Полярная правда. 1942, июль
„ КОМАНДИР ПОДВОДНОГО КОРАБЛЯ 1. Р А З Г О В О Р У К А Р Т И Н Ы Х У Д О Ж Н И К А — С этим я не согласен... Лунин подошел к мольберту и показал на деталь картины, вызвавшей его замечание. — Это противоречит действи тельности... Картина называется «В похо де». Она изображает подводную лодку, находящуюся в плавании. Большие морские просторы рас кинулись. впереди. На верхней палубе стоят три человека и на пряженно всматриваются в ухо дящий вдаль горизонт. Четвер тый, удобно примостившись сбо ку, прикуривает от огонька цш|ірку. — Вы понимаете, сейчас он лишний человек на палубе, ему здесь нечего делать и среди этой активной группы людей, выпол- --мющих трудную, сложную ра боту, он выделяется своей пас- сг.лвностыо, каким-то безразли чием . — Но он никому не мешает, а композиция картины только выигрывает от его присутствия. Возражение художника не ра зубеждает Лунина. — Не мешает сейчас, вот в это мгновение. Но кто знает, воз можно через минуту — две по следуй >команда к погружению и То" / каждый лишний чело век, находящийся наверху, мо жет вызвать задержку... — Задержку? На сколько же? — Да, хотя бы на пятнадцать секунд. — Но ведь это же ничтожно мало! — Пятнадцать секунд-то? Это, зру - г '.;ой. очень много в услови ях п^водного плавания. За пят надцать секунд нас может обна ружить противник. Этого време- ш т т I СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. Герой Советского Союза командир подводной лодки капитан 2-го ранга Н. А. ЛУНИН (крайний справа) с группой командиров и краснофлотцев своего экипажа — участниками торпедирования немецкого линкора «Тирпиц». Фото Е. Халдея. — Ну, мне пора... Лунин пошел к двери. — Посидите еще, Николай Александрович... — Нет, пора, дел много.». И он ушел. О Л Ю Б О В Ь И СМЕРТЬ ни вполне достаточно для торпеду. того, ; Пят- чтобы получить надцать секунд... Лунин на какое-то мгновение задумался, словно подыскивал наі^более убедительный пример, который заставил бы его собе седника поверить в неоспори мую логику приводимых дово дов. — ^Представьте себе, — про- он, — другое положение. ЛодаГ выплывает из подводно го положения, чтобы сразу же ринуться в торпедную атаку. Люди должны с молниеносной быстротой занять свои места, приготовить орудия к бою, сде лать все требуемое для достой ной огневой встречи противни ка. Но как бы ни были отрабо таны движения людей, время все же уходит и потеря каждого мгновения его может обойтись весьма дорогой ценой. Идет борьба за секунды, борьба за выстѴІ?-.. В этом смысл фактора j времени в наших действиях. А ; '(вя говорите композиция... sVr°Tразговор происходил ран-! (ниjJr июльским утром в мастер-1 ской молодого, способного ху- j дожника-североморца. Два чело-1 века стояли у картины, оцени вали ее достоинства и недостат-! ки. Художник думал о том, что труд его творческих исканий, найдя строгого взыскательного критика, приобрел еще большую осмысленность и значимость. А командир подводного корабля, еще раз взглянув на полотно, сказал: — А так все очень хорошо... Он подошел к окну и широко раскрыл его. В комнате сразу стало светлее и может быть да же несколько просторнее. Солн це легло ярким отсветом на ис кусно выписанные маслом мор ские волны, на лица людей, стоящих на мостике. Легкий приморский ветер ворвался в просторную мастерскую - за окнами прошли в четком строю мер?*», одетые в форму пехо тинцев, молодой командир звон ким голосом подавал им коман ду. Г А ѵ А за день до этого, в поздний вечерний час, на одной из лодок (когда-нибудь после войны мы скажем о ней подробнее), стояв шей у пирса, происходило вру чение орденов. ПраЕительствен- ные награды получали люди раз ных положений — краснофлотцы и старшины, чей опыт доблест ной службы дополняла отлично усвоенная воинская специаль ность, командиры и политработ ники, увенчавшие славой муже ства свою жизнь. В этот день был вручен боевой орден и командиру Лунину. Он взял его в руки, крепко сжал и, повернувшись лицом к собрав шимся, сказал несколько прос тых. обычных слов о стране своей, о жизни, отданной ей на служение, о смерти, отступаю щей перед силой человека, о любви, побеждающей смерть. И еще сказал он о том, что, если воля случая заставит его расстаться с жизнью, он поста рается сделать это так, чтобы само расставание принесло поль зу родине. — Даром свою жизнь я не от дам... И все слушавшие эту простую обычную речь не усомнились ни в одном слове Лунина. Они знали, —приди смертельная опас ность, командир пойдет на сбли жение с ней, как с самым ко варным врагом. Был однажды такой случай. Лодка Лунина вышла в торпед ную атаку в тот момент, когда корабли конвоя противника уже заметили ее и начали преследо вать. Предстоял поединок, тре бовавший от участников его большого мастерства, глубокого знания психологических особен ностей друг друга. Предстоял бой, материальными преимуще ствами которого обладал непри ятель. Но атаку выиграл Лунин. Торпеды попали точно в цель, а глубинные бомбы, сброшенные конвойными судами, не причи нили лодке никакого вреда. Что же это — случай, судьба, счаст ливое стечение обстоятельств? Лунин об’ясняет это так: — Благодаря четкой, слажен- иой работе «огааж*. Вопрос стоял прямо — или победить, или умереть. Советские военные моряки избрали первый путь — путь победы и сохране ние жизни во имя новых побед. И как показали результаты сра жения — это был путь самый верный, потому что он был про диктован не инстинктом лич ного самосохранения, а большой любовью к родине, к жизни. Люди поэтому шли с открытым лицом навстречу смертельной угрозе, чтобы, преодолев и со крушив ее, еще сильнее утвер дить радость бытия. Иногда приходилось атаковы вать вражеские .транспорты и сторожевые корабли одновре менно. В этом был еще больший риск. Но Лунин и его подвод ники шли на это. Люди- потому что верили в своего командира. А Лунин видел в этом единствен но правильное решение постав ленного перед ним обстановкой вопроса. Он действовал в данном случае, как математик, произво дя точный подсчет сил, не уменьшая опасности, но и не преувеличивая ее. — Все должно быть в полном соответствии... И мы били оди наково точно, спуская на дно и военный груз фашистов и его охрану. Когда это происходило? Да, вы правы, зима была нашей союзницей. Под покровом темно ты, в непогодицу мы незаме ченными подходили к враже ским кораблям и внезапно их атаковывали. Лунин вспоминает прошедшую зиму, студеное военное нена стье, вспоминает операции сво- их боевых друзей, он учился у j них мастерству воина, как учи лись и учатся они у него, чело- j века, которого большой север- ] ный флотоводец назвал «Звездой. подводного флота». Вот капитан 2 ранга Гаджиев. J Он потопил торпедой враже ский транспорт. А когда против-; ник начал забрасывать лодку j бомбами и она не могла уйти от преследования, Гаджиев отдал команду всплыть и артилле рийским огнем уничтожил не мецкие конвойные корабли. У командира Гаджиева*. Лунин воспринял умение в момент ве личайшей опасности принимать дерзкие, ошеломляющие своей: внезапностью решения. Вот капитан 3 ранга Бондаре-1 вич. Он командует лодкой, лас-: ково называемой «малюткой».! Несколько часов вела она под-, водный бой с фашистским оке-, энским подводным кораблем, j Бондаревич ловкими маневрами уходил из-под ударов враже- ских торпед. Он терпеливо ожи дал. когда у противника кон чится боезапас. А когда это про изошло и немецкая лодка всплы ла, наша «малютка», подняв пери скоп, безошибочным залпом от правила врага на дно. У командира Бондаревича Лу нин воспринимал чувство вы держки, большого самооблада ния. Эти качества в сочетании с личной отвагой и ранее при обретенным опытом неизменно давали прекрасные результаты. - Да, зимой было куда легче... Лунин смотрит на свою бое вую лодку. Она стоит на спокой ной воде, тихие волны едва замет но покачивают ее из стороны в сто рону. И кажется, что это — ог ромная рыбине, цыброшенная на поверхность залива, жадно хва тает воздух, стремясь вновь вер нуться в родные подводные глу бины. — Но вот лето, а сейчас мы воюем не хуже, чем зимой, хотя и труднее. Но ведь мы больше вики и трудности нам по плечу. 3: Д В Е ТОРПЕДЫ Домой на базу он идет пир сом. Лунин доволен разговором с художником. Если он даже и не внесет поправки в картину, мысли, высказанные во время беседы, не пройдут бесследно. Лунин уверен в этом, он видел, как внимательно слушал его мо лодой живописец. — Где-то я встречал этого пар ня, — вспоминает Лунин, — че стное слово встречал, вот тако го же пытливого, упорного... Но вот где? И невдомек ему, что он вспо минает свою молодость. И неко му ему подсказать, что сам он был таким, когда одиннадцатилет ним мальчишкой пошел куха- ренком на парусное судно, пла вавшее в Азовьи, а потом стал матросить на Черном море и одновременно учился в море ходке, окончив ее штурманом дальнего плавания. Пытливый и упорный, он все время стремился к познанию ново го, не успокоив этой страсти ни годами, пришедшими на сме ну юности, ни накопленным жизненным опытом, бережно хранимым и умножаемым. А в 1834 году он с путевкой партии пришел на подводный флот, что бы через восемь лет стать об щепризнанным мастером-подвод- ником — самой суровой из мор ских профессий, чтобы завер шит» год войны грозным счетом восьми потопленных вражеев.ид транспортов чуть ли не в 68 ты сяч тонн. Девятую победу он одержал совсем недавно, несколько дней назад, самую, пожалуй, знамена тельную. Когда после похода Лу нин возвращался в родную га вань, он отдал команду произ вести выстрел из кормового ору дия. Люди, стоявшие вот на этом самом пирсе, радостно перегля нулись. Герой возвращался до мой. Спустя некоторое время, они уже обнимали его, целова ли в губы, испытавшие пряный вкус соленой воды, в щеки, су хие и обветренные, смотрели в глаза, немного усталые, моло дые и по-мальчишески озорные. Шел второй час ночи, солнце стояло уже высоко и люди не спешили домой. ...Лодка находилась в открь*- том море, когда акустик доло жил: — Слышу шумы... Но поверхность продолжала оставаться чистой и лодка сно ва шла вперед. А шумы все при ближались и чем дальше про двигалась она, тем сильнее шу мы становились. Лунин знал в чем дело, но до поры, до време ни молчал. Не раз приподнимал он перископ, чтобы, развернув его, совершить полный круг. И в одно из таких зрительных пу тешествий по морским просторам он увидел на далеком горизонте корабли. Командир безошибочно определил их класс — это были ! два линкора и до десятка эсмик- ' цев. — «Тирпиц», — сказал Лунин короткое, как выстрел, слово. И все поняли, что это значит. Люди ждут команду, но Лунин терпелив. Нужно бить только на верняка. И поэтому терпение, товарищи, терпейие. Желанный миг атаки близок, вот уже враг на прицеле, рази его, северомо рец. — Залп! — Первая пли! Вторая пли?.. Лейтенант Терехин отдаем команду торпедистам Фадееву и Жукову. Торпеды идут на вра- і га. На одной из них Жуков еще I до выхода в море написал ко- ! ротко и выразительно: «Подарок гитлеровцам от подводников-се- I зероморцев». Теперь эта торпеда I впилась в черное тело линкора. IМоряки в отсеках слышат два глухих могучих взрыва. Торпеды і нашли цель. «Тирпиц» серьезно ! ранен. Об этом в двух строках сказа ло сообщение Советского Ин формбюро. Об этом очень лако нично говорит Лунин: — Выслеживая врага, наша лодка долго находилась на по зиции. Успех решала максималь ная скрытность, а это было очень трудно, противник «освещал» район самолетами. Десятой , раз приходилось делать срочные по гружения. Мы торпедировали: «Тирпица», прорвав конвой вра жеских эсминцев, войдя незаме ченными в самую середину эскад ры. Эсминцы делали сложные эволюции — не помогло. Куре линкора был ломаный и зигза гообразный — не спасся. Наши две торпеды сделали свое слав ное дело. Будет время, об этом подвиге напишут подробно, во всех де талях, напишут так, что люди, читая изумительное повествовав ние о героях-подводниках, об их командире Лунине, будут сожа леть о том, что они не были ѵчастниками этой прекрасной боевой операции, в которой сли лись воедино большое сердце командира и его людей, — нот стать один к одному — замеча тельных ребят-подводников. ... Лунин шел по пирсу. В ах тенный, стоявший у лодки, из дали увидев своего командира, громко поохоичал: — Смирн0!.. Б. Мойжес. Северный флот. (Наш спецжоррѴ ..ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА" 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz