Полярная правда. 1933, февраль

ВТОРАЯ ГОДОВЩИНА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЧИ тов. СТАЛИНА ОБ ОВЛАДЕНИИ ТЕХНИКОЙ В ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКЕ МЫ СОЗДАЛИ НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА До конца освоить технику этих произ^с дет®™—наша основная задача во второй пятилетке .Дело это, конечно, нелегкое, но вполне преодолимое. Наука, технический опыт, знании» все это дело, наживное... Главное тут состоит в том, чтобы иметь страстное большевистское желание овладеть техникой, овладеть наукой производства. При страстном желании можно добиться всего, можно преодолеть всеи (И з речи тов. С т а ли н а об овладении техникой) тив техники вскрыл т. Ста '•варьского объединенного пле ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ГОДОВЩИНА Сегодня, 4 февраля, совет- В чем же делоѴ Корни по- ся новое качество работы свая страна отмечает вторую хода против машины, про*j возвещенное решениями ян* годовщину речи тов. Стали­ на об овладении техникой. Эта историческая дата яви­ лась основной вехой на п у т и социалистического строительства, послужила сигналом большевистского штурма техники и науки. „Нам осталось немного: изу­ чить технику, овладеть нау­ кой", „техника в период ре­ конструкции решает вс<>“, ....вникать во все, неупускать ничего, учись и еще раз учись. Большевики должны овладеть техникой* — эти слова, произнесенные вождем партии 4 февраля 1931 года, стали самыми популярными, боевыми лозунгами много­ миллионных масс в их борь­ бе' за пятилетку, за социа­ лизм. Десятки миллионов лю дей засели за книги, учебни­ ки, пособия, чертежи, овла­ девают искусством строить, управлять, планировать. В свете этой знаменатель­ ной годовщины, интересно привести некоторые выдерж ки из высказываний о роли техники крупнейших бур­ жуазных экономистов и фи лософов. „Машины начали плодить­ ся и размножаться по своим собственным законам. Челове­ ческие существа, столь за ботливо вскормившие их, проснулись и нашли себя в окружении новой расы, диких и опасных зверей, го­ сподствующих над ними* (из книги американского эко­ номиста Стюарта Чейза „Лю ди и машины*.) „Хозяин земли становится рабом машины...Бешено несу щаяся колесница волочит за собой сверженного победи­ теля, пока он не погибнет... История техники идет быст­ ро к своему неизбежному концу*—кричит германский философ Освальд Шпенглер ■8 своей книги „Человек и техника". А поэтому „Долой техни­ ку" , „Назад к первобытности, к природе", к „кирке и ло­ м т е " . „Долой технику4'—это не абстрактные рассуждения философов. Этот модный лозунг буржуазии широко осуществляется практически. В Америке и Европе унич­ тожаются машины и целые предприятия, х о р о н я т с я крупнейшие изобретения. В период своего заката буржуа зия уп(>добилась средневеко­ вым люддитам — английским ремесленникам, разбивавшим на заре капитализма маши­ ны, которые л и ш а л и их средств к существованию. лин в политическом отчете ЦК ХУІ съезду ВКГІ(б): «Основа кризиса лежит в противоречии между обще ственным характером произ­ водства и капиталистической формой присвоения результа­ тов производства. Выраже нием этого основного про тиворечия капитализма яв­ ляется противоречие между колоссальным ростом произ­ водственных возможностей капитализма, рассчитанным на получение максимума капиталистической прибыли, и относительным сокраще нием платежеспособного спроса со стороны миллион­ ных масс трудящихся, жиз­ ненный уровень которых капиталисты все время ста­ раются держать в пределах крайнего минимума. Чтобы выиграть в конкуренции и выжагь побольше прибыли, капиталисты вынуждены раз вивать технику, проводить рационализацию, усилить эксплоатацию рабочих и поднять производственные возможности своих предприя­ тий до крайних пределов Чтобы не отстать друг от друга все капиталисты вы нуждены так или иначе стать на этот путь бешенно­ го развития производствен ных возможностей4. нума ЦК и ЦКК. Поэтому вопрос об овладении техни­ кой сегодня приобретает но­ вую остроту, выпячивается во главу угла всей нашей работы. Ко всем качествам ударни чества первой пятилетки те­ перь прибавляются новые качества: производительность труда, снижение себестоимо­ сти, ликвидация брака и обязательная техническая учеба. Однако, нужно со всей большевистской откровен­ ностью сказать, что в смысле овладения техникой мы еще очень отстали, особенно в нашем мурманском хозяйст­ ве, и продолжаем из-за этого нести громадные потери. Мы еще очень дорого платим за нашу техническую неграмот­ ность, за нежелание как следует взяться за изучение, овладение техникой своего дела. Техническая припаган да еще не стала боевой зада­ чей в работе наших хозяіі ственных, партийных и про фессигнальных организаций. Очень мало найдется в Мурманске, учреждении и предприятии которые могли бы сегодня похвалиться хорошо налаженной технической уче ­ бой. Радостное исключение Опыт движенцев всем к о л л е к т и в а м М у р м а н с к а тает над капиталистической системой, ее идеологи заво­ пили „о колеснице, волоча- Теперь, когда смерть ви-1 представляет служба движе ния Мурманского жел дор узла. В предприятия вливаются щей за собой сверженного, новые кадры молодых рабо победителя" и „Долой т ех - .чих» технически совершен- нику4 1но неграмотных. Эти кадры Мы за технику, за маши- необходимо вооружить тех- ны. Больше техники, боль- никой> HJ они обучаются еще недостаточно Щ НАП ПАГЛНАМИ »‘1 ст- Мурманск есть чему поучиіь мероприятий для улучшения прне ИНД DHI иПпІѵІѵІ гя в цСЛ0 техпропаганды Опыт р;і ма поездов. Это был необычный суд-- над <5оты гов. Максимова заслуживает Техкружок ецшщиков заостряет вагоном. Судили нагон. Самого-т«> | тог0 .чтобы его рекомендовать всем подсудимого в зале заседании не .предприятиям и учреждениям Мур было, он стоял в ремоніе, но на манска скамье подсудимых его олицетворял пГГІ/ПППІІП П ІГП Т І ІЛ Т ДТЗ - заместитель начальника депо ; ИГГУПИгНи і АЫ) AHJ Мурманск тов. Цпханович. | ‘ t l ' ' " ' Гал клуба им. Володарского вме | Пі УЖпП щает 250 чел. Собралось же гораздо I больше. Многих привлек, может! До прошлого года на ст Мурманск, быть не столько суд, сколько обе* I как и на всей дороге не оыло ника щанный гстакан чая“—люди стояли | кий тех пропаганды 4 февраля, в плотной стеной у дверей, в 1 прохо-1 пеІ ВУЮгодовщину речи тсв <тали- дах I на об овладении техникой, создали Сначала отношение к суду было совет МНТП (массовой произведет шутливое, точно собрались разы г - . вендо--технической пропаганды) да рагь комедию. Но после того, как на этом и успокоили -ь. ІІе то было секретарь зачитал обвинительный в службе движения, іехпропом там акт и председатель задал вопрос был выделент Максимов Красый пар подсудимому,—признает ли он себя тизан, старый кондуктор, выдвиже виновным.—зал насторожился Со- ‘ не!* СП (дежурный по станции), бравшиеся увидели, что дело дане- 700 Максимов горячо взялся за эт<> ко не шуточное дело. Са л энтузиаст новой техники, Здесь обобщался опыт работы он показал себя страстным пропа- вагона. Это было, по существу, ганлистом технических знаний ере широкое производственное совеіца- ДИ массы эксилоатационников. ние, но процедура суда придавала ^ настоящее время по службе ему некоторую особенность,, выпѵк- движения около 70 ороц. работни- лее .обнажались** причины, мешаю ков охвачено технической учебой щие нормальному обороту нагона. И® месяца в ме. яц шло нарастание: Свидетели превращались в обвиня- R оіст ібре—75 человек, в ноябре- январе—275 ше машин на социалистиче­ ские предприятия! Овладе­ вать техникой! Т е х н и к о й управления, техникой маши­ ны, культурой техники!— несется навстречу из страны, строящегося и побеждающе го социализма. Прошло два года после речи тов. Сталина. За эти годы мы сделали гигантский прыжок в будущее. Завер­ шена пятилетка в 4 года Страна технически возмужа­ ла, покрылась новыми, круп ­ нейшими в мире, гигантами. Несколько лет назад мы вы нуждены были ввозить ма­ шины из за границы. Сегодня мы уже в состоя нии производить любую машину своими силами из своих метериалов. Между тем, опыт работы того же коллектива службы движения показывает, что даже при имеющихся воз можностях можно хорошо наладить техническую учебу. Для этого требуется только энергичный, грамотный тех проп, помощь и повседневное руководство его работой со стороны партийной и про фессиональной организаций. Прошли два года с момен та речи тов. Сталина. За это время мы неизмеримо выросли, усложнилась зада чи, выросли требования. Что бы двигаться вперед, мы должны переключиться на новое качество работы. Од ним из основные элементов нового качества—это овладе с емых, каждый это чувствовал, гут не Сыло ме<-та вывертам допраши­ вала вся аудитория Поэтому гак от­ четливо, как на хорошем экране, вырисовывали ч. будни узла работа стрелочников, составителей, сцепщи­ ков, машинистов, смазчиков, вагон­ ных ремонтных бригад, кондукторов, —их произве дственная взаимосвязь Приговор был предрешен всем хо дом судебного процесса: все зло в невнимательной, а, главное, неуме­ лой работе. Люди еще в достаточ­ ной мере не овладели, не захотели овладеть техникой своего проьзв >д- ства, зачастую даже не знают своих служебных инструкций Отсюда вы­ вод: технпчіская учеба—и это не благое пожелаение, а необходимость, иначе ты не работник социалисти ческого предприятия В тот вечер пользовались небыва­ лым еще успехом техвикторина и технический йннжный базар У сто­ ла технической консультации созда­ вались очереди. *За чашкой чая, с печеньем и бутербродами „гвоздем" разговоров был вопрос о техниче­ ской учебе Суд этот состоялся 4 янваоя по инициативе техпропа службы движе ния тов. Максимова. Прекрасная фор ма массово-технической пропаганды Но ? т о лишь одна из форм. Вообще За первую пятилетку мы ние техникой, техническая создали н о в у ю технику, учеба. Эту ясную, простую Основная задача второй пя истину должны к р е п к о тнлетки—эту h o b jk ) технику : усвоить все наши организа освоить В этом и заключает--ции. Нарядчик бригад тов. Шевелев — лучший ударник и организатор тех- учебы срѳдп кондукторского резерва 175, в декабре-225, в чел, оплаченных техучебой Регулярно работают 0 кружков: составителей и сцепщиков, стрелоч­ ников, главных н старших кондук­ торов, рядовых кондукторов, ве­ совщиков, счетоводов и дежурных по станции. Недавно начал работать п кружок пропагандистов техники Лучше всех охвачен техучебой кондукторский резерв - здесь посе­ щаемость доходит до 100 проц Это іпжно приписать активному со действию и энергии нарядчика кон дукторскнх бригад, тов ПІевел^ва. Он вышел из кондукторов, нарядчи ком работает уже свыше десятка лет. Чтобы заставить людей зани­ маться техучебой, осваивать техни­ ку своего производства,—тов Шеве лев ввел нехитрую, но весьма дей­ ственную систему: он не об'являет наряда до тех пор, пока весь резерв не окончит очер«дного программно го занятия по техучебы. Сам он пре подает в кружке техническую экс- плоатацвю. Эта система дает блестящие резуль тэты. Большинство выдвиженцев но станции вышло из кондукторского резерва: Шеряков —зам. начальника станции но массовой работе Дуб сов —зав. бюро экономики труда, Лап­ тев-смотритель товарного двора. Владимиров -председатель редкол­ легии газеты „Красны') сигнал*, те ­ перь выдвигается на работу по хла дотранспорту н др. ПО КОНКРЕТНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ . ВОПРОСАМ Заслуживает внимание органиче­ ская связь техучебы с работой про изводственных совещаний. Напри мер. по вине кондукторской брига­ ды Беседкпна.- участницы дорожно го конкурса,—произошло при отпра­ влении столкновение поезда № 814 —состав не был сцеплен и толка'» выжал вагоны. Немедленно техпроп проводит с кондукторским резервом лекцию о правильном приеме и ве денин поезда. Затем этот конкрэт- ный случай обсуждается на произ­ водственном совещании, которое вы нооит решение снять бригаду Бесед кина с конкурса и намечает ряд внимание составителей, сцепщиков н стрелочипков па тех или пных прорывах в работе, после чего вы­ носит вопросы на производственные совещания. Так были отмечены факты ненакладываиия, при перево­ де стрелок, стрелочных накладок, отчего происходили свалки паровоза и вагона на стрелках. Кружок поста впл этот вопрос* на производствен­ ном совещании и добился ликвида­ ции 'той ненормальности. По требованию техпропа, НЖ (нач. отдела района по происшествиям) провел на станции ряд лекций и бесед о технике безопасности на маневрах. _____ гие. Мы поняли, что если наши отцы, работающие на транспорте, не будут знакомы с новыми ма­ шинами. то мы пё сумеем дог­ нать и перегнать к шитал истине ские страны. Сояніная важность этого, мы взяли мі себя обяза­ тельство втянуть наших отцов в техучебу". Письмо, как нельзя лучше, харак­ теризует детей периода социалисти­ ческого наступления. ДЕЛО В ЭНЕРГИИ ТЕХПРОПА И ПОМОЩИ ОРГАНИЗАЦИЙ Если заглянуть в дневник техпро­ па, то можно убедиться, что каждый день в нем насыщен технической пропаганд й. С октября прошлого года служба движения не знает срывов іехническпх занятий. Чем же достигнута такая активная работа по техпропаганде на ст. Мурманск? B j первых, качеством техпропа, его энеріпей, а главное/ грамотностью. То*. Максимов упор но над собою работает. Он собрал неплохую библиотеку. Далеко за полночь можн^ заст ть его за книгой. На каждый квартал он разрабатывает дет *льны ft*план рабо­ ты и добивается, точвого его выпол нения. О тех пли иных нед'-четах, нехватке пособий и учебников— o f сигнализирует всем организациям, вплоть до дирекции дороги НКСП. Так кружки п до сих пор еще не . имеют учебников по коммерче­ ским вычислениям, железчодорож* иоГі статистике, товароведению, нет пособий по коммерческой экспло- атіцпи: инструкций весовщикам, складского дела, механизации погру зочно-разгрузочных рабл* и др. Методическое бюро при техпропе дирекции, проработывая программы, не побеспокоилась об учениках и не сумело, вместе с программами, выслать и » места и пегсбия. Тов. Максимов заострил вопрос об этом страницах дорожной газеты Техпроп службы движения ст Мур­ манск тов. МАКСИМОВ, налздевтпий образце»ую сеть теху 'сбы Гроведевы лекции с диапозитива- ми о мощных паровозах и новых реконструированных вагонах; рефре* жераторах (поездах-ледниках), кон­ тейнерах (таро-вагонах), хоперах и дункерах (саморазгружающпхся ва­ гонах) По вызову техпропа, инженеры, на приехавшие из Дома техники им. „За овл’аденпе техникой4*. Сталина (Ленинград) провели в Кроме того, боевое развертывание узле лекции о реконструкции тран- тсхлропаганды на станции обязано спорта. помощи и руководству партийной Неплохой эффект дает форма н профессиональной организаций, техпропаганды на радио. 10- 12 Секретарь партколлектива движе- раз в М' Сяц тов. Максимов передает ния, тов. Моясаров и п] едседатель лекцию по микрофону. При этом в месткома тов. Титов повседневно ру комнате техники им. Володарского, ководят рі.бот* й техпропа и сами у нарядчика бригад и у других являются активными участниками рупоров организуется коллективное техучебы. „БЕЛЫЕ ВОРОНЫ“ Не все звенья службы движения равномерно охвачены техучебой. Ка­ залось бы, административный со став должен являть собою пример наиболее сознательного отношения к техучебе. Между тем, кружок д е ­ журных по станции является с а ­ мым отсталым в системе техпропа. Из всех СП нужно выделить тов. Са ницкого, одного из лучших старых производственников, который сам не пропустил ни одного урока и препо дает в кружках. Остальные меньше слушание обсуждение лекции. Попутно с техническими предмета ми,- кружковцы также проходят общеобразовательные и обществен itые дисциплины—математику, рус ский язык, обществоведение, ПВО. ДЕТИ ПЕРИОДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО НАСТУПЛЕНИЯ Следует отметить и работу тех­ пропа службы движения с детьми железнодорожников (в ФЗС—2). Для них систематически проводятся *РСего занимаются технической уче- техничеекпе утренники, каждый ^ой. Есть среди них в такие, как выходной день ставится кино-фильм1 с технической беседой. Недавно проведена детская конференция с докладами о реконструкции транс­ порта и техпроплганде, при чем воп- сы детей детіеки от „детских": СП Билютин, который отказался преподавать техническую <>ксплоата цию в своих кружках, а в иорту * преподает. Следует также отметить замести теля начальника некоммерческой ма — Іем облегчается труд сцепщи- сти Борисова, и старших дежурных I I I И П П І ) Т А 1 і О Ф П 1 Т Л П 1 » л Л / і і т г г г » лѴ 1 __ * ___ * 1 В порту техучеба на тормозах Управление Мурманского сеть поднятие производитель і огромное внимание** своди ю р т а выделило в 1932 году ности труда и улучшение ка і лось к единственной поста 20 тысяч рублей на техничо-, чества работы. Этого в управ новке вопроса о техпропаган •кую учебу. Смета была ут- ле іии Мурторгпорта, повиди верждена, оставалось получить мому, еще неосознали, так деньги и развернуть техуче- как на 1933 год по смете на бу, но... иач. порта тов. Кали- таев средства отпускать не пожелал, расходуя их на хозяйственные нужды. Освобожденного работника —техпропагандиста он также содержать отказался, а „под­ сунулw это дело начальнику РИЗВОД'а тов. Ткачу, в врдѳ ббщественной нагрузки. По­ этому техническая пропаган­ да среди рабочих и служа­ щих порта была плохо раз­ вернута. Тов.ьТкач написал об этом в Наркомвод. Только после этого т. Калитаев дал распоря жение главному бухгалтеру оплачивать счета техпропаган даста. Таким образом, завесь год, вместо 20 тыс. рублей, было израсходовано на тех пропаганду только 4 тысячи рублей, остальные средства переведены обратно в Нарком вод. От того как портовики ов ладеют техникой будет зави техническую учебу утзерж дево только 10 тысяч руб. Сейчас 243 человека охва чено курсами: шоферов, элек тромонтеров, весовщиков и др. квалификаций. Порту тре буется гораздо больше квалп фицированвой силы, но нет соответствующего помещения для учебы. Имеющиеся круж ки техучебы работают слабо. Нет пропагандиста, освобож денного от производства. Мест комы организацией кружков техучебы не занимались, круж ки ' техминимума находятся только в „стадии развитиям. Спросили у председателя МК грузчиков тов. Костина, как занимается местный коми тет вопросами технической учебы, но вместо конкретно го ответа, услышали ответ вообще: „посылаем людей на курсы, ставим вопросы на об щит собраниях, вообще воп росам технической пропаган ды уделяем огромное внима нне“. Оказывается, что „это де на собрании бригадиров 14 октября. Насколько серь езно был поставлен вопрос, можно судить по решению вынесенному собранном: „Слу шали: о месячнике похода ;*а технику. Постановили: при нять активное участие в про водимом месячнике, путем уче бы по поднятию своей квали фикации“. Такое решение, как нель зя лучше, говорит о формаль ном подходе к серьезнейшему вопросу. Вместо конкретных мероприятий по проведению похода за овладение техникой в бригадах и цехах, руково дители месткома отделались решением „принять активное участие путем учебы4. Какой учебы, где, в какое время, кто будет заниматься—нигде не сказано. Это тов. Костин считает .лишними подробно стями“. При месткоме существует ячейка БРЕЗ'а. „Органпзова на она всего месяц назад"— говорит тов. Костин. Оказы вается, что она создана еще в начале сентября. За пятиме сячное существование ячейки БРИЗ‘а месткомовцы не удо сужились даже узнать,' как растет ячейка, не оказывали ей никакой помощи. За 5 ме сяцев местком ни разу не по ставил вопроса с работе ячей кн. МК грузчиков вопросами техники не занимался, олптая обратить все внимание на освоение техники, поднятие производительности труда, сни жение себестоимости и улуч шение качества работы На выполнение этих задач уже сейчас должна быть направле на вся работа хозяйственни ков, профсоюзов п партии. Однако, т т Амелин, Калп ка при автоматической сцепке? —Какова скорость электровоза? —Скоро ли электрифицируете” Мурманская дорога? —Как будут переводиться стрел­ ки при автоблокировке? Серьезные вопросы, которыми пе мешаег интересоваться нѳ только -детям. Интересно письмо детей, присланное после конфере щии в «Красный сигнал"*: „Мы учепнки 5 группы „А/ посетили техническую конферен­ цию жел. доро* ной базы, устроен H' юдядей Володей ( Максимовым). Ііа конференции нам рассказали о реконструкции транспорта и технической пропаганде. Мы с интересом слушали о новых мощных паровозах и электро­ возах. Нас заинтересовали кар­ тинки (диапозитивы^ электриче­ ских поездов, автосцепки и дру- дело организации техучебы,Ітаев, Костин, Астафьев, Поно овладения техминимумом - де марев и др этими вопросами лом инженеров и техпиков. не занимаются. Подтверждением этому может Нужно сейчас-же присту служить ответ тов. Костина:. пить к организации техниче „Мы не инженеры и не техни ской учебы в порту. Управле ки, поэтому спрашивать снас-нию порта, в месте с коллек за техническую учебу нечего4. !тивом партии, необходимо в Ничего не делает для орга іближайшее же время поды низации техучебы н ячейка скать технически * грамотного по станции, Рубаника, Никитина и Почечуева. совершенно не интере­ сующихся техучебой. На общем фо­ не активности и интереса к техучо бе. эти люди, еще не осознавшие значения упорной технической уче бы, игнорирующие ее, являются как бы „белыми воронами*4 в коллектн ве работников движения. ЗАКРЕПИТЬ ДОСТИЖЕНИЯ Помимо этих теневых пятен, кол лектвв движения станции Мурманск приходит ко второй годовщине ре чи тов. Сталина с развернутой сетью техучебы. Задача коллектива теперь заключаеіся в том, чтобы имеющиеся достижения закрепить, а опыт свой передать отстающик участкам транспорта (тяге и пути) и другим коллективам Мурманска. А . Соколов . партии транспортной конто ры. Секретарь ячейки т По номарев даже не знал, что партячейка должна занимать ся вопросами техники „Было не одно обследование ячейки— говорит он—но никто на этот недостаток не указал, а сам я просто не догадался. Кол лектив же партии указаний по этому поводу не давал4. Р е ш е н и е о^единенного пленума ЦК и ЦКК обязывает партийные, профсоюзные и хозяйственные организации работника и выделить его на на работу техпропагандиста, обеспечив ему условия для работы. Техучеба’ в 1933 го­ ду должна быть поставлена на высокий уровень, так как только технически грамот ные рабочие смогут правиль­ но и разумно использоваіь все механизмы, которыми рас полагает j i o p i • • ^Рабкоровская бригада"выезд ной редакции „Полярная прав да“ и „Мурманского портовика41 Белов, Кучин, Смирнов,Федоров в комнате техники клуба им. Володарского. Движенцы в&нямаютоя техучебой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz