Полярная правда. 1933, май
л Куда идут средства от займа * Л ЭТАПЫ БОРЬБЫ И ПОБЕД ДОМНЫ МАГПИТОСТРОЯ Обеспечимпобеду займувторойпятилетки Выпущенный нашим прави тельством ,заем второй пяти летки 14 является большим по литическим событием. г Займы пролетарского госу дарства—испытанное средство рабочего класса и колхозного крестьянства строить социа лизм за свой собственный счет. стических государств. На эти попытки рабочий класс и тру дящееся крестьянство посто янно отвечает требованиями, обращенными к правительству о выпуске государственных займов И сейчас в обстановке уг- С кажпым годом советские внутренние государственные займи становятся все более мошными источниками финансирования со- циатіі* тического строительства. „Третий заем индустриализации* был разѵещен среди трудящихся Советского Союза на сумму свыше 800 миллионов руб лей, зяеч .Пятилетка в 4 года" дал уже больше миллиарда, заем „Третьего решаю щего года пятилетки4* был реализован в сѵмме свыше двух миллиардов, а заем Четвертого завершающего года пятилетки4, д;»л два . миллиарда семьсот . шестьдесят шесть миллионов рублей. Массовые займы Советского Союза, под писчиками которых являются десятки милли онов рабочих, колхозников, служащих, едино личников, дают яркий образец предан ности трудящихся генеральной линии нашей большевистской партии. Как в выпуске, так и в реализации наших займов находит отра жение творческая инициатива рабочею клас са и трудящихся крестьян. Вспомним историю наших последних займи в. Английская буржуазия гото вит нам финансовую блока ду Надо мобилизовать все Хибиногорский рудник им. Кцѵова 1927 год . внутренние материальные источники страны В ответ на угрозу блокады, по предложению рабочих коллективов,выпускается правитель ством „Первый заем индустриализации*. Только что кончился про цесс шахтинских вредите лей, пытавшихся подорвать 192В год . луоляющегося экономическо- _____ Величайшая победа всемир щ,;гКД ^ J мощь нашего Союза! бывалой безработицы и нище-! РабоЧИе ЗНаЮТ’ ЧТ° Т0ЛЬК0 СВОеЙ СПЛОче? ты, капиталистические стра - іН05ТЬЮ поп- знаменами коммунистической Социалистическое соревнование и удар ничество развертываются мощаымя волнами, в которых должны захлебнуться наши клас совые враги, рыцари рабских темпов, оппор; тунисты всех оттенков и масгеи Грандиоз ные масштабы строительства требуют креп кой финансовой базы. Трудящиеся являют ся инициатором нового массового займа: „Пятилетка в 4 года ‘. І |€|Я I Идет наступление по всему 1931 год . I фронту социалистического строительства. ГѴ.роическая борьба за 518 заводов и фабрик и за 1040 машино-тракторных станций сплачивает во коуг генеральной линии партии силы всех трудящихся. Рабочие моекоескоп&промыш ленного гиганта—Электрозлвода, "выполнив шего досрочно пятилетку, являются инитдиа торами займа „3-го решающего года пяти летки*. Электрозаводцы пишут в своем зна менитом обращении: „Мы понимаем, что строительство фабрик, заводов и гигантов социалиста ческой индустрии невиданными в исто рии темпами требует вложения огрдм нейших средств и эти средства должны изыскать рабочие и трудящиеся нашой страны—сами строители социализма*1. Одновременно с электрозаводцамз подни мают вопрос перед правительством о выпу *Ске нового займа рабочие Макеевского метал лургического завода.’ В строй вступили сотни социалистических предири ятий, рожденных в первые УДАРНАЯ БРИГАДА ШЗЕДОВ-ПЛИНТОВШ, tKQB CTKPK И КАЙМАЙІІЕН Подготовиться к приему іицбергенского угля мо-исторического значения— досрочное, выполнение пер вой пяти летки, достигнута на основе неуклонного проведе ния генеральной линии партии, в ожесточенной борьбе с клас совым врагом и его агентурой— правым и .левым 4 оппорту- вдзмом, в результате произ водственного под'ема и вели чайшей политической актив ности трудящихся масс. Эта активность выразилась в осу ществлении широкой програм мы реализации государствен ных займов. ч За годы первой пятилетки реализовано государственных займов на сумму свыше 6,5 мил. рублей, что явилось крупным вкладом в социали •гическое строительство. Реализация такой суммы оказалась возможной лишь ны ищут выхада из тупика !паРтии- только своей энергией па всех фрон в новой экономической блока- :тах народного хозяйства они обесяочат раз де Советского Союза. Английівитие и У с и л е н и е хозяйственной мощи S ? д,,,,б“ ОІ’ Мовив- ЛеГ граи происходивший к Москве су-,обращаются к правительству с требованием дебный процесс над шпион!-! в ы п у с т и ^ ^ о р о й заем индустриализации", мп-вредителяѵпт, как повод для прекращения торговли с Советским Союзом. 1932 г о д им Немедленно развернуть строительство* угольных площадок на Зеленом мысу Несколько десятков тысяч барак для землекопов Вод тони угля, которые ежегод-! строя не отведен. Не лучше но привозились из Донбас с а для тралового флота СТТ, в 1933 году будут полностью з ам е н е ны Шпиц б е р г ен е ким углем. Чтобы подготовить Мур- 1929 год . Провокация капиталисгиче ' ских держав вызвала кон фликт на наших дальне .Однако, твердолобые яонсер *вос™чных границах. ; в^горы не учли изменившей I Трудящиеся страны советов отвечают па ; ся обстановки. Оии не при- ;пРои"кацТ требованием к правительству о чт') г * . і выпуске „Третьего займа индустриализацииа, і потому, что 40 МИЛЛИОНОВ трудящихся явились под писчиками займов. Такими циф няли во внимание, что Совет ский Союз экономически на столько окреп, что эги меры не могут приостановить его дальнейшего экономического укрепления. Трудящиеся Советского Сою ! за дружной подпиской на j заем „второй пятилетки- до-, 1930 . г о д Лозунг „Пят летка в 4 го ; j*да** мобилизовал силы мпл і лионов трудящихся. І годы пятилетки. Для завершения историче ского плана новые средства нужны—мы не расчитываем достать их извне. От рабочих m m - лина и завода Шарикоподшипник им. Кагаі бергьну яез^ Р новпча—идет требование—ускорить выпуск;п и^и°еРеДОТвенныи потреби- займа „4-го завершающего года пятилетки4*, тель шаиЦб°Ргенского Угля* „Мы пе можем остановиться на пол пути, мы должны и будем дальше срору жать заводы и фабрики, чтобы обесие чить технико экономическую независи мость нашей страны, чтобы устроить дома для рабочих и специалистов, что бы дать еще больше тракторов и с.-х. инвентаря деревне, коллективизируют^ муся сельскому хозяйству, товары и предметы широкого потребления всем трудящимся4. стойно ответят покровителям шпионажа и вредительства. Новый Заем выпущен в на рами может гордиться только.' чале второй п ітилеткп. „Вто- бригадиром бригады копер Советский Союз. Только в !рая пятилетка будет по преимуіце Щйков Водстроя. Боли в прош стрлне строющзгося социализ-j ству пятилеткой освоения новых лом году простои у нашей ма десятки миллионов тру- предприятий в промышленности, бригады были редким явле дящихся могут не только пятилеткой организационного укре нием, то в 1933 году положе своим трудом, ио и своими пления новых предприятий в Ыйе резко изменилось. Вод т р у д о в ы м и средствами питать сельском хозяйстве—колхозов и строй допускает по месяцу п величайшую созидательную совхозов, что не исключает, а пред больше бесцельные простои ПРОСТАИВАЕТМЕХАНИЧЕСКАЯУСТАНОВКА Н Е П Р А В И Л Ь Н О И С П О Л Ь З У Ю Т С Я Р А Б О Ч И Е (Письмо бригадира коперщиков т. Вострокнутова) Около двух лет я работаю к приемке 90 ООО тонн, СТТ приступил к созданию уголь ной базы в районе Зеленого мыса. _ Совещание, 'состоявшееся несколько дней иазад в пор ту, под председательством зам. Наркомвода т Розеиталя, в своих решениях наметило окончательные с р о к и по строительству отдельных обстоит дело со сносом жи лых построек, на месте ко торых будут угольные пло щадки. К этой работе Сев тралтрест еще не приступал. Уже сейчас земляные рабо ты должны быть развернуты полностью тем более, что на ступившая теплая погода дает возмояѵность экскаватору про изводить работу без предва рнтельных подрывов грунта. . Безобразно положение с эстокадоіі. Еще в 32 году Водстрой по поручению Сев тралтреста производил рабо ты по устройству эстокады. В конце 32 года управление Водстроя вынуждено было до говор, с СТТ расторгнуть, т. к. последний но обеспечи работу. Средства от государствен ных займов в капиталиста январского пленума ЦК и ческих государствах служат! ЦКК ВКП(б). для ведения империалисти полагает дальнейшее развитие но .копра, вого строительства 4 (Резолюция '• Наша бригада работает в — течение месяца дней 20—25 на ческих воин, содержания по лиц ей ско-бюрократического аппарата, угнетения и зака- і для 2 -го причала 1 апреля, чтобы закончить в^е работы по устройству причала к Іоктября но сейчас, за исключением пяти свай, которые мы забили, ни какой р ^ о ты не производи лось и пе производится. Прошло полтора месяца и нас снова перебрасывают па забивку сваи на этом же при чале. Теперь нам говорят, что му строительство угольной базы, видно из того, что ыа один земляные работы асси гповано 300 тыс. рублей, ние 2 месяца наш заработок j Для того, чтобы разме упал до 60 рублен. істить 90 тыс. тонн угля, па Мы неоднократно указывали! произвести засыпку котло па безобразное использование 1 ванов и сделать настил. На копра управлению .Водстроя, засыпку котлованов потре- но кроме голых обещаний о дуется пе меньше 30 тыс. том, что будут приняты ме кубометров грунта и 6 тыс. ры, ничего не видим. {кубометра рваного камня участков базы, обязав СТТі вал строительство строймате передать все основные земля j риалами, ные работы Водстрою. j Все основные работы на эсто Цасколько велико по об‘е |каде Водстроем были за кончены и СТТ должен был сделать только верхний на ствл. До сих пор эту пустя ковую работу строители СТТ не сделали, ссылаясь опять таки на недостаток пиломате риалов. Полгодапонадобилось, чтобы сделать половину на стила, хотя эту работу можно было сделать за две недели. В результате такого отно шения к постройке эстокады Выполнению этих грандиоз- ше 5 дней по специальности ных и сложных задач должны копре. свайным лесом работы будут подсобных работах и не больі обеспечены, но, оказывается, ‘ СТТ взял у Водстроя взаимо обратно только 50 концов свай ного леса. В конце марта нас вместе с копром направили для за бивки свай второго причала на базу СТТ. Когда мы доста способствовать средства от реализации займа „второй балейия трудящихся. Средства пятилетки4, от займов в Советской стране идут Реализация займа—важней- ва развитие народного хозяйства шее хозяйственно-полити- вилн копер к месгу работ, то и повышение материального и Ческоо мероприятие, н а о с у - ; в течение семи дней, были культурного уровня трудящегося ществлении которого должно:вынуждены бездельничать,так ■«селения. Ібыть сосредоточено внимание 1 как УКС СТТ, которое руко! Насколько безобразно отно В результате первой пяти-!всех паРтийных и советских;водило строительством на буду 1 сится УКС СТТ к постройке летки СССР выдвинулся в организаций, всей обществен- щем втором причале, не потру ™,хгт«тт« ъь .> «о С т а к и м к о л и ч е с т в о м л е с а н а ч и н а т ь з а б и в к у с в а й пет н и к а к о г о смы с л а , т. j:. ч е р е з т р и д н я мы в ы н уж д е ны б у д ем о п я т ь п р е к р а т и т ь р а б о т у и з - з а н е д о с т а т к а свай . Партия н правительство Земляные работы полностью со стороны работников управ требуют серьезного отношения, должны быть закончены не и рационального псп^льзова 1 позднеѳ ю июля, ния механических установок,! развернуть земляные рабо к которым относится и gain j ты можно было-бы уже те копер. Это, повидимому, забы перЬ^ но железная дорога ли работники Водстроя и УКС, | задерживает передачу Вод допускающие месячные про строю паровоза и 7 платформ, ряд экономически наиболее передовых стран, заняв в неко торых важнейших отраслях промышленности и в сель ском хозяйстве первое место ,в мире Это достигнуто на ос нове того, Что страна под ру ководством партии шла по ности. Нужно по-боевому органи зовать и провести кампанию по размещению займа Широко развернув работу по разъяснению народно-хозяйст венного значения займа и выгод, дилось заготовить ни одного свайного дерева. Через 7 дней нас перебро сили на заготовку свай на биржу треста. Мы охотно сог ласились на эту работу, т. к причала № 2 , видно из того, чго договор Водстрой расторг нул и пред'явил неустойку к СТТ в 12 000 рублей. В то время, как наш копер нужен был на других работах, нас непроизводительно де]) нам обещали все заготовлен жали в тресте. Без дела стоя представляемых займодержателям, ные нами сваи отдать под вто ла механическая установка ленинскому пути развития решительно борясь с попытками рой причал. Вместо этого за народного ххозяйства, ориен тируясь • на свои внутрен ние ресурсы. И по э то му Советский Союз оказал ся несокрушимым перед неод врага и его агентуре, правых и нояратяыми попытками финан „левых 14 оппортунистов— обеспе- совой и экономичес я ой бло- чим успешное размещение , займа кады со стороны капитали <„второй пятилетки4. администрирования и принуждения j готовленные нами сваи пере в какой бы форме они це прояв-|дали судоремонтному заводу, лялись, даяая сокрушительный Наш копер поставили на це .отпор выступлениям классового лыи месяц к стенке, а брига ду перебросили на другие ра боты. По договору Водстрой дол жен был начать забивку свай b квалифицированные рабочие использовались на подсобных работах. Сейчас часть моей бригады, которая в прошлом году бы ла неоднократно премирована за перевыполнение хозрасчет ных договоров, подает заявле ние об уходе, т. к. за послед стой копра Наша бригада ждет приня тия соответствующих мер от органов РКИ. Бригадир ударной бригады коперщиков Вострокнутов. ОТ РЕДАКЦИИ: Помещая пноімо брагадира коперщиков тов. Востро кнугова о сры-'е работ на постройке причала As 2 в Севтралтоесте, мы требуём от УКС в ближайшую же декаду обеспечить Водстрой, кото рый бу:ет снова производить Раб о - . д Ву Х т е л е ж к а х ПО ПОЛОТНу „ у е „ „ , с „ , = г о . « ; ж/ лезн „ 6 дпроги в нераэоб ранном виде производилась впервые и дала Водстрою экономию около 8 тыс. г руб. (работа производилась под руководством и н ж е н е р а ления капитального строи тельства, -эстокада не была сдана в эксплоатацию- в теку щую навигацию. УКС СТТ, сдавая работы по постройке угольной базы, само не считает нужным вы крайне необходимых для пе;полнить тѳ обязательства, ко ревозки грунта. •торые обеспечивали бы бес На земляных работах бу дет занято всего только 75 человек, т. к Водстрой уже перебросил к месту ра бот свой экскаватор с месяч ной производственной мощ шестью в 18 тыс. кубометров грунта. ♦ перебойную работу подряд чика. Строительство угольной ба зы—это один из ответствен нейших участков, к которому должно быть приковано вни мание всех организаций. Паровоз и 7 платформ дол точным количеством Если свайный лес нельзя достать в леспромхозах Мурма^леса, то в Кареллеее его имеется вполне до статочно. Одновременно с этим мы требу ем, чтобы управление Водстроя, РАЗВИТИЕ ГЕРМАНСКОГО РЫБОЛОВСТВА В ОТКРЫТОМ МОРЕ Вольтов развитие путей сообще- ■ ія в 19 ом столетия вызвало быст рый рост потребления свежей мор ской рыбы. Прабрежноѳ рыболовст во Германии уже не могло покрыть •того опроса и было необходимо выйти для лова в открытое м ре сначала на небольших парусниках. Но и парусники с открытого моря моглв дать много рыбы. Сарос все увеличивался. Это повело, с од soft стороны,—к импорту рыбы из Голландии, Англии и Норвегии, о другой стороны к постройке в Гер вый лов производился исклгочитель но в средней и северной части Не мецкого моря. Введение паровых траулеров и расширение лова сильно увеличило добычу. Но спрос на морскую рыбу разви вался сильнее чем лов. Импорт свѳ жей морской рыбы в Германию к на чалу 20-го столетия составлял 60.000 тоне, в 1905 г. п р е в ы ш а л іОО.ОСО тонн Имаорт был значитель но выше, чем добыча германских размеров. Кроме того потребовалось j траловый лов в Баренцевом море некоторое время на изучение у Ис- принял большие размеры Продол ландип условий погоды, берега, j жительносф - рейса германского дна и, наконец, требовался опыт для траулера в Баренцовом море 26- ^8су продолжительного хранения рыбы на борту. В 1902 г. в Гествмюнде рыба, доставленная от Исландии, обставляет 5 процентов, в 1S03 г.— ставя копер на работу п» едварп- т. Кон), тѳльно проверяло на какое время Имея В своем распоряжении коперщики обеспечены свайным ле а к р к я в я т т і Р Плг»тпой тто СИХ сом.. Допускать простои механизмов, Э к с к а в а т о р , ЬОДСТрои ДО о н д. что имело место в аареле и мае, ПОр не приступает К набору дальше нельзя. ; 75 человек землекопов. На Исчерпывающий ответ по вопро, цальНИК ВОДСТРОЯ ТОВ ЧѴНИН сам, затронутым в письме, мы ждем • пряттточительно от управления Водстроя и РКИ. (Рассчитывает исключительно Iна самотек, повидимому за ^быв 0 Пр0ШЛ(Ж годе, когда •из-за ставки на самотек зем ляные работы срывались. УКС СТТ, являясь хозяином угольной базы, не выполняет обязательств, которые были взяты им на совещании. Так, несмотря на ряд требований, ток. Главный об‘ект лова—пикша. добычи в Варевцовом мор#), кото рый в 1932 г. дал 12 проц. общей добычи (не считая сельди) немец ких траулеров. Теперь, следовательно, доля север- 21,6 проц, в 1904 г.—20,5 процентов, в 1905 г.—28,2 процента и т. д. В 1904 г. у Исландии ловило до- траулеров. В 1907 г. ловитп, главным образом, маинж паровых рыболовных трауле ’ в Немецком море свыше 2200 аи ров, которые могли лоіить в север* j глвйских, до 200 норвежских, 100 лее половины немецкого тралозого жой части Немецкого моря и при французских, 20 б-льгийских, if 0 j флота. Исландские рейсы дают луч более ак ивном лове делать больше, галланд кнти до 200 немецких паро рейсов, чем парусные суда. I вых судов. Уже в1902 г. начинали В 1890 г. в Германии было 100 паро ' говорить об истощении рыбных эа вых траулеров. С увеличением чис | пасов Немецкого моря. Так как при д а паривых траулеров начинает сок j митивныѳ парусные суда плавали ращаться число парусных рыболов уже давн> в отдаленные северные ных судов. Паровых траулеров .вольно регулярно из одного Гулля рейс, при средней добыче за рейс около 100 траулеров. В 1905 г ло. 50—60 тонн, в то время как реРсы в вили у Исландии 62 немецких трау Немецкое море давали около 30 т. лера,.в 1908 г. 122 траулера или бо Посіе „^ериалистической войны лов у Исландии и в Баренцовом море принял большие размеры. Эги Первый германский траулер поя- ных морей в снабжении свежей ры- вился в’ Баренцовом море в августе бой немецкого рынка много больше, J 9 0 i г. Но лов в Баренцовом море Допя Немецкого моря. 'развился не т ік бьцтро, как у Ис ландии. В 1912 г. немецкие трауле ра сделала 92 рейса, в 1913 г.—101 1906 г. . . * 135 1910 Г . . . . 223 1014 г . . • • 254 Сельди ной флот здесь не включен. До начала к0 -1 о оюде івя традо- Парусных рыбозовных судов 267 223 140 районы, то понятно, чю паровые Нельзя* не отметить, чтоіжны быть выделены теперь переброска экскаватора на |же. В противном случае бу дет простаивать экскаватор, т. е. нельзя будет присту пить к началу земляных ра бот. Все работы на угольной базе должны быть взяты парт профорганизациями под по вседневный контроль как СТТ, так и Водстроя. До сих пор этому участку работы обще ственные организации Во£ строя совершенно но уделя ли внимания. Сроки, которые установле ны длй окончания работ на угольной базе замнаркомво дом т. Розенталем, должны быть выдержаны, т. к. иначе снабжение тралового флота топливом . будет поставлен# под угрозу срыва. Синебрюхов. ГРУЗЧИКИ КЛИЕНТУРЫ. ОТВЕЧАЙТЕ ДЕЛОИ ИД ПИСЬМО РАБОЧИХ СЛ. ДВИЖЕНИЯ Вчера мы поместили письмо р а | М*жду тем, последние сведения бочих движенцев ст. Мурманск, в за 11 и 12 мая говорят об обратном. Расширение промысловых райопов котором о’ги, беря на себя ряд кон Простои вагонов еще н« иэжиты, кретных обязательств по изжитию простоев вагонов на ст. Мурманск, прѳд‘являют ряд требований к ра 'о- |Чим грузчикам, занятым непосред- ва Север и лучшие уловы на Севере имело большое влияние на увеличе ние тоннажа немецкого тралового флота. Тонна: Рейсы продолжаются 21—22 дня. Лов происходит обыкновенно в 3—15 мор ских нилях от берега. Немецкие траулеры до іыли у Исландии в 1903 г. 7.821 тонну, в 1905 г.—1*200 т., в 1910 г.—29 ОООтонн, в 1912—31.800 т. траулеры, обладающие прекрасными После войны лов немецких трауле морскими качествами, стали стре миться на Север. Первый рейс к Исландии был сделан английским траулером из Гримсби в 1891 г. 2 Тряудрры при лове в дальних райо нах должны были держаться в от Это видно из следующей таблицы: Число траулеров 1905 ................ 165 27819 19 3 ................ 254 51450 ; • * 354 87849 В девяностых годах, когда лов ограничивался только Нем-цким мо рем, траулеры не превышали 200 токи брутто. Сѵда построПки этого времени, еще и ныне работающие в тралового флота р йон лова—Барен цовз море, которое овавалось необы крытом море неделами, поэтому по- чайно богатЬ рыбой. Мм требовались суда более врупных В ес еле две е годы пе]ед войной шнй промысел в феврале и мапте. воды ТѲПерь—главные поставщики о свежей рыбы для германского рын 1930' ка. Значение Немецкого моря па дает с каждым годом. Доля Немецкого моря с 57.8 проц в 1913 г. снизилась до 18,6 процен- _____________ ____ ____ тов в 1932 г., в то вгемя как доля ров у Исландии сильно развился»Исландии повысилась с 33 процен- ----- и теперь имеет решающее значение тов * 1913 г - Л° 59 ПР0Д' в 1932 г> меняемы для дальних рейсов. Для для сньбжеяия рыбой Германии. , Доля БаревцовоГО моря повысилась---------- - п»™* «пйнпй Другой важный для Германского с ^>2 процента в 1913 г . до 1> про центов в 1932 Совершенно недавно выделился новый район лова у Медвежьего оотрова (повлиявший на снижение ственно на разгрузке ввгонов в Севтралтрестѳ, МГРТ, Экспортлесе и друг, организациях. Правда, за последние дни число простаивающих вагонов несколько свизилось, но тем не менее ст. Мур манск никак не может уложиться в норму по об‘екту простоя вагонов Если за первую п тидневку ѵая мы имели больше тцсячи часов про стоя вагонов, то за вторую пяти днѳвку, число часов простоя—снизи оля с лась этих рейсов еред во о строили траулеры около 230 тонн, теперь строят ч обычно свыше 300 тонн. Новейшей тип рыболовного парово го траулера, для северных морей около 380 товв. П. Краев. Немецком море, не могут быть при лось до 328 час. В связи с этим у ряда работников товарной корторы и работнвков, «авятых вепосред ственно на равгрузке в наших пред приятиях, создалось определенное мнение, что сейчзо они уже сделали все для того, чтобы полностью ив бежать простоев вагонов. так, за эти лвгѵ дня общее число про стоев вагонов выразилось в волвче ствѳ 94 часор, за что было взыскано с предприятий 473 рубля. Все это липфий раз говорит за то, что ус іо фанваться на сьижѳнии простоев ии в коем случее нельзя. Рабочие движенцы объявили беопо щадвую борьбу простоям вагонов и* в своем письме они требуют от грув чнков СТТ, МГРТ принятии самых решительных оперативных мероприя твй В вближаГшне дни пи'ьмо рабочих движенце* дс лж о быть і бсуждено на (об аниях круэчиков, зчняіых непогредственно на разгрувке гаго нор . ' Десятки тысяч рублей, кот рые ежегодно выплачивались щедприя тиямн ва простой ваг< нов, должны быть сохранены д л я социалистнче свего ^строительства Мурманского округа. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz