Полярная правда. 1936, октябрь

ч Mi 246 (ЗОИ) 22 октября 1936 г. В Е ЛИ КИМ С Е В Е Р НЫМ МО Р С КИМ П У Т Е М ПЕРЕХОД ИЗ ВЛЯДИВОСТОКД в МУРМАНСК ПАРОХОДОВ., „ИСКРЛ и В.“ НЦЕТТИ“ , Сгаханззцы парохода «Ванцетти»: Кириллов А. М., Старое В. С., Мельников И., Григорьев В. Т., Рагозин Р. И., Ильин В. В., Мона ков П. И., Муйжерай К. Г. Фото Г. Ратфельдера. Мы пробились! Ледокол «Ленин» г трудом про­ живал сквозь ледяную равнину узенькПй канал. «Ванцетти» н «Ис­ кра» двигались сзади. Льдины би­ лись о наши порта, лезли под кор­ ну — к винту. В тот день была моя вахта. Я стоял у маіпниы и не видел льда, по чувствовал его удары. Как только винт начинал долбить льдину — я быстро выключал его. Мы двигались медленно — рывками, от одной про­ галины к другой. Как мы ни старалась сберечь винт, столкновений со льдом нельзя было избежать. И вдруг — грохот. Вал машины завертелся вхолостую. Корабль остановился. Матросы спу­ стились под корму и увидели, что все четыре лопасти срезаны льдом под корешок. , Как же быть? Мы хорошо зпалп. что смена ло­ пастей — серьезная заводская рабо­ та. Обычно такой ремонт делают в доке. Но здесь, в проливе Ма- інсбна. мы могли рассчитывать только на свои силы-. Мы обязалпсь перед родиной пройти пз Владпвосто- ка в Мурманск. Н мы сказали се­ бе — восстановим винт, пробьемся. Запасные лопасти на корабле бы­ ли. Нехватало’ подходящих инстру­ ментов. К ледоколу «Ленин», кото­ рый нас вел. мы обратились по ра­ дио с необычной просьбой: . — Дайте ключ в два с половиной дюйма. Ледокол ответил: — Ключ есть. На судне началась авральная ра­ бота. Пришлось наполнять бала- стом носовую часть, для того, чтобы обломок впнта поднялся над водой. Под кормой мы построили подвесную беседку. Для того, чтобы попасть п месту раѴшты. мы спускались с борта на шлюпку н под'езжали к беседке. Старший механик Старов, руководив­ ший ремонтом, п я — мы не выхо­ дили пз этой беседки, пока не бы­ ла прикреплена последняя лопасть. Люди работали с чудесной лов* костью ла маленьком, окруженном коллами и льдинами помосте. Лигн- ны стремились сорвать лебедку. Хо.тохный ветер пронизывал тело. Громадные -куски стали грозили сорваться со строп. Кажется, что стоит сила человека в сравнении *' напором льдов и весом стали. Н все - таки человек победил. Второй штурман Петя Пономарев, комсомолец - орденоносец Саша Ки­ риллов и бопмад Муйжсрай приспо­ собили для смены лопастей судовую 'лебедку. Они проявили в этом деле большую ■изобретательность. Ночью вахта выходила на рабо­ ту с оружием. (Ведь льдины "Смогут принести леованного гостя— белого медведя. 1 Работа шла быстро. Наши моряки поставили в проливе Матисопа замечательный стаха­ новский рекорд. Четыре лопасти бы­ ли поставлены в невиданно корот­ кий cdok — за шестнадцать часов. И ледокол «Ленин» снова мог дать вам сигнал — пять длинных гудков: - г - Готовьтесь к отходу. Мы пошли вперед. Под нашим бортом снова кипела морская вода, вспененная свежей, прочной сталью. Льды расступались перед нами. , . . . . — Ты видишь, родина. — хоте­ лось нам сказать. — мы пробились. Никаким льдам не удастся прервать наш советский Севернь/Й , морской яуть. г * '* Третий механик'пароход «Ванцетти» Р. РАГОЗИН. Из д н е в н и к а радиста Глазунова Я еіце не успел привести в по­ рядок мои заметки. Но, перебирая яти листки, я жило припоминаю жизнь нашего экипажа в этом т р и ­ ном и интересном рейсе. Мое ор\дне производстта. мой скромный радиопеленгатор завода Казнцкого зарекомендовал себя, как точный навигационный прибор. Ка­ питан нашей «Искры» верил моим пеленгам н во все время пути мы пользовались ими. Мне особенно запомнился, подход к Колыме. Надо было подходить для выгрузки. Туман стоял такой, что хоть глаз выколи. Что делать? Я определил по радиопеленгам, что мы находимся вблизи порта. Стадп да­ вать гудки. Действительно, 'разу подошли буксиры и мы нача ш вы­ гружаться. Когда уже tpn четверти груза было выгружено — через дна дня — туман рассеялся п мы уви­ дели берег. А ведь не будь радиопе­ ленгатора, стоять бы нам в тумане двое суток в бездействии. Был еще нитереАшй случай. Шли мы, как известно, все время рядом с «Ванцетти». У кромки льда, возле моря Лаптевых, нас настиг густой туман. Капитан отдал прпказапие лечь в дрейф. Легли, Скоро выяс- нплогь, что «Ванцетти» рядом с на­ ми уже пет. pro сдрейфовало ниже на тридцать миль от пас. Чці де­ лать? Вызываю радиста «Ванцеття» Ва­ ню Кузнецова, прошу его дать сиг­ нал для пеленга. П в течение мн- нутной работы его стаппнн опреде­ ляюсь, где находится судно. Сооб­ щаю капитану. Он приказывает ло­ житься курсом на «Ваппетти-. И что же? — примерно через час, «Ванцетти» открывается по , іо < ѵ . Я особенно сдружился с радио­ рубкой за этот рейс, хотя плаьаю Наши капитаны Лоцман^ боЛЫпе не стал разгова­ ривать с каинтаном. Когда судно вы­ ходило из норвежских шхер, он по­ дошел к старшему штурману и ска­ зал ему на ухо с таинственным ви­ дом: — Ваш капитан сошел с ума. Предупредите команду. Вместо. того, чтобы вести судно во Владивосток через Суэцкий канал, он ведет его н всех вас на погибель— через льды Арктики. Предупредите команду. Штурман засмеялся. — Когда набирали команду в сквозной рейс, — сказал он, — ка­ питан получил заявлений в три ра­ за больше, чем требовалось. Ваше предупреждение рассмешит моряков, лоцман. Они все хотят проклады­ вать новые пути. ‘Пусть проторен­ ными путями ходят те, у которых нет жажды обогащать родину новы­ ми открытиями! — Сумасшедшие русские люди.— сказал лоцмал. — Он потопит вас. Нет! Я не верю, что вы вернетесь. — Этот разговор произошел год назад на борту «Ванцетти», — ска­ зал капитан Бютнер. — Черел н*ч сколько дней я буду возвращаться норвежскими .шхерами за границу пз обратного сквозного рейса. Хотелось бы встретить этого лоцмана! Я ска­ жу ему: — Не утопил сумасшедший капитан пароход, доверенный ему правительством, а два раза провел его по Северному морскому пути. Пред­ ставляю его физиономию! Конечно, все это было не очень просто, особенно на обратном пѵти. радистом пятый год. Работа трудная н очень интересная. Весь «яр, усе голоса Арктики несутся ко <чп. Принимаю ответственные сэибщ*»- ння для капитана. Получат теле­ граммы ТАСС о жизни Совет;кпЛі Союза, о революционном движении в Испании. Через минуту готоз обра­ довать машиниста Леву \ іекгандро­ ва радиограммой от его друга Ара­ пова с парохода «Крестьянин*. Сле­ жу по сводкам радиостанции Диксо­ на за продвижением каравані су­ дов в море Лаптевых. Сколько ченнй доставили мне эти ё зпк;:. Принимаешь, — ледовое положгнн*1 без изменений. Так тягостно с т ін с т ! А раз чуть и* запрыгал от радости. Принял радиограмму от мамы. Сооб­ щает, что бассейновый комитет мо­ ряков ергапнзовал экскурсию з Пе­ тергоф для матерей и жен поіярнп- ков. Познакомился за эту павигынм с расистами многих раиий. Конечкі. если встретимся в городе, может быть, пройдем, друг друга не узнав. Ведь не по лицу знаю, л по рабнто. Одному коллеге с Нордвика организо­ вали помощь. Мы стояли в Хтгчнг- ском залпве. а он просил переіать радиолампы, бумаги, карандаши, так как к нпм еще не пошипи ••ѵ- да. Что сделали? Ну ясно, все необ­ ходимее переправили нн раппю. Боцман Муйжерай Боцмала Муйжерая на «Ванцетти» любят все матросы. Боцман требова­ телен. строг, но очень справедлив. Он плавает тридцать лет и боцман­ ский стаж его исчисляется двадца­ тью годами. С 11*27 гола он член коммунистической партии. Бопман плавал под всеми шпротами, был во всех странах мира. Только одна Индия ему пока незнакома. На «Ванцетти» он шестой Год. Каждый уголок большого парохода знаком ему иаощупь. Он славится умением разводить краски необыкно­ венной белизны н большой прочно­ сти, за что его шутя называют ал­ химикам. Подготовляя с вечера крас­ ки, оа уже знает, какая трещина ждет замазки, где облетела краска н точно рассказывает все матросам. А вообще боцман знает любую ра­ боту. В Колыме, когда экипажи «Ванцетти» и «Игкры» соревиова- лись на быстрейшую выгрузку, 'боц­ ман первый сказал. — давайте, ре­ бята. покажем, как работают на «Ванцетти», и сам по шестнадцать часов подряд работал на выгрузке. В Тпксп п на Пордвике, да я поч­ ти во всех портах Арктики погру­ зочные операции производили судо­ выми механизмами и боцман, как зе­ ницу ока. берег грузовые устройства, проверял их исправность. Парторг «Ванцетти» Григорьев.го­ ворит. что боцман всегда во власти какой - иибудь выдумки, какого-то прекрасного беспокойства. Действи­ тельно, боцман 'Муйжерай не успо­ коится. пока не оборудует половчее леса под корму, тюка не наладит брашпиль. Знания старого моряка — крепкое искусство сращения концов, сшивки брезентов передает он моло­ дежи. Боцман любит молодых моря­ ков. В рейсе он урывал время для по­ литической н технической учебы, ко­ торая проходила регулярно на «Ван- цеттп». Иногда он забегал в радио­ рубку и просил радиста передать радиограмму домой. Позавчера боцман получил пись­ мо от жены н дочки. Он додго пе­ речитывал его и сказал потом: — У моей Лили дома, там в Ле­ нинграде. висит над столом карта. Получая імои радиограммы, она- с мамой прокладывала курс. Иу. ска­ жем проще — протягивала черточки на карте. А когда я уходил в рейс и сказал ей. что рейс длинный и пе загрустит ли она. если мы зази­ муем — Лиля ответила мпе: — Что ты. папка, это невозможпо. Все де­ вочки в классе знают, что мой па­ па моряк и ушел в сквозиой рейс и г .-' р уверены, что вы придете. Посмотрите письмо. Оиа пишет:— Вот ты ц в Мурманске. Кто же был Пароходы «Искра» и «Ванцетти» в Мурманске. Фото Г. Ратфельдера. Не отклоняясь от курса\ Мы все трое нлава.тн на «Сакко». Лобочкнл— шесть лет. Клпзаров1— че­ тыре с половиной года, а Калинин три года. На этом замечательном парохо­ де крепко расцвела наша дружба. И па работе, н на отдых?, мы— друзья, делим вместе радости н трудности. Когда команда парохода «Сакко» спасала* моряков тонувшего парохо­ да «Фро». мы трое, вместе с другими товарищами, рискуя жизнью, спаса­ ли норвежских моряков. II все трое получили одинаковую награду — медали от норвежского правитель­ ства. _____ Ко ла Калинин решил пойти в сквозной рейс, к нему сразу присо­ единился Клнзаіюв. И Лобочкип то­ же реіпнл не расставзться с нами. Были мы все в отпуску, но. не за­ кончив его. отправились втроем во Владивосток, чтобы итти на «Искре» г. сквозной рейс. Работая на «Искре», мы стара­ лись поддержать марку отважной команды «Сакко» Мы взяли обязательство — зорко нести вахту и. стоя на руле, не до­ пускать отклонений от курса боль­ ше, чем rfa ‘2 градуса. Мы перевы­ полнили это обязательство и не име­ ли отклонений от курса больше, чем на 1 градус. Рейс «И скры » закончен. Впереди много новых рейсов, много иутей интересных для моряков. И мы бу­ дем так ж? дружить, так же помо­ гать друг другу, так же зорко нести вахту. . Моряки парохода «Искра»: КАЛИНИН, ЛОБОЧКИН, ЕЛИЗАРОВ. * ■ . •* 9 Не*было таких портов (Рассказ матроса парохода „Искра4 МАРКОВА) прав, папа? Р. РАЙТ. Кі^к вы сказали — Игарка? Я не знаю такого порта. — Тикси? Разве есть порт Гик- си? Где это? На каком море? Моряки говорили, что хорошо знают портовое города и гавани в Говегской стране н за рубежом^ И* известны Амстердам, Копенгаген. в Барселона почти также хорошо, как Ленинград.' Они могут ' перечислить нее порты Англии от Лондона до Глазго. Но ІГСрдвик? Но ■Амбзрчяк? Но бухта Провидений? Нет, — не было таких на свете. , Правда, ие было таких портов. Не было — ибо t o . ti . ko при большеви­ ках появился морской путь мимо хо­ лодных, суровых берегов, которые всегда считались мертвым, бесплод­ ным пустырем ла земном шаре. Недавно в бухте Провидения — на Беринговом море, не было ника­ ких следов человеческого жилья. Разве только промысловые суда при­ ставали ів бухте, а нз пустынлом берегу изредка, появлялись олеле- воды - кочевники. Сейчас здесь, сто­ ят дома зимовщиков. Здесь угольная база, которая снабжает горючим большие ледо&олыіые н торговые ко­ рабли. В бухте Провидения была на­ ша первая бункеровка после Петро- павловска-на-Камчатке. Мы двигались ла север. Наши корабли огибали Чукотку. Запад был загорожен тяжелыми льдами. Куда ли киль глазом, про­ стиралось необозримое ледяное пате. Могучих сил «Красина» нехватало для того, чтобы быстро проложить путь. Казалось,’ некому больше по­ мочь лам в этой пустыне. U вдруг — радиограмма: — На разведку выслали самолет. Говорила радиостанция мыса Шмидта. Там— центр метеорологиче­ ских наблюдений и авиационная ба­ за для ледовых рекогносцировок. Вскоре радио принесло утешительные вести: — Идите на запад. Лед поредел Мы пошли вперед. И вскоре нас встречали буксиры Колымы. В бух­ те Амбарчик лапалась разгрузка. Мы сдали, здесь товары, прнвезен- Капитан парзхода «Ванцетти» тов. БЮТНЕР. Достаточно вспомнить о потере ло­ пастей винта в проливе Мати- сола. Была йодвижка лита, льди­ на била льдину. Порою судно было беспомощно, как дитя. И все же мы победили. Стармех и механик Рагозин могут подробно рассказать, как за шестнадцать часов были по­ ставлены лопасти винта и мы, полу­ чив сводку, что в проливе Фрама более слабые льды, снова двинулись в.путь. Как видите, приняли на Игарке по л ны й груз леса и сейчас без ремонта, так прямо нз Арктики, берем курс на Англию. — Так оно н должно быть. — вступил в разговор капитан «Иск­ ры» Федотов. — Советские капита­ ны, да еще коммунисты, должны выполнить любое задание. Работа в Арктике, как она нн трудна, стано­ вится обычной. Вот лежит карта нашего похода. Каждая точка нз пей памятна, рель- ефна. Туманы, дрейфы, авральные выгрузки силами команды во время коротких стоянок. Действительно, рейс этого года, даже до льдов, про­ текал в4 тяжелых условиях. До са­ мой Чукотки нас преследовал худ­ ший враг Судоводителя — туман. Ну, а дальше. V Чукотки до Колы­ мы был десятибалльный лед, застав­ лявший порою ложиться в дрейф. Вспоминается Колыма. Досрочная выгрузка в ппорн. Тикси. Погрузка угля. Буксировка деревянных барж с лесом дли строительства Нордвнк- строя. Это было действительно ри­ скованное, но почетное дело. Мы до­ ставили груз и плавсрЛства круп­ нейшей северной арктической строй­ ке. Не успев отдохнуть от разгрузки леса, пошли на соединение с «Лит­ ке» для передачи угля. Дальше мыс Челюскин. Путь к нему в .тяжелых льдах. Игарка — этот чудесный за­ полярный порт. Досрочная погрузка леса. Последний переход в Мурманск. Сейчас все преодоленное кажется простым и даже не особенно труд­ ным, нужно только смотреть вперед! Яе особенпо трудным! Капитан скромен и не словоохотлив. Он при­ вык к лаконическому языку прика­ заний, привык смотреть вперед, ду­ мать п управлять. Еще в бирюзовой воде Японского моря ему надо было предвидеть глубокий фнард бухты Провидения и первые льды на тра­ верзе мыса Сердце-Камень. И оп пытливо изучал карты полярных морен. Капитану трудно рассказывать об искусстве вести корабль. Трудно рас­ сказать о бессменных вахтах на ка­ питанском мостике. Часто, когда льды преграждали путь, когда на ледовый якорь, становился флагман похода, капитан п команда торопи­ лись использовать короткую пере­ дышку для дальнейшей бесперебой­ ной рзботы судна. Капитан должен помнить, что корпус судна имел повреждение при проходе, что нужно произвести раз­ грузку нз трюма на палубу и заде­ лать повреждение. Капитан знает о треснувшем шпангоуте, о новой за- Калитан парохода «Искра» ' тов. ФЕДОТОВ. . клепке для форпика. Особенного вни­ мания требовали буксировка барж с лесом, маневрирование во-льдах не­ приспособленного для буксировки лесовоза. Где учились капитаны искусству кораблевождения, где освоили тех­ нику навигационного искусства? Капитан Федотов плавает с 1911 года, а капитан. Бютнер — с 1906 года. Но оба утверждают, что высо* кой науке судовождения учила их революция. Капитан Федотов вспоминает зна­ менитый ледовый поход, к<ігда из Гельсингфорса в Кронштадт под про­ водкой ледоколов ѵшли большие транспорта, а он, Федотов, моряк военного флота, без угля, без продук­ тов. не бросил свой маленький паро­ ход, а перегнал н сдал его после тринадцати суток перехода в дей­ ствующий флот Балтики. В 1928 году капитан Бютнер предпочел регулярному рейсу на обо­ рудованном транспортном лароходе Ьѵкснровку стотонного крана. Тогда По решению правительства из Ар­ хангельска на Черное море надо было перебросить технический флот— рефулеры, землечерпалки, краны. Тринадцать небольших едийщ че­ тыре месяца шли через Бискайский залив. Средиземное море. Босфор и Дарданеллы в Белое море. Бютнер шел на буксире «Надежда», букси­ руя стотонный кран. Во всех пор­ тах говорили об этом рейсе. Никто пе верил в успех дела, кроме участ- ииков. • - * ' • щ . . ! Геіфйх Павлович вспоминает, чтб от Бергена до Констаптнноподя экс­ педицию сопровождали спасательны? суда датской конпании. они были уверены, что без помощи не обой­ тись. В записной книжке Бютнера записан разговор с одним шеобургт екпм моряком.‘ Тот'сказал Генриху Павловичу:— Жены бискайских моряков с детства внушают ребятам, что ничего в мире нет страшней Бискайи. Как же вы рискнули прой­ ти Бискайский закив на таких су­ денышках? А в Гибралтаре гордый английский адмирал не постеснялся прнгтн на утлое суденышко началь­ ника экспедиции тов. Маршана й сказать: — Ваш.рейс — живая ле­ генда. Только настоящие судоводи­ тели могли -его совершить. ... Капиталы сидят рядом на кожаном диване в кабинете начальника цор- та. Капитаны пришли говорить о бункеровке, о запасах воды, о су­ довых документах, о будничных про­ стых делах. Капитан Бютнер и ка­ питан Федотов не чувствуют себя героями.' Партия послала нх. прове­ сти пароходы и едаті* грузй. И они, мастера кораблево.ждення, пошли в полярное плавание и показали, что Арктика обогащается своими кадра­ ми и с к у с ны х навигаторов, умеющих привести доверенные им суда в порт, лежащий на любой географи­ ческой точке, носящий ла обычной морской терминологии простое на­ звание — порт назначения. Р. ТРОЯНКЕР. пые из Владивостока — костюмы, сапоги и ботинки, новые партии оде­ колона и духов. Кому ігѵжяы все эти вещи здесь, устье Колымы, впадающей в Во- сточно - Сибирское море? Нужны они новому городу, растущему ва далекой сибирской реке,— Ннжле-іѵи- лымску. Морские корабли не могут подойти к самому городу и бухта Ам­ барчик служит перегрузочной стан­ цией. . 'Из Амбарчика — в Тнксі. Недалеко от нынешнего перга, вблизи устья Левы сбился с пути ■ погиб исследователь Де-Лонг. Сеі- час в Тикси горят яркие электриче­ ские огни. Вырос поселок, насчиты­ вающий несколько десятков домов. Есть небольшой театр, кило. Когда мы сошли ла берег, зимовщдкі предложили нам послушать концерт. Оказывается, в Тикси приехали ар­ тисты нз (Москвы. Нас- ждали плоты бревен, пригнан­ ные <с верховьев Лены. Оба наши парохода нагрузились лесом. Кроме того, у нас ва буксире были баржм. взятые еще в Колыме. Оставались па борту и моторные суда — куя- гасы. На некоторых быта надпись: «Нордвик». Кунгасы я лес предназначались для большой промышленной стройки, развернувшейся у моря Лаптевых, под семьдесят четвертым 'градусом северной широты. Сюда же .ехали 160 рабочих нз Владивостока. На Нордвике найдены огромные запасы соли. Мы видели пароход / «Смо­ ленск», (который пошел ла Восток с полным грузом этой соли. Есть в этой местности в металлические ру­ ды. Богатеет и Игарка. Сегодня в Игарке есть хороший, расширенный причал для восьми кораблей. Есть новые под'ездные пути. Все оживленней становятся новые морские дорога — из Игарка в Лондон, в Копенгаген л в Амстер­ дам. Около сорока иностранных ко­ раблей побывали здесь за лето і взяли груз, экспортной древесины— продукцию трех лесопильных заво­ дов. ! : ’<•— ^ В Игарке, в клубе мы видели зву­ ковую ка/рпгну, которую не успели посмотреть ли в Ленинграде, нм ве Владивостоке — это «Цирк*, заме­ чательный фильаг о родине. » : ^ Граждане Игарки показал нам свою гордость— прекрасный совхоз, дающий городу овощи, молоко к мя­ со. Нам рассказали, что в район* Л^оится большой санаторий, йгар- пчие стахановцы продемонстрировал нам свою сноровку ва погрузге м передали на борт корабля 250 стан­ дартов за сутки. Мало сказать, что Игарка морском поротвьій город. ‘Игарка — это еще и агіиаяюрт. Каждый день вад горо­ дом' слышен рокот щюпеллеоов. Игарка - Д о я р о к . Игарка - Дудинка... На інного короче стали бесконечные сибирские дороги. Да это Сибирь, это таежвый Енисей, не уже, отнюдь, не захолустье. Рабочие с букета/ми цветов приш­ ли в порт, дода «Искра» и «Вам- петти» разводили пары. Нас' про­ сеяли передать привет от стаханов­ цев Игарки, стахановцам Диксона. На острове Диксон — большая угольная база. На рейде много совет­ ских и иностранных кораблей. Гео­ логи нашли ва беэлесвых берегах медь. Нет еще города Диксон, во он, безусловно, будет. Привет тебе, Мурманск! . Привет от Диксона, от Игарки, от Владиво­ стока. Флаг нашей родины мы про­ несли через шесть арктических мо­ рей. И во всех портах, где мне придется еще быть, и буду рассказы­ вать о богатеющем, сверкающем ог­ нями советском севере, о Великом морском пути, который тянется ва десять тысяч миль, соединяя города, порты и мужественные, горячие че­ ловеческие сердца. В. ДРУЖИНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz