Полярная правда. 1936, июнь

140 (2905) 18 июня 1936 года П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' ПРИБРЕЖНЫИ ПРОМЫСЕЛ ОБ ОПАСНОСТИ.ПОТЕРЯТЬ СЛАВНУЮ РЕПУТАЦИЮ Ежегодно в летнее время к бере-, иного ниже запланированных. Бота гам Муриана^ подходят огроиные ко- j «Бригадир» и «Килька» по планѵ сяки крупной трески. В свое время должны в июне выловить по 300 мурманские рыбаки, об единившиеся ■центнеров трески. За половину меся- Фото Г. Ратфельдера. в колхозы, и пересевшие с кустар­ ной елы на моторные бота, слави­ лись обловом этих косяков. Они давали государству тысячи центнеров крупной высококачественной трески. ца первый ift них взял всего 50 центнеров, второй — лтпь 40 цент­ неров. За последнее время на прибреж­ ном промысле побывали почти все Сейчас создалась явная опасность руководители колхозсоюза. Был на утратить эту славу. Мурманские ры­ баки рискуют потерять репутацию первоклассных тресковпков. Прибреж­ ный лов трески снижается из года в год. Тов. Микоян в речи на с’езде ры- баков-колхозников указывал ыѵрман- цам на эту опасность. Нарком гово­ рил: «...B 1929 году мурманскими кол­ хозами было выловлено 60 тысяч центнеров трески, в 1930 году— 72 тыс. центнеров, в 1931 годѵ — 46 лову председатель правления Рыбак- союза т. Рубинштейн, члены правле­ ния Сазонов и Павлов. От их пребы­ вания на промысле положение не изменилось. Встает вполне законный ропрос: что эти руководители делалп на лову? Почему они оказались бес­ сильными перед трудностями промыс­ ла? Один из руководителей прибрежно­ го промысла — начальник Морлова тов. Мохов, набрался мужества и от- тыс. центнеров, в 1932 году — 14 ^ р Ы Т 0 пСКа3аЛ ° пРичинах плохой ^ тыс. центнеров, в 1933 году — 19 |боты- 0н наппсал пРпказ’ в тыс. центнеров, в 1934 годѵ — 29 заявляет’ 410 оперативное руковод- тыс. центнеров, а в 1935 году все - ! 0™0 На Л0ВІ поставлено скверно, ми рыбакам было выловлено тольJ СТаТ ° ВСМе ралверну- 15 тысяч цептнеров. Что это такое? П “ ылкп ва штор- Это есть пренебрежена п треске, вз- в т г а е 08 сеттшые причины- Чалованность миллионными косяками ѵеледкп. Это больше петерппмо». П все же выводы из этого замеча- „ нпя не сделаны. И в нынешнем годѵ|П 0ГРаничплся посылкой еще прибрежный промысел идет пеѵдовД°Дпого РУ^одптеля па промысел), летворительно. Рыбакколхозсотоз, Мор- [ 11 все же- откровенные признания лов и управление берегового промыс-1Руководителя Морлова явно яужда­ ла имеют мизерные цифры выполне- ются в Д°полпеішп. несостоятельны. (Правда, т. Мохов дальше канцелярских упражнений, дальше прпказотворчества не пошел ПИСЬМА ------ ЧИТАТЕЛЕИ- ж Начальники БЛИЖАИШИЕ ЗАДАЧИ ОБОГАТИТЕЛЕЙ веселятся нпя июньского плана. К половине месяца эти цифры у них едва дости­ гают 20—25 процентов. На прпбрежном промысле дело по- Руководители Рыбакколхозсоюза, Морлова и УБП не изучают работу отдельных ботов, пе борются за вы­ полнение установленных нормативов, Стахановцы стройки дома СРЗ—каменщики Ремеров и Воронсэ. Школьное строительство ставлено настолько плохо, что карба-!пе сумели мобилизовать рыбачество сы п елы, в некторых случаях, ло- j на тресковый лов, пе знают своих вят треску лучше чем бота, имеющие стахановцев, а, следовательно, и не многосильные моторы. учат на их опыте остальное рыба- Пппведем данные последних сводок, чество, оставляют без внимания ста- Мотобот «Могилевпч» (мотор 50 сил) і рпков-колхознпков, опытных промыс- 14 июня на 35 тюков взял 313 ки- ловнков. Словом, на прибрежном про- лограммов трески, а карбас «Аксеп» нысле пет того нового, что в нынеш- в этот же день на' 10 тюков выловил ием году стало характерным для тра- 319 кг. трески. Другие бота — | левого флота. «Красноармеец», О ПРОЕКТАХ И СМЕТАХ «Тайфун» 141 ца примере тралового флота, ѵс- июня выловили не много больше, чем Пешно борющегося за удвоенные ѵло- кар ас. аких примеров можно при-; ВЬІ5 Яр К0 ВИДЦОі каких огормных ре­ вести много. Во всех сводках ярко; зультатов можно добиться при под- росается в глаза пестрота цифр вы-1ЛШШОМ переходе на новые стаханов- лова. Сегодня бот вылавливает 1.600 скне меТ0ды работы. А вот непово- т . трески, а два последующих дня ротливых руководителей прибрежного берет по 300— 500 кг. рыбы. Е так На строительстве школы по Боль- смете железобетонные просто-ребри- скомѵ переулку перед производите- стые, а по проекту — с архитек- лем работ встает вопрос — кал: турным оформлением, целый ряд строить: по смете или по проекту? других работ сметой вовсе не пре- То и другое утверждено вьппестоя- дусмотрен. Щими организациями, отступать от j Прораб много раз запрашивал, утверженного проекта и сметы он как ст]юить — по смете или по не имеет права. Но утверждающие проекту. Но точного ответа никто не органы не сопоставляли проект со • дает. A npojm за перерасход должен Выполнить во что бы то ни ста- { ло решение Мурманского Окружкома ВІШ(б), выдать в текущем году Трест «Мурманстрой» испытыва-| 1.250 тысяч тонн концентрата — ет большие затруднения в снаб- вот на что направлено все стремле- жении стройматериалами участков ние коллектива работников Обогати- II подсобных мастерских. Из-за тельной фабрики. ; отсутствия материалов далеко с Но одного желания обогатителей, ; неполной нагрузкой работает сто- конечно, мало. Его нужно додкре- ' лярная мастерская. По этой же пить технической оснащенностью, причине пе работает кузница. Из-за твердым, проверенным режимом те.х- • отсутствия арматурного железа не иологического процесса, обеспечить I выполняется срочная работа по из- реагентами, запасными частями. : готовлеишо ступеней лестниц для Каково же положение на фабрике школы по ѵл. Кольской. . на сегодняшний день? Какими воз- Междѵ тем, руководитель отдела можностями мы располагаем сейчас снабжения треста Гусаров невозмутп- и на что можем рассчитывать в бли- мо спокоен. Больше того, он частень- жайшем будущем? ко занимается пьяной гульбой. Так, Д 0 1 июня фабрика выдала 425 ночыо с 10 па 11 июня Іусаров тысяч тонн концентрата. Допустим, вместе с прорабом спецмонтажа Сурь- что в нюне дадим еще 105 тысяч мой в пьяном виде раскатывались ТОпн. Остается на второе полугодие иа легковой трестовской машине по 720 тысяч тонн — по 4 тысячи городу. За этим «занятием» их наб- Т0ШІ ежесуточно. Задача ответствен- людалн раоочпе Мурмапстроя. Наблю- ная, требующая от рабочих и инже- дали н поражались оезответственным нерно-теинческих работников фаб- . отношением раиотников треста к по- пш:и ™ТІ.пІі ^ * I ручейному пы делѵ Р ’ гум а н н о й работы , і рученномл им делу .слаженности всех звеньев. Только _______ і тогда эта задача будет разрешена. I Какие ж е пути должны избрать В 0 Л 0 К И Т а і обогатители, чтобы обеспечить вы ­ Пас, рабочих Судоверфи, п рп гл а- noJHeHUe Реш ения пленума Окруж- силп остеклить парпиковые рамы в ком„а ’ что ніжно проделать в &зи- 1 лечхозе при окрбольнице. Договорив- ^**11100 БР°МЯ- шнсь с руководителем работ т. Зем- сновная задача, стоящая сейчас лянским, мы 6 мая выполнили этѵ Фабрикой, повышение про­ работу. ’ изводнтельности мельниц. Если из По окончаиии работ нам выдали имеющихся У нас 19 мельниц вместо денег наряд и предложили * 17,5 будут в постоянной ра- деньги получить в конторе больницы. перерабатывая 16,5 тонны руды С тех пор и начались наши хож- в час’ т<5, ^условно, мельничный депия. 5 пюня нам сказали, что в про-тет перестанет быть узким ме- кассе в ведомости нет. Документы снова отданы на проверку Землянско-* •ПУТИ повышения производи- му. Тогда пам пришлось обратиться к Землянскому и получили от него такой ответ: «Если бы были докѵ- сметой. Не обращали на это внима­ ния и целый ряд инженеров, кото­ рые обязаны были просмотреть и отвечать. Кстати о перерасходах. Руководи­ тели строек возмущаются при каж- у большинства ботов? А в Морлове вошло в систему, что менты у вас на руках, я оы сам выдал вам деньги». Теперь у пас нет нп документов, ші денег. К нашей беде прибавилась еще одна беда — сбежал бухгалтер. °абочив АНИКИН А. Г., СЕ­ ДЫХ И. А., АНАЗЕЛИЦ. Олимпийское спокойствие В уборных дома Л1 15 по Ленин- промысла ничему не научил замеча­ тельный опыт своего старшего собра­ та по рыбному лову! Эти руководи 1 мощный комбайн «Пикша» ловит ху-ітели предпочитают оставаться в no-j же. чем малосильные бота. Па этом, зицин Обломовых и равнодушно отно- комбайне работают очень неплохие сятся к потере, славной репутации люди. Ловом па нем руководит орде-1 мурманского рыбачества, как перво- доносец т. Корольков. Почему же, классных тресковпков. Серьезные комбайн работает плохо? Оказывает-! претенденты на эту репутацию есть. <*я, «Пикша» недостаточно оснащена Это — карельские рыбакн-колхознп- для промысла, а руководители Морло­ ва спохватились только теперь. Но и бота Морлова, работающие лучше комбайнов, имеют уловы на треста «Мурманстрой», все онимеха- ся наоборот. К примеру: бревна для иическн направляли проект и смету балок нужны по смете длиною на производство, и только прораб 6,5 м., толщ ин ой 29— 30 см., а везут стройки увидел, что эти два доку- длиною 8 — 8,5 метра и толщиной до мента резко расходятся. Если вести 40 см. Арматурное железо пужяо стройку по проекту, то стоимость 6 мм., а везут — 8 — 10 мм. Швел- всех работ выразится, примерно, в лера нужны длиною 6,10 м., а при- 1.400 тыс. руб., а смета дает всего 1.227 тысяч. везли 7,5 —8 метров Все это вызывает перерасход как ки, все время идущие впереди мур-! маяских рыбаков-колхозяиков и Мор- лова, уже выполнившие июньский план почти на 80 процентов. ТРАЛОВЫЙ ЛОВ . Ж . ■ Половина рейсового плана выполнена за трое суток Капитан тов. Жуков ж иожполнт и поднимает трал за 30 минут. Тра­ П — ..............— ✓____________ » і / ч . _ , * ■ лим по 18 часов в сутки. т.. Лесников {траулер X t 54 «Су­ дак») с моря радируют вам: «За первые 3,5 суток рейсовое задание выполнено на 50 процен­ тов. Затрата времени ка спуск и под ем трала в среднем составила 37,7 минуты. Первая вахта спускает Рейсовое задание — 142 тон­ ны — траулер «Судан» выполнит досрочно. Добиваемся, чтобы наш траулер делал не меньше двух рейсов в ме­ сяц». В чем же дело? Просматривая рабочей силы, так и материала, по смету, вы увидите: пропущен кар- тому что остаются ценные отходы, низ, нет рустовой кладки. Лестницы никому не нужные. А в смете все по смете предусмотрены на желез- это пе учитывается, ных коезурах, а по проекту— слож- j Начальник 1-го участка Мур- ные железобетонные. Перекрытия по | манстроя А. ИВАНОВ. Лесокомбинат срывает стройку двух школ Строительство двух больших школ— являет, что даст его не раньше 25 десятилетки в Коле и неполной сред- июня — 1 июля, ней школы нз Кильдннстрос — на- Окрнсполком и прокуратура дол- ходится под угрозой срыва из-за не- жны немедленно заняться этим де­ доставки лесоматериалов. лом, заставить лесокомбинат в двѵх- Управляющий лесокомбинатом тов. дневный срок дать материалы и прп- Целлаки обязался доставить лес еще влечь виновников срыва строитель- к 25 мая, по н сегодня, 15 июня, ства к ответственности, леса па стройке все еще нет, а от-, ветственный по сплаву Колыбип за- •. димо переделать топки печей, увели­ чив их нагрузку до 17 — 18 тонн в час, а в случае остановки одной из печей даже до 27 тонн. Для флотационного и фильтро* вального отделений намечено под­ вести пар для прогрева пульны, что значительно улучшит количествен­ ные н качественные показатели на флотации и фильтрации. На все эти мероприятия управле­ ние треста отпустило фа/брике 500 тысяч рублей. Следовательно, деньги есть и теперь дело только за нами, особенно, за инженерно-техническими работниками. Они должны в крат­ чайший срок обеспечить проектами и сметами все намеченные работы, взять их выполнение под повседнев­ ный контроль. Сейчас у дирекции фабрики раз­ вязаны руки в отношении самостоя­ тельного разрешения вопросов, свя­ занных с обеспечением фабрики обо­ рудованием и запасными частями. Мы имеем право приобретать их са­ мостоятельно. Строгая система орга­ низации планово-шредунредительного ремонта позволит поставить его на соответствующую высоту. Но все это не может дать поло­ жительных результатов, если не бу­ дет закреплен тыл, если не будут разрешены вопросы снабжения. Для нормальной бесперебойной работы фабрике необходим 35 — 40-днев­ ный запас флотореагентов (редкин- ская смола, асидол). А этого сейчас нет. Плохо обеспечивается фабрика и другими материалами (резиновая лен­ та, баббит, керосин, смазочные ма- тельности мельниц у нас есть. Это, во-первых, расширение отверстий . . _ между колосниками радиальных ре-' ма: ^ и т‘ шеток, что уже проводится и будет требует ^ *олжен _ __ - предоставить дирекции фабрики - ее время осуществлено на самостоятельности, избавить всех мельницах, во-вторых, в дро- от опеки, иногда прямо невыносимой, бильном корпусе будет опытная со стороны отдела снабжения треста, установка третьей стадии дробления, которая даст возможность получать Я последний вопрос — о работе опытной секции и научно-исследо- руду кусковатостью в 6 м/м Кроме ' ватель,ск<>го сектора. Нужно прямо тог» перед дабшгаиш ,Са 8 мовс, а ' 'ж ш 'п>' сверить эти два важных, связанных дой партии поступающего материа- между собой, документа: инженеры да. Они борются за снижение себе- _ . ГорОНО, банка, гоостройконтроля, | стоимости стройки, а тут получает- * градской умипе в феврале испорти­ лись трубы. Об этом жильцы немед­ ленно сообщили председателю жакта; Л у тов. Горелову. Председатель об­ разцового жакта хладнокровно их вы­ слушал, а потом сказал: «Меры, ко­ нечно, будут приняты, но как скоро неизвестно, сейчас зима». Много раз жильцы ходили в жакт, просили, настаивали, но председатель был неумолим. Пришлось обратить­ ся жильцам в Горводопровод к тов. Отасевичу, тот, в свою очередь, тоже пообещал, но ничего не предпринял. Уборные затоплены, вода прони­ кает в комнаты жильцов, а жакт пе принимает мер. Е. МАЛОВ. Открыть киоск на Жилстрое На Жилстрое выросли большие улицы, имеется почта, кино-театр, выстроена большая школа, но толь* ко нет газетно-журнального киоска. Чтобы купить журнал или газе- _ „ ТУ> приходится иттн в Рыбпорт. Ки- Пред. Кольского райисполкома „ск на Жилстрое необходимо открыть ЬОИКО. } ВЕНГЕРЧУК А. К. «Тельсмпт» необходимо установить ряд дополнительных грохотов, чтобы облегчить им работу и получить большее количество мелко раздроб­ ленного материала для дальнейшей переработки на мельницах. Для под­ крепления мельничного отделения, мы приступили к установке четырех мельниц «Томпкинса», они вступят в строй не позднее серединыавгуста. Делая основной упор на работу мельниц, нельзя забывать и о дру­ гих отделениях фабрики — фильтро­ вальном, флотационном к сушиль­ ном. Иначе получится разрыв. Таким образом вопрос будет ре­ шен улучшением технологического процесса и количественным усиле­ нием алшаратѵры за счет пуска 6 -й н 7-й секций первой очереди фабри­ ки. В сушильном отделении необхо- та не на высоте. Слишком медленно инженерно-технические работники разрешают вопросы применения в качестве реагентов торфяных смол заводов Костюковского, Моховые го­ ры, Выкса и Лапландия. Поэтому-то перебои в снабжении редкинской смолой и привели фабрику к про­ рыву. Этого бы не получилось, если бы мы имели готовый рецепт приме­ нения одной из указанных выше смол. Исследовательскую работу не­ обходимо подтянуть до уровня задач сегодняшнего дня. Разрешив эти вопросы, а для это­ го у нас есть все возможности, дружной стахановской работой кол­ лектив обогатителей повысит про­ изводительность фабрики и вьшол’* нит решения пленума Окружко-ма ВЩ б ). М. КОЧЕТКОВ— директор Обо­ гатительной фабрики. Киров». МОЩНОСТЬ КИР0ВСК0И ПОДСТАНЦИИ 40000 КИЛОВОЛЬТАМПЕР На Кировской подстанции НиваГЭС испытана. законченная монта­ жей группа трансформаторов мощ­ ностью в 20000 киловольтампер зервом на случай повреждения пер­ вой группы. Мощность кировской подстанции Испытания трансформаторы выдер- теперь составляет 40000' кнловольт- жалн хорошо. Эта группа будет ре- ампер. ИЗ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА *) IV. ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ Гѵ - , I. Мурманская (ныне Кировская) железная дорога строилась в 1915 и 1916 годах. В ноябре 1916 г. прошел первый поезд от Петрограда до Семеновской пристани (нынешне­ го Мурманска). Между Кольским по­ луостровом и центрами страны та­ ким путем установилась постоянная связь. Всем известно, что постройка дороги была вызвана войной, необ­ ходимостью для царской России иметь связь с военными союзника­ ми через свободное море. Сразу же, как только было открыто движение по дороге, из-за границы, через только что возникший, тогда еще примитивный, порт пошли военные грузы: оружие, военные припасы,, \ снаряжение. J Зародившийся при начале по­ стройки дороги, в мае п июне 1915 года, небольшой рабочий по­ селок и Семеновской бухте, к концу 1916 года разросся в городок, на­ селенный рабочими и служащими дороги и порта и представителями разных «обслуживающих» отраслей: чиновниками, торговцами, полицей­ скими и др. Городок в октябре 1916 года официально был назван: «Ро­ занов на М урмане и, в честь дина­ стии Романовых. После свержения самодержавия, в мае 1917 г. этот С«. „П ол . правду" от 24. 30 мая п 6*нюня. городок переименовали в Мурманск. Он сделался экономическим, куль­ турным и потом административным центром Кольского полуострова и всего Мурмана. Постройка железной дороги, от­ крытие незамерзающего порта и воз­ никновение при начале железной до­ роги портового города — события, исключительной важности не только в истории заселения Кольского по­ луострова, но и в истории Крайнего Севера вообще. Но значение всего этого тогда понималось односторонне: интересы войны заслоняли все дру­ гие интересы. С середины 1918 и до 21 февра­ ля 1920 года весь Мурман находил-' ся под властью интервентов. Войска различных национальностей занима­ ли Мурманск, линию железной доро­ ги, некоторые пункты побережья. Англичане, сербы, итальянцы, рус­ ские белогвардейцы входили в состав этого контрреволюционного «интер­ национала». 21 февраля 1920 г. интервенты были изгнаны с Мурмана. С этого момента Мурман навсегда становится советским. ' Начинается новая история Коль­ ского полуострова. II. За годы войны и интервенции хо­ зяйство Мурмана пережило катастро­ фические потрясения. В глубокий I упадок пришли рыбные промысла, I поголовье оленьего стада сократилось вдвое, приостановилась работа лесо­ пильных заводов. Первые три года . после интервенции (1920— 22 гг.), также были тяжелыми годами в хо­ зяйственном отношении. Это были последствия пережитого. Терский бе­ рег, вследствие плохого снабжения, перелпы голодовку, коренное насе­ ление его стало разбегаться. В 1920 году в августе была произведена перепись населения. Тогда в современных нам границах было насчитано немногим более 114 тысяч постоянного населения. Несмотря на возникновение города Мурманска и целого ряда поселков вдоль линии ж. д., население Коль­ ского полуострова с 1913 г. увели­ чилось только на 5 тыс.. человек. В городе Мурманске тогда насчитыва­ лось всего 2.487 человек. Хозяйственное развитие на Мур- мане начинается с 1923 г. Начи­ нает оживляться работа Мурманской железной дороги, через Мурманский порт впервые пошли за границу экс­ портные грузы, стати импортиро­ ваться хлопок, земледельческие ору­ дия; в этом году был издан декрет о колонизации Карело-Мурманского края, оживились и мурманские рыб­ ные промысла. В следующем году начинается ѳксплоатация лесов. В , 1925 г. переводится на Мурман из 1 Архангельска база тралового рыб­ ного промысла, пускается в ход стоявший с 1918 г. Умбский лесо­ пильный завод. Все это вызывает усиленный рост населения в округе. Но этот рост происходит, главпьш образом, за счет города Мурманска. Прилив населения на лесозаготовки и на лесопильный завод в Умбе, еще не компенсирует той убыли на­ селения в Терском районе, которая произошла с 1918 г. В декабре 1924 г. в Мурманске было 6.282 человека, а на всем Кольском полу­ острове 19 тысяч, т. е. за 4 года количество населения в Мурманске выросло нз 4 тысячи человек, а во всех прочих местах округа — толь­ ко на тысячу. И в следующие три года перед первой пятилеткой — 1926 - 1928 гг. — рост населения округа происходит преимущественно за счет города Мурманска: в конце 1928 г. из 27 тыс. населения- округа на Мурманск приходилось 11 с полови­ ной. Колонизация, проводившаяся с 1923 г. Мурманской жел. дорогой, мало влияла на рост населения ок­ руга. За пять лет (1923 — 28 гг.) Колонизационным отделом дороги было водворено в округ (без города Мурманска) не более 800 человек. За это же время отлило с Терского берега за пределы округа столько-же. Колонистам часто отводились но­ вые, еще необжитые, места, поэто­ му, в результате колонизации этих лет, возникли вдоль линии жел. до­ роги многие населенные гункты, в значительном числе — хутора в 2— 3 хозяйства. За девять лет до первой пятилет­ ки (1920—28 іт.) население ок- рута выросло- на 13 тыс., т. е. уве­ личилось почти вдвое, но все же округ продолжал оставаться мало­ людным. III. Быстрейшими, невиданными ранее темпами происходит заселение Коль­ ского полуострова в первой и вто­ рой пятилетках, на наших глазах. Реорганизация и широкое развитие рыбной промышленности — добы­ вающей и обрабатывающей, возник­ новение горной и горно-химической апатитовой промышленности, разви­ тие лесной п лесопильной промыш­ ленности, рост грузооборота через Мурманский порт, открытие медно­ никелевых руд, строительство гид­ ростанций — другими словами: плановое социалистическое строи­ тельство народного' хозяйства — вот причины быстрого роста заселения Кольского полуострова в последние годы. Развитие государственной рыбной промышленности является главней­ шей причиной роста населения горо­ да Мурманска, роста, и.ти вернее со­ здания заново, Териберки, создания новых селений на Мурманском побе­ режье: Лодейной, Дальне-Зеленен­ ной, Сайда-губы, Порт-Владимира. Возникновение горно-химической промышленности вызвало 4 создание второго в мире по величине населе­ ния приполярного города — Ки- розст. ирного п о о ^ т Куччсзуѵ* чорр, поселка Апатиты и ряда дру­ гих. j Развитие лесной и лесопильной промышленности превратило малень­ кие селеньица, Лесной и Зашеек, в крупные рабочие поселки, создало ряд .лесных поселков: Уполакшу, Гирвас и другие. Строительство гидроэнергетических станций вызывает к жизни крупные рабочие поселки Нивастрой (в Ка­ релия) и Мурмаши (на Туломе). Открытие никеля и меди и строн- : тельство медно-никелевой промыш- I ленности создает город Мончегорск I и ряд горных поселков. I Рост порта влияет на рост насе­ ления Мурманска. Развитие желез- і нодорожного транспорта превращает небольшие жел. дор. пункты: Колу, Имандру, Оленью в крупные селе­ ния. Даже сельское хозяйство, да­ же пушное хозяйство своим разви­ тием вызывают к жизни новые селе­ ния: при совхозе «Индустрия», при совхозе «Мурманск», при Кольтом Зверосовхозе. Все это совершается в паше вре­ мя. Мы непосредственно своими гла­ зами рассматриваем ход истории за­ селения Кольского полуострова. , I ,ѵ - „ I Беглым взглядон мы окинули ход заселения Кольского полуострова в продолжение веков. Приведем .утя иллюстрации роста населения не­ большую справку об этом росте за последние три с четвертью века. Справка эта составлена нз основа­ нии исторических документов и пе- резЕсей. Рот, чте сна чо^зггв’ ет. Численность н&се- ( Годы переписей ления в соврв- нхн учетов, мѳнных нам гра­ ницах Мур. округа Начідо 1600 годов около 2.800 чел. 1782 г. 1858 г. 1897 г. 1920 г. 1926 г. 1929 г. (н&ч. 1 пятклетки) 1933 г. ('нач. 2 пятилетки) 1936 г. 3.600 5.200 8.200 14.300 23.000 27.000 „ 118.000 . 213.000 Из этой таблички мы видим, что за 300 лет до советской власти ко­ личество населения на территории нынешнего Мурманского округа уве­ личилось на 11 с половиной тысяч человек. Это уже при существова­ нии железной дороги и города Мур­ манска. За 16 же лет существования советской власти на Мурмане При­ рост населения составляет 199 ты­ сяч человек, т. е. в 18 раз больше,' чем за предыдущие три века. При­ чем 186 тысяч из этого числа при­ ходятся на семилетнпй период пер-* вой и второй пятилеток. Когда всматриваешься в многове­ ковую историю края и сравниваешь прошлое с настоящим, видишь, что край этот, хотя и имеет тысячелет­ нюю историю, по существу — край еще молодой, как край великих естественных богатств, он открыт недавно, на наших глазах, в эпоху великого социалистического строи­ тельства. В. АЛЫОВ. j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz