Полярная правда. 1943, май
В КИЛЬВАТЕР ВОЕННОГО ФЛОТА! МОРЯКИ И ПОРТОВИКИ ЗАПОЛЯРЬЯ! С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ПЕРЕСТРАИВАЙТЕ СВОЮ РАБОТУ, КАК ТОГО ТРЕБУЕТ ВВЕДЕНИЕ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Вас ждет боевая работа, Ваши пути нелегки. В кильватер военного флота , — Славные моряки! 1 . КРЕПКОЕ СЛОВО ПОРТОВИКОВ Весть о введении военного поло жения на водном транспорте с б ы строгою молнии облетела коллектив портовиков. Грузчики участка, где руководителем г. Воробьев, собра лись на многолюдный митинг. С глубочайшим вниманием слушали они Указ о введении военного поло- ж еш г у . железных дорогах, кото рый тъдерь распространен и на водников. В коротких речах портовики в ы сказали свое горячее одобрение это му большому и важному мероприя тию правительства. Бригадир тов. Игнатьев заявил: — Большинство наших людей работает честно и добросовестно, н о ' появлялся. Тревога закрадыва- Г"Т ОМНИ, Федор Андреевич, I что на этот раз у тебя «груз» особенный. От ум ения твоего и энергии зави си т жи знь сотен женщин и детей. Учти — район п л ав ан и я небезопасен... Т ак говорил н ач ал ьн и к паро ходства в напутствие к апитану Рынцыну. Задание было действительно не обычным и вмеісте с тем исклю чительно Серьезным. Нужно бы ло эвакуировать женщин и де тей и з населенного пункта, -став шего фронтовым. В ночь « а ч а л а с ь посадка. Длинной вер ениц ей ш ли по тра пу же&щины с детьми н а руках, старики и инвалиды . Команда заботливо встречала их, разме щ ая в своих каютах. П ри земистая ф и гура капитана то и дело п о явл ял а сь во всех концах судна. Он проверял, как располагаются пассажиры . Ещ е до рассвета, не дав тр а диционных гудков, судно выш ло в порт Назначения. Там его жда ли д е н ь—>два, но корабль не нередко нам мешают разгильдяи и лась ® сердца людей срок r I прошел, а судна все нет. После недисциплинированные. Теперь мы обуздаем этих дезорганизаторов. Мы добьемся такого положения, что весь наш коллектив будет ра ботать, как часы. Затем слово получает бригадир т. Гуков, — Сегодня на этом же митинг ге, — -казал он, — нашей брига де вр. .ется переходящее красное знамя за стахановскую работу. Мы сумели добиться успеха благо даря высокой организованности и 1 дисциплинированности, которые по могают нам преодолевать любые трудности. От лица всей бригады заверяю партию и правительство, что и дальше мы будем рабо тать по-военному. Грузчик т. Романов заявил, что каждый честный работник водного цс'зспорта горячо одобряет Указ и отдает все силы для выполнения любых заданий, направленных на усиление помощи фронту. С огромным под’емом портовики приняли резолюцию» в которой го рячо одобряют Указ и клеймят по зором таких недисциплинирован- ных людей, как Ульяшев, Бойцов, Трошина, допустивших в мае про гулы, и преданы за это суду. Портовики далд слово — общими ситамд ликвидировать в коллективе малейшие виды нарушения дисци плины. Они говорят: — Мы теперь в кильватере военного флота и не к лицу нам допускать расхлябанность. Такие же митинги проходят на других участках и об’ектах торго вого порта. Работники водного транспорта длчт крепкое слово повести реши тельную борьбу за четкий порядок, добиться новых побед во славу родины. ВВЕДЕНИЕ ВОЕННОГО ПО ЛОЖЕНИЯ НА МОРЯХ И РЕ КАХ СТРАНЫ ОБЯЗЫВАЕТ ВСЕХ КОМАНДИРОВ ВОДНО ГО ТРАНСПОРТА И МОРЯ КОВ ВПИТЫВАТЬ ОПЫТ ПЕ РЕДОВИКОВ, РАБОТАЮЩИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПО-ВОЕН НОМУ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ НА ХОДЧИВОСТЬ И ВЫДЕРЖ КУ В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ. ОДНО И З ПОЧЕТНЫХ МЕСТ В РЯДУ ПЕРЕДОВИ КОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЗАНИМАЕТ ДВАЖДЫ ОРДЕ НОНОСЕЦ КАПИТАН ТОВ. РЫНЦЫН . ОН НА ДЕЛЕ ПО КАЗЫВАЕТ , КАКИМ ДОЛ ЖЕН БЫ Т Ь КОМАНДИР ТОР ГОВОГО СУДНА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ. МОРЯКИ , УЧИТЕСЬ У ТОВ.' РЫНЦЫНА РАБОТАТЬ ПО- ВОЕННОМУ! КОМАНДИРЫ КОРАБЛЕЙ , ТВЕРДО НАСАЖ ДАЙТЕ ЖЕЛЕЗНУЮ ДИСЦИП ЛИНУ , КА К ЭТО ДЕЛАЕТ ТОВ. РЫНЦЫН! С ПЕРВЫХ Ж Е ДНЕЙ ПЕРЕСТРАИВАЙТЕ СВОЮ РАБОТУ , КА К ЭТОГО ТРЕБУЕТ ВВЕДЕНИЕ ВОЕН НОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ВОД НОМ ТРАНСПОРТЕ! долгого томительного ожидания в порту, наконец, заметили кон туры судна. Ч ерез два часа оно мастерски было приш вартовано к причалам . Р ей с заверш ил ся благополучно. К апи тан хорошо зн ал повадки ф аш истских бан дитов и провел корабль совсем не по тому курсу, где его могли ждать воздушные хищ ники . Путь этот был длиннее, н о зато соз давал полную безопасность. Сам капит&н в течение всего рейса беспрерывно н аходился на мостике, обеспечивая судну спо койное плавание. Только в пор ту н азн ач ен и я пассажиры поня ли, к а к своей находчивостью к а питан отвел от них у грозу на падения. Ж енщ ины и старики благодарили старого моряка. По- j прощ авшись с ними, он вскоре н ап рави л ся в новый рейс. н, А этот раз встречи с / врагом избеж ать не удалось. Несколько немецких бомбардировщиков, сопровож даемые истребителями, вы ны рн ули из-за туч и н ач али бом бить н евооруж енный корабль. Бомбы р вали сь рядом, свистели осколки и пули крупнокалибер ных пулеметов. Ры нцы н все вре мя н аходился на мостике, пони мая, что спасти судно можно только умелым м ан еврирова ние:.!. Корабль в его ру к ах был послушен и изворотлив. Ночь скрыла судно от врага. Атаки были прекращ ены . Но до места н азн ач ени я было еще Да леко. К апи тан понимал, что с рассветом атаки возобновятся. Можно было, конечно, п ол ьзу я сь темнотой, повернуть н азад и уй ти в безопасную зону, но то гда бы фронт во-время не по лучи л к р ай н е необходимого ему груза, Н а судовом совещ ании капи тан предложил продолжать рейс. Е ю горячо поддержал комму нист боцман тов. Федоров. Под держ али и другие. Судно про должило плавание. С рассветом действительно 3 . ГТ РОШЕЛ год. В одно сум- * I рачное зимнее утро к а морских просторах произошла встреча двух советских кораб лей. К апи таны пожелали друг другу благополучного плава н и я и разош лись. Один и з этих кораблей вел Федор Андреевич Рынцын , а другой — его ученик Иван Иванович Воронин. Начало светать, барометр по- На фронтовом положеньи В морях дисциплина строга. Своим трудовым напряженьем Без устали бейте врага / ПРЕСТУПЛЕНИЕ Ю ТП ОВ А И ПОТЕМКИНА снова появи ли сь вражеіскйѳ са молеты іи «нова началось едино борство с врагом. Н а капитан ском мостике, в надстройках уже зи яли многочисленные пробои ны. Среди команды были ран е ные. Но корабль, ведомый опыт ной рукою, продолжал двигаться вперед. Вот уп ал а ещ е одна бомба. Вы соко поднялась гоіра воды и на несколько секунд скрыла капи танский моете?: от взоров м о р я ков, Когда все улеглось, моряки увидели — мостик цел. Но что это? На нем не видно капитана. У в!оех заміерли сердца. Но Рьгн- цын вновь появился н:а своем месте. Его, оказывается, только сбило с ног и сильно оглушило воздушной волной. — Вы бы отдохнули, Федор Андреевич, — предложил ему старпом. Но капи тан о тказал ся и про должал вести корабль по наме ченному курсу. А атаки продол ж али сь до -тех пор, пока в воз духе не загуд ели 'наши самоле ты. Они обратили фашистов в бегство. Р ей с продолжался. И зран енны й корабль успешно выполнил задание. Когда н а судно приш ли н а ч ал ьни к пароходства и н а ч а л ь ник политотдела, они застали Ры н цы н а с кистью ів руках. Вме сте с матросами он заним ался окраской отремонтированного борта корабля. Н ач ал ь н и к политотдела позд равил кіапитана. Тот удивился поздравлению. Тогда старому мо р я к у передали телеграмму, в ко торой говорилось: «За образцо вое 'выполнение зад аний прави тельства и военного Командова н и я и проявленное при этом мужество н агради ть орденом Л енин а Ры нцы н а Федора Андре евича — к апи тан а парохода». К вечеру приЪыла ц ел ая ку ча поздрави тельны х телеграмм. Старому моряку слали привет многочисленные его воспитанни ки, прошедшие под его руковод ством п у ть о т рядовых матросов до водителей океанских кораб лей „ : Тихая гавань. Судно стоит наі якоре. Ветер слегка разворачивает ( корабль. Морская идиллия! Капи- к азы эал приближ ение бури. Гро- j тан ^ г Мочалов обозрел этот мадные волны бросали судно, д д а в ю г с я , бе. дать — ничто его не беспокоило, ничто не волновало. Но суровая действительность неумолимо напом нила о себе. Вот как описывает это сам Мочалов: «Вышел на палубу. Вскинул взгляд на солнце, и что же! Прямо на нас летят на бреющем полете вражеские самолеты. Вскричал: «Самолеты!» и сам побежал к ка юте». Едва капитан успел добежать до каюты, — вокруг корабля под нялись столбы воды, грохнули взрывы, что-то затрещало. В результате налета судно полу чило некоторые повреждения, но на живучести корабля это не отразилось. Словом, судно пережи ло обычное для фронтовой полосы событие. Находчивый командир на шел бы что предпринять для того, чтобы отвести угрозу более худ ших последствии следующего нале та. Но, к сожалению, нам нечего к ак щепку. Создалась угроза палубному грузу. Н а авральное крепл ени е его по п ри к азу капи тан а выш ла вся команда. Руко водство 'работами Ры нцы н пору чил в прошлом боцману, а те перь своему помощнику — Фе дорову. Н ебольш ая группа мо ряков с честью спраівилась с бе шено гулявш ими по палубе вол нами. Гру з был спасен. Но это была еще н а полная победа. От брызг стали покры ваться льдом мачты и все корабельны е над стройки. Н ам етился крен судна. Ветер, превративш ий ся в у р а ган, грозил переверну ть корабль. И опять с мостика, н а котором вторые сутки бессменно нахо дился Рынцын , раздался его твердый голос: — Всей команде, за исключе нием м ашинной вахты , на окол к у льда! Лед скалы вали несколько ча сов. Сам капи тан реоднократно спускался с мостика и принимал участие в этой работе. Судно стало выравниваться, да и шторм заметно стихал. Показались скалистые берега. Около них неподвижно стояли два коріабля, дв а советские суд- і рассказать о находчивости Моча- на, выброшенны е штормом на побережье. Р азд умы в ать было некогда, и Рьгнцын повернул корабль к судам, потерпевшим аварию. Их положение было тя желое. К азалось, что для спасе н и я судов не обойтись без вы зова специальной спасательной экспедиции, без больших расхо дов. Рынцьгн созвал На маленькое совещ ание капи танов и старме- хов, вы ясни л техническое состо яни е потерпевших аварию су- дов. Оказалось, что пробоин они не имеют и все м ехани змы у них в порядке. Совместно наме тили п л ан с’емки судов с мели. Единодушно р еш и ли просить Ры нцы н а возглавить спасатель ные работы. И он! н аш ел вер ны й способ для быстрого сн я ти я кораблей с мели. Уже н а другой день они могли продолжать путь... лова. ...Вскоре последовал второй на лет и тут-то сказались печальные результаты недостаточного укреп ления дисциплины на судне. Стар ший машинист Потемкин прыгнул за борт и поплыл к берету. За ним пришлось «нарядить спаса* тельную шлюпку. Через некоторое время шлюпка вернулась. Матрос Сорокин сказал, что кто-то велел всей команде сой ти на берег. Капитан Мочалов, не задумываясь, переправил на берег всю команду, да и сам перебрался. Он даже не подумал проверить, чье же распоряжение выполняет, кто распорядился оставить исправ ный корабль на волю случая. Этот возмутительный случай дол- неж был сразу же найти суровую оценку у всей общественности бас сейна. Но он прошел незамечен- имени Президиума Верховного (ным. До сих пор не осужден ни А потом жи тели прифронтово го города читали в газетах: «От Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Ком андования на фронте борь бы ,с н ем ецкими захватчиками и проявленны е при этом доблесть и мужество командующий фло том наградил орденом Отечест венной войны первой степени Ры нцы н а Федора Андреевича». Т акова история двух орденов славного советского морехода, патриота родины , которого в семье моряков зовут «наш к апи тан». А. РЯБИНИН. Мочалов, ни Потемкин. Политотдел пароходства не использовал этот факт для воспитания моряков в д у хе строгой дисциплины. По это нужно сделать сейчас, когда на кораблях начато обсуждение Указа. Пусть поведение капитана Моічало- ва и старшего машиниста Потем кина получит настоящую свою оценку, как недостойное советских моряков Г. ИВИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz