Полярная правда. 1933, декабрь

Судостроению на 'Мурмане—большевистский размах! ВЕРФЬ ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ВЫПОЛНИТЬ ш з ы ' рыбохозяйственных организаций РЫБОСУДОСТРОИ СРЫВАЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ СУДОВ МЫ ДОЛЖНЫ И МОЖЕМ ОСВОИТЬ РАСШИРЕННУЮ ПРОГРАММУ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА СУДОВ Строите «ііЫ.іЕо жомСайьов га судоверфи. В верху справа дирек- .тср верфи тов. C tj елхов. х&т. УКРЕПИТЬ ТЕХНИЧЕСКУЮ БАЗУ СУДОВЕРФИ Рост рыбной промышленности Мурмана поставил в порядок дня вопрос о форсированном строительстве рыбопромыслового флота, о создании на Мурмане мощной судостроительной базы. Недостаток флота лимитирует сейчас дельнейшее увеличение добычи. Весь наличный флот, который может быть использован для развертывания глубьевого лова, состоит всего из 6-ти де сятков ботов с двигателями мощностью от 35 до 50 сил. Еще хуже обстоит дело с приемно-тран­ спортным флотом. Те 16 полураз­ рушенных, до последней степени изношенных, посудин, которыми располагает МГРТ, ни в какой мере не удовлетворяют громадной потребности в приемно-транс­ портном флоте. Диспропорция между сырьевыми ресурсами і весьма небольшими размерами флота особенно остро почувствова­ лась в этом году. На 24 миллиона рублей предс- Работы по подготовке верфи' к строительству флота в 1934 голу должны быть нача­ ты немедленно и закончены, в течение первого квартала. Верфь должна выполнить реше0 ние окружных организаций 0 развертывании производства, дв пределов удовлетворяющих заяв ки рыбопромысловых организа­ ций Мурмана. Противоположного мнения при­ держиваются руководители треста Рыбосудострой — хозяина верфи. - Вам утверждена программа на 1934 год в размере 2.800.000 Выполняемая в 1933 г. судо­ верфью программа строительства судов лишь в незначительной степени удовлетворяет быстро растущую потребность рыбного хозяйства Мурмана. Громадный рост рыбной про­ мышленности, применение новых усовершенствованных методов ло­ ва ставят перед верфью задачу не только увеличить количество выпускаемых ею судов, но и освоить новые типы судов. Справится ли с этой задачей Мурманская судоверфь, которая долгое время выпускала только пашки, елы, шняки, брамы? Рост коллективизации, созда­ ние на Мурмаве мощных рыбац­ ких колхозов поставили вопрос о перевооружении ловецкого хо­ зяйства. Коллектив верфи по своей инициативе осваивает в 1929 и 1930 г . строительство моторных ботов типа „Касатка*. За 4 го ­ да верфь выпустила 143 мо­ торных бота общей мощно­ стью около 5 тыс. сил. Создание на Мурмане сельдя­ ной базы всесоюзного значения, развитие активного глубьевого лова, ставят перед верфью новые большие задачи—дать рыбацким колхозам, моторно-рыболовным станциям, гослову, зверобойному промыслу новые типы судов, годных для работы в открытом море, дать сельдяной промыш­ ленности транспортные и при­ емно-обрабатывающие суда. Общвя заявка на строитель- рублей. Расширенную программу считаем фантастической,— пишут чиновники из центрального ап - .с тво судов всех организаций парата треста. (работающих в пределах Мур- Эта трестовская „реальная** майского округа по добыче программа по существу напоми- рыбы и морского зверяу а нает установки, приведшие к так іио із дру г и х __ организаций консервации постройку новой верфи. Эта цифра—2.800.000 руб. при наличии на верфи пере­ ходящего строительства на сумму Мурмана составляет на 1934 г. свыше 24 миллионов рублей. Ясно, что верфь в теперешнем ее состоянии, с кустарным обо­ рудованием. при остром недо­ статке квалифицированной рабо чей силы, при неналаженном снабжении не в состоянии спра­ виться с этим большим зада­ нием. Ведь мало кто знает, что верфь, выпускающая сейчас десятки „Касаток", освоившая строитель­ ство зверобойных судов, строя­ щая сейчас суда новейшего ти­ па— комбайны—создавалась бук­ вально по кусочкам. То, что у нас носит громкое название „механического цеха“ является сараем, где стоит всего 4 токар­ ных станка, взятых из утиля. Основной цех верфи корпусный, имеет всего 5 станков, изношен­ ность которых достигает 50 про­ центов. Лесозавод, снабжающий верфь лосоматериалами, имеет всего одну раму и локомобиль, требующие капитального ремонта. Ііролзводительсть завода всего 27 куб. метров за 8 час. Электростанция, после уста­ новки нового мотора, имеет мощ­ ность 126 киловатт, тогда как вер­ фи, даже при ее теперешней про­ грамме необходима мощность не менее 220 киловатт. На верфи имеется всего 3 ста­ пеля, где можно одновременно заложить не больше 4 крупных и 8— 12 мелких судов. шяе земляные работы стоимо-1 зверобоев. больших комбайнов стью до 7 миллионов рублей по* | необходимо соорудить четыре но- требуюг значительного времени, вых стапеля: стоимость их 480 прежде чем эта верфь полностью тыс. рублей, расширить площадку сможет вступить в эксплоатацию.' Jft 1 и построить новую на юж- На полную мощность она вряд--ном участке, ли сможет быть пущена раньше, Кроме того, надо построить один чем в 1936 г. I малый стапель, стоимостью в Означает ли это, что развитие j 75 тысяч рублей, рыбного Мурмана должно лимити- f Необходимо расширить кочегар- роваться низкой продуктивностью ку и установить котел системы * * * Сейчас уже утверждено Нар- существующей верфи. Конечно, нет! До тех пор, по­ ка в строй не вступит новая верфь, старая должна получить возможность повысить свою мощность, увеличить выпуск судов до пределов если не пол­ ного удовлетворения запросов рыбохозяйственных организаций, то во всяком случае к нему при­ ближающихся. В ноябре на верфи состоялось совещание с участием руководи­ телей окружных организаций и трестов-заказчиков: МГРТ, Мор- зверпрома, МРКС, МРЦ, на кото­ ром также присутствовал и сек­ ретарь окружкома ВКП(б) тов. Абрамов. Совещание определило производственную мощность судо­ верфи, при условии соответству­ ющих затрат на ‘ ее реконструк­ цию в течение I квартала 1934 г., около 18 миллионов рублей. На основе этого была установ­ лена расширенная программа на сумму 18.898 тыс. рублей. По этой программе предусматривает­ ся строительство 114 единиц. „Шухова". Надо закончить рабо­ ты по расширению лесозавода. Построить две парилки и пековар- ку. Надо приобрести несколько новых станков, отремонтировать старые, отремонтировать помеще­ ния корпусного цеха и кузницы, провести высоковольтную линию от ТЭЦ, приобрести несколько мо­ торов переменного тока Кроме того, некоторые затраты потребуются на приобретение авто-гужтранспорта, устройство дороги к верфи, на обязательные противопожарные мероприятия. Все эти затраты на увеличение и механизацию производства и хозяйства верфи исчисляются (без постройки стапелей) в сум­ ме 550— 600 тысяч рублей. Кроме того, в связи с необхо­ димостью увеличить кадры рабо­ чих, потребуются затраты на жилищно-комм унальное строи­ тельство. Значительная часть этого строи­ тельства и оборудование в буду­ щем должно быть использовано Судоверфью разработан кон- новой верфью. кретвый план мероприятий для комснаоом строительство новой осуществления расширенной про верфи, которая сможет выпускать граммы. ежегодно валовой продукции на 13 миллионов рублей. Но большой размах работ, боль- Какие работы для этого надо провести ио верфи? Для постройки крупных судов: явлено заявок Мурманской судо-' свыше 2 миллионов руб. означает верфи на строительство флота в фактически полный срыв строи- 1934 году, причем на 18 милли-1 тельства промыслового и тран- онов рублей сделали заявку спортного флота в 1934 г. основные рыбопромысловые орга- j д 0 сообщению Рыбосудостроя ннзации Мурмана. Эта сум- Главрыба „собирается* отпустить ыа далека от предельной. По- дДЯ В6рфн в 1934 году всего требяость в судах с каждым го- зоО .ООО рублей. Свой отказ о т , дом будет расти. ' дополнительных капиталовложе-і Но строительство флота упи- ний в существующую верфь ру- рается сейчас в крайне узкую ководители Рыбосудостроя моти- техническую базу Вредительские вируют тем, что строится новая теории привели к тому, что верфь. Но, как правильно ука- строительство новой - судовер- зывают в своей статье руководи- фи в прошлом году было за- тели судоверфи, Мурман не может консервировано. Судоверфь бы -‘ два года ждать пока будет оконче- ла законсервирована только по-;но строительство новой верфи, тому, [что планирующие и х о - ; к тому же большая часть зат- зяйственные организации счи- \ рат в будущем будет использо- тали, что нет базы для использо-івана новой верфью (стапеля, обо- Фѳдосеев Я. В.— плотник бри­ гадир. Работал на стройке 1-го зверобоя, в раз премирован. Гусев И. К. плотник — брига­ дир. Работал на с т р о й Е е 1-го зверобоя. 3 раза премЕрован. В IV квартале этого года на верфи был начат ряд строитель­ ных работ: расширение корпусно­ го цеха и лесопильного завода, проводка узкоколейки, проводка электролинии от ТЭЦ, строитель­ ство пековарки, устройство ста­ пельной «Площадки. Это строитель­ ство должно было быть ааконче- но в 1 и П квартале 1934 года. Верфь должна быть обеспечена полным и своевременным снабжѳ виѳм, материалами для постройки 'судов, судовыми механизмами и инвентарем. Необходимы соответ­ ствующие оборотные средства и банковский кредит. Леноблпрофсо- вет должен выделить районы, где верфь сможет произвести вербов­ ку рабочей силы—судовых плот­ ников, столяров, конопатчиков, такелажников. При выполнении всех этих условий верфь сможет освоить программу, приближающуюся к запросам мурманских рыбохозяй­ ственных организаций. І Но против этой расширенной программы решительно возражает Рыбоеудострой На 1934 год программа судо­ строения с учетом переходящего строительства утверждена Рыбо­ судостроен всего в размере 2800 тыс. рублей. Эта програм­ ма предусматривает постройку 25 единиц с общим водоизмеще­ нием в 2364 тонны, грузопод'ем- ностью в 1031 тонну, с мощ­ ностью главных механизмов 1230 лош. сил. В эту програм­ му входит постройіа двух звер > бойных судов, трех малых ком­ байнов, десяти „Касаток1* и 10 брам. Неприемлемость этой ублюдоч­ ной программы вытекает из то­ го, что она только покрывает переходящее строительство. На 1 января 1934 года на стапелях верфи остаются переходящими с 1933 года следующие суда: 2 зверобоя, 2 лихтер-фактории, 4 комбайна, 3 удлиненных „ К а ­ сатки". Общий тоннаж этих су» дов 2674 тонны, мощность главных механизмов 1197 сил. Стоимость 2034 тыс. рублей. Учитывая это незавершенное производство стоимостью в 2034 тыс. руб. и программу, у т ­ вержденную Рыбосудостроом на 1934 год в размере 2800 тыс. рублей, получим свободный оста­ ток в 766 тыс. руб. Если строго придерживаться программы, спу­ щенной Рыбосудостроем, то верфь должна принять заказы иа новый год только на остаю­ щуюся сумму—760 тыс. руб­ лей. 24 миллиона рублей— вот потребность Мурмана в строн- тельство флота на 1934 год. 760 тыс. рублей, т. е. в 30 раз меньше,—вот размер строительства, который- нам определяет Рыбосудоотрой. Принять>гу сокращенную про­ грамму значит сорвать все строительство глубьевого і тран-t спортного флота, затормозить раз­ витие сельдяного Мурмана. Коллектив судоверфи, дирек­ ция, партийная и профсоюзная организации решили добиваться принятия программы, более от­ вечающей требования* социали­ стического строительства ва Нурмане. В атом нам должна помочь вся общественность. Диревтор верфи Г. Стрел­ ков. Сеир. партячейки Маль­ цев. Прѳдс. завкома Шубв- нин. Председатель бюро ИТР^Б. Фаворов. вания этих судов... считали, что не[,надо вкладывать серьезных капиталовложений*1, говорил на об'единенном пленуме Окружко­ ма и Окрисполкома тов. Абрамов. Верфь будет строиться. Но постройка ее закончится не раньше 1935 года. До этого же времени имеющаяся верфь должна взять на себя всю тяжесть боль­ шого строительства рыбопромыс­ лового и транспортного флота. Объединенный пленум Окружко­ ма и Окрисполкома обязал тре­ угольник судоверфи „пересмот­ реть производственное направ­ ление и промфинплан до раз­ меров освоения уже в 1934 го­ ду капиталовложений основных рыболовецких организаций в деревянное судостроение41. Перед верфью поставлена за­ дача—значительно увеличить вы пуск судов в 1934 году. Но между громаднейшими запросами, предъявляемыми к верфи и тех­ нической базой верфи— большой разрыв. Для того, чтобы верфь справилась со своими задачами необходимы дополнительные за­ траты на ‘ ее дооборудование, на ремонт производственных по­ мещений и станков, на постройку новых стапелей, изобретение транспорта Второе условие—коренное из­ менение— снабжение верфи. Фак­ тически верфь—одно из важней­ ших предприятий Мурмана—поч- ти ничего не получает по центра лизованному снабжению. Только благодаря исключиіельной нас­ тойчивости и эвергии работников верфи она может в настоящее время Еыпускать суда. Но эта работа проходит в совершенно ненормальных условиях. Часто работа приостанавливается сов­ сем, потому что нет гвоздей котельного железа, нужных сор тов корабельного леса. рудование лесозавода, станки, моторы). Только полнейшим игнориро­ ванием задач, стоящих перед Мурмаиом, как сельдяной базы всесоюзного значения, можно объяснить позицию, занятую ру- ков одителями Рыбосудостроя. П роизводственная программа на 1934 год должна быть пересмотрена в сторону ее увеличения. Коллектив верфи имеет доста­ точный опыт для освоения рас­ ширенной программы. Об этом говорит освоение строительства „Касаток*, зверобойных судов, комбайнов. Лучшим признанием этого опыта является тот факт, что одна из старейших и круп ­ ных верфей Союза—Астрахан­ ская—обратилась к руководителям верфи с просьбой прислать работ­ ников для помощи в освоении постройки каспийских комбайнов. Дальневосточные организации просят верфь поделиться опытом строительства зверобойных судов. Но не один опыт решает успех дела. Главное—необходимо укре­ пить техническую базу верфи, укомплектовать кадры квалифи­ цированной рабочей силы, инже­ нерно техническим персоналом организовать нормальное снаб­ жение материалами, обеспечить верфь оборотными средствами. Руководство верфью должно сосредоточить сейчас внимание на вопросах рационализации производства, максимального ис­ пользования себестоимости строи тельства судов. Для этого у вер­ фи имеются, как показал опыт работы бригады ЦИТ'а, большие возможности. Окружные организации дол­ жны добиваться перед Главрыбой и Рыбосудостроем предоставле ния верфи средств, необходимых для освоения расширенной про­ грамм м. ПО НОВОМУ С Т Р О И Т Ь С У Д А • Механизация процессов труда является для нас ре^ тающей силой , без которой невозможно выдержать н и наших темпов, ни новых масштабов производства *. (Из речи тов. СТАЛИНА на совещании хозяйствен • % ников). На Мурманокой судоверфи рабо­ тает бригада ЦИТа, разрабатываю­ щая проекты по организации труда и производотва. В качестве об‘ектов на первом этапе работ выбраны „Касатка* (удлиненная на два метра), комбайн типа II и цашка, как необходимое вспомогательное судво. Задача бригады оостомт в том, чтобы по каждому типу судна со­ ставить проект по рациональному построению технологического про­ цесса, правильной расстановке ра­ бочей силы по отдельным деталям работ, максимальному использова­ нию механизмов и установлению обоснованных норм выработки. Проведенное нами проектврова- вие по ботам типа „Касатка* и по пашкѳ вскрыли колоссальные резер­ вы производительнноотн труда, имею щиеоя на верфи. По пашкѳ проект y s e реализован. Он дает следующие результаты: при старом способе на постройку одной оашки уходило до 11 трудодней. При применении метода ЦИТ‘а на по­ стройку уходит 4 дня, но мы считаем, что 4 дня—не предел. Прн лучшем обеспечении рабочих всеми матери- алами постройка пашки будет довѳ- на до 3-х двей. _ Раньше пашка отроилаоь одними рабочими о начала до конца. Совер­ шенно не обращалось внимание ва подготовку к работе. На поиоки отдельных деталей уходило много времени. Грязь, хаос на рабочем м е с т е . . . Очевидно, что при правильной организации труда такой неразбери­ хи не должно быть. Мы начали с двух волотых правил: навели чистоту и порядок, все ве отнодящееся к работе удалили. Ус­ тановили для каждой детали свое место и сделали соответствующие надпион, именно: отделение для 1-го шпангоута, для второго, пер­ вой доски обшивки после обработки порядок весь инструмент. Составили для ; каждого рабочего опредлен- ное задание. Одному поручили из­ готовлять исключительно кали, дру гому—заготовлять только обшивку, двум рабочим—обшивать оудно и шестому отделывать. На каждое задание было органи­ зовано рабочее место. Материал и инструмент расположен в порядке обработки деталей. Кроме того, установили на каж­ дую деталь стандарт при помощи шаблона. Одновременно введи про­ стые приспособления, которые в значительной степени облегчили и ускорили работу. Так, например, обшивка пашки раньше производи­ лась на полу. Рабочим приходилось вое время работать в согнутом по- ложенви. Введение простых стапель блоков (собанчики из 3-х частей) дали воз­ можность твердо устанавливать киль и работать в нормальном по­ ложении. Раньше после обшивки оудна пригонялись шпангоуты, на что тратилось до 5 часов. Материал использовался только на 20 процен­ тов. Остальное шло в отход. Сейчас шпангоуты выпиливаются на станке и установка их занимает только 1 чао 20 минут, материал испояьвуетоя до 80 процентов. Качество работы значительно улучшилось. Проведение методов ЦИТ'а по пашкѳ дает возможность значитель- фи, далеко неполностью загружена ходу исправляет ошибки н уже из-за несвоевременного поступления j добился некоторых положительных материалов. Это—результат того ,' результатов. что указание дирекции верфи о по- j В третьих, плохо обстоит вопроо о даче заявок на лесозавод о указа-1 механизацией верфи. Закупленные ниѳм потребности на каждый день в Ленинграде станки еще не при- до сего времени не выполняется. I были, хотя сроки поступления давно Во-вторых, в начале заготовки 1прошли, шпангоутов по методу ЦИТ'а мастер , Техдиректор тов. Гуляев не вы- Брызговка допустил ряд отступлѳ- полнил своего обязательства по ний от проекта организации труда, установке к 25 ноября маятниковой что отразилось ва качестве шаан- і пилы и пуска 5 электродрелей, гоутов и производительности труда. I С января надо приступить к за- Основной недостаток—это отсутст- ( кладке „Касаток", но подготовн- вне материалов, которые должен ' тѳльные работы раэвѳрпуты еще был обеспечить Брызговка, послед- слабо. ний, вмеото борьбы за методы д и Т 'а ! Сейчао нужно форсировать по­ занялся вредной агитацией, ваяв- *отройку первой .Касатки*, заснять ляя, что все равно из этого метода о нее вое шаблоны, подвевтн мате- ничѳго не выйдет. рвал, заготовить кили, форштевнн и Правильно поступила дирекция, ахтерштѳвви обработать кокорный что сняла его о этой работы и по- лес на станках. Ст ан к г пустить в ставила мастера Треля, который на три смены. Только при.этах условиях могут быть освоены методыЛЩГ на строи­ тельстве „Касаток* а это значит, что рыболовецкие ораижаация поду­ чат этих судов в три р а й больше, чем они подучают теперь. по ие нужно думать, что работа пойдет легко, самотоком. Оиа потре бует четкости, напряжения от каж­ дого работника в отдельности, и одновременно будет воспитывать, дисциплинировать и давать труди- вую закалку а новых более рацио­ нальных методах работы н органи­ зации труда. Построив* „Касатки* оо методу ЦИТа явится боевой проворной все ­ го коллектив* судоверфи, в первую очередь иняи иерно-тохинческих ра ботников, как командиров нроневод- ства, она явитон подготоввой к строительству болѳ«ѵ*руввых судов. Нач. бригады ЦИТа. Л. Шахтер. „ГДЕ УРВЕМ ДОСКУ, ГДЕ ГВОЗДЬ — ВОТ НАША „СИСТЕМА" СНАБЖЕНИЯ" Наша верфь в очень малой степени удовлетворяет все растущие запросы социали­ стического рыбного хозяй­ ства Мурмана. Мы еле справ­ ляемся с нашей программой в два с половиной миллиона ряются только на 15 проц. I имеющая громадное ем им н е , Верфь в основном живет за счет внутренних ресурсов Мурмана и самостоятельных заготовок. Эго значит, • что чуть ли не каждый отдель­ ный винт, к а ж д ы й килограмм гвоздей приходится доставать ооппявфтт рублей, хотя мощность верфа Раньшѳ8рІботГсто0и л а То руб., а7о легко может быть доведена!с большой тратой времени и методу ЦИТа расход на зарплату до 5 миллионов рублей, средств. Когда, например, уменьшился до 45 руб. при одно­ временном увеличении заработка рабочего на 25—30 проц. По такому же принципу построен проект по боту типа .Касатка®. По нашим подсчетам, при органи- зации работы по методу непрерывно­ го потока имеется возможность каж­ дые пять дней опускать со стаоолѳй судоверфи по одной „Касатке". Но о реализацией проекта не со­ всем благополучно. Во первых, благодаря отоутотвию увязки между конструкторским бю­ ро, корпусвмм цехом и лесозаво- строить в шесть месяцев, мы строим по два—три года. Так , например, зверобойное судно № 1, заложенное еще в 1932 го д у , будет закончено только в январе следующего года. Но в э ти х за тяж ка х вино­ вата не верфь. Верфи прихо ­ ди тся работать в условиях скверного материального снаб жения . Наша верфь в системе д о м в м я н у д о с ь в о з в е д е н и е п е р в о й Наркомснаба я в л я е т с я пасын- _______________ _____ в““г ^ ” °!>омР Фонды на централи». ва «танк. в т.д. Прав.ля в солвыи ВАЛИХОВА, лучшая бригада в.р- ванное снабжение удовлетво- Судно, которое можно п о - ■начали строить зверобойное судно № 1, его не могли за­ л ож и ть втечение полгода, потому что не было к и л е & х деревьев для ки л я . Из-за отсутствия леса работу при* хо д и л о сь прекращать на це­ лые месяцы, большие задерж ­ к и происходили из-за о т с у т ­ ствия гвоздей и котельного железа. 0 сейчас окончание судна задерживается из-за о тсутствия железа для жи­ ровых цистерн . Систему снабжения нѳобхо димо перестроить. Наша верфь, строящая суда океаншмготинв, должна быть приравнена в снабжении к верфям Нарком- вода и Союаварфи. На верфц нет своей литей­ ной. Верфь надо коопериро­ вать в части литья, котель­ ных работ и крупных поко­ вок с судоремонтный заводом. Качество судов во мдогои зависит от качества ласома териалов. Мы получаем со­ вершенно неподходящий дли постройка судов дзо. Вместо специального корабельного леса нам дают строительный лес, тонкий, сучковатый и сырой. Верфь должна снабжаться карельским или архангель­ ским лесом, выдержаниач от в месяц ев до полутора дет. Начальник ко р іцш и го цеха Ф . Федоров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz