Полярная правда. 1933, март

— • IJt)_;jeiriapuu ш стран, < с< c i h s ьѵксь! П О Л Я Р Н . Я я м а р т ВОСКРЕСЕНЬЕ 1933 - № 52 (Н‘2 і ; ГОД ИЗДАНИЯ XIII / ОіТАН МУРМАНСКОГО ОКРУЖКОМД ВКП(б), ОйК'з и ОСПС I Ііена отд. № 5 коп. L. а— НВЯИ Е ^ g fcg^№a.Ti^aai ІГ 5 Ж 25 ! 'Ж\. "-го марта с*г. в швсиь,часов вечера в малом вале Д іма культуры открывается •. ж .р об'единеный пленум Мурманского ОК и Окр. КК-РКК ВНП(б) ПОРЯДОК ДНЯ ПЛЕНУМА: 1 ) Игоги первой пятилетки Мѵрм. округа и народно-хозяйственный плая округа н і 1933 год—а е р з ч і г п . второй I пятилегки. Докладчики—т. т. Г р іно* и Д оз-ов. 2) Итоги и очередные задачи работы по борьбе за качественные показателя (повышение производитміыкк ти труда, снижение себестоимое.ти и качество продукции) Докладам т. П йо. 3) О реализации директив пленума ЦК и Обкома ВКП(б) по работе в деревне в условиях округа (берег, тундр.»). Докладчи —т. Рубині/гейн ' 4) О чистке партии. Докладчик т. Эглит. Пропуска для партактива на пленум получить в орг. отделе ОК ВКП(б) у тов. Логинова. Сек.«та.ь ОК ВКП(6)—А ‘рама в К ПЛЕНУМ У ОК В КП (б ) ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ, ЛЕС, ТРАНСПОРТ Н А В Ы С О Т У З Л Д Я Ч С О З Д А Н И Я Б О Л Ь Ш О Г О М У Р М Я Н Д Э л е и т р о э м е р г й і я НЕ ПОЗДНЕЕ ] ОЕНТШ ДАТЬ МУРМАНСКУ 6ТЫСЯЧКИЛОВАТТЗЛЕ' Теперь ни для кого не сек рет, что незначительная оз .р готическая саза явл ется по­ понным тормозом экономиче­ ского и культурного ра з з і тия округ.; Если подсчитать, ьо чи* обходится просточ на предприятиях и в учрежде- і-иях Мурманска из.з л пере Ui Спотить Д О Р О Г И ПЕРЕВОЗКИ 1 пая мощность, которой выра| ѵк ется в 36 тысяч киловатт,і пе может строиться гаками! темпами, на рокли в этом которые году. об ;Ьитіе экономической и итической жизни стра недооценку дорожного строительства ги на строительство дороги ілать Окрдору свои директи- ' <job в электроэнергии, полу- j р гаН1*'151 ие 1:и 1 с я сол идиля сумм а, нотис 15 тыс S!411 к 11/10наТ1 ля ема я милл ионами. I ны. ее обороноспособности, j разлитие каждого края в от Нужно изыскать ведостаю, дельности занизит прежде щие -і мит. рубіей и уже в всего от л у п і і сообщения во •э'ом году установить на, обгце и автогужевых д«рог в олну турбину в!частности а также от средств ТОЧНЫЙ ПЛАН - ЖЕЛЕЗНОДОР ЖНЫМ И ВОДНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ Крошечный, ветхий, дере-] Во все перевозки должна от станции Пулозеро до Л о в ) ‘вы, приказы и распоряжения зерского погоста. Эгим и бы при чем эти приказы присы- ло положено начало стритель ляются без всякого учета ства дорог на Кольском полу специфичности работ в мур- острове. манских условиях. Эту дорогу иельзя даже назвать дорогой. Она быта СЛОМИТЬ Чтобы иметь возможность нормально работать, Мурманск на 1933 год нуждается т:ри- олпзительцо і*. l w o o киловатт Iтурбины по иивпгии, вориві-. его иотр.Ѵ. і ватт ка;кдая. но немедле •нер ление должно выразиться в 27 млн. ктіловеттчасах. Какой же анергетитеской рОС UCpe - базоіі располагает Мурманск. ' j этп^ Станция Сеатралтреета, с ‘ у стан* вочн й моіцго*:ті иі в 1200 киловатт, вырабатывает 1.3440 тысяч киловчтттас в ! а Две; и способов передвижения по устроена узенькой тропинкой НЕДООЦЕНКУ туропны в 0 тысяч киловатт, ним jo прорубкой просеки шири тіпрі ЯСНОГО продолжая дальнейшие рабоJ На таких вновь осваиваемы* 'ною 3. мётра и прокладкой л ты с таким расчетом, чтобы. окраинах СССР, каким являет, з —4 жердочек на болотистых « ^ к началу 1034 года устапо іся Кольский полуостров,‘участках вить на станции еіцл две | автогужевые дороги безуслов п п и лпт п и и К тысяч к в л о ін і *ии»ают и будут играть М Ѵ М ищ п ti о кдая. !важнейшую роль. РУКОВОДСТВО — Местным организациям н уж ! Кольский полуостр в х а р а к ; М У РМАЙСКОМУ Д едавним постановлением нно поднять ВопГгеРизУ,іТС1и отсутствием вооб [ОКРДОРУ М центром об о ти у і1^ ' к к?тх "то НІ1 <»ьіло до j тжальнейпіа электроэнергии. Кчмчуналь* нал станция; при устаіюво і- * нов мощности 1010 киловатт, дает 2.554 тысячи киловаттча сов. Т*акнм образом, Мурманск удовлёт.воряетея элек гроэпер гией только па 45 проц Агрегаты коммуналін і і электростанции крайне изпо еились, почти ежедневно тер пят" аварпиТ" ‘Шао<мгч;Т ь \ \ і ‘ ’-участия -2 элактросеть, что приводит к угечке. 20—25 проц тока Единственный выход из по ложения—это скорейшее, окон чание Мурманский ТЭЦ. По первоначальному плану, в Окрисполкома Окрдору предложено в з м ь под свое . ведение н строительство го- Іродских дорог, а ряду хозяй- Іственных организаций предло _ . о r m Пыльнейшая работа по до Iженооказывать Окрдору всеме суммы. НКІІС ПОЧІРОГ. ДМЖОпростых грунтовых,! Д р0ЖН0Му строительству рное содействие в его работе по ти совершенно не фчнанси Sрд*ли не считать к ;».ііне огра (на п<улу( >строве яочти замерла .замощению городских улиц, рует строителі ство. Между Iвпченпых подвижных путей, | Л|ІШЬ "с организацией 1 ян Об этом постановлении знают тем, он является одним из; построенных в последние го; я 1932 роДа мурманского# все руководители заинтере основных потребителей и без ’Дьь насколько чувствительно |окрѵжяого дорожного управ сованвых хозяйственных ор j того скудной элек-іроэнер-. отражается .что бездорожье Л Ы1Я ято лело несколько ганизаций, как Севтралтрест, !гпи Мурманска. При и з в о с т ,™ государственном кармане,)СЛВИНѴ10СЬ. За этот год Okd ’ ной настойчивости, от него и а темпах развития края знает ідор ПроД^ ал немалую рабо .&0 жно, несомненно, „выу j всяктіі работник Заполярья, j Имеются неплохие показ; W b - некоторую-сумму. і т к . где ou он ни гаоо.ал , і рли ра6оты ИТР и рабоч ях . {угрозу срыва подготовку к В строительстве ТЭЦ поч I о с т а т ь с я " o ' otcv !Тсм пе м %неѳ 3 рабогз Окр- j строительному сезону. С гром 7и сов ршенно не затронут і ГѴ.ЖМ|Н Ѵ -„«юг и" всю* р в п т іД0Ра имеется €Шв очень мно областной бюджет. Ил vuuo; работу планировать с р а сч е | го неостатков . Нупно прямо !том на оленя, j „аимнйки**. Так или иначе, но нужно- Ь настоящее немедленно же изыскать НІіе богатств полуострова. й мил рублей и пусгпть в дальнейшее строительство е го . и ехпатает этом Году ТЭЦ с тою мош городов, в частности Мурман железная дорога, порт и дру гие. Тем не менее своей мед­ лительностью они ставят под д биться от Области этот какого- Т Т О Т (і на лопарские» время ос все сказать, что ностью, какая вбыла намечена *‘ка» подошло к такому момен но перві«начальному плану . !ту, что если не усилить тем этом году должны были ві^й j В постройке допелнитёльной пов дорожного строительства, ти в строй 6 тысяч киловат г і турбины не встретится осо не изменить методе в этого новой станции, которые бы |оых трудностей, т . к . про строительства и не подчинить несколько смягчили электр : ;пзводство таких турбин на его единому центру,—то гово заподе «Электросила* в на рить о дальнейшем расширен стоящее время является ти ном воспроизводстве края не б у д ь этих недостатков, Ловозерский тракт и тракт Мурманск— Кандалакша были бы уже в 1932 г о д у закончены. техперсонала, иѵеется всего один инженер и 3 техника. Нет нужных геодезических инструментов, нет технической библиотечки, даже необходимых пособий судотранса, которыми Окр- возникнуть в про ігшодстве котлов, заказ' на ;которые передан заводу име ческий голод Мурманска и дали основным предприятиям С - I ѵ » ѵ / и д , V / O U V J J Л Ut i f | V А Ъ ІІ А ШЛ ;(*вт; ал греет, jподыми. Единственная замнн юргпорт, цтромтрг • . ^ѵдо j ,.п М(|*кет возникнуть в про верфь, желдороіа і: г*, рабо­ тать, если не с потной, то. хо тя бы с максима ьноіі на­ грузкой Однако, на этом ги ветре р,0»іооеѵ т тились серьезные гірепятст-: ’ ^ ‘ ’ вия Основное из лих—а» статочное фипапспро^ані;** Наркомснаб отпустил в этом году на строителѵ тг.о ТЭчЦлДу Т ' 2,5 мил. рублей и Парком вод* ' —400 тысяч рублей Эі * су : ма дает возможность у-тано вить лишь одну турбИіі / чіа 3 тысячи киловатт' Для пуска станции на с» тысяч киловатт требуемся го полнительное аесигп«»:.ані!е и 3 322 тысячи рѵбле • Отсѵг- строительному сезону трест никак не склонить к заключению с Окрдором дого вора на поставку песка . Жилкоммупстрой саботи­ рует заключение договора на покупку кэмня, находящего­ ся в карьере по ул. Перов ской. Четвертый раз уже со ставляется договор на этот камень, каждый раз он пред вярительно согласовывает л Жилкоммунстроем и каждый раз он им аккуратно отвергал* ся. ОМХ. несмотря на поста дордолжен руководствоваться, окрие.полкома о пе- при строительстве дорог. __ _ Основные о іень трудно. Как же обстоит дело с рожным строительством Кольском полуострове? до на проекты дорог Лопарском ѵ переулку №—10, Леноблд »ртранс выслал толь-' у J J редаче Окрдору барака по ікому до сих пор этого постановле­ н а Ленина Н> при общест Ц і р ц д я ДОРОГА I венпом внимании к этому е , если послать на завод им Леьинэ еои.твет Ді - . с у і з ѵ юЩ ѵ л- нинцы НА КОЛЬСКОМ П О Л У ОСТРОЕ Е ко в августе 32 года, да и эти проекты оказалась с большими де фектами. До не j дави го времени на дорпж- пых і аботах отсутстковад*-j “ р ^ " ы Г Г н а м о 7 щ ѳ ё “ время какая либ > механизация. Мно городских дорожных го пришлось потратить сил и ^ г ния не выполнил, и Окрдор не имеет возможности раз­ местить хотя бы минималь- ’ іное количество рабочих, по и рабочий буксир , ’ D первые вопрос о дорож энергии, чтобы достигнуть в Работ- , нег-омненн ►, спра | ** ном строительстве на этом наг с этим.заказом и котлы своевременно. Чтобы разрядить электри .чесчпй голод Мурм анска •:е оходомо все внимание в ЭТ- М Году екоппентрнровать и достройке ТЭЦ до полной ее М( ЩІОсТІІ, ПодуТНО не выпуская из виду д а л ней шее развитие энерге»иче правлении кое каких | Все эти организации дол- да іКольском полуострове был результатов: от тралтреста жны понять, что благоустрой j обсужден еще на 5-м губерн получены два дорожных кат- 'ство города в значительной ском сѴзде советов в февра ка и 3 лопаты-волокуши; у мере зависит от состояний ле 1025 годя. Тогда потреб Ленонабс^роя приобретено в его улиц Нужно одернуть ность в автогужекых дорогах пущено в работу на Коль тех работников, которые, игно определялась приблизительно Ск*»м тракте 10 вагонеточных- рируют постановление оврис в 2 тыс. километров. сказов пол кома о содействии Окрдо Постановлением малого сов Л^ноблдортранс, как руко- ру в проведении дорожных наркома РСФСР от 6 июня водящая областная до- работ. Надо решительно сло- 25 года было влервые отпѵще рожная организация, не толь мить недооценку дорожного строитель ко не знает условий работы строительства со стороны хо- ствие этой суммы парализует, Іской б а зы о к р у г а , как’ Тулом‘Ни Нг\ . Д ° Р °ж н о е ___ е.ьаи станция и др rTU0 Мурманской губернии Окрдора но и вообще уело- зяйств^нных и общесівенных 18 тыс рублей. Президиум вий работы заполярным кру- организаций Мурманска. Мурманского губиеполкома гом Только с осени 32 года *решил использовать эти день Леноблдортранс начал высы- Инженер П. Лесин. - - - • ---.......... ............................. —— — — — др. Инженер Ь-алярчук, А. Сокол, в. уже пе говоря о дальнейшем развитии, нормальную жизнь Мурманска как производст­ венную, так и общественную. Не надо быть энергетиком, чтобы понять, что отказ в от пуске этой суммы является, по меньшей мере, экономиче­ ски нецелесообразным. В етро1 ительство ТЭЦ уже втоже-j но 1.450 тысяч рублей Вме-| сте С ассигнованием В2.000! В своей работе Му манле с опи- ТЫСЯЧ рублей, полу ШТСЯ круг і Рается Ііа конкретные требования, лая сумма в 4350 тысяч руб- вянвый вокзал, рельсовая недостаточ­ ная для обработки более или менее значительного потока грузов, крайняя ограничен ность фронта разгрузки—вот наследство Мурманска в о б л а с т и железнодорожного хозяйства. Развитий стснции и железнодорожных путей не поспевает за бурным ростом населения п развитием края. Некоторые, пути расшире­ ния станции уже намечают ся. Существует проект устрой ства тупикового раз'езда на 1446 километре, составлена даже смета переоборудования. Высказывается мысль о сое динении ъетки 6-го участка с магистральной лпньей, про ходящей позади города Так или иначе, но вопрос об уси лении пропускной способно­ сти Мурманской станции дол ясен быть немедленно раз решен, если мы не хотим постоянно стоять перед угро­ зой „пробки14 и срыва тран­ спортных операций. Но, кроме этих, так назы­ ваемых, объективных обстоя­ тельств, мы им< ем в области перевозок целый ряд суб'ек тивных недостатков. Одним из них является чрезмерно благодушное отношение орга­ низаций к своевременной раз- грузке поступающих в их адрес грузов. Еще только на днях из-за этого благодушия на станции едва удалось из бежать „пробки*. Скоиилось около 1000 вагонов, и тотько благодаря вмешательству со ответствующох организаций, затор был предотвращен. Далее идут попытки грузо получателей подменить ав’Го- гужерой транспорт жалезно- ДОроЖНЫМ. КаЖДЫЙ ГруЗ) получатель добивается, чтобы железная дорога подавала его груз в самому складу, совер­ шенно не считаясь с задерж­ ками в обороте вагонов, кото­ рые вызываются этими излиш ними маневрами. Больше этого, при в с я к о й внутренней перевозке —со склада на склад—стремятся использо­ вать железноді рожный тран­ спорт, С этим злом необходимо покончить. Местные органы должны ррисекать всякие ПОПЫІКИ подменять ОДЦН ВИД трансП' рта другим. Эти явле ния необходимо присекать с такой же жесткостью, как присечены всякие встречные перевозки. ■мл Л Е С Мурман лесу—поддержку общественности быть внесена строгая плано вость. Заявки на регу лярные перевозки должны подаваться в іочно у« таноіз ленные законом сроки. Не представление, или несв >е временное представление за-ч вок на перевозочные сред ства лишает планирующие органы возможности распре делять транспортные средст ва в соответствии с действп тельной потребно *тью орга низации. Подача заявок через голову местных орга нов, пр>імо в центр, депорта низует плановость местных органов. Для борьбы с этими явле ниями необходимо, чтобы в каждой организации было выделено определенное лицо, персонально ответственное за своевременность и реаль ность заявок на перевозки. Во всех случаях халатности или злоупотребления в этом чрезвычайно важном деле, виновники додж* ы привле каться к административной и уголовной ответственности Нужно об'явить решигель ную борьбу против г ОЛОВО тапского использования тран спортных средств. Сзверш* н но недопустимо в ртом деле наличие многих „хозяев48. Недопустимо, чтобы к о г д а в одной комнате утверждает ся план перевозок при иимо щи, скажем, пароходов ..Со ловки ' и „С*'фья Перовская**, в соседней комнате д^вал сь распоряжение о преврлще нии „Соловков4 в кооп 'ра тивную лавку, а Софья Пе ровская“ назначалась в спе циальный рейс. Подобный параллелизм в корне подры вает нормальную работу транспорта- Необходимо установить и постоянно П (*ддержив ать , тес ную связь и взаимное пони м»ние между местными и центральными органами, регу лирующими перевозки- Для Мурманска, например, рыб ные промысла и импортно экспортные операции явля ются узловыми вопросами ЭКОНОМИКИ к р а я . Следовательно, рыбные и экспортно-имиортныо ' грузы должны итти впереди всех остал» ных. Раоочие, обслужи вающие эти оц а сли хозяйст­ ва должны быть обеспечены нормальными жилищно-быто­ выми условиями. Но жилищ­ ное строительство неизм риѵіо оіетает от жизни. Оістает в значительной мере из-за недо статна строительных матерва лов, которые не могут быть подвезены,. так как весь под­ вижной состав занят. лей, вкладываемая в этом го­ ду в 'ТЭЦ. Что же в результате цолѵ чнт Мурманск? К і сентяб ря будет пушена турбина в 3 тысячи киловатт. Этой при бавки энергии город' даже и не почувствует. Предирия тия, учреждения и населе ние города все также бу дут сидеть на голодном электро-пайке. Кроме того, отсутствие средств не даст возможности продолжать ра боты по подготовке станции к установке новых турбин. Нужно со всей категории ностью заявить: не только развитие округа, но нормаль ная работа народного хозяй ства края упирается в про блему электроснабжения. Мурманская ТЭЦ, установоч оред’являеаше ему со стороны хо- зяА твеиних и плановых органон (круга. Между тем, ір»-г т до <нх р^р !»<• может 1 конкретизировать :>ти тоеоования. Поэтому проектировать свои в*і только официальных указаний, оря чем недостаточно конкретных. Гак с ‘20 октября 1032 года но 20 янь;і|*и 1933 г. дифри задания но основной {аСм.'Те. виоозке, у< то- і»: вливал и ь в размерах.' 8*5 ткс . Ф-мт. и I млн. ф иг. Кроме этих цифр имеется .задание . Ь*н(»с»лиспол­ кома к 12.00 тысяч ф-мтр. Та кі>м образом, руководству треста орнх дится самому выбирать об*ем основной программы, в оно остано­ вилось на максимальной цифре в 1.200 тысяч ф мтр. Что 'ы оценить значение прини­ маемой Мурманлесом программы «.о вывозке, которая определяет собою программы сила ва, разделки и ча­ стью *есоелления, надо сопоставить ее с выполнением программы за предыдущие годы. Развитие лесозаготовок на Коль­ ском полуострове началось с 1927— С Т А Т Ь Я УПРАВЛЯЮЩ ЕГО ТРЕСТОМ М У РМ АНЛ ЕС тов. К АШ Т А Е В А его территории саисстоятельпнх х озя Гственны х едпни ц—лесонагото • он вынуж нн Jвительных участков НК G. планы на • <но- Не,ого по Мурманскому округу в 1927 -Ьг. было вывезено 117 тыс. ф мт.,вывоака ж** 193І г. состазляла 693 тыс. ф-мт. или 591 проц. от Ю27—Ь г, По отношению к 1932 г. --ізыв< зча 1933 года, принятая тре­ стом, составляет 173 проп., в част­ ности, вывозка к сплаву и сола»няя программа достигает 9*20 тыс <|-мт’ Какими же возможное! мн распо­ лагает Мурманлес для выполнения принимаемой им программы? В сезон 1933 года црнлется завоз.іть почти 10 >проп. рабочих (т. к постоянный кадр составляет всего лишь 500 ч.), 70 проц. jn шадеР, при численности <боза в 1200 голов, а та же ІООпрЪц. пот| ебности сенофуража. Что(іы при этс>м не повышалась себестоимость работ, необходимо добиться подня­ тия производительности труда. Чем же располагают Леспромхозы для поднятия проваводительности ной организации труда, у Л е с -5приятных естественных ^ прг.мхозов для а ого ничего нет У второй половины зимы устойчивой зация них не только нет никаких механи- че«*ких устройств для рубки и вы­ возки леса, но не иеследовяна са­ мая возможность и целесообразность их применения в специфических ме ются в а мероприятия более нли менее длительно осуществляемые, могущее>ать эффект только в 1934 г. (жилстроительство для постоянны і у с о в в й к а д р о в - 742 тысячи рублей, ореани “ " обоза—400 тысяч рублей. J погоды, достаточной толщины снез вого покрова и значительной пр - должительности светлого времени суток К атому еще присоединяется возможность, именно в это время- стных условиях (крайняя редкоколе привлечь на работу приезжих рабо- сица, сложный рельеф местноети, чих, освобождающихся от сельско^ климатические особенности и т. л.), хозяйственны! раб<»т у себя дома Второй путь к поднятию произво- і Ноэтоту задания^ 1933 года по вы- дительности труда—это создание j возке распределяются следующим погтояниых кадров умелых и при­ вычных лесных іабочпх Работа в этом направлеі ии еще только начи-. нается. Ha 1 января постоянных раб ічих было 500 человек, в 1933 г. должно быть закреплено минимум еще 500 человек. При современном состоянии хо* ян ства М >рмавлеса и при отсутствии лиѵнто* на механизацию и рациона» лизацию производства, основной чер той операций по вывозке являете* ее сезонность, основывающаяся на образом: первый квартаі—‘J00 ты і ф]мтр, второй -17е» тыс., третий-О. четвертый—125 тыс., ф[мтр, Эт»»т ц»ан нядо считать наиболее пелесо­ образным. В заключение необходимо отметить, что общая сумма.капнт: ловложений, устяновлеввая коллегией Нарьииле са Мурманлесу для промосвоения составляет только 1487 тысяч руб- проведение самоз»гот вок, усиление лей н содн| жит в себе лимит п о . использования отходов и т. д. В рационализации лесотранспорта, ну проведении этой работы Мурманлес сѳльскс-хозяйствѳЮіые работы —185 тысяч рублей/ Такова общая характеристика пла на лесозаготовок 1933 г«-да. Очевидно, что выполнение этой программы, при наличии иекоторо го прорыва в подготовительных ра ботах, может быть обеспечено лишь при усчовии самой широкой п дей сівенной поддержки треста со ст<- роны Окружных советских, партий ных и общественных организаций. Для обеспечения финансированвя и товароматериапьного снабжения программы, превышающей пр>«грам му Наркомлеса на я0 проц., рук< водство Мурманj еса ставит евоей задачей всемерную мобилизацию інутренных ресурсон, ускорение оборачиваемости денежных ередстг, тем применения ледяных дорог, всего лишь в сумме 100 тысяч руб- 28 ѵгода вместе с организацией на труда? Кроме возмояш отей првіиль максимальном исполмоиаиаи благо- лей. Все остальные девьгя наажача м і ж ѳ т и д о л ж е н п о л у ч и т ь с о стор - ны м е с т н ы х о р г а і и а а ц и й в с е м е р н ую поддержку. Так создается „заколдован­ ный круг4. Планирующим ор­ ганизациям центра, нужно по­ нять, что в условиях4Мур­ манска такие грузы, как л е ­ соматериалы, кирпич, известь или части стандартных домов, хотя и не носят названия рыбных или экспортных гру зов, все же соз лают ту не »б ходимую предпосылку, без ко торой невозможно успешное выполнение самих промысло­ вых и экспертных операций, а поэтому они и должны быть приравнены к этим грузам. Местные органы, планирую щие перевозку, обязаны при­ нять все меры, чтобы этот вопрос был с дэстаточной убедительностью освещен* пе­ ред центральными органами. Тогда „заколдованный круг4 »і Мурманске будет разорван и вместе с этим исчезнет еще «одно *узкое“ место в разреше нии стоящих перед округом задач. А. Б.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz