Полярная правда. 1936, ноябрь

Фото Г. Ратфельдера. СТАХАНОВСКАЯ СТРОЙКА' Фото-бюро Туломстроя. Не сразу развернулось ш иоо кр стахановское движение па Тулом- гтрое. Нз всех рабочих, запятых на нормировочных работах, в январе 11)36 года дат:али стахановские вы­ работки (не ниже 200 проц.) только 7.!» и|юц. I) феврале нх было 11,9 проц., в марте — 13,3 проц., в ап­ реле — 14 проц. Медленно шло л нарастание производительности тру­ та. Среднее выполнение дифферен­ цированных оперативных норм по всему строительству составляло за январь ИЯ атроц., за февраль — 124 проц., за март — 123 проц. и за апрель — 134 проц. Это сравнительно медленное про- дшженпе вперед упиралось главным образом г. существовавшую тогда ор­ ганизационную структуру управле­ ния производством и людьми. Нужно было г.о что бы то ни стало расчи­ стит!. путь для широкого стахапов- ского движения. Руководство строительства прп поддержке лучшей части пнжеперно- . I ская система управления, которая, новела решительную борьбу за со­ ставление и выполнение месячных, ‘ декадных и суточиых оперативных графиков на всех участках, во ьсех деталях увязанных друг с другом, i Проведенная реорганизация не замедлила сказаться на результатах стахановского движения. В мае про­ цент рабочих нормированного труда, дававших стахановские выработки, со­ ставлял 25,1, в июне он достиг уже | 49,6. Такой рост стахановского дви-| жения позволил руководству строп тельства ввести с 1 июля иа всех участках строительства п на всех работах новые всесоюзные нормы 1936 года. Была развернута широ­ кая раз'ясннтельная работа, большая часть инженерно - технического пер­ сонала возглавила развернутое со­ ревнование за освоение новых норм. В результате рабочих нормированно­ го труда, давших стахановские вы­ работки (с июля стахановцем считался ударник, дававший не ме­ нее 150 проц. новой нормы), в пю 60 проц., в августе — 7< Силовое здаипе (июнь 1936 г.). Подводная часть готова. По желе­ зобетонному каркасу надводной части начата кладка стен. «СТРОИТЕЛЬ». Одна нз четырех скульптур, нзготовлецных скульп­ торами Туломстроя, и установлен­ ных в зале заседаний администра­ тивного корпуса. Иван Бодров П Е СН Ь о ГП УЛ О М Е Далеко на севере, в дикой стране, где бури не знают уема, под белыми льдами . текла в полусне река Заполярья — Тулома. . ♦ Текла она сотни п тысячи лет, не зная преград пред собою, меняя не раз свое русло. И след она оставляла порою. П так проходили столетьями дни. Там люди почти ие бывали. Там только шумели метели одни, да звери в тоске завывали. Но как-то, однажды явились туда большие советские люди, и с гордостью в сердце сказали тогда, что здесь гидростанция будет. И вот развернулась работа кругом в метелях, морозе н хм&ре. Работали ночью, работали днем в далеком кругу Заполярья. Два года прошли в напряженном труде ' строителей сильных н стойких... технических и административно - хо- зяйсгвепых работников, опираясь на' ле «было широкую актпвиую массовую рабо-. проц. и в сентябре— 8S.7 в среднем ту, развернутую партийной и про- * за месяц. Само собою разумеется, фессиональной организациями, ре-<что с ростом стахановского двнжс- шнгельно пошло на коренную ломку, пня росла ц'производительность!ру- яошавшнх организаппониых форм. да. В мае среднее выполнение дпф- Были уничтожены все промежутсч- ференцироваилых норм составляло иые «инстанции», отделявшие руко-j 150 проц., в июне — 181 прпд., в водство от пизовых производствен- июле — 160 (енпжеппе об’яспястся ных едпнпп, от первичного строи-' введением новых норм), в авгуге— гельпого участка, где в осповном 176 проц., в сентябре — 200 проц. пи всему строительству. Успешная борьба за внедрение стахановских методов труда и свя­ занный с нею рост производительно­ сти труда дали возможность строи­ тельству добиться значительной эко­ номии в рабочей силе. Обеспеченность рабочей силой со­ ставляла в январе 93 проц., в мае она уже составляет 83,9 проц.. в нюне— 71,8 проц.. в июле— 69 проц.. в августе—59.S проц.. в сен ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ на ТУЛОМСТРОЕ Диспетчерская система управления бочего места. Надо проследить, чтобы к началу смены были поднесены и разложены в соответствующем поряд­ ке материалы и детали. Должна быть сделана проводка для освещения, должны быть подготовлены и иахо- силы, заботился о доставке материд- диться в рабочем состоянии необхо- работами па Туломстрое введет в декабре 1935 года. До ее введения инженерно - тех­ нический персонал (прорабы) произ­ веди.! разнарядки и расстановку раб- лов, словом, занимался всеми мелоча­ ми производства. Это.запимало на­ столько много времени, что прочаб был не в состоянии продумать орга­ низацию рабочего процесса, последо­ вательность производства работ. В результате работа шла часто само- дичме механизмы. Необходимо устро­ ить подмостки, трапы и многое дру­ гое. Диспетчер следит, чтобы соот­ ветствующие прорабы и десятники выполнили все для подготовки рабо­ чего места. Особое внимание уделяет- решалась судьба стройки. Была уничтожена текучесть рабч-] чей силы. Па первичных участках колонны возглавили руководители данного производственного участка. Начальпик участка п его техниче­ ский персонал нес ответственпость ие только за производство, по и за 1 работу’ с людьми. Сразу выросла •роль начальника участка - колонны, ! сразу выросла его ответственно*ть. Это повлекло за собою укрепление и ся рабочему месту стахановцев, что- «еоргаяизованно. Ясно.* что бы их опыт закрепить п распростра- в таких условиях говорить о разви- пить на всю стройку. Одновременно тин стахановского движения не при- оп следпт за ходом работ текущей СТрОЯ являлись пеот’емлемымп ходилост ” i НАУКА иСТРОИТЕЛЬСТВО Сложность геологического строе­ ния русла реки Туломы, большие технические трудности и новизна устройства плотины потребовали от работников Туломстроя проведе­ ния широких и всесторонних лабора­ торных исследований. В этом отно­ шении Туломстрой принадлежит к числу тех передовых гидротехниче­ ских строительств Союза, в основу которых были положены даипые специальных лабораторных исследо ваний п которые создавались при консультации виднейших специали­ стов нашей страны. Проверка и изучение проекта про­ изводилась лабораториями Научнэ-иг- следовательского института гидротех­ ники, Ленинградского института ин­ женеров водного транспорта, инсти­ тута сооружения, центральной гидро­ технической лабораторией Белбалг- комбината и лабораториями Тулом­ строя. Только ио основным вопросам ; выбора конструкций сооружений и методов производства работ, было вы­ полнено около 380 различных лаио- J раторных опытов. Эти опыты позао -1 лили строительству существенно са-. кратпть об'ем скальпых п бетонлых работ, осуществить перекрытие рус- • ла реки Туломы простейшим пионер­ ским способом, без отвода реки по каналу в берегу, уплотнить и вы- i держать жесткие сроки производства работ и обеспечить правильность компановки всего узла сооружений и его отдельных деталей. Центральная гидротехническая ла­ боратория ББК и лаборатории Тулом- ча- Фото Г. Ратфельдера. «СТРОИТЕЛЬ». Одна из четырех скульптур, изготовленных скульп­ торами Туломстроя, и установлен­ ных в зале заседаний администра­ тивного корпуса. т. к. техперсонал не имел смены. (На Туломстрое работают в гтямн строительства. Пх нопосред- лве смены). Устрапяя имеющиеся неполадки, диспетчер фиксирует все узкие места производства, все не­ увязки и недостатки организации рабочего места. Все это заносится в ; ЛОжения и необходимые уточнеппя проекта, но также обеспечплп систе­ матический повседневный лаборатор- возможности возглавить его. Введение диспетчерского управле­ ния сразу изменило картину. Диспет­ черский аппарат принял па себя всю тяжесть оперативного руководства работами. Вопросы обеспечения рабо- диспетчерский журнал. ?твенпая связь с производством и подлинная оперативность позволили пе только быстро реализовать па строительстве все поваторские пред- улучшепие плановой работы п внед- тябре—64.3 проц... В этот процент рение подлинного хозяйственного расчета па низовых участках. Вве­ денная прогрессивно - премиальная оплата инженерно - технических ра­ ботников, в зависимости от выпол­ нения ими планов и снижения себе­ стоимости, заставила пх проверять повседневпо свою работу' рублем t устранять прпчппы, мешавшие им подымать пнутявот^гельпость труда и дать возможно большую экономию. Была уничтожена вредная практи­ ка, при которой каждый участок яе- входит и весь административно-хо­ зяйственный, инженерно-технический и обслуживающий персонал строи­ тельства. Отдельные колопиы-учдет- чей силой, материалами, подготовки рабочего места и все увязки были сняты с прораба. Последили получил возможность заняться исключитель­ но техническим руководством, имен- по организацией рабочего процесса и наблюдением за выполнением техпи- чоспвх условий работ. Результаты не замедлили сказаться. Они вылп- лпсь R нглроко развернувшееся ста- кп работают сейчас с обеспечен -1 ханочекое движение и нарастающее ностью рабсилы на 50 проп. Вместе с ростом количественных показателен улучшилось и качество работ. В исключительно тяжелых и не­ привычных условиях велось строи­ тельство Нижне-Туломской гидро­ электростанции. Начатое в 1934 го-j перевыполнение норм. Оперативно руководя работами, диспетчерский аппарат устраняет организационные неполадки, увязы­ вает работы отдельных прорабств, не дт у екая отступлений от утверж­ денное плана и графика. Главный диспетчер является по- лал у себя сам все разнородпые ра- ЯрИ недостаточной обеспеченности мошнаком начальника стронтель- боты. Реорганизованные колонны- участки были все специализирова­ ны, и каждая колопна па основе подряда стала производит!, раоогы по ее спепиальности па всех других участках. Так. например, колопаа бетонного хозяйства подготовляет и укладывает бетон повсюду па всех участках строительства, земельио- скальная производит все земляные работы, колоппа силового здапия ус­ танавливает опалубку и арматупу, колонна гражданского строительства все столярные, плотничные и отде­ лочные работы и т. д. Это рз.тпт технических работников и рабочих, поднимает их квалификацию, при­ учая их работать в различной про­ изводственной обстановке — это облегчает внедрение методов на всех участках одновре­ менно. стройоборудоваиием, механизмами и квалифицированной рабсилой в небы­ вало короткий, пе имеющий препе- дентов в истории нашего гпдро»лек- тростроительства срок, заканчивается сейчас строительство. Строители Н.-Туломской гид'.о- электростанппн, переходящие по окончании на другую стройку, хоро­ шо усвоили ту мысль, что СТР-.ШТЬ можно хорошо и культурно. Строи­ тели ни на мипуту не забывают о том. что страна наша идет гигант­ скими шагами вперед, что быстро растут культурные потребности и требования. То, что является сегод- ства В своем аппарате оп имеет за­ местителя и дежурных помощников. Постетипе несут круглосуточное де­ журство. находясь в курсе хода все­ го строительства. На участках (про- рабггаах) находятся участковые ••таршпе диспетчера с дежурными тмощниками. Все диспетчерские пункты связаны с главным диспет­ чером телефонной связью. Рзбочпй день на Туломе начинает- \ ся г 8 часов утра. Рабочий же депь старшего диспетчера начинается за­ долго до выхода рабочих. Еще нака- цуне с вечера он дает по заданию На основе этих данных старшин диспетчер составляет за прошедшие сутки отчетную сводку. В пей отме­ чаются выполнение задания, причи­ ны невыполнения суточного плана н указываются все неполадки, имею­ щие принципиальное значение. Ровно в 12 часов дня эта сводка с участков поступает к главпому диспетчеру. К 15 часам дня уже го­ това общая сводка по строительству с подробным анализом всех непола­ док и всех причин, вызвавших пс- пыполнепие плана)или обеспечивших vcnex работ. Эта сводка является до­ кладом начальнику строительства о ходе работ за прошедшие сутки. Ежедневно, розно в 16 часов в кабинете начальника строительства 1 собираются начальник строитель­ ства, его заместитель, главный ин­ женер и главный диспетчер. К это­ му времени у телефонных аппара­ тов, разбросанных в разных точках стройки, собираются старшие прора­ бы и начальники частей. Все соеди­ нены с кабинетом н между собой двусторонней телефонной связью, позволяющей одновременно всем стушатт. разговор. Начинается диспетчерское совеща­ ние. Начальник строительства чита­ ет диспетчерскую сводку. Пункт за пунктом разбираются произведенные работы но каждому прорабству, раз­ бираются имевшие место неполадки, все недоуменные воиросы. как тех- ный контроль за качеством выполня­ емых работ. Паучно-исследовательская работа на Туломстрое исключительно раз­ нообразна и по своему значению да­ леко выходит из рамок узко произ­ водственных интересов строитель­ ства. Проведенное лабораторией Ту­ ломстроя изучение метода химиче­ ского экранирования при возведении земляных плотин уже сейчас позво­ ляет говорить о новых способах устройства химического аптнфнльт- ра, уменьшающего потери па фильт­ рацию в десятки и сотни раз. Не может быть сомнений, что работы Туломстроя, подтвержденные широкими по масштабу паучпыми исследованиями, послужат прекрас- ныу опытом для нашего гидроэлек­ тростроительства. С. ГРАЧЕВ. ставшего прораба заказ на доставку ня достижением, завтра может быть; необходимых материалов и пнетру- отставанием. Туломстроевцы понпма- мента, де.тает заявку па транспорт ют, что нельзя строить только : уче- а проверяет —■соответствуют ли том потребности в настоящем, но графику намеченные прорабом разна- обязательпо с учетом культурното рядки работ. стаханов:кнх развития в будущем. | Случается, что данная прорабом ставляя работать но плану и графи- Вот почему сейчас, накануне нере- разнарядка не отвечает графику ра- ; ку, диспетчерская система дисципли - I хода на новую стройку, строитель- Гют. Но никто пз прорабов не имеет пирует людей л......... К.__К исел ев м о л о д о с т ь Осыпалась ты в поездах, По дорогам ты осыпалась, Не жалел я тебя тогда И какая могла быть жалость. Когда жизни моей полотно, По дорогам вязким тянулось. Как весенпий поток, вино Мою молодость захлестнули. И подхваченная волной Бури пенистой в девять баллов. Ты прошла теневой стороной Дымных станций и серых вокзалов. Пи в поселках, ни в городах Не искал я в жизни иного. Были спутниками всегда Дама пик и король бубновый. И по этому скользкому трапу Промелькнула бы ты, как заря. По меня привезли этапом В Беломорские лагеря. И здесь, как гнилую солому, Сжигая былое дотла, Я в труде полюбил Тулому — И теперь ты опять расцвела. Дорога ты, как в детстве обнова, Я с тобою и весел и юн, — Я нашел тебя, молодость, снова— Твои огонь трудовой сохраню! З а б о т а о ч е л о в е к е Забота о человеке — вот идея, которая с.тужял-а .исходным пунктом при создании всех сооружений ГЭС’а. Рука архптектора-художника' косну­ лась не только жилых и обществен- иых зданий, но и таких чисто ги­ дротехнических сооружений, как пло- Камекное двухэтажное здание*он- торы ГЭС с двумя парадно-обрабо­ танными входами, ведущими к лест­ ницам с перилами из орехового дерева и стенами, окрашенными под терра­ коту, имеет в средней части высо­ кий, просторный зал заседаний с бе­ лыми колоннами. Он украшен че- тина. _____ _ „ I_______ . . Для архитектурного оформления тырьмя скульптурами строителей. нические^ так и организационные. I плотины был использован местный 4 Оправа, несколько в глубине пло Тут же принимаются решения и да- камень серого я красного цвета, ко- ются соответствующие указания. ( торым облицованы откосы плотины. j Выявляя ошибки и промахи, за-} Она заставляет про- » Но на всем этом нельзя было ос- >ный коллектив, анализируя резуль- права изменить утвержденный гра- раоов анализировать свои меропрпя Я видел сетодпя счастливых людей, СТ0ЯЩН1 у стен новостройки. таты своей работы, не умаляя имею- фик без уважительных причин и без танавливаться. Надо было разрешить щихея достижений, с особенным впи- ведома главного диспетчера — та- еще одну важнейшую, обеспечиваю- манием изучает также и все пето- кпп 3акоп па Туломе. Поэтому стар­ шую успех стахановского двпжеппя, статки (мпого резервов не было и:- ший диспетчер немедленно сообщает вадачу Нужно было создать такие пользовано, мпого неполадок н* было главному диспетчеру о замеченном условия, при которых, как говори южт0>' 'т4 ы na т м 8 ГТ|М*К8 :, v и получает соответству- г ватт, такие показатели, которые пи­ тов. С. Орджоникидзе^в своем докла- ш на ур0ВНе требований, пред- де ва пленуме ЦК ВКД(б) 21 являемых партиен и правительпп.ом декабря 1935 года, «один участок к строителям. не сажал, не подводил другой уча-1 Главный диспетчер строительства ua и передана для исполнения. Дис ыщие распоряжения, согласованные как с главным инженером, так и с начальником строительства. Заявки дапы, разнарядка проворе- 11 "I™ иипи«зльио 8 затрате рабсилы и \ стахановском выполнении норм. гия, заставляет продумывать органи­ зацию рабочего места и вынуждает вести работу с максимальным ис­ пользованием всех производственных возможностей. И Туломстрой, воору­ женный диспетчерским управлением работ, этим мощным орудием опера­ тивного руководства из месяца в ме­ сяц выполняет плановые задания, •ток». Была укреплена диспетчер- М. М. ЛОМОЗСКИЙ остчер приступает к подготовке ра- I Инженер В. С. ТАРАКАНОВ. Молния — символ электроанергии— прорезает узоры облицовки и подчер­ кивает своим белым цветом его ри­ сунок. На поверхности облицовки из того же белого камня исполнены сильным рельефом серп я молот в дата строительства — 1934— 1936, четко вырисовывающиеся при при­ ближении к Туломстрою. Строгая красота облицовки отте­ няется стройными формами водосбро са, оеленью газоно® с яркими ime тамн клумб сквера, разбитого у под­ ножья плотины в виде сдирали фонтаном в центре ее. Центральным сооружением Нижие Туломскосо узла является силовое здапие,' к архитектурному оформлению которого строители подходили с осо­ бым вниманием и стремились дать ему функциональную выразитель­ ность. Наружные стены оштукатурены серой мраморной крошкой и сильно рустованы. Четыре колоссальных окна высо­ тою, равные 3-этажпому дому, льют потоки света в машинный зал. Верх здания опоясан фризом из полиро­ ванного гранита, тем же гра­ нитом обрамлены входные двери, во­ рота и круглые offl!^ монтажного корпуса. Адм’ипистрапгаил! корпус, клуб- музей, универмаг и мопумепт тов. С. М. Кирова образуют площадь, почти сплошь покрытуА клумбами. С площади радиусами расходятся улицы, застроенные жилыми домами административный корпус, справа — клуб-музей. Радиусами расходятся улпцы. щадки, на фоне клумб и газоаоз, рас­ положено здание клуба-музея стро­ ительства. Клуб-муэей построен в простых монументальных формах классики с дорический! портиком главного фасада. Белая колоннадапор­ тика, уравновешенная двумя счокоп- ными пилонами, поддерживает пара­ пет с горельефом, длиною в 12 мет­ ров, изображающий апофеоз ст]к>и- тельства. Широкая лестница веает в вести­ бюль, отделенный от среднего фо!е, остекленный зеркальным стеклом по­ лукруглой колаяна<до&. В первом этаже, хроме среднего фойе, по обеим сторонам зрительно­ го вала расположены два фойе, иа стенах которых размещены пагао, изображающие этапы строительства в .местную природу. С особой тщательностью украшен зрительный зал, стены которого нч высоту балкона отделаны орехом, а выше окрашены под цвет слоновой кости. Амфитеатром расположены кресла. На шощадл же, против клуба по­ строено здание, вмещающее в себе универмаг, парикмахерскую, мад- пушкт, детский очаг в общественную столовую. При в’еоде на шощадь со сторо­ ны силового здания площадь экспло- атациошюго гороака оформляется па­ мятником С. М. Кирову. Величест­ венная фигура тов. Кирова, постав­ ленная на стройный постамент, вид­ на издали при под’езде к городку. Синтез архитеетуры, скульптуры и живописи позволил создать еди- котеджами, черепичные крыши кото-»ный (комплекс художественного офор- рых и стены, покрытые теплыми то- мления знаний и сооружений caaoi памп, оживляют хмурую северную гсопооду не только летом, но и зи­ мой. северной m мире гидростанции. Главный архитектор Туломстроя Н. НОВОУСПЕНСКИЯ. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz