Полярная правда. 1943, январь
Навстречу XXV годовщине Красной Армии МАСТЕРА ВЫСОКИХ УЛОВОВ ★ ★ ★ СТАХАНОВСКИМ РЕЙС На нашем корабле установи лась хорошая традиция. Во вре мя перехода на промысел моря ки собираются для обсуждения предстоящей работы. На этом со. вещании подробно говорится о том, что мы должны сделать за рейс по пл ану и что можем с д е лать по своим возможностям. И всегда экипаж приходит к выво ду, что имеется возможность добыть рыбы гораздо больше, чем запланировано. Командой принимаются н а себя социали стические обязательства. Они рассматриваются каждым, как к ля тва перед родиной, перед ‘фронтом и все чувствуют зысо- кую ответственность за их вы полнение. С первых же промысловых дней н ачинается горячее сорев нование за „большевистские по казатели в работе. Так было и в этом стахановском рейсе. В свободные часы члены команды слушают политинфор мацию, сообщения о положении на фронтах, о том, к а к р азви вается наступление родной Крас ной Армии. И тут всегда воз никает вопрос о том, к ак же и чем мы своей работой помогаем фре Моряки говорят о том, , кто к к ак работает. і Вот заходит речь о матрасе і г. Егорове. Его :,:ожно н азвать настоящим помощником фронта. Он быстро обрабатывает рыбу, несмотря на мороз и пронзи тельный ветер. Матрос т. Мош- ііикоз тоже не отстает от него. Все знают, что и рыбмастер т. Феликсов у себя з трюме дей ствует по.стахановски. Он быстро и правильно засаливает рыбу. Команда помнит и о тех, кто там, у пылающей топки, сваай упорней работой обеспечивггет быстрый ход кораблю. Морякам известно, раз на вахте кочегар Македояев и второй механик Селява, то м ашин а действует отлично. Вся м ашинн ая команда равняется на эт их передовиков. Вообще у старшего механика т. Черепного заведен хороший пс '.ок. Здесь правильно оце н и л и огромное значение котла для всей работы судна. Механик умело и своевременно приме н я е т анткдепон и в результате этого котел очень редко требует чистки. Корабль может плавать по 5 суток без чистки котла. В последнем рейсе с нами не было промысловика Ивана Куко- ; лева, Он вынужден был по. бо- лезни остаться на берегу. Но все мы чувствовали присутствие это го стахановца в рейсе. Ведь это благодаря тому, что у Куколева орудия лова находятся в образ цовом порядке и благодаря тому, что он н а у ч и л команду ак к у р ат но обращаться с ними, — новые промысловики в рейсе работали четко и без задержек. Нам уда лось обойтись старыми орудия ми лова. О работе, о достижениях г: показателях передовиков систе матически рассказывается в «Бое- , вом листке», в стенной газете и в специально вывешиваемых по казателях. Пример л у чш и х у в лекает всю команду. Каждое сообщение о новых победах Красной Армии на фронтах вызывает у моряков огромный патриотический псд’_ ем. Патриотические чувства не медленно облекаются в стаха новские дела. Уловы у нас все | время были высокие и п алубн ая команда но справлялась с их обработкой. Тогда на помощь ! шоросшк выходили штурманы, механики, радисты, юнга — все, кто был свободен от своей пр я мой работы. Люди урьгвали часы из своего отдыха только для то го, чтобы скорее обработать рыбу. В результате такого патриоти ческого пед’ема моряков За день ! мы обрабатывали по 22 тонны рыбы и больше. I По радио мы у зн али о том, : что траулер, которым командует т. Земсков, досрочно выполнил ; квартальный план. У нашей команды это сообщение вызвало ' желание работать еще лучше. Моряки стали еще четче выпол н ять при к азан и я командиров. Благодаря этому и мы смогли досрочно выполнить квар таль ный план. Н аш экипаж ставит пород со бой задачу, чтобы каждый рейс в нынешнем году н ами прово- ' дился бы также по-стахановски. Это позволит нам считать себя настоящими помощниками ' фронта. ! А, А. МОКРЕЦОВ. I Помполит траул ера «Сталин». • к i t if- НА РЫБНОМ КОСЯКЕ Последний рейс нашего кораб л я был подлинно стахановским: досрочно выполнен к в артальны й план по добыче рыбы и выра ботано консервов на 1.0С0 банок больше, чем было задано. Сегод ня я хочу рассказать об одном из важнейших условий успеха рейса, об' ум ении держаться на рыбном косяке. Высокие уловы начались с пер вого под’ема орудия лова. М ы брали по 2—2,5 тонны рыбы, а потом и по 4 тонны. Сразу было видно, что мы попали на бога. ! тый косяк. От нас зависело удержаться на нем и взять мак симум рыбы. : Что же нужно делать для то го, чтобы не го косяка? сбиться с рыбно- Вот эти волевые командиры обеспечили стахановскую побе ду коллектива моряков в п ер вом же промысловом рейсе 1943 года. Вступив в социали стическое соревнование, про мысловая команда взяла обяза. тельство — досрочно выпол нить к в артальны й план. К а питан Хохлин и помполит Мокрецов сумели организовать вверенный им коллектив на самоотверженную работу и до бились рекордного улова, вы полнив квартальный план за один рейс, доставив з порт £.300 центнеров высококачест венной рыбы. На снимке (свер х у вниз): капитан А. Г. ХОХ ЛИН, помполит А. А. МОКРЕ ЦОВ, старший м ех аник А Г. ЧЕРЕМНЫЙ . Фото К. Мѵисоова. Прежде всего, необходимо точ- ' но астрономически, по звездам определить местонахождение судка или, можно сказать, «за сечь» косяк, как на поле боя воины засекают цель. И вот, когда точно определишь свое местонахождение, — ветер не страшен. Снесет он судно с ко- ! сяка, а ты без пруда вернешься на старое место. На случай перемены погоды с ясной на туманную следует и по-другому, правда, ориентиро вочному способу, определить свое местонахождение. Это н уж но сделать наблюдением за при- ; донными животными.. По ним, как и по звездам, можно будет* определять, где ты находишься. Кроме того, по ряду призна ков можно и следует устано вить, что из себя представляет- косяк, на который ты попал, —- подвижный он или спокойный. Т у т на помощь приходит наблю дение за пищей рыбы. Я, на пример, с этой целью вскрываю пс нескольку рыбин из первых гаод’емов. В нын ешний рей с на блюдения показали, что судно попало на косяк, гоняющийся за пищей. Значит, нам нужно было учи тывать поведение рыбы. Путем забрасывания орудия лова в разных н апр авл ения х мною был исследован косяк, оп ределен ого центр и тут развер нулся промысел с высокими уло- вами. Устойчивый улов держался в •ечеійие нескольких дней. Потом налетел шторм, температура во ды переменилась, и рыба сдви нулась с места. Штормовое вр е мя мы использовали для обра ботки того, что нами уже было поймано. Сразу же после шторма мы ста ли снова искать косяк. Забрасы ванием орудия лова в разных на правл ениях нам удалось з срав нительно короткий срок снова найти косяк и опять он был за сечен по тому способу, о кото ром я говорил выше. Остальная часть рейда прошла уже на этом месте и вновь с высокими устойчивыми уловами. К аждый промысловик должен уделять большое внимание уме нию держаться на рыбном кося, ке. При этом условии временное снижение уловов никогда не при ведет тебя в смущение. В таком случае не станешь лихорадочно метатьея по морю з поисках якобы утерянного косяка, а спо койно вер.нешься на центр его (это можно установить по ассор тименту рыбы, по размеру) и восстановишь высокие уловы, В последнем рейсе, как и всегда, я строго придерживался этих правил. В результате за 11 суток пл авания нам удалось до быть болео 2.300 центнеров рыбы и подготовить достойный пода рок XXV годовщине доблестной Красной Армии. Сейчас наш корабль становит ся в р ем о н т . Команда прило жит все силы к тому, чтобы по мочь ремонтным бригадам до минимума сократить стоянку судна. Мы будем принимать участие е ремонте, чтобы как можно скорее снова выйти н а промысел и бороться за макси мальное увеличение добычи рыбы. Мы уверены, что судоремонт ники, соревнуясь с нами, скор о приведут корабль в порядок. А, Г. ХОХЛИН. К апитан тр аул ер а «Сталин». ■ Все шло нормально и сетяной m 'Jjok, туго набитый рыбой, всплыл как раз тогда, когда это го ждали. Потом, как обычно, на палуб у хлынул рыбный каскад, и у ног матросов уж е трепыха лась треска последнего улова. И вдруг все насторожились: что- то звонко ударилось о настил. Треска гак не звенит. Матро сы бросились рассматривать улов. — Вот это добыча! — заметил к т о -т . и поднял тонкий серова тый металлический лист. — Так сказать, к аш и трофеи, — пошутил засольщик, разгля дывай необы гный улов, — вот только в план не включить... Моряки вспомнили, что пару рейсов назад чуть л и не в этом квадрате им пришлось наблю дать воздушный бой. В тот раз немецкий самолет, н асти гнутый н ашим истребителем, задымился и п е т е л в свое последнее пике. **цбак: проводили его,возгласом: — К треске в гости. Туда тебе и дорога! А вот теперь в сетях — алю миниевый лист. Не от того л и самого хищника? Война напоминает о себе про мысловика:,: не только таким ПРОМЫСЛОВЬ .Т 1 Г дни необычным уловом, попадающим ся время от времени в сети. Про- мы еловые дни давно уже стали похожими на фронтовые дни. ...Корабль был в переходе. Команда «Сталина» отдыхала. Только дежурные н если свою ■зоркую вахту. Они вглядывали сь в чеірноту полярной ночи, вслу ш ивали сь в шумы , стараясь не I пропустить ничего незамечен . ' ным. Где-то вдали у хн у л взрыв. Потом — другой, третий. Ладно скроенный корпус корабля вздра. і г: ,г.ал . Моряки вышли из кают, проснулся помполит. Сторожко Прислушивались люди к гроз ным гулам военной ночи, ста рая сь понять, что это за взрывы и чем: они могут грозить судну. — Мины рвутся... — опреде лил, наконец, помполит, — в стороне от нас... И все спокойно уш ли досы- I пать. Только вахтенные еще зорче наблюдали за темнотой ночи, та ящ ей столько неожидан ного. А сполохи северного сия ни я вели свой удивительный хоровод в небе. И вот тут под куполом северного си яни я моряк чувствовал рядом с собой р о д ную матуіпку-Вслгу, широкую Нѳву, ти хий Дон, Сталинград, город Ленина. Это ради них, ради всей отчизны он бороздит не спокойное мрре, добывая рыбу... И ту г уж нельзя отступать пе ред опасностью. Стой на посту, как воин! Матрос Дмитрий Панков так и стоял н а посту. В н ач ал е пос леднего рейса на его долю вы пало быть наблюдающим на мо стике. Судно ещ е только н апр ав лялось к месту промысла. В воздухе все было спокойно. Шум и вой обрушились совершенно неожиданно. Немецкий летчик даже к промысловому кораблю побоялся подойти открыто. За каменной грядой возвышенности он подкрался с выключенным мотором, обдал корабль градом пуль и снарядов и стремительно скрылся. Панков получил три га: ы. Коч егару Степану Кне- стяпину снаряд врезался в ру ку. А мачта, надстройки, сети окутались облаками пара. В ерну ться обратно, не начаіз рейса? Нет. это невозможно! Ведь уже дано слово перед ро диной. Рыба будет взята. К о нечно, из строя выбыло два л у чш и х работника — золотые руки, вспорота паровая магист раль. ’Но надо обойтись н алич ными силами. Корабль за со’дит в попутную гавань и сдает раненых. А м ех а ник Черѳмный СО' своими помощ никами уже хлопочет около па ровой магистрали. Н ашли инст румент, н аш ли запасные трубы. Всего полтора часа потребова лось людям, чтобы залечить ра- і пы. П л авание продолжается, ! — Справимся без Кнест'япина ! и Панкова? — спрашивает пом полит Мокрецов. I — Справимся! Конечно, спра- , вимся. I — Да я вот за матроса пора ботаю, — говорит юнга Репина. — Ну и я не отстану... -- за. ' я зл я е т радистка Спицына. , Штурманы, правда, ничего не I говорят, но команда и так знает, I что в свободное от вахты время I они будут рядом с матросами у рыбодела. Плавание продолжается. То и дело всплывает сетяной мешок, набитый уловом. На морозе от Ріыбы валит пар. И когда замер зш ая треска, падая, гулко сту чит о палубу, моряки вспомина ют о когда_то попавшемся им не обычном улове, о звоне метал ла. И еще быстрее движутся их . руки. Это потому, что моряки хотят видеть и слышать о все новых и новых сбитых враже ских самолетах, о сожженных танках, о разгроме врага. А труд з студеном море гзыбаки знают, — приближает победу. Хо сию поработал в горячий промыс- j ловый день — зн ачи т помог фронту, участвовал з уничтож е нии гитлеровской военной ма- j шины. Ив. ПОРТ. Ш Р Н & Я ПРАВДА ( ( Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz