведет трап в кубрик женный железным комѳнсом, возвы шающимся над палубой на 25—30 см. Обычно открытый во время работ н , . Ря Дрейфования судна на носѵ лидного устройства и фок-мачта имеются полуклюзы обычного типа, закрепленная. якорных лебедок нет, то для вы- этот люк имеет щитовые деревян- бдрания якорей применяется тот же! вые крышки, с березнтовой покрыш- шпиль. Имеющаяся на носу якорная кой для более плотного 8 адраива- каг -б алка -скл ад вал, и во время ния. работ убирается. ^ | / I Внутри трюма проходит коридор Для закладывания вожака во врѳ (всегда большего равмѳра, чем отверствие трюмного люка), кото- Для дрифтерного лова, помимо трюма для вожака, шпиля и сетных бортовых роликов, другого устройства нет, и сети склады­ ваются и выбираются прямо на ствие чего число их с каждым палубу. На новостроющился ком- годом увеличивается, при чем на байнах этого типа иногда преду- новостроющихся судах устраи- сматривается помещение для се- вается и специальный ледовый - теВ сз^ди канатного трюма, но отсек. -для регулярной работы с сетями "Тралирование рыбы произво- это считается неудобным. В общем, дится специальными селедочными второй тип комбайна является более • приспособленным для тра­ лового промыслам переходит к На немецких судах для этосо име­ ются глубокие, вделанные в фальш­ борт, округлые полуклюзы, что яь ляется более практичным, т. к. пре­ дохраняет вожак от выскальзыва- вия во время качки. В общем вся носовая половина дрифтера оставляется возможно сво рый отгораживает бортовые помеще­ ния для рыбы, эти помещения в свою очередь разделены, как и на траулевах, на ряд клеток во избе­ жание перемещений рыбы при качке. Рыба загружается в трюм через палубные горловины, обычно по две с каждого борта. Все внутри трюмовыѳ переборки—деревянные также и единственный вход в ѵ шинное отделение. Здесь же в к бузе, обычно, просушивается « де да рыбаков. В общем помещен для команды на дрифтерах зна 1 тельно лучше, чем на неболмп траулерах, где поражает тесно помещений и плохая вентиляци? В мореходном отношении дрвфі ра обладают хорошими качества и благодаря относительно глубок осадке и большому днференту корму—прекрас но держатся ва вс не. 4 Отсутствие резкой дергающ качки позволяет работать с сетят даже при очень значительном во нении, благодаря чему все парові дрифтера, как наиболее у стой чивь работают в море дальше моторві 3-х досковыми тралами. При переходе комбайна к лову дрифтерными сетями, траловые дрифтерному лову в период наи- дуги и часть временных палуб- большой добычливости сельдяно- ных роульсов снимается, а тра­ ловая лебедка плотно закрывает­ ся брезентовой покрышкой. В ществ"суда этого типа не имеют, таком разоруженном виде комбайн Для дрифтерного лова они менее го рыболовства, главным образом осенью. Никаких особый преиму- удобны и для тралирования имеют совершенно одинаковое с первым типом вооружение. Таких судов мало в работе. Судя по всему, применению отличается от обычных дрифте­ ров только присутствием трало­ вой лебедки. 2J Другой вид комбайна по своему устройству имеет харак­ тер небольшого^ траѵ^ера, но без'комбайнов предстоит усиленное j j m . Размеры судна; мощность развитие, особенно в связиспре- машины, скорость и т. п.—оди-1красными результатами употреб- яаковые с предыдущим. Отличия лен^я новейших специальных се заключаются в устройстве рыб- j ледочнызс оттер-тралов с третьей ного трюма, закрытого и снаб-. расрорной доской. Еели дрифтер- женного только двумя узкими ный лов выгоден дри лове более горловинами, как на обычных или менее разрегенных косяков траулерах. Иногда имеется спе-1 сельди, то в период густого пере- диальный ледовой отсек рядом с движения рыбы траловый лов и в таком виде комбайн почти канатным грюмом для вожака, болеѳ эффективен. Устройство моторных дрифтеров В противоположность установив­ шемуся типу паровых дрифтеров, моторные дрифтера отличаются боль­ шим разнообразием—от крупных оди наковых ао размерам с большими па­ ровыми судами до мелких беспалуб­ ных ботов прибрежного лова. Все крупные мото-дрифтеры по общему расположению и устройству палубы и трюмных помещений мало чем отличаю гея от описанных выше паровых судов и имеют примерно такие же размеры. В качестве отли­ чительной особенности нужно отме­ тить, что рыбный трюм расположен ближе к середине судна, и в связи о этим штурвальная рубка значитель _____ но отодвинута назад. Помещения j на паровых дрифтерах. На крупных для команды имеются только в кор- • мото-дрвфтерах позднейшей по­ ка. На мелких ботах, работающих 18— 2 0 м. длины, 4—5,2 и. шириі с небольшие количеством сетей и и 2,5—2,9 м. осадки.- Эти суда, р * без вожака, выборка порядка -про- читаны на лов вблизи от берега взводитоя вручную. Паровой д р и ф - на кратковременные рейсы, яме; терный шпиль общеупотребительно- весьма примитивное, так сказал го типа помещается у фок-мачты на куотарное устройство. На мноп правом борту. Для питания паром из них нет обособленного маши шпиля устанавливается небольшой ного отделения н мотор установл* вертвкальный котел стандартного. ирямо^кормовом кубрике, где с типа. Этот котел угольного отопле-!мѳщается и вся команда в 7 — 8 г ния расположен на левом борту, и ] ловек. Моторы разнообразных с на крупных судах обыкновенно ва- j стем и мощностей, преоблад» нимает свободную часть канатного; керосиновые или газолиновые, да трюма. Небольшая дымогарная т р у - , щие ход чаще всего- в 7 увле ба находится слева фок-мачты, ко- ^ Имеется паровой шпжль с маль торая на большинстве судов нахо- вертикальным котлом, устанавл дится гораздо ближе к носу, чем ме, где устроен кубрик обычно на 8—9 человек. Стоимость такого судна цочти в 2 раза меньше стоимости парового. На все:: более или менее круп­ ных моторных дрифтерах имеется паровой шпиль для выборки вожа- стройки имеются новые беокоморес- с о р н ы ѳ дизеля иди полудизѳля в 80— 120 сил, дающие обычно 8 узлов в чао. Такие суда работают с по­ рядками в 60—SO сетей. Более мелкие моторные суда, сплошь деревянные, имеют размеры ваемым в выгороженном помещен канатного трюма и части рыбно трюма. Остальное рыбопромыслон оборудование обычного типа, * соответственно мевьшего размер Также суда выставляют в мо, 50—60 сетей нормального тжаа размера. Район работы этих суд ограничивается береговой воноА. ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz