Полярная правда. 1943, апрель
В ШКОЛАХ ФЗО КУЮТСЯ МОЛОДЫЕ КАДРЫ РАБОЧИХ Ученики школы ФЗО Николай БРЕЧАЛОВ (слева) и Игнатий РЯЗАНОВ. Фото К, Моисеева. ПИСЬМО домой Вера Тюрина приехала в За полярье в школу ФЗО вместо с другим и ребятами. Вот что она пишет о своей учебе домой, в колхоз «Красный Север»: «Здравствуй, дорогая мама! Я хочу е сообщить, что в на стоящее время нахожусь уже в школе ФЗО, Буду я токарем. Сначала, как приехали мы и доказали нам цех, Так я думала — ничего не понять мне. А сей час, милая мама, я уже станок сама в ход пускаю и мы уже деліаем болтики. Мастер у нас оч ен ь хороший, рассказывает о работе все ясно и ,_.'онятно, а чего не поймешь, только спроси его — он с радо стью все расскажет. Зовут е г о ! Иван Иванович Михайлов. Ты, мама, работаешь в колхо-1 зе, а я буду квалифицированной работницей завода. Мы делаем г вами одно большое дело для победы над врагом. До свидания. Ваша дочь Вера». СКОРОНАУЧУСЬ УПРАВЛЯТЬсшком До поступления в ш колу ФЗО я ж ил а , в деревне. Здесь, на предприятии, для м еня все ново Г -1 в первые дни я даж е робела. Вошла в цех, а там шум, л язг яг^веза, г у л .моторов. Но робость п рош л а после бе седы с мастером. Он сказал, что здесь мы будем учи ться, а п о том и работать. Учимся мы уже месяц. З а эго время я у зн а л а много интерес ного и нового. Т еп е р ь станок н е пу гает меня. Я умею п ускать его, знаю н азван и е многих е го частей. Скоро н а у ч у с ь у п р ав л я т ь механизмом . Маістер р азреш ил мне самой обтачивать болтики н а станке. Дело пошло н а лад. Т у т я ещ е раз убедилась — все зави си т от моей собственной старательно сти. Б у д у вним ательн а, буду соблюдать с т р о г и й порядок в учебе и р а б о т е — зн а ч и т в не далеком будущем стан у токарем', іело зеком полезным л л я роди ны . и этого м о ж е т добиться к аж д а я девушка, к а ж д ы й моло дой парень. Надя КОНДАКОВА. Ученица школы ФЗО. Старый производственник берет винтовку и уходит в ряды Красной Армии, чтобы в огне вых боях с врагом отстоять счастье родины. Но стенок его попрежнему будет действовать, выпуская продукцию, необходимую фронту. Место старого производственника займет вос питанник школы ФЗО. Им, молодым рабочим, приобретающим зна ния, чтобы быть полезными отчизне, и их вос питателю мы и предоставляем сегодня слово. Заметки и письма лучших воспитанников школы ФЗО показывают, как молодежь уве ренно идет к специальности, стараясь скорге стать полноценными бойцами трудового фрон та. Пусть дела -этих молодых патриотов роди ны станут примером для всех учеников школ ФЗО Заполярья, пусть сами воспитатели ново го пополнения рабочего класса — работники школ ФЗО, чаще обращаются к этому примеру. П Е Р ВЫЕ ШАГИ УСТРАНИМ НЕДОЧЕТЫ Месяц тому назад в школе ФЗО начадие^ занятия с новым контингентом учащейся. За это врекя ребята уже освоились е необычной для них обстановкой^ про являют большой интерес к учебе. Расскажу о том, как входят в курс дела мои у ч е -' лики, будущие токари. Болыиийсіао из них до призыва в школу ФЗО жило в отдаленных сельских районах. Многие не видали не только завода, но и города до приезда в Заполярье. Все это заставило меня, к ак мастера, ош еетж ь осо бенно внимательно к ознакомлению учащихся с новой для иих обстановкой. Первые дни были посвящены осмотру цеха, показу' станков- л инструмента. В процессе ознакомления ре бят с производством, я рассказал им об их будущей специальности, о том, какую пользу они смогут при нести родине я Красной Армии, овладев токарным; делом. Вначале ребята чувствовали некоторую неуверен ность и робость на новом месте, но постепенно они освоились и стали заметно проявлять интерес к уче5е.. Теперь я часто слышу: «Товарищ мастер, как сделать это? Как. называется та деталь?» Мяоше из моих учеников показали себя любозна тельными и прилежными. Ученицы Цуварева, Мала- феевекая и другие уже умеют самостоятельно пускать станок, знают многие его части. Учеба у нас строится следующим, образом: уча щиеся разбиты tea группы, по 6 человек. Каждая т иих имеет свои станок. На нем ребята работают по очереди. Пока занят один, остальные смотрят и запо минают, как нужно производить ту или иную опера цию. щ Месяц занятий это, конечно, еще очень небольшой период. Но уже сейчас видно, как ребята относятся к делу. Я думаю, что 15 сентября да наших тепереш них учеников родина получит новый отрад жвалифиии- ровапаых токарей. Учеба у нас* могла бы итти значительно лучше, если бы у лае было все необходимое для нее. Сейчас нахватает, например, станков, нет инструмента в нужном количестве. В комнате, где проходят занятия, темно. Все эти неполадки н уж іо устранить в ближ ай-1 шее время, чтобы ничто не мешало ребятам овладевать специальностями. * ! И. И. МИХАЙЛОВ. Мастер школы ФЗО. На предприятиях можно видеть немало молодых рабочих. Они получили специальность в школах ФЗО. Многие, окончившие учебу, уже стали стахановцами производства. К таким относятся тт. Вежливцев, Ко зельский, Козловский и другие, по праву считающиеся прекрасными мастерами своего дела. Пример этих то варищей весьма поучителен для ребят, проходящих сейчас производственную учебу. На д.ніят областной комитет партии, обсудив вопрос о ходе производственного обучения •молодежи, отметил целый ряд недостатков в работе школ а вынес реше ние, обязывающее работников трудовых резервов и Кольского треста в самое ближайшее время из: устра нить. До сих пор еще не во всех школах ФЗО развер нуто предмайское социалистическое соревнование; ру ководители рада предприятий недостаточно помогают школам. 'B мастерских, где директором т. Юрченок, плохо обстоит дело с жилищно-бытовыми условиями. В об щежитиях учащихся нет столов, тумбочек, не нала жено по-настоящему общественное питание. Ни дирек тор школы, ни руководитель этого предприятия не проявляют достаточной заботъх <у ребятах. Руководителям предприятий, для которых готовит ся молодежь, пора понять, что от степени обеспечен ности учащихся рабочим местом, от подбора мастеров, обеспеченности занятий инструментом, от того, как будет организован быт учащихся, во .многом зависят л результаты обучения., В большинстве школ пока слабо поставлена поли тико-массовая и культурно-просветительная работа, не все заместители директоров по политической части имеют конкретные планы своей деятельности. Нужно шире практиковать беседы кадровых рабо чих, стахановцев, мастеров с учащимися, прививать им любовь к специальности, которую они изучают. Вовлечение ребят, мастеров и руководящего состава школ в социалистическое соревнование, постоянная проверка выполнения взятых обязательств —- дейст венное средство улучшении нашей работы. Оно помо жет нам устранить целый ряд недостатков, от нас самих зависящих. В. ЗВЕРЕВ. И. о. начальника областного управления трудо вых резервов. НАШ МОЛОТ БЬЕТ ПО ГОЛОВЕ ФРИЦА Добрый; день, дорогие товарищи! Вот уже прошло около двух ме сяцев с тех пор, как мы попро щались с вами и уехали учиться в школу ФЗО. Живем мы сейчас в заполярном городе, учимся куз нечному делу на большом пред приятии. Заводская кузница совсем не похожа на то, что мы видели в колхозе, и детали здесь вырабаты ваются совсем не такие, как там, у нас. Кузнечному делу нас' обучает мастер т. Трифонов. Он очень ин тересно рассказывает нам о том, что делает завод для помощи фронту и какую пользу сможем мы принести родине, овладев специальностью. Когда мы познакомились с це хом, мастер стал давать нам са мостоятельные задания. Мы уже ПИСЬМО ЗЕМЛЯКАМ, РЕБЯТАМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ умеем работать па паровом и воздушном молотаі. Молом эти такие,* что один человек их п поднять даже не сможет, а дей ствуют они при помощи различ ных механизмов. Сейчас наша группа сама и з готовляет для себя нужный инст румент. Мы уже сделали клещи, исправляем) ручники и зубила. Потребовался нам для школы ко лун — дрова рубить,- мы его та к же сами сделали. Помните, когда мы уезжали учиться, то говорили, как быкам суметь фронту помочь. А теперь мы уже даем подмогу ройцам: из готовляем разные детали, а с их помощью бойцы'в а фронте гро мят проклятых фрицев. И выхо дит, что наш молот бьет но ме таллу, а удары его обрушиваются т а немецкие головы. ' Вот потому мы и стараемся прилежнее учиться. Всем нашим ребятам хочется скорее овладеть специальностью, чтобы больше приносить пользы родине и боль ше вреда фашистам. Ребята, напишите нам, как вы живете в колхозе, чем. помогаете фронту и как готовитесь к испы таниям в школе. Учитесь получ ше. Помните, что без знаний нельзя добиться победы над вра гом. Ну, пока, всего хфошего. Ваши товарищи, ученики шко лы ФЗО: Игнатий РЯЗАНОВ. Николай БРЕЧАЛОВ. Ученик школы ФЗО В аси лий КОНОВАЛОВ. Фото К. Моисеева. ЗАБОТА РОДИНЫ Я жил И воспитывался в д е т ском доме. Обо мн е заботилось государство — кормили, одевал®!, у чи ли грамоте. В детском доме я полюбил тр у д и понял, что только трудом человек может- создать (себе счастливую и ра достную жизнь. Мне .всегда хо телось получить елед и а л ьи о с ті. и сііать самостоятельным рабо чим. И ту т государство о п я ть пошло мне навстречу. Теперь я учу сь в школіе ФЗО , готовлюсь стать су д о л лот ником. Эта специальность н уж н а в мор ском деле. Судоплотники у ч а с т - , вуют в строительство кор абл ей _ Я уже освоился с производст вом и с каждым днем узн аю много нового и интересного. По о кончании школы ФЗО м оя мечва и сполнится — я стаіну са мостоятельным С б о ч и м и буду своим трудом громить aptara. Для этого я и учусь, н е ж ало я своих сил. Василий КОНОВАЛОВ. Ученик школы'ФЗО. Я СМОГУ ПОМОГАТЬ БРАТЬЯМ-ФРОНТОВИКІМ Ч т о я буду делать в З ап о л я р ь е , к а к а я т а м от м е н я будет п о л ь з а , ч е м помогу р о д и н е ? Эти в о п р о с ы я з а д а в а л а (себе; под’ез- ж а я к месту учебы , и н е м огла н а н и х ответить. Т а к было по т о м у , что вн ачале я н е поним а л а , что, став квалиф ици рованн ой работницей, я буду полезна К р а с к о й Армии, j Теперь, после месяца учебы н а заводе, после того, к ак я увид е л а р а б о т у опытных производст венников и после бесед с масте р о м я вижу, что мой труд ну жен Заполярью , зд есь я о ч е н ь х о р о ш о . смогу помочь родине. Два моих брата н а фронте, о д н а сестра работает в госпита ле, дру гая — н а военном заво де. Все они — в р я д ах одной вели кой армии мстителей, Я тоже хочу им помогать к теп ер ь виж у, что смогу помо г а т ь . Вот вы уч у сь самостоятель н о работать и тогда н апиш у им об этом. А сейчас прилагаю в с -d* у с и л и я к тому, чтобы л у чш е у св аи вать зтіаяия, приобрести производственный опы т и 'скорее с т а т ь отличным токарем. Калерия ЦУВАРЕВА. Ученица школы ФЗО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz