Полярная правда. 1933, февраль

Строительство судоремонтного завода в тупике Раздутые аппараты, обезличка, бесконтрольность, отсутствие у ч е т а - с‘ели миллионы рублей, отпущенных на строительство завода Немедленно изменить положение. Вывести из тупика ударную стройку Чудеса -на судоремонтном В Мурманске, поистине;тво­ рятся чудеса: десяток трпческих лампочек, самых обыкновенных л а м п о ч е к, стоит 30 тысяч рублей. От­ ливка двух поршней к . насо­ сам обходится в 100 тысяч рублей (обычная ц е н а - 10—15 рублей), 3.500 куб. метров камня превращаются t ___ квартал еще-ков заставляют дергать тт л ;Пет—гДе“Т0 еще прораба-!ди из старых досок. Квали !монтного завода: __г ________ , іеперь у ленснаостроя сѵ»з-| т ы в а ю т с я й у ВЯЗЫВаются* [фпцированпые рабочие ис „Освоитьполностью, выделен об'являлп себя шефами строи дилось весьма тя* е^ ° .Нет и производственных пла {пользуются на подсобных ра іные строительству, средства, WAnna’ ИП7ІЛ нов. Выходит, что и-сегодп Иботах! [добиться полного внедрения из поля зрения всех органи- ЗаКОЛДОВЭКНЫИ КОѴГ заций, что те десятки органи wu,lv,,« uuu,i lum гз заций. которые торжественно < элек- тельства, фактически не уде— ляли ему никакого вішыа л ния -можно об'яснни, то Об- ’отпускают, пока он стоятсльство. чго в течение долгого времени рублей улетали в трубу, а строительство заве да не сдви нулозь с места. в 7.500 куб.метров и еще це- -* - « лый ряд, но менее сногспга- Ппуг ДПѴГѴ „ЛОДКЛЗДЫВ9ЛИ эісктрнческах лампочек, а бательных, чудес. Все онл f j , ‘ . Т ' » пи« пла« ° ша,,Г таковых не отпускают Мотив происходит на мурманском СВИНЬЮ -будт) и резонны л. плати судостроительном заводе. • Нарисуем такую схему Весьма любопытна история •существова ло у п р а в л ен и с строительства этого завода. Строі,тольстііа ‘ и, наряду с Это строительств'> упирается существовали участки. Строительство судоремоитпо го завода считалось, и до с е ­ го времени считается—пер­ вым ѵчастком На этом участ ва на первый гвоз-нпи ячейки ВКП(б) судор; вязыва тся", Гфицпрова е | * - ! экение: надо платить долги, а денег нет, новых денег не не по­ кроет старой задолженности. миллионы Л‘,не£ не о т с е к аю т лате*-; рабсилу сегодня и что нуж!рнваі»'Т риалов. Здесь и кроется раз- r J м J * гадка остальных чудес на j строительстве завода. 06 ‘екты I стоят. Нужно десяток -др у г ой боты па 4Із. 900 р у б л е й. План авось,! По производительности тру ібригадного подлинного хоз знает, Iда па строительстве бьют „за ірасч . -ro, развернуть и уком строительство идет на что руководство его не j на какую „дыру1 бпоситьікѵрки**. Слишком часто заку {плектшшь п^доор и Создание Дтя сотого останавли і школ техучебы, шире развер но сделать завтра. Был орйен Івается работа целых бригад. Іпуть р^б»>ту по сбору рщпред тировочный план на январь. ІКурят охотно и дружно, ус ІТо этому п л а н у пре';нащая зэкурку соответствую дусмотрено ѵ произвести ра ишми разговорами. По произ веденным подсчетам, закурки в ы л о л и о н всего jотнимают свыше двух часов в проблему Большого Мур манска, проблему освоения Баренцова моря и Кольского полуострова, со всеми ею богатейшими рудными иск о - , не работало 120 слѵжащих и паемыми. Судоремонтный з»-- j окол0 600 рабочих!' Каждый вод с самого Начал і его строи . ут]асТоІ; имел свой собствен- тельства мыслился, как lii’o.x-jНЬ5 й аппарат снабжения, у і с приятие, которое должно контроля и ток далее, обслуживать ремонтом весь северный флот как тральщи те старые 30 000 рублей,— тогда получите новые лам­ почки1. Такая же история повторяется с каждоіі мело­ чью, чтобы получить копееч- об‘ектам~н?і ки, так и океански» парохо ды, п служить лит< ііноа и механической базой для вез го полуострова и за его про делами вплоть до ІІетрозпвод ска. Замысел был продштов^н. а в настоящее время еще острее диктуется пео^ходи моегью освоения : Упр влепне и участки чоль- |ко it стара л і с і » друг другу 1„подложить свинью . Управ- леп::е не знало чго делается і па участках, а участки не ізнллГт, чта д«*ляеіся в кладо |вих уиравл*'■пня. Это приво- :ди іо,"с одноіі стороны, к зато вариванию материалов, а с 'I другой, — і ; неполучению .участками нужных ®ога!с 1 [] риалов. Месяцами Крайнего севера, преврати - 1с во всесоіо: ния Мурманска ную рыбную и ческую базу. Строительство завода нача­ лось свыше 3 х лгт назад. За этот срок можно было нос 'роить несколько так и \ заводов За 12 месяцев пост­ роены такие гиганты, как .московский завод Шарико подшипник", г о р ь к о в с к и и автомобильный и ряд других, ' а судоремонтный на сегодня, через три с лишним года, готов лишь на 30—35 проц. Нельзя сказать, чтобы за полу не уделялось внимания—на­ оборот, СТО включал его в с п и с о к ударных строп тельств, по Наркомснабу строительство завода числи ­ л о с ь сверхударным, десятки организаций торжественно j об‘являли себя шефами это;», сверхударной стройки, а один из основных цехов стройки— котельный — сегодіы готов им мате- участки !up ютапва іи из за отсутствия |тех или иных материалов, металлурги- j в т0 BpC^I}7j как ЭТ11 материа- л скла лы спокойно лежали дах управления. Бѵхгал герской отчетпѵ ную вещь, приходится думать об уплате десятков и сотен тыся I рублей. Сейчас строительству даны, уже в который раз, „послед­ ние'* жесткие сроки: к 1 апре- л я—закон чить мех анически й цех, к 1 июня — котельный, к 1 июля — слип. Новое ру ; ководство Ленснабстроя уве­ ряет, что эги сроки могут быть выдержаны. Есть и ос­ новные материалы — земля, камень, толь, стекло, иило мате риал ы—фонды от□у и \е пы Остановка за маленьким— нет денег для того, чтобы эти мате риал ы выку пить. Бан к категорически заявляет: „Пока не наладите, . как еле луст, работы и не урегулируете старой задолженности, —мы вам іін копейки не отпустим4. Получается заколдованный круг. 300 лишних людей проц. Интереснее!рабочего дня. Вообще рабочее что, по данным бюро нр^мя на строительстве, не превышает 4 часов, остальное время уходит на раскурки, переходы с одной работы на другую и бесцельное шата нпе но строительству. Из 21 опускных колодца под фундамент кузнечного це. ха, которые должны были на 2 н, 5 всего, то, экономики труда, производи- тел» ность труда выполнена на 100 проц., а но некото|гым 120 -150 проц. На вопрос зав. бюро экономя ки труда, учитываются ли простои, особенно частичные, которые на строительстве составляют солидный процент, быть готовы в июне—июле он обратился к собранию прошлого года, 18 еще до сих с просьбой посоветовать ему, пор не готовы. Задерживает как этот учет налалить. \ мелочь,—несколько пар сапог, На совещании выявлены и которых Ленснабстрой не мо ідругие, не менее любопыгіжет , достать, ные, явления: установили, j ічто в кубометр входит 13 *ja! чек камня. Долгое Строительство работает в одну см- иу. Для работы в смены, нужно и скол: ко ............... в1, е м я и з ідве этого расчета исходили и вы jдОСЯТКОВ этектричс-скнх ламп, плачивали рабочим, когда за?но ленснабстрой их ис мож т Iдостать Надиях нужно было ; купи гь несколько* лампочек за наличный расчет, но в к ас се не оказалось ни кош йки денег. тельство все в р імя р аботало с убытком, а администрация быта уверена, что оно ргбо тает с большой прибылью. Взаимоотношения заказчика с потрядчиком все время сводились к „об‘сгориі<аиию“ Друг Друга па представляв мых процентовках. Это взаим нос надув гтельство даже выз вало вмешательство зам нар комснаба тов. Яглома, кото рый потребовал пемедленно Вея работа участков подчп наладить деловйе взаимоотно нена управлению строитель- шения. ства* И3 аппарата выгнаны . свыше трехсот лишних бес- фиітансовоц полезных для строительства людей. На первом участке, строительства Где выход? ч Недавно в Ленснабстрой при шло новое руководство, во главе с тов. Тверским — до­ вольно энергичным работни ком. Новое руководство взя лось, в первую очередь, за реорганизацию аппарата уп ­ равления. Уничтожена авто­ номность участков, ликвяди ровапы параллельные отделы. нялись подсчетом, оказалось, чіо 13 тачек камня составляют не. кубометр, а только 0.11 кубометра. V 1 Ни планов, ни денег, ни транспорта ! До сих пор нет локального договора между участк* м строительства и управлением !/Іеиснабстрея. „Но к чему Iего заключать—заявляют ру •ководители участка —все од но ии денег, ни материалов, пи транспорта от этого не ;прибавится*. I Кстати, о транспорт». ложеной, заьончить шлакобе тон на постройке мехаппческо го цеха, отсыпать постель на слипе, изжить уравниловку в бригадах и т .д .“ II так,от первого до послед пего пункта. Ничего копквет ного, никаких указаний, как, какими способами и средства ми провогти все эти меро прилтоя. „Три года строительство об‘являли ударным и сверх ударным и этими объявления ми огранпчпвашпсь Десятки шефов только содействовали разбиза риваник> фо ндо в, от пускаемых на строптельсі строигельство? Как будто такого подрядчика нет. Сле­ довательно., нужно дать воз­ можность Ленсиабстрою нор •+ малыш работать. Нужно ос­ вободить его г.т бремени e ra рого наследства Нужно по ставить вопрос или о саниро­ вания (списание в убыток го­ сударства) его задолженности, или дать ему соответствую­ щую передышку. Во всяком случае, ему должны быть от­ крыты новые кредиты, чтобы он мог в более нормальных условиях закончить строи­ тельство. Немедленно и резко изменить положение на строительстве Все зафондированные судс» ремонтному заводу материа лы должны отцу щепы. базаривании этих материалов' не по назначению ну кио при­ быть немедленно Виновных в паз- 4а На строительстве растерянность, неуверен-' ность взавтрашнем дне 28 проц. выполнения ііпа на. Однако, нельзя сказать, чтобы это на строительстве кого-либо особенно волновало. К подобным прорывам все і уже давно привыкли, как к неизбежному злу. Па веем строи гельство лежит печать во. Особенно в последний год, іглечь к суровой ответственпо- иик!о не интересовался стро |сти . ительством, как оно идет, б у ’ Нужно усилить транспорт детли оно когда либо закон Ленснабстроя. Нужно удаізить по головотяпам, отказавшим отпустить ему фураж, вслед­ ствие чего выведен из строя гужевой транспорт. % Ленснабстрой должен немед­ ленно произвести дополни­ тельное сокращение все еще раздутого аппарата. ~ ІІа" окончании строитель­ ства судоремонтного завода нужно сконцентрировать вин­ чено. Выступления и сигна лы общественности и печа ти пи к чему не привели. Строительство судоремонтпо го завода оказалось в поло женой нелюбимого пасынка, которому бросают крохи в послед пою очередь, которого стараются не • замечать",— сп I/а ведлизо негодуют ста рые, еще сохранившиеся на I стройке рабочие-строители, манне всей нашей обществ^н- пости. Нужно не ограничивать- И8КІ СѴДОРВМОЙТ- «я об‘явтениями с т р о й к и 38В0Д? і ударной И сверхударной, а что очу­ тилось строи iCJJbCTrtO с у д » ремонтного заво. :а, должно быть немедл нно и резко из Что :?:е дальше? Ясно, то положение, п котором конкретно помочь скорее за- кончить строительсгв >. Нужно усилить строитель­ ство партийными и щюфес- еионатьпымп кадрами. Сі-ар >е руководство Лен- из за того, что нет транспор та, не на чем доставить те растеряниостн, бесіьфсііектиі сто строительство простаивает іП0( ТИ) щ увер( нности в зав трашяем дне. ]1абота идет п > . .инерции, на собраниях можно пли иные материалы А из у СЛЫШ:1ТЬ звонкие фразы, но 38 лошадс® еГІенснабстроя. самц стп0;пели к ним отно большинство не р а б о т а е т вследствие истощения — и т кормов. В фураже Ленснаб строю отказано, очевидно, Отсутствие дпециалипы, б е с к о п т р о л ь н о с т ь привели к тому, что лишь на 5,18 проц , другие,: фонды, отпускаемые, по сие кроме литейного, немнопш ; цИальным статьям на строп- [тельство судоремонтного заво же дело? Почему :да .расходовались не по наз- больше. В чем мы через 3 года работы за начению. Значительную часть стаем строительство судорс |этих фондов буквально с*ел аппарат. Бескоитральноеть вместо 85, оставлены і З адми нпстративио-технических ра ботников Имеются попытки наладить учет материалов и рабсилы. Но вся энергия это го нового руководства, в смыс ле форсирования строитель ства, пока разбивается об отсут і са и строител сятся иронически, никто не j верит в* возможность цх прак Iтического преломления. опять таки благодаря ясенности. задол- Иптуресно привести матснь «кую вы д е рж у из резолюции Нет гвоздеіі, и всех плотни!открытого партийного собра! рому можно было бы передать М'*и -но Нужно прямо поста снабстроя т, *лжно отчитаться вить вопрос: нужен ли нам перед оСяцественностью, ис судоремонтный завод? Очевид ходя из каких соображений но, не м »жет быть двух мне оно содержало свыше 300 лиш­ ний, судоремонтный 3 а в о д 1них л^дей, нереплатив им нам необходим и должен | сотни тысяч рублей, исходя бить построен. Следователь' из чего оно переплат и :о сотни но, завод нужно достроить,; тысяч рублей за подвоз ма ориентируясь на те сроки, Ітерналов," как оно допустило которые преподаны Нарком ’полнейший раззат строитель- спабом {с.тва? Этими вопросами доч- ДругоГі вопрос: есть-ли у ' жны немедлонно заняться ич- нас Д|»угой подрядчик кото- ши органы контроля. А. С. TIWTt ~1Г£ ■НвЯГг.^ >:лѵ.- привела к тому, что работы, ствне средств и каких-либо монтного заведа в таком пла­ чевном состояния? Дело в том, что с роительсіво эгого; оплачивались в два—грп ра- • ш -рспектив на их получение, завода представляет собою за больше их фактической! r J прекрасную иллюстрацию то стоимости. ЧЕТКАЯРАБОТА КАЖДОГО ТРАНСПОРТНОГО ЗВЕНА ОБЕСПЕЧИТ-УСПЕХ. ЗИШ-ВЕСЕВХ ПЕРЕВОЗА го, как вертите,я бюрократи­ ческое колесо. Несмотря ни на что, мы, на опыте строи ки с у д о р »,монтного завода, можем повторить вслед за Галилеем: „а все-тали оно вертится". Неудачливый строитель Сооружение первое по конструкции в СССР— доверили алкоголику Какое же было положение на строительстве? Строитель ПОЕЗДА ФОРМИРУЮТСЯ НЕНОРМАЛЬНО ;Не работа, ахолостойзаряд Всю работу на строитель стве в настоящее время мож­ но охарактеризовать, как хо­ лостой заряд много шума, | поез .а предъявлялись к оѴ,мот погода и вагоны стоят на іолчеи, суетни, а толку мало . .ру за 4 5 ^ 5 9 минут до отирав 2—3 путях, а зачастую *бы Первая причина—это, как мы- J ----- .... i . — -------- r_ ------------ БЕСПОЛЕЗНО ПРОСТОЯЛИ 5 ЧАСОВ уже с/гво слипа—самой ответствен-: Вторая и Б >сл когда-то подрядчик— ной части стройка. Сооруже- шна— d t o 4 й Госстройтрест. От него ПІіе этс, по конструкции зависело окончание в срок считающееся первым в СССР, судоремонтного завода Трест возглавлял лянд. алкоголик Лиф работал, шумел, а потом в один прекрасный день прика зал долго жить. Только на почоронах, ввиде некролога, отмечали „заслуги14 покойни­ ка: .26 процентов всех раехо дов уходило на содержание аппарата. Раздутые штата привели к тому, что па строи тельствѳ процветала обезлич­ ка. Отсутствие точного рас пределения обязанностей меж ду работниками .расшатало трѵдтисцпплину. Невыход па Никто ни разу не видел его на строительстве трезвым. Ежедневное пьянство прораба с десятниками вошло ѵ си указывали, безденежье, основная при отсутсівис четких производственных планов. Ра бота без^ производственных планов — это основной по рок всего строительства судоремонтного завода Эти планы нужно было пре­ подать строительству вместе с проектом. Но этого не сделали. Поэтому строитель- Неоднократно ставился вон момент отправления поезда,1 19 января, в час 05 минут рос как на производственных, натурный лист пишется на было согласовано между дис так и на технических совеща руках, паходу. Хорошо еще , ;иетчером района Борисовым, ниях о том, чтобы товарные когда бывает благоприятная дежурным* по депо Дейнено и СП Павленко отправить в три часа 05 минут паровоз резер лепия. Но этого до сих пор вает так: хвост пс езда на 7-м’ стему. ІІри таком руководите- ’ство в течение рида лет было ле, производительность труда предоставлено самотеку, фан- на строительстве почти ни ; тазии прорабов. Учитывая, когда не поднималась выше что эта фантазия была часто 25—30 проц. Почти вс ‘ работы тіроизво дились вручную. Нельзя ска ­ зать, чр бы па строительст- работу, систематическая пьян ве совершенно не было меха ка провели к излишнему рас пизмов, они были, только ими ходовані ю средств14. Тут же н и к т о ^е интересовался, и они выяснилось, что должность сиротливо ржавели на свал­ ках Имея подѵмпые прис о* соблення—-шахтоподѴмник — им почему-го не пользоваіись. При такой раб *те, уклалыва ли на важнейших об‘ектах не свыше 9—10 кубометров бетона в сутки, в то время, !как впоследствии (уже при I новом руководстве), затуманена парами алкоголя —нечего и удивляться, что строительство после трех лет находится птаком плачевном состоянии. Отсутствие ясных и четких производственны* планов не давило возможности сконцентрировать средства и энергию строит *лей на тех объектах, которые должны быть пущгвы в эксплоатацию в первую очередь, а вся ра­ бота идет по линии .затыка­ ния дыр". Да и само это затыкание идет самотеком, беспланово, от случая к слу ­ чаю. не делает ни один СП. Поезда формируются до по следней минуты отправления, технический конторщик ни­ когда не справляется как следует написать натурный лпст. В спешке делает огаиб ки в подсчете веса, помарки, зачеркивания, за что адми­ нистрация производит выче ты, которые доходят до 16—20 рублей в месяц. Бы ,вают удержания за то, что технический конторщик не проставит номера поезда, или неверно подсчитает нес, а ча­ ще всего за то, что нет подпи­ си дежурного по станции. Документы сдаются СД в пути, середина па 8 м, голо­ ва—на 9-м. Если спросить, когда какие вагоны пойдут, то составитель отвечает, что он сам не знает и контор­ щику приходится мерзнуть, ожидая, сформирования поез­ да. Необходимо также обеспе­ чить подход почтовых поездов, которые, прибывая ч е р е з 3 0 - 40 минут один за другим, обещали дать к 6 час., потом к 7 час. и, наконец, заявили,_ что паровоз в ремонте и б ~ дет выпущен не ранее, как в 9 час. 40 мин. Из-за этого кондукторская вом, а за ним в 5 ч. 30 мин. бригада непроизводительно пустить поезд Ло 813. простояла 5 часов. Депо об щало выпустить; Рабкоровская бригада тре паровозы во время. *Действи : бует отнести этот простой за тельно первый паровоз был 'счет дежурного по депо, подан в 3 ч. 05 м., а п. Л зб і з Бригада. , СТРОГО СОБЛЮДАТЬ ГАБАРИТ Безопасное гь движения— сам?я главная задача трап спорта. Между тем, вслед ствие несоблюдения габари создают на станции пробку та клиентурой, а отчасти п по расфермпрованию поездов.! слабого надзора со стороны уголь разгружается пароль [станции прп выгрузке гру ісы . В направлении тралбазы ненормальные условия ров,—безопасность у м е н ь. лежат доски и при проходе По веткам 1446 к|м ездить опасно, возхожнькнесчастные случаи, не говоря уже о по ломке кранов по 1-й лесной. У 'судоремонтного завода Эти работы нужно немедленно из­ жить. Баранов. заместителя главного инжепе ра строительства занимал че ловек. не имеющий никакого технического^ образования, не то портной, не то сапожник. Десятки шефов и никакой помощи с помо Приемником этого неудіч- щью двух шахтоподъемников ПпПИЭДППИТРПкМПРТЬ ливого строителя оказался и одной добавочной бетоыо- ІфиИоВиДПІиЛОПииІО Леснабстрс й Наследство он получил неважное, кроме ^ .................. , -------г...... д mmnilUPU долгов—ничего. Однако, п па бетона, при значительно мень а ІІЛап ВЫПиЛпип следннк оказался несерьез шем и с п о л ь з і вании рабсилы, уд 0Q пппи ным. Первые же его шаги Такая система работы при- яа не могли не вызвать опасе- вела к тому, что Ленснабстрой j На производственном сове^ ний в его солидности. И толь задолжал заказчику 2.800 ООО щании строительства выявле* ко то положение, что эта рублей, при убытке за 1932 год на весьма любопытная вещь: верхударная стройка выпала «в 1.200.000 рублей. ’ смет по об'ектам строитель- о и о н мешалки, начали укладывать ТОѴДЗ —120-150 проц,, В сутки ДО 5 0 кубометров Г КОНКУРС БОКОМ Работа ремонтных бригад дено Мурманск хромает на обе ноги. Вот факт: 11 /І-с. г. под по­ езд № 811 паровоз № 4203 дан не в 2 час. 55 мин, а в 3 ч. 25 м, и то неисправный, так что поенный паровоз оказался не в, состоянии вс сти поезд и машинист зая вил о возвращении его в де по, вследствие нагрева цент рового подшипника правой сто роны. В 3 ч. 40 мин. паровоз воз вратился в депо и вышел под поезд вторично в 5-30 м. из г а а е т с я . j Укажу, н пример, какие j последст ия уже былп от не I соблюдения габарита. - j На „Грузовой4 был сложен Iпосле пожара груз. При І проходе паровоза задело .за груз и, в результате, свалил паровоза они едва пе задева ют за ц *липдры. Были слу чаи, когда подножкой вагонов задевало за доски, но пока обошлось без поломок. Необходимо требовать от клиентуры при выірузке гру зов строго соблюдать габарит. Железнодорожник Г 5-45 м. он отправился Мурманска и б-б м. прибыл ,c-я один ледник, в Колу Там он простоял под ’ ремонтом 39 мин.-Прибыл в ~ шонп’Л bj 26м тутонокмКОМУНАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ ВСЕЭТО ЗНАЕТ чательно бросил поѳзд п , , по требованию машиниста Пе тухова, возращен резервом в Мурманск. Если так будет и в момент усиленных перевозок, то с такой работой далеко не у е дем, особенно по конкурсу. Поэтому основное внимание — качеству ремонта Рабкор Б-в. Коммунальное управление О в т р а л дома № 17—не привезло, несмотря тречта получает с рабочих з » к*>м- на то, что этот дом пущ*»н в эксплоа- мунальныѳ услуги определенную ме тадию уже шесть месяцев тому сячную плату , но р абэчве , жильпы назад. дгма Х і 17 по Рабочей улиц*—н и к а - j Если з а г л я н у т ь в какую нибудь кими коммунальными услугами не из комнат, то увидиш ь не жилое по пользуются j мощен из. а кладовую или сарай, В верхнем этаже дома нет кухни, >потому что каждый жилец прочук не< мотря на т о , что там живет т ы и дрова хр ачи т у себя в комна - Около двухсот рабочих, из-за этого обед приходится готовить у себя в комнате. Если же у рабочего нет примуса , то приходится иитатьоа в сухомятку . Воду приходится ноепть с речки, где стирают грявное белье, ком­ мунальное жѳ управление еще ни одиоА бочки воды для жильцов те—больше негде. Коммунальное управление СТТ все это хорошо внает, но никаких мер не принимает, комендант тоже, ничего не делает яля улучшения быто"ых условий рабочих и на вое требования отвечает, что нет рабо чих и материалов, а воду можно иооить и ив речки. Зорин. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz