Полярная правда. 1942, август
Премьера пьесы К. Симонова в Мурманском драматическом театре J РУССКИЕ ЛЮДИ‘ Актеры рассказывают о своих г е р о я х , о том, к а к они создавали образы к о і и н д и г САФоао» „С/лрй, Сафонов, и на шагу назад! Умри, а стой! Десять ран прими., а стой!" (САФОНОВ. „Русские люди") Так бывает очень часто — работаешь много и горячо, вкла дываешь в работу все свои силы, знания и умение, а потом, ког да дело завершено, ис пытываешь чувство какой-то неудовлетво ренности. И сам себе говоришь — а ведь я » 'T бы сделать зна чительно лучше. Ра ботая над ролью Са фонова, я все время контролировал себя вопросом — все ли я делаю для того, чтобы мой герой приобрел большую убедитель ную силу, чтобы дела его и поступки поко ряли людей своей большой правдиво стью? И вот настал день премьеры. Я вынес свою творческую рабо ту на суд зрителя. Теперь, когда оста лись позади все вол нения, естественные в то >мя, мне особен но . ' иятно сознавать, что может быть впер вые я не ощущал чувство неудовлетво ренности. И не пото му, конечно, чго счи- т'-1? проделанную ра боту законченной, со вершенной. Нет, мно гое еще придется от шлифовывать, доделы вать, многое еще при дется отрабатывать в процессе спектаклей. Я чувствую удовлет ворение потому, что работа над образом Сафонова доставила мне настоящую твор ческую радость, она потребовала от меня ‘большого напряжения, но за это напряжение я сторицей вознаграж ден. Получив роль, я сре зу же поставил перед собой вопрос — с чего начинать, как тракто вать авторский замы сел? Передо мной за мечательный текст — своеобразный, реали стический, порой ды шащий какой-то дет,, ской непосредствен ностью, передо мною хорошая режиссер ская экспозиция обра за. Как наполнить красками эти матери алы? Искать ответа долго не пришлось. В условиях нашей фрон товой области Сафо новы окружали меня со всех сторон — со ветские воины всех видов оружия, про стые, бесхитростные, скромные, как Сафо нов, страстно любящие жизнь, как и Сафонов, готовые отдать кровь свою, жизнь свою за родину. Понимание этого помогло мне в создании образа боль шого волевого совет ского человека, В. ИЛЬКЕВИЧ. Артист Мурманского драматического те атра. I» * * ОРУЖИЕ СЛАВЫ „Последний ра з в жизни хо чу сказать: Слава русскому оружию! Вы слышите: Слава русскому оружию /“ (ВАСИН. „Русские люди") Большое творческое вдохновение испыты вал я, приступая к ра боте над ролью Ваен г а в плесе К. Симо нова «Русские люди». Образ Васина соткан автором из прекрас ных качеств, прису- т их русскому чело веку. Это простой, ис кренний, честный и мужественный пред ставитель русского на рода, с которым он связан большой любо вью к своей родной земле. И для защиты этой земли Васин не жалеет жизни, муже ственно выполняя воз ложенное на него бое вое задание. Всеми своими действиями и поступками он утвер ждает вечную славу русского оружия, ко торое в руках русско го человека всегда бы- А.о страшным для вра гов родины. Представитель ста рого кадрового офи церства, Васин отлк- >ілся в боях первой империалистической войны, потом служил в частях Красной Ар мии в гражданскую войну, а когда над от* ’іязной нависла новая опасность, его не удер жал 63-летний возраст от решения вновь вступить в ряды за щитников земли рус ской. Он пошел в бой на врага, посягнувше го на самое дорогое для этого человека, и жизнь свою он отдал за общее дело, твердо убежденный в право те его- и в том, что другим потом будет легче итти вперед. Пьеса «Русские лю ди» не могла не ув лечь работников теат ра. Она дает прекрас ное художественное изображение того, чем все мы сейчас живем. Образы пьесы для нас родные, близкие. Ма териал для творческой работы так велик, что, если нам удалось сде лать хотя бы части цу того величествен ного и глубокого, что есть в героике наших дней, то и тогда это должно зажигать зри теля и вновь утверж дать вечную славу русского оружия. А. ДОДОНКИН. Артист Мурманского драматического гв- «Русские люди» К. СноЯаДОМ. ІНі картина - смерть Васина. Зарисовка С. Осауленко. Заметки о спектакле Константин Симонов иаяисал прекрасное драматургическое произведение. Мурманский театр, включивший пьесу «Русские лю ди» в свой репертуар и осущест вивший ее постановку, сделал большое благое дело. Актеры в этом спектакле сделали все от них зависящее, чтобы донести Внешне он груб, порой циничен. «Не люблю я его», — говорит Валя. Но все это нарочитое, ис кусственное, несвойственное ему. И актер должен заставить зри. теля поверить, что грубость — это оболочка, что за ней — уди вительная нежность, большая сердечность, трогательная тоска до зрителя и глубину авторского по дружбе, уже обретенной и замысла и яркость созданныхкрепнущей. И Крутиков — ис- им образов. Большинство ак те.!полнитель роли Глобы — спра- ров справилось с этой задачей, вился с этой задачей. Речь идет не о том, конечно, что | На спектакле иногда становит- творческий коллектив во всей ся досадно, что знание пьесы полноте осмыслил и отобразил многообразие явлений, выведен ных драматургом. Многое, очень многое придется еще дорабаты вать и доделывать. И к этому есть все возможности, так как «Русские люди», вне всякого сом нения, надолго останутся в ре пертуаре театра. Речь идет о том, что артисты, правильно по няв свои задачи, умело их раз решили, создав образы людей волнующие и надолго запомина ющиеся. Артисту Илькевичу в этом от ношении предстояло решить од ну из самых сложных задач. Роль командира Сафонова таит в себе большие трудности. Са фонов мало говорит, он скуп на слова, но зато решителен в дей ствиях. Сафонов смел до безу. мия, но в пьесе это раскрывает, ся только одним фактом—решимо стью до конца держаться в кольце вражеской осады. И это не от того, что oF-раз не дописан, а от опасения перенасытить образ. Лаконизм автора в данном слу чае обогащает образ. Илькевич, поняв это, всей своей игрой стре мится сделать так, чтобы геро изм командира шел не от слов, а от действий, стремится не к рассказу, а к показу. В отдель ных сценах актеру это не удает ся, он сбивается на неверный, несколько выспренный тон, и поэтому выпадающий из стиля спектакля. Так звучит сцена прощания с Глобой. Не * всегда удается Илькевичу донести до зрителя теплоту образа, его боль. лишает возможности заранее предугадывать ход событий. Та кое чувство досады возникает при первом знакомстве с Васи, ным. Хочется задать вопрос — не подведет ли он, не выдаст ли, ведь это же старый кадровый офицер? Знание текста снимает этот вопрос. Но, если бы зритель и не был знаком с пьесой Симо нова до просмотра спектакля, спектакль все равно убедил бы его в том, что Васин — подлин но русский человек. Он верит ему, когда Козловский предла гает начальнику штаба стать предателем, он верит ему, когда командир поручает Васину взять на себя самую сложную часть боевой операции. И в том, что зритель верит Васину, большая заслуга артиста Додонкина, соз давшего яркий убедительный образ. Журналиста Панина играет ар тист Филиппов. Он показывает своего героя в действии, в ди намике. Начальник особого отде. іѵа и в пьесе и в спектакле вы ступает сильным волевым чело веком, любящим родину и все, что связано с ней, любящим жизнь и все, что скрывается за этим большим понятием. Трогательный сильный образ создала артистка Карпова. Смот ришь на Марфу Петровну и ве ришь — да, именно такая мать могла родить и воспитать Сафо нова, наделить его такой любо вью и ненавистью, таким боль шим сердцем и светлым умом. Артисты Киссельгоф, Белоусов, шую правду. Значит предстоит 1Жабров и Зотов исполняют так еще большая работа. Актер сам Iназываемые неблагодарные роли сознает это. А понимание своей I _ врагов. Они вызывают естест- задачи наполовину облегчает ее выполнение. Мы видели двух Анощенко в Мурманском театре — артисток Плотникову и Палажченко. Плот никова дает образ девушки, уже вкусившей сладость * горечь боевой жизни, имеющей венные чувства омерзения, не нависти, гадливости, стремление уничтожать их до конца, до пог. леднего. Артисты сумели вы звать эти чувства, закалить их', и в этом они должны найти удо влетворение за свою «неблаго- _____ .— пусть j дарную* работу. небольшой, но все же опыт борь -1 Хороший спектакль’. Такую бы. У Палажченко больше не-1 оценку творческому труду Мур- носредственности, если можно 1майского театра дали все зрите- так выразиться, больше нутра, 1 ли, просмотревшие премьеру, но местами она переходит на Вместе с актерами они тепло совершенно ненужный трагизм, приветствовали постановщика, мешающий ей и зрителю. Плот- художественного руководителя те- никова же играет более мягко и атра тов. Петрова.Бытова, обога- ровно. Iтившего спектакль хорошей вол. Большие трудности стояли пе- нующей простотой и правдиво- ' 5 * 8 . >«і»«лимим и роли Глобы. стьв, Б' МОИХЕС. БОЛЬШОЕ СЕРДЦЙ „Как приказано, чтобы вы ручали, сказал, но что, если против плана это идет, то мы выручки не просим, сказал. Иу, и что все-таки жить нам хочется, это тоже сказал ". (ГЛОБА. „Русские люди“). Великая отечествен ная война советского народа с немецко-фа шистскими мерзавца ми рождает незабыва емые образы народ ных героев, борющих ся не на жизнь, а на смерть за свою сво боду, за свою родину. Таким создал замеча тельный поэт-драма- тург К. Симонов об раз фельдшера Глобы в своей пьесе «Рус ские люди». Глоба — простой русский человек, у ко торого за грубой внеш ностью, за нарочи той циничностью скрыто большое и не жное сердце, большая душа истинно предан ного сына родины. Он с присущим русским людям спокойствием и уверенностью выпол няет труднейшие раз ведывательные пору чения. Когда надо, он также спокойно смот рит смерти прямо в глаза, потому что он не боится смерти, по тому что любовь его к жизни бессмертна. «А помирать буду, пе сни петь можно?» — спрашивает Глоба Са фонова. И, умирая, он поет. — Глядите, как рус ские люди на смерть идут, — говорит про Глобу Сафонов, когда тот уходит на выпол нение опасного зада ния. Работа над этой ро лью мне, молодому ак теру, доставила боль шую радость. Насколь ко я сумел донести характер, черты про стого русского героя* человека — пусть су дит зритель. Я стре мился к искренней, правдивой передаче человеческих чувств и мыслей. Впереди еще пред стоит многое сделать. И я буду стремиться к тому, чтобы между мною, Глобой, и зри телем с каждым но вым спектаклем все теснее завязывался узел одних мыслей, одних чувств и одних желаний, чтобы зри тель, просмотрев спек такль, проникся еще большим стремлением добиться быстрейшей победы над злейшим врагом нашего наро да, нашей родины — фашизмом. М. КРУТИКОВ. Артист Мурманско го драматического* театра. ДОЧЬ РОДЙНЫ МОРОЗОВ: — А ты что ж, водитель, не плачешь? ВАЛЯ: — Не могу. Я уже все видала, Сергей Иванович, что и не думала никогда видеть — видала. Не могу плакать. Слезы р все. („Русские люди"). | Простая русская де вушка, с мыслями светлыми, как родни ковая вода, с сердцем, пламенно любящим свою родину и стра стно ненавидящим врагов, — такова Ва ля Анощенко. 0 на °Д‘ на из тех, кто сейчас, в грозные для отече ства дни, отдает все свои силы великому делу борьбы во имя достижения победы над черными силами, угрожающими всему радостному и прогрес сивному. Валя — не выдумка автора. Хороших рус ских девушек, подоб ных ей, у нас очень много, их тысячи, их можно встретить на всех фронтах отечест венной войны — и в частях Действующей армии, и в партизан ских отрядах, и в ар мейских полевых гос питалях. Таких деву шек очень много. Вспомните хотя бы незабываемую Зою Космодемьянскую, вспомните героиню Лизу Чайкину, вспом ните отважных защит ниц Севастополя — каждая из этих слав ных дочерей родины дала материал драма тургу для создания образа Вали. За время отечест венной войны вот уже второй раз сталкива юсь я с этим автором. В прошлом году я иг рала в пьесе К. Си монова «Парень кэ нашего города», а те перь Е «Русских лю дях» и каждый раз я испытывала большое творческое удовлетво рение. Написанные ав тором образы настоль, ко правдивы, жизнен ны и по-настоящему теплы, что не полюбить их невозможно. Театр в наше грозное время должен и обязан не сти в массы именно такие пьесы, где нет никакого зализывания к слюнтяйства, а есть сама жизнь. Я счастлива, что своим искусством мо гу отобразить одну из тех замечательных советских героинь, ко торые всецело отдаю? себя служению своей любимой и дорогой родины. О. ПЛОТНИКОВА. Артистка Мурман ского драматическо го гаатуа» ; ( . /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz