Полярная правда. 1936, май

ГАРПУНЕР МАЛЫГИН НА ПРОМЫСЛЕ НАЧАЛЬНИК ЗВЕРОБОЙНЫХ ПРОМЫСЛОВ КАПИТАН-ОРДЕНОНОСЕЦ тов. ВОРОНИН ЛЕДОКОЛ „САДКО“ ДВИГАЛСЯ ВПЕРЕД 1ГЫЛ0 в атом году Белое море особенно неспокойным. Старые ар­ хангельские поморы давно не впда. 1 п таких тяжелых льдов и снежных заносов. В эту студеную мартовскую пору раздавило льдами промысловый норвежский бот «Т-15-Т». В первые днп промысла, только начав бой зверя, потерпел серьезную аварию ледокол «Малыгин»... Около Городецкого маяка два бота «Нерпа» п «Мурманец» попали в тяжелые льды, пз которых сами не моглп выйти. II ледовый капитан Воронин, начальник зверобойных промыслов, выслал нм на помощь два ледокола. Ледоколы работали два 5 ня, окалывали суда, форсировали ледо­ вые. перемычки и вывели суда на промысел. 4 Было море лютым н яростным. Но вели мощные ледоколы и малень- Ш кие зверобойные шхуны опытные и смелые советские капитаны-поляр­ ники. Пни искусно маневрировали во льдах, разыскивали разводья. Пер­ вым к месту промысла, обогнав ледоколы, привел «Новую Землю» старый капитан Дмитрий Михайлович Апполонов. Маленькую «Нерпу» вывел к залежкам Николай Петрович Воротилон. Инициатор стахановских зверобойных рейсов, краснознаменный «Сибиря­ ков» шел под водительством дважды орденоносного капитана Михаилах Маркова. (.амин молодой нз капитанов по возрасту, с детства выросший на зверпоином промысле Николаи Иванович Хромцов, вел громоздкого * «Русанова». I тарыи промыг.швнк капитан Артур Карлович Бурке, всю жизнь от­ давший работе в северных морях, командовал красавцем «Садко» н помо­ гал аварийному «Малыгину». Одой н приветливый капитан Швецов вел «Георгия Седова». А над всей флотилией, над всеми ледоколами и шхунами, прорезая холодный воздух, летал самолет «Сталь-*'» и Владимир Иванович Воро­ нин указывал капитанам места залежек, давал направление. База на острове Моржовец строго следила за движением кораблей п передвигались на контурной карте Белого моря вымпела зверобойных судов. ( тарые поморы, привыкшие к кустарному, иурсовому промыслу в прошлые годы, не вернлн самолетам. Они говорили, что шум мотора пу­ гает зверя, и промысел идет плохо. Но в этом году исчезло иедоверне про­ мышленников и капитанов к авиоразведке. Капитаны сами не выходили на, промысел, пока самолет точно не указывал, куда итти. где стать к зверю. Михаил Марков рассказывает: — Я слушал в телефонную трубку голос незримого начальника. Владимир Иванович, облетевший все окрестности, говорил: «Алло, «Си­ биряков». Идите к такому-то квадрату. Зверь есть, желаю удачного про­ мысла». И мы. идя по указанному направлению, всегда находили зверя. Было море неспокойно, дули лютые ветры, но как никогда сплочен­ ные стахановским соревнованием, желая скорее выполнить план добычи гренландского тюленя, отлично работали команды судов Л промышленни­ ки-зверобои с Койды. Ручьев и других колхозов. План первого рейса был выполнен с превышением п досрочно. В короткие часы досуга, во время переходов от одной залежки к другой, в каютах слушали песни из «Веселых ребят», в красных уголках шла учеба, на борту молодежного судна «Нерпа» занималась комсомоль­ ская школа. Подводились итоги соревнования звеньев, старые зверобои передавали свой опыт и навыки молодежи и сами учились у молодых. Четко работала радно-служоа. И вечером, вместе с радиограммами родным в Мурманск, Архангельск. Ленинград — в каюте номполпта Васильченко на «Сибирякове». составлялись сжатые оперативные сооб­ щения в политотдел, редакцию, управление о ходе промысла, о ж и з н и комады. Промысел закончили успешно, особенно «Русанов», выполнивший готовой план на i.Ifi проц.. «( поиряков» — на '20S проц. Нереныполнн- .III задание «Нерпа» п «Новая Земля». До будущего года промысловики ра<прощались с командами. Ооогащенные опытом, очередную зверобойп\‘ю камнанню онн закончат с еще лучшими показателями. До будущего года, до новых встреч в горле Белого моря! СТАРЫЙ ЗВЕРОБОЙ АНДРЕЙ МАЛЫГИН БЕЛЕК (детеныш тюленя) НА ЛЬДИНЕ 1 /Г ФЕВРАЛЯ на остров Моржовец прибил начальник зверобойных промыслов ка­ питан Воронин. После авиоразведки (в эту зверобойную кампанию Воронин на­ летал 168 летных часов), когда стало известным положение лежки зверя и состояние льдов в горле Белого моря, из Мурманска двинулась вся зверобойная флотилия. Вме­ сте с большими ледоколами шли маленькие зверобойные бота. Условия перехода были трудные, но суда шли вперед. - . ПРОМЫШЛЕННИКИ У ЛЕДОКОЛА Д ЛЯ зоологического сада на Большую Землю привозят обычна зверобои ценные подарки — живых тюленей и моржей. Гар­ пунер Аристарх Малыгин взял живым хорошего белька. Б О Й О К О Н Ч Е Н , ЗВЕРОБОИ У ДОБЫЧИ Д АЛЕКО прошла слава про Андрея Евгеньевича Малыгина — лучшего гарпунера оиденсного колхоза. Метность глаза, ловкость броска, отличают Андрея Малы­ гина. Но не таит своих знаний опытный промысловик. Он лучший учитель колхозной молодежи. Масляными красками написал московский художник Меркулов портрет Ан­ дрея Малыгина. И слава о старом зверобое—стахановце промысла дойдет до самой Москвы. Под лучи весеннего солнца вышел погреться маленький упитанный белек. Когда плачет белек, кажется, будто ребенок жалуется на обиду. 3 ВЕРЬ на расстоянии ружейного выстрела. Только бы не спугнуть его. Ведь он хитрыи, так и норовит слиться в воду. Малыгин - хороший стрелок. Он все­ гда оье. без промаха. Винтовка поднята, зверь на мушке. ' ПОСЛЕ БОЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЛЕДОКОЛ Т 1 А МЫСЕ Воронова на борт ледоколов сели колхозники-промысловики. Лучшие 1 зверобои Летне-Бережного, Зимне-Золотицкого, Койденского и Ручьевского кол­ хозов. Среди них известная семья Малыгиных, опытные, старые гарпунеры^ много раз промышлявшие моржа, тюленя, морского зайца — Голубин, Буторин, Петров Плаккуев. » г г . Перед отправкой на промысел промышленники вышли на лед. ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ БИГЫЙ ЛЕД ОАЗДЕЛКА обычно производится на месте. В этом году шкуру 1 тюленя впервые снимали вместе с ластами. Это намного уве­ личивало футаж. Шнуру с жиром связывают особым узлом в «юрок» и тянут на лямке н борту. Сутки пролежит на палубе тюленья шку­ ра, а потом, просушенная и проветренная, она идет в обширный трюм судна. Груз принят, рейс окончен, корабли с победой возвра­ щаются в порт. • Ф о то оператора Союзкинохроника , специаль­ ного корреспондента „Полярной правды • ЕВ ГЕН И Я БАГОРОВА. Текст—Р. Т РО ЯН КЕР и Б. МОЙЖЕС. Q АЛЕЖКА снята. Убитого зверя подтаскивают н лодке, погружают и волокут по льду к судну. Звено промышленников после боя возвращается на ледокол. Д ОБЫЧА на льду. По следам зверобоя, неостанавливающегося после того, как зверь убит, идут матросы и подтаскивают тю­ леней в кучу. И тут же прикидывают, насколько выполнено в этот день задание, кто идет впереди. Каждый, хочет быть первым! 7 руДН0 подойти к зверю. Часто, рискуя жизнью, через ропаки и разводья, доби­ раются промышленники н залежке. Дружно и сплоченно живут зверобои. Нико­ гда не бросит товарищ товарища в беде. Вот и сейчас, переправляясь через битый лед, помогают они друг другу баграми.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz