Полярная правда. 1943, январь

ЭЦ- гов эле ?х. ІТЬ ИЙ, от- ^ля эп- [НО \Ь- >ые »но ІСЬ юй 'НИ ро- ггь ей, са­ е- Tь 3, е- ля в л и к УР­ Й о_ 3- о- Д- ж- на но и й, на т- ы 0- ю >ой а- Я. И, Й- и- IX л а- и х а. у- Ь- с 0- .И- В о- и в Го­ у- а­ у, НО их р- Р- £ Г0 го 30ч С- ЧИ а­ е* р. у ? е- >м- й- й- т- е. ут ся — у о об У- ч- М O. О- ь- ие ть С е з- x- РАССКАЗЫ О СОВЕТСКИХ ПАТРИОТКАХ ★ ★ ★. ИДЙТР, ДЕВУШКИ, В ЦЕХА, ОСВАИВАЙТЕ ТЕХНИКУ! Когда началась война, с нашего завода сразу же ушли в Красную Армию токари Бердников, Кузнецов и другие. Но страна попрежнему нуждалась в продук­ ции, выпускаемой предприятием, даже может быть больше, чем раньше. А вот рабочие места у некоторых станков опустели. П тогда зашел разговор о том, что девушкам из конторы надо итти работать непосредственно в цеха. Мне захотелось стать на- место токарей, ушедших па У фронт. Я и раньше приглядывалась к их работе, когда была хронометражисткой. Первое время в цехе было трудно. Чувствовала себя я неуверенно. Мастера и старые рабочие видели это. Они приветливо встретили меня и помогали во всем. Неуверенность исчезала по мере, того, как я получала знания. Правильно поступили на заводе, что сразу же при­ крепили меня к станку. Это помогло быстрее и лучше изучить его, понять производственные процессы. Уже через пару месяцев я выполняла самостоятельные, правда, несложные задания. Потом завод получил массовый фронтовой заказ. Мы. токари, должны были за смену делать по 18 Д, .ей. Мастер предупредил нас об этом заранее. Я волновалась — как-то справлюсь с такой нормой. Еще накануне я стала готовиться к трудной работе, подобрала резцы. А па завтра, как стала к станку, так и не отвлекалась от него, кроме как на обеденный пе­ рерыв. Устала в тот день порядочно, но норму вы­ полнила. На другой день работать было легче и выра­ ботка повысилась. А потом подсчитали мою дневную выработку и увидели, что я дала 30 деталей вместо 18. Некоторые, даже не поверили. А мне обидно было в. тогда я подумала: «Ну, докажу, что это не случай­ ность». На следующий день обработала 35 деталей. Тут уж меня стали считать признанным токарем. Обо мне с других девушках написали в газете. Вскоре с фронта пришло письмо. Бойцы благодарили нас, де­ вушек, за стахановскую работу. Это письмо, пришед­ шее с фронта, научило еще строже и внимательнее относиться к своей работе. Ведь из него мы по-насто­ ящему поняли, что действительно своим трудом помо­ гаем бить врага. I Сейчас, готовясь ко Дню Красной Армии, я даю обя­ зательство — работать за двоих, то-есть выполнять норму не меньше, чем на 2 0 0 процентов. Каждая жюншина и девушка может приносить фрон­ ту такую же помощь. Не бойтесь, девушки, трудно­ стей производственной работы. Идите на предприятия, вливайтесь в нашу трудовую семью, помогающую фронту! Л. БОРИСОВА. Токарь Н-ского зазеда. ★ ★ ★ ОБУЧИЛИ 100 ШЕНЩИН, ОБУЧИМ ВДВОЕ Б ЛЫіЕІ Слаженно работает женская бр Каждая работница здесь горит нажяы в мастерскую поступил ключения швейницы при выпо мы. Особенно хорошо поработа мюва, Нина Бондаренко. По-ста Кирилл Сенин. Они все дава бригада за работой. игада артели «Муршвейпром». желанием помочь фронту. Од- оборонкый заказ. Все без ис. лнении его перекрывали нор- ли Аня Лысо ва, Кл ава Аниси- хановеки работал и портной ли гго 2—3 нормы. На снимке: Фото К. Моисеева. ДОЧЕРИ РОДИНЫ Моряки только что сдали вахту и собрались в столовой корабля. Вначале разговор шел о том, кто и как поработал, чем помог сегодня фронту, а потом перешел в беседу о положении на фронтах. Как там действуют наши доблестные братья? Какие еще новые города освободили I они от немчуры? Но свежую газету ' на корабле не получишь — кругом j на сотни миль морской про- I стор. И все были приятно удивле- I ны, когда в столовой появился не­ большой исписанный листок, в ко­ тором содержались новости с фрон­ тов, с родной Большой земли. Это Анна Тавичева, радистка, по- ! заботилась о моряках. В свободное, j от вахты время опа записала пос­ леднее сообщение Совинформбюро. I И вот по этим листкам, исписап- I ным рукой девушки, экипаж чувст- ! вовал, что он всегда и во всем крепко связан с родной землей. П другие радистки промысловых кораблей помогают вести , массово- 1 политическую работу среди экипа­ жей. Свое дело они изучили хорошо, ] за аппаратурой ухаживают внима- , тельно, ооешечивая безотказнее 1 действие связи. і Девушки-радистки вместе с мужі- чинами делят опасности и трудно­ сти промысловых рейсов военного времени. Когда требуется, в свобод­ ное от вахты время они выходят на разделку рыбы. Стойко и мужест­ венно держат они себя в моменты опасности, показыва»я себя настоя­ щими дочерьми родины. j По примеру Анны Таничевой на- I ходят время для записи сводок Сов- 1 информбюро и других сообщений ра- I дистки Анастасия Синицына, Мария j Гринченко, Нина Макиевская. Все они являются и членами редколле­ гий судовых стенгазет, принимают участие в оформлении «Боевых лист­ ков», сводок по социалистическому соревнованию. Девушки, ставшие радистками ! промысловых кораблей, заменили ' своих братьев и мужей, ушедших на фронт. Родина оцепит пх стаха­ новскую самоотверженную работу для дела победы. А. НИКИФОРОВ. В первые же дни воины на наше предприятие вза­ мен мужей и братьев пришли домохозяйки, канцеляр­ ские служащие — женщины и девушки. Овладев сложными специальностями, они стали работать на производстве не хуже мужчин. В конце декабря 1942 года на заводе одна; пятая часть коллектива уже состояла пз женщин, в боль­ шинстве пришедших к нам в военпое время. Всем извесгаа у нас фрезеровщица то». Рыбина. Первые дни нового года она ознаменовала доведением выработки норм до 200 процентов. А еще недавно т. Рыбина не эвала станка, была уборщицей. Б ы вш и й нова® тов. Великова, никогда ранее не ра­ ботавшая на производстве, сейчас овладела специаль­ ностями револьверщицы и токаря. Нормы ею система­ тически перевыполняются. Хорошо работают также электрослесари іт . Бабанова и Полякова. Женщины ш только сами трудятся по-стахановски, но и передают евои знания другим. Так, револьверщи­ ца тов. Кислицына в дни войны освоила работу на то­ карном станке. Сейчас она учит токарному делу вновь пришеджу® на завод т. Дементьеву. Ко Дню Красной Армии тов. Кислицына обязалась нодготввигь gbok) ученицу на присвоение разряда. Производственные успехи молодых работниц обес­ печены и внимательным отношением начальников цехов, мастеров и стахановцев к обучению новых производственных кадров. Дело у нас поставлено так: пришедшие в цеха новички прикрепляются для прак­ тического обучения к передовым станочникам и брига­ дирам. Те методом практического показа передают им свой производственный опыт. Вначале ученик знако­ мится со станком и инструментом, потом обучающий дает ему задания, постепенно их усложняя. Теоретический багаж ученики приобретают на специальных курсах техминимума. Через три месяца после начала обучения знания учеников проверяются ; квалификационной комиссией, она же присваивает им I рабочий разряд. Токарь Устинов подготовил за время войны пять ! человек. Токарь Беляев1, мастер Яценко, начальник : цеха Виноградов и другие также немало сделали для ' внедрения женского труда на заводе. Но, к сожале- і .ншо, есть у нас еще такие люди, как, например, на- ' чальник цеха т. Маркосов, которые пе понимают всей * важности этого дела и неохотно допускают в своп цеха работниц. За время 1942 года на заводе получили квалифи­ кацию более ста женщин. В новом году мы по­ ставили перед собой задачу — обучить разным спе­ циальностям в два раза больше женщин. И. РАКШИН. Начальник втдеяа кадров Н-ского завода. IА Р У С Н П К стоит у причала. “ Сейчас с него начнут выгру­ жать продукцию, которую так жда­ ли па отдаленной точке. На судно пришел фронтовик, чтобы узнать, как будет организована выгрузка. Его встречает молодая девушка. Фронтовик спрашивает: — Могу я видеть капитана? — Можете, — отвечает девушка и, улыбнувшись, добавляет: — Я и есть капитан... Таких встреч в работе капитана парусника Анны Ивановны Крас- нянской, двадцатичетырехлетней де­ вушки немало. О пей с уважени­ ем говорят и фронтовики, которым ггна доставляет груз, и моряки, е которыми она работает рука об руку. ;,Ей давно полюбилось море. Она знала, что на кораблях девушки ра­ ботают юнгами, коками. Почему бы : и ей не пойти в семью отважных победителей морской стихии? Анна ' М О Р Я Ч К А поступила поварихой на парусник. В страдные дни рыбной путины судно всегда оказывалось на самых бойких местах. Оно принимало се­ ребристые потоки селедки. Но девушке казалось, что она делает очень мало. Ну, что такое повариха? С этим делом справится и поморская старушка! А ей, моло­ дой и сильной, давай работу потруд- пее. Повариха стала матросом. Труд­ но было, но она выучилась кре­ пить концы, отдавать швартовы, 1 вирать якорь. О ней говорили: — Эта дивчина любому парню нос утрет... » Матросом на судне были доволь - 1 ны. Только не успокаивалась сама девушка. Однажды она услышала разговор о курсах для моряков. Там готови­ ли судоводителей. Девушка посту­ пила на эти курсы. А потом ей пришлось нести командирскую вах­ ту на одном из кораблей. Правда, корабль не плавал, а стоял на кон­ сервации. Все же тут бьи морской порядок: вахта, морская дисципли­ на. В ее дежурстве на судне всег­ да был порядок. Капитан видел как старательна девушка. П когда она получила необходимую практи­ ку, ей доверили возглавить коман­ ду парусника. И вот снова рейсы возле знако­ мых берегов... Па море и всегда-то было трудно и опасно. Вдвойне стало опаснее и труднее в военное время. Это не пугало морячку. Ведь она знает, что работает для скорейшей победы над врагом, а это все равно, что быть на фронте. Военная гроза при­ учила ее к осторожности, аккурат­ ности, быстрому решению вопросов. Но однажды случилось непопра­ вимое. Большой силой огня немцы обрушились на маленький деревян­ ный парусник. Они потопили его. Эго послужило подлинным испыта­ нием воли и мужества молодой мо­ рячки. Мореходка выдержала испы­ тание. Она не рассталась с морем. Ее перевели на другой парусник и она попрежнему совершает свои трудные и весьма нужные рейсы. П на этом судне у Анны Крас- пянской порядок и чистота. Парус­ ник всегда готов к рейсу. В трудное военное время молодая морячка хорошо и много работает на доверенном ей участке. Ее опыт н практика наглядно показывают, что если уж хочет патриотка роди­ ны помочь фронту, то овладеет лю­ бой специальностью, хотя по тра­ дициям эта специальность и счи­ тается мужской. Да так овладеет, что иным мужчинам пе вредно по­ учиться у нее. Ведь был же раз­ говор на большом совещании про­ мысловиков о том, что Анна Крас- нянская содержит свой парусник лучше, чем некоторые капитаны, считающие себя опытными «морски­ ми волками». И «старички» красне­ ли и давали слово работать не ху­ же молодой морячки. Мы знаем, что в самое непродол­ жительное время среди девушек по­ явится еще немало таких смелых и упорных морячек, которые сумеют стать в один ряд с Анной Краснян- ской. Г. ИВИН. П0ЛЯРН»Я ПР«8ДА“ S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz