Полярная правда. 1933, март
ГИГЕРОИЧЕСКОГО ЛЕДОКОЛА ПОЙДУТ КАРАВАНЫ СОВЕТСКИХ СУДОВ Напитану ледокола „Сибиряиов'—т . ВОРОНИНУ. Пред. с у д к ом а—т . СЕРГЕЕВУ . Секретарю ячейки ВКП(б)—т . АДАЕВУ. Героическому л и чн ом у составу лед .кола „СИБИРЯКОВ* и его руководству. бле- ( тящв вы полни вш им в невероятно т яж е лы х у с л о в и я х задание ' партии . и прави- тельства, Окружной комитет ВКП(б), Окрисполком и ОкрпроФсовет шлют п лам енны й большевистский привет! Завоевание великого Северного п у н и сквозь льды Ледовитое > океана явля ет ся оонои и з важнейших хозяйст венно полит ических задяч. Работа , про д е л а н н а я , в этом напра влении „СИБИРЯКОВЫМ*, всегда будет я влят ь ся о л я последующих экспедиций образом истинно болыиевистск.го отношения к дели Да, здравствует героическая команда „СИБИРЯКОВА9! Д и здравствует великое социалистическое строительство! Председатель Окрисполкома—ГОРБУНОВ. Секретарь Окружкома — АБРАМОВ. Председатель Окрпрофсовета - АРХИПОВ. / К и і л п о лѳдок° л fcO П іи /ш -СабпРяк°в‘ в ы ш е л ИЗ Архангельска в экспедицию, по рученную ему партией и прави тельством. Нужно пройти северо- восточным путем сквозь все Поляр ное море в Тихий океан. Нужно пройти тем самым путем, который проделал отважный мореплаватель Норденшельд 50 лет-тому назад, а следом за ним Амундсен h J U h c c h . Новый остров От Д и к с о н а взяли курс на остров Сверд руп. Туда еще не сту пала нога человека п ни одно судно не бывало в тех краях. Научные сотрудники произвели работы по изучению дна. сделали разрез глубин. Д а л е е, по п у т и в с т р е т и л с я о с т р о в , к и н ULaf Л(слстсв h» «Я 'v.*- h ? I Г) РУКО ВО ДИ ТЕЛИ * ЭКСПЕДИ Ц И И „ СИБИ Р Я К ОБАи слева направо: ка пит а н т. ВОРО НИН , профессор т . ШМИДТ и профессор т. ВИЗЕ о. в рая лмя V И у РМА н СК о о •/V. -П »РХ>АНГЕУ1ЬС гV ;,j Но никго из них не проходил этот рейс в одну на вигацию. Ч е р е з двое су ток .Си биряков 4 н ЬК5КАСТд* I неизвестный еще на картах. „Сиби- ; ряков* причислил его к владениям Советского Союза. • На остроге Ленина „Сибиряков'* остановился, чтобы проведать коло нию зимовщиков, оставленную там два года назад ледоколом „Седо вым". Там построен домик, в кото ром живут люди, два года ие видав шие своих родных, друзей и знако мых, отдавшие эти два года науч ной работе. Шесть человек продела ли колоссальную работу, они исслѳ довали все близь лежащие острова и григотсвили парту моря, по кото рой не проплывало еще ни одно судно. Эта кар та гослужила „Сибиря- КоВѴ“ большую службу. : м •ЛІв ибрдлт^р Помощь колымской экспедиции Z ІІа реке Лене .Сибиряков- ветре і І н л экспедицию, которая должна ®ыла перебродить колесные парохо.' ды из устья Лены в устье реки Колымы. Грузчикам сделали док л ад о походе. В ответ грузчики ре шили помочь погрузить бункера углем. „Сибиряков* взял ленский уголь,-который впервые применяет ся для судовых топок. Благодаря товарищеской помощи, команда сира вилась с погрузкой гораздо раньпю срока. Колымская экспедиция ждала прихода буксира, чтобы взять паро ходы из Лены. Буксир опаздывал. Командование экспедиции решило иа свой риск взягь на буксир два колесных парохода и повести их морем ІІордепшельда в устье Колы мы, „Сибиряков- рискнул несколько задержаться, чтобы помочь товарн щам. Льда к счастью не встретили и благополучно доставили пароходы, которые, тащились за ..Сибвряко вым* на буксире, С поправленным ''трехлопастным впитом пошли дальше. На судне была большая радость и команда впервые за неделю, легла спокойно спать. Однако ночью пачувствова ли толчки. Опять авария! Лед был слишком тверд п стальной вал греб ного нчнта, толщиной в полметра, сломался. Винг был потеря н. O ulc не іпую аварию встретили бодро и шуткой рассеяли минутную робость. „Сибирякова* шутя переименовали в „баржу ледокольного типа с паро вым отоплением4*. От siecra первой аварии, судно шло сут;;и н вышло из полосы не подвижных льдов. 11 а месте потери винта „Сибиряков *4 оказался ао в та c t u неведомых, неизученных тече вий. Лишенные возможности двигать си машиной, волей неволей, изу чали это течение. Однако изучение доставило мало радостей, так как )бедились, что ледокол нипал в во ронку и равномерно кружится по кругу радиусом 10—15 миль. К сча стью не оправдалось предположе ние Нансена, который доказывал, миновал Канин Нос, взял курс на остров Колгуев и далее, на север, вдоль берегов Новой Земли. При шлось итти через Маточкин Шар, так как Югорский Шар был забит льдами. Карское поре—как мешок, северные ветры забивают его льда ми, тогда Юггірскпй Шар непрохо дим. Пуіь был нетрудный, льда мало ы ледокол Сэкономил время. Партий ная ячейка сплачивала, органнзовы вала моряков, чтобы при встретив шихся трудностях команда бы*}а бы дружной и готовой к борьбе. Ча сов через 12 пересекли Карское море, прошли устье реки Оби и останови лись у острова Диксон. Оттуда те леграфировали, что путь проходим, н весь караван торговых судов, до жидавшийся телеграммы „Сибиряко ва *4 двинулся следом за ним. На Диксоне родилось соцсоревнование вахт На Диксоне грузились ѵгл*м с ворвежского транспорта. Моряки < береіли время на погрузке. Опозда - 1 нно на час грозило зимовкой во льдах, грозило срывом задания пар | тин п правительства Разбились на ■ вахты, работали все: моряки, журна листы, ученые, научиые сотрудники, ірузи.ін дружно плечо к плечу. То была авральная работа и команда сберегла 15 часов. * Собираясь выйти в дальнейший путь, неожиданно получили телег- ■рамму, что западнее Диксона штор мом унесло в море лодку с рыбака мн. Экспедиция решила отдать вре мя, сбереженное авральной работой, на опасение товарищей рыбаков. Поиски ве увенчались успехом, так как шторм выбросил лодку с рыба ками в одну из бухт на побережье. Остров Диксон!—В 24 году это были голые дикие скаты Он стоит как раз на границе дикой части по береа ія . За вим на восток начи нается безлюдье, пустынные берега без всякой растительности. Сейчас же ва острове построена полярная научная радио-станция, которая сообщает сведения о погоде на Се вере. Там работает консервный ва вод, перерабатывающий белуху, есть несколько факторий и рыбачье ста новище с несколькими моторными ботами. Этот дикий ѵголок ожил и растит вм;Сге со і»сем Советским Союзом. Шесть лучших в партию У Северной Земли начальник экспеди ции т. Шмидт сделал команде доклад, ка кое значение имеет их поход. По докладу не выносили резолю ции. Р е з о л ю ц и ю з а м е н и л о ваяв ле ние шести моряков—лучших удар ников ледокола о принятии их в партию. В ответ на призыв партии, моряки заявили о своей готовности выполнять ее задания и быть в первых рядах рабочего класса. Неведомым путем В запасе оставалось сбереженное время. Экспедиция решила псполь зовать его, чтобы обойти Северную Землю с севера, пройти неведан ным, еще нехожонным, путем. Ветре чались айсберги — гигантские ле дяные голу .ые горы, плывшие на встречу судну. ..Сибиряков *4 дошел до 81 0 30 мин. северной широты. Больше на север - не продвигался. Очень задерживало незнание дна— отсутствие карт. Ежечасно приходи лось промеривать дно. За Северной Землей путь прегра дпло гладкое ледяное поле. Лед толщиной с полметра был спаян айсбергами н неподвижен. Нача лась борьба со льдом. Наваливаясь своей тяжестью, ледокол давил лед или раскалывал его сталью форштев ня. В борьбе со льдом, сломалась одна лопасть винта. Осталось три лопасти. Можно пттн дальше, не сменяя, несколько дней ледокол пробивался сквозь ледяное поле. Это было самое опасное место. Если тут застрять, то некому прпттн на помощь, некому выручить. В упор пой, напряженной работе на судне не было ни одного нарушения дис цнплины п пар держали на кой марке. Пробились к мысу. Ледяное кончилось, начался плавучий еще .более тяжелый, чем • сплошной. Огромные ледяные глыбы плыли, сжимали корабль, снова расходп лись, ежеминутно грозя пробить кор пус судна. Только у устья Лены •- 11 з Петропавловска навет речу „Сибирякову" вышли все суда, какие там стоя ли, с музыкой и громким ура встречали героев. Из Петропавловска за новым валом и винтом отправи лись а Иокогаму. Под надзором полицейских 4 ноября прибы.тк в II о к а г а му. „Сибиряков 4 встал в док. Команда сня ла свои шубы, потому что в Японии тепло и солнеч но. Судно было окружено полицейскими. 11 а берег со вотским морякам разреши ли тходитьтолько груапа* ми по 3—4 челов. и обяза тельно в сопровождении по лицейского. Всюду куда бы не пошли советские моряки, в кино или мага зин—полицейский молчали но следует за н и м и . Но с т ои л о лишь морякам на править шаги по направле нию к рабочим кварталам, полицейский загораживает дорогу и грозит пальцем. Только на оотрове Фор мозе советским морякам удалось посмотреть, как живут японские рабочие, Понадобились гру3чн ки— погрузить уголь, ОНИ и пришли в проливной д »ждь, я босые и одетые в странные соломен ные к о с т ю м ы , сделанные и з м о р -Я ьСѴІЫМА / ѵ о I ‘ ST a HA £> Xi>0W03A ■ЪрьПА&ло вен ш/ІС Историческая справка Переход через Ледовитый океан с запада на восток совершен дважды. Впервые—Норденшельдом, который после зимевки все же пробился в Ти^ий океан и вторич но—Амундсеном, зимовавшим во время этого перехода дважды. Наконец, в обратном направлении, из Владивостока в Арханьгѳльск совершили переход ледоколы „Тай мыр*' и „Вайгач“ , но также с зи мовкой. • „Сибиряков*4 впервые в истории npouielh о Ледовитого океана в Тихий, с запада н» восток, в ОДНУ НАВИГАЦИЮ. Hie, выбегал на палубу, схватить ки# Ответ получали одни—гкоманда 8 свежего воздуха. і а кочегары 6 часов. Это опровергло Обычно на этот переход берут упорные измышления буржуазных дополнительную 1 смеву кочегаров, газет, что в Советском Союзе мо- но „Сибиряковѵ было не откуда их рякн работают также, как н в ан- ваять, приходилось обходиться преж глийском флоте — 12 часов, ним составом, в котором к тому же Полиции не понравилось посеще* нехватало нескольких человек. Ком ние „Сибнрякова* и сраэу же после сомолец т. Кукушкин, работавший в погрузки угля она заставила судно камбузе, первый заявил о своем ( отойти от пристани и стать на -\М. ;« V * ‘Л ’ „Сибиряков" потерял винт Путь от Колыма до мыса Дежнева оказался для „Спбирякова* роко вым. Встретился лед исключнтель ной твердости. Его все время при жимало ветром к берегу и поэтому пробиться было очень трудно. Оставалось всего лишь около 180 миль до м. Дежнева. В 11 час. 45 минут вечера 9-го сентябри „Си биряков" потерял последшіо три ло пасти Судно лишилось хода. Панн ки пе было. Через 1Ъ минут все стояли на своих местах и снова мо ряки, ученые, журналисты, научные сотрудники, профессор Шмидт— на чальник экспедиции — и обе жен щипы, которые были на „Снбиря кове", работали вместе, чтобы нсора вить поломку. Для этого нужно было поднять корму над водой и затопить нос. День л ночь вся экспедиция, разбив шпсь на Т| и вахты, перетаскивала груз, уголь продукты, балласт на нос, чтобы отяжелить его. Корма поды малась. Судно в таком положении теряет устойчивость п было рнско вано подымать корму еще выше. Пришлось остановиться, когда винт оставался под водой примерно на 3/4 метра. В ледяной воде работали машинисты: Пашни, Колтаков, Дьяч ков, Д о л и н и н , Коротков, Макаров, кочегары: Оводов, Бурых н Громов под руководством старшего механп ка Матвея Матвеевича Матвеева. За сутки удавалось устанавли вать только одну лопасть. Их по ставили три, так как четвертой в эапасѳ не было. В тяжелой работе, уныния и растерянности не было. При работе в деке смена лопастей занимает несколько дней. Геронче ская команда .Сибпрякова’ среди льдов, в ледяной воде справилась jčttv ирякоь** ьыбра*;ся ііо плавучего 1 с ;«юй раоотой, вместе с перегалкой высо поле лед, \ Коломбо что течение из этого места направ-. ской травы. На берегу моряки ужа- ляется прямо на полюс. Если-б пред ; сались невероятной нищете, цчрив- иоложение Нансена оправдалось, то шѳ там. II поняли, почему в Иока- вСибиряков" возможно попал бы к гаме так старательно полицейские Северному полюсу совершенно про- не пускаин в рабочие кварталы тив своей волн. “ j советских рабочих., одетых в мор Медленно по миле и по две в день, скую одежду, продвигались к цели—к Берингову | Mt-pto. Упорной работе помогало солн : це. Оно равномерно светило днем и В колониях мирового империализма желании перейти из камбуза в ко чегарку, в пекло, несмотря на то, что там труднее работать. Он пошел в кочегарку, чтобы помочь товари щам. В Коломбо, английской колонии, команда видела нищету мествого порабащеннрго населения, грудных детей, которые с первого года жиз ни научились протягивать руку за подаянием, стариков, детей, калек. Враги и друзья советских моряков Подходя к Суэцкому кавалу об4яввли ва судне 10 -ти дневный субботник и соревнование вахт. Нужно было показать Европе со ветское судно в полном порядке, во всей его красоте. 10 дней под ряд по 4 часа дополнительно рабо тали, чистили, мыли, скоблили, терли, красилн, подчищали медные подновляли ночью, ве иная разницы между полднем п полночью. Петух, имев-, 11осле Сннгапура начался ВТОрой ’части, облупившуюся L попало У | труднейший переход. Нужно было краску. В Суэцкий канал „Сибиря- " КГибирякова" встретил тральщик Пересечь самую жаркую полосу зем .ков 4 вошел, как будто только ѵ"і*еѵт>иеи* Он в з я 'I его на буксир н0™ шара. Моряки, выдержав- j спущенный с верфи, как будто за н ? « ѵ Тихомѵ пісрінѵ Сибн шиѳ М0Р‘' 8Ы Арктики, должны были кормой не осталось 1э тысяч миль, потащи* ь "’ift'Vniiv *преодолеть жар тропиков. Это осо-! В Порт-Сайде/как н в Иокагаме, П и г а ц н Г п р о й д е Г во “ вчрй с е в ер - бенв° трудно-для моряков северян, судно облепили полицейские, они L i e Т Гта родившихся в Мурманска и в Ар- разместились на судне на носу, ный путь. ІІослэлп телограыму т. Ота хавгвльеке. ва корме-всюду. У каждого борта * ‘ Я Л П . П П П Я П Т 1 Л Т Т П П рейд. Этим полиция помешала приходить гостям на пароход. Однако с 8 часов утра и до самого отхода, на набережной отоя- ла толпа, махали платками и было слышно как дети кричат „Виват коммунисте4. Английские коммунисты пригласи ли секретаря партийной ячейжм „СиСирякова *4 к себо в рабочий клуб, чтобы рассказать о том, как живут в Советском Союзе. Потом ему и нескольким другим морякам показывали быт рабочей семьи. В двух комнатах—одна жилая, а другая *£лан—живет отец, мать н пять детей. Денег постоянно яе- хватает и еле-еле удается распла титься за воду, газ и уголь. Ребяіа дали советским морякам свои фото графические карточки и письма для пионеров СССР. Эти письма ж карточки „Сибиряков *4 привез в Мурманск. ІІз Нью-Кестля без остановок домой, в Советский Сокз. В Норве гии впервые увидили снег и 7 марта были в Мурманске. Ж и ва я запѵсь доклада, се крет ара ячейки ВКЩб) ле докола „Сибиряковав еде- ного в редакции М о л я р н а я правда“ # марта 1933 г. * * * Команда „Сибиряковаа не считает, что она окончательно завершила свои работы по историческому рейсу. Сибиряковцы—лучшие люди советско го флота—выполнив ваданиа партии и правительства, решили вернуть государству всю валюту, которая была израсходована в рейсе и иа ремонт судна в Иокагаме. Никто из команды не ушел в отпуск по приходе в Мурманск. Все включились в авральную работу па подготовке ледокола к зверобойному промыслу. Только закончив промысел мл4. я /г. " , а , „ . Лпім//ол«л№гѵля: Лый лент, север, уошпо ѵошпѵопівсл тюленя, сдав ЭКСПОрТНЫЙ Гр |8 Ш — Ж ~ £ = Г - і - 2 5 : s r s s s r t r t s r s лвну н получили от него ответ. ЛЕДОКОЛ „СИБИРЯКОВ*1 НАЧАЛЬ НИКУ ЭКСПЕДИЦИИ ШМИДТУ КАПИ ТАНУ ЛЕДОКОЛА ВОРОНИНУ ~ і 'орячіій привет и поздравление участникам экспедиции, успеш но ра зр еш и вш им историческую задачу сквозн < го п л а в а н и я по Л е довитому океану в одну навига В Сингапуре грузились углем. На дежурили полицейские шлюпки. А погрузку пришло 300 человек, кото- ночью вокруг вСнбирякова непре- ры« таскали уголь в корзинах, по- рывно кружилась полицейская лучая ва каждую корзин у медную мото-лодка с фонарем. На оерег, монету—меньше копейки. Все вр е - , конечно, никого не пустили, мя бегом, с тяжелыми корзинами,« У острова Мальта навстречу по- перегоняя друг друга, таскали палась английская военная эскад- уголь, чтобы лишней корзинкой за- рилья с авноматкам-і. Они выпусти- работать лишнюю копейку для ли тучу самолетов, которые роем своей семьи. .кружились над ,Сибиряковым\ В Городе советских моряков уди- своим^^видом^ по^ з ы в а я ^ г р о з н м е Усп е хи вашей экспедиции , преодо вило отсутствие женщин. Оказалось, | 2 5 Й и 2 м и й м „ировой войне левиіеЛ неимоверные трудности , что здесь религиозный ваьон запре- надвигающейся мировое воине^ еще р а з д ож и в а ю т , что нет щаег женщине выходить на у^ицу. После т а к и х крепостей, ъ о п о ры х *е Они сидят взаперти и работают «в- Гибралтаре, с н ом и м л п ».# пли . ре вв остановить я только Мы входим в Ц И К Союза ССР ряков* шел в тропической жаре. с ходатайством о награждении Тяжелее всех приходилось кочега - 1 ѵппякр орденом Л ЕНИ Н А и ТРУДОВОГО рам и механикам. Шесть раскален- индийские безработные, моряки, ЗНАМЕНИ участников экспедиции ' 1вых топок и паровые котлы пере-| члены компартии СТАЛИН . МОЛОТОВ , льда и вошел в реку. груза, в течение одной недели. ВОРОШИЛОВ, ЯНСОН ' гревади н без того горячий вевдух.* Они распрашнвали команду, сколь Иііигда кочегар, почти теряя созиа- ко работают в день советские моря- окончательном выполнении 8адаиня пертни и правительства. Т а к , как сибиряковцы, могут рабо тать только в советской стран *, только большовмки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz