Полярная правда. 1942, август

Премьера пьесы К. Симонова в Мурманском драматическом театре J РУССКИЕ ЛЮДИ‘ Актеры рассказывают о своих г е р о я х , о том, к а к они создавали образы к о і и н д и г САФоао» „С/лрй, Сафонов, и на шагу назад! Умри, а стой! Десять ран прими., а стой!" (САФОНОВ. „Русские люди") Так бывает очень часто — работаешь много и горячо, вкла­ дываешь в работу все свои силы, знания и умение, а потом, ког­ да дело завершено, ис­ пытываешь чувство какой-то неудовлетво­ ренности. И сам себе говоришь — а ведь я » 'T бы сделать зна­ чительно лучше. Ра­ ботая над ролью Са­ фонова, я все время контролировал себя вопросом — все ли я делаю для того, чтобы мой герой приобрел большую убедитель­ ную силу, чтобы дела его и поступки поко­ ряли людей своей большой правдиво­ стью? И вот настал день премьеры. Я вынес свою творческую рабо­ ту на суд зрителя. Теперь, когда оста­ лись позади все вол­ нения, естественные в то >мя, мне особен­ но . ' иятно сознавать, что может быть впер­ вые я не ощущал чувство неудовлетво­ ренности. И не пото­ му, конечно, чго счи- т'-1? проделанную ра­ боту законченной, со­ вершенной. Нет, мно­ гое еще придется от­ шлифовывать, доделы­ вать, многое еще при­ дется отрабатывать в процессе спектаклей. Я чувствую удовлет­ ворение потому, что работа над образом Сафонова доставила мне настоящую твор­ ческую радость, она потребовала от меня ‘большого напряжения, но за это напряжение я сторицей вознаграж­ ден. Получив роль, я сре­ зу же поставил перед собой вопрос — с чего начинать, как тракто­ вать авторский замы­ сел? Передо мной за­ мечательный текст — своеобразный, реали­ стический, порой ды­ шащий какой-то дет,, ской непосредствен­ ностью, передо мною хорошая режиссер­ ская экспозиция обра­ за. Как наполнить красками эти матери­ алы? Искать ответа долго не пришлось. В условиях нашей фрон­ товой области Сафо­ новы окружали меня со всех сторон — со­ ветские воины всех видов оружия, про­ стые, бесхитростные, скромные, как Сафо­ нов, страстно любящие жизнь, как и Сафонов, готовые отдать кровь свою, жизнь свою за родину. Понимание этого помогло мне в создании образа боль­ шого волевого совет­ ского человека, В. ИЛЬКЕВИЧ. Артист Мурманского драматического те­ атра. I» * * ОРУЖИЕ СЛАВЫ „Последний ра з в жизни хо ­ чу сказать: Слава русскому оружию! Вы слышите: Слава русскому оружию /“ (ВАСИН. „Русские люди") Большое творческое вдохновение испыты­ вал я, приступая к ра­ боте над ролью Ваен­ г а в плесе К. Симо­ нова «Русские люди». Образ Васина соткан автором из прекрас­ ных качеств, прису- т их русскому чело­ веку. Это простой, ис­ кренний, честный и мужественный пред­ ставитель русского на­ рода, с которым он связан большой любо­ вью к своей родной земле. И для защиты этой земли Васин не жалеет жизни, муже­ ственно выполняя воз­ ложенное на него бое­ вое задание. Всеми своими действиями и поступками он утвер­ ждает вечную славу русского оружия, ко­ торое в руках русско­ го человека всегда бы- А.о страшным для вра­ гов родины. Представитель ста­ рого кадрового офи­ церства, Васин отлк- >ілся в боях первой империалистической войны, потом служил в частях Красной Ар­ мии в гражданскую войну, а когда над от* ’іязной нависла новая опасность, его не удер­ жал 63-летний возраст от решения вновь вступить в ряды за­ щитников земли рус­ ской. Он пошел в бой на врага, посягнувше­ го на самое дорогое для этого человека, и жизнь свою он отдал за общее дело, твердо убежденный в право­ те его- и в том, что другим потом будет легче итти вперед. Пьеса «Русские лю­ ди» не могла не ув­ лечь работников теат­ ра. Она дает прекрас­ ное художественное изображение того, чем все мы сейчас живем. Образы пьесы для нас родные, близкие. Ма­ териал для творческой работы так велик, что, если нам удалось сде­ лать хотя бы части­ цу того величествен­ ного и глубокого, что есть в героике наших дней, то и тогда это должно зажигать зри­ теля и вновь утверж­ дать вечную славу русского оружия. А. ДОДОНКИН. Артист Мурманского драматического гв- «Русские люди» К. СноЯаДОМ. ІНі картина - смерть Васина. Зарисовка С. Осауленко. Заметки о спектакле Константин Симонов иаяисал прекрасное драматургическое произведение. Мурманский театр, включивший пьесу «Русские лю­ ди» в свой репертуар и осущест­ вивший ее постановку, сделал большое благое дело. Актеры в этом спектакле сделали все от них зависящее, чтобы донести Внешне он груб, порой циничен. «Не люблю я его», — говорит Валя. Но все это нарочитое, ис­ кусственное, несвойственное ему. И актер должен заставить зри. теля поверить, что грубость — это оболочка, что за ней — уди­ вительная нежность, большая сердечность, трогательная тоска до зрителя и глубину авторского по дружбе, уже обретенной и замысла и яркость созданныхкрепнущей. И Крутиков — ис- им образов. Большинство ак те.!полнитель роли Глобы — спра- ров справилось с этой задачей, вился с этой задачей. Речь идет не о том, конечно, что | На спектакле иногда становит- творческий коллектив во всей ся досадно, что знание пьесы полноте осмыслил и отобразил многообразие явлений, выведен­ ных драматургом. Многое, очень многое придется еще дорабаты­ вать и доделывать. И к этому есть все возможности, так как «Русские люди», вне всякого сом­ нения, надолго останутся в ре­ пертуаре театра. Речь идет о том, что артисты, правильно по­ няв свои задачи, умело их раз­ решили, создав образы людей волнующие и надолго запомина­ ющиеся. Артисту Илькевичу в этом от­ ношении предстояло решить од­ ну из самых сложных задач. Роль командира Сафонова таит в себе большие трудности. Са­ фонов мало говорит, он скуп на слова, но зато решителен в дей­ ствиях. Сафонов смел до безу. мия, но в пьесе это раскрывает, ся только одним фактом—решимо­ стью до конца держаться в кольце вражеской осады. И это не от­ того, что oF-раз не дописан, а от опасения перенасытить образ. Лаконизм автора в данном слу­ чае обогащает образ. Илькевич, поняв это, всей своей игрой стре­ мится сделать так, чтобы геро­ изм командира шел не от слов, а от действий, стремится не к рассказу, а к показу. В отдель­ ных сценах актеру это не удает­ ся, он сбивается на неверный, несколько выспренный тон, и поэтому выпадающий из стиля спектакля. Так звучит сцена прощания с Глобой. Не * всегда удается Илькевичу донести до зрителя теплоту образа, его боль. лишает возможности заранее предугадывать ход событий. Та­ кое чувство досады возникает при первом знакомстве с Васи, ным. Хочется задать вопрос — не подведет ли он, не выдаст ли, ведь это же старый кадровый офицер? Знание текста снимает этот вопрос. Но, если бы зритель и не был знаком с пьесой Симо­ нова до просмотра спектакля, спектакль все равно убедил бы его в том, что Васин — подлин­ но русский человек. Он верит ему, когда Козловский предла­ гает начальнику штаба стать предателем, он верит ему, когда командир поручает Васину взять на себя самую сложную часть боевой операции. И в том, что зритель верит Васину, большая заслуга артиста Додонкина, соз­ давшего яркий убедительный образ. Журналиста Панина играет ар­ тист Филиппов. Он показывает своего героя в действии, в ди­ намике. Начальник особого отде. іѵа и в пьесе и в спектакле вы­ ступает сильным волевым чело­ веком, любящим родину и все, что связано с ней, любящим жизнь и все, что скрывается за этим большим понятием. Трогательный сильный образ создала артистка Карпова. Смот­ ришь на Марфу Петровну и ве­ ришь — да, именно такая мать могла родить и воспитать Сафо­ нова, наделить его такой любо­ вью и ненавистью, таким боль­ шим сердцем и светлым умом. Артисты Киссельгоф, Белоусов, шую правду. Значит предстоит 1Жабров и Зотов исполняют так еще большая работа. Актер сам Iназываемые неблагодарные роли сознает это. А понимание своей I _ врагов. Они вызывают естест- задачи наполовину облегчает ее выполнение. Мы видели двух Анощенко в Мурманском театре — артисток Плотникову и Палажченко. Плот­ никова дает образ девушки, уже вкусившей сладость * горечь боевой жизни, имеющей венные чувства омерзения, не­ нависти, гадливости, стремление уничтожать их до конца, до пог. леднего. Артисты сумели вы­ звать эти чувства, закалить их', и в этом они должны найти удо­ влетворение за свою «неблаго- _____ .— пусть j дарную* работу. небольшой, но все же опыт борь -1 Хороший спектакль’. Такую бы. У Палажченко больше не-1 оценку творческому труду Мур- носредственности, если можно 1майского театра дали все зрите- так выразиться, больше нутра, 1 ли, просмотревшие премьеру, но местами она переходит на Вместе с актерами они тепло совершенно ненужный трагизм, приветствовали постановщика, мешающий ей и зрителю. Плот- художественного руководителя те- никова же играет более мягко и атра тов. Петрова.Бытова, обога- ровно. Iтившего спектакль хорошей вол. Большие трудности стояли пе- нующей простотой и правдиво- ' 5 * 8 . >«і»«лимим и роли Глобы. стьв, Б' МОИХЕС. БОЛЬШОЕ СЕРДЦЙ „Как приказано, чтобы вы­ ручали, сказал, но что, если против плана это идет, то мы выручки не просим, сказал. Иу, и что все-таки жить нам хочется, это тоже сказал ". (ГЛОБА. „Русские люди“). Великая отечествен­ ная война советского народа с немецко-фа­ шистскими мерзавца­ ми рождает незабыва­ емые образы народ­ ных героев, борющих­ ся не на жизнь, а на смерть за свою сво­ боду, за свою родину. Таким создал замеча­ тельный поэт-драма- тург К. Симонов об­ раз фельдшера Глобы в своей пьесе «Рус­ ские люди». Глоба — простой русский человек, у ко­ торого за грубой внеш­ ностью, за нарочи­ той циничностью скрыто большое и не­ жное сердце, большая душа истинно предан­ ного сына родины. Он с присущим русским людям спокойствием и уверенностью выпол­ няет труднейшие раз­ ведывательные пору­ чения. Когда надо, он также спокойно смот­ рит смерти прямо в глаза, потому что он не боится смерти, по­ тому что любовь его к жизни бессмертна. «А помирать буду, пе­ сни петь можно?» — спрашивает Глоба Са­ фонова. И, умирая, он поет. — Глядите, как рус­ ские люди на смерть идут, — говорит про Глобу Сафонов, когда тот уходит на выпол­ нение опасного зада­ ния. Работа над этой ро­ лью мне, молодому ак­ теру, доставила боль­ шую радость. Насколь­ ко я сумел донести характер, черты про­ стого русского героя* человека — пусть су­ дит зритель. Я стре­ мился к искренней, правдивой передаче человеческих чувств и мыслей. Впереди еще пред­ стоит многое сделать. И я буду стремиться к тому, чтобы между мною, Глобой, и зри­ телем с каждым но­ вым спектаклем все теснее завязывался узел одних мыслей, одних чувств и одних желаний, чтобы зри­ тель, просмотрев спек­ такль, проникся еще большим стремлением добиться быстрейшей победы над злейшим врагом нашего наро­ да, нашей родины — фашизмом. М. КРУТИКОВ. Артист Мурманско­ го драматического* театра. ДОЧЬ РОДЙНЫ МОРОЗОВ: — А ты что ж, водитель, не плачешь? ВАЛЯ: — Не могу. Я уже все видала, Сергей Иванович, что и не думала никогда видеть — видала. Не могу плакать. Слезы р все. („Русские люди"). | Простая русская де­ вушка, с мыслями светлыми, как родни­ ковая вода, с сердцем, пламенно любящим свою родину и стра­ стно ненавидящим врагов, — такова Ва­ ля Анощенко. 0 на °Д‘ на из тех, кто сейчас, в грозные для отече­ ства дни, отдает все свои силы великому делу борьбы во имя достижения победы над черными силами, угрожающими всему радостному и прогрес­ сивному. Валя — не выдумка автора. Хороших рус­ ских девушек, подоб­ ных ей, у нас очень много, их тысячи, их можно встретить на всех фронтах отечест­ венной войны — и в частях Действующей армии, и в партизан­ ских отрядах, и в ар­ мейских полевых гос­ питалях. Таких деву­ шек очень много. Вспомните хотя бы незабываемую Зою Космодемьянскую, вспомните героиню Лизу Чайкину, вспом­ ните отважных защит­ ниц Севастополя — каждая из этих слав­ ных дочерей родины дала материал драма­ тургу для создания образа Вали. За время отечест­ венной войны вот уже второй раз сталкива­ юсь я с этим автором. В прошлом году я иг­ рала в пьесе К. Си­ монова «Парень кэ нашего города», а те­ перь Е «Русских лю­ дях» и каждый раз я испытывала большое творческое удовлетво­ рение. Написанные ав­ тором образы настоль, ко правдивы, жизнен­ ны и по-настоящему теплы, что не полюбить их невозможно. Театр в наше грозное время должен и обязан не­ сти в массы именно такие пьесы, где нет никакого зализывания к слюнтяйства, а есть сама жизнь. Я счастлива, что своим искусством мо­ гу отобразить одну из тех замечательных советских героинь, ко­ торые всецело отдаю? себя служению своей любимой и дорогой родины. О. ПЛОТНИКОВА. Артистка Мурман­ ского драматическо­ го гаатуа» ; ( . /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz