Полярная правда. 1936, июнь
140 (2905) 18 июня 1936 года П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' ПРИБРЕЖНЫИ ПРОМЫСЕЛ ОБ ОПАСНОСТИ.ПОТЕРЯТЬ СЛАВНУЮ РЕПУТАЦИЮ Ежегодно в летнее время к бере-, иного ниже запланированных. Бота гам Муриана^ подходят огроиные ко- j «Бригадир» и «Килька» по планѵ сяки крупной трески. В свое время должны в июне выловить по 300 мурманские рыбаки, об единившиеся ■центнеров трески. За половину меся- Фото Г. Ратфельдера. в колхозы, и пересевшие с кустар ной елы на моторные бота, слави лись обловом этих косяков. Они давали государству тысячи центнеров крупной высококачественной трески. ца первый ift них взял всего 50 центнеров, второй — лтпь 40 цент неров. За последнее время на прибреж ном промысле побывали почти все Сейчас создалась явная опасность руководители колхозсоюза. Был на утратить эту славу. Мурманские ры баки рискуют потерять репутацию первоклассных тресковпков. Прибреж ный лов трески снижается из года в год. Тов. Микоян в речи на с’езде ры- баков-колхозников указывал ыѵрман- цам на эту опасность. Нарком гово рил: «...B 1929 году мурманскими кол хозами было выловлено 60 тысяч центнеров трески, в 1930 году— 72 тыс. центнеров, в 1931 годѵ — 46 лову председатель правления Рыбак- союза т. Рубинштейн, члены правле ния Сазонов и Павлов. От их пребы вания на промысле положение не изменилось. Встает вполне законный ропрос: что эти руководители делалп на лову? Почему они оказались бес сильными перед трудностями промыс ла? Один из руководителей прибрежно го промысла — начальник Морлова тов. Мохов, набрался мужества и от- тыс. центнеров, в 1932 году — 14 ^ р Ы Т 0 пСКа3аЛ ° пРичинах плохой ^ тыс. центнеров, в 1933 году — 19 |боты- 0н наппсал пРпказ’ в тыс. центнеров, в 1934 годѵ — 29 заявляет’ 410 оперативное руковод- тыс. центнеров, а в 1935 году все - ! 0™0 На Л0ВІ поставлено скверно, ми рыбакам было выловлено тольJ СТаТ ° ВСМе ралверну- 15 тысяч цептнеров. Что это такое? П “ ылкп ва штор- Это есть пренебрежена п треске, вз- в т г а е 08 сеттшые причины- Чалованность миллионными косяками ѵеледкп. Это больше петерппмо». П все же выводы из этого замеча- „ нпя не сделаны. И в нынешнем годѵ|П 0ГРаничплся посылкой еще прибрежный промысел идет пеѵдовД°Дпого РУ^одптеля па промысел), летворительно. Рыбакколхозсотоз, Мор- [ 11 все же- откровенные признания лов и управление берегового промыс-1Руководителя Морлова явно яужда ла имеют мизерные цифры выполне- ются в Д°полпеішп. несостоятельны. (Правда, т. Мохов дальше канцелярских упражнений, дальше прпказотворчества не пошел ПИСЬМА ------ ЧИТАТЕЛЕИ- ж Начальники БЛИЖАИШИЕ ЗАДАЧИ ОБОГАТИТЕЛЕЙ веселятся нпя июньского плана. К половине месяца эти цифры у них едва дости гают 20—25 процентов. На прпбрежном промысле дело по- Руководители Рыбакколхозсоюза, Морлова и УБП не изучают работу отдельных ботов, пе борются за вы полнение установленных нормативов, Стахановцы стройки дома СРЗ—каменщики Ремеров и Воронсэ. Школьное строительство ставлено настолько плохо, что карба-!пе сумели мобилизовать рыбачество сы п елы, в некторых случаях, ло- j на тресковый лов, пе знают своих вят треску лучше чем бота, имеющие стахановцев, а, следовательно, и не многосильные моторы. учат на их опыте остальное рыба- Пппведем данные последних сводок, чество, оставляют без внимания ста- Мотобот «Могилевпч» (мотор 50 сил) і рпков-колхознпков, опытных промыс- 14 июня на 35 тюков взял 313 ки- ловнков. Словом, на прибрежном про- лограммов трески, а карбас «Аксеп» нысле пет того нового, что в нынеш- в этот же день на' 10 тюков выловил ием году стало характерным для тра- 319 кг. трески. Другие бота — | левого флота. «Красноармеец», О ПРОЕКТАХ И СМЕТАХ «Тайфун» 141 ца примере тралового флота, ѵс- июня выловили не много больше, чем Пешно борющегося за удвоенные ѵло- кар ас. аких примеров можно при-; ВЬІ5 Яр К0 ВИДЦОі каких огормных ре вести много. Во всех сводках ярко; зультатов можно добиться при под- росается в глаза пестрота цифр вы-1ЛШШОМ переходе на новые стаханов- лова. Сегодня бот вылавливает 1.600 скне меТ0ды работы. А вот непово- т . трески, а два последующих дня ротливых руководителей прибрежного берет по 300— 500 кг. рыбы. Е так На строительстве школы по Боль- смете железобетонные просто-ребри- скомѵ переулку перед производите- стые, а по проекту — с архитек- лем работ встает вопрос — кал: турным оформлением, целый ряд строить: по смете или по проекту? других работ сметой вовсе не пре- То и другое утверждено вьппестоя- дусмотрен. Щими организациями, отступать от j Прораб много раз запрашивал, утверженного проекта и сметы он как ст]юить — по смете или по не имеет права. Но утверждающие проекту. Но точного ответа никто не органы не сопоставляли проект со • дает. A npojm за перерасход должен Выполнить во что бы то ни ста- { ло решение Мурманского Окружкома ВІШ(б), выдать в текущем году Трест «Мурманстрой» испытыва-| 1.250 тысяч тонн концентрата — ет большие затруднения в снаб- вот на что направлено все стремле- жении стройматериалами участков ние коллектива работников Обогати- II подсобных мастерских. Из-за тельной фабрики. ; отсутствия материалов далеко с Но одного желания обогатителей, ; неполной нагрузкой работает сто- конечно, мало. Его нужно додкре- ' лярная мастерская. По этой же пить технической оснащенностью, причине пе работает кузница. Из-за твердым, проверенным режимом те.х- • отсутствия арматурного железа не иологического процесса, обеспечить I выполняется срочная работа по из- реагентами, запасными частями. : готовлеишо ступеней лестниц для Каково же положение на фабрике школы по ѵл. Кольской. . на сегодняшний день? Какими воз- Междѵ тем, руководитель отдела можностями мы располагаем сейчас снабжения треста Гусаров невозмутп- и на что можем рассчитывать в бли- мо спокоен. Больше того, он частень- жайшем будущем? ко занимается пьяной гульбой. Так, Д 0 1 июня фабрика выдала 425 ночыо с 10 па 11 июня Іусаров тысяч тонн концентрата. Допустим, вместе с прорабом спецмонтажа Сурь- что в нюне дадим еще 105 тысяч мой в пьяном виде раскатывались ТОпн. Остается на второе полугодие иа легковой трестовской машине по 720 тысяч тонн — по 4 тысячи городу. За этим «занятием» их наб- Т0ШІ ежесуточно. Задача ответствен- людалн раоочпе Мурмапстроя. Наблю- ная, требующая от рабочих и инже- дали н поражались оезответственным нерно-теинческих работников фаб- . отношением раиотников треста к по- пш:и ™ТІ.пІі ^ * I ручейному пы делѵ Р ’ гум а н н о й работы , і рученномл им делу .слаженности всех звеньев. Только _______ і тогда эта задача будет разрешена. I Какие ж е пути должны избрать В 0 Л 0 К И Т а і обогатители, чтобы обеспечить вы Пас, рабочих Судоверфи, п рп гл а- noJHeHUe Реш ения пленума Окруж- силп остеклить парпиковые рамы в ком„а ’ что ніжно проделать в &зи- 1 лечхозе при окрбольнице. Договорив- ^**11100 БР°МЯ- шнсь с руководителем работ т. Зем- сновная задача, стоящая сейчас лянским, мы 6 мая выполнили этѵ Фабрикой, повышение про работу. ’ изводнтельности мельниц. Если из По окончаиии работ нам выдали имеющихся У нас 19 мельниц вместо денег наряд и предложили * 17,5 будут в постоянной ра- деньги получить в конторе больницы. перерабатывая 16,5 тонны руды С тех пор и начались наши хож- в час’ т<5, ^условно, мельничный депия. 5 пюня нам сказали, что в про-тет перестанет быть узким ме- кассе в ведомости нет. Документы снова отданы на проверку Землянско-* •ПУТИ повышения производи- му. Тогда пам пришлось обратиться к Землянскому и получили от него такой ответ: «Если бы были докѵ- сметой. Не обращали на это внима ния и целый ряд инженеров, кото рые обязаны были просмотреть и отвечать. Кстати о перерасходах. Руководи тели строек возмущаются при каж- у большинства ботов? А в Морлове вошло в систему, что менты у вас на руках, я оы сам выдал вам деньги». Теперь у пас нет нп документов, ші денег. К нашей беде прибавилась еще одна беда — сбежал бухгалтер. °абочив АНИКИН А. Г., СЕ ДЫХ И. А., АНАЗЕЛИЦ. Олимпийское спокойствие В уборных дома Л1 15 по Ленин- промысла ничему не научил замеча тельный опыт своего старшего собра та по рыбному лову! Эти руководи 1 мощный комбайн «Пикша» ловит ху-ітели предпочитают оставаться в no-j же. чем малосильные бота. Па этом, зицин Обломовых и равнодушно отно- комбайне работают очень неплохие сятся к потере, славной репутации люди. Ловом па нем руководит орде-1 мурманского рыбачества, как перво- доносец т. Корольков. Почему же, классных тресковпков. Серьезные комбайн работает плохо? Оказывает-! претенденты на эту репутацию есть. <*я, «Пикша» недостаточно оснащена Это — карельские рыбакн-колхознп- для промысла, а руководители Морло ва спохватились только теперь. Но и бота Морлова, работающие лучше комбайнов, имеют уловы на треста «Мурманстрой», все онимеха- ся наоборот. К примеру: бревна для иическн направляли проект и смету балок нужны по смете длиною на производство, и только прораб 6,5 м., толщ ин ой 29— 30 см., а везут стройки увидел, что эти два доку- длиною 8 — 8,5 метра и толщиной до мента резко расходятся. Если вести 40 см. Арматурное железо пужяо стройку по проекту, то стоимость 6 мм., а везут — 8 — 10 мм. Швел- всех работ выразится, примерно, в лера нужны длиною 6,10 м., а при- 1.400 тыс. руб., а смета дает всего 1.227 тысяч. везли 7,5 —8 метров Все это вызывает перерасход как ки, все время идущие впереди мур-! маяских рыбаков-колхозяиков и Мор- лова, уже выполнившие июньский план почти на 80 процентов. ТРАЛОВЫЙ ЛОВ . Ж . ■ Половина рейсового плана выполнена за трое суток Капитан тов. Жуков ж иожполнт и поднимает трал за 30 минут. Тра П — ..............— ✓____________ » і / ч . _ , * ■ лим по 18 часов в сутки. т.. Лесников {траулер X t 54 «Су дак») с моря радируют вам: «За первые 3,5 суток рейсовое задание выполнено на 50 процен тов. Затрата времени ка спуск и под ем трала в среднем составила 37,7 минуты. Первая вахта спускает Рейсовое задание — 142 тон ны — траулер «Судан» выполнит досрочно. Добиваемся, чтобы наш траулер делал не меньше двух рейсов в ме сяц». В чем же дело? Просматривая рабочей силы, так и материала, по смету, вы увидите: пропущен кар- тому что остаются ценные отходы, низ, нет рустовой кладки. Лестницы никому не нужные. А в смете все по смете предусмотрены на желез- это пе учитывается, ных коезурах, а по проекту— слож- j Начальник 1-го участка Мур- ные железобетонные. Перекрытия по | манстроя А. ИВАНОВ. Лесокомбинат срывает стройку двух школ Строительство двух больших школ— являет, что даст его не раньше 25 десятилетки в Коле и неполной сред- июня — 1 июля, ней школы нз Кильдннстрос — на- Окрнсполком и прокуратура дол- ходится под угрозой срыва из-за не- жны немедленно заняться этим де доставки лесоматериалов. лом, заставить лесокомбинат в двѵх- Управляющий лесокомбинатом тов. дневный срок дать материалы и прп- Целлаки обязался доставить лес еще влечь виновников срыва строитель- к 25 мая, по н сегодня, 15 июня, ства к ответственности, леса па стройке все еще нет, а от-, ветственный по сплаву Колыбип за- •. димо переделать топки печей, увели чив их нагрузку до 17 — 18 тонн в час, а в случае остановки одной из печей даже до 27 тонн. Для флотационного и фильтро* вального отделений намечено под вести пар для прогрева пульны, что значительно улучшит количествен ные н качественные показатели на флотации и фильтрации. На все эти мероприятия управле ние треста отпустило фа/брике 500 тысяч рублей. Следовательно, деньги есть и теперь дело только за нами, особенно, за инженерно-техническими работниками. Они должны в крат чайший срок обеспечить проектами и сметами все намеченные работы, взять их выполнение под повседнев ный контроль. Сейчас у дирекции фабрики раз вязаны руки в отношении самостоя тельного разрешения вопросов, свя занных с обеспечением фабрики обо рудованием и запасными частями. Мы имеем право приобретать их са мостоятельно. Строгая система орга низации планово-шредунредительного ремонта позволит поставить его на соответствующую высоту. Но все это не может дать поло жительных результатов, если не бу дет закреплен тыл, если не будут разрешены вопросы снабжения. Для нормальной бесперебойной работы фабрике необходим 35 — 40-днев ный запас флотореагентов (редкин- ская смола, асидол). А этого сейчас нет. Плохо обеспечивается фабрика и другими материалами (резиновая лен та, баббит, керосин, смазочные ма- тельности мельниц у нас есть. Это, во-первых, расширение отверстий . . _ между колосниками радиальных ре-' ма: ^ и т‘ шеток, что уже проводится и будет требует ^ *олжен _ __ - предоставить дирекции фабрики - ее время осуществлено на самостоятельности, избавить всех мельницах, во-вторых, в дро- от опеки, иногда прямо невыносимой, бильном корпусе будет опытная со стороны отдела снабжения треста, установка третьей стадии дробления, которая даст возможность получать Я последний вопрос — о работе опытной секции и научно-исследо- руду кусковатостью в 6 м/м Кроме ' ватель,ск<>го сектора. Нужно прямо тог» перед дабшгаиш ,Са 8 мовс, а ' 'ж ш 'п>' сверить эти два важных, связанных дой партии поступающего материа- между собой, документа: инженеры да. Они борются за снижение себе- _ . ГорОНО, банка, гоостройконтроля, | стоимости стройки, а тут получает- * градской умипе в феврале испорти лись трубы. Об этом жильцы немед ленно сообщили председателю жакта; Л у тов. Горелову. Председатель об разцового жакта хладнокровно их вы слушал, а потом сказал: «Меры, ко нечно, будут приняты, но как скоро неизвестно, сейчас зима». Много раз жильцы ходили в жакт, просили, настаивали, но председатель был неумолим. Пришлось обратить ся жильцам в Горводопровод к тов. Отасевичу, тот, в свою очередь, тоже пообещал, но ничего не предпринял. Уборные затоплены, вода прони кает в комнаты жильцов, а жакт пе принимает мер. Е. МАЛОВ. Открыть киоск на Жилстрое На Жилстрое выросли большие улицы, имеется почта, кино-театр, выстроена большая школа, но толь* ко нет газетно-журнального киоска. Чтобы купить журнал или газе- _ „ ТУ> приходится иттн в Рыбпорт. Ки- Пред. Кольского райисполкома „ск на Жилстрое необходимо открыть ЬОИКО. } ВЕНГЕРЧУК А. К. «Тельсмпт» необходимо установить ряд дополнительных грохотов, чтобы облегчить им работу и получить большее количество мелко раздроб ленного материала для дальнейшей переработки на мельницах. Для под крепления мельничного отделения, мы приступили к установке четырех мельниц «Томпкинса», они вступят в строй не позднее серединыавгуста. Делая основной упор на работу мельниц, нельзя забывать и о дру гих отделениях фабрики — фильтро вальном, флотационном к сушиль ном. Иначе получится разрыв. Таким образом вопрос будет ре шен улучшением технологического процесса и количественным усиле нием алшаратѵры за счет пуска 6 -й н 7-й секций первой очереди фабри ки. В сушильном отделении необхо- та не на высоте. Слишком медленно инженерно-технические работники разрешают вопросы применения в качестве реагентов торфяных смол заводов Костюковского, Моховые го ры, Выкса и Лапландия. Поэтому-то перебои в снабжении редкинской смолой и привели фабрику к про рыву. Этого бы не получилось, если бы мы имели готовый рецепт приме нения одной из указанных выше смол. Исследовательскую работу не обходимо подтянуть до уровня задач сегодняшнего дня. Разрешив эти вопросы, а для это го у нас есть все возможности, дружной стахановской работой кол лектив обогатителей повысит про изводительность фабрики и вьшол’* нит решения пленума Окружко-ма ВЩ б ). М. КОЧЕТКОВ— директор Обо гатительной фабрики. Киров». МОЩНОСТЬ КИР0ВСК0И ПОДСТАНЦИИ 40000 КИЛОВОЛЬТАМПЕР На Кировской подстанции НиваГЭС испытана. законченная монта жей группа трансформаторов мощ ностью в 20000 киловольтампер зервом на случай повреждения пер вой группы. Мощность кировской подстанции Испытания трансформаторы выдер- теперь составляет 40000' кнловольт- жалн хорошо. Эта группа будет ре- ампер. ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА *) IV. ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ Гѵ - , I. Мурманская (ныне Кировская) железная дорога строилась в 1915 и 1916 годах. В ноябре 1916 г. прошел первый поезд от Петрограда до Семеновской пристани (нынешне го Мурманска). Между Кольским по луостровом и центрами страны та ким путем установилась постоянная связь. Всем известно, что постройка дороги была вызвана войной, необ ходимостью для царской России иметь связь с военными союзника ми через свободное море. Сразу же, как только было открыто движение по дороге, из-за границы, через только что возникший, тогда еще примитивный, порт пошли военные грузы: оружие, военные припасы,, \ снаряжение. J Зародившийся при начале по стройки дороги, в мае п июне 1915 года, небольшой рабочий по селок и Семеновской бухте, к концу 1916 года разросся в городок, на селенный рабочими и служащими дороги и порта и представителями разных «обслуживающих» отраслей: чиновниками, торговцами, полицей скими и др. Городок в октябре 1916 года официально был назван: «Ро занов на М урмане и, в честь дина стии Романовых. После свержения самодержавия, в мае 1917 г. этот С«. „П ол . правду" от 24. 30 мая п 6*нюня. городок переименовали в Мурманск. Он сделался экономическим, куль турным и потом административным центром Кольского полуострова и всего Мурмана. Постройка железной дороги, от крытие незамерзающего порта и воз никновение при начале железной до роги портового города — события, исключительной важности не только в истории заселения Кольского по луострова, но и в истории Крайнего Севера вообще. Но значение всего этого тогда понималось односторонне: интересы войны заслоняли все дру гие интересы. С середины 1918 и до 21 февра ля 1920 года весь Мурман находил-' ся под властью интервентов. Войска различных национальностей занима ли Мурманск, линию железной доро ги, некоторые пункты побережья. Англичане, сербы, итальянцы, рус ские белогвардейцы входили в состав этого контрреволюционного «интер национала». 21 февраля 1920 г. интервенты были изгнаны с Мурмана. С этого момента Мурман навсегда становится советским. ' Начинается новая история Коль ского полуострова. II. За годы войны и интервенции хо зяйство Мурмана пережило катастро фические потрясения. В глубокий I упадок пришли рыбные промысла, I поголовье оленьего стада сократилось вдвое, приостановилась работа лесо пильных заводов. Первые три года . после интервенции (1920— 22 гг.), также были тяжелыми годами в хо зяйственном отношении. Это были последствия пережитого. Терский бе рег, вследствие плохого снабжения, перелпы голодовку, коренное насе ление его стало разбегаться. В 1920 году в августе была произведена перепись населения. Тогда в современных нам границах было насчитано немногим более 114 тысяч постоянного населения. Несмотря на возникновение города Мурманска и целого ряда поселков вдоль линии ж. д., население Коль ского полуострова с 1913 г. увели чилось только на 5 тыс.. человек. В городе Мурманске тогда насчитыва лось всего 2.487 человек. Хозяйственное развитие на Мур- мане начинается с 1923 г. Начи нает оживляться работа Мурманской железной дороги, через Мурманский порт впервые пошли за границу экс портные грузы, стати импортиро ваться хлопок, земледельческие ору дия; в этом году был издан декрет о колонизации Карело-Мурманского края, оживились и мурманские рыб ные промысла. В следующем году начинается ѳксплоатация лесов. В , 1925 г. переводится на Мурман из 1 Архангельска база тралового рыб ного промысла, пускается в ход стоявший с 1918 г. Умбский лесо пильный завод. Все это вызывает усиленный рост населения в округе. Но этот рост происходит, главпьш образом, за счет города Мурманска. Прилив населения на лесозаготовки и на лесопильный завод в Умбе, еще не компенсирует той убыли на селения в Терском районе, которая произошла с 1918 г. В декабре 1924 г. в Мурманске было 6.282 человека, а на всем Кольском полу острове 19 тысяч, т. е. за 4 года количество населения в Мурманске выросло нз 4 тысячи человек, а во всех прочих местах округа — толь ко на тысячу. И в следующие три года перед первой пятилеткой — 1926 - 1928 гг. — рост населения округа происходит преимущественно за счет города Мурманска: в конце 1928 г. из 27 тыс. населения- округа на Мурманск приходилось 11 с полови ной. Колонизация, проводившаяся с 1923 г. Мурманской жел. дорогой, мало влияла на рост населения ок руга. За пять лет (1923 — 28 гг.) Колонизационным отделом дороги было водворено в округ (без города Мурманска) не более 800 человек. За это же время отлило с Терского берега за пределы округа столько-же. Колонистам часто отводились но вые, еще необжитые, места, поэто му, в результате колонизации этих лет, возникли вдоль линии жел. до роги многие населенные гункты, в значительном числе — хутора в 2— 3 хозяйства. За девять лет до первой пятилет ки (1920—28 іт.) население ок- рута выросло- на 13 тыс., т. е. уве личилось почти вдвое, но все же округ продолжал оставаться мало людным. III. Быстрейшими, невиданными ранее темпами происходит заселение Коль ского полуострова в первой и вто рой пятилетках, на наших глазах. Реорганизация и широкое развитие рыбной промышленности — добы вающей и обрабатывающей, возник новение горной и горно-химической апатитовой промышленности, разви тие лесной п лесопильной промыш ленности, рост грузооборота через Мурманский порт, открытие медно никелевых руд, строительство гид ростанций — другими словами: плановое социалистическое строи тельство народного' хозяйства — вот причины быстрого роста заселения Кольского полуострова в последние годы. Развитие государственной рыбной промышленности является главней шей причиной роста населения горо да Мурманска, роста, и.ти вернее со здания заново, Териберки, создания новых селений на Мурманском побе режье: Лодейной, Дальне-Зеленен ной, Сайда-губы, Порт-Владимира. Возникновение горно-химической промышленности вызвало 4 создание второго в мире по величине населе ния приполярного города — Ки- розст. ирного п о о ^ т Куччсзуѵ* чорр, поселка Апатиты и ряда дру гих. j Развитие лесной и лесопильной промышленности превратило малень кие селеньица, Лесной и Зашеек, в крупные рабочие поселки, создало ряд .лесных поселков: Уполакшу, Гирвас и другие. Строительство гидроэнергетических станций вызывает к жизни крупные рабочие поселки Нивастрой (в Ка релия) и Мурмаши (на Туломе). Открытие никеля и меди и строн- : тельство медно-никелевой промыш- I ленности создает город Мончегорск I и ряд горных поселков. I Рост порта влияет на рост насе ления Мурманска. Развитие желез- і нодорожного транспорта превращает небольшие жел. дор. пункты: Колу, Имандру, Оленью в крупные селе ния. Даже сельское хозяйство, да же пушное хозяйство своим разви тием вызывают к жизни новые селе ния: при совхозе «Индустрия», при совхозе «Мурманск», при Кольтом Зверосовхозе. Все это совершается в паше вре мя. Мы непосредственно своими гла зами рассматриваем ход истории за селения Кольского полуострова. , I ,ѵ - „ I Беглым взглядон мы окинули ход заселения Кольского полуострова в продолжение веков. Приведем .утя иллюстрации роста населения не большую справку об этом росте за последние три с четвертью века. Справка эта составлена нз основа нии исторических документов и пе- резЕсей. Рот, чте сна чо^зггв’ ет. Численность н&се- ( Годы переписей ления в соврв- нхн учетов, мѳнных нам гра ницах Мур. округа Начідо 1600 годов около 2.800 чел. 1782 г. 1858 г. 1897 г. 1920 г. 1926 г. 1929 г. (н&ч. 1 пятклетки) 1933 г. ('нач. 2 пятилетки) 1936 г. 3.600 5.200 8.200 14.300 23.000 27.000 „ 118.000 . 213.000 Из этой таблички мы видим, что за 300 лет до советской власти ко личество населения на территории нынешнего Мурманского округа уве личилось на 11 с половиной тысяч человек. Это уже при существова нии железной дороги и города Мур манска. За 16 же лет существования советской власти на Мурмане При рост населения составляет 199 ты сяч человек, т. е. в 18 раз больше,' чем за предыдущие три века. При чем 186 тысяч из этого числа при ходятся на семилетнпй период пер-* вой и второй пятилеток. Когда всматриваешься в многове ковую историю края и сравниваешь прошлое с настоящим, видишь, что край этот, хотя и имеет тысячелет нюю историю, по существу — край еще молодой, как край великих естественных богатств, он открыт недавно, на наших глазах, в эпоху великого социалистического строи тельства. В. АЛЫОВ. j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz