Полярная правда. 1936, ноябрь

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН МУРМАНСКОГО ОКРУЖКОМА и ГОРКОМА ВКП(б), ОКРИСПОЛКОМА и ОКРПРОФСОВЕТА № 258 (3023) 5 НОЯБРЯ 1936 ГОДА. Цена 10 коп. Пере к роем стахановсной работой новые нормы выработки! Поднимем культурно - техни­ ческий уровень рабочего нласса до уровня работников инженер­ но-технического труда! Из лозунгов ЦК ВКП(б) . и XIX годовщине Октябре. ■ • ’ . ■■ ' . ■ ■• . • • . • . - зг 1 Т' л* А Панорама сооружений головного узла Нижне-туломской ГЗС. Плотина и водосброс. Фото-бюро Туломстроя. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДАРОК Наша великая родина готовится к большому празднику. Наступает де­ вятнадцатая годовщина Великой Ок­ тябрьской социалистической револю­ ции. Послезавтра утром на укра­ шенные площади и улицы хлынет мощный и волнующий людской при­ бой. Это будет торжество свободного народа, торжество жизни, расцвета­ ющей под могучим и заботливым ру­ ководством любимого Сталина. Бесчисленные подарки приносят трудящиеся к годовщине. 1936 год — стахановский год. II лучшие люди страны — стахаповцы метал­ лургии, машиностроители, горняки, колхозники, учителя, работники тор­ говли — широко развернули сорев­ нование на лучшую встречу XIX го-! довщнны и УТЛ чрезвычайного с’ез­ да Советов. Растет производитель­ ность труда и то, что год назад бы­ ло невиданным рекордом, становится теперь повседневной работой млес. Девятнадцатый гад революции от­ мечен крупными победит и здесь, на Крайнем Севере. Руководитета Севморпутп в panojire партии и ара- ‘ Еительству . пишут: арктическая' навигация прошла успешно. Немалую ! роль сыгралп в этом мурманские портовики, хорошо снарядившие арк­ тические экспедиции. Тралфлот выло­ вил свыше 1.500.000 центнеров ры-1 бы и передовые моряки настойчиво добиваются улова, вдвое большего, | чем в прошлом году. Новые школы,! дома выросли на улицах Мурманска, * Кировска, Мончегорска и в районах. На полях лучших совхозов и колхо­ зов округа одержаны в этом году но-^ гые победы северного земледелия. Одно из ярких п значительных достижений нашей страны и п&шего округа к XIX годовщине — Тулом- < кая ГЭС. По указанию великого Сталина построепа в рекордно-корот- ские сроки самая северная в мире гидростанция. 1.424.000 кубометров морены было вынуто, 373.000 кубо­ метров скалы было взорвано для то­ го, чтобы построить замечательные сооружения и заставить реку да­ вать электроэнергию. Скоро заканча- * ваются последние работы и завер­ тятся турбины станции. Туломстрой приносит в подарок не только сооружения, но п замечатель­ ный опыт, о котором сегодня расска­ зывают на наших страницах руко­ водители и инженеры строительства. Туломстроевцы доказали, что можно строить быстро, прочно, дешево и красиво, если неуклонно и энергич­ но выполнять указания партии и правительства. Туломстрой приносит в подарок новых переродившихся людей — и это подарок наиболее значительный. В труде, напряженном и творческом, многие бывшие преступники покон ­ чили со своим прошлым и стали пе­ редовыми людьми на стройке — стахановцами. Руководители Туломстроя тт. Су- тырин и Иевлев показывают пример большевистской организации дела а конкретного руководства людьми. Здесь мы имеем один из примеров чуткости и заботы о людях, к кото­ рой неустанно призывает нас това­ рищ Сталин. h На пороге великой годовщипы 1 трудящиеся .СССР подводят величе -1 ственные итоги. Но впереди еще грандиозная работа, грандиозная борьба за построение бесклассового социалистического общества. К ней нас призывают Октябрьские лозунги ЦК ВКЛ(б). Трудящиеся округа, как я весь великий наш народ исполне­ ны решимости и воли к этой борь­ бе и работе, исполнены решимости ■ защите завоеванного от всех ерагоз нашей родины. ! В конце декабря Туломстрой сда­ ет последнюю часть своих работ пра­ вительственной КОМИССИИ. Оглядываясь назад, на дни, когда началась работа, пожалуй, прежде всего видишь, что дни эти не так-то уж далеки. Недаром правительствен­ ная комиссия в своем заключении отметила темпы нашей работы и констатировала рекордно короткий для СССР срок постройки Туломской гидростанции. Известно, что па совещании стро­ ителей, созванном Центральным Ко- О г л я д ы в а я с ь н а з а д ... Ж 1 ш Л Ш Начальник Туломстроя В. А. С У 1 Ы Р И Н - J не потому, что сооружения Тулом­ ской ГЭС просты и бесхитростны в митетом ВКП(б), вопрос о темпах и производственно - техническом •ггно- сроках строительства обсуждали с j шении. Не потому, наконец, что со- болыпой остротой. Именно на этом оруженпя делались «тяп-ляп» — совещании суровее, чем когда бы то \ лишь бы торчали. Наоборот, — и ни было, осуждены были так назы -1 это так же отмечено в заключении вземые «бородатые стройки?, т. е. правительственной комиссии, — строительства, тянущиеся многие го- ( нам пришлось строить в тяжелых ус- ды, многократно нарушающие пра-: ловиях, мы были вынуждены преодо- вптельственные пусковые сроки, левать — при помощи технической Значение темпов и сроков строитель- мысли — большие трудности, воз- леиспы- IIи входит та или иная строительная бот, где правительпвеиные сроки пс- организация. •чнсляются годами: иные строители Почему Туломстрой достиг ре-•думают — до конца еще далеко, кордно короткого срока строитель- как-нибудь управимся, успеем, на- стна Туломской ГЭС? Отнюдь пе верстаем, потому, что он работал в исключи­ тельно благоприятных условиях. П хозян-; водить ства огромно для народного ства. Его *гегко попять, еслп вспом- J тайные еще нить, что страна наша вкладывает. нашей, ни загра- в капитальное строительство не один яичной, практик десяток миллиардов рублей. Оттяжка кой сооружения, пусковых сроков, пало быть, влечет Мы строили про­ за собой омертвление больших чио и ограсиво. средств и тормозит наше быстрое Это, я думаю, продвижение к периоду полного ма- подтвердит каж- тернального изобилия. Кроме того,' дый, кто бывал черепашьи темпы строительных ра- у нас на строи- бот неизбежно приводят к удорожа- тельной ялощасг- пню (часто весьма ощутительному) ке н шггересо- стопмостп возводимых сооружений, вален работой, т. е. к уменьшению эффективности Это все отмечено капиталовложений, а проще говоря, и правительст- к растрате народпых денег. ; венной •комиссией На примерах некоторых крупных «Секрет» на­ строек мы можем видеть, что за по- шего рекорда не следппе несколько лет среди извест- сложен. Со в^- ной часто строителей процветала мен Б е л мор- практика «спокойного», «неторопли­ вого» выполнения работ. Под эту практику даже подводилась «тео­ рия»: еслп хочешь строить прочно, красиво п дешево, то стгой неспе- Нрактическая борьба за темйЬ, за сроки в строительном деле распа­ дается на три составные части: ра­ боту над проектом, обеспечение мате­ риально-технической базы и органи­ зацию строительпой площадки. От качества проекта, который предопре­ деляет характер, об’ем и в известной мере способы рабст, зависит очень многое. ; 1 ; j Не менее существенно материаль­ но-техническое. оснащение строитель­ ной площадки. Но что важнее все­ го — при яынешаем состоянии стро­ ительного дела у лас в Союзе — это хорюшая ор­ ганизация работ, ибо, пока это ча~ J щ» всего. строи­ тель ее выдержи­ вает сроков, за­ даваемых е .му ем неплохие показатели использова­ ния механизмов, а по некоторым— весьма высокие. Главное же — организация работ. Каждодневная, упорная борьба за лучшую организацию стройплощадки — вот, что обеспечило нам победу. Не будь этого, — ле помогли бы нам ни прекрасные замыслы про­ ектировщиков, пи механизмы, ни сознание абсолютной необходимости кончить работу в срок. Нет возмож­ ности в газетной статье рзссказзть обо веем этом. Да и нужно ли? Beи, мы ничего пе выдумывали в этой области нового. Мы добросовест­ но старались выполнять указания партии и руководящих государствен­ ных органов. Именно это обеспечило нам и мощное развитие стахановско­ го движения и, стало быть, высокую производительность, быстрые темпы, снижение себестоимости... Впрочем, оглядываясь назад, на­ чинаешь видеть, что наш рекордный срок мог бы быть еще более корот­ ким. И не в том дело, что нас за­ держивали, и до сих пор задержива­ ют некоторые заводы - по<гав- щпкп. Мы сами, мы. строит.ли , могли работать гораздо лучше, п еще быстрое. Если бы теперь нам сьшова пришлось строить ту же Ту- ломекую ГЭС, то мы, наверняка, рктическая навигация успешно окончена Ц К ВКП (б ) — товарищам СТАЛИНУ , КА ГА Н О ВИ ЧУ , А Н Д Р Е Е В У , С Н К СССР — товарищу МОЛОТОВУ. • Главное управление Северного по добыче рыбы и выработке коясер- морского пути докладывает об ус.- j bob выполнен за девять месяцев в пешном окончании арктической па- размере 92 процентов годового пла- вигацпи 1936 года. j па, пушнины заготовлено иа 11.937 Ледовые условия в этом году бы-! тысяч рублей при девятимесячном ли настолько тяжелые, что нам ' плаве 8.535 тысяч рублей, олене­ пришлоеь вернуть с лутн несколько в°Дческпе совхозы на первое октяб- .. - - ' . ря дали прирост поголовья па 25.637 кораолеи шедших с грузом для стро- , - ’ . толов оленей, вместо прироста за ительства нордвикских соляпых руд. 1935 год 5 . 412 голов, киков. Это мероприятие позволило i Для развертывания советской тор- сосредоточить ледоколтяые хилы hi говли среди населения 'Крайнего Се- проводке сквозных судов и караванов свРа злвезено товаров ва 135 милли- к устьям Левы в ' Колымы. Зада- “!“ F ! ! " 6’ шп “ f ™ 0" 3 . д руолеи оолыпе, чем в 1935 году ния эта целиком выполнены, в том ц 3 нпх литвратуры и культшгаеятз- числе и важнейшее задание партии ( ря на 1.584 тысячи рублей. Органа- и правительства — провести кораб- зоваио 32 -шшопередвижки, в прош­ ли с запада на восток Северным морским путем. Эти корабли уже находятся в строю и в полной ис­ правности. В навигацию 1936 года в поляр­ ных морях плавало 160 кораблей (в том числе, 14 кораблей, совершив­ ших сквозные рейсы; в 1935 году сквозные рейсы совершили 4 ко­ рабля). Перевезены 271,1 тысячи тонны хозяйственных и снабженче­ ских грузов (больше прошлого года на 18 процентов), вылолнепо 775,7 миллиона тонно-миль, что составля­ ет 101,3 процента морского навига­ ционного плана и 126 процентов к лом году их было всего четыре. Это движение вперед на базе раз­ вития Северною морокого пути обеспечивает дальнейший хозяйствен­ ный, политический я культурный рост народностей Крайнего Севера, из среды которых -все больше н боль­ ше выдвигаются национальные кад­ ры. В организациях Главсевморпутл уже работает 1.270 человек из на­ ционального населения Севера, пз них 152 женщины. Впервые в Арк­ тике были высококвалифицированные бригады Большого и Малого Госу­ дарственных академических театров и Московской 'консерватория. Своим высоким искусством они внесли плану 1935 года. Пата речной флот большое оживление в жизнь шоляр- перевез свыше 160 тыс. тонн ipy зов и выполнил 221,2 миллиона топ ников п местного населения. Победы арктической навигации но-миль, или больше прошлого года 1936 года достигнуты стахановской на 27,2 процента. Однако, в силу , работой наших моряков, летчиков, сложной ледовой обстановка! в усть- [ зимовщиков и политических работнп- ях рек, план речных перевозок не боя- Все она воодушевлены заботой сшолнен на 18 процентов. Впервые партии я правительства н любимого в истории морским путем прошли вождя народов товарища Сталина а два речнтгх буксирных каравана для . ведут упорную борьбу с природными постоянной работы в якутских ре- ( трудностями за безусловное выполне- ках Индигирке и Яне, где население, нпе- сталинской директивы — осбо - никогда не видело пароходов. | пть и развить Северный морской Крупнейшую роль в успехе аркти- путь. Начиная с 1929 года, для этой с т ро я на на­ ших— паркомвнудельских — строй- задачи В иаших гидрологических и ках говорят: «План это — то же, климатических условиях было немы- что приказ на фронте». План дол- с.тимо выдержать заданные, сроки ес- жен выполняться безоговорочно и ли бы техническая мысль нроектпров- ^ П 0 (ТаН0вле1Ше ЦК ВКП(б) и СНК все следует направить к тому, что-'щика пошла по проторенным путям Нужно было искать новые путл СССР об улучшении и удешевлении строительных работ разгромило лю­ дей, запинавших такую антигосудар­ ственную позицию. Строителям был дан наказ строить быстро, прочно, красиво и дешево. Наш — тулом- екпй — опыт показывает, что так строить можпо, безусловно можно. II пе вообще, а в нашей стане, и не когда нпбудь. а сегодня. Так строить может любая органпзаппя, еслп только она честно и добросовестпо стремится выполнить указания пар­ тии п государственных органов. Ста­ ло быть, так етропть должны мы все, впе зависимости от того, где и что строится, в какой Наркомат 3HiMEHATFlibHblE . ДАТЫ ТУЛОМГЭС ДЕКАБРЬ 1933 год — приказ о (fормарованпи строитель- стпп. Ф ЕВРАЛЬ 1934 г. — начало работ на строительной пло­ щадке АПРЕЛЬ 1934 г. — начало возведения плотины. ИЮНЬ 1934 г. - начало скаль­ ных па*пт водосброса. СЕНТЯБРЬ 1934 г. — начало бетонных работ водосброса МАРТ 1935 г. — перекрытие руслп р Туломы плотиной. АПРЕЛЬ 1935 г. — взоыв пе­ ремычки и пуск р. Туломы чегез водосброс. АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ 1935г.— намыв понурной части пло­ тины гидромониторами. АВГУСТ 1935 г.—начало бе­ тонных работ по силовому зданию. АВГУСТ 1936 г. — затопле­ ние отводящего канала ГЭС. СЕНТЯБРЬ 1936 г. — начало приемки гидро-техничесчпх сооружений правительствен­ ной комиссией. бы плановые задания осуществля­ лись в срок, без малейшего опозда­ ния. Еще в конце 1933 г. прави­ тельством было установлено, что Ту- ломская ГЭС долзспа дать ток в 1936 году. Иными словами этот рекорд­ ный срок был плановым сроком. И, начиная свою работу в феврале-мар­ те 1934 года, мы знали — работу следует закончить в 1936 году во что бы то ни стало, с какимп бы то трудностями нам пе прпшлось встре­ титься. Поэтому недолгая, сравнительно, история нашей стройки характерна, прежде всего, тем, что от первого п до последних дней красной нитыо проходит борьба за плановые сроки. Помимо конечного срока, установ­ ленного правительством, у пас были и промежуточные сроки, определяв­ шиеся пашлм наркомом, или нами самими. Таков срок перекрытия рус­ ла реки, срок окопчаппя основных строптельпых работ. Были и менее значительные сроки, палрпмер, кир­ пичной кладки стен силового корпу­ са, послеосадочного ремонта жилого дома и т. п. За сохранение каждого такого срока (как бы он сам по себе незначителен не был) мы вели не­ устанную борьбу, потому что мы знали —- без железной плановой дисщшлипы в каждодневной работе невозможно выдержать конечный правительственный срок. Тот, кто не борется за суточный и сменный план, кто либерально относится к нарушению промежуточных сроков, кто полагает, что важно выполнить ипшь основные, важнейшие сроки, тот — неизбежно приходит к концу побежденным, т. е. невыполнпвшпм правительственного задания. Эго ти- пнчно именно для строительных ра- шрооктировщиком, имея иод рукой бы сумели ее построить за два года, все необходимое | Решением народного для выполнения внутренних дел туломстроевскпй кол- плаиа. j лектпв полностью перебрасывается . Краткий срок на новую стройку. Это дает нам постронкн Тулом- возможность использовать нз по-1 ской, ГЭС, опреде- вой стройке то, что мы приобрела ” ~' здесь. Мы попробуем, выражаясь фигурально, вернуть стране те 10 месяцев, которые могли бы и не быть нами потрачены здесь, нз Ту- зоме. >Мч готовимся к тому, чтобы ка новой стройке гораздо лучше, чем здесь, выполнять указания Цент­ рального Комитета партии и Совнар­ кома, мы хотим с еще большей ре­ шительностью вести борьбу с ку­ старными ттальтами в нашел работе, хотим^ чтобы паша новая стройка п полной мере была индустриальной по методам работы... Л пока все ленный партиец и правительством, поставил перед проектировщика­ ми определенные опираясь па предыдущий опыт, на­ ходить новые методы решения по­ ставленной перед памп гпдротехппчр- ской задачн, чтобы быстро справить­ ся со стпхией воды и загнать ее в ческой навигации сыграла наша по­ лярная авиация. Помимо выдающих­ ся .перелетов тт. Леваневского и Мо­ локова, полярная авиация сумела в трудных условиях хорошо оавещзть ледовую обстановку идущим кораб­ лям, помогая им в продвижении, пе­ ревезти 5.400 пассажиров (в прошлом году — 2.500 пассажиров), 900 тони хозяйственных грузов ( в прош­ лом году 116 тонн). Полярные самолеты налетали 12.900 часов и сделали 2.238.000 километров. Успешная работа морского, воз- целп был организован рад экспеди­ ционных походов («Седов», «Сиби­ ряков», «Челюскин», «Литае» » другие), благодаря (которым, 1934 г- мог стать годом широкой разведки для ясяолкюванпя морей Арктики. 1935 год стал годом начала нормаль­ ной пкшлоагацпц этдх морей, 1936 год, есть год уверенного освоения и эшиоатации Северного морского пу­ ти. \ Весь опрэд дполярнкков обязует­ ся работать еще лучше, устранять имеющиеся еще недостатки в своей душного перечного флота обеспечила работе и добиться значительно боль- дальпейшип под’ем хозяйства Край- ших успехов в служении Арктики пего Севера. Производственные та- общему делу социализма — делу ны на 1 октября выполнены в '•ле- надпей великой родины, над которой дующпх размерах. Угля добыто 363 победно реет знамя Ленина — Ога- тысячи тонн, что составляет 107 линз. же мы основные - тт свои силы отдаем тому чтобы быгт- недра туронны. Пменно так, по-но- Гоо «т-п,™™ - ™ _______ .. , Рее окончить рлооту на Туломе. Пот­ ребитель эпергпп Туломской ГЗС с ьетерпенпем ждет тот день, когда за­ вертится первая турбина. На пороге девятнадцатнлетия на- ваторски, подошли к своей работе наши проектировщики. П заданные правительством темпы, родили соору­ жения (головной узел гидростапцпп), которые по свидетельству правитель­ ственной комиссии являются «круп -1ше11 во-т ™и социалистической ро- пон победой советской гпдротехпл-1 коллектив туломстроекцев мо- кп». Очень возможпо, между про-1 л,ет сказать потребителю — правп- чпм, что. еслп бы проектировщики 1ельстВ(>яныл срок будет выдержан, располагали зпачптельно более длин­ ным сроком строительства.,то пашз замечательная Туломская плотина, вызывавшая большие возражепия со стороны некоторых крупнейших ги­ дротехников Союза, пе была бы осуществлена: консервативная тех­ ническая мысль, подфлагомосторож­ ности, повернула бы дело па прото- репное русло. Туломстрой пе может похвастать высоким уровнем мехаппзаппп. Удельпый вес ручного труда у нас был весьма значителен. Нельзя также сказать и отом, что всего мы имели в избытке. Нет, во мпогом мы, как и другие стройки испытывали нуж­ ду. Но сроки, незыблемость которых для нас была законом, заставляли улучшать использование механизмов, маневрировать стройматериалами, придумывать и в этой области новое. Но свидетельству некоторых членов правительственной комиссии, мы име- 0Б‘ЕМЫ РАБОТ ПО СО РУЖЕНИЮ ТУЛОМСКОЙГЭС Скальные выемки — 373.000 куб. метр. Выемки морены — J ■424.000 kv 6. метр. Насыпи — / .0S7.000 куб. метр. Бетон и железобетон — 138.000 к. м. Гражданские сооруже­ ния каменные— 99.000. Гражданские сооруже­ ния деревянные и фи­ бролитовые — 404.000. Облицовка и мощение камнем- 99.ООО кв. метр. Металлические кон ст ­ рукции— 3.600 тонн. проц. девятимесячного плана, при сниження себестоимости на 1.4 про- I цента и повышении производитель­ ности труда иа 9 процептов; плави­ кового пшата добыто 8.217 топя— 91,9 процента годового плана, план Начальник Главсезморпути при СНК СССР 0. ШМИДТ. Начальник политуправления Главсезморпути С. БЕРГАВИН08. 2 ноября 1936 года. JHT-25" прилетел в Кельн . В главном управлении авиацион- из Кенигсберга 3 ноября в 10 часов пой промышленности Наркомтяжппо- 15 МППУТ’ в часов 35 минут на СССР сотруднику ТАСС сообщи- Пр° ШеЛ МагдебУРг п в 17 ™сов 35 -„т гг™ „ ' .пт «г минут совершил посадку иа аэродро- ли, что самолет «АНТ-25» вылетел ме в Кельне. О бмен телег раммами по случаютринадцатой годовщиныТурецной республики По случаю испотнившейся 29 ок­ тября сего года тринадцатой годов­ щины Турецкой республики М. И. Калинин послал приветственную те­ леграмму президенту Турецкой респу- ров Псмету Ипеню, М. М. Литвинов—• ушшетру иностранных дел Тевфику Рюпггю Арасу. В ответ на это от Ататюрка, Пне- ню, Араса тт. Калининым, 'Молото- блшки Кемалю Ататюрку, В. М. Mo -1 вым и Литвиновым получены теле- лотов—председателю совета минист- * граммы с выражением благодарности. 6 ноября в Доме культуры им. С. М. Кирова с о с т о и т с я торжественное заседание Мурманского Горсовета совместно с партийными, професиональными и комсо­ мольскими организациями, посвященое X IX -летию ВЕЛИКОИ' СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ РЕВОЛЮЦИИ В СССР Начало ровно в 5 ч. 30 м. дня. Вход по билетам. Октябрьская комиссия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz