Полярная правда. 1933, август

X КУРС— НА МЫС ЧЕЛЮСКИНА Беседа с капитаном полуледокольного парохода Ч е лю с к и н Б . И. ВОРОНИНЫМ ОТ МОРЯ БАРЕНЦА ДО МОРЯ ЗАДАНИЕ ПАРТИИ-ОСВОИТЬ .ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ Н А трибуне появился человек лицо которого известно по мно­ гочисленным фотографиям, не только мурманской общественности, но и всему миру. Это начальник главного управления Северного Мор­ ского пути профессор Отто Юльевич Шмидт. * 1. лі Поход к острову Врангеля, а отсю да во Владивосток- первый рейс „Челюскина**. Конечно, „Челюскин" • приспособ лен меньше для плавания в поляр ных морях, чем ледокол „Сибиря ков“ , прошлогодний рейс которого мы сейчас повторяем. Это об‘ясняет ся иными задачами, которые были поставлены ^ііри постройке. „Челю скина**. Это не мощный ледокол по добео „Снбнрякову\ а только паро ход ледокольного типа. Грузоаод‘емпость „Челюскина" в 2Ѵ2 разъ больше грузопод‘емности .Сибирякова**. ..Челюскин** пмеѳт грузопод*емность 3 600 тонн, а „Си биряков4—1400 тонн. Ширина „Чѳ люскпна*4—16.5 метра, „Сибиряко ва“ —10,5 метра. Мощность же ма шин у них одинаковавая—2.400 сил. Это делает „Челюгкина4* менее активным в ледовых условиях, чем „Сибиряков". Но, конечно, сейчас еще несколько преждевременно судить ьак о достоанствзх, так и недостатках „Челг скина". Качество судна, плавающего в условиях Ар* тики, его положительное и отрица тельные стороны полностью могут быть выявлены только после 2—3 лет работы. Переход из Ленинграда в Мур манск показал, что основное ьдро j нее, чем восточная—у Берингова команд крепкое.В Мурманске придет ! пролив?. Льдов на ваотоке будет ся списать только несколько чело менькіе. * век, которые по своему физическому Этот вывод я делаю на основа состоянию вряд ли смогут справить нии очень низких температур, кото ся с тяжелыми условиями работы рые держатся в западной части, нашего похода. тогда как у мыса Уэл/эи—на восто Сейчас очень трудно указать точ ке, держатся сравнительно высокие ный маршрут нашего дальнейшего ------------- А ---------------— К востоку, где сеть наших поляр ных станций меньше, основная зада ча для определения пути „Челюски на" ложится на самолет, который мы берем с собой. В походе' участ вует блестящий полярный летчик т . Бабушкин, с которым я долго работал на зверобойных кампаниях. Мы—один в Еоздухе, другой -в а во де научились без слов понимать Друг друга. Кроме помощи, которую нам ока жет Бабушкин , мы расчитываем и на помощь ряда других самолетов, которые будут работать с нами на отдельаых участках иути. Из Мурманска мы берем курс в Карское море, к мысу Челюскрна. Там, исходя пз состояния льдов в этом районе, придется выбирать— итги лп проливом Вилькицкого или проливом Шокальского. — Какой участок пути я считаю наиболее трудным? — Сейчас этого нельзя сказать. Мы еще слишком мало знаем этот путь. Только в результате многих лет совместного наблюдения самоло тов и солярных стлнций можно бу дет точно охарактеризовать тот или иной участок пути. Но, во всяком случае я полагаю, что западная часть пути будет труд — Я впервые отправляюсь в экспе дг.цню из^Мурманска. Я сразу же почувствовал напряженную жизнь этого ггрода. Вы не плохо подчи­ няете Север социализму. Ваш пульс находит отклик и у нос. Мы благодарны вам за теплую и горя­ чую встречу. Мы сюда пришли из Дании. Дат­ чане тоже приветствовали нас, мы ведь там были сенсацией дня. К нам приходили не только газетчики. Пристань всегда была заполнена народом. Трудящиеся Дании, при­ ветствовали Страну Советов в лице иарохода „Челюскин". Отсюда, из Мурманска в ответ ственное плавание, мы выходим спокойными. Знаем, что вы следите за нашей работой, мы совместно ра­ ботаем. А соьмествая работа в Арк ­ тике имеет громадное значение н всегда завершается успехом... 2 . года теле пути. Ледовая обстановка из менян ва, здесь приходится выбирать наи более легкий путь, путь наименьше го сопротивления... со стороны льдов. Руководствуясь показаниями на ших полярных станций и развод кой самолетов—нам придется то вы жидать более благоприятного поло жения льдов, то форсировать тот или иной участок. температуры. температура обыч но отражает состоянио ледовой об становкн. Сколько времени потребуется для совершения перехода? — Вопрос, на который трудно от ветнть тому, кто плавал в Арктике. . . . 12 августа 1928 граф принес весть: — Погиб дирижабль „Италия*. На борту дирижабля — ученые исследователи, Нобиле. Страна Со­ ветов сразу же решила снярядит-ь спасательную экспедицию. Первый выбор был остановлен на мощном ле­ доколе „Красин". Были, посланы и другі е суда. Профессор Шмидт говорит: — Этот поход вписал первую яркую страницу в историю Советских ис­ следований Арктики. В экспедицию тогда ходили ледоколы „Красин „Малыгин" и „Седов". Последний шел под командой старого опытно­ го полярника В. И. Воронина. Слав­ но поработали и наши авиаторы, замечательные образцы героизма покаѳал летчик Бабушкин. — В. П. Воронин, как и другие выполнил свое задание с честью. Он на , .Седове" достиг земли Фран­ ца Иоси І»а. „Красин14 обнаружил групиу Внльери в 6 человек. — А я в это время был в другом конце страны, на вершинах Памира Запасы у нас иссякли, примуса не горели, все же стихия была побеж дена. Мы спаслись, экспедиция за­ кончилась успешно. С 1929 года и я включился в работы по исследова­ нию Арктики. Советские исследования Арктики имеют громадные успехи. Раньше умы русских ученых тоже ннтере совались севером. Царский адмнрал Макаров постро ил ледокол „Ермак4 специально В прошлом году ..Сибиряков" про для того, чтобы ,,3а 12 дней до шел путь от Архангельска до Бе стигнугь Северного полюса“ . рингова пролива в 04 дня, при чем Адмирал говорил, что полюса до одну треть пути—1.060 мил прошел стигнуть не так уж трудно, льдами. Торогы, нагроможденные друг на ШАГАЕТ КАПИТАН С ибиряков" уходит на север. Снова и снова пробираюсь на капитанский мостик. Еще и еще раз хочется с высоты мостика проверить мир, окружающий „Сибирякова*. Мир все тот же: край неба, край воды... ветер, черные клубы обла -ков, бегущие волны—и ничего больше. Какая пустыня! Поистннѳ пустое место мира. Мировая глушь. Задвор ки жизни. Но стоит только спуститься с ка питанского мостика и тотчас наши ученые гидробиологи меня опровер гают... Да зваете ли вы, что глубина этих вод, что пенятся под бинтом „Сибирякова*, самое дно здешнего моря прощупаны, вымерены, изуче Удары капель в лицо рождают смутное воспоминание: так сечет дождь в местах, где я родился. Он там сечет так глубоко.! осенью когда, бывало, -идешь с ружьем где ннбудь обочиной леса. Но больше нет никакого сходства между здешним июлем н глубокой осенью в далеких местах, где я родился. Там в осенний день угне тает скудность света. Мерцают в дожде вымокшие поля. Умирает лес**Собака и та бежит впереди тб бя, безнадежно опустиё намокший хвост. А вдесь светло. Просторы вокруг занавешаны дождем, как неводом, даль моря ограничена однообразием волн, высота над головою сжата КАРАВАНЫ СУДОВ ПОЙДУТ ПО ПУТИ „ЧЕЛЮСКИНА" Из доклада проф. О. Ю. ШМИДТА 9 друга будут сыпаться под ударами обходимо осваиваіь Северный морской новая экспедиция, с которой мы и „Ермака“ — так рассуждал Мака- j путь. Для этого и рнаряжэется экспе- j прибыли в Мурманск. Эта эк^педи- диция на „Челюскине". ; ция на ледокольном пароходе „ 1е- 4. ров. Адмирал не дос інг полюса, не увенчались успехом и экспедиции іа ледоколах ,.Таймыр*: п ,.Вайгач". Зсе ЖJ они многое дали науке. Во время войны царское правн тельство приобрело несколько ледо­ колов, но не для арктических экспе­ диций, а для ... подвоза снарядов в Архангельск. Мы неплохо сумели использовать э тн ледоколы. После героического похода „Красина14. „Ленина” , ^Седо­ ва" п Малыгина4' на спасевлѳ экс­ педиции Нобиле, наступила новая эра в полярных советских псследова ниях. Интерес к арктическим экспе дициям с этого, времени растет из года в год. 3 . В 1928 году специальной комис­ сии под председательством тов. С. Каменева было поручено состав­ ление первого пятилетнего плава Арктических исследований. Планом первой пятилетки была поставлена смелая задача—достигнуть земли Франца Иосифа, Северной Земли в других пунктов. Норвежцы тоже претендовали на эти земли, хотя и незаконно. Надо было не только дойти до на меченных пунктов, но и построить там наши станции, оставить больше вистских зимовщиков. В то время над полюсом были. флажки нескольких стран. В этом * уаражнялись многие, бросая флаж-' ки с дирижаблей. Но ведь не в этом дело, флажок сбросить не трудно... Лихорадочно шли приготовления к экспедиции. Начальником ее на­ значили меня, капитаном ледокола— В. И. Воров ина. В 1929 голу земля Франца Иоси­ фа закреплена за трудящимися Со­ ветского Союза, ѳдесь не только раз­ вевался красный флаг с серпом и молотом, но и выросла Советская станция, зазвучали голоса советских ЗИМОВЩИКОВ. Выполвив задание, ледокол нозв: а- щался обратно. Далеко от земли— Франца Иогифа встретился норвеж­ ский пароход, груженый лесом для постройки станции. Опоздали, господа капиталисты! Также успешно завершались и другие экспедиции. На Северноі зем­ ле в маленьком домике мыв 1^30г. оставили 4 вимовщиков, во главе с тов. Ушаковым. Росли советские ставции и в других пунктах. Арктика аттаконалась и с Восто ка. Ледоколы ц^ти к острову Вран геля. Развивалось планомерное на] ступленне ва безмолвие Арктики, j Первая пятилетка Арктических’ исследований завершилась блестя j іцим походом ,-,Сибирякова". О по' ходе „Сибирякова" уже рассказано в книгах, в картинах хѵдожииков,' и документальных кино-фильмах Москва. Кремль. На специальном заседании и присутствии тов. Ста­ лина. тов. Шмидт докладывает об итогах похода „Сибирякова". Он под р^-бно расср.азывает о последнем по­ ходе. Тов. Сталин был чрезвычайно заинтересован докладом. Он задал до 15 вопросов. — А когда я,—говорит Шмидт— внес предложение о том, чтобы по­ стройку угольных баз и пунктов (івязп возложить на (.оотвегствую- щпе Наркоматы, тов. Сталин сказал. — У этих наркоматов в ^н тре страны еще многд не укрепленных участков. Им надо работать над эти­ ми участками. ІІадо создать специ­ альную организацию, которая за­ ботилась бы сохраняла в содержала и порядке Северный морской путь.. Эта организация создана.Во главе es поставлен тов. Шмидт. Такова и с т о р и я возвпкновения ГУСМП (главное управление Северного мор­ ского пути). Это было в декабре 1932 года. люс-кип". Она опирается на практический опыт, на научно-исследовательские материалы и на целый ряд хозяйст­ венных достиаений (промысел зверя) в Арктике. - \ Челюскин" идет под командой В. И. Воронина, того самого Воро­ нина, который всегда прпволит вверя больше всех. Все вы знаете, что Владимир Иванович отправился на зверобойный промысел даже не от­ дыхая после героического похода на „Спбирякове*. Предыдущие карскне экспедиции доказали возможность осуществле­ ния мыслей, которую пропаганди­ ровали Нансен н Сибиряков,—ото регулярное сообщение между Евро­ пой и северной окраиной Сибири. Карские экспедиция также помогли прокладке Северного морского пути. Почтп во всех работах по освое­ нию Арктики мы огромную помощь пол) чали от нашей авиации. Наша страна да п весь мпр помнят не мало славных имен авиаторов. СМИ свяжет морским путем все І пароход #Челюскин*. Он вд про повторит рейс .Сибирякова*, а с лает новый Шаг вперед. Первый эт« освоения СМП — доставка „Челюск ныи“ грузов на остров Врангеля, которому, вот уже несколько лет, не могут пробиться с Востока. 6 Когда мы на „Сибнрякове* были у реки Лены, то встретили там малень­ кий пароход „Лена**. Этот пароход доставлен туда 55 лет назад... 55 лет- и затем провал. Отсутствие сообще­ ния... Это не наши темпы! Сейчас у причалов вашего порт* стоит краснознаменный ледокол Красин*. Он поведет грузовой кара­ ван судов на Лену, положит начало регулярвым грузовым рейсам в Яку­ тию. Караван судов под флагман- егьом .Красина" доставит в Якутии продукты и другие грузы. Короче говоря, ленская этспедиция под ру~ коиодством тов Лаврова, Легздвна и Сорокина сделает шаг хоаяйстмй» ного освоения СМП. В нынешнем году в Арктике не­ бывалое оживление. С востока она тоже атакуется нашими оудами. 7. На „ Челюскине*4 по пути из Ко пенгагена в Мурманск мы состав ляли план второй пятилетки новых Арктических псследовавий и оовое ния достигнутого. Вторая Арктнчео кая пятилетка будет построена так, что она поднимет отставшие народы крайнего Севера, оживит далекую окраину. Чтобы все это проделать успешно надо выбрать решающие точки. Во второй п я т и л е т и е ѵак симально будут исподізованы воз­ можности рейсов на маленьких су дэх между Леной и Колымой. ' Во в торой п я т и л е т и е мы бу Поход „Сибирякова" ;*то заверите ; Приведенный эпизод дает понятие ние огромного плана после длптель о том, какое внимание у нас уде- 5. вы. как драгоценность. Чушь! Не ' облаками и всѳ же св же г ,? Туеклые воды во Дышится полное грудью, круг .Сибирякова"-не пустое место . . мира. Наоборот, товарищ: в глуби когда в разрыве о лаков пока э 'и х тусклых вод таится бешено жется везаходящее солнце, изоби богатая жиэнь. лие ^е та станет нестеринмым, ироз Гидробиологи очень довольны. Ра^ аость воздуха удивительной, Онн рады лишний раз рассказать, М0Ре -легким н синим (синева зави СЕРГЕЙ СЕМЕНОВ / Сергей Семенов родился в 1893 г. в семье ленинградского рабочего металлиста. Кончив городское училище 14 лет как и почему в Баренцовом море рождается бешено богатая живнь. Они говорят мне о Гольфстреме, о чудовищных массах теплой воды, вливающейся в это море вз Антлан тического океана; они долго раеска зывают о разнообразных .треско выха, „лососевых*4, „оиговых*. „ла стоногих* н о всяких прочих. Я слушаю их вдохновенный рас сказ и мне кажется, что вижу соб ственнымп глазами этот самый он пошел работать рассыльным, за Гольфстрѳм, который неустанно вли тем в страхкассу гвоздильного за вает в холодные арктические воды вода и наконец на почту, где рабо миллиарды кубометров воды, npji тал до конца 1917 г., участвуя в общественной работе. В начале 18 года Семенов посту пил в военно-инженерную школу, но через 3 месяца был откомандирован в Сибирь, а затем в Ярославль, от несенной из теплых южных морей Мне становится ясной эта замеча тельная комбинация прйроды, со здающая столь редкие жпвненные возможности для всевозможных .тре сковых*. „лососевых4, „сеговых*, .зубастых китов* н прочих, Теперь я обогащен ковы л зна сит от Гольфстрема), края облаков загорятся нѳжвыми и сильными красками—и мировая глушь раздви нется и окажется‘ наполненной од ной блистающей синевой. На мостике взад-вперед шагает капитан. Он подходит к громвому биноклю и проверяет * море и небо. ной подготовка, установки целой | ляется освоению Арктики, рааверты- сетн полярных станций. I ванию научно-исследовательских ра- ,,Сибиряков" в одну навигацию ' бот. пересек Северное Ледовитое море.! А ведь даже исследователь Нансен когда-то говорил, что это неосуще ствимая мечта. Мы не ограничиваемся этим похо­ дом. Мало того, что „Сибиряков" проложил путь и привез массу мате риалов и образцов для исследования. Путешествовать больше не надо, на части нашей страны. Северное Ледо вито*» море паша море н оно должно служить нам. ; Когда то давно его пересек в 2 года • исследователь Иарденшельд и ска зал: ^ мечательной экспедиции. I — Да проходимо... На трибуне, в президиуме и в пер- Мы вплотную приступили к ] II больше уже не холил поэтому вых рядах зала была одна сила—по реализации указаний нартии и пра- пути. Рдем строить много судов. Будем I строить суда и на вашей Мурман іской верфи. ( Капиталисты тоже посылают сво их полпредов в Арктику, но по орав нению с нами, они сделали неизмѳри мо мало. 90 проц. программы между народного полярного года, фактичес ки выполнены Советским Соювом. У них другие задачи. Они хотят по больше выкачать с Севера, порабо тить отсталые народности, а Север для этого,—для спекуляции—мало пригодегі. Секрет наших успехов освоения Арктпкп-большевизм. Ни одно ка ­ питалистическое государство не смо* жет развернуться так, как раэверну лись мы. Только в нашей стране можно добиться того, что мы сдела­ ли в Арктике, и что вы сделал! на Мурмане. Север вам нужен и мы его возь­ мем. Преодолеем все преграды, по тому что нашими непосредственны* ми руководителями являются ком* мунистичеокая партия н ее воадъ тов. Сталин, 8 . Доклад тов. Шмидта слушала ■ моряки Северного тралового флота, и рабочие посолзавода, и строители Заполярной ТЭЦ и колхозника Мур* «ана—непосредственные участника освоения. Крайнего Севера, В аваа приветствия и выражения своих сим­ патий они покрыли бурно! овацнеВ аоследнне слова руководители за* вительства, к реализации предложе­ ний тон Стцдина. И целях освоения, „сохранен ря ^1 н содержания в порядке Северного морского пути намн подготовлена Под руководством большевиков Северное Ледовитое Море пересече­ но в Одну навигацию ледоколом .Сибиряков*. Теаерь по этому пути пойдет груженый полуледокольный корители Арктики, в президиуме и остальной час ги вала, другая cm* , ла—освоителизаполярного Мурмана. } Две силы, а гадача одна, кото­ рая разрешалась и будет разрешать­ ся успешно. В АРКТИКУ НА „ЧЕЛЮСКИНЕ" Н абережная Лейтенанта Шмнд та росла и набухала провожаю ‘•А* іѵак •*>' N. : Шмидт у микрофона J УгольнаЯ'гщань % Барометр показывает бурю. Финны терпят бедствие X Столица Дании X 6 дней а Копенгагене „Го’п-Фронт“! X В ѵш рах Норвегии Годовщина героического похода. Кладбище кораблей J ..Домой провожатых не нусноно1, стронть порты, и опорные базы, радиооператор-, Эрнест Кренкель не поставить по настоящему на служ ожадаьно связался на коротких вол бу стране ее Великий Северный Морской Путь. От имени всего состава ^кспеди ции выношу благодарность трудя щимся города Ленина за дружеские проводы. Во льдах Арктики мы бу дем помнить н ощущать теплоту, ко , С правого борта вдали возникают1 из тяжелого моря черные горы, гра вированные пятнами снега, точно серебром. Это новая земля. куда был послан в Парфеновск Рай нием и благодарю ученых гндробио военкомом, там же в октябре 1918 г. S’t П0Ж^ ЛУЙ» следует р снова взобраться на капитанский вступил в партию большевиков. В мостик и проверить окруяйющий декабре ушел на фронт сначала в .Сибирякова* мир оком гндробио дружине коммунистов, затем красно ло£а- »■ ■■«...«• ™.«- рук . . . Участвовал в подавлении Кронш- терь, стремительные черные клубы тадтского мятежа. В 21 году написал облаков, бегущие волны—н ничего „ д а „ S.a 'SKSKUSr’ тать, а просто написав его, как я подставляю лицо холодному записки о собственной болезни. ветру и о необычайной остротой Наиболее крупными вещами С. Се мнѳ ^ шит в л.ицо на[ w ^ стоящая мировая глушь. менова являются романы: Голод, ] На мостике взад вперед шагает Копейки, Наталья Тарпова. Сергей ’ капитан. Холодно. Капитан в полу Семенов участвовал в прошлогодней ™Убке- Он подходит к огромному экспедиции Сибиряков? и сейчас ^HH0KJIK)> укрепленному на треноге, ч и сейчас и Т(.жѳ проверяет окружающий „Си ЛЕОНИД МУХАНОВ Лоовпд Муханов, сын рабочего Ореіово- До гор еще далеко. Еще не раз зу«*гспх фабрик гам райочиИ—прядщь- личить их иствнных очертаний, еще щикі ^ е н ВКІІ(б). Свою литературную дея- неіьзя скавать, одеты ли они по тс*ьн°стъ начал <• рабкоровской работы кровом или голые это камни. Какие * Ус:*Дпы*; а затем в областных и централь- она? Величественные? Живописные? *ых газетах. Унылые? Пустынные^ Комсомольская организация передает тов. На палубе дежурят с биноклями . ! в руках. На мостике взад-вперед ею шагает капитан. Проходит час, другой. Черные го ры, возникшие из тяжелого моря, давно стали реальностью. Пятна снега потеряли сходство с сепебром. Овн превратвлись в блестящие шап ки, нахлобученные на каменные вер шивы. Черные горы давно стали реаль ноотью. Но какие они? Величествен ные? Живописные? Унылые? Пустын­ ные? Нет, это все не то. Каким ело вом определить глубокое чувство, ко нпнекого набора п тут же командирует на рапф&к. После окончания рабочего факультета тов. Муханов по путевке МК партии направляет­ ся в Госплан Союза для работы секретарем Отта Юльевича Шмидта. В 1930 году тов. Суханов принимает первое участие в Полярной экспедиции на ледоколе .Седов* на землю Франца Иосифа и Северную землю в качестве^ секретаря и специального корреспондента „Комсомольской правды*. Арктика и новая работа полярных (Иссле­ дователей, в семью которых попал тов. М|- ханов. заставило последнего от небольших ТОрОѲ возникает В глубине существа, I заметок в очерков перейти к хуюжествец- выиуетил книгу об этом походе. В нынешнем походе .Челюскина4 помимо опецкорства в „Ленинград окую Правду*, Сергей Семенов на мерен работать над рассказами и но зеллами на арктические темы. бнрякова* мир. * * * Чем дальше .Сибиряков4* уходит на север—холоднее в воздухе и теп лее вода в море (зависит от Гольф стрема). Падает холодный, тяжелый дождь. Он больно сечет лицо. при виде суровой полярной земли, возникающей ив сурового полярного моря. Нераспечатанный кусок мира перед главами! Невстревожеиным тысячилѳтним покоем неет из хаоса темных скал, вдоль которых идет .Сибиряков*. На мостике взад-вперед шагает капитан. Он подходит к огромному биноклю и проверяет окружающий .Сибирякова* мир. Скоро Маточкин шар. Свргай Самонов пой литературе. Поход ледокола „ Сибиряков*, в котором он принимал активное участие, в качестве секретаря экспедиции и спецкора „Комсо­ мольской правды4 будет отображен боль­ шой книгой «По всем океанам*, которая выходит в издательстве товарищества мо­ сковских писателей. Тов. Муханов, как и все из коллектива „Сибирякова4 награжден орденом Красного трудовбТо знамени. На іцимн. Организованные колонии круп нейіпих заводов, вм. Марти, „Светла ва“ выстраивались живой стеной вдоль гавани.Только сейчас под'ехал грузовик „Амо" с группой молоде жн. Звонкая пх песнь розорвала тн шипу. По широкой многоводной ре ке понеАось задорное, смелое: „ . *. . По всем океанам И странам развеем Мы красное звамя труда . . . " Слова песни подго няемые ты сячью голосов как легкие ялпкн помчались на взморье... — Идет. идет.,. Толпа встрепенулась, вытянув шеи Из-за изгиба Невы мимо ледо кола „Ермак“ спокойно и величаво показался красавец—„Челюскин4. На капитанском мостике мы ясно различали широкоплечего помора— нашего капитана тов. Воронина. Диктор актуальных радиопередач станции ГВ— 53 бросал отрывистые фразы в микрофон. нах с землей Франца Иосифа. Зн мовщики самой северной в маре станции были несказанно рады разговору по прямому проводу с начальником Главсеіморпута тов. Щмидтом. В радиорубке было накурено, она торой мы были окружены вдеоь наполнилась до отказу участниками на материке. Д » свидания товари іци. Пора уходить в рейс. Отходные флаги н прощальные гудки взвились над ледоколом. — Попутного ветра, счастливо го плавания.* экспедиции. Начальник Земли фраи ца Иосифа тов. Пдпанин сообщал: — Работа второго Международно го Полярного года на Архипелаге вемли Франца Иосифа заканчивает ся. Она дала много ценного мате „Челюскин" медленно отшварто I риала. З нмовщеіки с нетерпением вался от пристани. Смеркается. ‘ ждут приезда в Москву для докла Солнце скатилось эа Петро >авдов-! дов о проведенной зимовке. скую крепость. Накрапывает мел-, кнй дождь. Чернее пятно людей • растекается по переулкам и площа­ дям Васильевского острова. * * • В угольной гавани .Челюскин" простоял трое суток. В уемистые пузатые трюма был взят Донецкий — „Челюскин“ подходит к плавуч j уголь и догружено последнее сна ке. Толпа кричит ура. Играет ор, ряжение< в ночь на 16 июля бук- ѵоптп ѵігчМігп hnnuflR ляглплігпй 1______л ___ n * Отто Юльевич Шмидт поблагода­ рил зимовщиков за сообщение в передал, что им на смену нз Ар хангельска выехала новая партия полярников. Радио разговор прервал штурман. — Т.т., готовьтесь к шторму* Ва рометр покаэывиет бурю. Радиорубка быстро опустела, мио г. г, - ......... .... - іи aw«iA uvn.-, гне вз любопытных понеслась в кѳстр музыки. Боцман Загорский . сирный катер „Брвгадир" вывел * каюты укреплять. вещи. МоА сожа крепит швартовы. Митинг проводов •,,Челюскина*4 ** «ьи*»л»»та і т а » пп «пвѵаи mn п о а о т считаем открытым. Слово имеет; Сухощавый зам. пред. горсовета тов. Королев, j всматривался вперед п методически ' бичевой все чемоданы, Крики песни и звуки оркестра отдавал распоряжение смолкли. Над набережной снова на ному, висла сгущенная тпшипа. К микро фону подошел тов. Королев. Первое время его взгляд был устремлен куда то вдаль, он несколько раз нервно одернул белую косоворотку, а затем тихо начал: — Мы сегодня отправляем в дале в Финский валив. I тель по койкам тов. Баевский у іа т лоцкан пристально j рился за п я ть мпнут перевязать корзнаы, ш т у р в а л ь 1 сапоги, книги н даже укрепить к I потолку графин о водой. — Лево на борт! | С берегов Швеции на разгневан — Есть! . ное море наполэал густой тумав, — Так держать!! • Видтмость сокращалась. „Чеаю — Есть держать!! с ки н " стал давать продолжатель Вода озлобленной пеной бежала ные тревожные гудки... по черным бортам корабля. j . . . Недалеко от нашего корабля Кронштадт. Капитан Воронин вме * вахтенный матрос тов. Сергеев ва кий путь наших лучших нсследова сх<* с помощниками т.т. Гудиным и метил бевдейотвующий катер н жю телей Арктики, чтобы узнать г. ос Марковым занялись проверкой де -1дей размахивающих рукамн. Машин воить землю Советского Союза. j внацни. | ный телеграф прозиенел „стоп*— Королев быстро оторвался от j Нам, уставшим от последних сует „Челюскин* ' подошел иплотную к микрофона н протянул руку началь ИыХ дней, хотелось спать, но жаж, катеру. Уборщица Вау хорошо вла нику экспедиции Отто Юльевичу да увидеть город—крепость нас деющая языком народов Скандала Шмидту. (держала на верхней палубе. Какой вин выяснила, что команда катера— — Надеюсь снова вернетесь побе то военный корабль спуском флага финские граждане. Катер шал яв дптелямп? (приветствовал уходящего „Чѳлю-f небольшого торговоіо местечка Тор - Шмидт вместе с Королевым под скина** в далекое неизведанное бу направлением на маяк „Р в с и а . винулся к микрофону и как всегда, плавание. Днем полным ходом Во время шторма на катере вышая .Челюскине* . тов. Муханов снова добродушно улыбаясь, ответил: идем берегами Финляндии, навстрѳ бензин и вот уа€ вторые сутки, как вдет в Арктику в качестве секретаря экспе- і — Мы сегодня уходим в Арктн t чу идут груженые суда. Радист финокне моряки блуждают в открн д і ц и і и спецкорра „Комсомольской правды14. ’ ку, как хозяева, чтобы изучить и Стромилов н известный полярный том море, напрасно призывая встреч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz