Полярная правда. 1936, май
ГАРПУНЕР МАЛЫГИН НА ПРОМЫСЛЕ НАЧАЛЬНИК ЗВЕРОБОЙНЫХ ПРОМЫСЛОВ КАПИТАН-ОРДЕНОНОСЕЦ тов. ВОРОНИН ЛЕДОКОЛ „САДКО“ ДВИГАЛСЯ ВПЕРЕД 1ГЫЛ0 в атом году Белое море особенно неспокойным. Старые ар хангельские поморы давно не впда. 1 п таких тяжелых льдов и снежных заносов. В эту студеную мартовскую пору раздавило льдами промысловый норвежский бот «Т-15-Т». В первые днп промысла, только начав бой зверя, потерпел серьезную аварию ледокол «Малыгин»... Около Городецкого маяка два бота «Нерпа» п «Мурманец» попали в тяжелые льды, пз которых сами не моглп выйти. II ледовый капитан Воронин, начальник зверобойных промыслов, выслал нм на помощь два ледокола. Ледоколы работали два 5 ня, окалывали суда, форсировали ледо вые. перемычки и вывели суда на промысел. 4 Было море лютым н яростным. Но вели мощные ледоколы и малень- Ш кие зверобойные шхуны опытные и смелые советские капитаны-поляр ники. Пни искусно маневрировали во льдах, разыскивали разводья. Пер вым к месту промысла, обогнав ледоколы, привел «Новую Землю» старый капитан Дмитрий Михайлович Апполонов. Маленькую «Нерпу» вывел к залежкам Николай Петрович Воротилон. Инициатор стахановских зверобойных рейсов, краснознаменный «Сибиря ков» шел под водительством дважды орденоносного капитана Михаилах Маркова. (.амин молодой нз капитанов по возрасту, с детства выросший на зверпоином промысле Николаи Иванович Хромцов, вел громоздкого * «Русанова». I тарыи промыг.швнк капитан Артур Карлович Бурке, всю жизнь от давший работе в северных морях, командовал красавцем «Садко» н помо гал аварийному «Малыгину». Одой н приветливый капитан Швецов вел «Георгия Седова». А над всей флотилией, над всеми ледоколами и шхунами, прорезая холодный воздух, летал самолет «Сталь-*'» и Владимир Иванович Воро нин указывал капитанам места залежек, давал направление. База на острове Моржовец строго следила за движением кораблей п передвигались на контурной карте Белого моря вымпела зверобойных судов. ( тарые поморы, привыкшие к кустарному, иурсовому промыслу в прошлые годы, не вернлн самолетам. Они говорили, что шум мотора пу гает зверя, и промысел идет плохо. Но в этом году исчезло иедоверне про мышленников и капитанов к авиоразведке. Капитаны сами не выходили на, промысел, пока самолет точно не указывал, куда итти. где стать к зверю. Михаил Марков рассказывает: — Я слушал в телефонную трубку голос незримого начальника. Владимир Иванович, облетевший все окрестности, говорил: «Алло, «Си биряков». Идите к такому-то квадрату. Зверь есть, желаю удачного про мысла». И мы. идя по указанному направлению, всегда находили зверя. Было море неспокойно, дули лютые ветры, но как никогда сплочен ные стахановским соревнованием, желая скорее выполнить план добычи гренландского тюленя, отлично работали команды судов Л промышленни ки-зверобои с Койды. Ручьев и других колхозов. План первого рейса был выполнен с превышением п досрочно. В короткие часы досуга, во время переходов от одной залежки к другой, в каютах слушали песни из «Веселых ребят», в красных уголках шла учеба, на борту молодежного судна «Нерпа» занималась комсомоль ская школа. Подводились итоги соревнования звеньев, старые зверобои передавали свой опыт и навыки молодежи и сами учились у молодых. Четко работала радно-служоа. И вечером, вместе с радиограммами родным в Мурманск, Архангельск. Ленинград — в каюте номполпта Васильченко на «Сибирякове». составлялись сжатые оперативные сооб щения в политотдел, редакцию, управление о ходе промысла, о ж и з н и комады. Промысел закончили успешно, особенно «Русанов», выполнивший готовой план на i.Ifi проц.. «( поиряков» — на '20S проц. Нереныполнн- .III задание «Нерпа» п «Новая Земля». До будущего года промысловики ра<прощались с командами. Ооогащенные опытом, очередную зверобойп\‘ю камнанню онн закончат с еще лучшими показателями. До будущего года, до новых встреч в горле Белого моря! СТАРЫЙ ЗВЕРОБОЙ АНДРЕЙ МАЛЫГИН БЕЛЕК (детеныш тюленя) НА ЛЬДИНЕ 1 /Г ФЕВРАЛЯ на остров Моржовец прибил начальник зверобойных промыслов ка питан Воронин. После авиоразведки (в эту зверобойную кампанию Воронин на летал 168 летных часов), когда стало известным положение лежки зверя и состояние льдов в горле Белого моря, из Мурманска двинулась вся зверобойная флотилия. Вме сте с большими ледоколами шли маленькие зверобойные бота. Условия перехода были трудные, но суда шли вперед. - . ПРОМЫШЛЕННИКИ У ЛЕДОКОЛА Д ЛЯ зоологического сада на Большую Землю привозят обычна зверобои ценные подарки — живых тюленей и моржей. Гар пунер Аристарх Малыгин взял живым хорошего белька. Б О Й О К О Н Ч Е Н , ЗВЕРОБОИ У ДОБЫЧИ Д АЛЕКО прошла слава про Андрея Евгеньевича Малыгина — лучшего гарпунера оиденсного колхоза. Метность глаза, ловкость броска, отличают Андрея Малы гина. Но не таит своих знаний опытный промысловик. Он лучший учитель колхозной молодежи. Масляными красками написал московский художник Меркулов портрет Ан дрея Малыгина. И слава о старом зверобое—стахановце промысла дойдет до самой Москвы. Под лучи весеннего солнца вышел погреться маленький упитанный белек. Когда плачет белек, кажется, будто ребенок жалуется на обиду. 3 ВЕРЬ на расстоянии ружейного выстрела. Только бы не спугнуть его. Ведь он хитрыи, так и норовит слиться в воду. Малыгин - хороший стрелок. Он все гда оье. без промаха. Винтовка поднята, зверь на мушке. ' ПОСЛЕ БОЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЛЕДОКОЛ Т 1 А МЫСЕ Воронова на борт ледоколов сели колхозники-промысловики. Лучшие 1 зверобои Летне-Бережного, Зимне-Золотицкого, Койденского и Ручьевского кол хозов. Среди них известная семья Малыгиных, опытные, старые гарпунеры^ много раз промышлявшие моржа, тюленя, морского зайца — Голубин, Буторин, Петров Плаккуев. » г г . Перед отправкой на промысел промышленники вышли на лед. ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ БИГЫЙ ЛЕД ОАЗДЕЛКА обычно производится на месте. В этом году шкуру 1 тюленя впервые снимали вместе с ластами. Это намного уве личивало футаж. Шнуру с жиром связывают особым узлом в «юрок» и тянут на лямке н борту. Сутки пролежит на палубе тюленья шку ра, а потом, просушенная и проветренная, она идет в обширный трюм судна. Груз принят, рейс окончен, корабли с победой возвра щаются в порт. • Ф о то оператора Союзкинохроника , специаль ного корреспондента „Полярной правды • ЕВ ГЕН И Я БАГОРОВА. Текст—Р. Т РО ЯН КЕР и Б. МОЙЖЕС. Q АЛЕЖКА снята. Убитого зверя подтаскивают н лодке, погружают и волокут по льду к судну. Звено промышленников после боя возвращается на ледокол. Д ОБЫЧА на льду. По следам зверобоя, неостанавливающегося после того, как зверь убит, идут матросы и подтаскивают тю леней в кучу. И тут же прикидывают, насколько выполнено в этот день задание, кто идет впереди. Каждый, хочет быть первым! 7 руДН0 подойти к зверю. Часто, рискуя жизнью, через ропаки и разводья, доби раются промышленники н залежке. Дружно и сплоченно живут зверобои. Нико гда не бросит товарищ товарища в беде. Вот и сейчас, переправляясь через битый лед, помогают они друг другу баграми.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz