Полярная правда. 1936, июль

Анкета ,,Полярной Правды" 1. В чем заклю­ чается ваш почин? 2. Почему вы сталиинициатором Н. СКОРНЯКОВ капитан траулера „Лебедка" АЛЬБЕРТ СТОЛЫ председ. колхоза „Народный Труд" (Полярный район) 0. Н. МУЕВА жена ст. механика траулера № 80 I ЛЕБЕДЕВ тралмейстер РТ-45 „Двина" И. КОНСТАНТИНОВ руковод. повар кафе-ресторана № 16 Н. БОНДАРЕНКО бригадир бригады грузчиков № 1 Торгового порта И. ЗОЛОТОВ начальник смены В. ОХАПКИНА бригадир по живот- 1-й городской I новодству колхоза] пожарной команды им. Ворошилова (Териберка) В.’ 1ТИШКИН шофер Наш траулер первым во флоте, первым в Со­ юзе начал стахановские промысловые р е й с ы . Это было в январе 1936 года. Стахановские рейсы отличаются от преды* дущнх тем, что мы вно­ сим новые методы в свою работу. Зимой 1935 года в гу­ бах Мурмана было мно­ го сельди. Я внес пред­ ложение организовать Кировский поход га ма­ ксимальный вылов сель­ ди. Во время этого по­ хода взяты десятки тыс. центнеров сельдн. Тогда я был бригади­ ром колхоза .Тармо*. И д е я стахановскнх рейсов родилась в борь­ бе ва реализацию реше ний исторического де кабрьского пленума ЦК ВКП(б), обсуждавшего вопросы стахановского движения. Мы с меха­ ником, как коммунисты, решили стать активны­ ми участниками прове­ дения в жизнь этих ре­ шений. 3. Как восприня­ ли вашу инициа­ тиву 0 1 Все поддержали нас. Вслед за нами и другие траулеры, а также па­ роходы Наркомвода ста­ ла уходить в стаханов­ ские рейсы. Идея ста­ хановскнх рейсов сразу же нашла поддержку у тов. Микояна, у старых испытанных промысло­ виков—у капитанов Де­ мидова, Хохлина, Катц н других. У нас было стремле­ ние как можно полнее использовать богатые подходы сельди, пере­ выполнить государст­ венный план и задание тов. Микояна. Первай подняла вопрос о включении жен специа­ листов рыбного Мурмана во всесоюзное двнжение жен специалистов. Я узнала ие гавет, что жены инженеров тяже­ лой промышленности помогают стахановской работе своих мужей. Я решила не отставать. По своему желанию стал учить моряков тралфлота, стал пере­ давать им свой стаха­ новский опыт. Из про­ стых матросов я уже подготовил семь трал­ мейстеров. Тралфлот непрерыв­ но растет. Ему нужны кадры. Вот и я решил учить людей. Ведь в нашей стране каждый гражданин может и дол­ жен стать инициатором. 4. Изменилось-ли что нибудь в вашей личной жизни в связи с почином? 5. Какая инициатива проявлялась Вами до революции и как оиа была встречена? 6. Над чем ра­ ботаете. сейчас? Не все одинаково встретили мое предло­ жение. Часть рыбаков говорила: „Стольту ве­ зет, потому у него и уловы хорошие, ему можно поход начинать*. Другие правильно ска­ зали: .Надо посмотреть, какими методами он ра­ ботает-. Мое письмо о киров­ ском походе было по­ мещено в «Полярной правде", в многотиражке на лову, да еще печа­ тали его отдельной ли­ стовкой. Мы почти не встрети­ ли тормозов на своем пути, если не считать немаогих скептиков, ве веривших в движение жен инженерно - тех­ нических работников. Но, в конце концов, н скептики включаются в нашу работу. Меня омружили вни­ манием и заботой. Я стал внатным челове­ ком тралового флота, а команда корабля—изве­ стной каждому. В свя- зв со стахановскими рейсами значительно возрос мой ваработок. Вы спрашиваете об изменениях в моей жиз­ ни? Уже одно то, что я прославился как инициа­ тор наполнило меня огромной радостью. Ме­ ня три рава премиро­ вали. Ударно рабатая во время кировского по­ хода, я заработал 19тыс. руб. Теперь мейл из­ брали председателем колхоза. До революции я был с л и ш к о м молодым. Учился. С большим тру­ дом мне удалось по­ ступить в высше-началь- вае училище. О почи­ нах тогда не думал. ' Рыбачил. Много рабо- [ тал, а зарабатывал мало. ' О каких починах я тог­ да мог думать? Да и не стад бы стараться для прасола, рыбацкого экс- плоататора! Стараюсь как можно лучше освоить техникум традоваго лова, добить­ ся еще большего эф­ фекта стахановскнх рей­ сов. Работаю над повыше ннем техники тресково­ го лова. Моя живнь стала пол нее и интереснее. Боль­ шим содержанием ва полнен каждый день. Я чувствую, что при­ ношу пользу государ­ ству. Теперь я считаю себя таким же полезным гражданином нашей ро­ дины, как в мой муж. Только участки работы у нас равные: он у ме­ ханизмов работает, а я на культурно - бытовом фронте. Другие тралмейстеры тоже стали учить моря­ ков. Сейчас очень мно­ го, таких „профессоров" в траловом флоте. Трал­ мейстерам нечего боять­ ся роста новых кадров. В Советской стране мы никогда не останемся бег работы. Наш флот все время растет. Я ввел первый в Мур­ манске новые блюда: московскую солянку на сковородке, блинчики со сметаной. Облегчил работу на механизмах введением моек, столи­ ков и др. приспособле­ ний. По моему предло­ жению организован кон­ дитерский цех. Апатит перерабаты­ вался одним двухтон­ ным ковшем порталь­ ного крана. А произво­ дительность крана— шесть тонн. Я предло­ жил поднимать груз в двух ковшах. Гражданин Советской страны вырос во всех отношениях, и требова­ нии, которые он пред'я- вляет к цеху обществен­ ного питания, также вы­ росли. Я кандидат пар­ тии, кандидат в члены горсовета н поэтому с удвоенной энергией бо­ рюсь ва удовлетворение требований нашего пот­ ребителя. Большов событие для меня—подробно описа­ ли мой почин в газете О себе ничего не мо­ гу скавать—до револю- ц«и была еще ребенком. Думаю, что в старое время меня ожидала бы судьба моей матери— пришлось бы быть толь­ ко демашней хозяйкой. В нашей семье все жен­ щины были „при мужь­ ях*. Готовлюсь в высшее учебное заведение. Вместе с женами дру­ гих 'моряков работаю над улучшением куль­ турно-бытового обслу­ живания стахановцев Баренцова моря. Жил в деревне. Как говорится в пословице— „с хлеба на квас пере бивались**. Посудите са­ ми—какой ив меня мог быть инициатор. К тому же, деревенские богатеи и внимания не обратили бы на мои предложения и какой-нибудь почин. Совершенствую ваше орудие лова—трал. Про­ должаю учить моряков Одни говорили: „нече­ го мудрить, можно ра­ ботать н по-старому, не увеличивая и не разно­ образя меню.“ Но большинство моих то­ варищей и помощников в рабате пошли нав­ стречу н теперь сами предлагают новые блю­ да, стараясь сделать их ^ как можно более вкус-' В порту не выпол­ нялся месячный план. Чтобы выправить по­ ложение, нужно было до конца месяца выкинуть на рейд два судна. Темп погрузки не обе­ спечивал этого. И вот тогда я придумал пол­ ную вагрузку ковша. Принес цинк, вайер,— вооружил вран н в этот день вместе с бригадой пегрузил 1150 тн.—409е/,, сменного задания. ными н ъ питательными. Больше стало свобод­ ного времеви для рабо­ ты вад собой. Больше читаю книг, вниматель­ нее прорабатываю мате­ риал политзанятий и каждый день читаю га­ воты. Окончилась смена, ко мне подошел начальник участка и крепко по­ жал руку. Он поздравил о большой победой. Я ему ответил: „Эта побе­ да не только моя, но всех нас". Теперь все грузчики торгового пор­ та работают на погруз­ ке апатита двумя ков­ шами. Трехколесная лестни­ ца была очень высо­ кой — сокращала груво- под'емноеть автомаши­ ны. Лестннцу было не­ удобно снимать. По мо­ ему предложению пони­ зили кронштейны. Грязь на скотном дво­ ре была ужасающая в я нервым делом ввялась ва наведевне чистоты. Теперь—красота! Я уста­ новила режим на ферме, н коровы стали больше давать молока. Основная задача, кото­ рую я преследовал — облегчить труд людей и повысить качество на­ шей работы в борьбе с пожарами. Мне кажется, что мое нредложение, хоть и немного, но все- таки помогает осуще­ ствить эту задачу. Я хорошо знаю народ, с которым работаю, Очень часто провожу теоретические ванятня, беседую с отдельными пожарными, а внесен ные мною предложения предварительно обсуж­ дались и были едино­ гласны одобрены. По этому н в жизнь они были проведены быстро и хорошо. До 1917 г. работал учеником повара в мо­ сковском ресторане „Прага". У Горького в рассказе „Двадцать шесть и одна" ярко опи­ сана жизнь булочников. Моя жизнь мало чем отличалась: та же бес­ просветность н безвы­ ходность. Хочу механизировать все процессы ввготов- лення пищи. Думаю улучшить работу элек­ тромясорубки и приоб­ рести для кафе-ресто­ рана картофелечистку. За эту смену я за­ работал 30 руб. и с тех пор мой заработок не снижается, улучшилось материальное положе­ ние, работать стало лег­ че и приятнее—видишь большие результаты, а ведь это самое главное. Енакиевскнй завод в Донбассе—первое место моей работы в детстве. Я был рассыльным, а отец работал там же кочегаром. Жить было тяжело. Очень часто мы голодали. Начальником смены я работаю только 2 меся­ ца, да этого был рядо вым пожарным. За хоро­ шую работу меня не рав премировали, дали от дельную комнату. Меня послали учиться на курсы, оказали боль­ шое доверие, выдвинув бригадиром. Я должна была оправдать ато до­ верие отличной работой. Одна доярка ва скот- вом даоре упорно ве хотела выполнять моих' указаний. И с вей при­ шлось распрощаться. А остальные работали хо­ рошо. За хорошую рабо­ ту скотницу Жаркову мы сделали дояркой. Шлагбаум был от­ крыт. Я вел машину ва большой скорости, в ма­ шине было 12 человек. И вдруг у самой линии желевно дороги я ви­ дел пересекающий мне путь состав. Я не растерялся и стреми­ тельно рванул машину в бок. Не растерялся я потому, что знаю хо­ рошо машину. Это зна­ ние помогло мне разра­ ботать н рационализа­ торское предложение. Люди — самый цен­ ный капитал в на­ шей стране. И помня об этом, о великих сло­ вах тов. Сталина, я на­ шел выход из тяжелого положения. А предложе­ ние мое направлено на облегчение работы атнх же людей — трудящих­ ся нашей родины. Все шофера приняла мое предложение в в* деле убедились в ого целесообразности. А X 1 мая меня премирова­ ли как рационализатора. Так уже повелось и нашем роду — все в свое время были пастухами. Но разница только в том, что отец, как и дед мой, так и умерли па­ стухами, а я при совет­ ской власти получил квалификацию и выдви­ нут на ответственную работу. Я стала больше зара­ батывать, больше чи­ тать, работать над повы­ шением своего культур­ ного и политического развития. Правление колхоза дало мае от­ дельную квартиру. Я ровесница Октября. И жизнь моя ярка и сол­ нечна. В Ленско-Карскую эк­ спедицию очень много придется переработать тяжеловесов. Я хочу внести предложение ор­ ганизовать специальную бригаду по переработке большегрузных мест и нз своей бригады вы­ деляю четырех человек на пловучие и катучие краны. Хочется, чтобы моя смена работала еще луч­ ше. Для этого думаю углубить теоретические ванятня с пожарными в проявлять большее опе­ ративное руководство во время практических ра­ бот. Моя давнишняя меч­ та—быть трактористкой. У нас в колхозе есть трактор .Сталинец*. Как только выбираю свобод ную минуту, изучаю ме­ ханизмы и теперь уже почти научилась управ­ лять трактором. Когда работа прино­ сит результаты—это са­ мое большое удовлетво­ рение. Первый успех толкнул меня на даль­ нейшее изучение меха­ низмов автомашины. Это одно ив самых больших изменений, которое вне­ сло в мою живнь рацио­ нализаторская деятель­ ность. Учился, привыкал к работе, помогал семье. Но труда таким радост­ ным, каким я его знаю сейчас, тогда я не анал Учусь ва курсах по­ вышения квалвфикацнн. Когда окончу курсы н получу высшую катего­ рию шофера, ваймуса ра­ ботой мото-помпы. I В январе нынешнего года, когда па море Баренца мореплавателей под­ стерегали всяческие неожиданности: и шквалистый шторм со снежными зарядами, и густая пелена тумана, закрывающая широкие горизонты, когда суда приобретали фантастиче­ ский зимний наряд, обволакиваясь ледяным панцырем, — все рыбаче­ ство нашей страны узнало о слав­ ном почине моряков траулера «Ле­ бедка» — о стахановских рейсах, направленных к удвоению уловов, к уверенному судовождению в труд­ нейших условиях. Для рыбачества страны, для всех мореплавателей Союза этот почин послужил таким же сигналом, что и рекорд Дуси Виноградовой для тка­ чей. С трибуны сессии ЦИК СССР нар­ ком пищевой индустрии тов. Микоян дал высокую оценку стахановским рейсам. И вот теперь траловая флотилия Мурмана пожинает славные плоды стахановских рейсов — уловы ры­ бы, адвое большие, чем в прошлом1 году. Инициаторы стахановских рей­ сов — коммунисты капитан Скорня­ ков и механик Корчагин. Кто они? Исключительно одаренные люди? Фигуры, перерастающие ограничен­ ные масштабы промыслового кораб­ ля? Нли, может быть, люди, имею­ щие исключительные условия для проявления инициативы? Что их заставило стать инициаторами? У самого Скорнякова мы находим простой ответ на эти вопросы. Этот ответ он высказал, участвуя во все­ народном обсуждении сталинского проекта Конституции. «Право на труд, записанное в Конституции, — говорит он, — ато по-сущеснву право не только на ра­ боту, но и на творчество, на широ­ кое Проявление инициативы всех трудящихся». Такого же мнения придерживают­ ся тысячи, сотни тысяч, миллионы граждан нашей великой родины. Мы задали несколько вопросов людям различных профессий, различ­ ного культурного уровня, партийным и непартийным. Рядом с капитаном вы видите старого рыбака - финна,. домохозяйку, повара, пожарного, жн-! вотновода, грузчика, шофера авто-; машины. | Они — инициаторы больших и малых участков округа. В их ответах нет и тени болезненного честолю­ бия. Нельзя заподозрить их и в ко­ пировании идеальных героев утопи­ ческих романов. И не из-за корысти, не из-за карьеризма они стали ини­ циаторами. Так что же привело участников нашей анкеты к почину, к проявле­ нию творческих способностей? Жажда творчества, широкие irpa- ва, предоставленные свободным наро­ дам Советского Союза — вот почва, на которой растут инициаторы на­ шей родины. Благодаря праву на труд, благо­ даря праву на отдых, праву на об- | разоваяие, благодаря равноправию женщин, равноправию граждан всех наций и рас, благодаря свободе сло- ! ва, печати, собраний и митингов могучая советская страна имеет де­ сятки тысяч инициаторов, рожден­ ных народом на самых различных, сложных и простых участках хозяй­ ства, культуры, науки. Пышно расцветают таланты в на­ шей стране. Они согреты теплотой сталинской заботы о людях. Онн взращены в горниле огромнейшего творческого под’ема сталинской эпо­ хи, полной пафоса строительства, пафоса освоения техники, пафоса стахановского труда. Иное мы видим на остальных пя­ ти шестых земного шара, за рубе­ жом, в странах, где господствует строй эксплоатации человека челове­ ком. Там, за рубежом, слово — че ловек — не может звучать гордо. В капиталистических странах трудя­ щиеся не имеют права на труд, пра­ ва па отдых, права на творчество Капиталистическая система превра­ щает рабочего в придаток машин, капиталисту от рабочего нужен ме­ ханический труд, мускульная сила. Капиталистический мир полон со циального трагизма. Миллионы без­ работных Германии, Англии. Амери­ ки, Японии и других стран не мо­ гут найти применения своему труду, своим знаниям, своей квалификации, своему стремлению к творчеству. . Из рассказов иностранных моря­ ков. посещающих наши порты, из рассказов участников иностранных рабочих делегаций мы знаем о «прелестях» капиталистической ра­ ционализации. в результате которой сотни и тысячи людей выбрасывают­ ся на улицу. Трагедия трудящегося в капита­ листическом мире напш дркое отра женпе в последней картине гениаль­ ного комического актера Чарли Чап­ лина — «Новые времена». Вот, как отзываемся об этой картине Лондон ская газета «СаЙдэн Таймс». «В «Новых временах», Чаплин создал нечто гораздо большее, чем комический фильм; он вынес при­ говор нашей цивилизации. После этой картины ясно ощущает про­ клятие нашего времени, когда со­ циальная система ежедневно ско вывает человечество цепями од­ нообразной, тяжелой и бессмыслен­ ной работы; так, герой картины Чаплина непрерывно вставляет бин­ тик в одно и то же место на бы­ стро движущемся конвейере и вся его жизнь проходит под знаком этого однообразного труда, в кон- це-.концов, сводящего его с ума». И все же, в капиталистическом мире, на капиталистическом пред­ приятии есть люди, пытающиеся найти выход своим творческим спо­ собностям. Какова же их судьба? Французский горняк из угольного бассейна Брюэ Эмпль Плесе» рас­ сказал Алексею Стаханову о своем почине. Эмиль Плесси, работая на пласте с уклоном в 10— 35°, давал одно время 80 тонн в одну смену, вместо нормы 18 тонн. Заработок Плесси вырос на несколько франков в день. Стаханов заинтересовался, как был встречен почин Плесси его товари­ щами. Вот, что ответил французский горняк: Товарища возмущались моим усердием. Каждая лишняя тонна вы­ работки увеличивает v нас число безработных. С 1933 года в одном только угольном бассейне севера Па- де-Кале было уволено 113 тыс. гор­ няков. Вот результаты рационализа­ ции! В нашей стране инициаторам не приходится бояться последствий сво­ ей инициативы. С какой уверенно­ стью говорит об этом стаофновец Лебедев, подготавливающий новых тралмейстеров! Инициатор — это звание почетно в нашей стране. Каждый гражданин Советского Со­ юза, работник любой профессии, на­ чиная от инженера и кончая убор­ щицей, может быть инициатором социалистического предприятия. И для всех найдется работа, найдатся применение их труду, знаниям, спо­ собностям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz