Полярная правда. 1933, июль

НОВЫЙ ТРАЛ-ПУТЬ К ВЫСОКИМ УЛОВАМ ПОЛНОСТЬЮ ОСВОИТЬ НОВЫЙ ТРАЛ, ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННО ЕГО ИЗГОТОВЛЯТЬ Т РАЛОВО ­ Т А К ЕЛ АЖ Н А Я МАСТ ЕРСКАЯ СТТ. ПОРАЖЕНИЕ БЕРЕНДА В 1932 году на Му()ман прибыла целая партия ино­ странных с п е ц и а л и с т о в . В большинстве это были ра­ ботники немецкой рыбной промышленности. Среди них был специалист по тралам. Фамиля его—Беренд. В то время местная трало во-такелажная мастерская из \готовляла до '12-ти систем Iтралов. Все тралы давали низкий улов. По этому обстоя тельству можно судить, с ка­ кой радостью встретили Бе- На берегу разсуждали: „Сложен трал у немцев, сра­ зу- не поймешь. Тут видео какой-то секрет есть". Однако два трала на судах лежали без дела. Ими никто не мог ловить. Все же авто­ ритет заморского специали- дело не ладилось. Под'емы не превышали 0,5 тонны, а дру­ гие суда рядом, с тралом Бе- ренда, поднимали по 1,5 тон­ ны рыбы. Первые 15 дней Хохлин ежедневно дѳлап нзмененяя в отдельных частях трала. Пос ста не покачнулся: „ну, с |л е применения кабелей ему кем не случается ошибок, Jуда лось достигнуть положи- Сшивают мешок трала. тем более на первых порах". Беренд глубокомысленно заявил: — Будем ловить. И поехал в гіоре на РТ—5 ПОКОНЧИТЬ С ПУТАНИЦЕЙ гали на него. Беренд приступил к рабо­ те. Он сооружал немецкий трал, к остальным тралам относился презрительно. Такелажники ж а ж д а л и учиться у заморского спе­ циалиста. Ведь все знали, что рядом с нашими судами промышляют немецкие тра­ улеры и ловят лучше. У За последнее время участи- склада не знаком с конст^ук немцев трал другой, а ка- 1цией трала. іК0Е нензвестно"< Во многом созданию « Л . 1 * ^ « Я Г д У 5 ренда, какие надежды возла- „Кргіб* со своим тралом. На промысле немец обнаружил свои ошибки и, вернувшись на берег, внес ряд конструк- тивнах изменений: удлипал мешок до 7 метров. О тех пор немецкий трал у к р е п и л с я почти на всех траулерах. Его так и называ­ ли—трал Беренда. Капитан РТ—5 „Краб“ не мог нахва­ литься Берендом. лось поступление с траулеров телеграмм с жалобами на нѳ исправности в тралах Мелкие неполадки трала буквально ста ли бичем тралового флота. Каждая мелкая неполадка в ТРАЛОВО­ ТАКЕЛАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ СТТ. тельных результатов. „Киров стал делать под'емы в 2—з тонны рыбы. 'І^шдцагятрехдвевный рейс тральщика „Киров" доказал, что отечественный трал луч­ ше немецкого, но он требует внимательного ухода. | Кто же автор кового трала? | Коллектив передовых капита- ( нов тралфлота. Ведь они этот трал в своей практической работе изменяли и улучшали. С большими трудностями удалось пробить дорогу ново­ му тралу на все траулера. Теперь большинство судов ра- ннцы в тралах способствова f tBaH0BII4 Панфилов стал при ло и то, что измененные разме сматпиваться паботе ке_ ры тралов знает только тра лово-такелажная мастерская, j р Советоваться о Беиеилом новом трале вызывает сниже-' Промысловый отдел трал » а 'н ем е л и : он говор Х к о ние а' не счѳп нужны* сообщит а трал п о . н е м е ц к и . Обменивались Между тем до последнего мейвтѳэам и капитанам о том,, взглядами, да следили за его времени за приемкой тралов что отдельные части трала никто не смотрел. Дефекты изменены. Поэтому на отдель обнаруживались только в мо- ных траулерах концентрпро- ре, после нескольких под4е- вались различные части тра мов. До сих пор отсутствова- ла, что естественно и вызыва ла какая бы-то ни было при- ло впечатление того, что тра еька тралов от тралово-таке- лы выпускаются негодными, лажной мастерской. j Кто же виновник всей этой 1 Мастерская тралы изготов- путаницы? ляет по инструкциям промыс-1 Виновники этого безобра лового отдела Тралфлота' За зия—работники промыслового последнее время промысло-j отдела промфлота, особенно соглашались, вый отдел внес ряд измене j инструктора Шамалуев и Ма ч непродолжительное, нийвтрал. Майские инструк хилев, которые почти все вре из-под рук Беренда ции, предусматривающие и з - ,мя находятся на берегу и і помощи местных таке- мененне в отдельных частях сталкиваются как;стралмейсте дажников вышло 2 трала Пе- :ом — ~ ~ ------------ - * указаниями и движением рук у трала. Осматривая материалы со­ ветского производства, немец говорил: — Русский тройной пень­ ковый смолень не хорош... Маниль хорош.. Сезаль хо­ рош... Чтобы но расстраивать кон* структора, с ним не спорили, Но были и недовольные. Кіботает с новым тралом, но примеру, капитан И. Н. Деми- ~ ” ..оП™„„лп ата дов никак не одобрял немец­ кого трала. Когда с ним за водили разговор на эту тему он говорил: — Нужно придумать что Старый такелажник Д. И Панфилов ■яжат кранѳц. ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРЕДАЧУ ОПЫТ! ПЕРЕДОВЫХ РТ В апреле, когда в море работала выездная редакция „Полярной среди капитанов есть еще кон | правды4, был сделан первый шаг по передаче опыта передовых трау- серваторы, нежелающие рас-’леров, добившихся полного освоения нового трала. ^ ставаться с тралом Беренда. Так, РТ—29 „Киров" в то время перебрасывал своего тралмейсте Капитан РТ—64 тов. Звиргзд|рэ на несколько дней на другие траулеры. Тралмейстер „Кирова4 тов до последнего времени рабо тал с тралом Беренда. Низкие Панов был на РТ—44 „Нева*, РТ-46 и других судах. Теперь передача опыта передовых траулеров почему то опять свер- нибудь получше. Немецкий уловы он относил за счет нута. А надо бы ее продолжать. Ведь первая попытка дала прекрас- трал не практичен тем, что‘слабой квалификации своего j ные результаты. мешок его с уловом нужно тралмейстера. В и юн ь с к и й ' Мы считаем, что посылку тралмейстеров на отстающие суда с судов поднимать полностью, а при рейс на РТ—64 ходил и сам большом под'еме от этого мо-,Беренд, но уловы от этого не жет быть разрыв трала. Такие повысились... Теперь Звиргзд случаи ведь были. Да и этот заявляет: трал малую площадь захва) —1Я перехожу на работу j тывает... ! к отечественным тралам. Не- Домидову поддакивал капп- мецкий трал поражен... тан JI. Д. Кошелев. Эти капи- Наша воля, наша реши- таны в нашем промфлоте из- мость освоить технику, овла освоивших трал, нужно ввести в систему, оформив ее официаль ным приказом по траловому флоту. трала, подписаны начальник промыслового отдела М. Куз- рами, так чи с тралово-таке лажной мастерской. Если бы нецовым и переданы в мастер |Шамалуев и Махилев внима скую. В дополнение к нимІтельно относились к своим есть много бумажек от пом. начальника промыслового от­ дела и инструктора Шамалуе- ва. * Таким образом в мастер­ ских извѳстпо как эй трал нуж но изготовлять. •В соответствии с поправка­ ми промыслового отдела дйи н а грунтропов сначала со­ ставляла 7,9 метра, а затем— G метров. Размер кабелей так же изменен. Все эти части были переданы в склад і, как эго делается всегда. Из склада выдают трады и части тралов, не учитывая новых размеров. Тралмей­ стера же не обращают внима ния на это. Складом Ns’i заведует тов. Симейюк, у которого имеется обслуживающий штат в 10 че ловек. Никто из работников обязанностям и оповестили бы траулера об изменении отдельных • частей трала, то никакой путаницы не было бы. Акты приемки, введенные в последнее время, и послед нее совещание у т. Богачева свидетельствуют о том, что здесь виноват и_менно промыс ловый отдел, расхлябанность работников которого привела к тому, что почти месяц флот работал, не зная опре деленного размера трала. Отдел снабжения трал­ флота должен укрепить свой склад № 1, послав туда квали» фицированяых такелажников. Коллективный коррес­ пондент „Полярной прав­ ды14—стенгазета тралово­ такелажных местѳрских— „Игла4. • редали их на судна... Радио принесло сигнал с судов: :вестны как опытные промыс­ ловики и не верить им нельзя. Новый трал был сконструи­ рован, отечественный трал. Но его долго называли „француз ским% т. к. кое-что при чкон­ струкции его было заимство­ вано у французов. В с/знтябре 1932 года РТ—29 „Киров* под руководством капитана Хохлина ходил в — Не можем освоит ь немец-:опытный рейс, для изучения кий трал... Iновоіго трала. В первые дни деть наукой дала возмож­ ность молодому Советскому тралфлоту сконструировать свой трал. Однако это не значит, что у иностранцев нам учиться нечему. Надо перенять у французских T p a y j f t p o B формы механизации, спуска и под4 ема трала и другие моменты. Надо полностью освоить но­ вый трал, свой трал. Ив. Порт ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ ВЯЗКИ ТРАЛА РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБЛЕГЧАЕТ ИЗГОТОВЛЕНИЕ НОВОГО ТРАЛА ♦ Заметки о тралово-такелаж * До последнего времени ной мастерской, напечатанные на оклетневке. оцинкованных в „Полямой правде"4, обсуж тросов стояло два рабочих, дались на общем собрании Сейчас здесь применена ка рабочих мастерской. После этого управлением тралфлота введена официальная при емка тралов от мастерской. тушка, на которую навивает ся прядено и при 4помощи которой производится оклет незка. Применение катушки Т РАЛОВО-ТД НЕЛАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ СТТ Трал принимается тралмейсте дало возможность на оклет ром РТ, представителем про невку ставить только одного мыслового отдела' и агентом' рабочего. Причем один рабо отдела снабжения флота.'. {чйй делает больше чем дела + За последнее * время* в ' ли двое, тралово-такелажных мастер! ♦ Д л я быстрого освоения ских осуществлен ряд рацио техники изготовления нового нализаторских мероприятий, облегчающих* изготовлзние но вого трала. Так, раньше для вязки трала по всему поме щению мастерской растягива ли нитку и отсюда начинали вязку. Рабочие скапливались в одном месте, мешая друг другу. Теперь для вязки тра :лов установлены столы с ка Ітугаками. Это мероприятие позволило в два раза увели трала в мастерских организо ваны специализированные бри гады по отдельным частям трала. ♦ Не так давно в тралово­ такелажную мастерскую, по мещающуюся на втором эта же, материалы. поднимались вручную. На этой работе еже дневно приходилось занимать до пяти рабочих Теперь же здесь вполне справляются ПРИШИВАЮТ ПОСАДОЧНЫЙ ТРОСС чить произиодительность тру два человека, вследствие да: раньте одна работница в того, что путем установки час вязала 300 ячей, а теперь [ворота под'ем материалов ме вяжет 600 ячей. !ханизирован. + Несколько дней назад на ф Применение катушки да 90 мм удлинены вязальные ло возможность уменьшить плашки. Путем этого достиг число рабочих ва сшивке нуто ускорение в работе, т. к. мешка с пяти человек до 3-х. теперь ячею с плашки при 'ходится сбрасывать реже. Треугольник мастерских. И. Б. БОГАЧЕВ 'СВОИТЬ ТЕХНИКУ РАБОТЫ G НОВЫМ ТРАЛОМ Г I t Во второе полугодие трало­ вый флот вступил со значи­ тельными достижениями в об • ласти количества вылова ры­ бы, выпуска свежей продук­ ции, выполнения экспортного плана. Но мы имеем еще и большие недостатки. Особо слабое место—это не­ полное выполнение приказа Наркома снабжения, устана­ вливающего сортность продук­ ции, а также низкая квали­ фикация личного состава и большая текучесть. Не на всех судах еще освоили и правильно обращаются с ме ханизкдми и слабо закрепле­ на работа по окончательному освоению нового трала. Ликвидация этих недочетов является первоочередной не­ обходимостью во флоте Во втором полугодии пром- флот должен, исходя из госу­ дарственного плана, взять 370 тысяч центнеров рыбы. Причем выполнение этого за­ дания требует от всего лич­ ного состава флота наиболь* шего напряжения сил и зна­ ний, чем это было в первом полугодии. •Это объясняется тем, что условие работы в климатическом и навигацион­ ном отношении во втором по лугодии гораздѣ труднее чем в пгрвом. Такой обильной концентрации рыбы, как мы имели во втором квартале на Мурмансксй банке и в цен тральном районе, возможно в 3 и 4 квартале не будет. Наряду с освоением орудий лова, механизмов и поднятия дисциплины на большую вы­ соту перед нами стоит зада­ ча—в августе и сентябре весь траловый . флот привести в техническую готовность к ло­ ву в-осенне-зимний период. Это мы будем делать путем пропуска ряда судов через планово - предупредительный ремонт и докования. Поэтому особенное внимание в нормальной работе тралово­ го флота будут играть мех мастерские СТТ, которые обя- •заны наладить быстрый и вн- •сококачественный ремонт. Р;у Iководители мехмастерск] іх СТТ должны почувствовать всю ответственность, которая ложится на них в этом отношении. II Чтобы поднять эффектив­ ность работы тралового фло­ та и сделать работу Совет­ ского промыслового флота по показателям выше иностран­ ного промфлота (а это мы обязаны сделать, т. к. Барен­ цево море наше и мы должны его знать лучше, чем идос- транцы), мы должны свою ра­ боту направить в трех на­ правлениях: Первое. Исследование и ос­ воение новых районов лова. Второе . Наилучшая поста­ новка поисковой работы, опи­ рающейся на научную базу и Третье. Дальнейшее усо­ вершенствование орудий лова и освоение техники лова. На этом направлении я останов­ люсь подробнее. В течение последнего года работы тралового флота во­ просу конструкции трала и освоению техники тралового лова было уделено исклю­ чительное внимание и в этом направлении имеются реаль ные /практические результата. I Во второй половине 1932 го- Iда конструкция трала была заново переработана как по отдельным частям самого т р а л а , а также и по траловым доскам. После пер­ вых опытов работы с тралом отечественной конструкции выявились все его преиму­ щества перед системами тра­ лов, применяемых ранее. В этом отношении красно­ речивы результаты работы двух передовых траулеров (РТ—8 11 РТ 29), на которых освоена техника лова новым тралом. Так, в 1932 году на ши суда за час тралирования вылавливали 0,58 тонны ры­ бы или в средне^ на один под4ем 0,93 тонны, а в 1933 году с новым тралом за час тралирования вылавливается 0,7 тонны рыбы или в сред­ нем за один под4ем 1,53 тон­ ны. С начала 1933 года весь {флот работал тремя система •ми трала: отечественной кон­ струкции размером в «4 и 37 Іметрор и тралом Беренда. ; Последние результаты ра­ боты с тралами и отзывы (тралмейстеров^ капитановпод- !тверждают высокие промыс- Iловые качества отечественно­ го» трала и значительно худ- jщие — трала Беренда. Исхо­ дя из все* полученных в практической работе материа лов, при единодушном мне­ нии всех работников флота, работающих с тралом, решено в дальнейшем производить промысел одной отечествен­ ной системой трала при двух размерах, совершенно выведя из употребленця трал Беренда. Последний дает меньшую площадь облова t сравнении с тралом отече­ ственной конструкции умень­ шенного размера. При нали чин больших уловов в трале Беренда наблюдается выход рыбы, а также приходится поднимать мешок со всем уловом, чем безусловно вызы­ вается угроза прорыва меш­ ка. Кроме того уловистость этого трала не выше нового, а несколько ниже. Переход на единую систе­ му трала имеет и то •преиму­ щество, чуо техника лова им будет освоена несомненно бысгрее как самими тралмей­ стерами, так и экипажем суд­ на. Таким образом в ближайший отрезок времени весь флот будет работать с отечествен­ ными тралами. ^ Дальнейшая наша задача заключается в окончательной отделке отдельных частей у нового трала, а также и сна­ ряжения—гаков, чекелей. В ближайшее время будет разрешаться вопрос о приме­ нении досок малого размера, взамен клечевок и одновремен Iно с этим будут испытывать- 1ся траловые доски уменьшен­ ного веса для малых РТ, где Iмощность лебедок не позво ляет применить доски нор­ мального веса. При наличии больших под'е мов последнее время введена дележка улова. Этот процесс на некоторых судах освбен удовлетворительно, но на боль шей части операция прохо­ дит с трудностями и отнимает много времени. Деление улова в трале га­ рантирует от разрыва мешка, вместе с этим исключ ает воз­ можность потери улова и в то же самое время сохраняет прочность и сроки работы са­ мого мешка. Все тралы снаб­ жены дележными стропами. Необходимо также выяс­ нить возможность производ­ ства лойа на мягких грунтах совершенно без бобенцов или только с центральными, что увеличит ход судна с тралом, а в месте с этим должна под­ няться уловистость. Наиболее отсталым участ­ ком является механизация самого процесса под4ема и спуска трала. В этом отноше нии предстоит проделать большую творческую работу: Значительные осложнения в работе с тралом вызывает ог сутствие тросов нужных раз мерови других принадлежно стей, в силу чего их прихо диіея заменять материалами, неиспытанными в практике. От этого мы имеем деформа ццю трала и ряд других кон структивных дефектов. Так, н а п р и м е р , отсутствующий стальной трос заменен маниль ским, который, как выясни лось, укорачивается до 2 мет ров при первых Ю—15 под- емах После этого он посте­ пенно начинает удлиняться. Не менее важная задача стоит перед #нами и в деле повышения технических зва ннй тралмейстеров, ознакомле ния с тралом самих капита и всего экипажа. Во вто рой половине второго кварта ла ввёйен инструктаж трал мейстеров в море, на практиче ской работе. Этот метод себя вполне оправдал и его нужно ввести в систему, но наряду с этим инструктаж должен будет продолжаться и на са мом берегу во время между рейсовой стоянки РТ. ) Резюмчруя все сказанное выше можно установить, что наши очередные задачи в обла освоения техники ловя ближайший отрезок време сводятся к следующему: * • Перейти по всему флоту на работу с тралом отечест­ венной конструкции. • Провести опытные рабо­ ты по применению досок ма­ лого размера вместо клечевок, ввести патентованные узлы для завязки мешка, испробо­ вать облег чейные траловые доски, а также все сетевые материалы и троса испытат^ в практической рабоіе. Наря­ ду с этим нужно исследовать возможность раббты без бобен­ цов в районах с удовлетво­ рительными грунтами. • Механизировать отдель­ ные процессы лова, заменяя ручной труд—механическим. \ • Укреплять и внедрить в Iпрактику инструктаж трал­ мейстеров через специально в ы д е л е н н ы х инструкторов. Весь состав, работающий на судах, ознакомите с^ехниче- с б и м минимумом по технике лова с тралом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz