Полярная правда. 1942, октябрь

О пьесе Александра Корнейчука „Фронт" Сала нового произведения j выдержал проверки, испытания, ле, на опыте войны. Если Кор- Горлов это и есть центральная! трусливо вскрывает свои недо- Александра Корнейчука, источ- j Он провалился, ибо не хотел ' нейчук избрал предметом х удо . ; фигура всей пьесы. От этого по- статки. Сила не боится разобла. 1жественного изобличения фигу. | является робость у иного чита. чить их, чтобы уничтожить их. ру командующего фронта, то ! теля, от этого недоуменные воп. | Корнейчук не просто выдумал) лишь потому, что на таком ярче | росы, да верна ли эта картина? , те слова осуждения, критики, ник его успеха у читателей — 1признать силы современной воен. в правдивости и жизненности 1ной науки. художественных образов, в ежа. тости и четкости изображения. В пьесе подняты важнейшие воп. росы, волнующие каждого совет­ ского патриота — об успехах и неудачах Красной Армии. Стаірый большевик, талантли­ вый инженер Мирон говорит в Беда Горлова, однако, не толь, ко в том, что он не учился на войне. Он не хотел учиться и до войны. В авоем автобиогра­ фическом рассказе он рисуется тем, что «никаких университе. тов не проходил», в академии не был, что он не «теоретик, а ста. всего, нагляднее опасность отсталости и наплева­ тельского отношения к военной науке и к военной культуре. Но в действительности Горлов это коллективный образ многих ма­ лых горловых, и средних, и всего видна 1Не слишком ли сгущены краски? возмущения, которые он вложил Да надо ли было во время войны | в уста Мирона, Сергея, Огнева, так показать высшее командо. jКолоса. Он слышал их в Крас- вание? ной Армии. Он повторил это в За первой картиной следуют художественной форме. Конеч- другие и в пьесе меняются все но, найдутся такие люди, кото* масштабы. Горлов отходит на вто. рые не поймут пьесы Корнейчу. младших командиров. Учиться, 1Рой план. Он становится мень- (ка, обидятся. Всяким хрипунам овладевать военной наукой нуж . j ше, вырастают зато другие — и тихим столь резкая критика ' 1 пьесе: «Народ любит и требует рый боевой конь». Он побывал в только знающих и умелых руко. Германии. Заметил ли он то но. водителей». Вот это и есть со. вое в тактике современной вой. но всем, бойцу и сержанту так Огнев, Мирон, начальник полит, наших недостатков «опасна». Они держание пьесы. В кратких, но ны, что готовил германский ге- ~ ~ ~ очень выразительных и эначи. 1неральный штаб? Нет. Он гозо. же, как командующему армией и отдела армии Орлик, генерал- ' всегда боялись «как бы чего не фронтом. I— ~ -- Ближайшее (окружение Горло. тельных зарисовках показан на- рит: «Германия мне не понрави- род на войне, показаны руково- лась. Скука. А вот во Франции дители знающие и умелые, руко. пожили, да». Так дожил Горлов водители незнающие и неумелые. 1до нынешней войны, не научив. !из таких же невежественных лю- , гурами Война всех проверила. Тот, кто шись воевать по.новому, по-сов. !Дей> как и он сам. Автор не Горлов, не выдержал сурового, испыта. ременному майор Колос, Горлов Сергей и вышло». Конечно, крикуны не его героические артиллеристы, понимают, зачем напечатана «апостолы». Это они становятся пьеса Корнейчука. Они кричат, ва, верхушка его штаба состоит подлинными центральными фи . что теперь таких крикунов не а не бывает. Но они на то и крику, совет- !ны, чтобы кричать. Жизнь н е у . пьесы. Они, представляют ния, оказался за бортом. Таков урр<г действительности. Ничто не ! человек, спаоет в советской стране незна. | прошлое, останавливается здесь перед не- | ский народ, Красную Армию, jмолимо отбросит людей, не же- Иван Горлов - лично храбрый которой художественной утри. IОни - ее сегодняшний день, а лающих критически смотреть на У Горлова хорошее ровкой. Имена Хрипун, Крикун, !Горлов — это вчерашний. Он Огнев — сын сельского учите. старые заслуги. Драматический конфликт разы­ грывается на фронте, в свою деятельность, не желающих учиться на опыте современной войны. Пьеса Корнейчука появилась своевременно. «Правда превыше всего», —говорит в ней генерал. самородок. Он Тихий, Удивительный, - под. ющего и неумелого руководите- !хорошо воевал в гражданскую черкивают его намерение. Это | ля, во время гражданской вой- ля, — ни личная храбрость, ни войну. Горлов мог бы стать пер- ' оправдало сатирический замысел ны, по словам Горлова, «пешком воклассным полководцем, его , пьесы. Корнейчук не ставил Jпод стол ходил». Но он принад. любили командиры и бойцы. Его своей задачей дать фотографы-!лежит к Красной Армии не обета, любил родной сын, уніаследовав. ! ческий снимок какого-либо опре. меньше чем Горлов. Он учился новк-э штаба. Чтобы еще сильнее Jший храбрость отца. У него бо- !деленного штаба. Он дал обоб. ;всю свою молодую жизнь воен. 1м^йор’ Колос.”^Правда"заключает! подчеркнуть всю значительность Jгатый опыт минувших лет, да. щенные черты. Такого уродливо- jному делу, он вырос в Красной ся в том> чт^ у нас есть все у с ‘ борьбы, Корнейчук сталкивает в | леко не потерявший своей цен- г0 Хрипуна может быть и нет в Лт" 'т~ ' ” * .......... ней членов одной семьи. Коман. ' ности. Как нужны родине такие ' действительности. Черты Хрипу, дующего фронтом Ивана Горлова | люди! Как много они могут еде. 1на или Крикуна можно найти в разоблачают в невежестве, в от. ' лать! Не в возрасте дело. Горлов разных местах, можно встретить его ;еще не стар, хотя его и назы . ' в разных людях, они не так сталости, в ограниченности родной брат Мирон, его родной ' вают «стариком». Гайдар пра- !редки, сын Сергей. Иван и Мирон Гор. вильно замечает, что старые пол. | Не случайно то, что эта коллек. ловы почти ровесники. Оба они | ководцы могут стать большими Чия собралась вокруг Горлова, участники гражданской войны. | знатоками приемов современной Все эти типы приютились в те. ни горловского невежества. Тут им удобно. По общему правилу вое. С j. идет не за отцом, а за j хотят учиться на опыте войны, j они хуж е самого Горлова, кото- дядей. Он не боится разрыва с ! Но этого.то желания и нет у jРый при всех своих недостатках любимым отцом. Он открыто Горлова. Опыт гражданской вой- , j не шкурник, не трус, не вьюн, осуждает его: «А старик, отец, недалекий человек, обидно». Но Иван олицетворяет старое в ■войны, чем молодые, — при од- совет<"">й жизни, Мирон — но- ном лишь условии: если они за­ мой Iны, в которой техника, авиация, 1Об’единяет их всех отсталость. Эх, [танки, играли автоматическое оружие Все они — и старые и молодые, второстепенную роль, 1не хотят учиться. Все они по. Точно также Александр К о р -' привел его к ложным выводам, этому слепы. Начальник штаба нѳйчук, советский писатель.пат. ^ недооценке тѳхіники, а стало ( командующего фронтом Благо- риот, не боится всенародно ска- быть и военной науки. Страте. Jнравов — чиновник по своей на- зат* ’орькую правду о том, что ! гия Горлова основана на прими- ! туре. Удивительный ведет раз- . мешает нашей победе над вра- ” ' ” гом, о недостатках в руководст­ ве военными операциями н ек ою . ! Радиосвязью, а геройством, добле. рых наших командиров. Пьеса стью, война это риск, а не ариф- подвергает резкой, суровой кри. метика». тивном натиске. Вот его афо. j ведку по.етаринке. Поэтому ни- ризм: «Побьем любого врагаі и не какой разведки по сути и нет. тике деятельность этих команди- Пренебрежительно относится Вместо нее сплошное очковти. рательство. Военный корреспон­ дент Крикун беспардонный враль щен и заявляет, что он слиш. Армии, связан с ней кровными нитями. Ему дороги традиции гражданской войны, но они не стали для него догмами, мешаю, щими ему учиться новому. Он продолжает учиться на войне, ловия, все необходимое для побе. ды над врагом, для защиты на­ шей родины, для уничтожения людоедов-фашистов. Родина да­ ла Красной Армии первоклас. сную технику. Она ничего не ща­ дит для победы. Чего нам не сматривается к врагу, призывает хватает? «не хватает только од- и других учиться у врага, не ного _ ия полностью ис_ переоценивая его силы. Когда начальник его штаба перехвали­ вает хитрость немцев, Огнев за. ___ т х д i/irx a a / \ n tri' t :vi д а ш с і р и д и п а » . ™ Ѵ Гт? кИТР0Г0 ОНИ не (Сталин). Задача всей Красной умения полностью пользовать против врага перво­ классную технику, которую пре. доставляет ей наша родина». придумали. Наоборот, плохо Армии от высших командиров пользуются нашей глупостью, >до^ ов~ бТ йЦо Г с т 7 т Г м а с т е нь плохо». j рами своего дела, изучить свое Огнев молод. «Он начал вое- :оружие. Оружие командиров это вать полковником.^ Через три дело вождения войск, взаимодей. месяца генерал-майора получил, : ствие родов войск. А для этого а сейчас командует армией». В командиры должны изучить сов. последней сцене пьесы его ваз. ременные приемы войны, учить- начают командующим фронта, ся воевать по.современному. Где Это типичная картина выдвиже- j нет настойчивого желания учить. нйя талантливой молодежи в , ся, там нет и порядка. Так на* отечественной войне. Огнев ему- j чинается разлад. и подхалим, не желающий ви. ]ком молод, не сможет справить- 1 Пьеса Корнейчука зовет к н е. ггетт, примиримости в борьбе с зазнай. ров. Смело и решительно указы- ' Горлов к военной культуре. «Все Деть жизнь ^настоящих героев ся с фронтом. Гайдар отводит вает Корнейчук на стороны jо военной культуре болтают», — j отечественной войны. Недаром он возражения Огнева в связи с его Красной Армии, мешающие на. замечает он презрительно о не. сам ГОВОРИТ 0 себе: «Если бы я которых своих командирах. В писал 0 том, что я видел, я не смог писать ежедневно». шим героям в разгроме немцев. Он не останавливается перед устах Горлова это все звучит тем, чтобы разоблачить невеже, j как оправдание невежества. Его соединение дает силы. Там, где , ■ ство командующего фронтом и j ошибка, граничащая с преступ- показать, что под важностью и напускным величием крупного генер . скрывается узость и невежество, застойность, консер­ ватизм, нежелание итти в ногу с развитием передовой военной науки. Слабая армия, мало или совсем неуверенная в справедливости своего дела, в победе, не риск­ нет во время войны открыто іризнать свои ошибки и немед­ ленно приступить к и х исправле­ нию. «На ходу лошадей не пере- йрягакіт», — за эту поговорку ірячу, гя те, кто боится реши­ тельно преодолевать недостат­ ки, исправлять ошибки. Только могучая армия, уверенная в своей силе, непреклонная в сво­ ей волз к победе, не боится все' справедливый гнев автора и чи. ' ности лением, заключается в том, что 1тателей, тянет как н а огонек в | полководцев наряду со старыми он противопоставляет храбрость :нигаб Горлова. Он и сам знает j полководцами и выдвигать надо и мужество военной культуре и цену им, но избалованный ле- | таких, которые способны вести науке. А они должны сочетаться стью, он нуждается в подхали- jвойну по-современному, а не по- в современной войне. Только их Jмах. Он не терпит самокритики, Всякое критическое указание Iопыте современной войны, ством, с самовлюбленностью, с консерватизмом, с подхалима, жем и лестью. Пьеса заставляет думать каждого работника, кри­ тически относиться к своим не­ достаткам, стремиться беспре. станно совершенствовать свою деятельность. В огне отечественной войны выковываются новые бойцы, но- старинке, способны учиться на !вые командиры, Красная Армия j молодостью словами Сталина, бы ! «Сталин говорит, — сообщает jГайдар, — что нужно смелее В сех этих людей, вызывающих выдвигать на руководящие долж- молодых, талантливых спо. становится все более закален, двигаться впе- ;н°й> она накапливает ценный 1опыт современной войны, все более сильным становится ее собны расти 1ред». Таков Огнев. Таков и старый генерал-майор Колос, участник 1сопротивление ^врагу. Вместе с они вступают между собой в \ принимает как личную обиду, конфликт, неизбежна военная | как посягательство на свой ав_ слабость, неудачи. j торитет. Грубостью он нравится «Смелость и отвага это только і некоторым командирам. Его на. _ одна сторона героизма, — гово. смешки над военной культурой гражданской войны, товарищ Ростом военной культуры растет рил товарищ Сталин в 1936 го. ' кое-кому по вкусу. Опасность j Горлова, таков начальник полит, j и критическое отношение к во­ ду. — Другая сторона, не менее Горлова на посту командующего отдела Орлик. Таким был та- \ б^ным деятелям типа Горлова, важная, это умение. Смелость, фронтом именно в том, что он ' лантливый Сергей Горлов, пав- ! к Ра сная Армия достаточно силь- . говорят, города берет. Но это ^сам не учится и мешает другим воевать по-современ. только тогда, когда смелость, от- \ учиться вага, готовность к риску соче. і ному. таются с отличными знаниями». | Именно это и приводит к столк ший смертью храбрых. Таковы і на> ,ІТ°бы открыто устранять по. замечательные сержанты — Ос. і м®хи > создающиеся на пути рос- тапенко, Гомелаури, Башлыков, і та ее военного мастерства. Опуб. Шаяметов - славные «апосто. ликование пьесы Корнейчука Грубоватая простота Ивана новению Горлова с фактически j ды» Сергея, преданные совет, j «Фронт» — признак величайшей Горлова, его тон старого рубаки, ' руководящим составом Красной \ ские патриоты, до последнего ды- . силы и жизненности Красной дают повод окружающим Горло- Армии, ее рядовым составом. От- :хания защищающие великую на. АРМИІИ' нашего государства, иво * • - -- только армия, уверенно смотря. щая в будущее, уверенная в победе, может столь прямо и народно указать на свои ошибки, ' ва подхалимам называть его так. ! с*гав от жизни, Горлов оказался ШУ родину. Именно из них и со. яе пугается большой работы для J тику «суворовской». Ничего нет ' в хвосте Красной Армии. Печать стоит наша армия, исправления ошибок, советский ошибочнее: Суворов высоко ц е. отсталости от современной воен. У Огнева — свое окружение, народ не боится смотреть правде 1нил военное образование и сам 1ной науки лежит на всем, что Подразделение гвардии старшего Резко вскрыть со ственные недо- с с I - _ — I . ______________ 1- ,_________ -г-. _ _ ^ . р т я фтгт/г ттф п гіи т пт^тг^ггѵ» л гттгита ттгтпг» был одним из наиболее образе- исходит от Горлова и прежде все. 'лейтенанта Сергея Горлова без_ ванных генералов своего в р е м е .1го на его оперативных планах, заветно предано своему началь. ни. Требование натиска он сое- В них нет мысли, по словам Or. j нику, любит его, уверено в нем, статки, чтобы быстро ликвидиро. вать их. Ленин и Сталин посто­ янно подчеркивали, что больше. динял с требованием «глазоме. і нева. Фронт ведет войну не по :потому что видит в нем знающе. ' вики обязаны открыто призна- ра», строжайшего учета всех у с . 1планам командующего фронтом, :го, храброго, умного руководите- ! вать свои недостатки, вскрывать ловий, определяющих победу, а по плану командующего арми- Iля. Сергей беззаветно предан ге- , их причины, принимать меры к Всем известны слова Суворова: j ей Огнева, утвержденному Став, нерал.майору Огневу, верит в _ «Воюют не числом, а умением». ! кой. Сложное и опасное положе- ’ него, ставит несравненно выше Горлюв не знает, не понимает, Iние разрешается личной драмой родного отца, потому что видит не хочет понять значение тех- ! Горлова. Его удаляют. «Увидим, jв нем знающего, умною , храбро, ники в современной войне. Тех- j как это вы без меня воевать будете» — бросает на прощанье ника внесла новые приемы в го руководителя. Этой верой спаяна Красная Армия. В устра. войну, Горлов не владеет этими j Горлов. Ну ясно, что без Горло, нении Горлова нет ничего слу. ная самокритика, говорили Ленин и Сталин, признак серьезной и сильной партии. Боязнь признать недостатки, нежелание исправить их, боязнь самокритики являют, ся признаком отсутствия веры в в глаза, потому что твердо ув е­ рен в силе Красной Армии, хоро­ шо знает, что основной тон и направление в Красной Армии дают не отставшие от жизни \ю- ди типа Ивана Горлова, а но­ вые люди, такие, как Огнев. От­ крытая критика недостатков Красной Армии идет от нашей еилы. Их ликвидация делает со­ ветскую армию еще более силь­ ной, ещ е более боеспособной. Это показано в пьесе Корней­ чука и в этом художественная значительность пьесы. ★ Война — не академия, война - не школа, на войне воюют, а на учатся, — таков смысл мно­ гочисленных афоризмов Ивана Горл > , высказанных с аплом. Jжайшие помощники такие же не­ бом старого вояки. Но в дейет- | вежды. Горлов не может воспи- _ вктельности война это лучшая j тывать в командном составе ува. бражает штаб Горлова. Он сам От сознания своей внутренней :ветской промышленности как школа военной науки, войрь это | жения к военной культуре, ж е. ' занимает главное место в кар_ jсилы звучит резкое и прямое Мирон, всей Красной Армии, и проверка знаний. Горбов не лания и умения учиться на де- ! тине. Создается впечатление, что ! слово правды. Только сл абость советскому народу. приемами. Поэтому богатейшая ва воевать будут лучше. Вместе чайного. Его вытеснила его же Iправоту своего дела. техника ніе дает тех результа. Iс Горловым сходит со сцены все собственная родная среда. Пер_ | Силой, уверенностью проник- тов, которые она принесла бы в ' его окружение. Вместе с Огне- | выми ему вынесли приговор :нута и пьеса Корнейчука. Побе. руках умеющего воевать по-оов. Iвым приходят новые люди, выд. родной брат и родной сын. | да новых передовых идей ременному. Беда в том, что воен- винутые самой войной, прове- | Красная Армия переросла та. іпьесе служит предзнаменовани- ная отсталость Горлова распро. ! ренные на войне, научившиеся . ких командиров, которые не за- [ ем успеха. Победа принадлежит страняется вокруг его. Его бли. ; воевать по.новому. | хотели учиться и не умеют по- jгероическим «апостолам» благо. этому воевать по.современному. jродного Сергея, талантливому Первая картина в пьесе изо- 'Красная Армия стала сильнее. . Огневу, т&ким работникам со.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz