Полярная правда. 1936, сентябрь
N . Всенародное обсуждение проекта сталинской Конституции СЛОВО МУРМАНСКИХ ПРИЗЫВНИКОВ Почетный долг Я считаю, что статью 132-ю проекта советской Конституции, где говорится о службе в рядах Крас ной армии, необходимо несколько из менить. Огатья 132-я начинается так: «Всеобщая воинская повинность является законом»... По - моему слово «повинность» к сегодняшней советской действитель ности. совершенно не подходит. Во инская повинность была в .старое, царское время, когда молодежь щю- тив волн сгоняли в казармы, и словно, за какую - нибудь вину, подвергали издевательствам, угнета ющей мунггре. Для нас — советских граждан, призывающихся в любимую Красную армию — военная служба не есть повинность. День призыва — радост ный день. Я был несказанно счаст лив. когда услышал от призывной комиссии: — Годеп в авиацию. С гордостью за свою родину читал я недавно о замечательном полете Леваневского об исключительном воздушном маршруте Молокова. Каж дый советский юноша мечтает бытт. похожим на этих героев. И вот я направлен в авиацию, в героиче скую семью покорителей воздушной стихии. Я предлагаю ст. 132-ю проекта Конституции изложить таким обра- ! сом: «Всеобщая военная служба яв ляется законом. Охрана родины с оружием в ру ках рассматривается в СССР, как де ло гражданской доблести». Много сильных, мужественных молодых граждан СССР получают б эти дни звание красных бойцов. Они с высоким стремлением служить лю бимой родине возьмут руль танков, встанут у пулеметов, у походных ра диостанций, у минных механизмов, на боевом корабле. Я уверен, что пз стахановцев производства, из передовых людей заводов и колхозов гырастут многие тысячи советских героев, непобедимых в бою с врагами родины. Грузчик торгового порта — Иван ДВУРЕЧЕНСКИИ. Страна мудрых сталинских законов Фото Г. Ратфельдера. О с т а т ь е 122 122 статья о правах каждого гражданина СССР на образование, открывает широкие перспективы пе ред нами — молодежью. Мы ] чув ствуем заботу о нас правительства и партии во главе с нашим любимым товарищем Сталиным. Мы должны оправдать это доверие. Мы должны учиться и учиться, у Учиться, чтобы хорошо работать, чтоПы успешнее строить социализм. Я призывник 1914 года — рабо чий Мурманского торгового порта — перед столом призывной комиссии с гордостью рапортую о своих дости жениях на производстве и в учебе. Я— рационализатор. По моему пред ложению переконструирована цир кульная пила, отчего сильно*подня лась 'производительность труда. Кто сделал меня рационализато ром? Моя любимая родина— СССР! Разве станет рабочий капитали стической страны рационализатором. Рационализация влечет за собой со кращение рабочей силы. Он лишит себя и своих товарищей работы и тем самым обречет пх на голод. Мы же, рабочие СССР, сами хо зяева на своем производстве. Мы лю бим н изучаем свое производство, мы отвечаем за все предприятие перед страной. Мы фаботаем и учимся на производстве. Вот почему я рациона лизатор, и я пе один .— нас тыся чи. Мы проходим техническую уче бу, повышаем свою квалификацию, ио мы интересуемся не только про изводством. В этом году я закончил курсы при Окрсовете Осоавиахнма па «хорошо». Недавпо я начал за ниматься в кружке английского язы ка. Широка перед намп дорога. Ста линская Конституция обеспечивает нам радостную, счастливую жизнь. (1. ГОРДЕЕВ — зав. материальным складом Мурторгпорта. Право на отдых Я приехал на призыв нз Нопоя. Мое родное становище находится на меточном берегу Кольского полуост рова. От скал, смоченных пеной мор ского ирлбоя, покрытых-, туманом, тянется бесконечзшя, плоская тун дра. В тундре теперь хозяйствуют кол хозы, строится новая жизнь. Я,— молодой колхозник Павел Долгих, с радостью иду в Красную армию, за щищать нашу советскую землю, на ше общее богатство. В день прнзьгва мне хочется вы сказать пожелание к нашим руково- •дящим окружным и районным орга низациям — лучше обеспечивать осуществление права колхозников на отдых. Скучно молодежи в Поное. Выст роили у нас физкультурную площад ку, но руководителя спорта Окруж ной совет физкультуры не прислал. Площадка все лето была в запусте нии. Не налажена у нас и массовая стрелковая подготовка. Понойский клуб занимает доволь но большое помещение. Но единст венное развлечение в этом клуое— шашки и биллиард. Изредка бывают танцы под гармошку. В течение ле та ни разу не созывался на репети ции драмкружок. Я люблю музыку, играл на басе, но струнный кружок у нас не работает. Есть в Ноное немое кино, но Ленкино снабжает нас картинами счень скверно. В три-четыре месяца один раз появляется у нас новый фильм. Кю.гхозникн с удовольствием послушали бы радио, но оно не ра ботает. Сотрудники радиоузла гово рят, что аккумуляторы не заряжены. Районные организации радиоузлом не интересуются, как - будто орга низация культурного отдыха не пх дело. Культурные потребности колхозни ков растут. U нужно добиться того, чтобы граждане нашего заполярного полуострова, даже в самых далеких станоЕищах — могли полностью осуществить данное сталинской Кон ституцией право на отдых. Колхозник становища Поно Павел ДОЛГИХ. Я от всей души поддерживаю проект сталинской Конституции. Мы все — я и мои товарищи - призыв ники будем вместе со с’ездом Сове! тов мысленно голосовать за такую Конституцию. Мудрые сталинские за коны пашей страны обеспечивают свободное развитие н счастье моло дежи. Несколько лет пазад, я приехал из деревни в город и стал работать плотником. Мне хотелось учиться, получить техническую квалифика цию. Я сказал комсомольской орга низации: — Хочу быть шофером. Советской молодежи открыта доро га к любому труду — хватило бы только способностей и желания ра ботать. Я плгтуттпл на курсы шофе ров н вот теперь, мое желание ис полнилось. Вот уже восемь месяцев, как я вожу автомобиль. Я стахано вец, перевыполняю перевозочный план на 120 проц. и за все время не допустил ни.одной аварии. Хорошо держать г. своих руках руль и чувствовать, что машина под чиняй тебе целиком. Хорошо после работы отправиться на спортплощад ку или с гитарой — на занятия струйного нружка. Зимой хорошо на лыжах. На общепартавых соревноваг ниях я прошел десять километров в 4S минут и занял второе место. Недавно, я ездил в отпуск на ро дину — в Воронежскую область. Я увидел, что и там, в колхозах мои сверстники живут весело и радостно. С первого же дня. товарищи позвали меня в волейбольную команду, участ вовать в районной спартакиаде. С колхозными юношами я мог обме няться мнениями о книге Островско го «Как закалялась сталь». Радостно живет и развивается молодежь во всех селах и городах Советской стра ны. В деревне, где я родился, живет сейчас моя любимица — сестренка, ученица 3-го класса, г)го замечатель ная девочка. У нее большие способ ности к рисованию и она мечтает стать художницей. На прощанье — перед от'ездом в Мурманск— я ска зал ей. что иду служить в Красную армию, чтобы ничто в мире не поме шало нашим братьям и сестрам осуществить их творческую мечту. Вместе со мной призывается па военную службу мой приятель — стахановец Абрамов, недавний черно рабочий, а ныне десятник. Много пас, — призывников - стахановцев, / воспитанных социалистической роди ной. Дело нашей чести и славы — защищать страну сталинской Кон ституции. Стеной станем мы на род ных границах и не позволим нико му поколебать республику трудя щихся. Шофер торгового порта — Иван ВАРЛАМОВ. Выправить положение ■ в т р а л ф л о т е Телеграмма зам. Нарквмпищепрома СССР тов. БЕЛЕНЬКОГО \ В адрес Мурманрыбы (тов. Павлюченко), тралфлота (тов. Богачева и Минеева), Окружкома ВКП(б) и политчасти поступила следующая теле грамма: «Траловый флот в сентябре работает отвратительно, снижая улов каждую пятидневку. Задание, иметь в море 50 тральщиков не толь ко не выполняется, а, наоборот, каждая пятидневка дает уменьшение, в частности, в четвертую Ъятидневку в море было, в среднем только 33 траулера. Промысловая разведка должна была быть наиболее четко организо вана в месяц интенсивной передвижки трески, между тем, в море имеет ся всего 1— 2 поисковых тральщика вместо плановых 6. Скзерно работает порт, систематически нарушаются сроки между рейсового ремонта. Задание по режиму траления в море резко не вы полняется. Все это свидетельствует о недопустимом самоуспокоении, зазнай стве в результате успехоа выполнения годового плана. Самым возмути тельным проявлением этих настроений является одновременный отпуск ка питанов поиекззь./ тргльщиков и уход е отпуск начлль'-ика промысло вого отдела тралозого флота Кузнеце за. Считаю необходимым повести решительную борьбу с этими настрое ниями, приведшими к ерьпу работы по всем линиям. Приказьвэю в двухдневный срок предстазить мне конкретные мероприятия немедленно го выпразления положения в траловом флэте, в частности, обязываю не медленно возвратить из отпуска всех необходимых в данное время работ ников. БЕЛЕНЬКИЙ». -------------- а а я д а г г ,--------------- НЕЛЕПЫЕ „СЛУЧАЙНОСТИ" Выгрузма угля в торговом перту. Письма трудящихся — 0 9 ^ — Когда же включат свет? (Письмо школьников) В пашем бараке Л? 4 ио Совет ской улице пет электрического све та. Мы. школьники, 25 человек, жи вем в атом бараке. Приходим из школы в 7 часов вечера н не пмеем возможности готовить уроки. 9тот барак принадлежит комму нальному управлению Мурпищестроя (начальник тов. Чурплов). Мы еже дневно напоминаем домуполпомочеп- ному тов. Смирнову о том, чтобы включили свет и всегда получаем один ответ: «Каждый день прошу начальника коммунального управле ния. чтобы поставили рубильник, а оп говорпт, что их нет». Барак наш состоит пз 22 комнат. Договор на электроэнергию заключен почти всеми еще в 1935 г. и не расторгнут. Отключили нас пз-за отсутствия рубильника. Причем тут мы — школьники? Мы должны учиться п учиться на «отлпчно», а * • для этого нужен свет и он должен быть. СМИРНОВ БАРАНОВ, ДИДРИХЕ и другие. Путешествие по поликлиникам Мурманска Заболели у -меня уши. Решил схо дить к врачу. Прихожу в ближайшую поликлинику железнодорожников, по улиц;* Челюскинцев. В регистратуре мне заявили: «Врач уха, носа, гор ла принимает один час и только своих v •. ио дор^Гжи ukwb ». На во прос, где могут оказать мне помощь, работники регнегмтуры посоветова ли обратиться в поликлинику У& 2. .Мурманрыбы. Немалых трудов стоило найти ее, по и здесь мне сказали: «Наша по ликлиника закрытого типа, принима ем только работников тралового флота». К шести часам вечера добрался я до поликлиники ,\5 3, которая на ходится на Жялстрое, но там уже был прекращен прием. ЯГУДАЕВ. Задерживают зарплату (Письмо служащего). Фактория в становище Захребет- .'•ое все время перовыпо.тняет план. 1Ио почему - то из месяца в месяц, руководители фактории задерживают выплату зарплаты. За вторую поло вину августа заработная плата ра бочим полностью не выдана. При систематическом выполнении производственного плана задержка выдачи зарплаты кажется крайне странной. И об'яснить это можно только неумением руководителей Те- Риберекого рыбозавода и фактория навести порядок в своих финансовых делах. МЕСТНЫЙ. Барак разрушается (Письмо рабочих) Скоро наступят холода. Но барак № 16 по ул. Ловозерской, в котором проживают рабочие Муркомтрапса, находится в полуразрушенном состо янии. Засыпка потолков не производилась несколько лет п образовались сквоз ные щели. Простенки между окои покосились н в некоторых вывали лись бревна. Света нет. О ремонте барака никто не забо тится. Коменданты меняются почти каждую педелю. На просьбы жиль цов сделать ремонт, директор Мур- комтранса отвечает: «Времени хватит у нас, все сделаем, да плюс к тому, средств у нас нет». Мы надеемся, что Откомхоз и Гор совет заставят руководителя Мурком- траиса привести, наконец, в порядок наш барак. ГОРЯЧКИН. КИСЛЕНЦОВ, КАРПИН. Капитан поискового траулера «Уссуриец» тов. Демидов твердо рас считывал выйти в море досрочно. Все основания к этому были: судно тре бовало 'незначительного до»монта. Од нако, доброе намерение капитана не- оправдалось. ч На этот раз ремонт был закончен своевременно. 20 сентября, в 6 ча сов вечера судно готовилось отдать швартовы. Как Ьдруг... (впрочем, та ких случайностей и неожиданностей в тралфлоте бывает немало), радист траулера Разудалов в самую послед нюю минуту, наотрез отказался ной- тп в рейс. Чтобы не задержаться в порту, траулер вышел в Тмва-губу и здесь простоял ровно 33 часа, ожщая ра диста. Радиостанция на корабле ока зала. не в порядке (это после трех дней стоянки в порту!) и поэтому судно простояло еще три часа. Второй, пе менее поучительный пример: Траулер «Ерш» после шестиднев ной междурейсовой стоянки готовил ся выйти на промысел. В 11 часов вечера 22 сентября все было гото во, оставалось только получить раз решение регистра. Но тут снова повторилась «ро ковая» случайность, нелепая, возму тительная случайность. За предста вителем регистра послали радиотех ника Кичева. Кичем пастолько «го рячо.» взялся за выполнение пору чения, что возвратился обратно с ре гистром, но за это время успел осно вательно напиться. II после того, как радиотехник стал проявлять не уместное «административное рве ние», то представитель регистра от казался производить осмотр трауле ра и уехал домой. Это похоже на анекдот, но анекдот печальный, по тому, что траулер задержался в пор ту ночтз па целые сутки. На траулере Л? 74 произошла другая, но не менее нелепая история. Это судно долго стояло в порту. Старший механик, капитан и другой комсостав справедливо жаловались на медленный ремонт. Наконец, ре монт был окончен. Однако, потребо валось проствять в порту еще 12 часов, прежде чем вышли на промы сел. Старший механик перед самым отходом в рейс отказался работать вместе со вторым механиком Белозе ровым, потому что тот шесть су ток не являлся на судно. Перечень таких возмутительных примеров, когда суда задерживаются в порту исключительно по вине команды и комсостава, по ви не оргалтзацнонных «непола док» и «неувязок», исключитель но скверного обслуживания трауле ров в порту, можно бы продолжить. Восемнадцать траулеров простояли в порту 85 часов, из-за несвоевремен ной явки команды. Все эти примеры свидетельствуют о том, что производственная, бытовая дисциплина на судах флота находит ся в безобразном состоянии и что до сих пор. в этом отношении не при нимается никахлх последовательных, решительных мер. П. Г. РДЗВЕРТЫВЯЕМ БОРЬБУ С Б Р А К О М ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ТУЛОМА—МУРМАНСК Строительство Туломской гидро электрической станции переживает предпусковой период. На площадке кштит напряженная работа. Строите ли готовятся к пуску первой тур бины. онп настойчиво борются за выполнение своего обязательства — ко дню XIX годовщины великой Ок тябрьской социалистической револю ции дать перзый ток в электриче скую сеть города Мурманска. ... Невдалеке от строительной пло- шадки ТуломГЭС расположился не большой отряд строителей линии электропередачи Ту.тома — Мур- 1пла манск. Двигаясь постепенно ио нап- 1 работ, связанных с сооружением ли нии передачи не так уж велик и сложен, если учесть, что строят ли нию знатоки своего дела. Прораб по постройке линии тов. Метсо и весь коллектив строителей прошел хоро шую школу на постройке и монтаже линии передачи НиваГЭС. Toi не менее, сегодня положение на линии весьма тревожное. До /вто рой половины сентября строительные работы велись преступно медленно только потому, что бывший прораб Митин бездельничал. Августовский ап не. выполнен. Сентябрьский план тоже не будет выполнен. Обра- ваны под опоры, второе — руоит опоры, третье нх вяжет, четвертое— устанавливает. пятое — засыпает котлованы. Преимущества работы конвейером налицо: покрывается недостаток квалифицированных ра бочих путем расстановки пх - по звеньям, создаются благоприятные условия тля социалистического со ревнования. для подтягивания отста ющих. Применение конвейера быстро ска залось на производительности труда линейщиков. Ноше нормы она вы полняют от 150 до 1SII п,;юц.. днев ной заработок повысился с S до 20 Мурманск, куда был дан заказ па I значит пе обеспечить лилию прово- болты. 1дом? Это значит, сорвать подачу ту— Мастерские нас подвели, не ломской энергии предприятиям Мур- выполнили заказ,— жалуется Куту- манена, без которой они буквально зов. А где был он, почему он ви-время задыхаются в осенне - зимний пери не разместил этог заказ на других од. Этого явления допустить нельзя, предприятиях Мурманска? Ведь взял- Не позже 10 октября линия должна ся же Судоремонтный завод Мурман-: во что бы то пи стало получить Н|ЮВОД. • Строители линии передачи живут в Коле. Они не видят заботы о себе. Для того, чтобы понять, как постав лено культурное обслуживание этой группы рабочих, достаточно ука зать, что они даже не получают га- рыоы, но первому же предложению, эти болты изготовить. Полностью обеспечить строителей линии болтами — условие, которое надо немедленно выполнить и тогда к 15 октября все опоры на лшиш будут установлены. После этого останется последняя. зет. Кольские организации считают равлению к Мурманску, линейщики зовавшийся прорыв придется навер- рублей. Линейщики теперь выпуска- завершающая стадия работ — под- пх «не своими», и какие бы события в отрытых котлованах устававлива- ! стывать в течение 15 дней октяб- н>т в день по четыре опоры, а если «от незамысловатые, связанные из ' ря. брусьев А— образные — опоры линии пере- цх обеспечить материалами, то могут деревянных конструкции длин. Всего на линии будет установлено 130 опор. На угловых участках устанавливаются анкерные опоры, отличающиеся от .. промежуточных опор, поддерживающих электрический провод., лишь более жесткой конст рукцией. Анкерные опоры служат для натяжения электрического про вода р создания прочных, неподвиж ных точек на линии. Об'ем строительных и монтажных нехватает лииеищикам, что Вновь назначенный на линию про- вполне выпускать в день но 5 опор, раб тов. Метсо энергично принялся црго за ликвидапню прорыва. Линейщики, почувствовав крепкое руководство, стали работать лучше, онп приме- ! нили новый, стахановский метод ра боты — конвейер, присвоив ему имя V III Всесоюзного с’езда Советов. Работа конвейером предусматрива ет четкое разграничение обязанно стей между рабочими. Все линейщи ки разбиты на звенья. Каждое звено ведет одну определенную работу. оы раоотять по - стахановски? Сущего пустяка — болтов для вяз ки опор. Из-за недостатка болтов линейщики простаивают часами. По чему- заблаговременно болты не были заготовлены? Ведь по графику работ нх надо было иметь на линии еще в начале августа? Тов. Кутузов — начальник стро ительства линии передачи ссылается Например; первое звено роет котло- i на вагонные мастерские станции веска н натяжка провода. II вот. тут - то вырисовывается явно кри тическое положение. Провод для ли нии до сих нор не получен, ие пз- 7 сестно даже, когда он будет получен. в стране не происходили, Кольский райком партии не пошлет линейщи кам своего беседчзка или докладчи ка. Линейщики недостаточно обеспе чены спецодеждой. Окрвнуторг. куда О.тнако, нач. строительства тов. Ку- , обращались представители линии за I тузов, не проявляет никаких призна- помощью в получении спецодежды, ; ков беспокойства. Он рассуждает: никак ие найдет возможности выде- «Мое деле сделано, теперь проводом лить на линию пар 20— 30 обуви, занимается Окрисполком, если Окрис- Все мурмапекпе организации долж- полком провода не достанет, я не пр» чем». Такие рассуждения иначе, как вредными, нельзя назвать. С каких, нор с тов. Кутузова снята ответст венность за получение провода? Что кы проявить настоящую ЗЬдыпевист- скую тревогу за положение дел на линии, должны помочь строителям наверстать упущенное и своевремен но завершить постройку линии пе- рюача. Н. ПЕТРОВ. Консервный завод Рыбокомбината, как это справедливо отмечалось в пе чатп, работал и работает еще исклю чительно плохо. Детальная проверка всей деятельности завода вскрыла неприглядную картину. Каждый завод, каждое предприя тие, а тем более, выпускающее пи щевые продукты, требует строгой производственной дисциплины н не рушимой плановости в работе. Ни того, ни другого здесь не было. По существу наш консервный за вод долгие годы оставался большой кустарной экспериментальной мастер ской. Этим, в большинстве бесплод ным экспериментам была подчинена вся деятельность завода. В резуль тате, план выпуска утвержденных уже консервов, выполнялся плохо, технологический процесс производ ства также зачастую нарушался, что в свою очередь приводило к увеличе нию выпуска брака. Особенно неблагополучно обстоит дело в жестяно - баночном цехе. Врак здесь достиг 37 проц. всей выпускаемой цехом продукции. Одна ко, эта цифра не совсем точна. На до учесть, что некоторая часть недоброкачественных банок попадала' в производство и на рыиок. Главная беда заключается в том, что на заводе отсутствовал действен ный технический контроль за выпуском продукции. Руководители завода не интересовались лаборатор ными данными и даже не пытались вскрыть и устранить причины, по рождающие брак. Что мы предпринимаем для того, чтобы оздоровить работу .консервного завода, изжить брак, покончить с выпуском недоброкачественных коп- сервов. Приказом по тресту «Мурманры- ба», директф завода тов. Теленицкий снят с роботы и переведен ка низ шую должность. До сих пор на консервном заводе, да и на других участках Рыбокомби- нэта система оплаты труда не по ощряла борьбы за высокое качество продуктов. Существовала тольно лишь система выдачи премий. Сей час мы разработали такую систему оплаты труда в жестяно-баночном цехе, которая предусматривает ма териальную ответственность за вы пуск брака. Заработок старшего бра кера п остальных браковщиков бу дет зависеть от качества выпуски емой продукции. Вторая задача — в течение бли жайшего времени навести настоя щий порядок в рецептурном хозяй стве. Некоторые виды выпускаемых заводом консервов, как например, «треска в масле», не имеют утверж денной рецептуры. На другие консер вы рецепты пишутся от руки, каран дашом и почти всегда небрежно. Не обходимо с этим раз и навсегда по кончить. Надо помнить важнейшие указания наркома тов. Микояна о том, что: сРецептура является твер дым законом и по важнейшим про дуктам опа утверждается наркомом». Поэтому, каждый мастер должен иметь заранее подготовленный, по- настоящему оформленный четкий ре цепт. , Третье мероприятие заключается в том, чтобы укрепить технический! контроль за качеством продукции. «Правда» в передовой от 19 сентяб ря 1936 года писала: «На предпри ятиях должны быть контролеры ка чества продукции, независимые от начальников цехов». В жестяно - баночном цехе стар ших контролеров мы уже освободи ли от подчинения начальникам це-> хов. Такое же мероприятие проведем и в остальных цехах. Однако, этого еще недостаточно. Настоящий конт роль за качеством выпускаемой про дукции мы должны осуществлять при помощи лаборатории. Между тем, лаборатория эта подчиняется тресту I » ■ » и, по существу, является своего рода филиалом ПолярЛ)го института ж повседневный технический контроль она не осуществляет. Директор Рыбокомбината , И. А. ШЕРЕДЕНА. j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz