Полярная правда. 1943, апрель

В ШКОЛАХ ФЗО КУЮТСЯ МОЛОДЫЕ КАДРЫ РАБОЧИХ Ученики школы ФЗО Николай БРЕЧАЛОВ (слева) и Игнатий РЯЗАНОВ. Фото К, Моисеева. ПИСЬМО домой Вера Тюрина приехала в За­ полярье в школу ФЗО вместо с другим и ребятами. Вот что она пишет о своей учебе домой, в колхоз «Красный Север»: «Здравствуй, дорогая мама! Я хочу е сообщить, что в на­ стоящее время нахожусь уже в школе ФЗО, Буду я токарем. Сначала, как приехали мы и доказали нам цех, Так я думала — ничего не понять мне. А сей­ час, милая мама, я уже станок сама в ход пускаю и мы уже деліаем болтики. Мастер у нас оч ен ь хороший, рассказывает о работе все ясно и ,_.'онятно, а чего не поймешь, только спроси его — он с радо­ стью все расскажет. Зовут е г о ! Иван Иванович Михайлов. Ты, мама, работаешь в колхо-1 зе, а я буду квалифицированной работницей завода. Мы делаем г вами одно большое дело для победы над врагом. До свидания. Ваша дочь Вера». СКОРОНАУЧУСЬ УПРАВЛЯТЬсшком До поступления в ш колу ФЗО я ж ил а , в деревне. Здесь, на предприятии, для м еня все ново Г -1 в первые дни я даж е робела. Вошла в цех, а там шум, л язг яг^веза, г у л .моторов. Но робость п рош л а после бе­ седы с мастером. Он сказал, что здесь мы будем учи ться, а п о ­ том и работать. Учимся мы уже месяц. З а эго время я у зн а л а много интерес­ ного и нового. Т еп е р ь станок н е пу гает меня. Я умею п ускать его, знаю н азван и е многих е го частей. Скоро н а у ч у с ь у п р ав ­ л я т ь механизмом . Маістер р азреш ил мне самой обтачивать болтики н а станке. Дело пошло н а лад. Т у т я ещ е раз убедилась — все зави си т от моей собственной старательно­ сти. Б у д у вним ательн а, буду соблюдать с т р о г и й порядок в учебе и р а б о т е — зн а ч и т в не­ далеком будущем стан у токарем', іело зеком полезным л л я роди­ ны . и этого м о ж е т добиться к аж д а я девушка, к а ж д ы й моло­ дой парень. Надя КОНДАКОВА. Ученица школы ФЗО. Старый производственник берет винтовку и уходит в ряды Красной Армии, чтобы в огне­ вых боях с врагом отстоять счастье родины. Но стенок его попрежнему будет действовать, выпуская продукцию, необходимую фронту. Место старого производственника займет вос­ питанник школы ФЗО. Им, молодым рабочим, приобретающим зна­ ния, чтобы быть полезными отчизне, и их вос­ питателю мы и предоставляем сегодня слово. Заметки и письма лучших воспитанников школы ФЗО показывают, как молодежь уве­ ренно идет к специальности, стараясь скорге стать полноценными бойцами трудового фрон­ та. Пусть дела -этих молодых патриотов роди­ ны станут примером для всех учеников школ ФЗО Заполярья, пусть сами воспитатели ново­ го пополнения рабочего класса — работники школ ФЗО, чаще обращаются к этому примеру. П Е Р ВЫЕ ШАГИ УСТРАНИМ НЕДОЧЕТЫ Месяц тому назад в школе ФЗО начадие^ занятия с новым контингентом учащейся. За это врекя ребята уже освоились е необычной для них обстановкой^ про­ являют большой интерес к учебе. Расскажу о том, как входят в курс дела мои у ч е -' лики, будущие токари. Болыиийсіао из них до призыва в школу ФЗО жило в отдаленных сельских районах. Многие не видали не только завода, но и города до приезда в Заполярье. Все это заставило меня, к ак мастера, ош еетж ь осо­ бенно внимательно к ознакомлению учащихся с новой для иих обстановкой. Первые дни были посвящены осмотру цеха, показу' станков- л инструмента. В процессе ознакомления ре­ бят с производством, я рассказал им об их будущей специальности, о том, какую пользу они смогут при­ нести родине я Красной Армии, овладев токарным; делом. Вначале ребята чувствовали некоторую неуверен­ ность и робость на новом месте, но постепенно они освоились и стали заметно проявлять интерес к уче5е.. Теперь я часто слышу: «Товарищ мастер, как сделать это? Как. называется та деталь?» Мяоше из моих учеников показали себя любозна­ тельными и прилежными. Ученицы Цуварева, Мала- феевекая и другие уже умеют самостоятельно пускать станок, знают многие его части. Учеба у нас строится следующим, образом: уча­ щиеся разбиты tea группы, по 6 человек. Каждая т иих имеет свои станок. На нем ребята работают по очереди. Пока занят один, остальные смотрят и запо­ минают, как нужно производить ту или иную опера­ цию. щ Месяц занятий это, конечно, еще очень небольшой период. Но уже сейчас видно, как ребята относятся к делу. Я думаю, что 15 сентября да наших тепереш­ них учеников родина получит новый отрад жвалифиии- ровапаых токарей. Учеба у нас* могла бы итти значительно лучше, если бы у лае было все необходимое для нее. Сейчас нахватает, например, станков, нет инструмента в нужном количестве. В комнате, где проходят занятия, темно. Все эти неполадки н уж іо устранить в ближ ай-1 шее время, чтобы ничто не мешало ребятам овладевать специальностями. * ! И. И. МИХАЙЛОВ. Мастер школы ФЗО. На предприятиях можно видеть немало молодых рабочих. Они получили специальность в школах ФЗО. Многие, окончившие учебу, уже стали стахановцами производства. К таким относятся тт. Вежливцев, Ко­ зельский, Козловский и другие, по праву считающиеся прекрасными мастерами своего дела. Пример этих то­ варищей весьма поучителен для ребят, проходящих сейчас производственную учебу. На д.ніят областной комитет партии, обсудив вопрос о ходе производственного обучения •молодежи, отметил целый ряд недостатков в работе школ а вынес реше­ ние, обязывающее работников трудовых резервов и Кольского треста в самое ближайшее время из: устра­ нить. До сих пор еще не во всех школах ФЗО развер­ нуто предмайское социалистическое соревнование; ру­ ководители рада предприятий недостаточно помогают школам. 'B мастерских, где директором т. Юрченок, плохо обстоит дело с жилищно-бытовыми условиями. В об­ щежитиях учащихся нет столов, тумбочек, не нала­ жено по-настоящему общественное питание. Ни дирек­ тор школы, ни руководитель этого предприятия не проявляют достаточной заботъх <у ребятах. Руководителям предприятий, для которых готовит­ ся молодежь, пора понять, что от степени обеспечен­ ности учащихся рабочим местом, от подбора мастеров, обеспеченности занятий инструментом, от того, как будет организован быт учащихся, во .многом зависят л результаты обучения., В большинстве школ пока слабо поставлена поли­ тико-массовая и культурно-просветительная работа, не все заместители директоров по политической части имеют конкретные планы своей деятельности. Нужно шире практиковать беседы кадровых рабо­ чих, стахановцев, мастеров с учащимися, прививать им любовь к специальности, которую они изучают. Вовлечение ребят, мастеров и руководящего состава школ в социалистическое соревнование, постоянная проверка выполнения взятых обязательств —- дейст­ венное средство улучшении нашей работы. Оно помо­ жет нам устранить целый ряд недостатков, от нас самих зависящих. В. ЗВЕРЕВ. И. о. начальника областного управления трудо­ вых резервов. НАШ МОЛОТ БЬЕТ ПО ГОЛОВЕ ФРИЦА Добрый; день, дорогие товарищи! Вот уже прошло около двух ме­ сяцев с тех пор, как мы попро­ щались с вами и уехали учиться в школу ФЗО. Живем мы сейчас в заполярном городе, учимся куз­ нечному делу на большом пред­ приятии. Заводская кузница совсем не похожа на то, что мы видели в колхозе, и детали здесь вырабаты­ ваются совсем не такие, как там, у нас. Кузнечному делу нас' обучает мастер т. Трифонов. Он очень ин­ тересно рассказывает нам о том, что делает завод для помощи фронту и какую пользу сможем мы принести родине, овладев специальностью. Когда мы познакомились с це­ хом, мастер стал давать нам са­ мостоятельные задания. Мы уже ПИСЬМО ЗЕМЛЯКАМ, РЕБЯТАМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ умеем работать па паровом и воздушном молотаі. Молом эти такие,* что один человек их п поднять даже не сможет, а дей­ ствуют они при помощи различ­ ных механизмов. Сейчас наша группа сама и з ­ готовляет для себя нужный инст­ румент. Мы уже сделали клещи, исправляем) ручники и зубила. Потребовался нам для школы ко­ лун — дрова рубить,- мы его та к ­ же сами сделали. Помните, когда мы уезжали учиться, то говорили, как быкам суметь фронту помочь. А теперь мы уже даем подмогу ройцам: из­ готовляем разные детали, а с их помощью бойцы'в а фронте гро­ мят проклятых фрицев. И выхо­ дит, что наш молот бьет но ме­ таллу, а удары его обрушиваются т а немецкие головы. ' Вот потому мы и стараемся прилежнее учиться. Всем нашим ребятам хочется скорее овладеть специальностью, чтобы больше приносить пользы родине и боль­ ше вреда фашистам. Ребята, напишите нам, как вы живете в колхозе, чем. помогаете фронту и как готовитесь к испы­ таниям в школе. Учитесь получ­ ше. Помните, что без знаний нельзя добиться победы над вра­ гом. Ну, пока, всего хфошего. Ваши товарищи, ученики шко­ лы ФЗО: Игнатий РЯЗАНОВ. Николай БРЕЧАЛОВ. Ученик школы ФЗО В аси лий КОНОВАЛОВ. Фото К. Моисеева. ЗАБОТА РОДИНЫ Я жил И воспитывался в д е т­ ском доме. Обо мн е заботилось государство — кормили, одевал®!, у чи ли грамоте. В детском доме я полюбил тр у д и понял, что только трудом человек может- создать (себе счастливую и ра­ достную жизнь. Мне .всегда хо­ телось получить елед и а л ьи о с ті. и сііать самостоятельным рабо­ чим. И ту т государство о п я ть пошло мне навстречу. Теперь я учу сь в школіе ФЗО , готовлюсь стать су д о л лот ником. Эта специальность н уж н а в мор­ ском деле. Судоплотники у ч а с т - , вуют в строительство кор абл ей _ Я уже освоился с производст­ вом и с каждым днем узн аю много нового и интересного. По о кончании школы ФЗО м оя мечва и сполнится — я стаіну са­ мостоятельным С б о ч и м и буду своим трудом громить aptara. Для этого я и учусь, н е ж ало я своих сил. Василий КОНОВАЛОВ. Ученик школы'ФЗО. Я СМОГУ ПОМОГАТЬ БРАТЬЯМ-ФРОНТОВИКІМ Ч т о я буду делать в З ап о л я­ р ь е , к а к а я т а м от м е н я будет п о л ь з а , ч е м помогу р о д и н е ? Эти в о п р о с ы я з а д а в а л а (себе; под’ез- ж а я к месту учебы , и н е м огла н а н и х ответить. Т а к было по­ т о м у , что вн ачале я н е поним а­ л а , что, став квалиф ици рованн ой работницей, я буду полезна К р а с ­ к о й Армии, j Теперь, после месяца учебы н а заводе, после того, к ак я увид е­ л а р а б о т у опытных производст­ венников и после бесед с масте­ р о м я вижу, что мой труд ну­ жен Заполярью , зд есь я о ч е н ь х о р о ш о . смогу помочь родине. Два моих брата н а фронте, о д н а сестра работает в госпита­ ле, дру гая — н а военном заво­ де. Все они — в р я д ах одной вели кой армии мстителей, Я тоже хочу им помогать к теп ер ь виж у, что смогу помо­ г а т ь . Вот вы уч у сь самостоятель­ н о работать и тогда н апиш у им об этом. А сейчас прилагаю в с -d* у с и л и я к тому, чтобы л у чш е у св аи вать зтіаяия, приобрести производственный опы т и 'скорее с т а т ь отличным токарем. Калерия ЦУВАРЕВА. Ученица школы ФЗО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz