Полярная правда. 1936, март.

Первая городская олимпиада самодеятельного искусотва Г р а с т и т ь и л е л е я т ь т в о р ч е с т в о ш и р о к и х н а р о д н ы х м а с с I Т А Л А Н Т Ы и ПОКЛОННИКИ Третий звонок. Для одних он про- гог средней школы Рейхард, обладаю- звучал сигналом, проводящим грань щпй искусством художественного чте- между мечтами н действительность*». пня, умеющий дополнять литератур- Это бьин участники олимпиады, сча- ное произведение выразительным на- стливые избранники строгого жюри. j тлядным жестом, мимикой, иодчерк- Другим он возвестил начало болыпо- нутым выделением отдельных мест, го смотра одаренных люден города, Зритель олимпиады—рабочий, пн- судьями и ценителями способностей женер, педагог— пришел сюда с со- потоірых они приглашены сюда. г. знанием долга большой ответственно­ большой зал. Это были зрители. j стн. П поэтому обстановка, созданная С мягким шелестом раздвинулся в ^ им, полностью отвечала задачам смо- боковые кѵлисы тяжелый зеленый тра. Почти благоговейная тишина во* I бархат занавеса. Смотр начался. На дарилась в зале с самого начала кон- сцене Дома культуры, в ярких лу- 1церта. И никто, буквально ни один чах прожекторов, разместился струн- | человек, не нарушал спокойствия в ный ансамбль Рыбообрабатывающего . зале, покидая преждевременно место, комбината. Машинисты, экстрогиров- ; Совершенно не было .хождений. И ап- щикл, плановики гибкими медиато- ' лодисмеиты звучали по-разному: они рами, ловкими пальцами ударили по ш^дро вознаграждали удачные поме- звонким струнам гитар, мандолин, і ра талантливых исполнителен, рас- балалаек. Вальс «Майская ночь» ; сыпаясь редкими, жидкими хлопка- сменяет ковбойский танец и меняю- мп. когда показываемый номер был пшйся темп мелодии русской народ- низкого качества, снижал общий ви­ ной песни «Под яблонькой». Читает сокий тон олимпиады, свои стихи паркетчик Мурмаистроя I Я был свидетелем следующего раз- Козлов, поет украинские песни со- | говора между рабочим Судоремонтаі- трудница торгового порта Довбня, с го завода Тихомировым и членом Фото Г. Ратфельдера Н А Ч А Л О БОЛЬШОЙ РАБОТЫ большим под емом и неплохим ма­ стерством педагог Рейхард исполняет отрывок пз романа Л. Соболева «Ка­ питальный ремонт». Рост культуры был продемонстри­ рован почти в каждом выступлении. Почти потому, что отдельные номе­ ра, показанные в первый день смо­ тра, были недоброкачественны и ху­ дожественно беспомощны. Как хорошо п полнозвучно был показан национальный татарский жюри: — Напрасно показывали сегодня джаз-оркестр торгового порта, — сказал Тихомиров. — Но ведь встретили его очень хорошо. Вы наверное и самп аплоди­ ровали джазу, — возразил член жюрн. — Дело разве в аплодисментах? Аплодировали потому, что у нас большой неудовлетворенный спрос на музыку и каждый показ музыкально- Учащиеся хореографического крун.ка Дома культуры КРАСИЛЬНИКОВА, ЛЯПКИНА, ТЕРЕХИНА и ЗАЙ­ ЦЕВА, исполнившие на олимпиаде художественной самодеятельности «Кабардинку» и выделенные для уча­ стия в окружной олимпиаде. „Я з н а ю с о л нц е " хор. Абдулина, Жабарова, Фахримеев го номера невольно вызывает пзвегг- н Ахмиджанов — рабочие и работ­ ницы Судоремонтного завода. Рыбо­ комбината п Мурманстроя с большим вкусом спели колхозные песни. Ис­ полненные на татарском языке, они звучали понятными, доходчивыми на­ строениями — столько настоящей бодрости было вложено национальным квартетом в слова песен. Морозилыцнцы - укладчицы рань­ ше. а теперь выдвинутые обществен­ ностью рыбного комбината па рабо­ ту таксировщнц, Федосеева л Дани­ лова спели саратовские частушки. Им аккомпанировал на гармонии по­ мощник манппшста комбината Мар­ тыненко. Начиная от ярких, стиль-, ный положительный отклик у зрите­ ля. Но мы хотим хорошей, серьезной, музыки, которая заставляла бы дѵ-, мать, волноваться, переживать. А джаз этот я слыхал еще три года на­ зад в какой-то третьеразрядной сто­ ловой Ленинграда. Не буквально, ко­ нечно, этот, а как копия похожий. — Вы, пожалуй, правы, — вы­ нужден был согласиться член жюри. Замечательный разговор! Замеча­ тельный своей глубоко правдивой оценкой, показом возросших требова­ ний зрителя, потому что устами ра­ бочего Судоремонтного завода говори­ ла вся многочисленная аудитория первого дня смотра художественной самодеятельности города. Искусство стало частью общеиро- ных костюмов п кончая заключи- | летарского дела. Большой, пеот'емле- тельнымп нотами свеже - звучащих частью, поэтому с такими се- голосов — все в этом номере было рьвзными требованиями, с такой крп- ттппжт-ичттп _ _________ тнческой оценкой подходят зрители продумано, своевременно откорректи- ѵ _ олимпиады к показываемым нм номе­ ровано. липшее выкинѵго, нѵжное n * ’ • рам. Впрочем, они не столько зрпте- добавлено. - ли, сколько, главным ооразом, ее И, понятно, какую большую куль- активные участники, туру передаст своим питомцам педл- Б. МОЙЖЕС. Это была, в полном смысле худо­ жественная самодеятельность. Репертуар был отборный. И, в первую очередь — это касалось му­ зыки. Римский - Корсаков. Дарго­ мыжский. Шуберт, Верди. С лучшим наследием музыкальной клпссикн вы- j ступали талантливые самоучки пред­ приятий рыбного Мурмана. Ur лирической простоты Шуберта до сложнейшего многозвучня Ли­ ста — таков широкий днаиозон за­ ключительного вечера городской олимпиады. II самое радостное, и самое ха­ рактерное в этом замечательном ве­ чере то, что зритель понял и оце­ нил высокое ігачество выбранного ис­ полнителями материала и громом го­ рячих аплодисментов ответил на иг­ ру пианистки Суэтовой — служа­ щей Судоремонтного завода, прекрас­ но сыгравшей этюд Шопена и «Фи- ■IIал венгерской рапсодии» Листа. Пианисту в этот вечер, более чем кому другому, трудно было найти контакт с залом. Низкое качество аккомпанемента, сбивавшее и пев­ цов и танцоров, — несомненно, рас­ холаживало слушателей к пианино. Но игра маленькой, неловко раскла­ нивающейся девушки глубоко взвол­ новала всех. Игра Суэтовой — один из лучших номеров городской олим­ пиады. Решением жюри пианистка получила отметку «отлично» и вы­ двинута на участие в олимпиаде ок­ руга. О тлично звучала балалайка в ру­ ках техника Остера — строителя Судоремонтного завода Севморпути,/ исполнившего бравурную мазурку Андреева п русскую песню «Ой, все кумушки домойл. Балалаечников на олимпиаде было несколько. Всех принимали хорошо, но игра Остера показала, что к балалайке — этому оощепрнзнаниому народному инстру­ менту — пред‘являются все боль­ шие требования н «пятерочник» олимпиады тов. Остер отвечает этим требованиям. Зал был спаян, дисциплинирован и помогал своим единодушием ис­ полнителю прекрасных ромапсов Чан- 1 ковского, — небольшому, но прият* ному тенору— работнику союза мед- сантруд тов. Бокареву. Вечер был до конца интересный, разнообразный. Казалось, что идет не просмотр самодеятельности, а хо­ рошо подобранный музыкально - во­ кальный концерт. Молодой инженер Судоремонтного завода тов. Молчанов так отделал свой номер — танец «Чечетка», что ему мог позавидовать любой профессиональный танцор. Первые итоги Жюри и городская комиссия по­ становили из &S просмотренных но-, мсров допустить на окружную олим­ пиаду следующие коллективы н оди­ ночек: , Струшіый ансамбль рыбообрабаты- ' вающего комбината, общегородской хор под руководством В. В. Мураче- ва, хореографический кружок Дома культуры, техника строительства Севморпути тов. Остер (балалайка), служащую СРЗ тов. Суэтову (рояль), татарский хор. машинистку торгового порта тов. Довбня (украинские пес­ ни), педагога тов. Рейхард (художе­ ственное чтение), железнодорожницу Федосееву (пение), радиомонтера СРЗ Шаврова (пение), семью рабочего яефтебазы Булыгина (музыкальный ансамбль), рабочего - поэта Лукаше- ва (судоверфь) и других, всего 21 номер. Вопрос о премиях будет ре­ шен в ближайшие дни. Уступая Молчанову в отделке и пла­ стике танца, все же легко и темпе­ раментно исполнили «Кабардинку» кружковцы хореографического круж­ ка Дома культуры Красильникова, Терехина, Ляпкина п Зайцева. II ак­ робатический, вернее,’ физкультур! ный. танец Ани Загон п М. Таранен- ко (требующий замены аккомпане­ мента на башіе — пианино), тоже был отобран для окружной олим­ пиады. Но несомненным триумфом вече­ ра — высоким н красивым аккор­ дом прозвучало выступление самого талантливого участника олимпиады, монтера Судоремонтного завода Шав­ рова. Невысокий парень в черном ко­ стюме. На правом борту пиджака— значки ГТО н «Ворошиловского стрел­ ка». Это значит, что, кроме отлич­ ной работы на производстве, Лав­ ров находит время для лыж н прыж­ ков, для развития мышц н меткости глаза. Это зпачнт, что монтер, — сверхметкий стрелок п высокий ли­ рический тенор — стройное сочета­ ние всего многообразия, всего разно-1 стороннего роста счастливой совет­ ской молодежи. «Песня уличного певца» из оперы «Рафаэль» н «Песня герцога» из известнейшей оперы «Риголетто» — эти прекрасные узоры, вытканных композиторами образов, по-своему расцвечивали тысячи исполните­ лей - певцов. В устах самоучкн- певца онп звучали совсем по - но­ вому-. J И не потому ли так чудесно, так свежо, звучал голос молодой желез­ нодорожницы Федосеевой п, как ни­ когда, правдивыми и лучистыми ка­ зались слова старой неаполитанской песнп «Я знак» солнце». Р. ТРОЯНКЕР. Про Север, про край, в когором мы живем, когда-то великий про.-пе- тнтель - революционер Н. А. Доо.-о- любов в одном пз писем (в 1857 го­ ду) так писал: «Начальство мое после всех исто­ рий. какими я насолил ему. радо Сбу­ дет отправить меня в Иркутск или Колѵ, а никак не оставит в Петер­ бурге». Кольский полуостров, в то время| это звучало, как тридесятое захолуст-; но»' медвежье царство, как каторіа. II вот в этом далеком, но уже пе за­ брошенном краю советской земли, в социалистическом Заполярье, где выросли крупные города, создана культурная и зажиточная жизнь, впертые на большую сцену, перед громадной аудиторией вышла народ­ ная самодеятельность — рабочие и колхозные таланты. Первая городская олнмниада худо­ жественной самодеятельности — сви­ детельство каждодневной вниматель­ ной заботы партпн о росте нашей культуры, о развитии народного ис­ кусства и воспитании талантливых людей, вышедших пз народа. Образ Колы, о которой говорил Добролюбов, стерт. С каждым днем здесь, на Край­ нем Севере, растет соииа.тпстпческ.тя культура. Сотни примеров этого ро­ ста культуры дата только что за­ кончившаяся городская олимпиада.. Чем знаменательна первая олим­ пиада? Она показала, что наш город об­ ладает людьми, умеющими культур­ но петь, плясать, играть на рояли, народных инструментах, танцовать, творнть. Олимпиада выявила иного способных, талантливых людей. Но вместе с тем она показала также я то, что с этими людьми у нас еще плохо занимались. В некоторых ор­ ганизациях воспитание одаренных людей было передоверено халтурщи­ кам, вроде Вышинского (Торгпорт), и других, которые калечили людей. Олимпиада вскрыла также и тенден­ ции отдельных профсоюзных руково­ дителей (Беляков — Бондарный за­ вод) к протаскиванию халтуры на большую сцену рабочей самодеятель­ ности (например, «Человек скелет»). Это передовернванже и невнимание к людям сказывается также в том, что талантливый певец Шавров пел до сих пор на вечеринках, растрачжвая свой голос. Приятный и сильны* голос Федосеевой, работницы желез­ ной дороги, никого до сих пор не интересовал. Можно привести и ряд ругнх примеров невнимательно­ сти, но и так всем известно, что олимпиада прошла на высоком уров-. не, доказав, что у нас имеется мно­ го талантливых людей, с которыми пужио вести культурно и система-: тнческн учебу. «Все растущая народная самодея­ тельность требует повседневного ху­ дожественного и организационного руководства и помощи», — как ста­ вила «Правда» в передовой от 19 января текущего года вопрос о вы­ явлении и помощи талантам из на­ рода. У нас эта работа должна быть также обязательной, хорошо органи­ зованной н своевременной. П. АЛЕКСАНДРОВИЧ. ВЧЕРА НАЧАЛАСЬ О К РУЖ Н А Я ОЛИМПИАДА ИЗ ПОНОЯ, ЛОВОЗЕРА, ТЕРИБЕРКИ... По снежному безмолвию тундрц, по зимним ледянистым волнам, на оленьих упряжках, пешком, па па­ роходе прнбылп они на окружную олимпиаду художественной самодея­ тельности, на яркий праздник на­ родно!» творчества. Самые дальние— гости Понойского района — 63-летпий колхозник Фо­ ма Данилов и Евдокия Ивановна Ма- трехіша. В живописном саамском костюме, в искусно расшитой шамшуре, я вы­ соких пимах, вышла на сцену До­ ма культуры Евдокия Ивановна, знатная женщина колхоза «АвтнВа- рэ». Первый раз в жизни в таком многолюдном обществе пела колхоз­ ница Матрехина на родном саамском языке красивые старинные песни. Песню о тундре, о дальней по­ ездке с летнего на зимний погост, об удачной охоте на медведя испол­ нил 63-летпий педец. Прекрасные, жизнерадостные ча-) стушкн пели колхозники передового Терновского колхоза нм. Вороши-, лова. Ike — и радостные лица пев­ цов, н жизнерадостный мотив песни, и веселая ритмика движений гово­ рили о счастливой жизни, о крепну­ щей мощн рыболовецкого колхо­ за, о цветущих днях всей нашей мо­ лодой страны. С огромным успехом выступил десятилетий гармонист ненец — Коля Хатаязен, ученик - отличник 2-го класса Ловсзе рекой школы. Под аккомпанемент маленького гар­ мониста плясали «Северную кад­ риль» колхозники - оленеводы Лов- озерешю района, нжеика Феня Ро- чева, саам Галкин, саамка Сфванова н ненец Коченков. ■На окружной смотр художествен­ ной самодеятельности в первый день олимпиады прибыли одиннадцать та­ лантливых самоучек Ловозерского района, представители отдален­ ного Понойского района. Колы, Тернберкн. 75 участников прислал Кнровск. В числе их электромонтер балалаечник Лебедев, и «Ансамбль моряков» Североникеля. С неизменным успехом проходят, уже прошедшие на городском смотре, педагог Рейхард, мастерски испол­ нивший отрывок нз романа Соболева «Капитальный ремонт», балалаечник Поляков, пианистка І^ущенко. Первый день окружной олимпиа­ ды - смотра начался. Завтра на спену выйдут новые талантливые самоучки. Радостная демонстрация художественного смотра округа идет широким фронтом. РАЙТ. Закончилась первая городская олампаада художественной самоде­ ятельности. Одаренные люди предприятий города продемонстрировали искусство в танце, в пении, художественном чтении . На снимке {слева направо) участники олимпиады: работницы рыбокомбината БЕЛОРУ­ КОВА, ТАРАБАРИНА и НОВИКОВА, исполнившие танец -Яблочко*, у ч а ­ щиеся хореографического кружка Лома культуры ЗАЙЦЕВА и КРА­ СИЛЬНИКОВА, плясавшие „Русский лубок"; инженер Судоремонтного завода М. МОЛЧАНОВ—исполнитель „Чечетки"; техник строитель­ ства Судоремонтного завода Севморпути ОСТЕР, виртуозно сыгравший на балалайке „Мазурку" Андреева под аккомпанемент на рояле сотруд­ ницы строительства Кокшайской; радиомонтер Судоремонтного завода Мурманрыбы ШАВРОВ, исполнивший „Песню уличного певца" из оперы „Рафаэль" и арию Герцога из оперы „Риголетто", • ?•

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz