Полярная правда. 1936, июль
Анкета ,,Полярной Правды" 1. В чем заклю чается ваш почин? 2. Почему вы сталиинициатором Н. СКОРНЯКОВ капитан траулера „Лебедка" АЛЬБЕРТ СТОЛЫ председ. колхоза „Народный Труд" (Полярный район) 0. Н. МУЕВА жена ст. механика траулера № 80 I ЛЕБЕДЕВ тралмейстер РТ-45 „Двина" И. КОНСТАНТИНОВ руковод. повар кафе-ресторана № 16 Н. БОНДАРЕНКО бригадир бригады грузчиков № 1 Торгового порта И. ЗОЛОТОВ начальник смены В. ОХАПКИНА бригадир по живот- 1-й городской I новодству колхоза] пожарной команды им. Ворошилова (Териберка) В.’ 1ТИШКИН шофер Наш траулер первым во флоте, первым в Со юзе начал стахановские промысловые р е й с ы . Это было в январе 1936 года. Стахановские рейсы отличаются от преды* дущнх тем, что мы вно сим новые методы в свою работу. Зимой 1935 года в гу бах Мурмана было мно го сельди. Я внес пред ложение организовать Кировский поход га ма ксимальный вылов сель ди. Во время этого по хода взяты десятки тыс. центнеров сельдн. Тогда я был бригади ром колхоза .Тармо*. И д е я стахановскнх рейсов родилась в борь бе ва реализацию реше ний исторического де кабрьского пленума ЦК ВКП(б), обсуждавшего вопросы стахановского движения. Мы с меха ником, как коммунисты, решили стать активны ми участниками прове дения в жизнь этих ре шений. 3. Как восприня ли вашу инициа тиву 0 1 Все поддержали нас. Вслед за нами и другие траулеры, а также па роходы Наркомвода ста ла уходить в стаханов ские рейсы. Идея ста хановскнх рейсов сразу же нашла поддержку у тов. Микояна, у старых испытанных промысло виков—у капитанов Де мидова, Хохлина, Катц н других. У нас было стремле ние как можно полнее использовать богатые подходы сельди, пере выполнить государст венный план и задание тов. Микояна. Первай подняла вопрос о включении жен специа листов рыбного Мурмана во всесоюзное двнжение жен специалистов. Я узнала ие гавет, что жены инженеров тяже лой промышленности помогают стахановской работе своих мужей. Я решила не отставать. По своему желанию стал учить моряков тралфлота, стал пере давать им свой стаха новский опыт. Из про стых матросов я уже подготовил семь трал мейстеров. Тралфлот непрерыв но растет. Ему нужны кадры. Вот и я решил учить людей. Ведь в нашей стране каждый гражданин может и дол жен стать инициатором. 4. Изменилось-ли что нибудь в вашей личной жизни в связи с почином? 5. Какая инициатива проявлялась Вами до революции и как оиа была встречена? 6. Над чем ра ботаете. сейчас? Не все одинаково встретили мое предло жение. Часть рыбаков говорила: „Стольту ве зет, потому у него и уловы хорошие, ему можно поход начинать*. Другие правильно ска зали: .Надо посмотреть, какими методами он ра ботает-. Мое письмо о киров ском походе было по мещено в «Полярной правде", в многотиражке на лову, да еще печа тали его отдельной ли стовкой. Мы почти не встрети ли тормозов на своем пути, если не считать немаогих скептиков, ве веривших в движение жен инженерно - тех нических работников. Но, в конце концов, н скептики включаются в нашу работу. Меня омружили вни манием и заботой. Я стал внатным челове ком тралового флота, а команда корабля—изве стной каждому. В свя- зв со стахановскими рейсами значительно возрос мой ваработок. Вы спрашиваете об изменениях в моей жиз ни? Уже одно то, что я прославился как инициа тор наполнило меня огромной радостью. Ме ня три рава премиро вали. Ударно рабатая во время кировского по хода, я заработал 19тыс. руб. Теперь мейл из брали председателем колхоза. До революции я был с л и ш к о м молодым. Учился. С большим тру дом мне удалось по ступить в высше-началь- вае училище. О почи нах тогда не думал. ' Рыбачил. Много рабо- [ тал, а зарабатывал мало. ' О каких починах я тог да мог думать? Да и не стад бы стараться для прасола, рыбацкого экс- плоататора! Стараюсь как можно лучше освоить техникум традоваго лова, добить ся еще большего эф фекта стахановскнх рей сов. Работаю над повыше ннем техники тресково го лова. Моя живнь стала пол нее и интереснее. Боль шим содержанием ва полнен каждый день. Я чувствую, что при ношу пользу государ ству. Теперь я считаю себя таким же полезным гражданином нашей ро дины, как в мой муж. Только участки работы у нас равные: он у ме ханизмов работает, а я на культурно - бытовом фронте. Другие тралмейстеры тоже стали учить моря ков. Сейчас очень мно го, таких „профессоров" в траловом флоте. Трал мейстерам нечего боять ся роста новых кадров. В Советской стране мы никогда не останемся бег работы. Наш флот все время растет. Я ввел первый в Мур манске новые блюда: московскую солянку на сковородке, блинчики со сметаной. Облегчил работу на механизмах введением моек, столи ков и др. приспособле ний. По моему предло жению организован кон дитерский цех. Апатит перерабаты вался одним двухтон ным ковшем порталь ного крана. А произво дительность крана— шесть тонн. Я предло жил поднимать груз в двух ковшах. Гражданин Советской страны вырос во всех отношениях, и требова нии, которые он пред'я- вляет к цеху обществен ного питания, также вы росли. Я кандидат пар тии, кандидат в члены горсовета н поэтому с удвоенной энергией бо рюсь ва удовлетворение требований нашего пот ребителя. Большов событие для меня—подробно описа ли мой почин в газете О себе ничего не мо гу скавать—до револю- ц«и была еще ребенком. Думаю, что в старое время меня ожидала бы судьба моей матери— пришлось бы быть толь ко демашней хозяйкой. В нашей семье все жен щины были „при мужь ях*. Готовлюсь в высшее учебное заведение. Вместе с женами дру гих 'моряков работаю над улучшением куль турно-бытового обслу живания стахановцев Баренцова моря. Жил в деревне. Как говорится в пословице— „с хлеба на квас пере бивались**. Посудите са ми—какой ив меня мог быть инициатор. К тому же, деревенские богатеи и внимания не обратили бы на мои предложения и какой-нибудь почин. Совершенствую ваше орудие лова—трал. Про должаю учить моряков Одни говорили: „нече го мудрить, можно ра ботать н по-старому, не увеличивая и не разно образя меню.“ Но большинство моих то варищей и помощников в рабате пошли нав стречу н теперь сами предлагают новые блю да, стараясь сделать их ^ как можно более вкус-' В порту не выпол нялся месячный план. Чтобы выправить по ложение, нужно было до конца месяца выкинуть на рейд два судна. Темп погрузки не обе спечивал этого. И вот тогда я придумал пол ную вагрузку ковша. Принес цинк, вайер,— вооружил вран н в этот день вместе с бригадой пегрузил 1150 тн.—409е/,, сменного задания. ными н ъ питательными. Больше стало свобод ного времеви для рабо ты вад собой. Больше читаю книг, вниматель нее прорабатываю мате риал политзанятий и каждый день читаю га воты. Окончилась смена, ко мне подошел начальник участка и крепко по жал руку. Он поздравил о большой победой. Я ему ответил: „Эта побе да не только моя, но всех нас". Теперь все грузчики торгового пор та работают на погруз ке апатита двумя ков шами. Трехколесная лестни ца была очень высо кой — сокращала груво- под'емноеть автомаши ны. Лестннцу было не удобно снимать. По мо ему предложению пони зили кронштейны. Грязь на скотном дво ре была ужасающая в я нервым делом ввялась ва наведевне чистоты. Теперь—красота! Я уста новила режим на ферме, н коровы стали больше давать молока. Основная задача, кото рую я преследовал — облегчить труд людей и повысить качество на шей работы в борьбе с пожарами. Мне кажется, что мое нредложение, хоть и немного, но все- таки помогает осуще ствить эту задачу. Я хорошо знаю народ, с которым работаю, Очень часто провожу теоретические ванятня, беседую с отдельными пожарными, а внесен ные мною предложения предварительно обсуж дались и были едино гласны одобрены. По этому н в жизнь они были проведены быстро и хорошо. До 1917 г. работал учеником повара в мо сковском ресторане „Прага". У Горького в рассказе „Двадцать шесть и одна" ярко опи сана жизнь булочников. Моя жизнь мало чем отличалась: та же бес просветность н безвы ходность. Хочу механизировать все процессы ввготов- лення пищи. Думаю улучшить работу элек тромясорубки и приоб рести для кафе-ресто рана картофелечистку. За эту смену я за работал 30 руб. и с тех пор мой заработок не снижается, улучшилось материальное положе ние, работать стало лег че и приятнее—видишь большие результаты, а ведь это самое главное. Енакиевскнй завод в Донбассе—первое место моей работы в детстве. Я был рассыльным, а отец работал там же кочегаром. Жить было тяжело. Очень часто мы голодали. Начальником смены я работаю только 2 меся ца, да этого был рядо вым пожарным. За хоро шую работу меня не рав премировали, дали от дельную комнату. Меня послали учиться на курсы, оказали боль шое доверие, выдвинув бригадиром. Я должна была оправдать ато до верие отличной работой. Одна доярка ва скот- вом даоре упорно ве хотела выполнять моих' указаний. И с вей при шлось распрощаться. А остальные работали хо рошо. За хорошую рабо ту скотницу Жаркову мы сделали дояркой. Шлагбаум был от крыт. Я вел машину ва большой скорости, в ма шине было 12 человек. И вдруг у самой линии желевно дороги я ви дел пересекающий мне путь состав. Я не растерялся и стреми тельно рванул машину в бок. Не растерялся я потому, что знаю хо рошо машину. Это зна ние помогло мне разра ботать н рационализа торское предложение. Люди — самый цен ный капитал в на шей стране. И помня об этом, о великих сло вах тов. Сталина, я на шел выход из тяжелого положения. А предложе ние мое направлено на облегчение работы атнх же людей — трудящих ся нашей родины. Все шофера приняла мое предложение в в* деле убедились в ого целесообразности. А X 1 мая меня премирова ли как рационализатора. Так уже повелось и нашем роду — все в свое время были пастухами. Но разница только в том, что отец, как и дед мой, так и умерли па стухами, а я при совет ской власти получил квалификацию и выдви нут на ответственную работу. Я стала больше зара батывать, больше чи тать, работать над повы шением своего культур ного и политического развития. Правление колхоза дало мае от дельную квартиру. Я ровесница Октября. И жизнь моя ярка и сол нечна. В Ленско-Карскую эк спедицию очень много придется переработать тяжеловесов. Я хочу внести предложение ор ганизовать специальную бригаду по переработке большегрузных мест и нз своей бригады вы деляю четырех человек на пловучие и катучие краны. Хочется, чтобы моя смена работала еще луч ше. Для этого думаю углубить теоретические ванятня с пожарными в проявлять большее опе ративное руководство во время практических ра бот. Моя давнишняя меч та—быть трактористкой. У нас в колхозе есть трактор .Сталинец*. Как только выбираю свобод ную минуту, изучаю ме ханизмы и теперь уже почти научилась управ лять трактором. Когда работа прино сит результаты—это са мое большое удовлетво рение. Первый успех толкнул меня на даль нейшее изучение меха низмов автомашины. Это одно ив самых больших изменений, которое вне сло в мою живнь рацио нализаторская деятель ность. Учился, привыкал к работе, помогал семье. Но труда таким радост ным, каким я его знаю сейчас, тогда я не анал Учусь ва курсах по вышения квалвфикацнн. Когда окончу курсы н получу высшую катего рию шофера, ваймуса ра ботой мото-помпы. I В январе нынешнего года, когда па море Баренца мореплавателей под стерегали всяческие неожиданности: и шквалистый шторм со снежными зарядами, и густая пелена тумана, закрывающая широкие горизонты, когда суда приобретали фантастиче ский зимний наряд, обволакиваясь ледяным панцырем, — все рыбаче ство нашей страны узнало о слав ном почине моряков траулера «Ле бедка» — о стахановских рейсах, направленных к удвоению уловов, к уверенному судовождению в труд нейших условиях. Для рыбачества страны, для всех мореплавателей Союза этот почин послужил таким же сигналом, что и рекорд Дуси Виноградовой для тка чей. С трибуны сессии ЦИК СССР нар ком пищевой индустрии тов. Микоян дал высокую оценку стахановским рейсам. И вот теперь траловая флотилия Мурмана пожинает славные плоды стахановских рейсов — уловы ры бы, адвое большие, чем в прошлом1 году. Инициаторы стахановских рей сов — коммунисты капитан Скорня ков и механик Корчагин. Кто они? Исключительно одаренные люди? Фигуры, перерастающие ограничен ные масштабы промыслового кораб ля? Нли, может быть, люди, имею щие исключительные условия для проявления инициативы? Что их заставило стать инициаторами? У самого Скорнякова мы находим простой ответ на эти вопросы. Этот ответ он высказал, участвуя во все народном обсуждении сталинского проекта Конституции. «Право на труд, записанное в Конституции, — говорит он, — ато по-сущеснву право не только на ра боту, но и на творчество, на широ кое Проявление инициативы всех трудящихся». Такого же мнения придерживают ся тысячи, сотни тысяч, миллионы граждан нашей великой родины. Мы задали несколько вопросов людям различных профессий, различ ного культурного уровня, партийным и непартийным. Рядом с капитаном вы видите старого рыбака - финна,. домохозяйку, повара, пожарного, жн-! вотновода, грузчика, шофера авто-; машины. | Они — инициаторы больших и малых участков округа. В их ответах нет и тени болезненного честолю бия. Нельзя заподозрить их и в ко пировании идеальных героев утопи ческих романов. И не из-за корысти, не из-за карьеризма они стали ини циаторами. Так что же привело участников нашей анкеты к почину, к проявле нию творческих способностей? Жажда творчества, широкие irpa- ва, предоставленные свободным наро дам Советского Союза — вот почва, на которой растут инициаторы на шей родины. Благодаря праву на труд, благо даря праву на отдых, праву на об- | разоваяие, благодаря равноправию женщин, равноправию граждан всех наций и рас, благодаря свободе сло- ! ва, печати, собраний и митингов могучая советская страна имеет де сятки тысяч инициаторов, рожден ных народом на самых различных, сложных и простых участках хозяй ства, культуры, науки. Пышно расцветают таланты в на шей стране. Они согреты теплотой сталинской заботы о людях. Онн взращены в горниле огромнейшего творческого под’ема сталинской эпо хи, полной пафоса строительства, пафоса освоения техники, пафоса стахановского труда. Иное мы видим на остальных пя ти шестых земного шара, за рубе жом, в странах, где господствует строй эксплоатации человека челове ком. Там, за рубежом, слово — че ловек — не может звучать гордо. В капиталистических странах трудя щиеся не имеют права на труд, пра ва па отдых, права на творчество Капиталистическая система превра щает рабочего в придаток машин, капиталисту от рабочего нужен ме ханический труд, мускульная сила. Капиталистический мир полон со циального трагизма. Миллионы без работных Германии, Англии. Амери ки, Японии и других стран не мо гут найти применения своему труду, своим знаниям, своей квалификации, своему стремлению к творчеству. . Из рассказов иностранных моря ков. посещающих наши порты, из рассказов участников иностранных рабочих делегаций мы знаем о «прелестях» капиталистической ра ционализации. в результате которой сотни и тысячи людей выбрасывают ся на улицу. Трагедия трудящегося в капита листическом мире напш дркое отра женпе в последней картине гениаль ного комического актера Чарли Чап лина — «Новые времена». Вот, как отзываемся об этой картине Лондон ская газета «СаЙдэн Таймс». «В «Новых временах», Чаплин создал нечто гораздо большее, чем комический фильм; он вынес при говор нашей цивилизации. После этой картины ясно ощущает про клятие нашего времени, когда со циальная система ежедневно ско вывает человечество цепями од нообразной, тяжелой и бессмыслен ной работы; так, герой картины Чаплина непрерывно вставляет бин тик в одно и то же место на бы стро движущемся конвейере и вся его жизнь проходит под знаком этого однообразного труда, в кон- це-.концов, сводящего его с ума». И все же, в капиталистическом мире, на капиталистическом пред приятии есть люди, пытающиеся найти выход своим творческим спо собностям. Какова же их судьба? Французский горняк из угольного бассейна Брюэ Эмпль Плесе» рас сказал Алексею Стаханову о своем почине. Эмиль Плесси, работая на пласте с уклоном в 10— 35°, давал одно время 80 тонн в одну смену, вместо нормы 18 тонн. Заработок Плесси вырос на несколько франков в день. Стаханов заинтересовался, как был встречен почин Плесси его товари щами. Вот, что ответил французский горняк: Товарища возмущались моим усердием. Каждая лишняя тонна вы работки увеличивает v нас число безработных. С 1933 года в одном только угольном бассейне севера Па- де-Кале было уволено 113 тыс. гор няков. Вот результаты рационализа ции! В нашей стране инициаторам не приходится бояться последствий сво ей инициативы. С какой уверенно стью говорит об этом стаофновец Лебедев, подготавливающий новых тралмейстеров! Инициатор — это звание почетно в нашей стране. Каждый гражданин Советского Со юза, работник любой профессии, на чиная от инженера и кончая убор щицей, может быть инициатором социалистического предприятия. И для всех найдется работа, найдатся применение их труду, знаниям, спо собностям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz