Полярная правда. 1933, март

ЗА БОЛЬШЕВИСТСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ СУДОРЕМОНТА О Т С И С Т Е М Ы Р А С Т А Л К И В А Н И Я Н А Р Я Д О В ПЕРЕЙТИ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ До калькуляции дефектную ведомость ра збивать на наряды , на каждый траулер завести счет Налаживанием цехового планирования добиться рациональ ной за гру зки станков , правильности прохождения заказоь 26 март а шП о л я р н а я правда* совместно с редакцией газеты „Металлист* провела встречу работников пла - ьово-производственнсго отдела мехмастерских СТТ соеместно с рабкорами, прорабами, бригадирами и сле ­ с а р ям и р ем о нт ны х бригад, н а которой присутствовало до 60 человек . Н а встрече одсужѴа.шсь вопросы в н ут р и заводского п л а н и р о ва н и я в м е хм а оШ р с к и х СТТ. П ланиро вани е работы цехов и бригад, рациона*иная з а гр у зк а станков, четкая работа промежуточного склада и т. д. —неотъемлемые звенья борібы за судо­ ремонт. Между тем встреча установила , что в м е х ­ мастерских планирование подменено механич еским распределением работы , не способствующим скорейшему изготовлению заказов Ъанных с траулеров . В настоящее время руксводство планов о-производ­ ственного стдела м е хм а ст е р с к и х обновлено, і к д а при ш л и новые людм, которым нужно обеспечишь помогць в на іаживании работы. Помещаемый ниже мат е р иа л — и " оги в т р е ч и , про ­ веденной вПолярной пѵавдой* совліестхо с газетой t Металлист* , за к лю ча в п в себе р я д предложений , р е а ­ л и з а ц и я которых должна во многом у лучшиш ь п л а ­ нирование в мехмас*т*рсних, а зна чит и р ем ч*т т р а у ­ леров. Треугольник м е х м а с т е р о л х должен обеспечить выполнение эт и х предложении. ОРГАНИЗОВАТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕ^СМНСТЕРСКИ^ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПЫТ СУДОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ К о г д а з а х о д и т р е ч ь о п л а ­ н о в о -П] ю и з в о д з т в е н п о м о т д е л е м е х м а с т е р с к и х С Т Т , т о в с е с у л ы б к о й з а я в л я ю т : — Э т о ж е н е п л а н о в ы й о т д е л , а с п р а в о ч н о е б а » р о . Д е й с т в и т е л ь н о п л а н о в о - п р о и з в ' > д с т в е п н ы й о т д е л м е х м а с т е р с к и х С Т Т п р е в р а т и л с я в с п р а в о ч н о е б ю р о д л я т р у п п о в ы х м е х а н и к о в т е х о т д е л а ! Дать плановиков в цеха К а к - б ы х о р о ш о * н а б ы л а п о с т а в л е н а р а б о т а п л а н о в о - п р о и з в о д с т в е н н о г о о т д е л а м а с т е р с к и х в ц е л о м , о н а б у д е т б е з р е з у л ь т а т н о й д о т е х п о р п о к а н е б у д е т с у щ е с т в о в а т ь п л а н о в и к о в i t ц е х а х . В ц е х а , м е х м а с т е р с к и х С Т Т н а д о д а т ь ' п л а н о в и к о в , к о т о р ы х м о ж н о т р а л ф л о т а , к а п и т а н о в и с т а р - | ^ 5 Г ® ® о п ы т н ы х б р н - ш и х м е х а н и к о в Р Т В с л е д с т в и е і г а ; ^ и Р 0 В с к в е р н о й п о с т а н о в к и р а б о т ы , ! Не отпускать глвхзника 1 п л а н о в о - п р о и з в о д с т в е н н ы й о т СЛОВОJ1іЛАН10В И!КАИЯ КА J i l l ТЮК ( пл - г р . отдел) НЕ ЗАКАЗЫ РАСТАЛКИВАТЬ, А ПЛАНИРОВАТЬ РАБОТУ П л а н о в о - п р о и з в о д с т в е н н ы й ч е с т в о м в е д о м о с т с й . Е с л и п а о т д е л в н а ш и х м а с т е р с к и х н е к а п и т а л ь н ы й р е м о н т д а ю т с я о т в е ч а е т п р е д ' я в л я е м ы м т р е ­ б о в а н и я м . О н н е п л а н и р у е т р а б о т у , а б о л е е и л и м е н е е у д о в л е т в о ­ р и т е л ь н ы е в е д о м о с т и , т о п у н к т ы д е ф е к т н ы х в е д о м о с т е й т о л ь к о р а с т а л к и в а е т з а к а з ы ■ п а м е ж д у р е й с о в ы й р е м о н т п о ц е х а м . О т э т о г о н у ж н о н е | б у к в а л ь н о б е р у т с я с п о т о л к а , м е д л е н н о отойти , н а л а д и в д е й ч т о в ы з ы в а е т п у т а н и ц у в м е х с т в и т е л ь н о е п л а н и р о в а н и е в м а с т е р с к и х . м е х м а с т е р с к и х . Н а л а ж и в а н и е п л а н и р о в а н и я в м е х м а с т е р с к и х н а д о н а ч а т ь с ч е т к о г о р а с п р е д е л е н и я о б я ­ з а н н о с т е й с р е д и р а б о т н и к о в п л а н о в о - п р о и з в о д с т в е н н о г о о т д е д а . З а т е м н а д о о с в о б о д и т ь п р о м е ж у т о ч н ы й с к л а д о т в ы п и с к и н а р я д о в в ц е х а , п е р е д а в э т о д е л о п л а н о в о - п р о и з в о д с т в е н н о м у о т д е л у . И з г е н е р а л ь н о г о д о г о в о р а , з а к л ю ч е н н о г о м е ж д у м е х м а ­ с т е р с к и м и С Т Т и т р а л ф л о т о м с л е д у е т , ч т о д е ф е к т н а я в е д о ­ м о с т ь н а к а п и т а л ь н ы й р е м о н т д о л ж н а п р е д с т а в л я т ь с я з а м е с я ц д о п о с т а в о в к и с у д н а в р е м о н т Э т о т п у н к т д о г о в о р а н е в ы п о л н я е т с я . В е д о м о с т ь д а е т с я т о л ь к о т о г д а , к о г д а с у д н о п р и х о д и т в п о р т . П л о х о о б с т о и т д е л о и с к а Т а к , в д е ф е к т н о й в е д о м о с т и н а р е м о н т Р Т 2 0 б ы л о у к а ­ з а н о , ч т о н е о б х о д и м о д е л н е м о ж е т д а т ь ч е т к о г о и т о ч н о г о с р о к а н а р е м о н т лю­ б о г о т р а у л е р а , а п о р о й н е - і с в о е в р а м е н а о й к а л ь к у л я ц и е й ' с т о и м о с т и р е м о н т а с у д н а о т ­ т я г и в а е т с р о к и р е м о и т а . Т а к з а д е р ж а л и с ь в р е м о н т е Р Т 51 * Л е щ “ , Р Т 15 „Засоль щ п к * ‘ и д р у г и е с у д а . с судна до окончания ремонта Т о ч н а я к а л ь к у л я ц и я с т о п м о с т и р е м о н т а и о п р е д е л е н и я с р о к о в р е м о н т а в о м н о г о м з а в и с и т и о т д е ф е к т н о й в е д о м . с т и . Е с л и д е ф е к т н а я в е д о м о с т ь н е п о л н а , т о н е и з б е ж н ы д о п о л н и т е л ь н ы е р а б о т ы , о т т я — Ф и з и ч е с к и н е в о з м о ж н о г и ^ а ю 1 д и е с р о к р е м о н т а б ы с т р о о д н о в р е м е н н о с к а л ь к у л и р о в а т ь с т о и м о с т ь р е м о н т а н е с к о л ь к и х т р а у л е р о в . Я с н о , ч т о з а д е р ж к и в э т о м о т н о ш е ­ н и и у н а с е с т ь , — т а к о п р а в д ы в а ю т с я р а б о т н и к и п л а н о в о - п р о и з в о д с т в е н н о г о о т д е л а До калькуляции разбивать ведомость на наряды П л а н о в и к и у п у с к а ю т и з в и с е к т о р р у л я д л я в ы я в л е н и я | д у в о з м о ж н о с т ь н е с п е ш а : с к а е т д е ф е к т о в . Р е м о н т н а я б р и г а д а к а л ь к у л и р о в а т ь с т о и м о с т ь р е н е с м о г л а с н я т ь с е к т о р а р у л я , j м о н т а , и з б е г а я з а д е р ж к и с р о - ‘ к о в е г о . Д е л о в т о м , ч т о д о к а л ь к у л я ц и и д е ф е к т н а я в е д о м о с т ь н а н а р я д ы н е р а з б и ­ в а е т с я и т а к и м о б р а з о м д е т а - с н я т ь С о многих траулеров по­ даются дефектные ведомости, не отвечающее предъявляемым требованиям (РТ—33), кото рые приходится неоднократно дополнять , а то н вовсе перо делывать. П р и ч и н а с к в е р н о г о с о с т а в л о м е х а н и к о в с т р а у л е р о в даже в о в р е м я р е м о н т а . Т а к было на Р Т 48, 33 и 2 2 . Н а п о с л е д н е м з а в е с ь год с м е н и л о с ь 1 2 с т а р ш и х меха н и к о в , а в о в р е м я р е м о н т а — т р и м е х а н и к а ( ! ) . С т о л ь ч а с т а я с м е н а с т а р ш и х м е х а н и к о в н е о б е с п е ч и в а е т с о с т а в л ^ н н е ч е т к о й т е х н а ч е с к и - г р а ; м о т н о й д е ф е к т н о й в е д о м о с т и . , 1 Д о о к о н ч а н и я к а п и т а л ь н о г о р е м о н т а н и в к о е м . с л у ч а е н е л ь з я о т п у с к а т ь с т а р ш и х м е х а н и к о в с т р а у л е р о в За четкнй5 техкичееки- гра.ѵ>отный наряд К о г д а к а л ь к у л я ц и я с т о п \ м о ; ‘/ г и р е м о н т а т р а у л е р а з а * к о н ч е н а , н а с т у п а л * п о с л е д н и й н е м е н е е в а ж н ы й э т а п п л а н п р о в а н и я . Э т о с о с т а в л е н и е н а р я д а в ц е х . В н а с т о я щ е е в р е м я п о с л е д н е е в м е х м а с т е р с к и х п р о д е л ы в а е т с я п р о м е ж у т о ч ­ н ы м с к т а д о м . I I н а д о с к а з а т ь п р о д е л ы в а е т с я о ч е н ь , п л о х о . Б ы в а е т т а к , ч т о о д и н и т о т ж е н а р я д д а е т с я п о д в а р а з а . З а п р и м е р а м и д а л е к о х о д и т ь этого 1часто наряды ^состав ляются технически , негра мотно. .Перед намиі наряд JSs 12800 нр, расточку •мотыле вых подшипников для Р Т 50 т р а у л е р о в в ^ м е х м а с т е р с к и х н е м е д л е н н < ж е д о л ж н о б ь т т ь н а л а ж е н о ' , п л а н и р о в а н и е . П е р в ы з ш а г и к Э і о м у ( у к р е п л е н и е р у к о в о д с т в а п л и н о в о п р о он был ь полной исправно­ сти. Впоследствии выясни­ лось, что дефект имеется не в секторе руля, а в цени не приходится . Д в а ра за д а н и я дефектных ведомостей вались 6 нарядов (№ № 6170, і „ п л а н и р о в а н и я ^ в м е х м а с т е р объясняется очень просто: 8170, 5342, 5337, 3502, 3318 ) ! с к и х С Т Т . управление тралфлота д о п у | п о Р Т 2 „Ерш“ и о д и н н а р я д ! В и н т е р е с а х б ы с т р о г о и в ы пер ебро ску старших (№43069) по Р Т зз . К р о м е с о к о к а ч е с т в е н н о г о р е м о н т а Мотылевый подшипник РТ— 50 „Мойва* и наряд ка его ремонт, несвоевременно данный в токарный цех. „ М о й в а 44. Н а р я д № < 12800 с о , и з в о д с т в е н . о т д е л а ) у ж е е д е с т а в л е н 15 м а р т а с о с р о к о м j л а н ы . Т е п е р ь н а д о - м о б и л и з о и с п о л н е н и я н а 23 м а р т а , а ’ в а т ь с я н а п е р е с т р о й к у п л а н о в т о к а р н ы й ц е х о н д а н т о л ь к о І в о й р а б о т ы , н а в ы п о л н е н и е °3 м а р т а . В о т я р к и й о б р а з ч и к ! п р е д л о ж е н и й р а б о ч и х , б р и г а д и р о в и п р о р а б о в м е х м а с т е р с к и х , и с п о л ь з о в а т ь о п ы т к р у п н ы х с у д о р е м о н т н ы х з а в о д о в . ш т у р т р о с а . Т а к и м о б р а з о м , ; л п т р а у л е р а н е . р е м о н т и р у ю т м а с с у в р е м е н и б р и г а д а з а т р а і с я д о т е х п о р п о к а н е у с т а - САВВЦКПЙ (пл.-пр. отдел) ОБЕСПЕЧИТЬ РАЦИОНАЛЬНУЮ ЗАГРУЗКУ СТАНКОВ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ С К Л А Д Т Е Р Я Е Т Д Е Т А Л И УЛУ ЧШ И Т Ь РА БО ТУ СКЛАДА. „ И е р а с п р е д е л и т е л ь , а к л а д Промежуточный склад—э т о , он обслуживается подсобная единица планово- ;ски неграмотными техниче S & Т ф е Е , . » : ° " “00,Ь РС“0,,И производственного- оіделаѴв которые пут.ют д е т а л и . н е с п о с о б с т в у е т п л а н и р о в а н и ю р а б о т ы в м е х м а с т е р с к и х . Д л я т о г о , ч т о б ы н а л а д и т ь д е й с т в и т е л ь н о е п л а н и р о в а н и е р а б о т ы в м е х м а с т е р с к и х , н а д о н а л а д и т ь з а б л а г о в р е м е н н о е о п о в е щ е н и е м е х м а с т е р с к и х о б о б ъ е к т а х п р а з м е р а х р е м о н т а . р а з о и в к у д е ф е к т н о й в е д о м о . л е р о в И отремонтированные с т а в л е н н а я с т о л а м и и полка г о в о р и т с я н е б е з о с н о в а н и я . р а с ш и р и т ь п о м е щ е н и е . П о ­ с л е д н е е м о ж н о с д е л а т ь з а с ч е т п е р е в о д а б р и г а д ы и о б о р у д о в а н и я в д р у г о е м е с т о . П о л ю д ь м и , * б д Щ е д е т а л е й “ — т а к в м е х м а в с е г о с } д н а . | которой концентрируются в с е тт* J ^ | с т о р с к н х в ш у т к у н а з ы в а ю т Н у ж н о т е п е р ь ж е в в е с т и { д е т а Л 1 1 ; д о с т а в л е н н ы е с т р а у Н е б о л ь ш а я к о м н а т к а , з а п р о м е ж у т о ч н ы й с к л а д . Э т о б ( Л е р о в и 0 г р е м о н т п и о в а н н ы е ‘ С т а в л е н н а п о л к а п м е щ е п п е п р о м е ж у т о ч н о г о с к л а т о ч н ы й с к л а д . В э т о м „ о к л а 1 с я н е м а л о с л у ч а е в у т е р и і д а д о лж п о быт ь Р а сш и р е н о д е н е л ь з я с к о н ц е н т р и р о в а т ь . д е т а л е й , н е п р а в и л ь н о й в ы п и в б л и ж а й ш и е д н и . В с е в о з б о л е е 50 д е т а л е й . Ч е т ы р е ч е с к ц н а р я д о в с о с т о р о и ы п Ъ о ' м о ж н о с т н д л я э т о г о е с т ь , л о в е к а . о б с л у ж и в а ю щ и е п р о , ; R ‘ К р о м е т о г о , р а б о т а п л а н о в о - 1 з к у т о ч н ы и с к л а д м е х м а с т е р і м е ж у т о ч н ы й с к л а д и з з а т е 1 “ ^ с л д а . ь е п р о и з в о д с т в е н н о г о о т д е л а о с - ] с к и х . С Т Т р а б о т а е т с к в е р н о , | е н о т ы м е ш а ю т д р у г д р у г у , л о ж н я е т с я т е м , ч т о п р и к а ж - р а б о т е п р о м е ж у р е м о н т а . [ т о ч н о г о с к л а д а в ы з ы в а е т з а Каждому траулеру— СВОЙ J д е р ж к у р е м о н т а т р а у л е р о в . с ч е т ! В н а с т о я щ е е в р е м я £ п р о м е В ц е х а х н а ш е й м а с т е р с к о й « л а в и р о в а н и е с о в е р ш е н н о о т в у т с т в у а т . Н а м н е о б х о д и м о в п е р в у ю г о л о в у н а л а д и т ь п л а н и р о в а н я е в н и з у в ц е х а х , к о т о р о е д о й п о с т а н о в к е Р Т в р е м о н т * н а н е г о з а в о д и т с я о т д е л ь н о е ! н о о н и н о у в е н ч а л и с ь у с п е д е л о . Д л я о б л е г ч е н и я р а б ) - j х о м . Д л я т о г о , ч т о б ы п е р е т ы , п о п р и м е р у б о л ь ш и х с у д о J н я т ь о п ы т б о л ь ш и х п р е д п р н я р е м о н т н ы х з а в о д о в , н а д о п р о - І т и й и з м е х м а с т е р с к и х С Т Т в н у м е р о в а т ь в с е т р а у л е р а п о - | Л е н и н г р а д б ы л к о м а н д и р о в а н п о р я д к у и з а в е с т и н а hux-j Г а л и ц к и й . В м е с т о о п ы т а о н с п е ц и а л ь н ы е с ч е т а , в к о т о о б е с п е ч и в а л о б ы р а ц и о н а л ь п р и в е з н и ч е г о н е г о в о р я щ и е р ы х п р е д у с м о т р е т ь с т а т ь и н а н у ю и п о л н у ю з а г р у з к у с т а н к о в , р е г у л и р о в а л о б ы с р о ч н о с т ь и с п о л н е н и я о т д е л ь н ы х з а к а з о в д л я т р а у л е р о в . Б е е у п о р я д о ч е н и я н о р м в ы р а б о т к и н а л а ж и в а н и е п л а н и р о в а н и я н е м ы с л и м о . А с п о р м а м и у н а с в м а с т е р с к и х д е л о о б с т о и т н е б л а г о п о л у ч н о . М е ж д у п р о ч и м , у р у к о в о д с т в а м е х м а с т е р с к и х С Т Т е щ е в п р о ш л о м г о д у б ы л и п о п ы т к и у л у ч ш и т ь п л а н и р о в а н и е , ф о р м у л ы . П л а н и р о в а н и е п о о т д е л ь н ы е д е т а л и . Э т о н о в о - п р е я с н е м у о к а з а л о с ь н е н а л а . в в е д е н и е о б л е г ч и т и к а л ь к у - ж е н н ы м . I л я ц и ю с т о и м о с т и р е м о и т а . Н а м о б я з а т е л ь н о н у ж н о и с * Ч а с т о к а л ь к у л я ц и я с д е л а н п о л ь з о в а т ь о п ы т п о с т а н о в к и н а я п л а н о в о - п р о и з в о д с т в е н п л а н и р о в а н и я н а б о л ь ш и х н ы м о т д е л о м , б ы в а е т н е т о ч н о й : с у д о р е м о н т н ы х и с у д о с т р о и т о у в е л и ч е н н а я , т о у м е н ь ш е н т е л ь н ы х з а в о д а х . Т о л ь к о п р и н а я . Ч т о б ы э т о г о и з б е ж а т ь , э т о м м ы н а л а д и м п л а н и р о в а к а л ь к у л я ц и о н н у ю к а р т о ч к у н и е м е х м а с т е р с к и х С Т Т и п о с л е п л а н о в о - п р о п з в о д с т в е н - л и к в и д и р у е м , з а д е р ж к у т р а у н о г о о т д е л а н а д о п е р е д а в а т ь л е р о в в р е м о н т е п о в и н е м е х н г р м п р о в щ и к у , к о т о р ы й у т о ч м а с т е р с к и х . п и т с т о и м о с т ь р е м о н т а . I ggi p i 1 1 L НЩИ І8 в ы з ы в а е т п у т а н и ц у , д е з о р г а в с о в Р е м я Р а ^ о т ы в п р о н и з у е т р а б о т у ц е х о в , а в к о > м е ж у т о ч н о м с к л а д е с к о п и н е ч н о м и т о г е з а д е р ж и в а е т в н л о с ь н е м е н е е 1 0 0 0 ч е р т е ж е й и э с к и з о в н а д е т а л и о т д е л ь п ы х т р а у л е р о в . Э т и ч е р т е ж и п у с к т р а у л е р о в и з р е м о н т а . Т а к п р о м е ж у т о ч н ы м с к л а дом заслан наряд № 14028, по которому нужно было из готовить деталь для РТ--16, неправильно выписан наряд № 12800 для Р Т — 50, заслан и наряд № 13784 для Р Т , — 7. Работа п р о м е ж у т о ч н о м о г у т п о с л у ж и т ь б о г а т ы м м а териалѵ)М д л я с о с т а в л е н и я к а т а л о г а с т а н д а р т н ы х з а п а с е к х ч а с т е й — д е т а л е й п е р н о д и ч е с к и т р е б у ю щ и х с м е н ы . У ж е с е й ч а с я с н о , ч т о б е з у щ е р б а д л я т р а у л е р о в м о л е н о и з г о т о в л я т ь с т а н д а р т н ы е м а m si ШШ Вот как выглядит „кладбищз зачазоз- пР>зможуточны^ склад ^ мехмастерских СТТ. ssawMiHMU'r^.-» ИВ. КАТАЕВ. ПЕРВАЯ СМЕН Я (ОКОНЧАНИЕ V — І&виль Васмлыч... Опять на •мхповон затерло... Г Гусев опешит к верхней площадке бремсберга. Внизу, ^на откатке "под колесо сквпа попал камень, там его ножыо горы железнодорожная линия .запалыциком на Кукисв умчорр Все это далось огромнейшим, мучи­ тельным подчас и опасным трудом. Только молодому, полному играю щих сил, дальнозоркому классу, вытаскивают. Верхние плитовые принявшему на себя всю тяжесть ждут. Прибывают и скопляются ва- j переустройства жизни на поверхно гонвткн. Три, пять, восемь .. Затор ., сти эемной коры, было по плечу это Ничего пе было. Ни поселка, героическое начинание. И обо всем этом уже сказаны речи, эасняты ноток, десять... Движение замирает, фильмы, написаны сотни статей и на забоях, у верхних скатов - недо-^очерков, исследования, повести, Тормовной поминутно звгнит наниз, Нет, не вынули еще.. Девять ваг> отача порожняку. Но вот—телефон ны і ввонок снизу: готово. Скпп тро гается. Гусев смотрит на часы. Бремсберг стоял двадцать минут. Нижним откатчикам влепят вычет, чтоб лучше хомотрелв. Но виноваты не одни только откатчики. Полтора месяца спусковым устрой ствам не было ремонта. Обычно их ' ремонтируют в выходные дни. Но выходные в последнее время отме­ нены: срочная работа, экспортные зажагы. Оправдывается ли эта спешка —большой вопрос. Все спуски руд- вика расшатались, сдают. Из две­ надцати скатов три раэбнты чинятся. Выручает сегодня только концевой бремсберг, простейший, где вагонет хи сами скатываются по наклону на тросах. , Апатитовый рудвик живет уже три с половиной года. Он расплаьн рован, оборудован, механизирован,— в главнейшем процессе производ­ с т в а : - в «пуске руды. Он снабжен пневматикой, буроваправкой, вагонет в я х жарком, желевными колеямя. Достроена каменная мехаиичеокая ма#т*р*вая. Подведена к «гмому под поэмы. Хибинский труд, его подвпж ники, его вдохновители оценены по эаслугам, прославлены. И первый круг строительства здесь, как н по ісей стране, ввкончен. И уже пред' явлены новые требования. Построен­ ное—освоить. Расставленными меха низмами—овладеть. Механизацию труда—преодолеть и усилить. Работ ников—обучить и переобучить. Сде­ лать работу производительней, про­ дукцию—дешевле, трудовую схватку челов*ка с косными силами природы —еще более стройной, расчитанпой, победной. Апатитовый рудник Кукнсвумчор- ра только еще вступает в этот но­ вый, нелегкий круг заданий. У Гусева, пока стоял на бремс­ берге, закоченели ноги в тонких валевцах, он идет в медпункт. Но дороге справляется у счетчицы ва­ гонеток: сколько?—С южного прошло шестьдесят семь. Сменная норма гут—сто шестьдесят. Смена получается прорывная... Гусев сидит, вытянув ноги в печ­ ке, пошевеливает в валенках паль­ ни равработанных карьеров, ни мастерских. Жил в палатке, потом на черлаке. Б\рили вручную. Руду подвозили на дере вянных тачках, грузили в деревян ный ящик на полозьях, спускали по деревянной колее. Была досча тая кузннца, обшитая тол'ем, с од ним походным горном. На станцию Апатиты, ва двадцать пять кило метров, руду отправляли на под водах, потом—в канадских саня«— тракторами. Полуторамесячная ночь погружала во тьму Кукисвумчорр и его обитателей. Бураны и метели погребали в снегах убогое жилье, засыпали пути и карьеры. В долине тогда еще было тихо, малолюдно. Летом, вечерами, Гусев ловил форелей в студеной, зуболол ной воде родников. Но месяц от месяца становилось шумней, при бывало народу, ухали взрывы, за озером поднимался, стучал топора ми ювый город,—форели иодева лнсь куда-то, да и некогда стало ими заниматься. Рудник ширился, опоясывал карьерами пирамидаль ную вершину г. ры, обрастал петля ми железных путей, неспадал дос чатыми ручьями лестниц, скатов, бремсбергов. И как там за уступом прибавлялся утсуп, так по­ шла в в е р х по у с т у п а м к в а л н ф и к а п и й производственная жизнь Гусева. В тридцать первом году он был уже десятником на. вабое. Потом его выдвинули штей Начал» ем. „П. правда* №71. 1 ралея из Карелгранита В марте трвдцй^оге года он переб і гером на |срыле. И вот уже больше і * иа о гв в в Хибины- ‘ года сн -^мевный техник, первый чѳловок па горе, после заведующего рудником. — Двадцать—тридцать. На гору под нимаются запальщики—закладывать длинные шурфы, г о т о р и г ь работу последней смене. На скиповом сно ва неладно Теперь груженый скпп соскочил с рельсов почти у самого верха. Плитовые с вагами возятся и даже техническая грамотность, как выяснилось поел**,—сомнитель ны- Один не главных недочетов,—на стыках рельсов конструктор не дал бетонных 1 'одушек, полотно полу чилось неровное, тряское иэтоотра жается на ^одв ктети. Другие недо стзткн—в оборудовании. Диагональный часто подводит руд- -будет Выво в люке. Нужен бы домкрат,—и нет] ник. Вот и сегодпр он стоит на горе домкрата, хоть но раз ори ■пять суток ремонтироваться ставал с ним Гусев к конторе, зят старички лопарские. Они рабо- іьще одни простой минут на де тают бойко. Остановок за всю смену сять. I не было —Ну, и путаная же смена, чтоб I Гусев поворачивает назад, к скн- ее,—ругается Гусев—Прямо не было п о в о м у . Навстречу по рельсам катят такой... " ся вагонетки с рудой. Гусей спускается книзу, на глав Рудник должен выложить в этом ную, проходит в конец галлереи году перед страной восемьсот тысяч посмотреть лопарскио бремсберги, тонн товарной апатитовой руды. Они «овутся так потому, что выхо Уже в тр»тьам квартале ои будет дят в Лопарскую долину, к под давать три тысячи тонн в суткп, ножью горы, к самой эстакаде, отку в четвертом—пять и пять с полови­ ла загружаются вагоны железной ной тысяч. Такова прогрессия, до- дороги. ступ ная только социалистическому Они скатывают по одной вагонет предприятию. Для того, чтобы сбро- ке за раз, и опускаясь на тросе, сить с горы эти могучие каскады груженая вагонетка го склада требует немедлен (зленки, пальцы, ролики, че ного улучшения, для этого |келя, цепи штуртросов и т. д. во-первых, в склад нужно :Сейчас же, на каждой серии .. Р Т эти детали разнообразны, дать технически грамотный r г обслуживающий персонал и А . Зак. обломки хибинских минералов. В теснсй комнатушке конторы Здесь—почетнейший предводитель Гусев составляет итоговые сведе их—тусклый зеленоватый апатит ,! ния. Смена дала . ятьсот тридцать друг и сожитель его--мутно-серый нефилин—камень, с таким же бога тым промышленным будущим; брус ннчно-розовый эвдиалит, по местно му-лопарски—кровь, годный для получения циркония; фиолетовый, с крупными прозрачными кристалла ми флюорит, идущий на изгоювле ние плавиковой кислоты; ржаво- красвый сфеп—будущие титано вые белила; искристый пирротин, на тридцать процентов насыщен ный серой; молибденит, ‘Тонкими, сверкучимн пластинками вкраплен ный в породу; тяжкий, железный титано-магнетит; траурный, уголь но-черный и чьрно-зеіеный эгирин, сложенный пз длинных иголчатых кристаллов; ловчоррит, содержащий торий, с ввду-'отвердевший сто лярный клей—застывшая жввая магма; юкспорит, розово-желтый, как ломоть ососины; лампрофиллит— весь в подно-красных хрупких звез дения. Оказалось, что бремсберг сконст руирован неважно, с ошибками. Проект делал в Ленинградском от делении троста Апатит некий про­ фессор Чистяков.—ирофеессротве его Т о н к и й гудок компрессорной вьет ся наверху, облетает карьеры. Два часа. Смена закончена. В том треугольном доме на бѳрѳ гу Малого Byд ‘явра, в thxgm эале на етолах и в витражах почиют острые нежные краски, кристаллические узоры, целый окаменевший поляр ный оад мииералов, который мог бы пленпть и дэндистскп-сошурен ныйвзгляд разочарованного Уайль _____ ___ _________ втаскивает руды, нужны новые спусковые уст- дах; прекрасный астрофиллит с кверху порожнюю—попросту и без ройства -прежними их не одолеть Это I черно-розовым веером кристаллов, затей. j предусмотрено. На юином склоне, IИ еще десятки граненых пмен, Рядом с лопарскими построен J за Лооарскими бремсбергами, в тело диагональный брем« б рг, двести . горы врезают длинную штольню, а пятьдесят метров длиною, опускаю ] сверху с четыреста семдесят второго щпй в железной клети ѵсразу по ] горизонта проходит вертикальная три вагонетки,—пропускной способ і шахта. К началу четвертого квар- ностью более трех .тысяч тонн в *тала они должны сомкнуться иод сутки,—спла и гордость рудника *прямым углом. Руда будет ссыпаіь- Он лежит по диагонали горы точно | с я по шахте в бункер, а оттуда на гигантский рог изобилия. Его смон вагонетках п йдет к эстакаде. Этот тировали из советского оборудова j же шахтный сиуск ляжет в основ# ния, клеть и многие детали смосте *будущей подземной разработки апа- рили у себя на руднике, вм любоітита—новыми шахтами и штреками, вались, как превосходным делом А впереди, в пректах, маячит уже своих рук, на него надеялись. . , подвесная канатная дорога: прямо По дпагональному не повезло)от карьера—иа обогатительную... ещ*і до его производствевного рожі п ѵ л rvnnw «пй па .л п - пяіь тонн, вм*.сто семисот тонн задания. Вчера выдали пятьсот шестьдесят восемь Прорыв углуб ляется. Рядом, за перегородкой новичкп— рабочие'слушают доклад о технике бозопаоности. Половина четвертого. День — в последней белизне и силе. Гусев возвращается дом* й, сбегает по лесенке в глубокий ов »аг Лопарки. Быстрая, незамерзшая речка серой, металлической лентой пробивается среди пушистых снежкых мысков и наносов. На т^й стороне овра га бревенчатый рубленый дом инжѳ нерно технических р а б о т и и к о в . Гусев поднимается к себе, на вто рой этаж. В комнато его, оклеенш й по стенам чистыми газетами, обжи той и опрятной—тепло. Эго самое важное здесь, в Хибинах, когда тепло. А Насилий Васильевич Гусев к кому же—домосед. Ои не признает кино и клубных у весел е»•!й, из до му после работы выходит только на деловые собрания, в город эа всю зиму выбѳоется раза два, от силы три. Да и но очень то запры гаешь после смены,—за день набе гаешься, одни под‘емы и спуски да. Но эти камни созданы не толь чего стоят. Ксли бы сложить их за ко для любованья,—почти все они полезны промышленно. И все—неза меннмы для научного исследования, ибо нигде в мире, кроме Хибин, не найти такого многообразия минера три-то года и вытянуть,—сколько бы тысяч километров получилось. Кр ме того: в свободное время Гусев занимается В прошло^ году они туг группой лов, частью неповторимых вовсе и Iсдали на штейгера. Но для того, впервые здесь найденных ,-в такой ; чтобы получить официальное звание, первородной чистоте и свежести. І вужио пройти через эксаертную Свойственная арктическим широ комиссию. Сейчас у них идет пере там замедленность химических про цессов и о бн аж ^щ а я деятельность великого ледника помогли учредить подготовка и включились еще но вые ребята, пз десятников. Летом поедут в Ленинград э заменовать ся этому природному древлехрани ся. А после... После думает Гусев лишу, ныне открытому для глаза выписать заочный институт горно ученого, для деловой руки хозяй j го дела п подготовиться на иняе етвенняка. ч ^ ; нера. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz