Полярная правда. 1933, март

МУРМАНСК—БАРЕНЦЕВУРГ'-.МУРМАНСК „ С ѳ д о в ц ы * и м е ю т п о л н о е п р а в о н о с и т ь з в а н и е п о б е д и т е л е й п у т и к ш п и ц б е р г е н с к о м у у г л ю . О н и п е р в ы е , в н е о б ы ч н о е в р е м я г о д а , в п о л я р н у г о н о ч ь и ш т о р м о в у ю п о г о д у , с о в е р ш и л и р е к о р д н ы й р е й с и з М у р м а н с к а в * Б а р е н ц б у р г . З а т р с е с у т о к „ С е д о ь ‘‘ д о с т а в и л с п а с а т е л ь н у ю э к с п е д и ц и ю Э Д Р О Н ' а к м е с т у р а б о т ы . Д а ж е к а п и т а н и з у м л я е т с я т а к о й у д а ч е й . Н и к т о и н п к о г д а н е х о д и л в т а к с е в р е м я и в т г . к о й к о р о т к и й с р о к н а < Ш п и ц б е р г е н . П р о ш л ы й р е й с , к о г д а „ С е д о в м ш е л в м е с т е с Д і а л ы г н н ы м " А р к т и к а д а л а с е б я з к а т ь . Т о л ь к о н а о д н и п о и с к и п о р т а у ш л о ш е с т ь с у т о к . . М о р я к и ч у в с т в о в а л и С е р е г , с л ы ш а л и ш у м ’Ъ р и б о я , н о п о р т а н а й т и н е м о г л и . П о ш е с т н а д ц а т ь ч а с о в в с у т к и п р и в о д и л о с ь с т о я т ь чн а в а х т е н п р о м е р я т ь г л у б и н ы . . С е д о в " н е м о г о п р е д е л и т ь * с я , м е ш а л а т е й в з я а р к т и ч е ская н о ч ь . М о ж н о б ы л о н а й і и свое м е с т о н а к а р т е т о л ь к о п о радиопеленгу. Но это б ы л о под новыіі год, норвзжские j радиостанции передавали кок j церты, посылали в эфир ново годние пожелания, а пеленга] не давали. И только товарп щеская помощь „Малигипа" помогла „Седову", точный пеленг был передай с сове* ск го на советский ледокол. Через несколько часов моря ки „Седова*4 о избытком от благодарили „малыгпицев*. Всему миру известно, К8і: „Малыгин4 сел на банку в Айс-фиорде. „Седое4 би? единственным свидетелем этой трагической аварии. Немедленно были спущены все шлюпки и посланы на спасение Не легьо выгребать в штормовую иогоду, Но моря кам с „Седова" было еще труднее: ва вс* шлюпки не хватало яспыіанных гребцов, пришлось в шлюпки са жать неопытных пассажиров горняков. Во время спаса тельных работ произошел' случай, едва ие ставший трагическим. Во время подхо да шлюпки, „Малыгин* не ожиданно дал з а д н и й х о д и п о д н я л б о л ь ш у ю в о л н у , к о торая смыла матроса Mupoj новского за борт. Мироновский не растерялся и продержался на ледяной воде до подхода шлюпки. О своей героической рабо-'. тс у „Малыгина" „седовцы" рассказывают спокойно п скромно, но за *то сколько возмущения вносят они в своп" рассказы* о иераспоря дительпости и бесхоз; йстііен ности отдельных руководите лей нашем колонии иа Шпиц бергене, о бездушном отн ше н и и портового начальства к бытовым нуждам моряков - ІІас отдраыі ш на Шпиц Сергеи без сапог и вотировок, —говорит матрос Кош сип.—Ка питай* просил па Шпицбергене обув?» и одежду для ком нды, указывая, чю людей нужно обязательно одеть потому, что эта же команда будет нужна' самим же иредсчаві телям трест а „Арктпку голь“. Капитану отка-*ал»Гв прось бе, - в услугах команды, зая­ вили , не нуждаются. В плохой одежде, дырявых сапогах команда продолжала свой опасный рейс. Айс-фи- орд—залив льдов еще мало зна ком советским морякам, там не было глубинных исследова­ нии, к тому же он нисколько не защищен от ветров. Ветры свободно гуляют по этой зеле поп водяной площадке и под нимают большие волны. Однаж ды, когда „Седов*" близко стоял на якорях у „Малы гпнал, якоря ие выдержали и волны понесли „Седова* сначала иа б: нку, а п о т о м на „Малыгыіа44. Опасность была близка. Но „седощы*4 не I т г т е j.. ял нсь, выб j !а ти я кор я и машіыа ледокола увела мр рякои с опаси >го мес;а. В это же время погибли баржа и бот, которые прннад лежали , Арктикуглю4* Моря ки предупреждали горе-морг плавателей из этого треста, что надо крепче и умело за крепить у ледокола баржу и бот. ІІо трестовики не послу шались моря&ов, а команда состояла из горняюв, солер тііе іпо не знакомых с мор­ ским делом. По этой же при от не угони ли еще одну баржу, взятую в Барснцбурге. И тогда, когда ие стало барж, вспомнили о пароход­ н ы х ш лю п к а х . Иа б о л ьши х б а р ж а х еозпли в п е р в ую оче редь. .. н а р з а н , а н а у т л ы х п а рох одних ш лю п к а х п р и к а з а л и п е р е в о з и т ь к р у п н ы е м я с ­ ные т у ш и . - Не тучгине успехи показа ли „мореплаватели** из тре­ ста „Арктпкуголь** на спаса­ тельных работах. Они доста­ вили слабую пожарную маши ну и ею думали откачать „Ма лыгнна“! Моряки в шугку прозвали эту , спасательницу** пёих-ыаишной и она блестя ще оправдала свою кличку. В самом иачале работ она ,,за:;сиховала * и отказалась работать. —Мы считаем нужным ра зоблачить все это легкомыс­ лие ,—говорит тот же матрос Кешкин,—Питому что В АрКГИ ке оно, в особенности, нетер и имо. П« э ому с большим жела нп».'М мы шли встречать мощ­ ный ледокол „Ленин*, кото­ рый шел на помощь „Малыги ну4*. У нас испортился ком- па*, по и это ие остановило командование нашего судна. Мы шли по „месяцу** и при­ вели „Ленина** в порт. С приходом ..Ленина" осво­ бождается „Седов**. Ему надо спешить на зверобойный нро мысел. Но штормовая погода не позволяет пассажирам пе­ ребраться па ледокол. Двое суток ждачп пассажиров. Команда решила положить ко нец этому бесцельному про стою и в штормовую погоду, за 7 часов перевезли 115 че­ ловек с солидным багажом. На вторые сутки хода в Мурманск, „Седова** захватил с>ровый океанский шторм. Одйинадцатибальные волны клали ледокол на 47о, но они долго не могли заставиіь ка­ питана отказаться от хода по курсу п леч«> в дрейф. Уже отказался от работы пзмучениый кок, он не в со- стояпип был больше ловить своп баки и кастрюли, псиол няющие замысловатые танцы иа камбузной плите. Котега- ров катало по металлическим плитам, и они е с о таки шуро вали, дсржі ли высокий пар На отвратительной угольной ныли „Седов1* шел одиннад­ цать миль в час. И когда уже кочегары совсем выби­ л и с ь и з с и л , н е м о г л и у д е р ж а т ь с я * н а н о г а х , н а м о с т и к п о д н я л с я с т а р ш и й м е х а н и к К а п и т а н у д о в л е т в о р и л п р о с ь б у м а ш и н н о й к о м а н д ы и п о с т а в и л с у д н о н а в о л н ы . С л а в н ы й л е д о к о л п р е к р а т и л ; с т р е м и т е л ь н у ю и о п а с н у ю к а ч і к у и ^ і а л ы м х о д о м , т о н о х о т я в з б и р а л с я н а в о л н у , т о л ѳ н п в о в а л и л с я в н и з . „ С е д о в * д р е й ф о ф а л . В М у р м а н с к е „ С е д о в * * п о л у ч а е т н о в ы й п р и к а з : о п я т ь и т - т и н а Ш п и ц б е р г е н . Р е з у л ь т а ­ т ы э т о г о р е й с а у я с е и з в е с т н ы . „ С е д о в 4* — к а п и т а н Ш в е ­ ц о в Д , И . и в с я г е р о и ч е с к а я к о м а н д а д о к а з а л и , ч т о н а Ш п и ц б е р г е н м о ж н о х о д и т ь в с е г д а . К о н е ц р е й с о в о м у с е з о н у , с о в е т с к и е м о р я к и п р о л о ­ ж и л и в е р н у ю д о р о г у н а э т о т д а л е к и й о с т р о в , д о р о г у , к о т о р а я о т к р ы т а к р у г л ы й г о д . Р е й с ы . . С е д о в а * э т о — ц е н н е й ш и й в к л а д в д е л о о с в о е н и я А р к т и к и , в е л и ч а й ш а я п о б е д а а о х о з я й с т в е н н м у о с в і е н и ю « э т о г о м а л о и з в е с т н о г о и с у р о d o r o р а й о н * н а ш е г о з е м н о г о ш а р а . В. С. Исключигел ьная за&лу г а 7капитана Д. И. Шве­ цова и самоотверженной команды ледокола „Се- заключается в тем. что они неопровержимо доказали полную доступ несть и возможность ре гулярных рейсов на Шпиц берген в течение всего года. Страна пролетарской диктатуры, под руковод ством ленинской партии, одерживает одну за^дру гой блестящие победы и в ледяных просторах Арктики. Разговор с капитаном ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА НАД АРНТИНОЙ! *І 1 вт таких крепостей, которых бы нѳ могли взять большевики...* Этот лозунг еще ра з под твердили „ гедовцы \ Ударной работой и энтузиазмом эки паж ледокольного парохода „Се дэва, под руководством опит ного судоводительского соста ва и при стальной партийной дисциплине, достиг небывалых темпов в области полярного плавания . Последний рейс на Шпицбер ген сделан в десять дней! В истории Груманта не было случая ' сообщения с остальным миром в период полярной зимы . Норіежцы, жители полярных окраин < недоверием смотрели на* на ши замысли Они с убежде наем считали плавание на Грумант возможным только четыре месяца в году . < овет ский флот , в лице л* д окол a j „Седов", благодаря героине] екой и сознательной работе I моряков, умелому руков детву , | )доказал возможность освов\ ния арктических богатстч Груманта—круглый год. Значение двух последних рейсов „ Седова “— огромно. По лярные плавания на Грумант , считавшиеся до сих пор ригко ванными и даже певыппти мим—становятся при іл!ли­ нии ледокольного флота —обы денными. Переход северного транспорта на арктические угли теперь уже не „цечта, а действительность. \База д гя будущих воздушных сооб щений с Америкой через по люс (кратчайший путь)—за воевана. і Теперь яседовции готовят ся итти на промысел мор ского зверя и заверяют сов°т ское правительство и пар тию, что , достигнув нсбыва л и х успехов в арктическое плавании, перенесут весь до битый опит и энергию на предстояѵ{ий промысел, доби ваясь большевистского коли чества и качества . Темпов не сдадим, флага не спустим! Штурман 7і jx „Седов" ХУДЯКОВ .. " Дмитрий Иванович ветре-j тил пас добродушной и хп-! тровьтой улыбкой прищурен­ ных глаз. Капитан ПІвецоѣ не часто видел корреспондентов у себя на борту, а между тем у не­ го было очень много исклю­ чительно интересных эпизо­ дов героической борьбы че­ ловеческой воли с морской сти ѵііеп. 10 лет плавает Дмитрий Иванович Швецов. Он—под лішный человек моря. Глу­ бокое знание морских н у *еіі огромный , опыт выработали уверенность, уверен пость • скромную, ио побеждающую | с точностью расчета, помно-! ясеииого иа бесстрашие. Из всех 40 лет едва ли не самыми интересными, самыми отважными были пять лет плавания в арктических водах, особенио последние три года, годы социалистического осво ения Арктики. Между прочим, почти неизвестным остался исключительный рейс на Щпицберген в декабре 1931 года. Поедоставим слово об этом рейсе самому Швецову: — В иачале декабря { 1931 года я получил срочное задание—доставить па ледо коле „Сибиряков4 из Аріап* гельска на Шпицберген взрыв чатые вещества. Они были крайне необходимы для гор норудпых работ, которые еще толіко развертывал „Арктик уголь*. 100 человек сидели б ’З работы, дожидаясь этих взрывчатых вепкетв. Келн они не будут срочно достав лены,—пе будет подготовлен уголь к навигации. оадапие было очень г.ажпое и огветствепгк е. По и рНііК был Г| омаднеіі inни. До этого ііпкто не холил на ПІ;інц^еі»г*-н :іт судах м о і і і н о сти .(Сибиряк »ва*’ и „Седова4* в такие штормовые месяцы, как декабрь—март. Наш реііс первый репс в штормовую иогоду. Польрная ночь. Очень труд но ориентироваться. Легко бы ло натолкнуться на айсберг. А столкновение при таком грузе, который был у нас— верная гибель, взлет на воз дух. Выбор между важнейшим заданием и риском был сразу уже ьредреше/і. Собственно говоря и выбора то ие было. Пошли выполнять заданно с твердой решимостью выпол нить во что бы г*о ли стало. Морс штормовало, мы лави розалн между льдов, прпш лось далеко обходить г.йсбѵ р пг, п< дойтик берегу в темноте, было чрезвычайно трудно. Ориентировались по радио-пе ‘липѵатору, по па него не бы ;ло твердой надежды, т. к норпежская станция нас пре ’ дуп ре ждала, что наш і;елииг j неверный. Напряжение , ош-.с ; іюсть возросли до чрезвыч.мн ' НОЙ Степени * Мы шли осторожно, нащу ! пылая путь и берег. I Наш і іглзнг оказался вер ; н: і\f . М о й е 11 ыт ие оГманул уікчіи и в о гот {М'-ніа?.'Щип ! момент, плюс і е^-о»іЧ«-с;:ая *работа команд:.! „Команда ^у меня была па я т г / ‘—у л ^ j баясь подче[ікпі*ает ДмитрН!! ■•йраилвич. .Сиилряко с бпгспопучно досгапил и е д ' л ответствен­ ный груе и вернулся в Мур­ манск,. г.робь’з в рейсе 23 дня. 28 декабря 1901 г вышел ирп к аз пач ал ьнш;а Му р^і ая ского порта: ., 06'являю благодарность кап итану л \п „ Сибиряков " Д . П. Швецову за исключи тельное руководство и орга низацию по доставке и ра з грузке материалов для „Арк тику гляи. Выдать тов Шве цову премию 300 рублей 14. Исключительно заслужен ная награда. Перг> к ;і, с г»мп іі тру дн и й ш а г по освоению пѵти на С 4 і < Шпицберген в штормовые месяцы был сделан. с- * * —В декабре 1932 г., - рас­ сказывает дальше т.* Шве­ цов,—я на л к чСедов“ шел ка Шпицберген вместе с „Малыгиным" Иа „Седове радио-пелингатор был неис- пизвный. ИІли без пслппгато- ра і>/ с к быт чрезвычайно большой, н о вернуться обрат по—значит сорвать рейс, а на э т о пи я, пн команда помог­ ли пойти и нвк гда ие по- нп-т бы. История с „Малыгиным* известна. Сделав ряд отваж­ ных, но к сожалению безу спешных попыток сиять „Ма­ лыгина*, 5седовцы“ перевезли всех пассажиров к себе и бтагополучно доставили их в Мурманск. 7 марта, с экспедицией ЭПРОН*а. на борту, „Седов", пошел впручать „Малыгина". —Этот последний рейс,— рассказывает Дмитрий Ивано­ вич,—был рекордным. Уголь нам дали очень скверный— одна пыль. И ка таком угле мы в трое зут-ік 18 часов до­ шли до І.^пицбергена, делая по 11 узлов в час при штор­ ме, в 0—7 баллов в среднем. Героическая работа кочега- ров—вот чему мы обязаиы таким р е з у л ь т а т а м . Они устроили соревнование: кто выше будет пар держать и соревновались с честью. Ког­ да шли обратно шторм д е р ­ жался в 9 баллов. • 17 марта .Седов" вернулся в Мурманск, выполичв зада ние. „Содовцы" сделали ре­ кордный рейс. В 10 дней туда, выгрузка и обратно, в штор­ мовое время. Теперь путь на Шпицбер ген—обычный путь в любое время года. —Я,—г о в о р и т Дмитрий Иваиович,-так не задумываясь п йду, дай только ледоколь- вое судно и пелингатор. II другие капитаны не имеют оснований считать такие рей­ сы каким то особым герои­ ческим подвигом. Никакой романтики. Да, никакой романтики. Со ветский капитан Швецов, со­ ветская команда, советский ледокол сделали пугь на Шпицберген обычным доступ ным путем в самые штормо­ вые месяцы, в любое время года. Ио именно в этом и есть иодлинно-рсволюционпая романтика. Ант. ВОДИТЕЛИ л : До КОЛА „СЕДОВ4*: огерху, спрсза нзпгво капитан— ШВЕЦОВ Д. И., стГштуг.ман ЛМВЧМОВ И. И., секрет рь ячейки МАК а рш ь А. Я., в сере- дине—пгел. гудк^ма НЕФЕД08 Н. В. вниз^: редактор ста -газег АФАНАСЬЕВ, И. Я. к^чйгао ЗВЯГИН, А. комсомол BRJCTE Когда стрелы солнца стали пронизывать полярную ночь и на горизонте вырисовывал­ ся грозный Грумант, л/к „Седов" с лозунгом: „Вырвем „Малыгина" из ледяных ког­ тей Арктики в минимальный срок**, форсированным ходом шел вперед. 8 часов, смена вахт. На вах­ ту стали почти все комсо­ мольцы, начиная от штурмана Чернего и кончая кочегаром Макаровым. . Комсомол вел судно, на липах можно было прочесть только уверенность и напряженное внимание. Чет­ кость в работе, дисциплина, точность исполнения. Ком­ сомольцы крепко усваивают боевые качества советского моряка. Капитан Д . И. Швецов уже много часов не сходит с мо­ стика и руюводит йсем, он также спокоен и четок. Радиотелеграмма с „Лени- па": .Стал якоре Гори тир — 75° OS мин . долг .—/£° 36 мин. идите моему пеленгуи. Теперь Маркони, ворочая рамку радиопеленгатора, да вал пеленги „Ленина", кото­ рый в этот час являлся радио­ маяком. Определились. Рулевому курс № 075 . Уже видны „Ленин- и ГринГарбург, горы которого ослепительно белые принялп зелен >в ітый фантастичес шй от \ енок. ____ % Г р у м п и в и з в е с т н ы й п е р и о д в р е м е н и п р е д ' - т а н л н е т с « » б о ю а р х и п е л а г , с о с т о я щ и й и з м н о ­ гих о с т р о в о в , с о е д и н я ю щ и х с я з и м о ю В ДОВОЛЬНО о б ш и р н ы й с п л о ш н о й м а т е р и к . Нежная холодность гор, лед окрашивающийся в зел«- ньт цвет, переливающийся трюмными бликами изумруда. Потом блестящий свег рас цветил все, окрасил пурпур­ ными отбл< сками зари снеж ный покров ледяных гор и внезапно превратил зловещую глубину в светлый всеми цветами радуги переливаю­ щий ковер. Так встретил нас Шпицбер ген. Вся эта красога после полярной ночи, штормов и спегоиадов—ослепила. Особен н о почувствовати это комсо мольцы, которые еще не знали красоты Севера. Мы пришли полные решимости победить разжав когти ночи и шторма Три свистка. Салют „Лени н у \ Без слов, поняв, „Ленин’* нарушил монолитность льда' и сделав во льду фарватер, пропустил „Седова14, который и отшвартовался у пристани Баренцбурга, под шум и радостные приветствия горня­ ков и рабочих. Опи с нетер­ пением ждут вестей о соци­ алистической стройке на ма­ терике советской страны и хотяі поделиться своими до­ стижениями. 3-й штурман л'к „Седов" Черного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz