Полярная правда. 1936, сентябрь
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ИРГАН МУРМАНСКОГО ОКРУЖКОМА И ГОРКОМА ВНП(б), ОКРИСПОЛКОМА, ГОРСОВЕТА И ОКРПРОФСОВЕТА № 214 (2979) 14 СЕНТЯБРЯ 1936 ГОДА. Цена 10 коя. Народная армия социализма Героическая история боевых лет гражданской войны оживает на кол хозных полях Белоруссии. Слашные, легендарные герои сотен сражении за Советскую республику, Ковтлох и Апанасенко, «меряются силами» иа западной границе, проверяя на опы те те новые знания, какие дала им высшая военная учеба. Под их командой — орденоносные команди ры, бывшие соратники в жестоких боях, одержавшие сотни побед под руководством великого Сталина, и молодые красноармейцы, еще не ви давшие подлинной войны, но готовые защищать свою родину от любого врага. Там. где не так еще давно моло дая "Советская республика.дралась с сильным, до зубов воооруженным врагом, защищая чуть не голыми ру ками свое право на жизнь, сейчас могучая Красная армия, оснащенная новейшей техникой, проходит учеб ную проверку своих достижений, своего изумительного роста. Пусть враг готовится к нападению на на-; женеры, рабочие, колхозники стоят в эту минуту у орудий, проводят телефоны, садятся в кабинки боевых самолетов, склоняются над каретой местности. Ими руководят такие же люди из народа, только более опыт ные, прошедшие отличную учебу, оа- ладеашгае до шнца техникой, за частую испытавшие гражданскую войну. Их маневры происходят на тех полях, где некогда жил самый забитый и нищий белорусский народ, где некогда тщательно раздувались национальная рознь и вражда, где слово «{юдниа» звучало злой издев кой. 1 $ короткий срок народы, насе ляющие Советскую Белоруссию, под нялись на ноги, окрепли, культурно выросли, сдружились между собой. И сейчас опи радостно встречают Крас ную армию, пришедшую на маневры, ту самую армию, в рядах которой старшие по возрасту отстояли когда- то Белоруссию от насильников, а младшие по возрасту вместе со свои ми старшими руководителями защи- СЛАВНЫЕ СОКОЛЫ НАШЕЙ СТРАНЫ Герою Советского Союза летчику ЛЕВАНЕВСКОМУ, штурману ЛЕВЧЕНКО • Братский привет отважным сынам нашей родины! Поздравляю вас с успешным выполнением j плана исторического перелета. Крепко жму . _ Ваши руки. . И. СТАЛИН. шу родину! .Мы давно готовы к со - !7"1 ее' или понадобится, от повш крушнтельному отпору! Па этих маневрах командиры, по литработники,* красноармейцы еще и еще раз должны будут проверить и показать на деле, как выполняется ими сталинский наказ об овладении техникой и культурой. Эти маневры, повышая технические и боевые зна ния бойцов, укрепляя их уверен ность в своих силах, подкрепят роль Красной армии, как мощного факто ра мира, удерживающего даже самых злобных врагов наших от покушений на* наш мирный созидательный ТРУД. « I - . ; ! Военные специалисты за границей будут тщательно изучать ход манев- покушении врага. Блестящая техника частей Крае вой армии, собравшихся на манев ры, блестящие успехи командиров и } бойцов ее порождают у колхозников и рабочих Белоруссии не беспредмет ное восхищение, а стремление к бла городному соревнованию. Республика встречает своих друзей победами на производственном фронте, под’емом трудового энтузиазма, показом своего изобилия, своей культуры, своего ис кусства. Великая оплодотворяющая сила Красной армии сказывается здесь в полном об'еме. Великая сила дружыы народа со своими братьями, j •несущими почетную службу воору-' Герою Советского Союза летчику тов . Леваневскому и штурману тов . Левченко Горячо поздравляю Вас, дорогие товарищи, с успешным завершением блестящего перелета Лос*Анжелос — Москва, положившего начало новой воздушной трассе международного значения. На протяжении пройденных Вами 19 тысяч километров, из которых больше половины над Арктикой, Вы встретили немало трудностей, но своим высоким летным мастерством, мужеством, настойчивостью, и вы держкой Вы их блестяще преодолели. Ваш перелет еще раз показал всему миру, на что способны совет ские летчики — соколы нашей страны, — воспитанные великой парти ей Ленина— Сталина Крепко жму Ваши руки и желаю Вам новых блестящих побед в де ле завоевания воздушных путей Арктики. К. ВОРОШИЛОВ. Минск, 12 сентября 1936 года. О НАГРАЖДЕНИИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА тов. ЛЕВАНЕВСКОГО С. А. ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ и ШТУРМАНА т.ЛЕВЧЕНКО В. И. ОРДЕНОМ ЛЕНИНА Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР Центральный Исполнительный Коми тет Союза ССР постановляет: 1. За новые крупные успехи в освоении северной воздушной трассы наградить героя Советского Союза тов. Леваневского Сигизмунда Алек сандровича, ранее награжденного ор- денем Ленина и орденом Красной звезды, — орденом Трудового Крас ного знамени и штурмана тов. Лев ченко Виктора Ивановича— орденом Ленина. 2. Выдать денежную премию ге рою Советского Союза тов. Леванев скому С. А. 25.000 рублей и штур- Краснофлотец Северной военной флотилии тов. НОВОСЕЛЬЦЕВ. О Б М Е Н ЗАЯВЛЕНИЯМИ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ и НОРВЕЖСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ На представление, сделанпое пол- претили посещения, запретили пол предом СССР в Норвегии т. Якубови- зование телеграфом, а также вг-елв ману тов. Левченко В. И. — 15.000 чем норвежскому правительству 29 контроль над его почтой и тезеграм- \ ров, будут интересоваться нашей живой охраны советской земли, де- техиикой, вашим вооружением, спо собами маскировки, тактикой боя. Да, тут есть что изучать, чем инте ресоваться. Но не в этом одном только дело. Новые понятия должны будут вве сти военные специалисты в оценку сил советской страны. Цветы в ру ках белорусских колхозников, встре чающих донских казаков, дети, восторженно окружающие красноар мейцев, столы с утешениями на пе рекрестках дорог, — вот то добавоч ное оружие, о котором ни слова не сказано в учебниках военного дела за границей, то оружие, которым ни когда не будет располагать воинст вующий фашизм. — Народная армия социализма — вот кто проверяет сейчас свои силы на маневрах в Белоруссии. Армия, сверху донизу, от слесаря Ворошило ва до иошггрируется перед всем мирон. Привет сталинским ученикам, ко мандирам и бойцам Красной армии, проходящим очередной экзамен своей боевой подготовки! Привет свободным ■народам Советской Социалистической Москва. Севморпуть, Сигизмунду Александровичу Леваневскому Горячо приветствую Вас, дороюй блестящей подготовкой *.осущестзде- друг с окончанием замечательного нию великой идеи трансарктической перелета через три части света. Ьдш связи между материками, перелет соединил через Арктику Аме- ШМИДТ, рнку, Азию и Европу и являет’я Борт «Литке» 11 сентября. рублей. Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР Г. ПЕТРОВСНИЙ. Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР И. АКУЛОВ. Москва, Кремль. 13 сентября 1936 г. августа сего года, норвежский мп- мами. *^ти мероприятия были позднее нпстр юстиции Ли, замещавший в то подтверждены королевской реоолюци- время министра иностранных дел, в е11 от ^ 1 августа сего года. \словное своем ответе от 3 сентября сообщил, Щ,аво убежища, предоставленное что, когда Троцкому и его жене в Троцкому и его жене в Норзегии ^ июне 1935 года было дано разреше- 1935 года, было 25 августа 1936 ние на в’езд и пребывание в Норве- г°Да ограничено, a 28 августа его гии сроком на 6 месяцев, то это было обусловлено тем, что он и его лишили отого права. Г-н Ли заявил, что «норвежское правительств) по” {ставило Троцкого (и его жену-» под жена не должны заниматься полити-: T1KOg контроль, что нужно считать ческой деятельностью в Норвегии или исключенным, что он в будущем политической агитацией или дея-! сможет предпринять какое-либо дей- тельностыо, направленной против ствпе, которое может повредить и ; дружественной Норвегии страны. |gP®“ государственным интереса» I Кос сообщил г -11 Л *ва основании в ’ вща т уп0>щтые , f i v n v r v u u T k r a М Н Л Г Н Р ‘ ооственпш заявление Троцкого, Г|31(;1че(|и^и р(1пЛтртга тим^кого U j A j I j “ И 1D v n i n n u i и с разных газетных статей и других На этом перелете сообщении норвежског „ _ правительства меры, не могут счп- Отдыхающий в Сочи герой Совет- материалов, центральный паспортный таться де,-,ствптельнь1м лишением ского Союза т. Байдуков сообщил отдел установил, что он нарушил ус- п.)ава убежища* тов. Якубович зая- сотруднику ТАСС: , ловия пребывания в стране, постав- вид норвежскому министерству ино/ — Значение перелета Леваневско- ленные eui правительством. Норвеж- СТра н н ы х хщ , о н дОВ€Д д 0 с в е де- I го огромно. Этот перелет сыграет ог- ское правительство поэтому постано- НИЯ советского правительства зайВле- Белоруссии, построившим на грани К реПК0 ЖМУ РУКУ, СМвЛЬШ т о в а р и щ ! цах несокрушимый оплот новой жнз -, г -г r- г 7 ни! Привет победоносным маршалам 1 ГОРЬКПП, 11. Герой Советского вписал еще одну блестящую страып- ройную роль в регулярной воздушной вило выработать более точные уело- нне норвежского правительства, сде- Советского Союза и первому среди Союза тов. Водопьянов, находящийся цу в историю славной советской связи между материками Европы, впя пребывания его в стране. Когда ланное еМу министром юстиции Ли, и ■них, талантливейшему полководцу сейчас в Горьком,'передал через кор- авиации. ( Азии и Америки по самому коротко-. он 25 августа отказался подписав что советское правительство, к сожа- самой сильной в мире армии Климен- респондента ТАСС следующее привет- Пройти по мало исследованной му пути. На итогах этого п е р е л е т а условия, предложенные правитель- ленШо, Не находит возможным при- ту Ефремовичу Ворошилову! 1 ствне тов. Леваневскому: трассе через высокие хребты, сквозь; будут учиться многие, кому вслед ством, то тут же его квартира была знать это заявление удовлетворитель- Демонстрируя освоение мощной ( «Твое имя не так давно прогре- сплошные облака и густые туманы за Леваневским придется осваивать взята под необходимый надзор пола- ным п отвечающим дружеским отно- эту трассу. j цип, а после того, как собственные щениям, существующим между СССР — Леваневский и Левченко, — показания Троцкого в ословск.>м г.у- ц Норвегией, и что по мнению совет- техники, сложнейшей науки воелно-'мело на весь мир, когда ты оказал 19 тысяч километров — это спо- то дела, неуклонное повышение чпомощь погибавшему американскому собны только летчики, воспитанные культурного уровня, беззаветную ’ летчику Маттерну. Теперь ты разре- нашей великой родиной, великой ’ говорит Байдуков, — являются мои- де 28 августа еще полнее подтзер преданность социалистической роди не, бойцы Белорусского военного ок руга еще раз докажут всю непоколе бимую силу слов вождя народов ве ликого Сталина: «Ни одной пяди чу- шпл исключительной важности зала- рт11ен. великим Сталиным.. , „ Крепко жму руку, смелый чу, проложив маршрут будущей р.:- рНЩ| гулярпой воздушной линии СССР — ___ к ______ ____ __ ________________ .. _ . ского правительства своим ответом ( мп товарищами по совместной долго- дили, что он нарушил условия пре- норвежское правительство взяло на товл- летней работе. Я передаю им пскрен- бывания в стране, то втот же день, себя всю ответственность за эффек- колхозника - красноармейца, {жой земли не хотим. Но и своей зем- вышедшая из народа, связанная с ' ли, ни одного верши своей земли не ним тысячью нитей, близкая народу, I отдадим никому», понятая ему. Молодые ученые, ин-| («ИЗВЕСТЙЯ» 9/IX-36 года). ТОВАРИЩИ МОЛОТОВ, ЧУБАРЬ, МЕЖЛАУК, АНТИПОВ и ЯГОДАна ТРАССЕ КАНАЛА МОСКВА - ВОЛГА 10 сентября строительство капа- пыми водохранилищами и сооруже- ла Москва— Волга посетили предо ниямп шлюза Л? 5. После этого датель Совета Народных Комиссаров тт. Молотов, Чубарь, Межлаук, Анти Союза ССР т. В. М. Молотов, заме- пов п Ягода поездом с димитровско- стителн председателя СНК СССР го вокзала выехали на Волжский тт. В. Я. Чубарь, В. П. Межлаук и участок, где начальник Волжского Н. К. Антипов, народный комиссар района капитан государственной без- внутреннпх дел Союза ССР генерал!.- опасности Быховский и работники ный комиссар государственной без- этого райоиа Холин и Шапошников опасности т. Г. Г. Ягода. j подробно ознакомили их с располо- На участке строительства канала жеппем и строительством волжского были также начальник строительстза j узла, особенно с ведущимися здесь канала Москва— Волга комиссар го-; гигантскими работами по сооруже- сударственной безопасности третьего _нию плотин н дамб, обеспечивающих ранга Берман, начальник Дмитров-’ ского лагеря, старший майор юсу- дарственной безопасности Фирин. Руководители советского прави тельства прибыли в южный район строительства канала, где внима тельно осмотрели законченный тон нель под каналом на Волоколамском шоссе, строительство гидротехниче ских узлов 7 п 8 шлюзов, а также лагерь на Щукинском участке, об щежитие женщин отряда Лг 11 , об щежития арматурщиков и инженер но-технического персонала. Об'ягне ния о ход^ работ в этом районе дава ли начальник района Кузнецов и на' чальник работ Костров. Затем они отправились в Икшан- ский район строительства, где на чальник района Вуль ознакомил чле нов правительства с вновь ооразовин- Амерпка. Совершен перелет, который Герой Советского Союза ВОДОПЬЯНОВ». ний привет и поздравление с выпол- после полудня он оыл совершенно ионием важного задания по перелету изолирован ог внешнего мира и ьзят Лос-Анжелос — Москва. под полицейский надзор. Ему за- тивность принятых им мер и за пос ледствия дальнейшего пребывания Троцкого в Норвегии. Лос-Анжелос — Ледовитый океан — Москва накопление воды в волжских храни лищах с весны 1937 года. Тт Мо лотов, Чубарь, Межлаук, Антипов и Ягода ознакомились также с круп нейшей железобетонной плотиной строительства Волжской Л; Ь Во время осмотра строительства канала Москва—Волга т. В. М. Мо лотов подробно беседовал с инжене рами, техниками, рабочими н работ ницами па отдельных участках стройки, при этом отметил, что рабо та на строительстве канала развер нута по всему фронту н строители горят желанием в срок выполнить свою задачу — открыть канал вес ной 1937 года. Работающие на ка нале Москва— Волга горячо привет ствовали руководителей советского правительства. 13 сентября герой Советского Со -1 юза Леваневский и штурман Лев ченко прилетают в Москву, блестя ще заканчивая свой перелет, кото рый сыграет огромную роль в ос воении нового северного воздушного пути. Трудящиеся столицы теп^о встречают отважных нилотов, проле тевших грандиозный воздушный пуп. в 19 тысяч километров по маршру ту Joe - Аяжелос — Ледовитый океан — Москва. Самолет Леваиевского, окрашенный в синий п красный цвета с надпи сью на крыльях белыми буквами «СССР(-Н1-208’», взял старт в Лсс- Анжелосе 5 августа в 10 часов 30 минут вечера по московскому време ни. Прекрасный быстроходный ■моно план, весь изготовленный из дюра ля, быстро поднялся в воздух, ваяв курс на Сиэттль — Фэрбенкс — Ном — У аллеи... В освоении воздушных путей в Америку через Север, ведущая роль принадлежит Советскому Союзу. Есть два основных направления полетов из Советского Союза в Америку. Первое — это путь через Северный полюс. Он наиболее короток, но пот- ребуеуся еще много времени, преж де чем он станет доступным для регулярных рейсов. Второе — это воздушный путь в Америку из Со ветского Союза, который проходит через Сибирь, Камчатку, Чукотский полуостров, Берингов пролив н Аля ску. Эта трасса представляет гро мадные трулногги, но она все же наиболее близка к осуществлению. J На этом маршруге уже пе раз совер шали полеты советские и американ- ’■ ские летчики. Но никто полностью до этого всю эту воздушную трассу ванными районами, шли над тундрой,' еще не осваин^л. Как :о 5 ^стно. дза горными хребтами, тайгой. Преодоле- j американских летчика Маттерн и ние этих трудностей потребовало от Вилли Пост пытались пролететь по экипажа подлинного героизма, ве- этой трассе. Летчик Маттерн потер- личайшей выдержки, огромного лет- пел в 1933 году аварию в Анады- ного опыта. ре. Леваневский доставил Маттерна Самым трудным этапом перелета на своем самолете в Ном. В 1933 было побережье Тихого океана и по году Пост, совершая кругосветный бережье Канады. Пролетая над тер- перелет, благополучно перелетел из рцторпей Канады, самолет попал в Москвы в Фэрбенкс. Но делая в тяжелые атмосферные условия. Сто- 1935 году попытку перелететь Со- яли сплошные туманы, беспрерывпо ветекпй Союз через Аляску, Вилли лил дождь. Леваневский решил про- Пост трагически иогиб. бираться сквозь туманы и лететь на Сигизмунд Леваневский и Виктор Аляску. Весь путь от Сиэттля до Левченко тщательно готовились к Жюно Леваневский и Левченко ле- трудному перелету. Изучали каждый тели вслепую, то на большой высоте участок, намечали наиболее корот- над облаками, то ниже их, то над кий и прямой путь. Известный аме- самой поверхностью моря, рнканский полярный исследователь I Дожди, туманы и ветры пресле- Стефенсон, желая Леваневскому ус- довали их всю дорогу. Особенно гу- пеха в полете, не советовал ему стой туман стлался над Тихим океа- лететь к северу Аляски, предлагая ном. Видимость совершенно отсут- более южный, но более д л и н н ы й ствовала. Самолет прижимало к во- путь. Герой Советского Союза не ис- де. Посоветовавшие!, с Левченко, Ле- ваневскни решил поитп на посадку Посадка была совершена близ остро- кал легких путей. Будущая тран са должна быть короткой и он ре шил лететь к северу Аляски. Леи- ва Гуз - Айленд. Над океаном опу- невский не собирался ставить ре- j стилась ночь. Всю долгую ночь Ле- корд. Цель его перелета — изуче- ваневекпй и Левченко провели ние аэрологических условий в вы- j борьбе со штормом. Течение относило соких широтах, подробное изучение самолет к камням. Не раздеваясь, ближайшей трасА Советский Союз! они в костюмах спрыгнули в воду — Америка. п мужественно вступили в борьбу Маршрут в 19 тысяч километров со стихией, чтобы отстоять самолет завершен. Но не только гигантское Они падали, вновь подымались, цел- расстояние определяет трудности этого, исключительного перелета. Летчикам пришлось преодолеть самые различные метеорологические барье ры, пробиваться в дождь, в тумане, в облаках. Они летели над малоизу ченными и порой почти не нсследо- лялись за песок, камни, гальку. Са молет удалось увести от скал. На рассвете штором стих, но начался отлив. Самолет оказался на мели и пришлось ждать еще день до полно го прилива. От Аляски до Уэллена Леваневский летел через Фэрбенкс и Ном. На участке между Номом и Якутском он избрал несколько необычайный мар шрут перелета. Он полетел но по бережью Ледовитого океана до бухты Т икси и только там повернул на Якутск. Перелет по этому, почти неизу ченному маршруту представляет большое значение для определения наиболее выгодного направления трассы от Якутска на Чукотский по луостров. Успешный перелет Лева невского через этот, чрезвычайно трудный участок доказывает, что полеты п там вполне возможны. С другой стороны, это является новым доказательством возможности органи зации воздушного сообщения нз Со ветского Союза в Америку через Си бирь и Дальний Восток. Самолет Леваневского построен близ Лос - Анжелоса на заводе «Вальти». Он оборудован одним мо тором «Раит-Циклон», мощностью 890 лошадиных сил. Самолет имеет максимальную скорость 310 кило метров в час. Практический пототлон его 5.900 метров, что особенна важ но для Арктики, когда приходится подыматься над горными вершинами и облаками или набирать высоту, спасаясь от угроз обледенения. Са молет оборудован самой совершенной аппаратурой для слепых полетов, радио - компасом, радиотелеграфны ми установками. Много внимания уделено его внутреннему оборудова нию. Внутренняя отделка его ком фортабельна и уютна. В удобных, мягких креслах можно не только си деть, но п спать. Шум мотора еле доходит до пассажира. Отепление самолета устроено так, что все при боры и оборудование работают без отказно при диапазоне температур от плюс 25 до минус 50 градусов Цельсия. Даже пролетая над Аркти кой, пилоты не надевали теплых костюмов. Особое внимание Леванев ский уделил при оборудовании само лета борьбе с возможным обледене нием. Во всех местах самолета, под верженных обледенению, установлены специальные антиобледенители. На всем пути от Лос- Анжелоса до Якутска пилоты вели хронологи ческие наблюдения, изучали темпе ратуру, влажность, условия посадок, метеорологические условия; количест во осадков. Они собрали большой на учный материал, который освещает все стороны воздушного пути. Мно гое еще подвергнется дополнительно му изучению или уточнению. Отважные летчики приближаются к столице. Одним полетом они впер вые в истории авиации охватили Калифорнию, Оригон, Вашингтон, Ка наду, Аляску, Чукотку, Якутию, Си бирь. Во всех городах, где Леванев ский совершал посадку, его тепло встречали трудящиеся. Радостно при мет 13 сентября Москва героя Со ветского Союза Леваиевского и от важного штурмана Левченко, в со вершенстве владеющих летным ма стерством. . Леваневский и Левченко своим мужеством, отвагой и выдержкой еще раз показали всему миру, каких людей воспитывает нашз прекрасная родина под руководством коммунисти ческой партии и вождя народов то варища Сталина, чье имя вдохнов ляло летчиков на всем протяжении замечательного перелета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz