Полярная правда. 1936, ноябрь
Фото Г. Ратфельдера. СТАХАНОВСКАЯ СТРОЙКА' Фото-бюро Туломстроя. Не сразу развернулось ш иоо кр стахановское движение па Тулом- гтрое. Нз всех рабочих, запятых на нормировочных работах, в январе 11)36 года дат:али стахановские вы работки (не ниже 200 проц.) только 7.!» и|юц. I) феврале нх было 11,9 проц., в марте — 13,3 проц., в ап реле — 14 проц. Медленно шло л нарастание производительности тру та. Среднее выполнение дифферен цированных оперативных норм по всему строительству составляло за январь ИЯ атроц., за февраль — 124 проц., за март — 123 проц. и за апрель — 134 проц. Это сравнительно медленное про- дшженпе вперед упиралось главным образом г. существовавшую тогда ор ганизационную структуру управле ния производством и людьми. Нужно было г.о что бы то ни стало расчи стит!. путь для широкого стахапов- ского движения. Руководство строительства прп поддержке лучшей части пнжеперно- . I ская система управления, которая, новела решительную борьбу за со ставление и выполнение месячных, ‘ декадных и суточиых оперативных графиков на всех участках, во ьсех деталях увязанных друг с другом, i Проведенная реорганизация не замедлила сказаться на результатах стахановского движения. В мае про цент рабочих нормированного труда, дававших стахановские выработки, со ставлял 25,1, в июне он достиг уже | 49,6. Такой рост стахановского дви-| жения позволил руководству строп тельства ввести с 1 июля иа всех участках строительства п на всех работах новые всесоюзные нормы 1936 года. Была развернута широ кая раз'ясннтельная работа, большая часть инженерно - технического пер сонала возглавила развернутое со ревнование за освоение новых норм. В результате рабочих нормированно го труда, давших стахановские вы работки (с июля стахановцем считался ударник, дававший не ме нее 150 проц. новой нормы), в пю 60 проц., в августе — 7< Силовое здаипе (июнь 1936 г.). Подводная часть готова. По желе зобетонному каркасу надводной части начата кладка стен. «СТРОИТЕЛЬ». Одна нз четырех скульптур, нзготовлецных скульп торами Туломстроя, и установлен ных в зале заседаний администра тивного корпуса. Иван Бодров П Е СН Ь о ГП УЛ О М Е Далеко на севере, в дикой стране, где бури не знают уема, под белыми льдами . текла в полусне река Заполярья — Тулома. . ♦ Текла она сотни п тысячи лет, не зная преград пред собою, меняя не раз свое русло. И след она оставляла порою. П так проходили столетьями дни. Там люди почти ие бывали. Там только шумели метели одни, да звери в тоске завывали. Но как-то, однажды явились туда большие советские люди, и с гордостью в сердце сказали тогда, что здесь гидростанция будет. И вот развернулась работа кругом в метелях, морозе н хм&ре. Работали ночью, работали днем в далеком кругу Заполярья. Два года прошли в напряженном труде ' строителей сильных н стойких... технических и административно - хо- зяйсгвепых работников, опираясь на' ле «было широкую актпвиую массовую рабо-. проц. и в сентябре— 8S.7 в среднем ту, развернутую партийной и про- * за месяц. Само собою разумеется, фессиональной организациями, ре-<что с ростом стахановского двнжс- шнгельно пошло на коренную ломку, пня росла ц'производительность!ру- яошавшнх организаппониых форм. да. В мае среднее выполнение дпф- Были уничтожены все промежутсч- ференцироваилых норм составляло иые «инстанции», отделявшие руко-j 150 проц., в июне — 181 прпд., в водство от пизовых производствен- июле — 160 (енпжеппе об’яспястся ных едпнпп, от первичного строи-' введением новых норм), в авгуге— гельпого участка, где в осповном 176 проц., в сентябре — 200 проц. пи всему строительству. Успешная борьба за внедрение стахановских методов труда и свя занный с нею рост производительно сти труда дали возможность строи тельству добиться значительной эко номии в рабочей силе. Обеспеченность рабочей силой со ставляла в январе 93 проц., в мае она уже составляет 83,9 проц.. в нюне— 71,8 проц.. в июле— 69 проц.. в августе—59.S проц.. в сен ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ на ТУЛОМСТРОЕ Диспетчерская система управления бочего места. Надо проследить, чтобы к началу смены были поднесены и разложены в соответствующем поряд ке материалы и детали. Должна быть сделана проводка для освещения, должны быть подготовлены и иахо- силы, заботился о доставке материд- диться в рабочем состоянии необхо- работами па Туломстрое введет в декабре 1935 года. До ее введения инженерно - тех нический персонал (прорабы) произ веди.! разнарядки и расстановку раб- лов, словом, занимался всеми мелоча ми производства. Это.запимало на столько много времени, что прочаб был не в состоянии продумать орга низацию рабочего процесса, последо вательность производства работ. В результате работа шла часто само- дичме механизмы. Необходимо устро ить подмостки, трапы и многое дру гое. Диспетчер следит, чтобы соот ветствующие прорабы и десятники выполнили все для подготовки рабо чего места. Особое внимание уделяет- решалась судьба стройки. Была уничтожена текучесть рабч-] чей силы. Па первичных участках колонны возглавили руководители данного производственного участка. Начальпик участка п его техниче ский персонал нес ответственпость ие только за производство, по и за 1 работу’ с людьми. Сразу выросла •роль начальника участка - колонны, ! сразу выросла его ответственно*ть. Это повлекло за собою укрепление и ся рабочему месту стахановцев, что- «еоргаяизованно. Ясно.* что бы их опыт закрепить п распростра- в таких условиях говорить о разви- пить на всю стройку. Одновременно тин стахановского движения не при- оп следпт за ходом работ текущей СТрОЯ являлись пеот’емлемымп ходилост ” i НАУКА иСТРОИТЕЛЬСТВО Сложность геологического строе ния русла реки Туломы, большие технические трудности и новизна устройства плотины потребовали от работников Туломстроя проведе ния широких и всесторонних лабора торных исследований. В этом отно шении Туломстрой принадлежит к числу тех передовых гидротехниче ских строительств Союза, в основу которых были положены даипые специальных лабораторных исследо ваний п которые создавались при консультации виднейших специали стов нашей страны. Проверка и изучение проекта про изводилась лабораториями Научнэ-иг- следовательского института гидротех ники, Ленинградского института ин женеров водного транспорта, инсти тута сооружения, центральной гидро технической лабораторией Белбалг- комбината и лабораториями Тулом строя. Только ио основным вопросам ; выбора конструкций сооружений и методов производства работ, было вы полнено около 380 различных лаио- J раторных опытов. Эти опыты позао -1 лили строительству существенно са-. кратпть об'ем скальпых п бетонлых работ, осуществить перекрытие рус- • ла реки Туломы простейшим пионер ским способом, без отвода реки по каналу в берегу, уплотнить и вы- i держать жесткие сроки производства работ и обеспечить правильность компановки всего узла сооружений и его отдельных деталей. Центральная гидротехническая ла боратория ББК и лаборатории Тулом- ча- Фото Г. Ратфельдера. «СТРОИТЕЛЬ». Одна из четырех скульптур, изготовленных скульп торами Туломстроя, и установлен ных в зале заседаний администра тивного корпуса. т. к. техперсонал не имел смены. (На Туломстрое работают в гтямн строительства. Пх нопосред- лве смены). Устрапяя имеющиеся неполадки, диспетчер фиксирует все узкие места производства, все не увязки и недостатки организации рабочего места. Все это заносится в ; ЛОжения и необходимые уточнеппя проекта, но также обеспечплп систе матический повседневный лаборатор- возможности возглавить его. Введение диспетчерского управле ния сразу изменило картину. Диспет черский аппарат принял па себя всю тяжесть оперативного руководства работами. Вопросы обеспечения рабо- диспетчерский журнал. ?твенпая связь с производством и подлинная оперативность позволили пе только быстро реализовать па строительстве все поваторские пред- улучшепие плановой работы п внед- тябре—64.3 проц... В этот процент рение подлинного хозяйственного расчета па низовых участках. Вве денная прогрессивно - премиальная оплата инженерно - технических ра ботников, в зависимости от выпол нения ими планов и снижения себе стоимости, заставила пх проверять повседневпо свою работу' рублем t устранять прпчппы, мешавшие им подымать пнутявот^гельпость труда и дать возможно большую экономию. Была уничтожена вредная практи ка, при которой каждый участок яе- входит и весь административно-хо зяйственный, инженерно-технический и обслуживающий персонал строи тельства. Отдельные колопиы-учдет- чей силой, материалами, подготовки рабочего места и все увязки были сняты с прораба. Последили получил возможность заняться исключитель но техническим руководством, имен- по организацией рабочего процесса и наблюдением за выполнением техпи- чоспвх условий работ. Результаты не замедлили сказаться. Они вылп- лпсь R нглроко развернувшееся ста- кп работают сейчас с обеспечен -1 ханочекое движение и нарастающее ностью рабсилы на 50 проп. Вместе с ростом количественных показателен улучшилось и качество работ. В исключительно тяжелых и не привычных условиях велось строи тельство Нижне-Туломской гидро электростанции. Начатое в 1934 го-j перевыполнение норм. Оперативно руководя работами, диспетчерский аппарат устраняет организационные неполадки, увязы вает работы отдельных прорабств, не дт у екая отступлений от утверж денное плана и графика. Главный диспетчер является по- лал у себя сам все разнородпые ра- ЯрИ недостаточной обеспеченности мошнаком начальника стронтель- боты. Реорганизованные колонны- участки были все специализирова ны, и каждая колопна па основе подряда стала производит!, раоогы по ее спепиальности па всех других участках. Так. например, колопаа бетонного хозяйства подготовляет и укладывает бетон повсюду па всех участках строительства, земельио- скальная производит все земляные работы, колоппа силового здапия ус танавливает опалубку и арматупу, колонна гражданского строительства все столярные, плотничные и отде лочные работы и т. д. Это рз.тпт технических работников и рабочих, поднимает их квалификацию, при учая их работать в различной про изводственной обстановке — это облегчает внедрение методов на всех участках одновре менно. стройоборудоваиием, механизмами и квалифицированной рабсилой в небы вало короткий, пе имеющий препе- дентов в истории нашего гпдро»лек- тростроительства срок, заканчивается сейчас строительство. Строители Н.-Туломской гид'.о- электростанппн, переходящие по окончании на другую стройку, хоро шо усвоили ту мысль, что СТР-.ШТЬ можно хорошо и культурно. Строи тели ни на мипуту не забывают о том. что страна наша идет гигант скими шагами вперед, что быстро растут культурные потребности и требования. То, что является сегод- ства В своем аппарате оп имеет за местителя и дежурных помощников. Постетипе несут круглосуточное де журство. находясь в курсе хода все го строительства. На участках (про- рабггаах) находятся участковые ••таршпе диспетчера с дежурными тмощниками. Все диспетчерские пункты связаны с главным диспет чером телефонной связью. Рзбочпй день на Туломе начинает- \ ся г 8 часов утра. Рабочий же депь старшего диспетчера начинается за долго до выхода рабочих. Еще нака- цуне с вечера он дает по заданию На основе этих данных старшин диспетчер составляет за прошедшие сутки отчетную сводку. В пей отме чаются выполнение задания, причи ны невыполнения суточного плана н указываются все неполадки, имею щие принципиальное значение. Ровно в 12 часов дня эта сводка с участков поступает к главпому диспетчеру. К 15 часам дня уже го това общая сводка по строительству с подробным анализом всех непола док и всех причин, вызвавших пс- пыполнепие плана)или обеспечивших vcnex работ. Эта сводка является до кладом начальнику строительства о ходе работ за прошедшие сутки. Ежедневно, розно в 16 часов в кабинете начальника строительства 1 собираются начальник строитель ства, его заместитель, главный ин женер и главный диспетчер. К это му времени у телефонных аппара тов, разбросанных в разных точках стройки, собираются старшие прора бы и начальники частей. Все соеди нены с кабинетом н между собой двусторонней телефонной связью, позволяющей одновременно всем стушатт. разговор. Начинается диспетчерское совеща ние. Начальник строительства чита ет диспетчерскую сводку. Пункт за пунктом разбираются произведенные работы но каждому прорабству, раз бираются имевшие место неполадки, все недоуменные воиросы. как тех- ный контроль за качеством выполня емых работ. Паучно-исследовательская работа на Туломстрое исключительно раз нообразна и по своему значению да леко выходит из рамок узко произ водственных интересов строитель ства. Проведенное лабораторией Ту ломстроя изучение метода химиче ского экранирования при возведении земляных плотин уже сейчас позво ляет говорить о новых способах устройства химического аптнфнльт- ра, уменьшающего потери па фильт рацию в десятки и сотни раз. Не может быть сомнений, что работы Туломстроя, подтвержденные широкими по масштабу паучпыми исследованиями, послужат прекрас- ныу опытом для нашего гидроэлек тростроительства. С. ГРАЧЕВ. ставшего прораба заказ на доставку ня достижением, завтра может быть; необходимых материалов и пнетру- отставанием. Туломстроевцы понпма- мента, де.тает заявку па транспорт ют, что нельзя строить только : уче- а проверяет —■соответствуют ли том потребности в настоящем, но графику намеченные прорабом разна- обязательпо с учетом культурното рядки работ. стаханов:кнх развития в будущем. | Случается, что данная прорабом ставляя работать но плану и графи- Вот почему сейчас, накануне нере- разнарядка не отвечает графику ра- ; ку, диспетчерская система дисципли - I хода на новую стройку, строитель- Гют. Но никто пз прорабов не имеет пирует людей л......... К.__К исел ев м о л о д о с т ь Осыпалась ты в поездах, По дорогам ты осыпалась, Не жалел я тебя тогда И какая могла быть жалость. Когда жизни моей полотно, По дорогам вязким тянулось. Как весенпий поток, вино Мою молодость захлестнули. И подхваченная волной Бури пенистой в девять баллов. Ты прошла теневой стороной Дымных станций и серых вокзалов. Пи в поселках, ни в городах Не искал я в жизни иного. Были спутниками всегда Дама пик и король бубновый. И по этому скользкому трапу Промелькнула бы ты, как заря. По меня привезли этапом В Беломорские лагеря. И здесь, как гнилую солому, Сжигая былое дотла, Я в труде полюбил Тулому — И теперь ты опять расцвела. Дорога ты, как в детстве обнова, Я с тобою и весел и юн, — Я нашел тебя, молодость, снова— Твои огонь трудовой сохраню! З а б о т а о ч е л о в е к е Забота о человеке — вот идея, которая с.тужял-а .исходным пунктом при создании всех сооружений ГЭС’а. Рука архптектора-художника' косну лась не только жилых и обществен- иых зданий, но и таких чисто ги дротехнических сооружений, как пло- Камекное двухэтажное здание*он- торы ГЭС с двумя парадно-обрабо танными входами, ведущими к лест ницам с перилами из орехового дерева и стенами, окрашенными под терра коту, имеет в средней части высо кий, просторный зал заседаний с бе лыми колоннами. Он украшен че- тина. _____ _ „ I_______ . . Для архитектурного оформления тырьмя скульптурами строителей. нические^ так и организационные. I плотины был использован местный 4 Оправа, несколько в глубине пло Тут же принимаются решения и да- камень серого я красного цвета, ко- ются соответствующие указания. ( торым облицованы откосы плотины. j Выявляя ошибки и промахи, за-} Она заставляет про- » Но на всем этом нельзя было ос- >ный коллектив, анализируя резуль- права изменить утвержденный гра- раоов анализировать свои меропрпя Я видел сетодпя счастливых людей, СТ0ЯЩН1 у стен новостройки. таты своей работы, не умаляя имею- фик без уважительных причин и без танавливаться. Надо было разрешить щихея достижений, с особенным впи- ведома главного диспетчера — та- еще одну важнейшую, обеспечиваю- манием изучает также и все пето- кпп 3акоп па Туломе. Поэтому стар шую успех стахановского двпжеппя, статки (мпого резервов не было и:- ший диспетчер немедленно сообщает вадачу Нужно было создать такие пользовано, мпого неполадок н* было главному диспетчеру о замеченном условия, при которых, как говори южт0>' 'т4 ы na т м 8 ГТ|М*К8 :, v и получает соответству- г ватт, такие показатели, которые пи тов. С. Орджоникидзе^в своем докла- ш на ур0ВНе требований, пред- де ва пленуме ЦК ВКД(б) 21 являемых партиен и правительпп.ом декабря 1935 года, «один участок к строителям. не сажал, не подводил другой уча-1 Главный диспетчер строительства ua и передана для исполнения. Дис ыщие распоряжения, согласованные как с главным инженером, так и с начальником строительства. Заявки дапы, разнарядка проворе- 11 "I™ иипи«зльио 8 затрате рабсилы и \ стахановском выполнении норм. гия, заставляет продумывать органи зацию рабочего места и вынуждает вести работу с максимальным ис пользованием всех производственных возможностей. И Туломстрой, воору женный диспетчерским управлением работ, этим мощным орудием опера тивного руководства из месяца в ме сяц выполняет плановые задания, •ток». Была укреплена диспетчер- М. М. ЛОМОЗСКИЙ остчер приступает к подготовке ра- I Инженер В. С. ТАРАКАНОВ. Молния — символ электроанергии— прорезает узоры облицовки и подчер кивает своим белым цветом его ри сунок. На поверхности облицовки из того же белого камня исполнены сильным рельефом серп я молот в дата строительства — 1934— 1936, четко вырисовывающиеся при при ближении к Туломстрою. Строгая красота облицовки отте няется стройными формами водосбро са, оеленью газоно® с яркими ime тамн клумб сквера, разбитого у под ножья плотины в виде сдирали фонтаном в центре ее. Центральным сооружением Нижие Туломскосо узла является силовое здапие,' к архитектурному оформлению которого строители подходили с осо бым вниманием и стремились дать ему функциональную выразитель ность. Наружные стены оштукатурены серой мраморной крошкой и сильно рустованы. Четыре колоссальных окна высо тою, равные 3-этажпому дому, льют потоки света в машинный зал. Верх здания опоясан фризом из полиро ванного гранита, тем же гра нитом обрамлены входные двери, во рота и круглые offl!^ монтажного корпуса. Адм’ипистрапгаил! корпус, клуб- музей, универмаг и мопумепт тов. С. М. Кирова образуют площадь, почти сплошь покрытуА клумбами. С площади радиусами расходятся улицы, застроенные жилыми домами административный корпус, справа — клуб-музей. Радиусами расходятся улпцы. щадки, на фоне клумб и газоаоз, рас положено здание клуба-музея стро ительства. Клуб-муэей построен в простых монументальных формах классики с дорический! портиком главного фасада. Белая колоннадапор тика, уравновешенная двумя счокоп- ными пилонами, поддерживает пара пет с горельефом, длиною в 12 мет ров, изображающий апофеоз ст]к>и- тельства. Широкая лестница веает в вести бюль, отделенный от среднего фо!е, остекленный зеркальным стеклом по лукруглой колаяна<до&. В первом этаже, хроме среднего фойе, по обеим сторонам зрительно го вала расположены два фойе, иа стенах которых размещены пагао, изображающие этапы строительства в .местную природу. С особой тщательностью украшен зрительный зал, стены которого нч высоту балкона отделаны орехом, а выше окрашены под цвет слоновой кости. Амфитеатром расположены кресла. На шощадл же, против клуба по строено здание, вмещающее в себе универмаг, парикмахерскую, мад- пушкт, детский очаг в общественную столовую. При в’еоде на шощадь со сторо ны силового здания площадь экспло- атациошюго гороака оформляется па мятником С. М. Кирову. Величест венная фигура тов. Кирова, постав ленная на стройный постамент, вид на издали при под’езде к городку. Синтез архитеетуры, скульптуры и живописи позволил создать еди- котеджами, черепичные крыши кото-»ный (комплекс художественного офор- рых и стены, покрытые теплыми то- мления знаний и сооружений caaoi памп, оживляют хмурую северную гсопооду не только летом, но и зи мой. северной m мире гидростанции. Главный архитектор Туломстроя Н. НОВОУСПЕНСКИЯ. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz