Полярная правда. 1936, март.
Первая городская олимпиада самодеятельного искусотва Г р а с т и т ь и л е л е я т ь т в о р ч е с т в о ш и р о к и х н а р о д н ы х м а с с I Т А Л А Н Т Ы и ПОКЛОННИКИ Третий звонок. Для одних он про- гог средней школы Рейхард, обладаю- звучал сигналом, проводящим грань щпй искусством художественного чте- между мечтами н действительность*». пня, умеющий дополнять литератур- Это бьин участники олимпиады, сча- ное произведение выразительным на- стливые избранники строгого жюри. j тлядным жестом, мимикой, иодчерк- Другим он возвестил начало болыпо- нутым выделением отдельных мест, го смотра одаренных люден города, Зритель олимпиады—рабочий, пн- судьями и ценителями способностей женер, педагог— пришел сюда с со- потоірых они приглашены сюда. г. знанием долга большой ответственно большой зал. Это были зрители. j стн. П поэтому обстановка, созданная С мягким шелестом раздвинулся в ^ им, полностью отвечала задачам смо- боковые кѵлисы тяжелый зеленый тра. Почти благоговейная тишина во* I бархат занавеса. Смотр начался. На дарилась в зале с самого начала кон- сцене Дома культуры, в ярких лу- 1церта. И никто, буквально ни один чах прожекторов, разместился струн- | человек, не нарушал спокойствия в ный ансамбль Рыбообрабатывающего . зале, покидая преждевременно место, комбината. Машинисты, экстрогиров- ; Совершенно не было .хождений. И ап- щикл, плановики гибкими медиато- ' лодисмеиты звучали по-разному: они рами, ловкими пальцами ударили по ш^дро вознаграждали удачные поме- звонким струнам гитар, мандолин, і ра талантливых исполнителен, рас- балалаек. Вальс «Майская ночь» ; сыпаясь редкими, жидкими хлопка- сменяет ковбойский танец и меняю- мп. когда показываемый номер был пшйся темп мелодии русской народ- низкого качества, снижал общий ви ной песни «Под яблонькой». Читает сокий тон олимпиады, свои стихи паркетчик Мурмаистроя I Я был свидетелем следующего раз- Козлов, поет украинские песни со- | говора между рабочим Судоремонтаі- трудница торгового порта Довбня, с го завода Тихомировым и членом Фото Г. Ратфельдера Н А Ч А Л О БОЛЬШОЙ РАБОТЫ большим под емом и неплохим ма стерством педагог Рейхард исполняет отрывок пз романа Л. Соболева «Ка питальный ремонт». Рост культуры был продемонстри рован почти в каждом выступлении. Почти потому, что отдельные номе ра, показанные в первый день смо тра, были недоброкачественны и ху дожественно беспомощны. Как хорошо п полнозвучно был показан национальный татарский жюри: — Напрасно показывали сегодня джаз-оркестр торгового порта, — сказал Тихомиров. — Но ведь встретили его очень хорошо. Вы наверное и самп аплоди ровали джазу, — возразил член жюрн. — Дело разве в аплодисментах? Аплодировали потому, что у нас большой неудовлетворенный спрос на музыку и каждый показ музыкально- Учащиеся хореографического крун.ка Дома культуры КРАСИЛЬНИКОВА, ЛЯПКИНА, ТЕРЕХИНА и ЗАЙ ЦЕВА, исполнившие на олимпиаде художественной самодеятельности «Кабардинку» и выделенные для уча стия в окружной олимпиаде. „Я з н а ю с о л нц е " хор. Абдулина, Жабарова, Фахримеев го номера невольно вызывает пзвегг- н Ахмиджанов — рабочие и работ ницы Судоремонтного завода. Рыбо комбината п Мурманстроя с большим вкусом спели колхозные песни. Ис полненные на татарском языке, они звучали понятными, доходчивыми на строениями — столько настоящей бодрости было вложено национальным квартетом в слова песен. Морозилыцнцы - укладчицы рань ше. а теперь выдвинутые обществен ностью рыбного комбината па рабо ту таксировщнц, Федосеева л Дани лова спели саратовские частушки. Им аккомпанировал на гармонии по мощник манппшста комбината Мар тыненко. Начиная от ярких, стиль-, ный положительный отклик у зрите ля. Но мы хотим хорошей, серьезной, музыки, которая заставляла бы дѵ-, мать, волноваться, переживать. А джаз этот я слыхал еще три года на зад в какой-то третьеразрядной сто ловой Ленинграда. Не буквально, ко нечно, этот, а как копия похожий. — Вы, пожалуй, правы, — вы нужден был согласиться член жюри. Замечательный разговор! Замеча тельный своей глубоко правдивой оценкой, показом возросших требова ний зрителя, потому что устами ра бочего Судоремонтного завода говори ла вся многочисленная аудитория первого дня смотра художественной самодеятельности города. Искусство стало частью общеиро- ных костюмов п кончая заключи- | летарского дела. Большой, пеот'емле- тельнымп нотами свеже - звучащих частью, поэтому с такими се- голосов — все в этом номере было рьвзными требованиями, с такой крп- ттппжт-ичттп _ _________ тнческой оценкой подходят зрители продумано, своевременно откорректи- ѵ _ олимпиады к показываемым нм номе ровано. липшее выкинѵго, нѵжное n * ’ • рам. Впрочем, они не столько зрпте- добавлено. - ли, сколько, главным ооразом, ее И, понятно, какую большую куль- активные участники, туру передаст своим питомцам педл- Б. МОЙЖЕС. Это была, в полном смысле худо жественная самодеятельность. Репертуар был отборный. И, в первую очередь — это касалось му зыки. Римский - Корсаков. Дарго мыжский. Шуберт, Верди. С лучшим наследием музыкальной клпссикн вы- j ступали талантливые самоучки пред приятий рыбного Мурмана. Ur лирической простоты Шуберта до сложнейшего многозвучня Ли ста — таков широкий днаиозон за ключительного вечера городской олимпиады. II самое радостное, и самое ха рактерное в этом замечательном ве чере то, что зритель понял и оце нил высокое ігачество выбранного ис полнителями материала и громом го рячих аплодисментов ответил на иг ру пианистки Суэтовой — служа щей Судоремонтного завода, прекрас но сыгравшей этюд Шопена и «Фи- ■IIал венгерской рапсодии» Листа. Пианисту в этот вечер, более чем кому другому, трудно было найти контакт с залом. Низкое качество аккомпанемента, сбивавшее и пев цов и танцоров, — несомненно, рас холаживало слушателей к пианино. Но игра маленькой, неловко раскла нивающейся девушки глубоко взвол новала всех. Игра Суэтовой — один из лучших номеров городской олим пиады. Решением жюри пианистка получила отметку «отлично» и вы двинута на участие в олимпиаде ок руга. О тлично звучала балалайка в ру ках техника Остера — строителя Судоремонтного завода Севморпути,/ исполнившего бравурную мазурку Андреева п русскую песню «Ой, все кумушки домойл. Балалаечников на олимпиаде было несколько. Всех принимали хорошо, но игра Остера показала, что к балалайке — этому оощепрнзнаниому народному инстру менту — пред‘являются все боль шие требования н «пятерочник» олимпиады тов. Остер отвечает этим требованиям. Зал был спаян, дисциплинирован и помогал своим единодушием ис полнителю прекрасных ромапсов Чан- 1 ковского, — небольшому, но прият* ному тенору— работнику союза мед- сантруд тов. Бокареву. Вечер был до конца интересный, разнообразный. Казалось, что идет не просмотр самодеятельности, а хо рошо подобранный музыкально - во кальный концерт. Молодой инженер Судоремонтного завода тов. Молчанов так отделал свой номер — танец «Чечетка», что ему мог позавидовать любой профессиональный танцор. Первые итоги Жюри и городская комиссия по становили из &S просмотренных но-, мсров допустить на окружную олим пиаду следующие коллективы н оди ночек: , Струшіый ансамбль рыбообрабаты- ' вающего комбината, общегородской хор под руководством В. В. Мураче- ва, хореографический кружок Дома культуры, техника строительства Севморпути тов. Остер (балалайка), служащую СРЗ тов. Суэтову (рояль), татарский хор. машинистку торгового порта тов. Довбня (украинские пес ни), педагога тов. Рейхард (художе ственное чтение), железнодорожницу Федосееву (пение), радиомонтера СРЗ Шаврова (пение), семью рабочего яефтебазы Булыгина (музыкальный ансамбль), рабочего - поэта Лукаше- ва (судоверфь) и других, всего 21 номер. Вопрос о премиях будет ре шен в ближайшие дни. Уступая Молчанову в отделке и пла стике танца, все же легко и темпе раментно исполнили «Кабардинку» кружковцы хореографического круж ка Дома культуры Красильникова, Терехина, Ляпкина п Зайцева. II ак робатический, вернее,’ физкультур! ный. танец Ани Загон п М. Таранен- ко (требующий замены аккомпане мента на башіе — пианино), тоже был отобран для окружной олим пиады. Но несомненным триумфом вече ра — высоким н красивым аккор дом прозвучало выступление самого талантливого участника олимпиады, монтера Судоремонтного завода Шав рова. Невысокий парень в черном ко стюме. На правом борту пиджака— значки ГТО н «Ворошиловского стрел ка». Это значит, что, кроме отлич ной работы на производстве, Лав ров находит время для лыж н прыж ков, для развития мышц н меткости глаза. Это зпачнт, что монтер, — сверхметкий стрелок п высокий ли рический тенор — стройное сочета ние всего многообразия, всего разно-1 стороннего роста счастливой совет ской молодежи. «Песня уличного певца» из оперы «Рафаэль» н «Песня герцога» из известнейшей оперы «Риголетто» — эти прекрасные узоры, вытканных композиторами образов, по-своему расцвечивали тысячи исполните лей - певцов. В устах самоучкн- певца онп звучали совсем по - но вому-. J И не потому ли так чудесно, так свежо, звучал голос молодой желез нодорожницы Федосеевой п, как ни когда, правдивыми и лучистыми ка зались слова старой неаполитанской песнп «Я знак» солнце». Р. ТРОЯНКЕР. Про Север, про край, в когором мы живем, когда-то великий про.-пе- тнтель - революционер Н. А. Доо.-о- любов в одном пз писем (в 1857 го ду) так писал: «Начальство мое после всех исто рий. какими я насолил ему. радо Сбу дет отправить меня в Иркутск или Колѵ, а никак не оставит в Петер бурге». Кольский полуостров, в то время| это звучало, как тридесятое захолуст-; но»' медвежье царство, как каторіа. II вот в этом далеком, но уже пе за брошенном краю советской земли, в социалистическом Заполярье, где выросли крупные города, создана культурная и зажиточная жизнь, впертые на большую сцену, перед громадной аудиторией вышла народ ная самодеятельность — рабочие и колхозные таланты. Первая городская олнмниада худо жественной самодеятельности — сви детельство каждодневной вниматель ной заботы партпн о росте нашей культуры, о развитии народного ис кусства и воспитании талантливых людей, вышедших пз народа. Образ Колы, о которой говорил Добролюбов, стерт. С каждым днем здесь, на Край нем Севере, растет соииа.тпстпческ.тя культура. Сотни примеров этого ро ста культуры дата только что за кончившаяся городская олимпиада.. Чем знаменательна первая олим пиада? Она показала, что наш город об ладает людьми, умеющими культур но петь, плясать, играть на рояли, народных инструментах, танцовать, творнть. Олимпиада выявила иного способных, талантливых людей. Но вместе с тем она показала также я то, что с этими людьми у нас еще плохо занимались. В некоторых ор ганизациях воспитание одаренных людей было передоверено халтурщи кам, вроде Вышинского (Торгпорт), и других, которые калечили людей. Олимпиада вскрыла также и тенден ции отдельных профсоюзных руково дителей (Беляков — Бондарный за вод) к протаскиванию халтуры на большую сцену рабочей самодеятель ности (например, «Человек скелет»). Это передовернванже и невнимание к людям сказывается также в том, что талантливый певец Шавров пел до сих пор на вечеринках, растрачжвая свой голос. Приятный и сильны* голос Федосеевой, работницы желез ной дороги, никого до сих пор не интересовал. Можно привести и ряд ругнх примеров невнимательно сти, но и так всем известно, что олимпиада прошла на высоком уров-. не, доказав, что у нас имеется мно го талантливых людей, с которыми пужио вести культурно и система-: тнческн учебу. «Все растущая народная самодея тельность требует повседневного ху дожественного и организационного руководства и помощи», — как ста вила «Правда» в передовой от 19 января текущего года вопрос о вы явлении и помощи талантам из на рода. У нас эта работа должна быть также обязательной, хорошо органи зованной н своевременной. П. АЛЕКСАНДРОВИЧ. ВЧЕРА НАЧАЛАСЬ О К РУЖ Н А Я ОЛИМПИАДА ИЗ ПОНОЯ, ЛОВОЗЕРА, ТЕРИБЕРКИ... По снежному безмолвию тундрц, по зимним ледянистым волнам, на оленьих упряжках, пешком, па па роходе прнбылп они на окружную олимпиаду художественной самодея тельности, на яркий праздник на родно!» творчества. Самые дальние— гости Понойского района — 63-летпий колхозник Фо ма Данилов и Евдокия Ивановна Ма- трехіша. В живописном саамском костюме, в искусно расшитой шамшуре, я вы соких пимах, вышла на сцену До ма культуры Евдокия Ивановна, знатная женщина колхоза «АвтнВа- рэ». Первый раз в жизни в таком многолюдном обществе пела колхоз ница Матрехина на родном саамском языке красивые старинные песни. Песню о тундре, о дальней по ездке с летнего на зимний погост, об удачной охоте на медведя испол нил 63-летпий педец. Прекрасные, жизнерадостные ча-) стушкн пели колхозники передового Терновского колхоза нм. Вороши-, лова. Ike — и радостные лица пев цов, н жизнерадостный мотив песни, и веселая ритмика движений гово рили о счастливой жизни, о крепну щей мощн рыболовецкого колхо за, о цветущих днях всей нашей мо лодой страны. С огромным успехом выступил десятилетий гармонист ненец — Коля Хатаязен, ученик - отличник 2-го класса Ловсзе рекой школы. Под аккомпанемент маленького гар мониста плясали «Северную кад риль» колхозники - оленеводы Лов- озерешю района, нжеика Феня Ро- чева, саам Галкин, саамка Сфванова н ненец Коченков. ■На окружной смотр художествен ной самодеятельности в первый день олимпиады прибыли одиннадцать та лантливых самоучек Ловозерского района, представители отдален ного Понойского района. Колы, Тернберкн. 75 участников прислал Кнровск. В числе их электромонтер балалаечник Лебедев, и «Ансамбль моряков» Североникеля. С неизменным успехом проходят, уже прошедшие на городском смотре, педагог Рейхард, мастерски испол нивший отрывок нз романа Соболева «Капитальный ремонт», балалаечник Поляков, пианистка І^ущенко. Первый день окружной олимпиа ды - смотра начался. Завтра на спену выйдут новые талантливые самоучки. Радостная демонстрация художественного смотра округа идет широким фронтом. РАЙТ. Закончилась первая городская олампаада художественной самоде ятельности. Одаренные люди предприятий города продемонстрировали искусство в танце, в пении, художественном чтении . На снимке {слева направо) участники олимпиады: работницы рыбокомбината БЕЛОРУ КОВА, ТАРАБАРИНА и НОВИКОВА, исполнившие танец -Яблочко*, у ч а щиеся хореографического кружка Лома культуры ЗАЙЦЕВА и КРА СИЛЬНИКОВА, плясавшие „Русский лубок"; инженер Судоремонтного завода М. МОЛЧАНОВ—исполнитель „Чечетки"; техник строитель ства Судоремонтного завода Севморпути ОСТЕР, виртуозно сыгравший на балалайке „Мазурку" Андреева под аккомпанемент на рояле сотруд ницы строительства Кокшайской; радиомонтер Судоремонтного завода Мурманрыбы ШАВРОВ, исполнивший „Песню уличного певца" из оперы „Рафаэль" и арию Герцога из оперы „Риголетто", • ?•
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz