Полярная правда. 1933, март

К ПЛЕНУМУ OK В МУРМАНСКИЙПОРТ МОЖЕТ ИДОЛЖЕН СТАТЬОБРАЗЦОВЫМ остроитъ в 1933 году но вы е склады, м ех ани зиров а ть п о г р у з о - р а з г р у з о ч ны е работы , поднять производительность _ т РМ а грузчиков . Р а з р еш и т ь яти задач и’ возможно только при коренной перестройке работы всех ор г ан и з аци й порта. T f lK РАБОТАТЬ НЕЛЬЗЯ В январи порт выполнил план погрузочно - разгрузоч ных работ только на 49,3 проц., в феврале—на 56,7 проц. Произ водительность труда групчика в январе н феврале не пре вышала 65—67 проц. 24 совет ских парохода, не считая ино странных, имели за эти меся цы простои в 141 сутки. Ою да входят простои до нача ла разгрузки, простои под разгрузкой, простои между разгрузкой и погрузкой, про стой под погрузкой. Таковы итоги работы- Мур торгпорта за первые два м-ца навигации 1933 года. Мало утешительные итоги. „Поляр ная правда" неоднократно в течение этих месяцев заостря ла внимание общественности на положении в порту. Тем не менее организации порта как хозяйственная, так и пар тийная и профессиональная, оставались глухи к сигналам „Полярной правды'. Ничего не было сделано, чтобы на ходу выправить недочеты, организовать р а б о т у , рас ставить силы и обеспечить выполнение месячных планов Еще в январе мы писали,, что производительность т р у д а ' в порту на непозволительно. низком уровне. Что сделали j организации порта, чтобы эту | производительность поднять?. Ничего. Были ли у порта возможности поднять пронзво днтельность труда бригад и каждого отдельного грузчика? Безусловно, были На днях слет рабкоров п о р т а за слушал доклад начальника транспортной конторы г. Рея. Из доклада выяснилось, что до конца февраля в порту не знали, что такое ударниче ство, соцсоревнование, что представляет собою хоіра счет. Тов. Рей но преѵвеличн вал—большинство бригад до конца февраля даже не слыша ло о ховрасчете. И не только бригады, даже руководящие работники на производствен ных участках имели о хоз расчете и о социалистических методах труда весьма отдален ное, смутное понятие. А ведь в настоящее время мы уже переживаем послед ние месяцы зимне - весенней навигации 1933 года. Сцраши вается, где были до снх пор партийные и професснональ яао организации порта, при званные возглавлять сбцналн сгические методы труде? О чем они до сих пор думали? Почему они только к концу навигации спохватились, что порт в отношении методов труда отстал от всего Совет ского Союза. Спохватились тог дв, когда уже безнадежно бы ли провалены январский и февральский планы работ? Производительность труда рабочего грузчика в порту за эти месяцы не поднималась выше 65—67 проц. „Полярная правда" уже неоднократно ставила вопрос, что в отноше нии мехаизации порт застыл на допотопном уровне, работ ники порта игнорируют пред ложення рабочих о простей шей механизации, имеющиеся краны больше простаивают, чем работают. Приняли ли организации порта меры к не медленному внедрению какой либо механизации, для подня тня до нормальной производи тельности труда рабочих? Ничего не сделали. Рабкоры, выступавшие на слете, о т м е т и л и , что Мурманский порт в настоящее в р е м я — это «заплеснѳ велое болото». Верное замеча нио. Какого участка в работе порта нн коснуться — везде зостой, нудная «дубинушка», безразличное отношение к перевозкам и всяческим пла нам навигиции. Будто посто ронние зрители стоят и равно душно наблюдают скучную картину. Если н<> добиться резкогй' перелома, будет сорван н мартовский план, да н вообще і вся навигация. На всех у част [ ках царит безответственность, I н е т . твердой направляющей j руки Небходны > подлинная пере стройка работы всех органн заций порта. Организации порта должны быть подкреп! лены новыми людьми. Рабо той по революционному дол) жны быть выполнены зада I ння партии и правительства.! А. С Социалистическиеметодытрудавпорту забытыйучасток Ф О Р С И Р О В А Т Ь С Т Р О И Т ЕЛ Ь С ТВ О П О Р Т О В - У Б ЕЖ И Щ Грузооборот порта, опреде ляемын заявками клиентуры, из месяца в месяц растет В январе порт имел заявки на переработку 80 702 тонн грузов, в феврале—ЮУ 224 гн. Для переработки в марте имеются заявки на 110 о 14 тп грузов. Фактически же ян вар ский план выполнен всего на 49,3 проц. и февраль ский—на 56,7 процентов. Неудовлетворительное вы полненне плана получилось с одной стороны, вследствие невыполнения к л и е н т у р о й своих обязательств, а с дру гой из за неумения тран спортной конторы пспользо вать все имеющиеся у нее возможности. До сих пор на погрузочно- рапгрузочнмх работах наОлю дается еще такое положение, когда грузчик в среднем используется всего на 75 проц. В январе производительность труда грузчика достигла ЛШПЬ ііп Н7 проц. Чтобы обеспечить выиолне ние производственной проі раммы в марте, транспортная контора должна развить та кой, забытый в порту уча сток;как внедрение социали стических методов труда: удар ннчество, соцсоревнование. До середины февраля в порту не было ни одного хоз расчетного участка, ни одной хозрасчетной бригады груз чиков. До сих пор профсо юзная организация и обшест венность транспортной кон торы вплотную к «тому во просу не подошли. Лишь с середины февраля транспортная контора взялась за эту работу. Заключение хозрасчетных договоров с про изводственными участками и некоторыми бригадами не замедлило сказаться. Контроль рублем повысило качество работы и ответственность за порученное* дело. Дальнейшая работа по вне дрению социалистических ме тодов груда и хозрасчета— даст нам возможность выпот нить ітлан импортно экспорт ных работ текущего года. Нач. тра*спг ртн*й « р н го гы порта Три факта головотяпства 26 февраля экспедитор і-го участка порта Сгкольников грузил на теплоход „Коопера дня" фрукты (абрикосы) из вагона № 441281. Не закон чив выірузки вагона, он ѵбе жал в столов ую обедать. При этом даже не позаботился закрыть двери вагона. В это время станция - выби­ рала с третьей пристапи но рожняк н вместе с другими вагонами увела и неразгру­ женный вагон с фруктами, т к. двери вагона были от крыты и на участке в это время никого не было. Нужно отметить, что в вагоне остава­ лось всего 15 ящиков фру к тов и на выгрузку их требо валось не больше 5 минут. Вагон пошел по направле­ нию ветки Севтралтреста. Когда он был, наконец, часа через два, разыскан, то один ящик уже оказался вскры тым н часть фруктов из не­ го пропала Несколько часов Сокольников ходил -jtto стан­ ции и , клянчил“ у дежурно­ го по путям, чтобы он поста­ вил вагон обратно к парохо­ ду „Кооперация". На эго по требовалось около часа манев­ ровой работы, оценивающейся и 16 рублей, не считая про­ стоя вагона. Ясно, что за такую работу нужно Сокольникова прив­ лечь к ответу, высчитав с него за лишнюю маневровую работу и простой вагона. Другой факт: начальник лес вых причалов Юзлотин, зная, что прибывающая в адрес Экспортлеса, стружка идет па пароход „Сибирь*4, тем не ме нее дал распоряжение подать три вагона со стружкой па 13-й пристанский тупик. Лишь на другой день, спохватившись он делает распоряжение по­ дать эти вагоны с тупика на третью пристань к пароходу „Сибирь". С п р а ш и в а е т с я . ч ем д у м • іл Мал етин. за гоня я вагоны тупик, прекрасно зная, что их нужно подавать прямо ь пароходу За такое отношение к ра­ боте Мал „тин должен понести расходы за излишнюю пере­ становку и простой вагонов. Тре ий факч 26 февраля в грузовом районе было подня то три вагона с экспортным грузом для парохода ..Аркое*4. Начальник района Фатеевич сделал на вагонах разметку подать их на 4 и пристанский тупик, что и было выполнено к 7 часам, утра 20/11. Вагоны простояли без движения до I часа ЗО мин. 27/11, после че го от экспедитора Николаева поступает заявка переподать вагоны с 4-го пристанского на 8-й пристанский тупик, к пароходу „Аркос“. Вин<•вп вк этого голсв угя п- ства должен понести расход, за передвижку и суточный простой вагонов, в размере 90 рублей. Диспетчеэ поруа Макаров. ЛИКВИДИРОВАТЬ ПРОРЫВ В период реализации займа . 4-го завершающего года пн тилетки" по тр алфлоту \было охвачено 2043 чел. на сумму 398,150 рублей, но сейчас эта цифра снизилась до 30 тыс. рублей. Такое снижение суммы подписки и позорное невы полнепие плана объясняется бездействием комсодя, н<‘ один из членов которого не ;знает точного охвата подпиской и числа подписавшихся, и от сутствие всякого руководства со стороны партийных и ком сомольскпх организаций. Закрепительных талонов по лучепо на всю сумму под писки, а роздано только 40—45 Ііроц. Нужно раздать все закрепи тельные талоны и доохватить вновь прибывших рабочих подпиской на заем. С. Т. Кще в 1932 г. было намече но приступить к сооруже­ нию рыбацких портов-убе- жищ на Мурманском побе- ре-жыі, в первую очереди в Средней, Зубовке, Лодейной и Даліпч* Зеленецк(й. Во вто рую очередь—в Дроздовке и Рынде Увеличивающиеся из года в год размеры прибрежного лова на небольших моторно парусных судах, требуют обязательного сооружения на побережьн таких портов-убе жищ. Яти порты одновремен но должны явиться и базами по приемке свежья и его первичней обработке. Гипровод трансом, в реауль тате произведенных изыска ний были намечены указан ные 5 пунктов побережья. Составлены проекты. Но ни в истекшем, ни на 1933 год на. сооружен не этих j io p to b - убежищ не а с с и г н у е т с я средств • В прошлом году строитель, ство в Мурманске исиытыва ло сильнейшие затруднения из-за недостатка лееоматериа лов. В Мурманском округе леса имеются, главным обра зом в запа іной части и на Терском берегу. ВКЛЮЧИЛИСЬ ВО ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС Общее собрание лесорубов и возчиков Зашейковского ЛПХ, участка Паринга, за­ слушав 19 II доклад нач. уч. т. Ликунова о ходе лесозаго­ товок и обсудив задачи и ус- ѵ\:ѵ;у ■ .‘v' Кольская команда лыяшиков, взявшая третье место на февральских лыжных соревнованиях „Красной газеты* в Ленинграде. МУРМАНСКИЙ ПОРТ НЯ ПОРОГЕ ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТКИ 1 Перевозка леса с Терского берега возможна только вод ным путем. Так, в текущем году из одной только Умбы можно вывезти до юо тыс. тонн лесоматериалов, дров и кирпича. Трудности—в^ дедо статке тонналеа и малой про пускной способности приста ни. Поэтому уже в этом году необходимо приступить к реконструкции порта в Умбе и постройке лесного порта в устье р. Варзуги. Недостаток вяжущих строй материалов— и зв зс ти — также сильно затруднял строитель ство в 1932 году. Известь при ходилось привозить почти за 2000 кли. по железной доро ч ге. Недавно залежи известия ков обнаружены на о-ве Киль дине в 70—80 клм. от Мур манска. Для их вывоза наме чается построить небольшую пристань на южном берегу Кильдина. К разработкам из вестн.іков уже приступлено. Близь. Мурманска строятся пе чи для обжига извести. По этому необходимо немедленно же приступить к оооруже нвю этой пристани. С. П. ловвя всесоюзного конкурса по лесозаготовкам, постанови­ ло: Включиться в конкурс и вызвать на соцсоревнование 9 уч.—Уполакшу Савченко. Мурманский порт—самый молодой не всех портов Советского Союза Он был заложен в 1915 году в нача ле империалистической войны, ног да ввоз импортного снаряжения для Армии через балтийски^ и черпомор сии порты прекратился. Во время войны, несмотря на свое недостаточное . развитие .и оборудование, Мурманский порт вы полнвл ту задачу, которая на него была возложена царсквм правитель етвом. Через него было ввезено огромное количество боевых припа сов, вооружения н аммуницнн для армии. После ликвидации в 1920 году интервенции, порт вамер на целых 4 года. Только с 1924 г., с восстанов лением торговой связи с внешнвм миром, начал оживать и Мурмен окий порт Если в 1923 г. грузообо рот порта равнялся всего 66 тыс. тн.. то в 1924 г. он д о о т и г уже 210 тыс. тонн. Возрастая с каждым годом, грузооборот в 1932 году до шел цо 794 тыс. тонн,. Однако, со времени интервенции до 1925—26 г. никаких работ по расширению и техническому улуч щению порта не производилось. Больше того, имевшиеся в порту 2 портальных крана были в 1925 — 26 г. увезены в порты Черного моря, Мурманская жел. дорога, в ведении которой до 1931 г. находил ся порт, точько с 1925 г начала проводить кое-какие мероприятия по улучшению порта, с целью при влечения к нему грувов для ваполне ння своего грузооборота. Ведомственные интересы жел. дороги ставились при этом на первое место, даже в ущерб целесооб разности оборудования портовое террвторин. Примером может слу жить полнее отсутствие дорог и автогужтранспорта в п о р т у. В результате, до настоящего времени почти все ввутрнпортовые перевоз кн грузов должны производиться в вагонах, что сильно удорожает и усложняет перевалку грузов. За годы первой пятилетки порт не может похвастаться большими достижениями. Если грузооборот в 1932 году вырос более, чем в 2 , іЭ раза против 1928 г., то пропуск ная способность порта увеличена менее, чем на 50 проц , а складская площадь осталась на прежнем уров не. Основные показатели, характери вующне раввнтие порта, следующие: 1928 г. 1929 г. 1930 г. 1931 г. 1932 г Общий грузооборот в тыс. тонн 287 463 528 534 % 794 Длина причал, фронта • в проц. 100 * 100 120 136 154 Площадь складов в тыс. кв. мт. 22,8 22,8 22,8 22,8 22,8 Бурный рост народного хозяйства Мурманского округа за иоследнве годы пятилетка, оообенко тех отрас лей, которые овяеаин в морем, не могут ужиться со оголь слабыми темпами рдеввгая порта. j То большое число судон рыбо ! промыслового флота (траулеры, мото j бота), которые работаю» в Варендо I вом море в базируются, главным .образом, на Мурманск, торговый ! порт не мог обслужить Поэтом/ рыбная промышленность приступи ла к сооружению рядом с портом своих бйз: т іалсвой—для прі.ема и переоабтки рыбы, снабжения и ремонта судов и угольной-для хранения угля н бункеровки судов. ' Постановление правительства от ' 27 января 1932 года, учитывая' от сталость развития порта, обязывало еще в 1932 году закончить сооруже нне пирса №- 2 , приступить к пост ройье пирса Уа-3 обеспечить порт флотом н механизмами для производ ства погрузочно-разгрузочных ра бот. Однако, большинство этих меро приятий осталось невыполненным Складокоѳ хозяйство порта заклю чается в складах грузового района, постройка которых относится чуть лн не к эпохе интервенции н в не большом жел*-бетонном складе на пнрее №-2. Большим недостатком этих складов является их отдален ность от причальной лиеин, что вы 8 ывает необходимость (ввиду отсут ствня дорог и недостатка автогу жевого транспорта) прибегать к пе ревоэке грузов жел. дорожным под вижным составом. В прошлом году начата постройка на пгрсѳ №- 2 двух деревянных складоч (один порта и другой Экспортльна), площадью около 7 тыс. кв. м., которые всту пят в эксплоатацию в текущем году За счет этого придется снести часть старых складов, чтобы освободить территорию д л я вразвития жел-дор. станции Кроме* того, намечено в текущем году начать постройку двух жеіезо-бетонных складов, одно го — общего пользования и второго —специально для эк cm ртного льва. В части механизации погрузочно- разгрузочных работ у порта имеет ся 3 крана на жех-дрр. ходу, грузо под'емностью п а 8 тонн и 2 плавучих крана—на 25 и на 35 тонн. Третьй плавучий кран «Голландия* на 180 тонн до настоящего времени в эксплоатацию ве вступил, несмотря на неоднократные заверения нач. порта о том, что кран .будет готов* к 15 декабря, к 1 января н к 15 явва рл ж т. д. Договор, заключ ений с Ленинград оким эаводом „им. Кирова" ва ввго товле ие портальных кранов, начал выполняться, хотя п с заиездани ем. Портом уже получены отдельные часта перв го крана. Из транспортных средств получен на янмнвй период 1 паровоз, имеется около 90 лошадей и 11 грузовых автомобилей. В общем, мех-- низацию порга нуж но признать крайне недостаточной. Эти об'яспяется не одним только недостатком необходимых механиз мов. При достаточной гибкости и п ;янов‘ и предуемо*|>ительности управления порта, можно было бы обеспечить, е .ли неполное удовле творение потребности порта в меха низмах, то хотя бы частичное—иу тем переброски и* из Ленинградско го порта. Это облегчается тем об стоят^льством. что оживление рабо ты Мурманского иорта начинается одновременно с прекращением нави гации в Ленинградском порту. По этому такая переброска технически легко осуществима. Ясно, что м е х а н и з мы , имеющиеся В ПОрту, ДОЛЖНЫ бЫЛН бы И С ПОJib зоваться на все 100 проц. На деле получяется совершенно обратная картина Краны простаивают едва лн не больше времени, чем работа ют. Очень часты аварии. Ремонт производится долго и иеудовлетво рителью. Имеют место простои крі. нов, из-за несвоевременного снабже ния их водой и топливом По плану в 1932 г.намечено было переработать механизированным пу тем 11 1 проц. всего грузооборота порта. Фактически же выполнено всего 7,5 проц., а вся остальная масса грузов переработана вручную. Автотравспорт неполностью не пользуется из-за недостатка подите лей для полных трех смен. Отдел кадров иорта „не догадался" поза ботитьея < завозе или подготовке на месте необходимых кадров шоферов. Несмотря ва недостаток рабсилы, в порту часто имеют место простои целых бригад грузчиков пз ва не ираввльной расстановки рабсиды и меумевия ею маневрировать. Провз водите.іьность труда грузчиков так же чрезвычайно визка, что зависит кроме недостаточной механизации и простоев, та^же и от недостаточ ного внимания, уделяемого портом жилищно-бытовым условиям груз чиков. .Полярная правда4* неоднократно сигнализировала о многих из недо четов в работе иорта. Тем не менее, до настоящего времени они не из жпты. j Порту иехваіа**т очень немногого і хорошего и четкого руков' детва, I и из-за отсутствия его вытекает боль , шинство затруднений в работе' порта. * ѵ Работники порта до настоящего времени, не сумели овладеть даже тон скромной „техникой*4, которая в порту имеется, о чем свидетель­ ствуют простои механизмов ир а б ­ силы. Огромное количество внутри- портовых перевозок и снижение про цента переработки грузов вагон- борт-пароход или обратно сигнали­ зируют о недостаточно умелом опе- рированпи флотом, складами и пор тс вой территории. Вторая задача в разрешении, в ко­ торой должна принять участие в первую очередь ИТР'овская обще­ ственность, —:-*то применение при погрузочно - разгрузочных работах простейших приспособлений, облег чающих труд грузчиков и повы­ шающих производительность труда. Такие приспособления могут быть изготовлены на месте и окупят себя в течение* одной навигации. Наконец, нужно приспособить к пснользоианию недавно построенную апатитовую эстакаду, почти не эксплоатируемую. * * * Переходя к перспективам 1933 го­ да, нужно отметить, что порт стоит хотя и перед большой, но вполне посильной работой. Последний ва риант грузооборота иа 1933 г., со­ ставленный Наркомводом в коли­ честве 945 тыо. тонн, предусматри­ вает увеличение всего на 19 проц. против груеооборота 1932 г. Экспортно- импортные перевозки через Мурманский порт производят­ ся главным образом в период пре- крапіения работы Ленинградского порта в течение 3—4 зимних меся­ цев. Малый же каботаж в основном пойдет из порта Северного края н Белого моря в течение летнего иѳ- рнода Перевозки угля со Шпицбер­ гена также будут производиться только летом. Таким образом, порт в течение „мертвого* летнего пе- ) вестняки с Кильдина н т. д. Поэтому нужно немедленно ирн ступить к постройке новых механи знрованных складов на территории порта, взамен ітарых, подлежащих в значительной части сносу. Снсте ма хранения ценных экспортных грузов, как лен и т .п. ва открытом воздухе под брезентами, должна быть изжита. Механизация перевалочных работ риода получит некоторую загрузку, і с 7 1/2 проц. в эту навигацию дол благодаря чему он смож» т сохранить жка быть повышена не менее, чем к будущей зиме квалифицированную рабочую силу—грузчиков. Па строительство в 1933 г. ассиг­ нуется Наркомводом б.ОЗі тыс. руб., из них на гидротехнические соору жевия и землечерпание 1940 т. руб , на складское строительство—108 тыс. руб., на благоустройство 537 т. руб., ремонт- 385 тыс. руб.. на механиза­ цию 427 тыс. руб., судостроение 200 тыс. руб., на жилстроительство —1024 тыс. руб. и на культ-быто- вое строительство 490 тыс. руб. Кроме гого. порт іцнниѵает уча ст не в постройке городской электро с т а н ц и и - 400 тыс. руб. и судоре мовтного завода—^СО тыс. р^б. В связи с ростом грузооборота и появлением его в состав* новых мас< овых грузов, Мѵрманский порг должен будет представлять собой ряд самостоятельных бассейнов, специализированных по родам гру зов Таких бессейнов намечается 4: Торговый порт —в составе экспорт ных и импортных причалов, лесных причалов, каботажной пристани и апатитовой и ілебноО эстакады. РыСный бассейн —в составе базы 1 тралового флота, сельдяной базы и зверобойной базы. Угольный бассейн. Железорудный бассейн. В составе одного иэ бассейнов должны войти причалы соляной и нефтяной баз. В составе грузооборота должны произойти большие изменения. Силь но во 'растает вывоз апатите вой ру ды и концентрата, появятся новые грузы—железвая руда и, возможно, • чугун, Шпицбергенский и Печор окий угли, Ухтвнсж&« жефть, до оО проц. всех грузов. Это особен но важно для переработки массовых навалочных грузов, как апатвт уголь, оуда, известняк н т.д. Про пзв' днтельность труда грузчика, в связи с этим должна возрасти .с 5 тонн в смену в .эту навигацию до 13-15 тонн. Особое внимание должно быть уделено благоустройству портовой территории—постройке автогужевых дорог с каменным покрытием, замо щению складочных площадей, пере устройству водопровода и электро оборудования. В частности, су тест вующая воздушная электро-ровод ка должна быть заменена ползем ной. Должно быть усилено прожек торное освещение. * * * Мурманский округ с т а н о в и т с я крупным индустриальным районом. * Его продукция—рыба, апатит, в бу дущем—железная гуда, не потреб ляется на месте, а вывозится в разные районы Союза н за гра пицу. С дрзгой стороны, Мурману не хватает лесных стройматѳрна лов, топлива н т. п. При указанных условиях, гран спорт является одним из основных решающих факторов дахьиейшего раз вития края. Морской транспорт для массовых грузов—самый дешевый, гибкий и маневроопособный вид транспорта. Поэтому морскому / транспорту и, тесно связ^вным с ним, портовому^* хозяйству н портовому строительству должен быть уделен максимум вни даввя как в текущем году, так и последующие годы второй ш п і а кок. a n ta tB . * I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz