Полярная правда. 1936, январь
/ оно Cmaf aH0eCK0e движение не только опрокидывает старые нормы, опрокидывает старую организацию производственных процессов оно требует перестройки всего руководства производства ЗАДАНИЕ НАРКОМА мы выполним с че с т ью! Из речи т. А. МИКОЯНА на декабрьском пленуме ЦК ВКП(б) Граловын флот Мурманрыбы, не смотря на благоприятные гидрологи ческие условия н наличие в Б,'фон довом море в течение всего года ? мощных косяков рыбы, плесто одно ю миллиона центнеров fm плану, вы- j ловил за 1935 г. только 984.3Л7 центнеров рыбы и перевел 738.500 центнеров селип. ' 5.796 Качество рыбопродукции но отно-1 Начальник тралового флота — И. Б. БОГАЧЕВ шенню и 1934 г., а также к утвер жденному плану Наркомннщенромом, нссболым улучшилось, но выход све жей рыбы составил только 56 проц. от плана. Неравномерная работа су дов* в 1934 году не была нами не правлена и в 19Л5 году. Анализируя работу каждого трау лера за 1935 г., видно, что ряд траулеров, как-то: РТ-29 «Киров». РТ-9 «Ролик»,-РТ-1 «Акула», РТ-1П «Лебедка», РТ-12 «Трал», РТ-15 «Засолщнк», РТ-21 «Тралмейстер», РТ-61, РТ-62, РТ-71. РТ-72, име ют уловы от 21 до 38 тыс. центн. в год. Наряду с такими хорошими уло вами, мы имеем суда с низкими по казателями. как-то: 1*1-8* РТ-19. РТ-20, РТ-34, РТ-59. РТ-79. кото рые выполнили план только. на 26—60 проц. и и абсолютных циф рах — от 3.400 центн. до 8.000 ненти. г год. Нз приведенного видно, что трал- i|uw t имел огромные резервы, кото рые не смог использовать в 1935 г. Если бы все IT работали но приме ру тельный ремонт, который выразился вместо 2.701 суток по плану, в траулеросуток, т. с. 214.6 п 1 >оц. плана. сут. — сут. — РТ-2 в плановом ремонте просто- I ял вместо 52 суток по плану — 118 суток, IT-7 вместо 38 суток— J 44 суток, РТ-8вместо 40суток— 188 сут., РТ-17 вместо ‘21 114 сут.. РТ-19 вместо 52 I ‘1 6 суток и т. д. Большие простои судов в порту, помимо не налаженной и плохой ра боты Судоремонтного завода, зави ся! от личного состава траулеров, плохо обслуживающего механизмы судов, н нарушения правил -судовож дения н промысла. • Зто подтверждается тем. \что за ■1935 год было 25 аварий главных машин и вспомогательных механиз мов и 83 аварии по вине судоводи телей. Большая аварийность в тралфло- те, помимо материального ущерба, сильно затрудняла налаживание ра- "оты Судоремонтного завода и мепм- ла выполнению плана. , , Основной причиной такой аварий ности является низкая труддисцинлн- иа. особенно среди некоторой части комплавсостава. техническая непод- В П0Х8Д ЗА ТЕХНИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ МОРЯКОВ передовых траулеров, то мы мог-»готовлешметь команд судов ли бы не только выполнить план ttun текгчесть прошлого года, но и дать стране до полнительно полмил.шопа центнеров рыбы.* Активная работа с тралом вместо 65.6 проц. в 1934 году, выразилась г. 1935 г. только с 60.2 проц. Уло вы же на час траления выразились вместо 8 toiui — 1934 г. до 11.5 тонны г. 19:15 г.. что подтверждает наличие больших косяков промысло вой рыбы. Ухудшение режима активной рабо ты с тралом надо отнести за счет неумения некоторых судоводителей держаться на рыбиых косяках, не правильной расстановки рабочей си лы при спуске н нодеме трала, штормо-Ооязнн. а также необеснече- ние машинными командами промы слового хода и лежание в дрейфе из- за ремонта механизма. Нахождение еудов тралфлота в море выразилось только в 9.741 траулеросуток, вме сто 15.915 траулеросуток по плану, т. е. 61.2 проц. Это уменьшение по лучилось за счет сверхплановых етоянок флота в порту. Вместо 7.147 траулеросуток флот простоял Л порту 11.443 траулеросуток, т. е. на 60.1 больше плана. Нз простоев флота в порту особое место занимает длн- и ооль- лнчного состава на судах флота. Технический отдел тралфлота. не смотря на большое количество ава рий. нЬ сделал нз этого соответству ющих выводов п допускает в <*воей практической работе грубые ошибки. Руководство технического отдела не изучило до сих пор кадров механиков и иногда посылает нз суда механиков, не соответствую щих своему назначению. Большин ство комплавсостава не следует хо рошим примерам капитана РТ-45 Егорова н стармеха РТ-29 Макаре вича но изучению и воспитанию су дового личного состава, а ограничи вается административными ренрее- снямн за каждый незначительный проступок- путем увольнения н этим способствует текучести. Плохой технической аке.п.юатацин флота способствовала и несоответ ственно построенная зарплата ма шинных команд, которые не были материально заинтересованы в со хранении механизмов к большем на хождении РТ в море. Несмотря на то. что тралфлот рас полагает новейшими сложными ме ханизмами и Баренцово море имеет неограниченные запасы рыбы, обес печивающие работу тралфлота круг лый год, стахановское движение раз вито очень слабо. На 5 тысяч .моря ков и береговых рабочих тралфлота мы сейчас имеем стахановцев только 125 человек. Основная задача работы тралфлота на 1936 г. — подтянуть отстающие траулеры к передовым и обеспечить вылов каждому траулеру 25.000 центнеров рыбы в год и этим самым добиться•выполнения плана второй пятилетки в четыре года. Тем более, что гидрологические условия текущего года, по данным промысла н Полярного института, будут вполне благоприятны. Эта задача для тралфлота вполне выполнима, по требует от всего лич ного состава флота быстрейшего устранения всех недочетов, которые имелись в работе тралфлота в 1935 г. Разрабатываемая, иод непосред ственным руководством наркома Д. 11. Микояна, индивидуальная сдельщина|талн для судов флота и тгжеиерно-техпи- чоекпх работников, будет способ ствовать развитию стахановского движения во флоте и внесет материальную заинтересованность каждого лица за порученпый ему участок работы. От работников флота и комплавсостава судов про ведение по-настоящему индивидуаль ной сдельщины потребует большой работы но выявлению нронзвотн- телыюстн труда каждого члена команды и определению за каждый день его заработка. Управлению тралфлота н, особенно, главному ин женеру п главному капитану необхо димо в ближайшие дни закончить работу но укомплектованию судов соответствующим комплзвеоставом за счет выпускаемых механиков п штурманов нз Мортехникума, команд ного состава и твердого закрепления этих лип за каждым еудном. Учитывая неоднородность главных машин и вспомогательных механиз мов на судах тралфлота. техническо му отделу необходимо в январе разработать две программы для судоп с машинами «Лени» и Христиане- Мейер» с тем. чтобы спешплнзтпо- вать механиков -«вурсантов, за ме сяц до окончания учебы, но этнч программам и в соответствии с их по знаниями распределять по судам. Капитанам РТ необходимо повести решительную борьбу, и, в первую очередь, среди командного состава, за подпитие трудтнепнилины на судне, укрепляя авторитет начальника на судне, широко развивая стахановское движение. Гюевое задание тов.' Микояна — не менее 1.500 1936 Одно из условий хорошего промысла—это уметь держаться на рыбе. Для этого не надо выдумывать ничего особенного, Я это делаю, определяясь в морс астрономически, как правило ставлю буй, внимательно слежу за изменениями глубин, не пере доверяя этого только штурма нам Для точного определения глубины следовало бы ввести на каждом судне эхолот. На дизельных траулерах эхолоты есть но онн не работают, по тому что нет снарядиков. А эхолот определяет глубину без укоризненно точно. С 15 февраля 1935 года за весь год механизмы работали безотказно. Хороший подбор кочегаров и их обучение обес печили нужное давление пара. Все это — результат того, что основной ведущий состав команды работает на траулере вот ужо по несколько лет. Большое нремя года мы рабо тралом с укороченными крыльями. Чрезвычайно эконо мичный трал. Мы промышляла с ним на плохих грунтах и не имели почлдок, что увеличивало вр мп тра/ечия. Значительно быстрее производился спуск и чод'ем. Этот трал надо ввести на всех траулерах флота. Бесперебойнаяработа траулераможет быть обеспечена только людьми, хо рошо овладевшими техникойтралового лова. В этом году сильнее чем когда либо, должен быть начат поход за высокую техническую грамотность моряков. Гак, ш работает команда нашего траулера, могут работать все. Капитан РТ 12 —Стрелков. Нчренцовп море. Гусиная банка (по радяо). И С П О Л Ь З О В А Т Ь п о л н о с т ь ю суда и рыболовное снаряжение Минувший год закончили с прорывом все мурманские орга низации, занимающиеся прибреж ным ловом. Управление берего вого промыела (т. Безденежных) выполнило свой план только на 92,7 процента. Морлов (т. Мо- хов)—на 80,8 процента. Кол хозы Муррыбакколхозе.огаза (тов. Рубинштейн) - на 83,Я проц. Общий недолов в«ех трех орга низаций составив около 125 ты сяч центнеров. Единственное об‘яснепнр, ко торое руководители этих орга низаций дают своему лролову, заключается только в одном: „Косякн сельди не зашли в rv6hi“ . . Словом, единственной втчов- иицей оказывается сельдь. О тр , видите ли, нарушила график и этим подвела незадачливых pv- ководитрлей прибрежного лова. Однако в этом пролове, в этом провале виновна'ио столь ко сел*дь, сколько сами руко водители. :>а последние годы произошло коренной перевооружение л »в4ц~ кого флота. Допотопные шняки и ели были заменены мотор ным* судами, а ловцы обильно снабя;нны орудиями лова, в том числе и такими, каких Мурман раньше никогда не знал: кошель ковые невода, тресковые став ные сет*», трехстенки, дрифтер ные сельдяные и тресковые сет ки и' т. п. Однако ято богатей шее вооружение осталось орга низациями прнбрежпого лова почти неиспользованным. Сде лнн станку исключительно на лоч в запорах, они сонершетно забросили активный лон. Фото Г. Ратфельдера. Резко, в несколько раз, сни зился лов трески, хотя с имею щнмся вооружением он легко мог быть не только сохранен на прежнем уровней но н зна чительно увеличен. На парус ной посуде, исключительно на уду и яруса, рыбаки вылавли вали раньше 150 тысяч центне ров трески в год. А сейчас на судах, на которых можно гораз до дальше выходить в море, с разнообразным богатым воору жением, прибрежный промысел не смог выловить даже и чет вертую часть этого количества. Игнорируется и дрифтерный лоч сельдн, как об этом уже не рая писала .Полярная правда-. Руководители рыбохозяйствен ных и рыболовецких организа ций упорно не желают понять того, что только постоянная кругло годовая работа, с полным использованием судов и орудий лова, при умелом маневрирова нии в выборе об'екта промысла, сумеет обеспечить им такой вы лов, при котором никакие на рушения сельдью „графиков* своих передвижений не будут для них страшны, и не будут от ражаться так гибельно на вы полнении плана. В стране развернулось широ кое движение за полное исполь зование техники, ва полное ов ладение ею, за максимальное увеличение производительности труда и продукции. И совершен но недопустимо, когда моторный флот организаций прибрежного лова месяцами отстаивается на приколе или находятся в ремон те, орудия лова лежал1в складах и ловцы ничего не делаюг. Тов. Микоян сказал относи тельно Мурмана что „успехи у них относительны. Их достиже ния считаются успехом потому, что раньше уж очень было пло хо, а тенерь стало лучше. Но то, что вчера было хорошо, сегодня уже плохо, недостаточ но14. Эго суровое предупреждение наркома должно стать перелом ным моментом в работе ор ганизаций прибрежного про мысла и 1936 годдолжен пройти под знаком широкого равверты- вання подлинно по-етахановски, с полным использованием судов, орудий лова и ловцов и самым широким разворотом активного лова. • В. КОВАЛЕВ. История с продолжением выловить тнеров в I может выполнить тыс. пен тоду — тралфлот II выполнит. Р Е З Е Р В Ы „Мы имеем огромные технические мощ ности, и если мы как следует организуем стахановское движение, т о мы добьемся ее личайших новых успехов “ (С. ОРДЖОНИКИДЗЕ). В блестящей речи на всесоюз ном совещании етахановцев нар ком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе привел не сколько примеров того, как ста хановское движение совершило подлинную революцию не толь ко на производстве, но и в умах многих руководителей наших промышленных предприятий. Он рассказал о заводе № 37, ди ректор которого т. Гутнов .че стно, по большевистски заявил, что не только этих дополнитель ных станков не надо, но у него оказались лишние станки. То же самое было с товарищами с Тульского оружейного завода, которые не так давно тоже жа ловались на недостаток стан ков. а теперь обещают поднять производительность тех станков которые у них имеются, на 40 проц/ Эти примеры особенно поу чительны и вместе с тем осо бенно контрастны, если со поставить их с положением на ведущем предприятии Мурман ска—Судоремонтном заводе и с позицией, занимаемой его руко водителями. Не так давно директор завода Богачев, выступая на совещании в Наркомпищепроме, произнес ал лилуйную тираду об .успехах", который в действительности со всем мизерны и о недостаточ ности 31водского оборудования, об отсутствии в ассортименте станочною парка вавода ряда станков. Нарком пищевой про мышленности тов. МИКОЯН корот кимп, полными сарказма репли ка ми, прочитал Богачеву урок, который, очевидно, хорошо ус воится директором Судоремонт ного вавода, не затруднивше го себя заботой подсчитать действительные ресурсы, коэ- фициенты полезного действия оборудования. Каковы же действительные резервы эавода? Имеют лр под собой хоть какую либо базу ут верждения Богачева? И каковы, наконец, источники этих утвер ждений, кстати сказать, не одно го только Богачева? Последний вопрос можно было бы не под вергать серьезному анализу, ес ли бы этот вопрос не олнцетво рял собой целую систему, па губную практику существующего технического руководства заво дом. Оборудование механического пеха,—гордость Судоремонтного завода. Прекрасные станки — шведские, французские, нрмец кие, пе уступающие им по ка честву станки отечественного производства, они были даны заводу партией и правитель ством с четкой большевистской директивой—полностью исполь зовать их, выжать из пих все, что онн могут дать. А на самом деле, как реализовывалось это указание? Вот токарный станок № 13 системы .Браун*. Машинное время его—50,5 процента, вспо могательное время—37,5 про цента. Машинное время фрезер ного станка № 18— 44,2 проц. Совершенно безобразно ис пользуется восьмнметровый рас точной станок Мг 16. В большин стве случаев он простаивает и только *27,4 процента всего вре мени находятся в движении. Прекраспын станок, по словам руководителей завода, до сих пор еще осваивается. Длитель ный „процесс освоения" угро жает при существующем сейчас на заводе отношении к оборудо ванию растянуться на неопро деленное время. Шлифовальный станок ."N; 11 по сравнению с другими стан ками цеха используется лучше. Но и на этом станке имеется полная возможность дать вдвое, втро>* больше существующей производительности. С т а н о к сконструирован так, что он мо жет производить одновременную обработку 4-х деталей. В дейст вительности же он обрабатывает только одну деталь. А когда мастер станочного участка Змет- ный предложил начать на шли фовальном станке одновремен ную обработку нескольких дета лей, его одернули не в меру ре тивые руководители цеха. И не только на шлифоваль ном станке возможна система одновременной обработки дета лей. На ряде других станков цеха можно и нужно переходить на такую же, уже испытанную на других заводах Союза, прак тику работы. Что требуется для этого? Нужно установить совер шенно точную, максимально тщательную разметку серийных деталей, чтобы токарь при по становке их на станок не тра тил время па высчеты, уже произведенные раньше, на при гонку оборудования, только что применявшуюся при обработке предшествующей однотипной де тали. В механическом цехе, как в веркале отражается порочная си стема технического руководства ваводом. Система, ориентирую щаяся на кустарность, опираю щаяся на боязливое отношение в производственному новаторству Когда цеху предложили приме нить графический учет по сиете- Судоремонтный завод. Восьмиметровый расточный станок № 16 ис пользуется только 24,7 процента рабочего времени... ----------- • * ----------- Начало этой печальной исто рии восстановить сейчас почти невозможно. Доподлинно извест но только, одно что злополучный вопрос об открытии красного уголка па тралбазе все еще стоит на повестке дня точно так же, как и два года назад. Ьще 18 ноября 1934 года мо рякн пяти траулеров РГ-7, 10, 09, 81, 75 в своем письме греб..вали: „ОТКРЫТЬ КУЛЬТУРНЫЙ уголок на тралбазе к окружному с‘езду Советов-. Как и все пред- чвлтвующне пвсьма, оно было ф . дгпито в об'емнетое дело и предано забвению Новейшая история с красным уголком ничем не отличается от своего прошлого. После не однократных требований моря ков управляющий Мурманрыбой т. Све.тон в начале; июля отдал приказ построить красный уголок на тралбазе К 1 сентября. Строитель ной конторе рыбного порта бы ло дано задание -составить проект nepet борудования здания девиа- цвонной камеры под красный уголок. Дальнейшие приказы и протоколы нарастали в обычном порядке. После этого приказа состоялось знаменательное сове щание т. Светова с председате лем ЦК союза рыбников т. Нин- дюр, на которому было снова ре шено построить красный уголок ужа К 15 сентября. Строительная кон тора рыбцорта получила зада ние... Во время пребывания в Мур манске нарком пищевой про мышленности тов. Микоян, бу дучи в тралфлоте, категориче ски приказал т.т. 'Светову, Ми- нееву приступить к постройке и оборудованию красного угол ка. Руководители Мурманрыбы и тралфлота снова постановили (в который рае) переоборудовать девиапионную камеру под крас ный уголок Но тут -произошло неожиданное 'препятствие. По жарная инспекция запретила переоборудование этого здания. На некоторое время вдпрос ос тавался „открытым-. И, наконец, самое последнее решение со стоит в том, чтобы начать пе реоборудовать тралово-такелаж ную мастерскую под красный уголок. Между прочим, об этом же самом говорилось полтора года тому назад. Одним словом все идет своим чередом: составляются проектьГ, пншутйя приказы и нет только одного—красного уголка. ' • И. Г. 30 до 50 процентов рабочего дня-оно пропадает впустую, не активной ,ра- баланс ме Ганта, в цехе отмахнулись от этого предложения. И это нто вре мя, когда' предложенная система давала возможность не только по дням, а даже ио часам и мнну там учитывать использование оборудования и оперативно вы являть причины ^загруженности станков, • Графический учет, впервые на ваводе примененный кузнеч ным цехом, блестяще подтвер дил свою жизненность н целе сообразность. Благодаря этому учету удалось безоговорочно установить, что пневматический молот мощностью в 1000 кило граммов используется совершен но недостаточно. 6 января в первую смену не 7 фактических часов, 2 часа 51 минуту молот не работал. 105 МИНУТ он простоял не - ва нагрева цилиндра. Можно ли устранить нагрев и добиться пол ного использования самого мощ ного молота кувницы? Безуслов но. Для этого, во-первых, нуж но сделать водяную рубашку к пнлнндру, которая устранит н.греванне и во-вторых, обес печить бесперебойное снабжение цеха технически грамотными, безошибочными чертежами. Но для выполнения первого и, по жалуй, самого главнЪго условия нормального использования обо рудования кузницы требуется б.»лыпевастская забота руковод ства завода. А мы знаем, хотя бы, на примере устройства вто рой нефтяной печи в той же кувннце, что это обязательное качество для руководителя пред приятия, у директора вавода Бо гачева и* его помощника по тех нической части Гобчанского — от сутствует. Таково положение с исполь зованием оборудования в меха ническом пехе и кузнице. Возь- мрм еще одни нч основных це хов завода—корпусно-котельный. Ряд наблюдений, проведенных в течение последних полутора месяцев эа работами по ремой ту корпуса РТ-50 „Мойва**, под тверждает еще раз совершенно нетерпимое использование цехо вого оборудования и рабочей силы. Время нагрева составляет от входит в боты. На работе .правка шпангоута* в цехе, время нагрева—48 про центов рабочего дня. Но еелн одновременно вести работу с двумя шпангоутами (всего вып равлялось 12 шпангоутов) пра вить один, в то время как дру гой нагревается —производитель ность труда может быть увели чена минимально на 25—30 про центов. При выправке киля нагрев занимает 43 процента рабочего дня. Каждый нагрев продолжает ся не менее 1,5 часа, а иногда доходит и до 3-х часов. Все это время бригада из 5 человек мог ла быть исшшзована на дру гих работах вдесь же, на слипе. То же самое нужно сказать и о правке листов, вмятин и дру гой подобной работе, которой прн вгяком ремонте корпуса, о с о б е н н о восстановительном, очень много. Наблюдения показали, что большое количество потерь вре мени возникает из-за совершей- но недостаточного инструктажа и наблюдения 8а работой во сто роны мастеров. По отдельным работам потерн по этой причине составляют 25—30 процентов. Прн изготовлении новой дымо вой трубы около, 10 процентов всего затраченного времени уш ло непроизводительно, так как прн разметке листов рабочие допустили ошибку, а бригадир нъ проверил работу. В резуль тате патрубки оказались одного диаметра и их пришлось разбор товывать и с большим трудом эагонять друг в друга. А.как часто теряется дорого стоящее время из-эа неподго товленности работы! Когда бри гада пришла устанавливать шпан гоут, оказалось, что сначала надо снять шаблон с соседнего шпан гоута. В результате— 44 процен та простоя к времени полезной работы. Прн работах, связанных с на гревом, последний, как правило, начинается после гудка, и в ожидании утреннего и после обеденного нагрева бригада тра тит большое количество време ни. Так, при выправке киля, в ожидании утреннего нагрева 4 человека простояли: в первый день 215 минут, во второй— 131 минуту, а всего 346 минут. Вся же работа заняла около 900 минут. Прн правке вмятин листа второго пояса в ожидании утреннего нагрева 5 человек простояли 348 минут. Таковы факты по трем цехам Судоремонтного завода. Факты, требующие вемедленных прак тических выводов. Факты, пока зывающие, какие неисчерпаемые резервы имеет завод для того, чтобы на существующем обору довании дать высокий класс ра боты, резко отличный от тепе решнего—порочного, некудыш- ного, неизбежно ведущего к про рыву. Директор эавода Богачев дол жен, наконец, понять, что дело, успех работы будет решать нн дополнительное оборудование, не новые станки, а культурная ор ганизация производств^. Органи зация, способствующая росту стахановского движения на за воде, который имеет все возмож ности быстро преодолеть круп нейшие недочеты. Не плакать, не жаловаться на отсутствие оборудования, а вы жимать все возможное ив имею щегося, выдвинув на техниче ское руководство ваводом дель ного, работоспособного инжене ра,—вот, что надо сейчас сде лать. Б. МОЙЖЕС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz