Полярная правда. 1933, апрель
КАК МЫ СПАСЛИ ЛЕДОКОЛ „МАЛЫГИН“ Рассказ начальника главного управления ЭПРОН-а СССР Как известно, после аварии При таких быквых услови „Малыгина" правительством ях приходилось производить работу личному составу экспе дицип Спали в 3 классе и приходилось ходить по коле но в воде. Постельное белье примерзало к борту корабля и к койкам. Установка откачивающих средств, заделка пробоин и 1разгрузка корабля были закон чены к ночи 22 марта и с ут #ыла послана экспедиция по •го спасению во главе с „Ле мжым “ з „Русланом1*. Работа экспедиции продолжалась в течение 2 месяцев, но долж жнх результатов дать не мог ла. Экспедиция сообщила ФОТИЯ ИВАНОВИЧА КРЫЛОВА сти не только двигаться за нами. По выходе из поля . Из электриков нужно отме Ф . И. Крылов. ра 23 мы начали производить пробную откачку, расчитывая, что корабль можно будет изо лировать при наличии водо непроницаемых переборок. Но что первоначально предпола гали, оказалось неправиль ным Техническое состояние корабля было таково, что ни одна из его переборок и ци стерн не держали и лѳд пере ходил свободно из одного по мещения в другое. Это нам осложнило работу и поэтому решили производить откачку сразу всего корабля и в про цессе откачки добиваться, что j бы уменьшить переход воды пз одного цеха в другой. К вечеру 23 числа, в 24 часа мы достигли при помощи не большой заделки водонепрони цаемости кормовой части. За 15 минут до срока .Малыгин" всплыл вперед, но иногда дрейфовало в совершенно противополож ном направлении. В силу этого обстоятельства приш лось дать распоряжение о возвращении обратно в Баренц бург для тщательного осмотра льда гин" курс, полученных повреждений корабля. На аварийном корабле в Грингарбурга „Малы тить Соксупа, который еще пошел прямо и лег на аа ПуТИ следования в Баренц бург ф и ѳ е л электропомпы в действие, Горлова, Неелова— гітипитпи nuoaup .комсомольца Мурманской ор^ и Iкрыш и ипване 'ганизацни. По остальным ма- ___ время рейса весь состав (шинистам нужно отметить, К х о д аварийного судна Ѵ с н Т ц Х Т н ы м т Ѵ выдающихся ударников: Вори через о к е а і само^ я^ ль^ Кам с таким расчетом, чтобы вода, Воцейщук, Борисова, ко ходом, пролежа о ; было ни одного участка, торый кроме основной работы, гдобы не было ответственного НРС обязанности секретаря человека и , экспедиции. партИйной ячейки, водолаза Благодари такой расстанов Осипова, Каменского и Коше ке сил 'У нас, несмотря на ва (такелажник) столь тяжелый переход, кото рыіі пришлось выдержать „Малыгину", когда его насти Союзфоп'.о—фото Мазел^да на с утра генеральная репе тиция по откачку и стаскава нию корабля, для этой цели приступлено одновременно к откачке воды со всего поме- всех отливных средств п с носовой части был подан бук ітобы после правительству, что продол жать работу "с. тькима ср дет и вами, которые у них были и . На 24 марта была назначе» при тех критических уело п п п т т т п я Т' » П ( > П ! 1 Ч І . П Я Я П Р Т Т А - виях, в которых находился „Малыгин*1, нгвозмежно. Поэтому правительство предложило Наркомводу по слать новую экспедицию, пс> ручив его организацию специ ально ЭПРОН'у. Для ЭПРОН'а эта работа в Арктике была-сир .Руслан" , первым опытом и не только" для ЭПРОН'а, но вообще исто рия аварийно-спасательных работ мира не знает еще по добных случаев оказания по мощи короблям, потерпевшим бедствие на 78 градусе север ной широты. Поэтому к орга низации этой экспедиции бы ли -привлечены наилучшие технические кадры и наилуч ший личный состав. Техническое оборудование состояло из мото-помп, произ зоднтельностыо в -160 тонн в час в количестве 17 штук, ре зино-понтонное имущество состояло из 4-х сорокатоиных понтонов И 30 пятитонных, специально для внутреннего употребления (в трюмах). Личный состав включал в себя водолазов, строевых крас нофлотцев. инженерно-техни в е с к и х и командных специа листов, собранных со всех партий нашего Союза, за иск лючением Дальнего Востока: водой в течение 3 месяцев,— это случай первый из моей десятилетней практики. Вряд лп можно видеть, дажеза грани цей подобный случай. Людижелезнойдисциплины Всего было в экпециции 57 человек, включая сюда;гили временами шторма до личный состав: командный и ; 8—9 баллов и местама обиа рядозой. |ру жива лись повреждения за Весь подобрапный состав вы jделанных пробоев, они свое делялся особым качеством: .временно устранялись и ни все товарищи хорошо у с вш (какого увеличен я точз воды ли ту установку, которую не давала, давало командование и поли г, аппарат через свою, аккурат і Нужн> отмети ъ трудности , но выходившуюся, с т е н г а з е т у , , в которых приходилось раб.» х о р о ш о редактируемую I Iаті». В іччение Среди водолазного, такелаж -г гц Р т р нА е . і ь л Садовским, д а люди абсолю іно но спали • « ___ т т. і^о зенф в .іьд . л ід ч / ного и Д(,ж е э л е к т р о с о с т а в а Мурманск-ворота в Арктику Организовать крепкую аварийно - спасательную службу И з того личного состава, ко горым располагала экспеди ция, очень много лиц принзд лежит к мурманской партии т Розе ел Бенусовым. Исторический рейс-курс на Мурманск По прибытии в Баренцбург „Красина1, специально вызван і ного для прокладывания -рус щения, пущено в ход наличие I бг)ТЬСЯ Е0 льду ко Бо ДОПЬ 11 ночь. Только благодаря тому, что вег работали к;»к оли и, мы СІірПЗ ПИ‘*, пр!і т«*х тяжелых УСЛОВИЯ\, С ЮИ ріботоіі, тора я li'Viji! ал а<-ь на на:, лее ВЫДАЮЩИХСЯ люд^й мож Н) назвать: ере і.в команди ров—Пучков, который. несмо Т |П на ТО, что во иремя рабо ты у мал за борт, с*ло мал К'И-.ть ноги, не оставил раб) ты до самого конца, т. к. к » рабль ие быт прикълен в Мурманск, хотя неочастье случилось сразу же после сии»’ия в»ра*ля с мели. В іеченис на он не оста в ля л своего поста. В мо лазный с п е ц и а л и с т Борисов. и взять на буксир „Руслана” мы, по готовности судов, на * значили выход на 24 апреля откачки при полпоіі утренней воде приступить к стаскива нию корабля. Было начато стаскивание по специальному промеру грунта и глубины впереди следования „Малыгина". По пытка эта не удалась, носо вая часть корабля всплыла, но кормовую часть снять £ со скалы не удалось: у „Русла на" нехватило силы, а при способигь на это дело ледо кол „Ленин" не представилось возможным, потому чго по своей осадке он не подходил близко к „Малыгину14. В силу неудачи утренней с'емки, окончательная с'емка была перенесена на прилив ночной воды 24-г), к этому времени было решено отгру зить и облегчить немного кор мов.ѵю часть, освободив тре тий трюм от лишнего груза, оставленного нами специяль-, но для придания кораблю] лучшей устойчивости. 24 мар: с Балтики, Черного моря и Се та было приступлено вновь j вера. к стаскиванию, приспособив! Залив Гринграбург был весь ’ для этой цели в помощь „Ру 12 часов, по средне-еврспей щалось поступление воздуха во льдах, я отправился осмот слану" еще собственный ка--скому врем-ени, вышел из Приходилось вытаскивать во Баренцбурга. В это же время д0лащ в тяжелом состоянии отошел буксир „Руслан4* п о | цесШ)Тр Я на это, люди, приве Роль мурманской партии ко іоосаіьиа. Это одна из силь ны* и мощных частей наше го ЭПРОИ а. Та работа кото рал возлагается на мурман сную партию, громадная не т «лько потому, что ей необхо димо будет произвести очень ч'ного операций по под'ему отдельных затонувших судов: „Владивостока", крана 150 тон ного, парохода „Буревесняк" и ряда других работ, ей не обходимо будет подойти вплотную к организации ава риино епасательного дела. Эго один из слабых участков На маленьком «Руслан*1 ми пошля пз Ба'ДНцбурга Бскать раэводъя, что бы попасть на „Чалыгляа**. Проработали вею ночь, но до лг-докола все ж* добрались, 8 2 часов в сутки под водой у „Малыгина" МИРОВОЙ РЕКОРД ВОДОЛАЗНОГО ДЕЛА Р а с с к а з в о д о л а з а Х а н д ю к а Ф . К Все командиры служили • ирим-ром своим крлсвофлот • нам, начиная с главно*о кораі оелоного ин.ісен^ра. кчімая* доктором, который, наравне со своѵ-м t медицинскими обя ; інносгями, не ; заведывание отсеком, носовой чістью , а также бетонировал корабль. тов. Пучяов — один из лучших ударников командиров ЭПРОН‘а мурманской па ртии по части того, что мурманская партия еще плохо насыщена плаву чими техническими сред ствам и. По этому необходимо сей час же со стирины местных организаций возбудить в заин • грресованных учреждениях (Рыбтре^т, Соьт<»ріфлот) во Среди рялозого сослана ну.кно отменить работу водо л a job , как еачую тяжелую работу, проходившую up 1 т а |прос о необходимости выделе ких условиях, чго при мг.ро ння специальных единиц, ко зах обмерзали золотниконые )Т()рЫе могли бы быть исполь З а л ы г и н 1 24 апреля около!1:18111а,1Ы и шланги, «Pp“pa зованы мурманской партией ' ...... ‘нри авариях. реть ледокол, несморя па то, что до сих пор не решались* ходить туда, т. к. был лед. Взяв с собой часть электрн ков, оборудование, мотори стов на маленьком судне „Рус лан", пошли искать разводья и всю ночь проработали. Осмот рели корабль, который продставлял собой сплошную глыбу льда, оставили там часть команды „Малыгина*, которой дали задание разво дить камельки для того, что бы приспособить некоторые уголки помещений под жи лье. В 4 часа утра 12 марта воз вратились обратно, оставив на „Малыгине" часть коман ды. Когда мы ушли корабль уже не был мертвым. Обратно пробивались 3 ча еа. Ледокол „Ленин" стоял готовым выйти на помощь, но „Руслан* самостоятельно при шел обратно в 6 часов утра 12-го. Корабль превратился в огромную льдину Все трюмы и помещения корабля были зотоплены во дой. Большинство помещений верхней палубы и надстроек представляли собой сплошную массу льда, сплошную льди ну. Кормовая часть, выброшен ная на риф, немного припод нята. Корабль лежал на боку, на левом борту, имея крен 22 градуса. В трюме было об леденение и поэтому трюмы представляли собой в не сколько метров толщиной льдину. В таких условиях мы пере брались на „Малыгин" в по мещение, нам специально при готовленное, оставленное там 12-го числа командой. То по мещение, в котором размести нат. Ровно в 24 часа 30 ми нут помещение было откаче но, корабль носовой частью вновь всплыл, получил пла вучесть и от поданного бук сира с „Руслана* при даче хода машине корабля, стал свободно ходить в сторону, при ходе вперед произве денными резкими рывками ко рабль получил движение и кормовая часть начала схо дить со скалы. Вся работа заняла не боль ше 6 суток. К этому времени были совершенно восстановле ны две электро-динамо, при готовлено к поднятию пара,Айсфиорд крупный ■орі Л 4 котла, восстановлена отлив •лед, кото ый мог усложнить лежащий порядок главная Іна“, поэтому важно было про ная донка и приведена в над»выход „Малыгина“ я „Русла специально проложенному, „ * u ру слу .Красиным» и „Малы Д^ные в чувство, бгзбо-.ынеи гиным" под собственной ма ' ио спускались и продолжал і шиной, где по выходу в залив 2работать день и ночь. Надо Айсфиорд должен был его о іметить водолазов. Хандюка. принять на буксир ледокол Б ишкоі5 Лааевича> Уколо -Красин . Со стороны Грингарбурга (ва и всех ооіальных. надвигался лед, мы раздвину. Из моторных специалистов ли русло, потому чтоIC-J► сто нужио отметить моториста роны Грумантсити было поле: *у движущегося льда. В это же 'Байнова, который ведал впер время мы дали сообщение! ьые применяемым в судовом „Красину**. Со стороны Гру ,дел е отливным прибором, из мантсити ветром нагоняло в Уготовленными на советских бпт“ й !з а в о д а х, Лукова, котп рый в те іение трех суток машина. Очистка корабля от і скочить, чтобы ве пробивать груза здесь проводилась авра русла лом и привлекалась судовая команда как „Ленина", так и „Руслана". 12 апреля все недостатки по кораблю были устранены и поэтому на 12 апреля был выработан план о т х о д а . Уход был намечен таким образом, что „Малыгин" про ложит русло льда, вслед за ним выйдет „Руслан*1 и по выходе на чистую воду „Ма лыгина“ возьмет на буксир : „Руслан". „Красин* в ато время закан чивал бункеровку угля в Адвен бее должен был следовать!в 30 градусов со дня подачи команды: „на чать откачку** до привода ко рабля в Баренцбург не ото шел от машины при морозе „Полярная прэвда** отмети ла необходимость улучшения бытовых условий в мурман ской партии. Если это будет проведено в жизнь,, то мур манская партия с тем опытом, который часть работников по лучила на работе по спаса нвю „Малыгина**, с возложен ной па нее задачей вполне справится. Мурманск является неза мерзающим портом, значение его известно, ибо Мурманск это—ворота в Арктику и ЭПРОН будет содействовать мурманской партии для обес печивания безопасности по лярного мореплавания. В Баренцбург на „Седове* лись внутренние повреждения мы пришли 10 марта вечером.!п мною были проведены все В тот же день мы долучили ' внутренние работы. Забил по срочное распоряжение—пере- вреждения клиньями, положил бросить пришедший с паи и железобетон, такам образом, груз на „Руслан** и на берег, все внутренние повреждения Работа была прсиэпедена были ликвидированы, быстрыми темпами. 24-го снялись с банки и привели, с помощью „Русла на" и „Ленина-, .Малыгина** к пристани Баренцбург. В тот же момент" я полу чил от начальника экспеди ции распоряжение—тщатель но осмотреть всю подводную, часть, чтобы выявить вее пов реждения наружного корпуса Удалось осмотреть только кормовую часть, пробыв под водой 4 часа. На второй день я обследовал состояниевсей подводной части 25-го полез под воду с 8»/, час. утра, обследовал всіо подводную часть, нашел по вреждение корпусной части, глубокую вмятину корабля, незначительные повреждения, около часть Союзфото—фото Мазелева Первая попытка раненого ледокола В продолжении 12 часов „Малыгин* пробивался по руслу на чистую воду. Этот переход в тяжелых льдах сильно потрепал места старых) повреждений корпуса, начали отставать старые цементиров кн. Поступление воды во вто ром котельном помещении начало увеличиваться, ход „Малыгина* во встреченных льдах достигал не более 2—3 лась команда, на половину узлов, ^то при пггормогых было залато водой. погодах ие давало возможно і в (^еми местах разрывы кор водолазный старшина Хандюк ф. к . !пуса, одна большая вмятина -в наружной части длиной в 11—12 марта несколько зо метров, шириной сотрудников, но главе с на - ! з метров, машинная чальником экспедиции, отпра-’была без повреждений, вились на иМалыгина“ с гру ! На эту работу мне при зом: продовольствием, печами, шлось затратить 872 часов. *, электро-помпамѵі и мото-пом ! Получив распоряжение— пам^* ликвидировать дефекты, 26-го „Малыгин" был неузнаваем.: вооружились двумя станция Разгрузить и распределить ми: водолазной и строительной груз было тяжело, потому удалось ликвидировать всю что „Малыгинистоял во льдах, все помещения были затопле ны, но мы все же успешно справились с этой задачей. 12 марта начальник экспе диции дал распоряжение все имущество грузить на „Ле нина* и „Руслана" и отпра работу. Расхождение швов помазали ^ а л ом и забили клиньями, заклепки забили пробками. Трудность работы заключа лась в том, что был сплош ной лед, плотно прижимав шийся к корпусу, для обсле • вится со всем продовольствп дования необходимо было ем на „Ленине“ на место ава подводить штормтрапы, что рии „Малыгина". было проделать невозможно, Ночью 12 прибыли на ледо и только в силу многолетвей кол „Малыгин". моей практики и уменья ро- 13-го я спустился в воду гули ро вать воздухом под во- н сделал обследование с кор- дой, удалось проделать эту пуса до носа и обнаружил!работу, следующее: кормовая часть Работа была закончен*, „Малыгина*, плотно сидящая .течь устранена, приступили на банке, получила большие!к заделке внутренних поме* вмятины от ахтерштевня до щений. Со своим отрядом, переборки. От переборки ма- с 25 го по 12 апреля, удалось шины до передняго бункера, ликвидировать с большим судно было на весу, круп- успехом дефекты, благодаря ных повреждений не бы- хорошей поставке цемента, л а за исключением маленьких ' 12 -го марта в 10 час. вече- расхождений швов и сдали заклепки корпуса, 4 заклеп- тріімы п нФмѳщ#нвя корабля б и л и затоплены водой, (Ѵ лы п я н і т в о л ом сш ^ н і б верхней ьежбы[2< ^ м надстроек представлял» co#»ft оаловггуі* маѵоу л»д»*М|£ ' ....... ' j ки выскочили наружу об- Iшивки. ^Малыгин* плотно сидел на банке так, что под него подлезть было невозможно. Носовая часть была на весу. 24-го марта с большими усилиями „Малыгина" уда лось разгрузить и откачать •оду. После ѳтого обнару жи ра совершили поход. Чтобы выйти на чистую воду, нам пришлось биться во льдах 15 часов Во время перехода во льдах мы получили неко торые новые повреждения, а когда вышли на чистую во* ду, нас встретил шторм gr 8 баллов и прорвал обшявв трюмя n fobhx местах, чт было МНоЮ с отрядом быстр- ігиквидировано. j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz