Полярная правда. 1936, октябрь
№ 230 (2ЭД5) 3 октября 1936 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А . З а к о н советской тундры РАССКАЗ НОВОЗЕМЕЛЬСКОГО ПРОМЫШЛЕННИКА Федора Моисеевича КУЗНЕЦОВА У подножья гор, на берегу про- ■ 2 ива расположено становище Мат- шар. Моряки, проходящие мимо на кораблях, видят большие, новые руб леные дома, здание больницы, ово щехранилище. Люди, не бывавшие в проливе два года, не узнают местности, по тому. что становища прежде не бы ло. Поселок построен недавно, вла деет нм промысловая охотничья артель Маточкина Шара. В нашей артели много старых •пытныі охотников. Они промышля ли аверя и до революции. Па хруп ких суденышках, в одиночку, они двигались к берегам Новой Земли * мечтали о хорошей добыче, о бо гатстве. Месяцами они жили в ша лашах у моря, а во время переходов днями отлеживались в слегѵ, на стигнутые пургой. Случалось, что ветер уносил и і на оторвавшейся лыжне и люди погибали в море. Богат» аверьем Новая Земля. Но шкуры песцов и лисиц, — пуши стое золото тундры, — охотники до бывали для архангельских купцов. В вечном долгу перед живоглотами оьіли охотники. Богатство достава лось кущам , — а охотникам, от правлявшимся на промысел с отцов ским ружьем н соленой рыбой в ко- томхе, выпадали на долю тяжелые лишения, иногда смерть. Таков был закон царской тундры. Другой закон сейчас. Мудрый сталинский закон, изложенный в проекте Конституции, — он господ ствует и на Новой Земле. Мы, охотники, об’единили свои силы, чтобы сообща хозяйствовать в тундре. Мы живем в культурном п чи стом поселке— каждый промышленник в отдельной комнате. Мы вооружепы отличными трехлинейными винтовка ми. Фактория снабжает нас мясом, крупой, хлебом. Запасы на зиму де лаем большие, — этой веспой у нас осталось пятьдесят ящиков хо рошей свежей картошки. Наша связь с внешним миром «радио-теле фон». Наш транспорт, — трн мотор ных катера н трн сотни собак. Я выхожу на промысел. Собаки мчат по долинзм, через замерзшее ручьн. взбираются на перевалы. У меня с собой компас. Впрочем, я определяю страны света по мерно сти н компас служит мне лишь для самопроверки. Склоны холмов, обра щенные к востоку» летом свободны от растительности, зимой от снега. Холодный, восточный ветер забрасы вает снег на западный склон. Ветер крепчает, — начинается пурга. Ходу дальше нет. Я ставлю санки на ребро с подветренной сто роны и в снегу выгребаю яму. Три дня иной раз лежишь в такой яме— и пережидаешь непогоду. На этот случай есть у советского промыш ленника. н хорошая, плотная мали ца с совиком, питательные галеты, термос с горячим чаем. Однажды пурга застала нас, ког да мы вдвоем с товарищем везли в становище больного. Мы сделали целую пещеру под снегом, так что холодный ветер почти не достигал больного. Мы отдали ему наши тер моса, заставили его аиять их... Ведь мы работаем сообща и помогаем друг другу, таков новый, братский за лом советской тундры. Песец, — главная наша добыча. Охотимся мы и на белого медве дя. Если іочешь взять медведя— на до двигаться на собаках по самому берегу, чтобы не дать мишке уйти в воду. Увидит он, что путь отре зан — и побежит в гору. Тут от прягаешь пару собак, они догоняют медведя и начинают его кусать. Медведь останавливается, садится в снег и отбивает собак передними ла пами. Тут ты сам к нему подходишь и бьешь из винтовки. Один раз за всю свою жизнь я промахнулся и медеедь побежал на меня. Он был в нескольких саже нях, когда я приложился снова и выстрелил, — на этот раз верно... Тюленя мы бьем в губах, стоя на ледяных припаях. Лежишь на при пае и смотришь в воду. Как только покажется тюленья голова .— стре ляешь. Потом выезжаешь на лодке и вылавливаешь тюленя. Случается, что льдина, на которой стоит охотник, откалывается и уп лывает от берега. Но сегодняшних колхозных промышленников это не пугает. Я строю для всей артели специальные легкие лодки, из хоро шо просмоленной и прокрашенной фанеры. Лрежние, тяжелые лодки оставляли на берегу, а эти мы за возим на санках с собой на лед. Легкие фанерные лодки, изобретен ные в (матшарской артели— верная охрана безопасности охотников. Те перь ни одной жертвы не удается взять морю. Вековая угроза отошла от людей советской тундры. Хорошо промышлять в тундре! Девять месяцев в году— зимой, вес ной я осенью мы бьем зверя, а ле том заготовляем рыбу, собираем яй ца кайры. В прошлом соду мы наб рали -сто тысяч -яиц. На промысле — за сезон каждый член артели заработал в среднем де сять тысяч ірублей. Гекорд Новой Земли побил охотник Косенков, зара ботавший сорок тысяч рублей. іНа острове Диксоне его перегнал Коло сов. .Навсегда ушла от пас нищета. Навсегда освоооднлись мы от зимних голодовок, от цынги. Богатства Но вой Зем.ти— наши богатства. Сталин ская іКонституция (коротко определя ет основу нашей новой, радостной жизни: «Статья 4. Экономическую основу- СССР составляют социалистическая система хозяйства н социалистиче ская собственность на орудия и сред ства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталисти ческой системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтоже ния эксплозтзции человека челове ком». Мы. шромышленники Новоземель- ской тундры, отделенные, сотнями миль от большой земли с гордостью сознаем себя гражданами великого Союза Советских Социалистических Республик. Свободные н бодрые люди трудятся в тундре и в степях, в жарких песках Средней Азии и в сибирской тайге. Их много миллио нов— они составляют могучий, непо бедимый советский народ. Записал В. ДРУЖИНИН. ПОД'ЕМ ЗЯБИ и ЦЕЛИНЫ В двадцатых числах сентября па j полях совхозов и колхозов округа были закончены работы по сеноубор ке и началась интенсивная подготов ка земель к под’ему целины. В совхозе «Арктика» работы по осеннему под’ему целины заканчи ваются с превышением плана. 13 гектаров целины поднято в Терибер- ском районе. В Довозеро работы по мелиорации и под’ему целины нача- . ты на-днях. Пз 16 гектаров по пла ну вспахано пока только четыре. Во всех районах, кроме Терибер- ского и Саамского, проводятся рабо ты по под’ему зяби. На 20 сентяб ря из плана 1.300 гектаров было под нято го округу 651 гектар. 50 про центов плана было выполнено на это же число в Кольском н Кировском районах, где было поднято 563 гек тара нз 1.040 плановыі. В условиях Мурманского округа работы по под’ему целипы и зяби могут продолжаться до первых Kj>en- ких заморозков, которые обычно на ступают в начале ноября. Поэтому правления колхозов, сельсоветы н РИК'и должны принять все меры к развертыванию интенсивной работы в своих отстающих хозяйствах. МУРМАНСК. Проспонт Ленина. Фото Г. Ратфельдера. ПУСТЫЕ ПОЛКИ в МАГАЗИНЕ СААМСКОГО СЕЛЬПО Сельпо Саамского района давно уже знало о перенесении районпого пентра из Ионоя в Гремнхѵ. Однако, оно ровным счетом нпчего не сдела ло для того, чтобы снабдить новый райцентр всем необходимым. В мага зине нет овощей, продуктов, пром товаров. мебели. Не все благополучно и с ценами на имеющиеся товары. Кероспи в сельпо продается по 1 р. 49 к. за литр, а в магазине рыбозавода по 80 коп. Почему такая разпица — неизвестно. В Иоканьге до 15 сен тября керосин продавался по 81 коп. за литр, а с 15 сентября по 1 р. 57 коп. (в Мурманске он стоит 47 коп.). 25 сентября до обеда масло про давалось по 17 рублей 50 коп., а с обеда это же масло, по распоряжению бухгалтера, стали продавать по 21р . за килограмм. Многие товары совер шенно не продаются по месяцу и бо лее нз-за отсутствия на них цен. И все это ничуть не тревожит, как вид но правление Окрпотребсоюза. Д. ПИРОГОВ. Гремиха. (Наш корр.). Покончитьс авариями втралфлотв (На конференции п о борьбе с аварийностью ) 1разовый флот за девят;, месяцев лось к констатация уже всем пзвесг- нынешнего стахановского года потер- пых фактов, пел свыше 80 поражений — аварий. Даже один и.; содокладчиков, глав ный капитан флота тов. Микель- штейи совершенно не нояотовнлея к конференции п ограничился только Это по официальной, по далеко не полной статистике. На самой же де ле аварий произошло значительно больше. Даже самый поверхностный т р н . что невнятно перечислил список анализ причин аварий раскрывает позорную картину. Из 67 судов фло та, 54 траулера терпели аварии главным образом, вследствие пре ступной, халатности, лихачества, разгильдяйства, открытого игнориро вания правил судовождения, и нор- ' мальной технической эксплоатацин • механизмов корабля. Как правило, все большие и малые ' аварии в обычном порядке регистри руются. бережно подшиваются в де ла, иногда виновникам об’ является порицание и на этом все кончается. Лже одни тот факт, что до сих пор неразобрано 12 аварий, происшед ших в последнее время, говорит о том, что ие только нет никакой мо билизации моряков тралфлота на борьбу с «авариями, но даже не вы полняются элементарные условия учета и выявления причин аварий ности. Политчасть Мѵрманрыбы совмест но с руководством тралового флота созвала конференцию по борьбе с аварийностью. Мероприятие это за служивает всяческого одобрения. Но ь сожалению, исключительно гкверпая подготовка самой конференции по су ществу смазала остроту вопроса. На конференции больше всего выступали руководители и работники аппарата управления тралфлота и береговых предприятий, капитаны и старшие механики судов фактически не при нимали никакого участия в работе конференции. В результате все све- аварни, воздержавшись от каких-ли бо комментариев. Второй содоклад чик — главный инженер флота тов. Малышев выступил значительно луч ше своего коллеги, но и он по су ществу никаких практических меро приятий по борьбе с авариями ме ханизмов и улучшения технической эксплоатацин не указал. . Главный инженер также умолчал об отсутствии контроля за соблюде нием правил технической эксплоата- цин на судах. А между тем. как справедливо отмечали некоторые вы ступающие. это обстоятельство не редко порождает аварии. Штурман РТ-30 «Уссуриец» тов. Клабзрдепко говорил о том, что многие групповые механики по «блату» оценивают со стояние механизмов корабля, выда вая заведомо неправильные справки. — Низкая трудовая дисципли на. — продолжает тов. Клабардеп- ко. — среди командного состава траулеров одна из главных причин аварий. Вот. например, па нашем суд не дело дошло >о того, что старше го штурмана несколько раз матросы приводили пьяного от контрольных ворот тралбазы до корабля. ІІомполит траулера «Семга» тов. Шкляр вскрывает еще одну причину частых аварий на этом судне, за ключающуюся в стремительных пе ремещениях и назначениях команд ного состава. Оказывается, в течепие года на траулере «Семга» сменилось 10 старших механиков и 12 штур- Фото Г. Ратфельдера. н а -ж и л и щ н о м с т р о й к е Чем недовольны с т а х а н о в ц ы На Кольском шоссе, против боль ничного городка, вырастает новый поселок. Здесь будет построено ~45 брусчатых деревянных, двухэтажных Юмов для рабочих рыбной промыш ленности Муірмана. Строительство домов ведет второй участок Мурпи- щестроя (начальник участка това рищ Пельц). Часть домоз уже собра на и подводится под крышу. Строители решили несколько видо изменить первоначальный план ор ганизации работ. Решено до наступ ления зимы форсированно вести сбор ку коробок ззанпй, остекление их и у клал к) печей. А затем, в отеплен ных Помещениях вести внутренние отделочные работы. *** Обеденный перерыв. 15 контору участка собрались стахановцы- строителя тт. Зимичев, Черпаков, Та- рѳлкни, Булкин, Розов. Они подроб но рассказывают о своей работе, о Достижениях и недостатках, называ ют десятки причин, мешающих им работать то - стахановски. Чем же недовольны стахановцы? Плохо работают механизмы. В особен ности, плохо используются злеетро- м рубанки. Электроэнергию участок получает от своей, на-спеі построенной, кустарной электростан ции. Эта электростанция вс« время работает с перебоями. Установилось правило, что после выходного дня, до обеденного перерыва, электростан ция не работает. Раз нет электро энергии, значит нельзя пользоваться электродрелями и рубанками. У на шей электростанции нет хозяина ,— заявляют стахановцы. — Если бы хозяин был, она бы могла работать лучше. Кладовая участка завалена ин струментами. Но, что это за инстру менту Половина его пришла в не годность. За инструментом нет хо зяйского ухода. Рабочие требовали, расчистить кладовую от излишнего хлама, но это требование не выпол нено. Незамысловатая вещь точило, а вот на участке приличного точила нет. Обычно у точила выстраивает ся очередь, плотники точат инстру менты кое - как. Проще всего было установить^ точило с механическим приводом, но это не сделало. Ічасток имеет 20 печников. По лучилось так, что печникаи сейчас нечего делать, так как печные рабо ты материалами не обеспечены. 1 октября семь печников полный дейь слонялись из утла в угол по участ ку в поисках работы. Руководство участка не раз категорически требо вало от управления строительством манов. А о перемещениях команды и говорить нечего. В результате судно потерпело 6 аварий, официаль но зарегистрированных и еще кроме того за этот период умудрились по терять два трала. Капитан Скориков не понес никакой ответственности. Больше того, после очередного ава рийного рейса, он ушел в отпуск. На траулере «Мойва», который не- давпо вышел из капитально-восста новительного ремонта и уже успел потерпеть аварию, в течение года сменилось 4 капитана, 3 старших механика н 6 радистов. Авария па РТ-75 «Саратов» про изошла исключительно по вине ка питана и вахтенного штурмана. Суд но выбыло из строя на два месяца. И что же, каиитану этого судна был об’явлен только выговор, а штурман понижен по должности. Это один из ярких примеров приииренческого от ношения к аварийщикам, рассказан ный на конференции секретарем парткома тралфлота тов. Матвеевым. Судовое оборудование на большин стве траулеров находится в запу щенном состоянии. Шлюпки не от ремонтированы, а на некоторых су дах, как например, на РТ-6 ервеем о т с утс твую т . Строительство шлюпок ведется в Архангельске, а весла к ним изготовляются в... Туапсе. Вахтенная служба во время стоян ки в порту, нарушается. Большин ство судов не держит бортовых ог ней, не соблюдает правил судового распорядка. Об этом уже неодно кратно говорилось на различных производственных совещаниях, одпа- ко- положение и до спх пор не из менилось. Это лишний раз доказывает, что подлшшую, действенную борьбу с авариями нельзя подменять лишь со зывом время от времени различных собраний и конференций. Нужна не робкая «уговаривающая», а пов'е- дневная решительная борьба с ава рийностью на всех участках работы тралфлота по всем направлешімм, и главным образом, надо упорядочить работу так называемого отдела Глав ного капитана флота, установить строгую материальную ответствен ность за каждый случай аварии. Письма трудящихся Где мои вещи? (Письмо допризывника). Работал я инструктором* по фи«- культуре при постройкоме Мурпище- строя. Перед призывом, с 24 август» получил очередной отпуск. В Ленив- граде прошел призывную комиссия и по заключению последней м ен приняли в РККА. Уезжая в отпуск, я закрыл м а нату на замок и ключ передал свое му товарищу Клементьеву. Через два дня комендант Гавлухин отобрал ключ у Клементьева ш поселил жильцов в мою комнату. Череэ ва- которое время1этих жильцов почему- то выселили и поселили других. После призыва я приехал обра'уь но, чтобы оформить окончательные расчет, сдать дела и спортииваи- тарь. Жилплощадь была ванята. Да отправки в часть приходится* жить где попало. Из вещей, оставлеииш иною в комнате, многих не •каза лось. Оставшиеся вещи (ы л і иаорва- ны и перепачканы. Разыскать свои вещи я могу. Обращался к начальнику комму нального управления Муривщестроя тов. Чурилову. Но он даже ■ рааів- варивать со мной ме стал. ЖИРН08. Вопреки законам Зав. сектором Геослѵжбы при Мур- горжнлкоммунотделе тов. Кудряшов с 1-го мая текущего года установи для всех работников 8-часовоі рабо чий день. С этого дня все контор ские работники: чертежники, техни ки, не связанные с другими работа ми, машинистки и вплоть до техни ческого секретаря работали по 8 ча сов. Эта незаконная установка Вудря- шова взволновала всех работнике* Геослужбы. Много заявлений ■ жа лоб было подано руководителям Гор- жнлкоммунотдела, но они упорно под держивали незаконные постудии Кудряшова. Через 4 иссяца появляет ся приказ по Горжилкоммунотделу за № 53 от 26 августа 1936 г. В мм говорится: - «Ввиду того, что по положения на Геослѵжбу возложено выполнение с’ еночно-геодезических работ, устано вить, согласно действующих положе ний, продолжительностью полевога периода с 1 мая по 1 октября < восьмичасовым рабочим днем двя всех работников Геослѵжбы... Зав. Горжилкомнунотделом — Луйси». Бюрократически ответил по этому вопросу редакции заи. зав. Горжил- конмупотделом т. Браиловским. Ом пишет: «Обслуживающие Геослуж бу — секретарь н чертежник тем же приказом приравнены по продол жительности рабочего дня в рабочим и служащим Геослужбы с восьмнча- совыи дней, так как в одном пред приятии не может быть разного вре мени начала и окончания работ». На каком основании руководители Горлшлкоммунотдела взялм на сабя законодательные функции? Мы надеемся, что этим вопросом займется икрнрофсовет. НИКОЛАЕВ. розов нз бригады Тарелкина упал со второго этажа, получив серьезные ушибы. Профорг участка тов. Хренов на этот случай составил акт, в ко тором указал нз недопустимость ра боты без лесов. Акт попал поиощни- ку управляющего трестой Гирозско- му и таи бесследно исчез. А плотни ки попрелиему продолжают рабо тать без лесов. *** Пзнэргма строительства пг’сслнп на Кольском шоссе. заоросить на участок материалы <дг печных работ, но управление строи тельством изо дня в день заявки участка на транспорт не выполняет. Хорошо известна роль бригадира. Выполнение плана решает бригада. Для того, чтобы бригадиры была пол ноценными, с ними надо работать, ими надо руководить, надо им приви вать навыки хозяйского отношения к своей работе. Однако, на втором участке с бри гадирами никакой работы не ведет ся. Бригадиры не вовлечены в борь бу за іьтаи всего участка, они знают только порученную им, но наряду работу. Как правило, бригадиров ни когда не собирают, не рассказывают им о планах и перспективах участ ка, не рассказывают, какими болез нями участок страдает и как этп болезни надо изживать. И хочет или не хочет этого нзчалышк участка Пельц, но получается на деле, что такая важная сила, как бригадир, изолировала от борьбы за выполне ние плана по всему участку в це лом. \ Второй участок чиелчтгл ік і све денным на хозяйственный расчет. Но какова цена этому хозрасчету, если бригады ничего о нем не зна ют? Работай бригада н і хозрасчете, она не допустила бы ни одного ча са простоя, сумела бы «выкручи ваться» при перебоях со строитель ными материалами, и, наконец, вдвое решительнее требовала бы от десятников, и руководителей участ ка создания себе нормальных усло вий работы. Стахановцы возмущены, когда кон кретные ви н о вн и - и ,:eDej-;<ou н бра ка остаются ненаказанными. Они приводят такой пример: бывший про изводитель работ Савин на двух до мах «запорол» 16 дверей. Двери пришлось переделывать, потрачено иного времени и дефицитного матери ала. По закону стоимость переделки надо было отнести за счет Сзвина. Но этого не сделаяо. Больше того, Савин, будучи отстраненным от дол жности прораба, продолжает гуллть без дела но участку, получая зарпла ту по став»* прораба. На участке не видно настоящего заботливого обслуживания рабочих. Вот несколько фактов. Нет аптечки. Говорят, что когда- то аптечка была. Нет сигнала, об’ являющего нача ло и окончание работы. Рабочие пользуются гудком Судоремонтного завода, но часто.при плохой иогоде, этого гудка не слышно. Л так, как ча сов на участке тоже нет, то рабочие не знают, когда нм кончать работу. Бригада Бубенцова в количестве 20 человек выделена на постройку дома для артистов филиала театра Госдрамы. Рабочие бригады живут на Ж-илстрое, а дом, который они п-роят, находится в противоположном конце города. Каждое утро рабочие вынуждены или ходить пешком к месту своей работы, или долго ожи дать автобуса. На участке грубо игнорируют пра вила техники безопасности. Почти на всех строящихся домах лесов или вовсе нет, или есть непригодные. По этой причина бывают несчастные случаи. Так. иа-лнях, плотнив Мо- Как поставлена на втором участке политик» - воспитательная н массо во - производственная работа? U на этот вопрос стахановцы дают отри цательный ответ. Политбеседы с ра бочими проводятся очень редко. Ме сяц тому назад на политдие рабочие потребовали от парткома провести специальную беседу о событиях в Испании. Это требование не выпол нено. В красном уголке участка га зет почти никогда не бывает. Рабочие живо интересуются планом работ участка. Но руководители участка, непонятно почему, месяч ные планы от рабочих держат «в секрете». Так, например, сентябрь ский план они вынесли на обсужде ние рабочих только 25 сентября. Ра бочие хотят знать показатели не только своей бригады, цо и всех остальных бригад. Чего, кззалось бы, проще разрешить этот вопрос, уст роив щиты с . производственными показателями. — Мы приняли на себя обяза тельство к VIII с’езду Советов соб рать два с половиной дома, — го ворит стахановец - плотник Черпа ков. — Мы просили на лвзгнгіх на пивать это обязательство к вывесить •го на наших домах. Но рутово дя- тели постройкой» Сазонов в Дпииѵ рошкин в этом вам категорически отказали, заявив, что лозунги иада вывешивать ие на постройке, а в культбазе. 28 сентября рабочие, окончив ра боту, возврзщались вместе с профор гом Хреновым домой. ІІо пути им встретился представитель управления строительства тов. Ефимов. Ефимов подозвал к себе профорга и ззявил: — Верни всех рабочих обрати#, сейчас будем проводить собрание. — А по какому вопросу, — епра- сил Хренов. — А вот откроем собрание, тог да узнаешь, — ответил Ефимов. Кой-как собрание собрали. 1 заключение своей немногословно! ре чи Ефимов заявил, что с 10 октября надо проводить стахановски! двух декадник. Рабочие молча проголосо вали это предложение. А на другой день из постройкома на участок со общили, что решено проводить ва двухдекадник, а стахановски! ме сячник и не с 10, а с 1 октября. Эта «установка» постройкома ус пела пока дойти только до десят ников. Рабочие о ней еще ва и і - ют. Путаница со сроками проведе ния стахановского двухдеидниы. устроенная постройкомов, лишь дезориентировала участок. Рабочие сейчас не знают, то лх они вяля* чились в стахановски! иесячнив, та ли ям готовиться в двухдеклдихку. Таков «стиль» руководств* орга низаций строительства стзхдяовсввк движением на участке. Нот ид>1 ностм доказывать вся ва гу іяал ь этого «стиля». . г Н. ПЕТР» . J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz