Полярная правда. 1933, апрель

[.I и ЗСакануна прихода „сЛѴалыгигіа" в сЖурманск J РАССКАЗ О СКАЗОЧНОМ ГЕРОИЗМЕ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ СИЛЫ И ВОЛИ МЫ РЕШИЛИ, ЧТО (Машинисты: Лодейкин, Чи- МДПМГМН r R НАІІІИУ женко, Аиодьяконис один за МАЛЫГИН В НА другим одевали водолазные г У п к л | рубапіки и т л и в воду к Печуро- о п т вый и п|-осве маішгинской помпе. ?„Малыгин*Глежит на камеппстой бапке в Анс-Фиорде (Шпицберген). В весеннюю синь мурман - Видно сам дьявол обру ского вечера в торговом шился на ня<\— сказал штур порту ошвартовался крупный мяіі и ало ухватился за руч корабль. На стенке его ветре ку телеграфа, чади с тол ьк о официальные Это было кстати. Толстый лица. По бригадам грузч'и оцинкованный трос буксира ков, которые, не дожидаясь не вылержал, „Руслан* обор полной остановки машины, вался и скрылся за-мпогоса приступили к бункеровк«ѵженной волной, можно было сделать безоши бочный вывод: судно имеет срочное задание, опо куда-то спешжт. НА ПОМОЩЬ „МАЛЫГИНУ* По корпусу, изумительно похожему на утюг, по двум широким трубам моряки лег ко определяли пришедшего. Этс был всем знакомый на Севере, ледокол „Ленин". Ровно три месяца назад он отоял у этого же причала и лихорадочно готовился к по ходу на помощь „Малыгину". Многочисленная команда ле довела пополнилась новыми людьми. На палубу дриш лж специалисты по спаса тельному делу и водолазы. Под большой борт подбился небольшой портовый буксир „Руслан- , ан прикрепился жадежжыми тросами к „Лени жу“ и покорно пошел за ним в сурѳвжй акеан. ШТОРМ У МЕДВЕЖКИ На полпутн, где одиноко —Стоп! зазвенел телеграф в машину.—Позвать капитана на мостик! Два раза „Ленин" терял Рѵг.лгя*« и находил «то в д и<й гуще Шпицберген­ ской ночп Но в Айс-фиорд, па место трагической аварии „Малыгина";'сба они пришли блаюп \лучпо „Ленин" —не спасатель. Спа сат^ли должны иметь мечку*о осади у, от 12 до и фуіч-в „Ленин* имеет значительно больше—23 Ѵ2 фута и поэто му г к осторожной н продви­ гался к , Малыгину". Ниіпѵ,» не видел аварийного корабля Псчуро вел ледокол на раке ты, которые взлетали почти у самого берега У ЗАТОНУВШЕГО ЛЕДОКОЛА Когда выбились нз сил ках тепные матросы, промеряя глубины, устали от напряже ния глаза капитана и вахічн гценнып моряк Приятно слу шать его гростой, подкупаю­ щий искренностью, рассказ. - Мы решили забраться в с о р д ц е машины,- иача \ слой рассказ в Мурманском порту А К Псчуро,—в^ять в • свои руки помпы и откачивать „Ма лыпиі^" ого же средствами. ІІа „Ленина" осталось 4 электрических помпы. Взе они вместе могли бы откачать сразу 2 тысячи тонн воды в час. Но чорт возьми, что мы могли сделать, если ни одна из этих тяжелых 4 х тонных помп не входила в малыгин- ские люки. Мы, вместз с работником ЭПРОН'а Симоновым (это хо­ роший специалист по спаса тельцом у делу), облазили все го „Ма іыгина‘‘, осмотрели все его раны. II после этого, не­ сколькими математическими комбинациями, выстітали, что в „Малыг»>“ в х о д и т 400 тонн воды в один час. Тогда мы решили, что „Ма лыіиі і" в наших руках. Пом­ пы „Руслана" могли откачи­ вать 800 тонн в час, в два4 раза больше, чем входило в •птонувшии ледокол. Осталось %\ с гни >впть пом­ пы. откачать трюмы и вести „Малыгина" в порт Барснц- бург. Тогда ѵы не знали, что удар будет нанесен с совер- ІІе знаю как го вашему, но но моему «ни сделали герой скоо дело Оли под водой за ставили работать трехсот тонную помпу „Малыгина*. Мы снова овладели затонув ішш ледоколом. 300 тонн ео ди ( и -ам выбрасывал из своих трюмов, плюс 125 „Руслан". „Малыгин" уже держался на банке только носом, он был близок к всплытию. И в этот момент останови лось динамо „Руслана1, оста новились и помпы. Предатель ская вода снова поползла кверху. Беды всегда собираются вместе. Так было на этот раз и с нами В Айе-фиорд по ползли с океана льды, они со рвали „Ленина" с якорей и понесли по своей воле. „Рус лана" стало затирать. Мы боялись за судьбу „Ма лыгина*. В Айс-фиордо льды глетчерного происхождения. —Вы но моряки, я расска жу вам почему они особенно опасны. Со Шгіидбергена спол зают в океан ледники. Они захватывают с собой камеи ные глыбы. Поэтому в глет черном айсберге вы немало встретите камней. Но самое опасное не в этом. Глетчер ныв айсберги отличаются от обыкновенных полярных своей глубокой осадкой. Оп рудниках мертвым капиталом. В Грингарбурге волны вы бросили на мель норвеяіско го китобоя и никому нет до него дела. ч Болі ше всего спасатели ооялпсь морозов. Аркти ческий холод способен был разорвать любую помпу, заморозить лю бой штанг. Но - мороз ничего не мог'сделать, к каждой пом пе и шлангу были прикреи лены ответственные люди. На 78 широте большевики стро го выполняли указания с«о его вождя о ликвидации обез лачки. Водолазы спускались в ле довую воду и по несколько і часов работали в ней. Только в первом трюме водолазы не могли оставаться подолгу. Они быстро діоди;імалиеь на верх и торотливо сбрасывала ска фандры, водолазы задыхались без воздуха. В пергом трюме было иогру жено варенье и яблоки для горняков, их размыло водой, и сироп заливал ушные от верстпя скафандров, череі которые выходил переработан ный воздух. Вот потому то •гак скоро выходили из воды водолазы. ПЕРВЫЕ ГИДРОГРАФЫ . в АЙС-ФИОРДЕ J ! _Нет, мы пе могли их иметь Правда, общиі карта Айс- фнорда была, но редко, редко взнесенные на нее глубины вызывали большие сомнения. Мы пожалуй,;были первыми, гидрографами . в этом заливе, наши моряки в районе „малы гинской банки'*'сделали j>#три глубинных план ш» та: иа волне, шлюпочный и ледовой И еще... мы узнали , что с Айс-фиорд входит’-теплое те чение, что в нем много глет червого льда, что март месяц на Шпицб ер ген е самый х о л о д ! ный и что Айс-фиорд—очень; ненадежная якорлая стоянка. Впоследствии команда нам рассказывала, как* Печуро, когда задувал ветер, с кото рым можно сравнивать толь ко новороссийское сирокко или новоземельский бор, за ставлял плясать свой испо линский ледокол. Шквалистый ветер или еры вал ледокол с якорей, или— если они ухватывались за каменные гряды и держали судно,~ ветер стремительно скучает небольшой ворвеж п .гдаТ 0 ЛІ1к0 екий островок Медвежий,, и j^ я в и л с я силуэт „Малыгьна- .............................. полярная jНос , І0 до* клюза ушел в »веду, корма высоко поднялась ;вверх и при свете, ракет медью оголенного без того темная ночь стала еще темнее, ежиданно свет от больших онгналышх фонарей ю п р ы л ^ " г»д выше бортов и бака, ово;вшпа_ Шідно бнл0> как вода товке блики, вмвите с волаа СВ0б0Д1,0 гуляла п0 п,,Лубе. мн, тяжела падали на па \ J J лубу, старались достать в а х 1 Но команда, команда все тенных на мостике. Медвеж до одного человека была на ка н на этот раз была верна; „Малыгин;", себе: нн одного корабля она на пропускала в это время года без шторма. На мостик пришел коман днр ледокола Печуро. —Малый, вперед. Мы так можем затопить .Руслана". З а кармой „Руслан" дей ствительна чувствовал себя неважно. Команда закрыла вса двери, все люки и ил люминаторм, но „Руслан4 глубоко зарывался в волны и вода просачивалась во внутрь буксира. Русліновцы приготовили помпы, они ре шили откачивать свой собст венный корабль на ходу. На „Ленине" было еще тревожнее. Когда большая океанская волна обрушилась на ледокол, один матрос не -успел •уберечься. Много­ тонная в о д я н а я масса легко подхватила его и бро енла под лебедку. Даже .сквозь шум волн слышали вахтенные нечеловеческий крик (матрос, как потом ока залось, сломал ногу). От ле бедки, откатываясь к борту, волнм потащили матроса в океан. Но кто позволит на корабле потонуть товарищу! Несчастного схватили н е с к о л ь к а 'человек и унес лж в судогой лазарет. —Вы понимаете, какая ра­ дость и воамущенне охватили меня одновременно,—расека зывал в последствии Печу­ ро.—Радость моряка за коман ду, которая не сошла с .суапа и возмущение Ленинградской широковещательной станцией. Мы в пути слышали ее пере дачу, что все „малыгннцы* покинули с б о й корабль. —О! я знаю, кто мог дать такое сообщение. Только Мак симов —корреспондент вечер­ ней „Красной газеты". Эго он был здесь на „Седове". шешю неожиданной стороны на 7—9 раз больше сидит и , Малыгин’4 останется на в воде, чем находится на по своем место. верхности. Иногда он выдаст Наши машинисты, оказы- ся под водой большими ле вается, неплохие циркачи дяными таранами. Они ловко взбирались по на-І Вы помните как погиб „Ти клонной ледяной палубе зато таник", он встретился с та нувпіего корабля, забирались ким же айсбергом. Судьба в трюмы и машинное, отделе .„Титаника" ожидала на к?ж пне и перепутали всего „Ма- дом шагу „Ленина4. А „Ма лыгииа* водоотливными шлан лыгина" айсберги могли прч гамп. Руслановские номлы жать к банке и разрезать, .МАЛЫГИН" ЗАСВЕТИЛСЯ Ра»ворачив»л его корму. Топ СОБСТВЕННЫМИ ОГНЯМИ , ДРУ™е было одинаково опас іно. В Айс-фиордо высокие ка Мороз цепко, не меньше 'лепные гряды чередуются с чем вода, держал ледокол. Он океанскими глубинами и нуж завораживал воду не только hq % qq время держать ледо на палубе, но ж в трюмах. И каждый раз перед началом работы эпроновцаи приходи лось выбирать нз трюмов по 400 корзин льда. Моров замо розил воду между обшивкой и корпусом ледокола. Уже #кол под управлением, чтобы не сесть ва банку В такие' ночи телеграф беспрестанно звенел в машину и дежурные ! механики заставляли пооче! редно работать машину впе! ред и навад. захлебнулись вод'й, они це­ лыми тоннами выбрасывали ее за борт. Вы не представляете с ка кпм напряжением каждый из нас следил за водяным уров­ нем, как весело мы встречали каждый верите к внутренней обшивки, вшнедш-й из соля ной купелн. Так мы откачали машину и кочегарку. Балластная си стема, видимо, была подорва на т. к вместе с машиной и кочегаркой от качался и трюм JS&3. А потом,—Печуро встал, он бы і похож на английского военного моряка, тот же вы­ сокий рост, крепкие сухие щеки и энергичная складка* губ, потом на нас стали р у ­ шиться несчастье, да песча- стьем. На „Руслане остано вилась одна помпа, потом дру гая... Когда мы шли к Шпиц бергепу, „Русл ша" всего за ­ ливало водой, помпы отсыре ли, и поэтому при работе в них перзгорали основания. некоторые предлагали ломать* обшивку и ломиками выбит Ледокол по воле капитана Механики Умело °тходил от мелей и предательских банок рать оттуда лед. „Ленина" не могли примирить ся с таким варварским разру шением* „Малыгина‘. Они при) „Ленину* не. удалось само Малыгн размять его до МЫ РЕШИЛИ FT0 ЗАТОПИТЬ Мы решили скрыть „Малы гина“ ет льдов, не аозволить _ „ тг тітт^ ттт ^ ему биться о банки, мы реши ДУм а л н простой к пд,аль ?сгоятепьно спаоти снособ. Во внутрь обшивки на« ли его., затопить. Наши машинисты смазали ■ закатали спиральные шланги Специальной машину, просмотрели паро ,и пуатнла пар. Лед с д а л и проводы, освободили и к от ратнлся в воду. „Малы воды, сделали все, чтвби пре ^ «Лті гин освободился от 150 тон дупредить размораживание ме ханизмов и .. открыли кипг стоны Если бы у нас была тыся ча тонн камней, мы положи ли -бы их на .Малыгина", что бы он плотно дожал на лне, чтобы он не разбивал'корпус е каменные гряды. * & X- Вы уже знаете, что йогом прибыла экспедиция ЭПРОН'а, которая подняла „Малыгоиа" и скоро придет на нем в Мур манск. Потребовалась носцлка экспедиции. Но „Ленин- свою роль, как м о т ной технической базы, выиол блестя ще. Его поведение, как всегда, как во льдах Карского моря, І МИРОВАЯ ИСТОРИЯ НЕ ЗНАЕТ ТАКИХ 1.РИМЕР03 коллектора.I Наши эчроновцы совершили МАШИНИСТЫ ПОШЛИ ! геройское де.чо . Мировая исто В ВОДУ ?РИЯ пе знает случая, когда ^бы на 78 параллели произво ^ . 1 Казалось, что наши машпт В іш і і разговор вмешался jнисты озверели. Они больше .секретарь партячейка Л°ДеИ |доуГИІ понимали, что помпы *ин* -долго ждать, хотя их уже ли —Кстати, передайте пояса-,хорадочно ремонтировали на луйсга ленинградс’кой редак Ленине". Одпа помса не мог ции, что бы она близко пе под ЛА откачивать всю .воду, по­ пускали этого Максимова* к j CTJ пающую в ^Малыгина". газете. Кто его не знает в- ........ .......... ......... Архангельске, у нае в море­ ходной Соломбале, как аван­ тюриста, в первые года'ЯЭП‘а ои был даже профессиона- лом-валютчиком. t - Когда „Малыгин" ужо под-1 нят и стоит у пристани Ба- ренцбуог, мы вместо с капи­ таном Печуро вспоминаем пер вую попытку спасти этот славный лед .жол . дились спасательные работы. Ни одна иностранная фирма не взялась бы за спасение „Малыгина". Норвежцы, хо зяева острова, боятся ходить на Шпицберген с 15 октября до 15 мая. Там ы ю зиму лежит уголь на норвежских ной ледяной тяжести. Перед отходом в Мурманск наши механики все паропроводы, провернули н і малом ходу % Ленин" ^заслуженно носит машину, привели в порядок свое ІІМЯ лебедки. „Матыгин" засветил в Смородин ся* собственными огнями и экспедиция перешла ка него жить. ** * Командир ледокола ^закон чил рассказ. Печуро ^плавает с^тринад цати лет, в вечно .бурливых водах у мыса Горн, в жутких штормах Индийского океана, в молчаливых, ледяных полях Карзкого моря, он ирииы^ к лютым козням ок^аиов и но этому многого не досказал. —Скажите капитан, у в а с были подходные карты ь „Малыгину г44 О * „Ленин" пришел в Нрцангепьск в срок ПРИСТУПАЕТ К В Е С Е Н Н Е Й П Р О В О Д К Е С У Д О В (ПО РАДИО С ЛЧІ „ЛЕНПН") 10 апреля в 8 час. утра прошли к буру Северной Двины, Ледокол „Шесть"4 в кильватере. Сверху вниз: ЛОДЕІІКДІІ—секре тары партячейки, ирзд. судкома, ЗЕЙДЕЛЬМАН — радист, АРМО- III НОВ—4-оft мехі нпк . СЕМУ- Л ИН—маш пн ист. КАПП і АН ЛЕ ДО ИОЛА І ІЕЧУРО . Угерникн команда кедокояя .Ленин*. Слввв HairptfBD: Kf4ter8^ №*ж*йцев, Ште1тт>г~ІІ ивхвнКн, вто)»локов^-стргшийЧ®шгнист, Шемитнн -ст . машинист, Негничив-ст. пом. командире, У „Малыгина** мурманский 6укс*р ю? у с л а р в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz