Полярная правда. 1933, март
МУРМАНСК—БАРЕНЦЕВУРГ'-.МУРМАНСК „ С ѳ д о в ц ы * и м е ю т п о л н о е п р а в о н о с и т ь з в а н и е п о б е д и т е л е й п у т и к ш п и ц б е р г е н с к о м у у г л ю . О н и п е р в ы е , в н е о б ы ч н о е в р е м я г о д а , в п о л я р н у г о н о ч ь и ш т о р м о в у ю п о г о д у , с о в е р ш и л и р е к о р д н ы й р е й с и з М у р м а н с к а в * Б а р е н ц б у р г . З а т р с е с у т о к „ С е д о ь ‘‘ д о с т а в и л с п а с а т е л ь н у ю э к с п е д и ц и ю Э Д Р О Н ' а к м е с т у р а б о т ы . Д а ж е к а п и т а н и з у м л я е т с я т а к о й у д а ч е й . Н и к т о и н п к о г д а н е х о д и л в т а к с е в р е м я и в т г . к о й к о р о т к и й с р о к н а < Ш п и ц б е р г е н . П р о ш л ы й р е й с , к о г д а „ С е д о в м ш е л в м е с т е с Д і а л ы г н н ы м " А р к т и к а д а л а с е б я з к а т ь . Т о л ь к о н а о д н и п о и с к и п о р т а у ш л о ш е с т ь с у т о к . . М о р я к и ч у в с т в о в а л и С е р е г , с л ы ш а л и ш у м ’Ъ р и б о я , н о п о р т а н а й т и н е м о г л и . П о ш е с т н а д ц а т ь ч а с о в в с у т к и п р и в о д и л о с ь с т о я т ь чн а в а х т е н п р о м е р я т ь г л у б и н ы . . С е д о в " н е м о г о п р е д е л и т ь * с я , м е ш а л а т е й в з я а р к т и ч е ская н о ч ь . М о ж н о б ы л о н а й і и свое м е с т о н а к а р т е т о л ь к о п о радиопеленгу. Но это б ы л о под новыіі год, норвзжские j радиостанции передавали кок j церты, посылали в эфир ново годние пожелания, а пеленга] не давали. И только товарп щеская помощь „Малигипа" помогла „Седову", точный пеленг был передай с сове* ск го на советский ледокол. Через несколько часов моря ки „Седова*4 о избытком от благодарили „малыгпицев*. Всему миру известно, К8і: „Малыгин4 сел на банку в Айс-фиорде. „Седое4 би? единственным свидетелем этой трагической аварии. Немедленно были спущены все шлюпки и посланы на спасение Не легьо выгребать в штормовую иогоду, Но моря кам с „Седова" было еще труднее: ва вс* шлюпки не хватало яспыіанных гребцов, пришлось в шлюпки са жать неопытных пассажиров горняков. Во время спаса тельных работ произошел' случай, едва ие ставший трагическим. Во время подхо да шлюпки, „Малыгин* не ожиданно дал з а д н и й х о д и п о д н я л б о л ь ш у ю в о л н у , к о торая смыла матроса Mupoj новского за борт. Мироновский не растерялся и продержался на ледяной воде до подхода шлюпки. О своей героической рабо-'. тс у „Малыгина" „седовцы" рассказывают спокойно п скромно, но за *то сколько возмущения вносят они в своп" рассказы* о иераспоря дительпости и бесхоз; йстііен ности отдельных руководите лей нашем колонии иа Шпиц бергене, о бездушном отн ше н и и портового начальства к бытовым нуждам моряков - ІІас отдраыі ш на Шпиц Сергеи без сапог и вотировок, —говорит матрос Кош сип.—Ка питай* просил па Шпицбергене обув?» и одежду для ком нды, указывая, чю людей нужно обязательно одеть потому, что эта же команда будет нужна' самим же иредсчаві телям трест а „Арктпку голь“. Капитану отка-*ал»Гв прось бе, - в услугах команды, зая вили , не нуждаются. В плохой одежде, дырявых сапогах команда продолжала свой опасный рейс. Айс-фи- орд—залив льдов еще мало зна ком советским морякам, там не было глубинных исследова нии, к тому же он нисколько не защищен от ветров. Ветры свободно гуляют по этой зеле поп водяной площадке и под нимают большие волны. Однаж ды, когда „Седов*" близко стоял на якорях у „Малы гпнал, якоря ие выдержали и волны понесли „Седова* сначала иа б: нку, а п о т о м на „Малыгыіа44. Опасность была близка. Но „седощы*4 не I т г т е j.. ял нсь, выб j !а ти я кор я и машіыа ледокола увела мр рякои с опаси >го мес;а. В это же время погибли баржа и бот, которые прннад лежали , Арктикуглю4* Моря ки предупреждали горе-морг плавателей из этого треста, что надо крепче и умело за крепить у ледокола баржу и бот. ІІо трестовики не послу шались моря&ов, а команда состояла из горняюв, солер тііе іпо не знакомых с мор ским делом. По этой же при от не угони ли еще одну баржу, взятую в Барснцбурге. И тогда, когда ие стало барж, вспомнили о пароход н ы х ш лю п к а х . Иа б о л ьши х б а р ж а х еозпли в п е р в ую оче редь. .. н а р з а н , а н а у т л ы х п а рох одних ш лю п к а х п р и к а з а л и п е р е в о з и т ь к р у п н ы е м я с ные т у ш и . - Не тучгине успехи показа ли „мореплаватели** из тре ста „Арктпкуголь** на спаса тельных работах. Они доста вили слабую пожарную маши ну и ею думали откачать „Ма лыгнна“! Моряки в шугку прозвали эту , спасательницу** пёих-ыаишной и она блестя ще оправдала свою кличку. В самом иачале работ она ,,за:;сиховала * и отказалась работать. —Мы считаем нужным ра зоблачить все это легкомыс лие ,—говорит тот же матрос Кешкин,—Питому что В АрКГИ ке оно, в особенности, нетер и имо. П« э ому с большим жела нп».'М мы шли встречать мощ ный ледокол „Ленин*, кото рый шел на помощь „Малыги ну4*. У нас испортился ком- па*, по и это ие остановило командование нашего судна. Мы шли по „месяцу** и при вели „Ленина** в порт. С приходом ..Ленина" осво бождается „Седов**. Ему надо спешить на зверобойный нро мысел. Но штормовая погода не позволяет пассажирам пе ребраться па ледокол. Двое суток ждачп пассажиров. Команда решила положить ко нец этому бесцельному про стою и в штормовую погоду, за 7 часов перевезли 115 че ловек с солидным багажом. На вторые сутки хода в Мурманск, „Седова** захватил с>ровый океанский шторм. Одйинадцатибальные волны клали ледокол на 47о, но они долго не могли заставиіь ка питана отказаться от хода по курсу п леч«> в дрейф. Уже отказался от работы пзмучениый кок, он не в со- стояпип был больше ловить своп баки и кастрюли, псиол няющие замысловатые танцы иа камбузной плите. Котега- ров катало по металлическим плитам, и они е с о таки шуро вали, дсржі ли высокий пар На отвратительной угольной ныли „Седов1* шел одиннад цать миль в час. И когда уже кочегары совсем выби л и с ь и з с и л , н е м о г л и у д е р ж а т ь с я * н а н о г а х , н а м о с т и к п о д н я л с я с т а р ш и й м е х а н и к К а п и т а н у д о в л е т в о р и л п р о с ь б у м а ш и н н о й к о м а н д ы и п о с т а в и л с у д н о н а в о л н ы . С л а в н ы й л е д о к о л п р е к р а т и л ; с т р е м и т е л ь н у ю и о п а с н у ю к а ч і к у и ^ і а л ы м х о д о м , т о н о х о т я в з б и р а л с я н а в о л н у , т о л ѳ н п в о в а л и л с я в н и з . „ С е д о в * д р е й ф о ф а л . В М у р м а н с к е „ С е д о в * * п о л у ч а е т н о в ы й п р и к а з : о п я т ь и т - т и н а Ш п и ц б е р г е н . Р е з у л ь т а т ы э т о г о р е й с а у я с е и з в е с т н ы . „ С е д о в 4* — к а п и т а н Ш в е ц о в Д , И . и в с я г е р о и ч е с к а я к о м а н д а д о к а з а л и , ч т о н а Ш п и ц б е р г е н м о ж н о х о д и т ь в с е г д а . К о н е ц р е й с о в о м у с е з о н у , с о в е т с к и е м о р я к и п р о л о ж и л и в е р н у ю д о р о г у н а э т о т д а л е к и й о с т р о в , д о р о г у , к о т о р а я о т к р ы т а к р у г л ы й г о д . Р е й с ы . . С е д о в а * э т о — ц е н н е й ш и й в к л а д в д е л о о с в о е н и я А р к т и к и , в е л и ч а й ш а я п о б е д а а о х о з я й с т в е н н м у о с в і е н и ю « э т о г о м а л о и з в е с т н о г о и с у р о d o r o р а й о н * н а ш е г о з е м н о г о ш а р а . В. С. Исключигел ьная за&лу г а 7капитана Д. И. Шве цова и самоотверженной команды ледокола „Се- заключается в тем. что они неопровержимо доказали полную доступ несть и возможность ре гулярных рейсов на Шпиц берген в течение всего года. Страна пролетарской диктатуры, под руковод ством ленинской партии, одерживает одну за^дру гой блестящие победы и в ледяных просторах Арктики. Разговор с капитаном ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА НАД АРНТИНОЙ! *І 1 вт таких крепостей, которых бы нѳ могли взять большевики...* Этот лозунг еще ра з под твердили „ гедовцы \ Ударной работой и энтузиазмом эки паж ледокольного парохода „Се дэва, под руководством опит ного судоводительского соста ва и при стальной партийной дисциплине, достиг небывалых темпов в области полярного плавания . Последний рейс на Шпицбер ген сделан в десять дней! В истории Груманта не было случая ' сообщения с остальным миром в период полярной зимы . Норіежцы, жители полярных окраин < недоверием смотрели на* на ши замысли Они с убежде наем считали плавание на Грумант возможным только четыре месяца в году . < овет ский флот , в лице л* д окол a j „Седов", благодаря героине] екой и сознательной работе I моряков, умелому руков детву , | )доказал возможность освов\ ния арктических богатстч Груманта—круглый год. Значение двух последних рейсов „ Седова “— огромно. По лярные плавания на Грумант , считавшиеся до сих пор ригко ванными и даже певыппти мим—становятся при іл!ли нии ледокольного флота —обы денными. Переход северного транспорта на арктические угли теперь уже не „цечта, а действительность. \База д гя будущих воздушных сооб щений с Америкой через по люс (кратчайший путь)—за воевана. і Теперь яседовции готовят ся итти на промысел мор ского зверя и заверяют сов°т ское правительство и пар тию, что , достигнув нсбыва л и х успехов в арктическое плавании, перенесут весь до битый опит и энергию на предстояѵ{ий промысел, доби ваясь большевистского коли чества и качества . Темпов не сдадим, флага не спустим! Штурман 7і jx „Седов" ХУДЯКОВ .. " Дмитрий Иванович ветре-j тил пас добродушной и хп-! тровьтой улыбкой прищурен ных глаз. Капитан ПІвецоѣ не часто видел корреспондентов у себя на борту, а между тем у не го было очень много исклю чительно интересных эпизо дов героической борьбы че ловеческой воли с морской сти ѵііеп. 10 лет плавает Дмитрий Иванович Швецов. Он—под лішный человек моря. Глу бокое знание морских н у *еіі огромный , опыт выработали уверенность, уверен пость • скромную, ио побеждающую | с точностью расчета, помно-! ясеииого иа бесстрашие. Из всех 40 лет едва ли не самыми интересными, самыми отважными были пять лет плавания в арктических водах, особенио последние три года, годы социалистического осво ения Арктики. Между прочим, почти неизвестным остался исключительный рейс на Щпицберген в декабре 1931 года. Поедоставим слово об этом рейсе самому Швецову: — В иачале декабря { 1931 года я получил срочное задание—доставить па ледо коле „Сибиряков4 из Аріап* гельска на Шпицберген взрыв чатые вещества. Они были крайне необходимы для гор норудпых работ, которые еще толіко развертывал „Арктик уголь*. 100 человек сидели б ’З работы, дожидаясь этих взрывчатых вепкетв. Келн они не будут срочно достав лены,—пе будет подготовлен уголь к навигации. оадапие было очень г.ажпое и огветствепгк е. По и рНііК был Г| омаднеіі inни. До этого ііпкто не холил на ПІ;інц^еі»г*-н :іт судах м о і і і н о сти .(Сибиряк »ва*’ и „Седова4* в такие штормовые месяцы, как декабрь—март. Наш реііс первый репс в штормовую иогоду. Польрная ночь. Очень труд но ориентироваться. Легко бы ло натолкнуться на айсберг. А столкновение при таком грузе, который был у нас— верная гибель, взлет на воз дух. Выбор между важнейшим заданием и риском был сразу уже ьредреше/і. Собственно говоря и выбора то ие было. Пошли выполнять заданно с твердой решимостью выпол нить во что бы г*о ли стало. Морс штормовало, мы лави розалн между льдов, прпш лось далеко обходить г.йсбѵ р пг, п< дойтик берегу в темноте, было чрезвычайно трудно. Ориентировались по радио-пе ‘липѵатору, по па него не бы ;ло твердой надежды, т. к норпежская станция нас пре ’ дуп ре ждала, что наш і;елииг j неверный. Напряжение , ош-.с ; іюсть возросли до чрезвыч.мн ' НОЙ Степени * Мы шли осторожно, нащу ! пылая путь и берег. I Наш і іглзнг оказался вер ; н: і\f . М о й е 11 ыт ие оГманул уікчіи и в о гот {М'-ніа?.'Щип ! момент, плюс і е^-о»іЧ«-с;:ая *работа команд:.! „Команда ^у меня была па я т г / ‘—у л ^ j баясь подче[ікпі*ает ДмитрН!! ■•йраилвич. .Сиилряко с бпгспопучно досгапил и е д ' л ответствен ный груе и вернулся в Мур манск,. г.робь’з в рейсе 23 дня. 28 декабря 1901 г вышел ирп к аз пач ал ьнш;а Му р^і ая ского порта: ., 06'являю благодарность кап итану л \п „ Сибиряков " Д . П. Швецову за исключи тельное руководство и орга низацию по доставке и ра з грузке материалов для „Арк тику гляи. Выдать тов Шве цову премию 300 рублей 14. Исключительно заслужен ная награда. Перг> к ;і, с г»мп іі тру дн и й ш а г по освоению пѵти на С 4 і < Шпицберген в штормовые месяцы был сделан. с- * * —В декабре 1932 г., - рас сказывает дальше т.* Шве цов,—я на л к чСедов“ шел ка Шпицберген вместе с „Малыгиным" Иа „Седове радио-пелингатор был неис- пизвный. ИІли без пслппгато- ра і>/ с к быт чрезвычайно большой, н о вернуться обрат по—значит сорвать рейс, а на э т о пи я, пн команда помог ли пойти и нвк гда ие по- нп-т бы. История с „Малыгиным* известна. Сделав ряд отваж ных, но к сожалению безу спешных попыток сиять „Ма лыгина*, 5седовцы“ перевезли всех пассажиров к себе и бтагополучно доставили их в Мурманск. 7 марта, с экспедицией ЭПРОН*а. на борту, „Седов", пошел впручать „Малыгина". —Этот последний рейс,— рассказывает Дмитрий Ивано вич,—был рекордным. Уголь нам дали очень скверный— одна пыль. И ка таком угле мы в трое зут-ік 18 часов до шли до І.^пицбергена, делая по 11 узлов в час при штор ме, в 0—7 баллов в среднем. Героическая работа кочега- ров—вот чему мы обязаиы таким р е з у л ь т а т а м . Они устроили соревнование: кто выше будет пар держать и соревновались с честью. Ког да шли обратно шторм д е р жался в 9 баллов. • 17 марта .Седов" вернулся в Мурманск, выполичв зада ние. „Содовцы" сделали ре кордный рейс. В 10 дней туда, выгрузка и обратно, в штор мовое время. Теперь путь на Шпицбер ген—обычный путь в любое время года. —Я,—г о в о р и т Дмитрий Иваиович,-так не задумываясь п йду, дай только ледоколь- вое судно и пелингатор. II другие капитаны не имеют оснований считать такие рей сы каким то особым герои ческим подвигом. Никакой романтики. Да, никакой романтики. Со ветский капитан Швецов, со ветская команда, советский ледокол сделали пугь на Шпицберген обычным доступ ным путем в самые штормо вые месяцы, в любое время года. Ио именно в этом и есть иодлинно-рсволюционпая романтика. Ант. ВОДИТЕЛИ л : До КОЛА „СЕДОВ4*: огерху, спрсза нзпгво капитан— ШВЕЦОВ Д. И., стГштуг.ман ЛМВЧМОВ И. И., секрет рь ячейки МАК а рш ь А. Я., в сере- дине—пгел. гудк^ма НЕФЕД08 Н. В. вниз^: редактор ста -газег АФАНАСЬЕВ, И. Я. к^чйгао ЗВЯГИН, А. комсомол BRJCTE Когда стрелы солнца стали пронизывать полярную ночь и на горизонте вырисовывал ся грозный Грумант, л/к „Седов" с лозунгом: „Вырвем „Малыгина" из ледяных ког тей Арктики в минимальный срок**, форсированным ходом шел вперед. 8 часов, смена вахт. На вах ту стали почти все комсо мольцы, начиная от штурмана Чернего и кончая кочегаром Макаровым. . Комсомол вел судно, на липах можно было прочесть только уверенность и напряженное внимание. Чет кость в работе, дисциплина, точность исполнения. Ком сомольцы крепко усваивают боевые качества советского моряка. Капитан Д . И. Швецов уже много часов не сходит с мо стика и руюводит йсем, он также спокоен и четок. Радиотелеграмма с „Лени- па": .Стал якоре Гори тир — 75° OS мин . долг .—/£° 36 мин. идите моему пеленгуи. Теперь Маркони, ворочая рамку радиопеленгатора, да вал пеленги „Ленина", кото рый в этот час являлся радио маяком. Определились. Рулевому курс № 075 . Уже видны „Ленин- и ГринГарбург, горы которого ослепительно белые принялп зелен >в ітый фантастичес шй от \ енок. ____ % Г р у м п и в и з в е с т н ы й п е р и о д в р е м е н и п р е д ' - т а н л н е т с « » б о ю а р х и п е л а г , с о с т о я щ и й и з м н о гих о с т р о в о в , с о е д и н я ю щ и х с я з и м о ю В ДОВОЛЬНО о б ш и р н ы й с п л о ш н о й м а т е р и к . Нежная холодность гор, лед окрашивающийся в зел«- ньт цвет, переливающийся трюмными бликами изумруда. Потом блестящий свег рас цветил все, окрасил пурпур ными отбл< сками зари снеж ный покров ледяных гор и внезапно превратил зловещую глубину в светлый всеми цветами радуги переливаю щий ковер. Так встретил нас Шпицбер ген. Вся эта красога после полярной ночи, штормов и спегоиадов—ослепила. Особен н о почувствовати это комсо мольцы, которые еще не знали красоты Севера. Мы пришли полные решимости победить разжав когти ночи и шторма Три свистка. Салют „Лени н у \ Без слов, поняв, „Ленин’* нарушил монолитность льда' и сделав во льду фарватер, пропустил „Седова14, который и отшвартовался у пристани Баренцбурга, под шум и радостные приветствия горня ков и рабочих. Опи с нетер пением ждут вестей о соци алистической стройке на ма терике советской страны и хотяі поделиться своими до стижениями. 3-й штурман л'к „Седов" Черного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz