Полярная правда. 1936, ноябрь
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН МУРМАНСКОГО ОКРУЖКОМА и ГОРКОМА ВКП(б), ОКРИСПОЛКОМА и ОКРПРОФСОВЕТА № 258 (3023) 5 НОЯБРЯ 1936 ГОДА. Цена 10 коп. Пере к роем стахановсной работой новые нормы выработки! Поднимем культурно - техни ческий уровень рабочего нласса до уровня работников инженер но-технического труда! Из лозунгов ЦК ВКП(б) . и XIX годовщине Октябре. ■ • ’ . ■■ ' . ■ ■• . • • . • . - зг 1 Т' л* А Панорама сооружений головного узла Нижне-туломской ГЗС. Плотина и водосброс. Фото-бюро Туломстроя. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДАРОК Наша великая родина готовится к большому празднику. Наступает де вятнадцатая годовщина Великой Ок тябрьской социалистической револю ции. Послезавтра утром на укра шенные площади и улицы хлынет мощный и волнующий людской при бой. Это будет торжество свободного народа, торжество жизни, расцвета ющей под могучим и заботливым ру ководством любимого Сталина. Бесчисленные подарки приносят трудящиеся к годовщине. 1936 год — стахановский год. II лучшие люди страны — стахаповцы метал лургии, машиностроители, горняки, колхозники, учителя, работники тор говли — широко развернули сорев нование на лучшую встречу XIX го-! довщнны и УТЛ чрезвычайного с’ез да Советов. Растет производитель ность труда и то, что год назад бы ло невиданным рекордом, становится теперь повседневной работой млес. Девятнадцатый гад революции от мечен крупными победит и здесь, на Крайнем Севере. Руководитета Севморпутп в panojire партии и ара- ‘ Еительству . пишут: арктическая' навигация прошла успешно. Немалую ! роль сыгралп в этом мурманские портовики, хорошо снарядившие арк тические экспедиции. Тралфлот выло вил свыше 1.500.000 центнеров ры-1 бы и передовые моряки настойчиво добиваются улова, вдвое большего, | чем в прошлом году. Новые школы,! дома выросли на улицах Мурманска, * Кировска, Мончегорска и в районах. На полях лучших совхозов и колхо зов округа одержаны в этом году но-^ гые победы северного земледелия. Одно из ярких п значительных достижений нашей страны и п&шего округа к XIX годовщине — Тулом- < кая ГЭС. По указанию великого Сталина построепа в рекордно-корот- ские сроки самая северная в мире гидростанция. 1.424.000 кубометров морены было вынуто, 373.000 кубо метров скалы было взорвано для то го, чтобы построить замечательные сооружения и заставить реку да вать электроэнергию. Скоро заканча- * ваются последние работы и завер тятся турбины станции. Туломстрой приносит в подарок не только сооружения, но п замечатель ный опыт, о котором сегодня расска зывают на наших страницах руко водители и инженеры строительства. Туломстроевцы доказали, что можно строить быстро, прочно, дешево и красиво, если неуклонно и энергич но выполнять указания партии и правительства. Туломстрой приносит в подарок новых переродившихся людей — и это подарок наиболее значительный. В труде, напряженном и творческом, многие бывшие преступники покон чили со своим прошлым и стали пе редовыми людьми на стройке — стахановцами. Руководители Туломстроя тт. Су- тырин и Иевлев показывают пример большевистской организации дела а конкретного руководства людьми. Здесь мы имеем один из примеров чуткости и заботы о людях, к кото рой неустанно призывает нас това рищ Сталин. h На пороге великой годовщипы 1 трудящиеся .СССР подводят величе -1 ственные итоги. Но впереди еще грандиозная работа, грандиозная борьба за построение бесклассового социалистического общества. К ней нас призывают Октябрьские лозунги ЦК ВКЛ(б). Трудящиеся округа, как я весь великий наш народ исполне ны решимости и воли к этой борь бе и работе, исполнены решимости ■ защите завоеванного от всех ерагоз нашей родины. ! В конце декабря Туломстрой сда ет последнюю часть своих работ пра вительственной КОМИССИИ. Оглядываясь назад, на дни, когда началась работа, пожалуй, прежде всего видишь, что дни эти не так-то уж далеки. Недаром правительствен ная комиссия в своем заключении отметила темпы нашей работы и констатировала рекордно короткий для СССР срок постройки Туломской гидростанции. Известно, что па совещании стро ителей, созванном Центральным Ко- О г л я д ы в а я с ь н а з а д ... Ж 1 ш Л Ш Начальник Туломстроя В. А. С У 1 Ы Р И Н - J не потому, что сооружения Тулом ской ГЭС просты и бесхитростны в митетом ВКП(б), вопрос о темпах и производственно - техническом •ггно- сроках строительства обсуждали с j шении. Не потому, наконец, что со- болыпой остротой. Именно на этом оруженпя делались «тяп-ляп» — совещании суровее, чем когда бы то \ лишь бы торчали. Наоборот, — и ни было, осуждены были так назы -1 это так же отмечено в заключении вземые «бородатые стройки?, т. е. правительственной комиссии, — строительства, тянущиеся многие го- ( нам пришлось строить в тяжелых ус- ды, многократно нарушающие пра-: ловиях, мы были вынуждены преодо- вптельственные пусковые сроки, левать — при помощи технической Значение темпов и сроков строитель- мысли — большие трудности, воз- леиспы- IIи входит та или иная строительная бот, где правительпвеиные сроки пс- организация. •чнсляются годами: иные строители Почему Туломстрой достиг ре-•думают — до конца еще далеко, кордно короткого срока строитель- как-нибудь управимся, успеем, на- стна Туломской ГЭС? Отнюдь пе верстаем, потому, что он работал в исключи тельно благоприятных условиях. П хозян-; водить ства огромно для народного ства. Его *гегко попять, еслп вспом- J тайные еще нить, что страна наша вкладывает. нашей, ни загра- в капитальное строительство не один яичной, практик десяток миллиардов рублей. Оттяжка кой сооружения, пусковых сроков, пало быть, влечет Мы строили про за собой омертвление больших чио и ограсиво. средств и тормозит наше быстрое Это, я думаю, продвижение к периоду полного ма- подтвердит каж- тернального изобилия. Кроме того,' дый, кто бывал черепашьи темпы строительных ра- у нас на строи- бот неизбежно приводят к удорожа- тельной ялощасг- пню (часто весьма ощутительному) ке н шггересо- стопмостп возводимых сооружений, вален работой, т. е. к уменьшению эффективности Это все отмечено капиталовложений, а проще говоря, и правительст- к растрате народпых денег. ; венной •комиссией На примерах некоторых крупных «Секрет» на строек мы можем видеть, что за по- шего рекорда не следппе несколько лет среди извест- сложен. Со в^- ной часто строителей процветала мен Б е л мор- практика «спокойного», «неторопли вого» выполнения работ. Под эту практику даже подводилась «тео рия»: еслп хочешь строить прочно, красиво п дешево, то стгой неспе- Нрактическая борьба за темйЬ, за сроки в строительном деле распа дается на три составные части: ра боту над проектом, обеспечение мате риально-технической базы и органи зацию строительпой площадки. От качества проекта, который предопре деляет характер, об’ем и в известной мере способы рабст, зависит очень многое. ; 1 ; j Не менее существенно материаль но-техническое. оснащение строитель ной площадки. Но что важнее все го — при яынешаем состоянии стро ительного дела у лас в Союзе — это хорюшая ор ганизация работ, ибо, пока это ча~ J щ» всего. строи тель ее выдержи вает сроков, за даваемых е .му ем неплохие показатели использова ния механизмов, а по некоторым— весьма высокие. Главное же — организация работ. Каждодневная, упорная борьба за лучшую организацию стройплощадки — вот, что обеспечило нам победу. Не будь этого, — ле помогли бы нам ни прекрасные замыслы про ектировщиков, пи механизмы, ни сознание абсолютной необходимости кончить работу в срок. Нет возмож ности в газетной статье рзссказзть обо веем этом. Да и нужно ли? Beи, мы ничего пе выдумывали в этой области нового. Мы добросовест но старались выполнять указания партии и руководящих государствен ных органов. Именно это обеспечило нам и мощное развитие стахановско го движения и, стало быть, высокую производительность, быстрые темпы, снижение себестоимости... Впрочем, оглядываясь назад, на чинаешь видеть, что наш рекордный срок мог бы быть еще более корот ким. И не в том дело, что нас за держивали, и до сих пор задержива ют некоторые заводы - по<гав- щпкп. Мы сами, мы. строит.ли , могли работать гораздо лучше, п еще быстрое. Если бы теперь нам сьшова пришлось строить ту же Ту- ломекую ГЭС, то мы, наверняка, рктическая навигация успешно окончена Ц К ВКП (б ) — товарищам СТАЛИНУ , КА ГА Н О ВИ ЧУ , А Н Д Р Е Е В У , С Н К СССР — товарищу МОЛОТОВУ. • Главное управление Северного по добыче рыбы и выработке коясер- морского пути докладывает об ус.- j bob выполнен за девять месяцев в пешном окончании арктической па- размере 92 процентов годового пла- вигацпи 1936 года. j па, пушнины заготовлено иа 11.937 Ледовые условия в этом году бы-! тысяч рублей при девятимесячном ли настолько тяжелые, что нам ' плаве 8.535 тысяч рублей, олене пришлоеь вернуть с лутн несколько в°Дческпе совхозы на первое октяб- .. - - ' . ря дали прирост поголовья па 25.637 кораолеи шедших с грузом для стро- , - ’ . толов оленей, вместо прироста за ительства нордвикских соляпых руд. 1935 год 5 . 412 голов, киков. Это мероприятие позволило i Для развертывания советской тор- сосредоточить ледоколтяые хилы hi говли среди населения 'Крайнего Се- проводке сквозных судов и караванов свРа злвезено товаров ва 135 милли- к устьям Левы в ' Колымы. Зада- “!“ F ! ! " 6’ шп “ f ™ 0" 3 . д руолеи оолыпе, чем в 1935 году ния эта целиком выполнены, в том ц 3 нпх литвратуры и культшгаеятз- числе и важнейшее задание партии ( ря на 1.584 тысячи рублей. Органа- и правительства — провести кораб- зоваио 32 -шшопередвижки, в прош ли с запада на восток Северным морским путем. Эти корабли уже находятся в строю и в полной ис правности. В навигацию 1936 года в поляр ных морях плавало 160 кораблей (в том числе, 14 кораблей, совершив ших сквозные рейсы; в 1935 году сквозные рейсы совершили 4 ко рабля). Перевезены 271,1 тысячи тонны хозяйственных и снабженче ских грузов (больше прошлого года на 18 процентов), вылолнепо 775,7 миллиона тонно-миль, что составля ет 101,3 процента морского навига ционного плана и 126 процентов к лом году их было всего четыре. Это движение вперед на базе раз вития Северною морокого пути обеспечивает дальнейший хозяйствен ный, политический я культурный рост народностей Крайнего Севера, из среды которых -все больше н боль ше выдвигаются национальные кад ры. В организациях Главсевморпутл уже работает 1.270 человек из на ционального населения Севера, пз них 152 женщины. Впервые в Арк тике были высококвалифицированные бригады Большого и Малого Госу дарственных академических театров и Московской 'консерватория. Своим высоким искусством они внесли плану 1935 года. Пата речной флот большое оживление в жизнь шоляр- перевез свыше 160 тыс. тонн ipy зов и выполнил 221,2 миллиона топ ников п местного населения. Победы арктической навигации но-миль, или больше прошлого года 1936 года достигнуты стахановской на 27,2 процента. Однако, в силу , работой наших моряков, летчиков, сложной ледовой обстановка! в усть- [ зимовщиков и политических работнп- ях рек, план речных перевозок не боя- Все она воодушевлены заботой сшолнен на 18 процентов. Впервые партии я правительства н любимого в истории морским путем прошли вождя народов товарища Сталина а два речнтгх буксирных каравана для . ведут упорную борьбу с природными постоянной работы в якутских ре- ( трудностями за безусловное выполне- ках Индигирке и Яне, где население, нпе- сталинской директивы — осбо - никогда не видело пароходов. | пть и развить Северный морской Крупнейшую роль в успехе аркти- путь. Начиная с 1929 года, для этой с т ро я на на ших— паркомвнудельских — строй- задачи В иаших гидрологических и ках говорят: «План это — то же, климатических условиях было немы- что приказ на фронте». План дол- с.тимо выдержать заданные, сроки ес- жен выполняться безоговорочно и ли бы техническая мысль нроектпров- ^ П 0 (ТаН0вле1Ше ЦК ВКП(б) и СНК все следует направить к тому, что-'щика пошла по проторенным путям Нужно было искать новые путл СССР об улучшении и удешевлении строительных работ разгромило лю дей, запинавших такую антигосудар ственную позицию. Строителям был дан наказ строить быстро, прочно, красиво и дешево. Наш — тулом- екпй — опыт показывает, что так строить можпо, безусловно можно. II пе вообще, а в нашей стане, и не когда нпбудь. а сегодня. Так строить может любая органпзаппя, еслп только она честно и добросовестпо стремится выполнить указания пар тии п государственных органов. Ста ло быть, так етропть должны мы все, впе зависимости от того, где и что строится, в какой Наркомат 3HiMEHATFlibHblE . ДАТЫ ТУЛОМГЭС ДЕКАБРЬ 1933 год — приказ о (fормарованпи строитель- стпп. Ф ЕВРАЛЬ 1934 г. — начало работ на строительной пло щадке АПРЕЛЬ 1934 г. — начало возведения плотины. ИЮНЬ 1934 г. - начало скаль ных па*пт водосброса. СЕНТЯБРЬ 1934 г. — начало бетонных работ водосброса МАРТ 1935 г. — перекрытие руслп р Туломы плотиной. АПРЕЛЬ 1935 г. — взоыв пе ремычки и пуск р. Туломы чегез водосброс. АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ 1935г.— намыв понурной части пло тины гидромониторами. АВГУСТ 1935 г.—начало бе тонных работ по силовому зданию. АВГУСТ 1936 г. — затопле ние отводящего канала ГЭС. СЕНТЯБРЬ 1936 г. — начало приемки гидро-техничесчпх сооружений правительствен ной комиссией. бы плановые задания осуществля лись в срок, без малейшего опозда ния. Еще в конце 1933 г. прави тельством было установлено, что Ту- ломская ГЭС долзспа дать ток в 1936 году. Иными словами этот рекорд ный срок был плановым сроком. И, начиная свою работу в феврале-мар те 1934 года, мы знали — работу следует закончить в 1936 году во что бы то ни стало, с какимп бы то трудностями нам пе прпшлось встре титься. Поэтому недолгая, сравнительно, история нашей стройки характерна, прежде всего, тем, что от первого п до последних дней красной нитыо проходит борьба за плановые сроки. Помимо конечного срока, установ ленного правительством, у пас были и промежуточные сроки, определяв шиеся пашлм наркомом, или нами самими. Таков срок перекрытия рус ла реки, срок окопчаппя основных строптельпых работ. Были и менее значительные сроки, палрпмер, кир пичной кладки стен силового корпу са, послеосадочного ремонта жилого дома и т. п. За сохранение каждого такого срока (как бы он сам по себе незначителен не был) мы вели не устанную борьбу, потому что мы знали —- без железной плановой дисщшлипы в каждодневной работе невозможно выдержать конечный правительственный срок. Тот, кто не борется за суточный и сменный план, кто либерально относится к нарушению промежуточных сроков, кто полагает, что важно выполнить ипшь основные, важнейшие сроки, тот — неизбежно приходит к концу побежденным, т. е. невыполнпвшпм правительственного задания. Эго ти- пнчно именно для строительных ра- шрооктировщиком, имея иод рукой бы сумели ее построить за два года, все необходимое | Решением народного для выполнения внутренних дел туломстроевскпй кол- плаиа. j лектпв полностью перебрасывается . Краткий срок на новую стройку. Это дает нам постронкн Тулом- возможность использовать нз по-1 ской, ГЭС, опреде- вой стройке то, что мы приобрела ” ~' здесь. Мы попробуем, выражаясь фигурально, вернуть стране те 10 месяцев, которые могли бы и не быть нами потрачены здесь, нз Ту- зоме. >Мч готовимся к тому, чтобы ка новой стройке гораздо лучше, чем здесь, выполнять указания Цент рального Комитета партии и Совнар кома, мы хотим с еще большей ре шительностью вести борьбу с ку старными ттальтами в нашел работе, хотим^ чтобы паша новая стройка п полной мере была индустриальной по методам работы... Л пока все ленный партиец и правительством, поставил перед проектировщика ми определенные опираясь па предыдущий опыт, на ходить новые методы решения по ставленной перед памп гпдротехппчр- ской задачн, чтобы быстро справить ся со стпхией воды и загнать ее в ческой навигации сыграла наша по лярная авиация. Помимо выдающих ся .перелетов тт. Леваневского и Мо локова, полярная авиация сумела в трудных условиях хорошо оавещзть ледовую обстановку идущим кораб лям, помогая им в продвижении, пе ревезти 5.400 пассажиров (в прошлом году — 2.500 пассажиров), 900 тони хозяйственных грузов ( в прош лом году 116 тонн). Полярные самолеты налетали 12.900 часов и сделали 2.238.000 километров. Успешная работа морского, воз- целп был организован рад экспеди ционных походов («Седов», «Сиби ряков», «Челюскин», «Литае» » другие), благодаря (которым, 1934 г- мог стать годом широкой разведки для ясяолкюванпя морей Арктики. 1935 год стал годом начала нормаль ной пкшлоагацпц этдх морей, 1936 год, есть год уверенного освоения и эшиоатации Северного морского пу ти. \ Весь опрэд дполярнкков обязует ся работать еще лучше, устранять имеющиеся еще недостатки в своей душного перечного флота обеспечила работе и добиться значительно боль- дальпейшип под’ем хозяйства Край- ших успехов в служении Арктики пего Севера. Производственные та- общему делу социализма — делу ны на 1 октября выполнены в '•ле- надпей великой родины, над которой дующпх размерах. Угля добыто 363 победно реет знамя Ленина — Ога- тысячи тонн, что составляет 107 линз. же мы основные - тт свои силы отдаем тому чтобы быгт- недра туронны. Пменно так, по-но- Гоо «т-п,™™ - ™ _______ .. , Рее окончить рлооту на Туломе. Пот ребитель эпергпп Туломской ГЗС с ьетерпенпем ждет тот день, когда за вертится первая турбина. На пороге девятнадцатнлетия на- ваторски, подошли к своей работе наши проектировщики. П заданные правительством темпы, родили соору жения (головной узел гидростапцпп), которые по свидетельству правитель ственной комиссии являются «круп -1ше11 во-т ™и социалистической ро- пон победой советской гпдротехпл-1 коллектив туломстроекцев мо- кп». Очень возможпо, между про-1 л,ет сказать потребителю — правп- чпм, что. еслп бы проектировщики 1ельстВ(>яныл срок будет выдержан, располагали зпачптельно более длин ным сроком строительства.,то пашз замечательная Туломская плотина, вызывавшая большие возражепия со стороны некоторых крупнейших ги дротехников Союза, пе была бы осуществлена: консервативная тех ническая мысль, подфлагомосторож ности, повернула бы дело па прото- репное русло. Туломстрой пе может похвастать высоким уровнем мехаппзаппп. Удельпый вес ручного труда у нас был весьма значителен. Нельзя также сказать и отом, что всего мы имели в избытке. Нет, во мпогом мы, как и другие стройки испытывали нуж ду. Но сроки, незыблемость которых для нас была законом, заставляли улучшать использование механизмов, маневрировать стройматериалами, придумывать и в этой области новое. Но свидетельству некоторых членов правительственной комиссии, мы име- 0Б‘ЕМЫ РАБОТ ПО СО РУЖЕНИЮ ТУЛОМСКОЙГЭС Скальные выемки — 373.000 куб. метр. Выемки морены — J ■424.000 kv 6. метр. Насыпи — / .0S7.000 куб. метр. Бетон и железобетон — 138.000 к. м. Гражданские сооруже ния каменные— 99.000. Гражданские сооруже ния деревянные и фи бролитовые — 404.000. Облицовка и мощение камнем- 99.ООО кв. метр. Металлические кон ст рукции— 3.600 тонн. проц. девятимесячного плана, при сниження себестоимости на 1.4 про- I цента и повышении производитель ности труда иа 9 процептов; плави кового пшата добыто 8.217 топя— 91,9 процента годового плана, план Начальник Главсезморпути при СНК СССР 0. ШМИДТ. Начальник политуправления Главсезморпути С. БЕРГАВИН08. 2 ноября 1936 года. JHT-25" прилетел в Кельн . В главном управлении авиацион- из Кенигсберга 3 ноября в 10 часов пой промышленности Наркомтяжппо- 15 МППУТ’ в часов 35 минут на СССР сотруднику ТАСС сообщи- Пр° ШеЛ МагдебУРг п в 17 ™сов 35 -„т гг™ „ ' .пт «г минут совершил посадку иа аэродро- ли, что самолет «АНТ-25» вылетел ме в Кельне. О бмен телег раммами по случаютринадцатой годовщиныТурецной республики По случаю испотнившейся 29 ок тября сего года тринадцатой годов щины Турецкой республики М. И. Калинин послал приветственную те леграмму президенту Турецкой респу- ров Псмету Ипеню, М. М. Литвинов—• ушшетру иностранных дел Тевфику Рюпггю Арасу. В ответ на это от Ататюрка, Пне- ню, Араса тт. Калининым, 'Молото- блшки Кемалю Ататюрку, В. М. Mo -1 вым и Литвиновым получены теле- лотов—председателю совета минист- * граммы с выражением благодарности. 6 ноября в Доме культуры им. С. М. Кирова с о с т о и т с я торжественное заседание Мурманского Горсовета совместно с партийными, професиональными и комсо мольскими организациями, посвященое X IX -летию ВЕЛИКОИ' СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ РЕВОЛЮЦИИ В СССР Начало ровно в 5 ч. 30 м. дня. Вход по билетам. Октябрьская комиссия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz