Полярная правда. 1933, август
£ ( Ь о т о о ч е Р к Э с е л б д ь ю Текст ИВ. ПОРТ . Техническая консультация и фото инженера Пуцехова (сельдяная экспедиция Наркомснаба). В^конце^июля и в начале^ августа^РТ— „Кумжа* под руководством профессора]Аве риыцева сделала два рейса по дрифтерно му лову сельди в Баренцевом, море. Это были славные рейсы. Они доказали бес спорную возможность дрифтерного лова ^сельди на Мурмане, даже в светлое время суток. Это особенно важно, сейчас, когда сельдь, не заходит в губы, а разгуливает в открытой норе. Надо развертывать глубьевой лов во многие гословцы и колхозники не знают, как работать с дрифтерными сетками. В сегодняшнем фото очерке ыы и рассказы ваем о технике глубьевого лова сельди. I 10 августа , „Кумжа* вы • * метала дрифтерный „по рядок" , около Териберского маяка. Первый этап вымет- ки сетей—это подвязывание поводца нижней подборы к во жаку , по коі ірому пласти ны'^постепенно спускаются в воду. Это ответственный мо мент! Нужно вовремя подвя- зывать поводец к вожаку, в протианом случае, осложнит ся выборка сетей . На этом участке работя&т всего 1 че ловек . Поводцы закреплены. Мож но опускать сети в воду! О Полотно дрифтерных се - * тей идет за борт. Два ловца без особого напряжения через^сетной ролик вымети • вают сетиЪиз~трюма в воду. Так делали\па „Кумже*, так можно делать и на колхоз ных ботах. В исълючитель ном случае ролик можно за менить ровным шестом и по нему сеть также будет спо койно скользить под руками ловцов. 3 Стопорный канат зацеп - * лен за носовую чясть. Он натянут, как струпа , значит судно дрейфует. Прошло 4 часа . Буйки скры лись под водой: дрифтерныи порядок потянул их за собой под тяжестью улова. 4—5 ча сов дрейфа обычно дают та кой улов. Б уй ки , сигнализируют об улове . Можно выбирать сети 4 Уже загремела лебедка, постепенно наматывая на свои валы канат вожака. Вы • бранные концы идут в трюм. На ботах лебедок нет. Но и здесь можно выбирать вожак при помощи ярус 0 'П 0 дсемника. Десятки метров каната - вожака скрылись в трюме Скоро появяцхся сети! 5 Над водой заблестели пер • * вые сотни серебристых селедок. У борта появились первые пластины дрифтерно го порядка . Сеть начинает поступать на борт. А Два ловца становятся ьа *приемку сетей , остальные четыре—вытряхивают сельдь на палубу и набирают сети в трюм. Палубу усеивают тысячи селедочек первого улова. К А К Р А Б О Т А Т Ь ОБРАБОТКУ РЫБЫ СОСРЕДОТОЧИТЬ В ОДНИХ РУНАХ 13 августа в Сев-rf алтрѳсте пол председательством тов. Светова со стоялось совещание с хозяйствен4 никами всех предприятий, в кото ром принимали участие партийные н профессиональные организации. Обсуждался ряд вопросов по реор ганизации структуры управления и руководства разными прелприятия- ми Севтралтреста. Не затрагивая всех вопросов, я настоящей статьей хочу высЕазать свои мнения, глав, ным образом, по обработке рыбы. Согласно решения управления Севтралтреста при промфлоте в про мысловом отделе остается подот дел сбработ? н рыбы, который будет осуществлять живое и инструктивное руководство по обработке |.ыбы на РТ. Кроме того промфлогу передает ся мойка, сортировка рыбы, браке раж и т. д. После этого промфлот «дает рыбу по соответсвующим □редпрнятиям управления рыбопро мышленными пре 'П{ иятиями (бывш. УРО). Последнее же будет прини мать всю продукцию с весу по' ассортименту, по сортности, т. е. по качественным признакам. При такой постановке дела име лось в виду: сократить штат, арек ратнть равные недоразумения ме жду промфлотом и УРО, наблюдаю щиеся при сдаче и сортировке рыбы, бракеровке на сортность, сконцент рировать дело обработки рыбы, раз грузить посолзавод от излишней работы и т. д. Что-жѳ можно получить от новой реорганизации? На совещании кон статировали, что имеющиеся два специалиста, ведущее работу по обработке рыбы в промфлоте, не успевают обслуживать все траулеры. Теперь решено это дело подкре пить увеличением количества ин структоров, кроме того, предпола гается, что все предприятия УРО, производящие мойку, приемку и бракеровку рыбы, должны "передать тралфлоту бракеров, мойщиц, сор- твровщиц рыбы с соответствуй щи- В порядке о б с у ждени я ми помещениями Споры (а^такве бывают—Ред.) о. качественном со стоянии р^бы, мойке, сортнойвке и резке, будут решаться лабораторией Севтралтреста. Отсюда вывод, что и приемщик рыбы—р зные предприятия буду щего управления рыбопромышлен ными предприятиями, должны будут имнть определенный штат бракероп, сортировщиков н т. д. Вместе с этим надо добиваться такого положения, чтобы траулер давал вполне закон ченный стандартный продукт как по свежью, так и по соленым това рам. Это является обязанностью как сроьвфлотэ, та* и УРО, а в общем всего треста. А раз мы знаем, что на сегодняш ний день траулеры не могут дать законченный стандартный продукт, стало быть и предприятия, ведущие дообр»<Х)тку рыботоваров, вынужде ны будут сохранять у себя браке- пов, мойщиц, сортировщиц и т. д. А стало быть мы не получим сок ращения штата и централизации аппарата. ІІа совещании я предлагал сле дующее: передать всю обработку рыГіы как на траулере, так и в до- обрабатывающем предприятии в не посредственное распоряжение трал флота, что озвачало бы сократить отдел обработки рыбы в промфлоте и сконцентрировать всю работу по руководству обраб-ггки рыбы в од них руках. ІСак я предлагаю это сделать? Начальника управления рыбопромышленных предориятнй сделать заместителем начальника промфлота, в круг обязанностей которого должны входить: а) выработки методов обработки рыбы на траулерах и методов до- обработки рыбы в остальных под чиненных ему предприятиях на бе регу, б/ воя ответственность за ка чествѳнныѳ показатели рыбародук ции как на траулерах, так и на бе регу возлага ется на управление ры бопромышленных предприятий, в) комплектование штата специалистов (матросов) для обработки рыбы на траулерах и на берегу, подготовка кадров по обработке рыбы как на траулерах, так и на берегу, г) под готовка материалов требуемых для обработки и перереботки рыбы (соль, лед, тара). Чтобы дала такая c t стѳма?- © . Сосредоточить ответственность за качество в одном отделе. ф . Сокращение разновидностей разделки н обработки рыбы на тра улерѳ и на берегу. О . Сконцентрирована специалп стов-технологов, что увеличивает живое руководство на РТ по обра боткѳ рыбы. Лвквидирует резерв промфло та—засольщиков, клипфиокников, специалистов по обработке рыбы, ибо после соответствующей теороти ческой подготовки они смогут рабо тать на берегу. Посла определенно го времени обучения их можно бу дят направлять уже не простыми матросами на траулеры, азасольщч ками, клипфнокннками и т. д.. ) 0 . Будет отсутствовать надоб ность в дополнительном шт§те бра кѳров, сортировщиц и т. д. Такая постановка дела обеспечи вает своевременную разделку и уборку рыбы на траулере, ибо есть возможность разделить ответствен ность за качество работа на трауле ре по всем видам, т. е. машинной команды, тралмейстера, комсостава и т . д. Ведь рыба от траулера бу дет приниматься на месте вылова. Эго будет стимулировать увеличение количества под'емов и т. д. Все эти предложения нужно под робно проработать, обсудить и вы работать для руководства. Государственный инспектор по качеству рыботоваров—ИСА ЕВ НЕ ССЫЛАТЬСЯ НА ПЛОХОЙ УГОЛЬ, А ОСВОИТЬ ТЕХНИКУ СЖИГАНИЯ ШПИЦБЕРГЕНСКОГО УГЛЯ ИСПОЛЬЗУИТЕ ОПЫТ РТ—8 „СЕКЬДЬ" Ряд траулеров (РТ—65, РТ—72) Ход судна во время траления вме-с плохо ловят рыбу. Старшие меха- сто 3,5 миль в час, едЕа достигает нвкн этих траулеров говорят при- j 1,5—2 мили. В результате облавли- мерно так: і вается меньшая площадь, растут — Выполнение плановых заданий j простои из-за того, что часто рвет- снижается из-за плохого качества ся трал. шпицбергенского угля. При исполь- і Кроме того, шпицбергенского угля зованнп шпицбергенского угля, что-1 расходуется ва 25 процентов боль- бы держать пар, на вахту приходит - 1 ѵ J * ся ставить 3 кочегаров вместо од- I шѳ- Поэтому траулеры из-за нехват- ного. И все же это не помогает. ‘ ки угля вынуждены воввращатьс С ДРИФТЕРНЫМИ СЕТЯМИ Мотоботы типа „Касатка**, имеющиеся в наших колхозах, могут промышлять в прибрежной полосе Мурманского побережья, отходя на 20 миль в море. Это расстояние требует 3-х часового хода бота. г / - Вооружение каждого судна, идущего на - дрифтерный лов, должно состоять из 30 концов дрпфтеізнух сетей, 35 штук буй ков, 31 буйкового • поводца, 31 вожакового поводца, 1150 мет ров вожака и 35 метров сто порного каната. Лучше ѵ всего с собой брать одну сеть в 15 м/м, одну сеть в 18 м/м. Эти сети нужны для контроля и могут оказать помощь в случае обнаружения мелкой сельди. Остальной - порядок дол жен состоять из сетей размером от #0 до ‘24 м/м. Буйковые поіодцы должны быть из 44 м/м каната, §каждый по 1 сажепп длины. У этого каната необходимо на одном конце срастить петлю. Вожаковые поводцы также со стоят из 44 м/м каната, но они длиною по 3 сажени (чтобы во жак был бы дальше от сеток, т. к. при шторме он может на мотать на себя сетку). Один ко нец этого каната тоже нужно срастить петлей. Вожак под сетками желателен пз смольного каната в 78 м/м. размером до 900 метров и 250 мет ров в 89 м/м,на котором будет дер жаться весь порядок сетей. Стопорный канат нужно де лать из сезальского каната в 89 м/м, с вертлюгой на одном конце для крепления за судном. Обслуживающий персонал бота, работающего с дрифтерными се тями,'может состоять из '8 чел(ь век и при работе распределяется в следующем порядке: 1. Капитан—на рулю и руко водит всей работой. 2. Механик—у машины. 3. Два ловца—на вожаке; 4. Остальные 4—на сетках. Кроме того на самом промысле нужно рационально распределить флот. Все мотоботы необходимо разбить на бригады. Бригада обычно не превышает 10 судов, причем десятое судно представ ляет из себя нечто в виде флаг мана и начнем находится бри гадир, руководящий промыслом .10 ботов. На самом промысле во время ^ дрейфа суда должны находиться друг от друга на расстоянии 5-^(і миль. Таким путем, при на личии флота в 40 судов, мы мо жем охватить площадь в 240 миль. Судно, .обнаружившее,' косяк должно вывешивать на мачте особый сигнал; заранее догово рившись о значении его. Следуя по этому сигналу, остальные су да будут итти на косяк. Каждое судно может : два раза производить выборку и выметку дрифтерного порядка. Для ясности приведем пример хронометража работы во время дрейфа. 1. Выметка сетей от 30—60 минут. 2. Дрейф—4—5 часов. 3. Выборка;—2—3 час&. 4. Уборка и переход— 3 часа7 Анализируя этот хронометраж, мы видим, что рабочие судна имеют достаточное время для отдыха. - Выходя на лов, нужно хоро шенько знать технику его. При наборке порядка сетей, их нужно счаливать поводцами путем продевания последних через петлю. БуЯковыеповодцы идут на $рхнюю подбору, а вожаковые на ниж нюю. При наборке сети должны лежать нижней подборой к полу- аку судна, а верхней подборой к корме: Судно, заранее приготовившее свой порядок сетей указанным методом, становится правым бор том на ветер, чтобы дрейфовать и,в этот момент начинает вымет ку сетей. Два ловца, стоящие на подбо рах, выметывают, один ловец пе редает вожаковые поводцы ловцу, стоящему у вожака, а тот йод- вязывает их. Закончив выметку сетей, необходимо стравить около 200 метров голого вожака и ук репив его за стопорный канат, судно дрейфует. Для большего спокойствия, на судне рекомен дуется поднять бизань (кормовой парус). ' Выборка производится также с правого борта. Для большего удобства чнеобходимо руль отво дить на левый борт. В случае, если при выборке, сети навали* ваются течением на вожак, то необходимо рыборку производить с левого борта. Для сохранения сетей нужно принимать целый ряд профилакти ческих мероприятий. Сетки долж ны дубиться каждый месяц. В штор мовые дни сетки мужи* • { дея тельно сушить, а в случае не возможности—надо проветривать их путем переборки на палубу и обратно. При уборке нужно сети подсаливать путем пересып ки солью, (приблизительно 3 ки- д.оп> амма соли на 30 концов). для более быстрой выметки рекомендуется поднимать глав ный парус. Кроме того перед вы- меткой необходимо вытравить метров 20 одного вожака с бо- ченком на конце. Это делается на случай перехо да ветра, Чтобы судно не на носилось на сети, необходимо выбрать вожак плавающий без сеток. ф Строго придерживаясь этих пра вил, с дрифтерными сетями мож но работать с судов типа «Касат ка» с моторами 45—50 лошади ных сил, при ветре до 6 баллов. Инженер—Пуцехов" (сельдяная экспедиция) За обсуждением дефектной ведомости на траулере ВОПИЮЩАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ О Главнейшей задачей дошколь ных учреждений является правиль ное коммуннетнческое воспита ние дет£Й трудящихся. Как с этой задачей справляются педа гоги-руководители дошкольных учреждений Мурманска? Недавно квалификационной ко миссией ОкрОНО проведена провер ка педагогов. Проверка показала, что целый ряд дошкольниц не в состоянии дать детям правильное коммунистическое воспитание. Из 34 проверенных руководов 16 оказались абсолютно политически неграмотными. Эти 16 педагогов не знают простейших вопросов, на которые любой пионер может дать более или менее вразумитель ный ответ. — Кто является высшей вла стью на селе?—спрашивают пе дагога Mjpmj. — ^Окрснаб,—не задумываясь отвечает Мурзина. — Что такое НЭП? Здесь мнения разделились. — Торгаши,—об'яснявт Зиновь ева. Лыкова дает другой ответ. По ее мнению НЭП—это «Новая На родная Партия». Стой ли говорить, что обоснов ных решениях картин, январ- вк*и-*л»вуы» ЦК , 17 -Л »р?вйи»а конференции дошкольницы не имеют никакого представления. Многие не знают наших вождей. Большинство на вопрос о том, кто такой т. Сталин, отвечали: — Пpeдceдa^eль ВЦИК. Дошкольница Золотова утверж дает, что і Калинин является председателем местных комитетов всех союзов», а Зиновьева говорит, что т. Калинин работает «пред седателем Совета Народных Ко миссаров». Эти ответы говорят о вопию щей политической безграмотно сти дошкольниц» о том, что 780 детей трудящихся Мурманска до верены людям, способным совер шенно исказить установку пар тии в области коммунистическо го воспитания, способным испор тить детей. К примеру можно взять руко водительницу МіДіЦІИі которой поручена старшая группа. Мед ведеву достаточно характеризует то, что она не знает даже кто такой т. Ворошилов, газет не читает и не хочет читать. Между тем ей было поручено прорабо тать с детьми вопрос об обороне Советского Союза. Можно себе представить, как провела заня тия М« дмдева. Она оказалась со вершенно неспособной рассказать ребятам достаточно ясно о Крас ной армии. ОкрОНО должно сделать опреде ленные выводы из работы ква лификационной комиссии. Совер шенно очевидно, что поднятию к в а л и ф и к а ц и и дошкольных работ- партийной ячейки ОкрОНО. Фак- пиков н педагогов должно быть уделено.несравненно больше вни мания. Нужна систематическая помощь отстающим педагогам и в особенности тем. которые окон чили только краткосрочные курсы. Дошкольниц, оказавшихся неспо собными справиться с задачами ком мунистического воспитания детей, нуж но немедленно заменить. Большие задачи стоят перед Окрбюро ДК0 и шефствующими предприятиями, которые Должны установить систематический конт- V роль за работой ^еточагов и ока зать всемерную помощь в под нятии дошкольного воспитания. «Полярная правда» уже указы вала на крайне слабую работу ты с дошкольными учреждения ми еще раз подтверждают это по ложение. Одновременно эти фак ты говорят о слабости партийно массовой работы коммунистов ОкрОНО и прежде всего об исклю чительно плохой постановке по литучебы и мизерном охвате пар тийным- просвещением беспар тийных педагогов. Не дожидаясь чистки, ячейка ОкрОНО обязана немедленно пере строить свою работу. Дик. ПОДНЯТЬ АКТИВНОСТЬ В ЗАОЧНОЙ УЧЕБЕ Собрание заочников ЗСПІИ от метило неудовлетворительный ход учебы по городу п «включилось в быстрейшую перестройку и повы шение активности учебной ра боты. 25 .заочников города должны окончить.курс ЗСППІ к 1 апре ля ‘ 1934 года, следовательно ос новные дисциплины необходимо закончить уж§ в этом году. Заочники обязаны п о ми мо своей учебной работы провести массовую подготовительную рабо ту по комплектованию заочного циклового обучения. • На собрании, заочники ЗСПШ решили включиться в сбор средств на постройку самолета « К р ы л ь я Л е н и н и з м а » и вызвали всех слушателей кандидатских и пар тийных школ города. " ѵ. Н. Бегдіюв, с провысла на базу на 5—б дней раньше срока. Относится ля эта причина к раз ряду объективных, неустранимых причин? Ни чего подобного! Передовые траулеры, доказали, что ііри умелом сжигании можно добиться соответ ствующего эффекта и от шаиц- бергенского угля. Гак, например, РТ—62, РТ—67, РТ—29 „Киров- и красно-вымпель ный РТ--*§ „Сельдь* тоже работают на шпицбергенском угле. Но эти суда еще ни разу не возвращались с моря по причине нехватки угля. РГ—29 н РТ—8 всегда привозят полный груз. И на шпицбергенском угле можно работать хорошо, вадо только уметь с ним обращаться. Вот, что пишет нижняя команда РТ—8 „Сельдь* в * редакцию „ Полярной правды": производственное ' совещание машинной команды PT—8 ' сни- тает , что способ держания пара на шпицбергенском угле, предло женный отделом технической эксплоатации флота , вполне се бя оправдывает , придер&сиваясь этого способа мы ликвидировали простой из-за позема пара. Реко мендуем всем нижним командам тралфлота применить этот ме тод у себяи. Письмо подписано старшим меха ником РТ—8 Тимшиным старшим машинистом Заславским , кочегара ми Мироновым , Синицыным и Жуковым . В чем же заключается этот метод? ІІа колосниковой решетке надо держать слой угля не более ІбО мил лиметров. Во время шуровки уголь не перемешивать. Не переворачивая шлака, надо его только слегка подламывать ломом. Надо выдувать сажу из дымогарных?1 трубок не реже одного раза в сутки. Выдувать надо со стороны прогаров. Против этого обычно воврожают, т. к. это" якобы вызывает простои судна. Что бы не было гростоев, надо произ водить выдувку по одному прогару в промежутки между подъемами тра ла. Вот в чем секрет правильного иогользов&ния шпицбергенского у г ия. Старшие механики должны сле дить га соблюдением втих правил, почаще заглядывать к кочегарам. На большинстве траулеров старшие механики не интересуются этим. В результате слой угля бывает выше 250 миллиметров. Уголь не сгорает н вместе со шлаком выбрасывается за борт. Судно-же вынуждено воз вращаться досрочно нв-ва нехватки угля. Кроме того на складах отдела снабжения СТТ больше года дежвт 20 тыс. тонн высококачественного угля марки „Ф * и ,ПЖ*. Снабженцы никак не соберутся доставить этот уголь на Зеленый мыс для погруз ки на траулеры. Мотивируется это нехваткой трансаорта. Уголь от долгого . лежания ігер-* тится, он несколько pas даже заго рался, Между тем, ' если бы мы снабжали траулеры, на половину углем марки „Ф * и „ПЖМ, а дру гую половину шпицбергевскнм у г лем, то аффект был бы еще больше. Уголь, который многхе месяцы лежит в нескольких сотнях метров от управления промфлота должен быть доставлен на Зеленый мыс. А. руководителей отдела снабжения жуж но привлечь к ответственности ва халатное отнояенне к работе. В. МоикГ \ % с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz