Полярная правда. 1933, декабрь
Судостроению на 'Мурмане—большевистский размах! ВЕРФЬ ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ВЫПОЛНИТЬ ш з ы ' рыбохозяйственных организаций РЫБОСУДОСТРОИ СРЫВАЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ СУДОВ МЫ ДОЛЖНЫ И МОЖЕМ ОСВОИТЬ РАСШИРЕННУЮ ПРОГРАММУ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА СУДОВ Строите «ііЫ.іЕо жомСайьов га судоверфи. В верху справа дирек- .тср верфи тов. C tj елхов. х&т. УКРЕПИТЬ ТЕХНИЧЕСКУЮ БАЗУ СУДОВЕРФИ Рост рыбной промышленности Мурмана поставил в порядок дня вопрос о форсированном строительстве рыбопромыслового флота, о создании на Мурмане мощной судостроительной базы. Недостаток флота лимитирует сейчас дельнейшее увеличение добычи. Весь наличный флот, который может быть использован для развертывания глубьевого лова, состоит всего из 6-ти де сятков ботов с двигателями мощностью от 35 до 50 сил. Еще хуже обстоит дело с приемно-тран спортным флотом. Те 16 полураз рушенных, до последней степени изношенных, посудин, которыми располагает МГРТ, ни в какой мере не удовлетворяют громадной потребности в приемно-транс портном флоте. Диспропорция между сырьевыми ресурсами і весьма небольшими размерами флота особенно остро почувствова лась в этом году. На 24 миллиона рублей предс- Работы по подготовке верфи' к строительству флота в 1934 голу должны быть нача ты немедленно и закончены, в течение первого квартала. Верфь должна выполнить реше0 ние окружных организаций 0 развертывании производства, дв пределов удовлетворяющих заяв ки рыбопромысловых организа ций Мурмана. Противоположного мнения при держиваются руководители треста Рыбосудострой — хозяина верфи. - Вам утверждена программа на 1934 год в размере 2.800.000 Выполняемая в 1933 г. судо верфью программа строительства судов лишь в незначительной степени удовлетворяет быстро растущую потребность рыбного хозяйства Мурмана. Громадный рост рыбной про мышленности, применение новых усовершенствованных методов ло ва ставят перед верфью задачу не только увеличить количество выпускаемых ею судов, но и освоить новые типы судов. Справится ли с этой задачей Мурманская судоверфь, которая долгое время выпускала только пашки, елы, шняки, брамы? Рост коллективизации, созда ние на Мурмаве мощных рыбац ких колхозов поставили вопрос о перевооружении ловецкого хо зяйства. Коллектив верфи по своей инициативе осваивает в 1929 и 1930 г . строительство моторных ботов типа „Касатка*. За 4 го да верфь выпустила 143 мо торных бота общей мощно стью около 5 тыс. сил. Создание на Мурмане сельдя ной базы всесоюзного значения, развитие активного глубьевого лова, ставят перед верфью новые большие задачи—дать рыбацким колхозам, моторно-рыболовным станциям, гослову, зверобойному промыслу новые типы судов, годных для работы в открытом море, дать сельдяной промыш ленности транспортные и при емно-обрабатывающие суда. Общвя заявка на строитель- рублей. Расширенную программу считаем фантастической,— пишут чиновники из центрального ап - .с тво судов всех организаций парата треста. (работающих в пределах Мур- Эта трестовская „реальная** майского округа по добыче программа по существу напоми- рыбы и морского зверяу а нает установки, приведшие к так іио із дру г и х __ организаций консервации постройку новой верфи. Эта цифра—2.800.000 руб. при наличии на верфи пере ходящего строительства на сумму Мурмана составляет на 1934 г. свыше 24 миллионов рублей. Ясно, что верфь в теперешнем ее состоянии, с кустарным обо рудованием. при остром недо статке квалифицированной рабо чей силы, при неналаженном снабжении не в состоянии спра виться с этим большим зада нием. Ведь мало кто знает, что верфь, выпускающая сейчас десятки „Касаток", освоившая строитель ство зверобойных судов, строя щая сейчас суда новейшего ти па— комбайны—создавалась бук вально по кусочкам. То, что у нас носит громкое название „механического цеха“ является сараем, где стоит всего 4 токар ных станка, взятых из утиля. Основной цех верфи корпусный, имеет всего 5 станков, изношен ность которых достигает 50 про центов. Лесозавод, снабжающий верфь лосоматериалами, имеет всего одну раму и локомобиль, требующие капитального ремонта. Ііролзводительсть завода всего 27 куб. метров за 8 час. Электростанция, после уста новки нового мотора, имеет мощ ность 126 киловатт, тогда как вер фи, даже при ее теперешней про грамме необходима мощность не менее 220 киловатт. На верфи имеется всего 3 ста пеля, где можно одновременно заложить не больше 4 крупных и 8— 12 мелких судов. шяе земляные работы стоимо-1 зверобоев. больших комбайнов стью до 7 миллионов рублей по* | необходимо соорудить четыре но- требуюг значительного времени, вых стапеля: стоимость их 480 прежде чем эта верфь полностью тыс. рублей, расширить площадку сможет вступить в эксплоатацию.' Jft 1 и построить новую на юж- На полную мощность она вряд--ном участке, ли сможет быть пущена раньше, Кроме того, надо построить один чем в 1936 г. I малый стапель, стоимостью в Означает ли это, что развитие j 75 тысяч рублей, рыбного Мурмана должно лимити- f Необходимо расширить кочегар- роваться низкой продуктивностью ку и установить котел системы * * * Сейчас уже утверждено Нар- существующей верфи. Конечно, нет! До тех пор, по ка в строй не вступит новая верфь, старая должна получить возможность повысить свою мощность, увеличить выпуск судов до пределов если не пол ного удовлетворения запросов рыбохозяйственных организаций, то во всяком случае к нему при ближающихся. В ноябре на верфи состоялось совещание с участием руководи телей окружных организаций и трестов-заказчиков: МГРТ, Мор- зверпрома, МРКС, МРЦ, на кото ром также присутствовал и сек ретарь окружкома ВКП(б) тов. Абрамов. Совещание определило производственную мощность судо верфи, при условии соответству ющих затрат на ‘ ее реконструк цию в течение I квартала 1934 г., около 18 миллионов рублей. На основе этого была установ лена расширенная программа на сумму 18.898 тыс. рублей. По этой программе предусматривает ся строительство 114 единиц. „Шухова". Надо закончить рабо ты по расширению лесозавода. Построить две парилки и пековар- ку. Надо приобрести несколько новых станков, отремонтировать старые, отремонтировать помеще ния корпусного цеха и кузницы, провести высоковольтную линию от ТЭЦ, приобрести несколько мо торов переменного тока Кроме того, некоторые затраты потребуются на приобретение авто-гужтранспорта, устройство дороги к верфи, на обязательные противопожарные мероприятия. Все эти затраты на увеличение и механизацию производства и хозяйства верфи исчисляются (без постройки стапелей) в сум ме 550— 600 тысяч рублей. Кроме того, в связи с необхо димостью увеличить кадры рабо чих, потребуются затраты на жилищно-комм унальное строи тельство. Значительная часть этого строи тельства и оборудование в буду щем должно быть использовано Судоверфью разработан кон- новой верфью. кретвый план мероприятий для комснаоом строительство новой осуществления расширенной про верфи, которая сможет выпускать граммы. ежегодно валовой продукции на 13 миллионов рублей. Но большой размах работ, боль- Какие работы для этого надо провести ио верфи? Для постройки крупных судов: явлено заявок Мурманской судо-' свыше 2 миллионов руб. означает верфи на строительство флота в фактически полный срыв строи- 1934 году, причем на 18 милли-1 тельства промыслового и тран- онов рублей сделали заявку спортного флота в 1934 г. основные рыбопромысловые орга- j д 0 сообщению Рыбосудостроя ннзации Мурмана. Эта сум- Главрыба „собирается* отпустить ыа далека от предельной. По- дДЯ В6рфн в 1934 году всего требяость в судах с каждым го- зоО .ООО рублей. Свой отказ о т , дом будет расти. ' дополнительных капиталовложе-і Но строительство флота упи- ний в существующую верфь ру- рается сейчас в крайне узкую ководители Рыбосудостроя моти- техническую базу Вредительские вируют тем, что строится новая теории привели к тому, что верфь. Но, как правильно ука- строительство новой - судовер- зывают в своей статье руководи- фи в прошлом году было за- тели судоверфи, Мурман не может консервировано. Судоверфь бы -‘ два года ждать пока будет оконче- ла законсервирована только по-;но строительство новой верфи, тому, [что планирующие и х о - ; к тому же большая часть зат- зяйственные организации счи- \ рат в будущем будет использо- тали, что нет базы для использо-івана новой верфью (стапеля, обо- Фѳдосеев Я. В.— плотник бри гадир. Работал на стройке 1-го зверобоя, в раз премирован. Гусев И. К. плотник — брига дир. Работал на с т р о й Е е 1-го зверобоя. 3 раза премЕрован. В IV квартале этого года на верфи был начат ряд строитель ных работ: расширение корпусно го цеха и лесопильного завода, проводка узкоколейки, проводка электролинии от ТЭЦ, строитель ство пековарки, устройство ста пельной «Площадки. Это строитель ство должно было быть ааконче- но в 1 и П квартале 1934 года. Верфь должна быть обеспечена полным и своевременным снабжѳ виѳм, материалами для постройки 'судов, судовыми механизмами и инвентарем. Необходимы соответ ствующие оборотные средства и банковский кредит. Леноблпрофсо- вет должен выделить районы, где верфь сможет произвести вербов ку рабочей силы—судовых плот ников, столяров, конопатчиков, такелажников. При выполнении всех этих условий верфь сможет освоить программу, приближающуюся к запросам мурманских рыбохозяй ственных организаций. І Но против этой расширенной программы решительно возражает Рыбоеудострой На 1934 год программа судо строения с учетом переходящего строительства утверждена Рыбо судостроен всего в размере 2800 тыс. рублей. Эта програм ма предусматривает постройку 25 единиц с общим водоизмеще нием в 2364 тонны, грузопод'ем- ностью в 1031 тонну, с мощ ностью главных механизмов 1230 лош. сил. В эту програм му входит постройіа двух звер > бойных судов, трех малых ком байнов, десяти „Касаток1* и 10 брам. Неприемлемость этой ублюдоч ной программы вытекает из то го, что она только покрывает переходящее строительство. На 1 января 1934 года на стапелях верфи остаются переходящими с 1933 года следующие суда: 2 зверобоя, 2 лихтер-фактории, 4 комбайна, 3 удлиненных „ К а сатки". Общий тоннаж этих су» дов 2674 тонны, мощность главных механизмов 1197 сил. Стоимость 2034 тыс. рублей. Учитывая это незавершенное производство стоимостью в 2034 тыс. руб. и программу, у т вержденную Рыбосудостроом на 1934 год в размере 2800 тыс. рублей, получим свободный оста ток в 766 тыс. руб. Если строго придерживаться программы, спу щенной Рыбосудостроем, то верфь должна принять заказы иа новый год только на остаю щуюся сумму—760 тыс. руб лей. 24 миллиона рублей— вот потребность Мурмана в строн- тельство флота на 1934 год. 760 тыс. рублей, т. е. в 30 раз меньше,—вот размер строительства, который- нам определяет Рыбосудоотрой. Принять>гу сокращенную про грамму значит сорвать все строительство глубьевого і тран-t спортного флота, затормозить раз витие сельдяного Мурмана. Коллектив судоверфи, дирек ция, партийная и профсоюзная организации решили добиваться принятия программы, более от вечающей требования* социали стического строительства ва Нурмане. В атом нам должна помочь вся общественность. Диревтор верфи Г. Стрел ков. Сеир. партячейки Маль цев. Прѳдс. завкома Шубв- нин. Председатель бюро ИТР^Б. Фаворов. вания этих судов... считали, что не[,надо вкладывать серьезных капиталовложений*1, говорил на об'единенном пленуме Окружко ма и Окрисполкома тов. Абрамов. Верфь будет строиться. Но постройка ее закончится не раньше 1935 года. До этого же времени имеющаяся верфь должна взять на себя всю тяжесть боль шого строительства рыбопромыс лового и транспортного флота. Объединенный пленум Окружко ма и Окрисполкома обязал тре угольник судоверфи „пересмот реть производственное направ ление и промфинплан до раз меров освоения уже в 1934 го ду капиталовложений основных рыболовецких организаций в деревянное судостроение41. Перед верфью поставлена за дача—значительно увеличить вы пуск судов в 1934 году. Но между громаднейшими запросами, предъявляемыми к верфи и тех нической базой верфи— большой разрыв. Для того, чтобы верфь справилась со своими задачами необходимы дополнительные за траты на ‘ ее дооборудование, на ремонт производственных по мещений и станков, на постройку новых стапелей, изобретение транспорта Второе условие—коренное из менение— снабжение верфи. Фак тически верфь—одно из важней ших предприятий Мурмана—поч- ти ничего не получает по центра лизованному снабжению. Только благодаря исключиіельной нас тойчивости и эвергии работников верфи она может в настоящее время Еыпускать суда. Но эта работа проходит в совершенно ненормальных условиях. Часто работа приостанавливается сов сем, потому что нет гвоздей котельного железа, нужных сор тов корабельного леса. рудование лесозавода, станки, моторы). Только полнейшим игнориро ванием задач, стоящих перед Мурмаиом, как сельдяной базы всесоюзного значения, можно объяснить позицию, занятую ру- ков одителями Рыбосудостроя. П роизводственная программа на 1934 год должна быть пересмотрена в сторону ее увеличения. Коллектив верфи имеет доста точный опыт для освоения рас ширенной программы. Об этом говорит освоение строительства „Касаток*, зверобойных судов, комбайнов. Лучшим признанием этого опыта является тот факт, что одна из старейших и круп ных верфей Союза—Астрахан ская—обратилась к руководителям верфи с просьбой прислать работ ников для помощи в освоении постройки каспийских комбайнов. Дальневосточные организации просят верфь поделиться опытом строительства зверобойных судов. Но не один опыт решает успех дела. Главное—необходимо укре пить техническую базу верфи, укомплектовать кадры квалифи цированной рабочей силы, инже нерно техническим персоналом организовать нормальное снаб жение материалами, обеспечить верфь оборотными средствами. Руководство верфью должно сосредоточить сейчас внимание на вопросах рационализации производства, максимального ис пользования себестоимости строи тельства судов. Для этого у вер фи имеются, как показал опыт работы бригады ЦИТ'а, большие возможности. Окружные организации дол жны добиваться перед Главрыбой и Рыбосудостроем предоставле ния верфи средств, необходимых для освоения расширенной про грамм м. ПО НОВОМУ С Т Р О И Т Ь С У Д А • Механизация процессов труда является для нас ре^ тающей силой , без которой невозможно выдержать н и наших темпов, ни новых масштабов производства *. (Из речи тов. СТАЛИНА на совещании хозяйствен • % ников). На Мурманокой судоверфи рабо тает бригада ЦИТа, разрабатываю щая проекты по организации труда и производотва. В качестве об‘ектов на первом этапе работ выбраны „Касатка* (удлиненная на два метра), комбайн типа II и цашка, как необходимое вспомогательное судво. Задача бригады оостомт в том, чтобы по каждому типу судна со ставить проект по рациональному построению технологического про цесса, правильной расстановке ра бочей силы по отдельным деталям работ, максимальному использова нию механизмов и установлению обоснованных норм выработки. Проведенное нами проектврова- вие по ботам типа „Касатка* и по пашкѳ вскрыли колоссальные резер вы производительнноотн труда, имею щиеоя на верфи. По пашкѳ проект y s e реализован. Он дает следующие результаты: при старом способе на постройку одной оашки уходило до 11 трудодней. При применении метода ЦИТ‘а на по стройку уходит 4 дня, но мы считаем, что 4 дня—не предел. Прн лучшем обеспечении рабочих всеми матери- алами постройка пашки будет довѳ- на до 3-х двей. _ Раньше пашка отроилаоь одними рабочими о начала до конца. Совер шенно не обращалось внимание ва подготовку к работе. На поиоки отдельных деталей уходило много времени. Грязь, хаос на рабочем м е с т е . . . Очевидно, что при правильной организации труда такой неразбери хи не должно быть. Мы начали с двух волотых правил: навели чистоту и порядок, все ве отнодящееся к работе удалили. Ус тановили для каждой детали свое место и сделали соответствующие надпион, именно: отделение для 1-го шпангоута, для второго, пер вой доски обшивки после обработки порядок весь инструмент. Составили для ; каждого рабочего опредлен- ное задание. Одному поручили из готовлять исключительно кали, дру гому—заготовлять только обшивку, двум рабочим—обшивать оудно и шестому отделывать. На каждое задание было органи зовано рабочее место. Материал и инструмент расположен в порядке обработки деталей. Кроме того, установили на каж дую деталь стандарт при помощи шаблона. Одновременно введи про стые приспособления, которые в значительной степени облегчили и ускорили работу. Так, например, обшивка пашки раньше производи лась на полу. Рабочим приходилось вое время работать в согнутом по- ложенви. Введение простых стапель блоков (собанчики из 3-х частей) дали воз можность твердо устанавливать киль и работать в нормальном по ложении. Раньше после обшивки оудна пригонялись шпангоуты, на что тратилось до 5 часов. Материал использовался только на 20 процен тов. Остальное шло в отход. Сейчас шпангоуты выпиливаются на станке и установка их занимает только 1 чао 20 минут, материал испояьвуетоя до 80 процентов. Качество работы значительно улучшилось. Проведение методов ЦИТ'а по пашкѳ дает возможность значитель- фи, далеко неполностью загружена ходу исправляет ошибки н уже из-за несвоевременного поступления j добился некоторых положительных материалов. Это—результат того ,' результатов. что указание дирекции верфи о по- j В третьих, плохо обстоит вопроо о даче заявок на лесозавод о указа-1 механизацией верфи. Закупленные ниѳм потребности на каждый день в Ленинграде станки еще не при- до сего времени не выполняется. I были, хотя сроки поступления давно Во-вторых, в начале заготовки 1прошли, шпангоутов по методу ЦИТ'а мастер , Техдиректор тов. Гуляев не вы- Брызговка допустил ряд отступлѳ- полнил своего обязательства по ний от проекта организации труда, установке к 25 ноября маятниковой что отразилось ва качестве шаан- і пилы и пуска 5 электродрелей, гоутов и производительности труда. I С января надо приступить к за- Основной недостаток—это отсутст- ( кладке „Касаток", но подготовн- вне материалов, которые должен ' тѳльные работы раэвѳрпуты еще был обеспечить Брызговка, послед- слабо. ний, вмеото борьбы за методы д и Т 'а ! Сейчао нужно форсировать по занялся вредной агитацией, ваяв- *отройку первой .Касатки*, заснять ляя, что все равно из этого метода о нее вое шаблоны, подвевтн мате- ничѳго не выйдет. рвал, заготовить кили, форштевнн и Правильно поступила дирекция, ахтерштѳвви обработать кокорный что сняла его о этой работы и по- лес на станках. Ст ан к г пустить в ставила мастера Треля, который на три смены. Только при.этах условиях могут быть освоены методыЛЩГ на строи тельстве „Касаток* а это значит, что рыболовецкие ораижаация поду чат этих судов в три р а й больше, чем они подучают теперь. по ие нужно думать, что работа пойдет легко, самотоком. Оиа потре бует четкости, напряжения от каж дого работника в отдельности, и одновременно будет воспитывать, дисциплинировать и давать труди- вую закалку а новых более рацио нальных методах работы н органи зации труда. Построив* „Касатки* оо методу ЦИТа явится боевой проворной все го коллектив* судоверфи, в первую очередь иняи иерно-тохинческих ра ботников, как командиров нроневод- ства, она явитон подготоввой к строительству болѳ«ѵ*руввых судов. Нач. бригады ЦИТа. Л. Шахтер. „ГДЕ УРВЕМ ДОСКУ, ГДЕ ГВОЗДЬ — ВОТ НАША „СИСТЕМА" СНАБЖЕНИЯ" Наша верфь в очень малой степени удовлетворяет все растущие запросы социали стического рыбного хозяй ства Мурмана. Мы еле справ ляемся с нашей программой в два с половиной миллиона ряются только на 15 проц. I имеющая громадное ем им н е , Верфь в основном живет за счет внутренних ресурсов Мурмана и самостоятельных заготовок. Эго значит, • что чуть ли не каждый отдель ный винт, к а ж д ы й килограмм гвоздей приходится доставать ооппявфтт рублей, хотя мощность верфа Раньшѳ8рІботГсто0и л а То руб., а7о легко может быть доведена!с большой тратой времени и методу ЦИТа расход на зарплату до 5 миллионов рублей, средств. Когда, например, уменьшился до 45 руб. при одно временном увеличении заработка рабочего на 25—30 проц. По такому же принципу построен проект по боту типа .Касатка®. По нашим подсчетам, при органи- зации работы по методу непрерывно го потока имеется возможность каж дые пять дней опускать со стаоолѳй судоверфи по одной „Касатке". Но о реализацией проекта не со всем благополучно. Во первых, благодаря отоутотвию увязки между конструкторским бю ро, корпусвмм цехом и лесозаво- строить в шесть месяцев, мы строим по два—три года. Так , например, зверобойное судно № 1, заложенное еще в 1932 го д у , будет закончено только в январе следующего года. Но в э ти х за тяж ка х вино вата не верфь. Верфи прихо ди тся работать в условиях скверного материального снаб жения . Наша верфь в системе д о м в м я н у д о с ь в о з в е д е н и е п е р в о й Наркомснаба я в л я е т с я пасын- _______________ _____ в““г ^ ” °!>омР Фонды на централи». ва «танк. в т.д. Прав.ля в солвыи ВАЛИХОВА, лучшая бригада в.р- ванное снабжение удовлетво- Судно, которое можно п о - ■начали строить зверобойное судно № 1, его не могли за л ож и ть втечение полгода, потому что не было к и л е & х деревьев для ки л я . Из-за отсутствия леса работу при* хо д и л о сь прекращать на це лые месяцы, большие задерж к и происходили из-за о т с у т ствия гвоздей и котельного железа. 0 сейчас окончание судна задерживается из-за о тсутствия железа для жи ровых цистерн . Систему снабжения нѳобхо димо перестроить. Наша верфь, строящая суда океаншмготинв, должна быть приравнена в снабжении к верфям Нарком- вода и Союаварфи. На верфц нет своей литей ной. Верфь надо коопериро вать в части литья, котель ных работ и крупных поко вок с судоремонтный заводом. Качество судов во мдогои зависит от качества ласома териалов. Мы получаем со вершенно неподходящий дли постройка судов дзо. Вместо специального корабельного леса нам дают строительный лес, тонкий, сучковатый и сырой. Верфь должна снабжаться карельским или архангель ским лесом, выдержаниач от в месяц ев до полутора дет. Начальник ко р іцш и го цеха Ф . Федоров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz