Полярная правда. 1936, январь

/ оно Cmaf aH0eCK0e движение не только опрокидывает старые нормы, опрокидывает старую организацию производственных процессов оно требует перестройки всего руководства производства ЗАДАНИЕ НАРКОМА мы выполним с че с т ью! Из речи т. А. МИКОЯНА на декабрьском пленуме ЦК ВКП(б) Граловын флот Мурманрыбы, не­ смотря на благоприятные гидрологи­ ческие условия н наличие в Б,'фон­ довом море в течение всего года ? мощных косяков рыбы, плесто одно­ ю миллиона центнеров fm плану, вы- j ловил за 1935 г. только 984.3Л7 центнеров рыбы и перевел 738.500 центнеров селип. ' 5.796 Качество рыбопродукции но отно-1 Начальник тралового флота — И. Б. БОГАЧЕВ шенню и 1934 г., а также к утвер­ жденному плану Наркомннщенромом, нссболым улучшилось, но выход све­ жей рыбы составил только 56 проц. от плана. Неравномерная работа су­ дов* в 1934 году не была нами не­ правлена и в 19Л5 году. Анализируя работу каждого трау­ лера за 1935 г., видно, что ряд траулеров, как-то: РТ-29 «Киров». РТ-9 «Ролик»,-РТ-1 «Акула», РТ-1П «Лебедка», РТ-12 «Трал», РТ-15 «Засолщнк», РТ-21 «Тралмейстер», РТ-61, РТ-62, РТ-71. РТ-72, име­ ют уловы от 21 до 38 тыс. центн. в год. Наряду с такими хорошими уло­ вами, мы имеем суда с низкими по­ казателями. как-то: 1*1-8* РТ-19. РТ-20, РТ-34, РТ-59. РТ-79. кото­ рые выполнили план только. на 26—60 проц. и и абсолютных циф­ рах — от 3.400 центн. до 8.000 ненти. г год. Нз приведенного видно, что трал- i|uw t имел огромные резервы, кото­ рые не смог использовать в 1935 г. Если бы все IT работали но приме­ ру тельный ремонт, который выразился вместо 2.701 суток по плану, в траулеросуток, т. с. 214.6 п 1 >оц. плана. сут. — сут. — РТ-2 в плановом ремонте просто- I ял вместо 52 суток по плану — 118 суток, IT-7 вместо 38 суток— J 44 суток, РТ-8вместо 40суток— 188 сут., РТ-17 вместо ‘21 114 сут.. РТ-19 вместо 52 I ‘1 6 суток и т. д. Большие простои судов в порту, помимо не налаженной и плохой ра­ боты Судоремонтного завода, зави­ ся! от личного состава траулеров, плохо обслуживающего механизмы судов, н нарушения правил -судовож­ дения н промысла. • Зто подтверждается тем. \что за ■1935 год было 25 аварий главных машин и вспомогательных механиз­ мов и 83 аварии по вине судоводи­ телей. Большая аварийность в тралфло- те, помимо материального ущерба, сильно затрудняла налаживание ра- "оты Судоремонтного завода и мепм- ла выполнению плана. , , Основной причиной такой аварий­ ности является низкая труддисцинлн- иа. особенно среди некоторой части комплавсостава. техническая непод- В П0Х8Д ЗА ТЕХНИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ МОРЯКОВ передовых траулеров, то мы мог-»готовлешметь команд судов ли бы не только выполнить план ttun текгчесть прошлого года, но и дать стране до­ полнительно полмил.шопа центнеров рыбы.* Активная работа с тралом вместо 65.6 проц. в 1934 году, выразилась г. 1935 г. только с 60.2 проц. Уло­ вы же на час траления выразились вместо 8 toiui — 1934 г. до 11.5 тонны г. 19:15 г.. что подтверждает наличие больших косяков промысло­ вой рыбы. Ухудшение режима активной рабо­ ты с тралом надо отнести за счет неумения некоторых судоводителей держаться на рыбиых косяках, не­ правильной расстановки рабочей си­ лы при спуске н нодеме трала, штормо-Ооязнн. а также необеснече- ние машинными командами промы­ слового хода и лежание в дрейфе из- за ремонта механизма. Нахождение еудов тралфлота в море выразилось только в 9.741 траулеросуток, вме­ сто 15.915 траулеросуток по плану, т. е. 61.2 проц. Это уменьшение по­ лучилось за счет сверхплановых етоянок флота в порту. Вместо 7.147 траулеросуток флот простоял Л порту 11.443 траулеросуток, т. е. на 60.1 больше плана. Нз простоев флота в порту особое место занимает длн- и ооль- лнчного состава на судах флота. Технический отдел тралфлота. не­ смотря на большое количество ава­ рий. нЬ сделал нз этого соответству­ ющих выводов п допускает в <*воей практической работе грубые ошибки. Руководство технического отдела не изучило до сих пор кадров механиков и иногда посылает нз суда механиков, не соответствую­ щих своему назначению. Большин­ ство комплавсостава не следует хо­ рошим примерам капитана РТ-45 Егорова н стармеха РТ-29 Макаре­ вича но изучению и воспитанию су­ дового личного состава, а ограничи­ вается административными ренрее- снямн за каждый незначительный проступок- путем увольнения н этим способствует текучести. Плохой технической аке.п.юатацин флота способствовала и несоответ­ ственно построенная зарплата ма­ шинных команд, которые не были материально заинтересованы в со­ хранении механизмов к большем на­ хождении РТ в море. Несмотря на то. что тралфлот рас­ полагает новейшими сложными ме­ ханизмами и Баренцово море имеет неограниченные запасы рыбы, обес­ печивающие работу тралфлота круг­ лый год, стахановское движение раз­ вито очень слабо. На 5 тысяч .моря­ ков и береговых рабочих тралфлота мы сейчас имеем стахановцев только 125 человек. Основная задача работы тралфлота на 1936 г. — подтянуть отстающие траулеры к передовым и обеспечить вылов каждому траулеру 25.000 центнеров рыбы в год и этим самым добиться•выполнения плана второй пятилетки в четыре года. Тем более, что гидрологические условия текущего года, по данным промысла н Полярного института, будут вполне благоприятны. Эта задача для тралфлота вполне выполнима, по требует от всего лич­ ного состава флота быстрейшего устранения всех недочетов, которые имелись в работе тралфлота в 1935 г. Разрабатываемая, иод непосред­ ственным руководством наркома Д. 11. Микояна, индивидуальная сдельщина|талн для судов флота и тгжеиерно-техпи- чоекпх работников, будет способ­ ствовать развитию стахановского движения во флоте и внесет материальную заинтересованность каждого лица за порученпый ему участок работы. От работников флота и комплавсостава судов про­ ведение по-настоящему индивидуаль­ ной сдельщины потребует большой работы но выявлению нронзвотн- телыюстн труда каждого члена команды и определению за каждый день его заработка. Управлению тралфлота н, особенно, главному ин­ женеру п главному капитану необхо­ димо в ближайшие дни закончить работу но укомплектованию судов соответствующим комплзвеоставом за счет выпускаемых механиков п штурманов нз Мортехникума, команд­ ного состава и твердого закрепления этих лип за каждым еудном. Учитывая неоднородность главных машин и вспомогательных механиз­ мов на судах тралфлота. техническо­ му отделу необходимо в январе разработать две программы для судоп с машинами «Лени» и Христиане- Мейер» с тем. чтобы спешплнзтпо- вать механиков -«вурсантов, за ме­ сяц до окончания учебы, но этнч программам и в соответствии с их по­ знаниями распределять по судам. Капитанам РТ необходимо повести решительную борьбу, и, в первую очередь, среди командного состава, за подпитие трудтнепнилины на судне, укрепляя авторитет начальника на судне, широко развивая стахановское движение. Гюевое задание тов.' Микояна — не менее 1.500 1936 Одно из условий хорошего промысла—это уметь держаться на рыбе. Для этого не надо выдумывать ничего особенного, Я это делаю, определяясь в морс астрономически, как правило ставлю буй, внимательно слежу за изменениями глубин, не пере­ доверяя этого только штурма­ нам Для точного определения глубины следовало бы ввести на каждом судне эхолот. На дизельных траулерах эхолоты есть но онн не работают, по тому что нет снарядиков. А эхолот определяет глубину без­ укоризненно точно. С 15 февраля 1935 года за весь год механизмы работали безотказно. Хороший подбор кочегаров и их обучение обес­ печили нужное давление пара. Все это — результат того, что основной ведущий состав команды работает на траулере вот ужо по несколько лет. Большое нремя года мы рабо тралом с укороченными крыльями. Чрезвычайно эконо­ мичный трал. Мы промышляла с ним на плохих грунтах и не имели почлдок, что увеличивало вр мп тра/ечия. Значительно быстрее производился спуск и чод'ем. Этот трал надо ввести на всех траулерах флота. Бесперебойнаяработа траулераможет быть обеспечена только людьми, хо­ рошо овладевшими техникойтралового лова. В этом году сильнее чем когда либо, должен быть начат поход за высокую техническую грамотность моряков. Гак, ш работает команда нашего траулера, могут работать все. Капитан РТ 12 —Стрелков. Нчренцовп море. Гусиная банка (по радяо). И С П О Л Ь З О В А Т Ь п о л н о с т ь ю суда и рыболовное снаряжение Минувший год закончили с прорывом все мурманские орга­ низации, занимающиеся прибреж­ ным ловом. Управление берего­ вого промыела (т. Безденежных) выполнило свой план только на 92,7 процента. Морлов (т. Мо- хов)—на 80,8 процента. Кол­ хозы Муррыбакколхозе.огаза (тов. Рубинштейн) - на 83,Я проц. Общий недолов в«ех трех орга­ низаций составив около 125 ты­ сяч центнеров. Единственное об‘яснепнр, ко­ торое руководители этих орга­ низаций дают своему лролову, заключается только в одном: „Косякн сельди не зашли в rv6hi“ . . Словом, единственной втчов- иицей оказывается сельдь. О тр , видите ли, нарушила график и этим подвела незадачливых pv- ководитрлей прибрежного лова. Однако в этом пролове, в этом провале виновна'ио столь­ ко сел*дь, сколько сами руко­ водители. :>а последние годы произошло коренной перевооружение л »в4ц~ кого флота. Допотопные шняки и ели были заменены мотор­ ным* судами, а ловцы обильно снабя;нны орудиями лова, в том числе и такими, каких Мурман раньше никогда не знал: кошель­ ковые невода, тресковые став­ ные сет*», трехстенки, дрифтер­ ные сельдяные и тресковые сет­ ки и' т. п. Однако ято богатей­ шее вооружение осталось орга­ низациями прнбрежпого лова почти неиспользованным. Сде лнн станку исключительно на лоч в запорах, они сонершетно забросили активный лон. Фото Г. Ратфельдера. Резко, в несколько раз, сни­ зился лов трески, хотя с имею щнмся вооружением он легко мог быть не только сохранен на прежнем уровней но н зна­ чительно увеличен. На парус­ ной посуде, исключительно на уду и яруса, рыбаки вылавли­ вали раньше 150 тысяч центне­ ров трески в год. А сейчас на судах, на которых можно гораз до дальше выходить в море, с разнообразным богатым воору­ жением, прибрежный промысел не смог выловить даже и чет вертую часть этого количества. Игнорируется и дрифтерный лоч сельдн, как об этом уже не рая писала .Полярная правда-. Руководители рыбохозяйствен ных и рыболовецких организа­ ций упорно не желают понять того, что только постоянная кругло годовая работа, с полным использованием судов и орудий лова, при умелом маневрирова­ нии в выборе об'екта промысла, сумеет обеспечить им такой вы­ лов, при котором никакие на­ рушения сельдью „графиков* своих передвижений не будут для них страшны, и не будут от­ ражаться так гибельно на вы­ полнении плана. В стране развернулось широ­ кое движение за полное исполь­ зование техники, ва полное ов­ ладение ею, за максимальное увеличение производительности труда и продукции. И совершен­ но недопустимо, когда моторный флот организаций прибрежного лова месяцами отстаивается на приколе или находятся в ремон­ те, орудия лова лежал1в складах и ловцы ничего не делаюг. Тов. Микоян сказал относи­ тельно Мурмана что „успехи у них относительны. Их достиже­ ния считаются успехом потому, что раньше уж очень было пло­ хо, а тенерь стало лучше. Но то, что вчера было хорошо, сегодня уже плохо, недостаточ­ но14. Эго суровое предупреждение наркома должно стать перелом­ ным моментом в работе ор­ ганизаций прибрежного про­ мысла и 1936 годдолжен пройти под знаком широкого равверты- вання подлинно по-етахановски, с полным использованием судов, орудий лова и ловцов и самым широким разворотом активного лова. • В. КОВАЛЕВ. История с продолжением выловить тнеров в I может выполнить тыс. пен­ тоду — тралфлот II выполнит. Р Е З Е Р В Ы „Мы имеем огромные технические мощ­ ности, и если мы как следует организуем стахановское движение, т о мы добьемся ее личайших новых успехов “ (С. ОРДЖОНИКИДЗЕ). В блестящей речи на всесоюз­ ном совещании етахановцев нар­ ком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе привел не­ сколько примеров того, как ста­ хановское движение совершило подлинную революцию не толь­ ко на производстве, но и в умах многих руководителей наших промышленных предприятий. Он рассказал о заводе № 37, ди­ ректор которого т. Гутнов .че­ стно, по большевистски заявил, что не только этих дополнитель ных станков не надо, но у него оказались лишние станки. То же самое было с товарищами с Тульского оружейного завода, которые не так давно тоже жа­ ловались на недостаток стан­ ков. а теперь обещают поднять производительность тех станков которые у них имеются, на 40 проц/ Эти примеры особенно поу­ чительны и вместе с тем осо­ бенно контрастны, если со­ поставить их с положением на ведущем предприятии Мурман ска—Судоремонтном заводе и с позицией, занимаемой его руко­ водителями. Не так давно директор завода Богачев, выступая на совещании в Наркомпищепроме, произнес ал­ лилуйную тираду об .успехах", который в действительности со­ всем мизерны и о недостаточ­ ности 31водского оборудования, об отсутствии в ассортименте станочною парка вавода ряда станков. Нарком пищевой про­ мышленности тов. МИКОЯН корот кимп, полными сарказма репли ка ми, прочитал Богачеву урок, который, очевидно, хорошо ус­ воится директором Судоремонт ного вавода, не затруднивше­ го себя заботой подсчитать действительные ресурсы, коэ- фициенты полезного действия оборудования. Каковы же действительные резервы эавода? Имеют лр под собой хоть какую либо базу ут­ верждения Богачева? И каковы, наконец, источники этих утвер­ ждений, кстати сказать, не одно­ го только Богачева? Последний вопрос можно было бы не под­ вергать серьезному анализу, ес­ ли бы этот вопрос не олнцетво рял собой целую систему, па­ губную практику существующего технического руководства заво­ дом. Оборудование механического пеха,—гордость Судоремонтного завода. Прекрасные станки — шведские, французские, нрмец кие, пе уступающие им по ка­ честву станки отечественного производства, они были даны заводу партией и правитель ством с четкой большевистской директивой—полностью исполь­ зовать их, выжать из пих все, что онн могут дать. А на самом деле, как реализовывалось это указание? Вот токарный станок № 13 системы .Браун*. Машинное время его—50,5 процента, вспо­ могательное время—37,5 про­ цента. Машинное время фрезер ного станка № 18— 44,2 проц. Совершенно безобразно ис­ пользуется восьмнметровый рас­ точной станок Мг 16. В большин­ стве случаев он простаивает и только *27,4 процента всего вре­ мени находятся в движении. Прекраспын станок, по словам руководителей завода, до сих пор еще осваивается. Длитель­ ный „процесс освоения" угро­ жает при существующем сейчас на заводе отношении к оборудо­ ванию растянуться на неопро деленное время. Шлифовальный станок ."N; 11 по сравнению с другими стан­ ками цеха используется лучше. Но и на этом станке имеется полная возможность дать вдвое, втро>* больше существующей производительности. С т а н о к сконструирован так, что он мо жет производить одновременную обработку 4-х деталей. В дейст вительности же он обрабатывает только одну деталь. А когда мастер станочного участка Змет- ный предложил начать на шли­ фовальном станке одновремен­ ную обработку нескольких дета­ лей, его одернули не в меру ре­ тивые руководители цеха. И не только на шлифоваль ном станке возможна система одновременной обработки дета­ лей. На ряде других станков цеха можно и нужно переходить на такую же, уже испытанную на других заводах Союза, прак тику работы. Что требуется для этого? Нужно установить совер­ шенно точную, максимально тщательную разметку серийных деталей, чтобы токарь при по­ становке их на станок не тра­ тил время па высчеты, уже произведенные раньше, на при гонку оборудования, только что применявшуюся при обработке предшествующей однотипной де­ тали. В механическом цехе, как в веркале отражается порочная си­ стема технического руководства ваводом. Система, ориентирую­ щаяся на кустарность, опираю­ щаяся на боязливое отношение в производственному новаторству Когда цеху предложили приме­ нить графический учет по сиете- Судоремонтный завод. Восьмиметровый расточный станок № 16 ис­ пользуется только 24,7 процента рабочего времени... ----------- • * ----------- Начало этой печальной исто­ рии восстановить сейчас почти невозможно. Доподлинно извест­ но только, одно что злополучный вопрос об открытии красного уголка па тралбазе все еще стоит на повестке дня точно так же, как и два года назад. Ьще 18 ноября 1934 года мо рякн пяти траулеров РГ-7, 10, 09, 81, 75 в своем письме греб..вали: „ОТКРЫТЬ КУЛЬТУРНЫЙ уголок на тралбазе к окружному с‘езду Советов-. Как и все пред- чвлтвующне пвсьма, оно было ф . дгпито в об'емнетое дело и предано забвению Новейшая история с красным уголком ничем не отличается от своего прошлого. После не­ однократных требований моря­ ков управляющий Мурманрыбой т. Све.тон в начале; июля отдал приказ построить красный уголок на тралбазе К 1 сентября. Строитель­ ной конторе рыбного порта бы­ ло дано задание -составить проект nepet борудования здания девиа- цвонной камеры под красный уголок. Дальнейшие приказы и протоколы нарастали в обычном порядке. После этого приказа состоялось знаменательное сове­ щание т. Светова с председате­ лем ЦК союза рыбников т. Нин- дюр, на которому было снова ре­ шено построить красный уголок ужа К 15 сентября. Строительная кон­ тора рыбцорта получила зада­ ние... Во время пребывания в Мур­ манске нарком пищевой про­ мышленности тов. Микоян, бу­ дучи в тралфлоте, категориче­ ски приказал т.т. 'Светову, Ми- нееву приступить к постройке и оборудованию красного угол ка. Руководители Мурманрыбы и тралфлота снова постановили (в который рае) переоборудовать девиапионную камеру под крас­ ный уголок Но тут -произошло неожиданное 'препятствие. По­ жарная инспекция запретила переоборудование этого здания. На некоторое время вдпрос ос­ тавался „открытым-. И, наконец, самое последнее решение со­ стоит в том, чтобы начать пе­ реоборудовать тралово-такелаж­ ную мастерскую под красный уголок. Между прочим, об этом же самом говорилось полтора года тому назад. Одним словом все идет своим чередом: составляются проектьГ, пншутйя приказы и нет только одного—красного уголка. ' • И. Г. 30 до 50 процентов рабочего дня-оно пропадает впустую, не активной ,ра- баланс ме Ганта, в цехе отмахнулись от этого предложения. И это нто вре­ мя, когда' предложенная система давала возможность не только по дням, а даже ио часам и мнну там учитывать использование оборудования и оперативно вы являть причины ^загруженности станков, • Графический учет, впервые на ваводе примененный кузнеч ным цехом, блестяще подтвер­ дил свою жизненность н целе­ сообразность. Благодаря этому учету удалось безоговорочно установить, что пневматический молот мощностью в 1000 кило­ граммов используется совершен­ но недостаточно. 6 января в первую смену не 7 фактических часов, 2 часа 51 минуту молот не работал. 105 МИНУТ он простоял не - ва нагрева цилиндра. Можно ли устранить нагрев и добиться пол ного использования самого мощ­ ного молота кувницы? Безуслов­ но. Для этого, во-первых, нуж­ но сделать водяную рубашку к пнлнндру, которая устранит н.греванне и во-вторых, обес­ печить бесперебойное снабжение цеха технически грамотными, безошибочными чертежами. Но для выполнения первого и, по жалуй, самого главнЪго условия нормального использования обо­ рудования кузницы требуется б.»лыпевастская забота руковод ства завода. А мы знаем, хотя бы, на примере устройства вто­ рой нефтяной печи в той же кувннце, что это обязательное качество для руководителя пред­ приятия, у директора вавода Бо гачева и* его помощника по тех­ нической части Гобчанского — от­ сутствует. Таково положение с исполь­ зованием оборудования в меха­ ническом пехе и кузнице. Возь- мрм еще одни нч основных це­ хов завода—корпусно-котельный. Ряд наблюдений, проведенных в течение последних полутора месяцев эа работами по ремой ту корпуса РТ-50 „Мойва**, под тверждает еще раз совершенно нетерпимое использование цехо­ вого оборудования и рабочей силы. Время нагрева составляет от входит в боты. На работе .правка шпангоута* в цехе, время нагрева—48 про­ центов рабочего дня. Но еелн одновременно вести работу с двумя шпангоутами (всего вып­ равлялось 12 шпангоутов) пра вить один, в то время как дру­ гой нагревается —производитель­ ность труда может быть увели­ чена минимально на 25—30 про центов. При выправке киля нагрев занимает 43 процента рабочего дня. Каждый нагрев продолжает­ ся не менее 1,5 часа, а иногда доходит и до 3-х часов. Все это время бригада из 5 человек мог­ ла быть исшшзована на дру­ гих работах вдесь же, на слипе. То же самое нужно сказать и о правке листов, вмятин и дру­ гой подобной работе, которой прн вгяком ремонте корпуса, о с о б е н н о восстановительном, очень много. Наблюдения показали, что большое количество потерь вре­ мени возникает из-за совершей- но недостаточного инструктажа и наблюдения 8а работой во сто­ роны мастеров. По отдельным работам потерн по этой причине составляют 25—30 процентов. Прн изготовлении новой дымо­ вой трубы около, 10 процентов всего затраченного времени уш­ ло непроизводительно, так как прн разметке листов рабочие допустили ошибку, а бригадир нъ проверил работу. В резуль тате патрубки оказались одного диаметра и их пришлось разбор­ товывать и с большим трудом эагонять друг в друга. А.как часто теряется дорого­ стоящее время из-эа неподго­ товленности работы! Когда бри­ гада пришла устанавливать шпан гоут, оказалось, что сначала надо снять шаблон с соседнего шпан­ гоута. В результате— 44 процен­ та простоя к времени полезной работы. Прн работах, связанных с на гревом, последний, как правило, начинается после гудка, и в ожидании утреннего и после­ обеденного нагрева бригада тра­ тит большое количество време­ ни. Так, при выправке киля, в ожидании утреннего нагрева 4 человека простояли: в первый день 215 минут, во второй— 131 минуту, а всего 346 минут. Вся же работа заняла около 900 минут. Прн правке вмятин листа второго пояса в ожидании утреннего нагрева 5 человек простояли 348 минут. Таковы факты по трем цехам Судоремонтного завода. Факты, требующие вемедленных прак­ тических выводов. Факты, пока­ зывающие, какие неисчерпаемые резервы имеет завод для того, чтобы на существующем обору­ довании дать высокий класс ра­ боты, резко отличный от тепе­ решнего—порочного, некудыш- ного, неизбежно ведущего к про­ рыву. Директор эавода Богачев дол­ жен, наконец, понять, что дело, успех работы будет решать нн дополнительное оборудование, не новые станки, а культурная ор­ ганизация производств^. Органи­ зация, способствующая росту стахановского движения на за­ воде, который имеет все возмож­ ности быстро преодолеть круп­ нейшие недочеты. Не плакать, не жаловаться на отсутствие оборудования, а вы­ жимать все возможное ив имею щегося, выдвинув на техниче­ ское руководство ваводом дель­ ного, работоспособного инжене­ ра,—вот, что надо сейчас сде­ лать. Б. МОЙЖЕС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz