Полярная правда. 1936, февраль.
СТАХАНОВЦЫ БАРЕНЦОВА МОРЯ Пример сгазного траулера «Кироэ» вызвал в траловом флоте волну большого производственного под’ем з. В борьбу за вышние уловы, в стахановские рейсы включились уже десятки промыслвзых судов. НА СНИМКЕ: РТ «Киров» воззращаетсп с промысла и проходит льды Кольского залива. ----- ---------------- „Дзержинцы" Р а с с к а з ы луч ш и х Качество рыбы будет еще лучше г п - выполнил годовой план на 116 проц. ,ш е т { Рать™- Пять работают Вш оы епо 16.735 Н Е У С Т А Н Н О В П Е Р Е Д В прошлом году траулер «Саратов» | скнй плавает больше года —- Ва сильков два рейса. центнеров рыоы. этом году команда траулера обяза- 1 ‘ лась выловнть уже 25 тысяч цен тнеров. Это будет выполнено, пору кой тому желание неустанно дви гаться вперед, улучшать свою рабо ту, вникать в технику своего дела. Н задание первого рейса выполнено на 250 проц. А во втором рейсе квар- Траулер прошел в порт, когда над заливом и городом уже сгустились вечерние сумерки, но прошла одна "короткая ночь и последняя стампа была «выдана наверх. Палуба свежо и остро пахла ры бой. Мехаппк договаривался с пред ставителем завода о чистке котлов. Свободные от вахт моряки по скольз кому наклону трапа торопились в город. Старший машинист Николай Пор- пяков сидел в маленьком салоне «Фе ликса Дзержинского». Вахта была не скоро. Но уходить с борта Порняков не торопился. Во-первых, хотелось услышать точную цифру улова пос ле оформления сдачп (знал только, что вместо 61 тонны по плану при везли свыше ста). Во-вторых, «шеф» йроенл запаять чайник и Коля Пор няков, мастер на все руки, обещал «му помочь. В -третьих.. . третьих собственно не было. В-третьих, была обычная привязанность к судну, •ставшему вторым домом. На «Феликсе Дзержинском» Пор няков плавает четвертый год. Многие любители искать «где работа полег че» часто говорят Порнякову: «При сох ты что-ли к своей коробке? Рас статься пе можешь!» За пять лет плавания Порняков на втором судне. Полтора года рабо тал на землечерппельной шаланде в Архангельске, а потом пошел в тра ловый флот п прочно подружился с траулером «Дзержинский». Машп- нпст-отлпчнпк, прекрасно знающий не только машину, но и весь процесс тралового лова, незаменимый това рищ — Коля Порпяков пользуется неизменной симпатией всей коман ды РТ-34 «Дзержинский». С 1932 года плавает па «Феликсе Дзержинском» тралмейстер Каркано- сов, пом. тралмейстера Мощи иков, боцман Стрелков. Карканосов отлич но знает все операции с тралом, п это основное орудие лова благода ря знаниям тралмейстера на «Фелик се» освоено всеми. Вонмап траль щика опрокидывает , все обычные представления о старом «морском полкед. Боцману Стрелкову 22 года. Но оп пе только рачительный хозя ин пал уПи. Стрелков в любую мину су может заменить пом. тралмейсте ра, знает под'ем н починку трала. С тех пор, ка к в траловом флоте развернулось соревнование за высо кие уловы п «34-й» обещал также дат!, стране 25 тысяч центнеров, «дзержинцы» на много улучшили работу. И Андрей Петрович Новожилов, двадцать лет своей жизни отдавший морю — капитан, ученики которого плавают на многих судах тралфло та, — рассказывает, что борьба за стахановские уловы, даже в мелочах, в деталях, подчеркивает рост и со знательность команды. — Раньше бывало кп подвахту не добудишься. Сейчас сама вегакл. Попробуй парень понежнг.гя немно го — все на него сразу: «а обеща ние о 25 тысячах подписывал?'» Характерно еще вот такое обстоя тельство. Трал (они у нас, ой, ка кие старые) порвется на камени стом месте. Так раньше, те. кто в мантпне пли чем другим заняты, до вольны бывали — дескать, пока чи нят — постоим немного. Сейчас все торопятся, волнуются, — «время теряем, быстрее починку производи те». Вообще намного ответственности выросла, улучшилось качество рабо-/ ты, почти не случается заверток. Пойманная рыба лучше разделывает ся. И рыбмастер Лебедев прекрасно следит за качеством разделки. ...Квартальный нлап 1936 года траулер «Феликс Дзержинский» вы полнил за два месяца. В 1936 году ни разу не .возвращался он с моря на-легке. Все время — перевыполне ние заданий. Спаянно, дружно, организованно живет команда. Плохо только, что большую, доброкачественную работу рядового траулера пе замечают ни завком, ьз партком тралового флота В составе команды «Феликса Дзер жинского* ни одного коммуниста к комсомольца. Никто не помогает профоргу Ноженко развернуть массо вую работу, обслужить моряков в ко роткие дни стоянок в порту. Опыт кадровых 'моряков, четыре года плавающих па одном судне, не пзве-j степ в тралфлоте. А ведь о людях «Дзержинского^ скромных, делови тых, мужественных, — убедительно; и веско говорят творимые ими дела. Р. ТРОЯНКЕР в тралфлоте. шестой учится в ФЗУ Бондарного завода. С малых лет мы со стариками ходили на Мурманским берег с ярусами за треской. Нажив ляли наживку, отживляли рыбу. Ста рики нам передавали в течение мно гих лет свой большой опыт. Николай плавает помощником тралмейстера на траулере «Тралмей- траулер «Саратов» выполнил стер.». Алексей — старшим клип- тальный план, фиекпиком па «Аскольде». Михаил— третьим штурманом на «Засолыцнке», Димитрий — старшим машинистом на «Киме». А я — рыеный мастер траулера «Саратов». За исключением Михаила (его траулер стоит в ремонте) все ос тальные братья промышляют сейчас дернув квартроп. Это привело бы к в стахановских рейсах. Нх траулеры перекосу трала и к пролову. Василь- Желанием улучшать свою работу I А таких, как Васильков, уже мно го. Матрос Пределин, который рань ше всех встает за рыбодел, бежит к тралу, чинит, учится размерам тра ла. Матрос Бурых в нервом же своем рейсе настолько внимательно отно сился к работе, что капитан зачи слил его матросом первого разряда. Капитан Краноткин говорит, что вто первый случай за пять лет его ра боты во флоте. Лучших людей па траулере отме- охвачены все лучшие люди трауле-1чают. Премируют. Отсеивают дезорга- ра. Про молодого матроса Восилько- низаторов, лодырей, потому что онн ва рассказывают такой факт. Матрос Свпдерекий при спуске бо- беицов задернул жильсон. не пере йдут не позади других по выполне нию своих обязательств. Могу ли я от ннх отставать. Мое дало следить за качеством рыбы. В атом стахановском рейсе ка чество рыбы на 6 проц. выше нор мы. Еще лучше будет оно в следую щем рейсе. Я нашел неправильности г> устройстве чердаков. Капитан обе щал мне помочь в устранении этих недостатков. Но один я еще не решаю дела. ков сказал: — По-моему, ты, Свп- дерский, неправильно сделал. — II сам быстро исправил трал. Свпдер- становятся препятствием на пути улучшения работы. Траулер идет вперед и потому, что администрация судна смело перено сит все лучшее из опыта передовых судов, поощряет всякую полезную инициативу. Используем каждую минуту Наша работа в первом квартале I механик Трущенко, третий механик протекала в трудных условиях — Уваров, кочегар Саблип показали выход в море па промысел совпадал ‘ прекрасные образцы работы. Трал- со штормами. Время затишья между мейстер Безбородов, матросы Мошон- пггормами мы старались иопользо- . кин, Никитин по-ударному работали с : с тралом. сумел наладить Поэтому я учу своих помощников.— вать наиболее эффектно. засольщиков и матросов правильно и , Значительную роль в этом сыгра- 1 Радист Фролов _ _ _ хорошо разделывать и засаливать ' е '■ „ * рыбу. Тогда наш траулер станет вне- Ло •.МелаЯ* ус11еПП,ая ра* ота старые-, точную работу радиостанции н обес- реди пе только но вылову, но и но ^ Корытова, обеспечившего беснере- лечить радиосвязь на лову, и тем качеству. УЛЬЯНОВ. бейиую работу механизма. Второй самым способствовал быстрому пере- ( движению. I Что должен знать штурман i Оперативное руководство Плавал я пять лет на научном судне ППНРО «Кшишович». Инте ресная работа. Пусть я был простым матросом, но меня интересовало, как измеряется глубина, чем питается рыба, какая температура воды самая промысловая. Послали меня учпгься в Мортех- нпкум. Выучился на штурмана и поступил в тралфлот. Теперь мне пригодилось все, что я видел на «Книшювиче». Я знаю, чтобы быть хорошим штурманом, надо с уважением отно ситься к промеру глубин, следить за температурой воды п ночаще смо треть, какая нища есть г. желудках рыбы. Изучил я и трах Это тоже должен знать штурман. Говорят, что я работай! хо[юшо. Ничего нет в stom удивительного. Каждый может так же работать, если он будет глубоко изучать технику своего деля. II для того, чтобы еще лучше промышлять, я с каждым рейсом стараюсь повысить свои зна ния, спрашивая у капитана и трал мейстера все, что меня интересует. ЗАМАРИН. за по следнее время значительно улучши лось и приблизилось к нам. Это имеет колоссальное зпачеппе для ус- пешноп промысловой работы. j Берег также улучшил свою рабо ту. Все наши запросы удовлетворя ются. Промысел сейчас идет успешно. » j Огдельные под'емы достигают 11 тонн сырца. Капитан РТ «Ленинград» ПАЙКАЧЕВ. Примеры . инициативы Как-то раз в прошлом году вы-, шли мы в рейс. Спустили левый трал. Рыба ловилась хорошо, но вместе с рыбой в трале было много грязи. Я говорю штурману: «Давай те перейдем на другой трал». — За чем,— отвечает он мне,— ведь трал ловит рыбу. Нет, думаю я. Раз грязь попадает в трал, значит он идет неправиль но. Настоял на проверке. В самом деле, есть пеболыпой перекос. Ис правили и в трал перестала попа дать грязь, а уловы стали лучше. В каждую работу надо вниматель но вникать. II тогда результаты бу дут лучше. Еще помню один случаи.. Тоже в прошлом году, услыхал я, что на других траулерах ловят тралом с укороченными крыльями. Снова об ратился к штурману п заивил, что обрежу крылья у трала. Был у пас профорг (сейчас он в тралфлоте не работает), он меня чуть ли не вре дителем обозвал. А, когда я крылья обрезал и стали мы ловить по 10 тонн за под'ем, он замолчал. А с тех нор мы все время ловим тралом с укороченными крыльями. Сейчас я много думаю над тем, какие бы улучшения внести. Не сколько раз обращался за советом к одному из лучших специалистов трал- флота тов. Михову. Это мне дало много полезного. Одно предложение, ускоряющее спуск и под’ем, я уже виес и в этом рейсе думаю приме нить. А еще одно предложение, о кото ром я пока никому не говорю, долж но уничтожить порывы трала, те» сюлее, что промыслы сейчас прохо дят па плохих грунтах. Если пред ложение применю удачно, вылов на много повысится. СТУДЕНЕЦКИЙ. „ШЕФ“ ТРАУЛЕРА № 82 Фото Г. Ратфельдера. Фото Г. Ратфельдера. Лучшие стаханозцы PT-S2 «Дим* трсв», слеза направо — матросы А. М. Вичунин, А. М. Горлов, В. Н. Резвэа и старший засольщик Ковалев- Капитан КОПЫТОВ На разметочном плазу строгими меловыми линиями вычерчивались точные контуры корабля. На огром ной металлической плите лежала схе ма судна п капитан, каждый день подымаясь на плаз, осматривал чер теж. Оп как бы проходпл по каютам, по машинному отделению, подымал ся на мостпк п вцдел море — ши рокое безбрежное море, большую ис хоженную морскую дорогу. Оп ощупывал заклепки, внима тельно следил за работой пневмати ки н, еелн говорил: «Смените за клепку», — возражать было беспо лезно, бессмыслепно. Капитан знал толк в кораблестроении. Знания да вали право па настойчивость п упор ство. Потом судпо спускали со ста пелей. По скользким наклонным са лазкам оно скатывалось, ка к со снежной горы, п серые невские воды гостеприимно пршшмалп корабль. Капптан мечтал о море, знал его давно п с суровейшим из морей— Баренцовым — был близко знаком еще с детства. _ Ему было двенадцать лет, когда нужда большой семьи заставила ит- ти работать коком на маленький па русник «Шутка». И на «Шутке», принадлежавшей местному богатею Окладпнову, Копытов прошел первые ступени морской науки. — Полный вперед! Телеграф передал в машипу корот-1 квадратных метра одипочпого заклю- кпй прпказ п траулер, иабпрая ско -1 ченпя. рость, пошел по узкому фарватеру в В тяжелых условиях жпзнп, про море. | веденной па парусниках коком п ма- Итак, мечте суждено было осу- тросом, на школьпой скамье морско- щсствпться. Наблюдатель за по- го учплшца с песытой жизнью, но стройкой судов, он стал водителем с ненасытной жаждой учиться, по- корабля, которое па его глазах, под знавать новое, а позднее в тюремном одиночестве, как политически небла- его наблюдением одевалось в метал лическую броню корпуса, оснаща лось умными машинами, п гонадежиый, Копытов в совершен стве познал искусство смелого про- теперь кладыванпя курса по трудному жиз ненному пути. Оп знал, что трудно сти преодолеваются железным упор ством, настойчивым желанием пх систематической глубоко готовилось к выходу в большой пе реход из Ленинграда в Мурманск. В професспп капптапа-промысло- впкд с бестранзптпыми рейсами, с сломцть’ _ п беспокойным, тревожным плаванием, ПР0Д) манной борьбой, много, очень много трудностей. Г о -! И, когда Копытов после пятплет- раздо больше, чем у капитана торго- пего перерыва снова стал каппта- вого судна, пересекающего моря и И0М) водителем корабля, трудности " ш в определенно* направлен™ професс|ш си етшшт. его графика. Но капптан промыслового судна Копытов знал мудрую и стину ,: п - тп ’ пе испУгалн- Наоборот, они с пришедшую с годами, с навыками— новой силой пробудили желаипе к он знал, как нужно ослаблять силуj борьбе. трудностей, как бороться с ними. В , Траулер выходит па промысел, в 1919 году, когда тралового флота первый рейс после постройки. Ходо- еще пе существовало, Копытов на вые качества судна еще пе изучены, траулере выходил промышлять в Б а -! сила машины еще не опробована, ренцово море. I люди на судие новые п пх качество Это было тревожное время. .Севе-. нужно узнать. Поэтому первый рейс ром распоряжались интервенты п не -1 только опытный. Смелость соединяет- сколько раз Копытов менял капптан-1 ся в капитане с большой — пеоб- скую каюту на тюремную камеру, ходимой — осторожностью. Когда широкие просторы моря на четыре нужно, он при сильном шторме не кладет судпо в дрейф, а смело, пе ресекая квадраты, промышляет во преки ураганному ветру н волнам. Но первый рейс он проводит твердо ка к опытный рейс, и, возвратившись в порт с малым уловом, не стыдится этого. 1 в управлении его пе упре кают за недобранные проценты рей сового плана. Второй рейс уже промысловый — в полном смысле этого большого, от ветственного слова. Капнтап знает людей,> люди узнали капитана. Капи тан освоился с судном, с механизма ми. Он знает особенности каждого члена команды и эта осведомленность в личных п производственных каче ствах людей, с которыми ему нуж но работать в море, позволяет стро ить работу на твердом основании. Капитан знает, что его старший помощник еще недостаточно практи чески подкован, что работа не изу чена им во Bciex больших и малых подробностях. Но старпом — молод и жаждет достигнуть высокого уров ня своего капитана п капитан ведет помощника по ступеням своего соб- ствеппого роста. Капптап знает, что матрос Рез- вов лучший пз палубников трауле ра, что работа у него спорится, что шкерка у него идет лучше, чем у других и он равняет всю палубную команду па этого матроса. Требовательность капитана пе вы зывает обиды, хотя иногда она про рывается и в крике, покрывающем шум морской волпы, и в резком за мечании. По эта требовательность настолько прямолинейна ж настоль ко понятен смысл ее, что пшето пе обижается. Капитан присутствует при i каждом спуске и под’еме трала. Он' спускается с мостика, когда замеча-[ ет заминку, показывает матросу п . тралмейстеру технику, приобретен ную с годами. Система в работе, строгая после довательность, постоянное нараста ние темпа — вот, что характеризу ет капитана Копытова. И лучшая этому иллюстрация следующие пока затели: в первом опы том рейсе за час траления подымали 9,5 центне ра рыбы. Во втором рейсе — 14,7 центнера, а в третьем рейсе уже 18 центнеров. Такой последовательности разве можно добиться без пред’явления строгих требований а к команде, и к самому себе! ...Судно вернулось с промысла. Сдано свежье, засольщик сдает со леную рыбу, а капитан идет в кон тору узнать о сроках междурейсово го ремонта. В длинных коридорах уп равления, в комнатах отделов он встречает других капитанов и с большим интересом справляется об уловах, о тоннаже под’ емов, о време ни траления. — Пятнадцать дней па ремонт— говорят ему в техническом отделе. — Не выйдет, — упрямо возра жает капптан. — Не выйдет, — повторяет он снова и, не добившись положительного результата, идет на судно. В тишине небольшой каюты он решает задачу на скорость ремонта. Потом снова идет в управление и показывает своп расчеты н выклад ки. Он слишком хорошо знает суд но, чтобы ошибиться. Оп слишком упрям, чтобы отступить от первона чального решония, и оп добюается. сокращения сроков ремонта па це лых пять дней. — Давно бы так... Копытов довольно улыбается и тогда его суровое лицо становится удивительна ласковым, а простужен ный голос звучит необычными теп лыми иоткамп. Очевидно такой неж ной теплотой ободрял оп команду в тяжелой работе при восьмпбалльпом шторме, когда волпы пытались рас поряжаться судном по своей воле, а оно шло вперед и трал летел за борт и подымался на палубу с бога тым уловом. Отечественный траулер Л ; 82 «Димитров» ходит под комапдой ка питана Копытова только четыре ме сяца. Но п этого срока было доста точно для того, чтобы доказать боль шие возможности отечественных су дов, чтобы показать, какие резервы кроются в машинах, корпусе, лю дях — целиком своих,, советских. И под’ емы, перекрывающие по Тонна жу немецкие траулеры, и люди, ра ботающие на высоком уровне, и ка чество всегда безупречное — резуль тат тесного контакта команды трау лера со своим капитаном, общего ритма в их работе. И не случайно, судно, на котором плавают эти люди, носит высокое пламенное имя бесстрашного револю ционера Димитрова. Б. МОЙЖЕС «Шефом» моряки называют пова ра только тогда, когда эн работает отлично, а приготовленная им пища отличается прекрасными вкусовыми качествами и питательностью. Пова ра РТ-82 «Димитров» ГОЛИКОВА моряки траулера не напрасно назы вают «шефом». В 6 часов утра он уже на вахте в камбузе. Приготовляет продукты ло меню, разработанному с вечера, ин структирует помощника и юнгу. Меню завтраков, обедоз и ужинов всегда разнообразное — от хороших рыбных супов до прекрасно зажарен ных бифштексов, от слоеных було чек, и горячих пирожков до вкусных рыбных блюд., Голиков 11 лет работает поваром. За отличную работу его несколько раз премировали, а на всесоюзном конкурсе пищевых предприятий он получил почетную грамоту. Плавая сейчас на судне, которое включилось в. стахановские рейсы, повар- Голиков мобилизовал все свое высокое „искус ство на стахановское обслуживание команды rpa ytapa . Третья по счету, первая в работе Как мы понимаем работу по-ста хановски? Нам думается, что глав ное в стахановской рабете — это- плановость, система, отсутствие* вся кой итурмовщины. Так мы и стара лись работать. • Люди нашей вахты прикреплены к определенным местам работы. Эт#- прикрепление выдерживается при любых обстоятельствах. Если матрос Ре шов и вместе с ним матрос Рытов работают па носовой доске, а матро сы Вптухов и Горлов — на кормово! /оске. то они вцегда выполняют эту работу. Таким прикреплением дости гается твердое знание своих обязан ностей, вырабатываются навыки и приобретается большой опыт. Засольщик Ковалев, хорошо изу чив свое двя», выполняет работу пл много лучшд н па много быстрее за сольщиков других вахт пашего тра улера. Он приготовляет, место для завалки рыбы, расчищает удобнее- место для себя, приводит в порядок ларь для солп п только после этого начинает засолку. Время, затрачива емое па подготовку, полностью оку пает себя в работе — быстрой к безупречной по качеству. Мы тесно связаны с машинной вахтой н никогда еще не было та кого случая, чтобы мапшна тормо зила нашу работу на палубе. Нико гда еще не случалось, чтобы Кова лев п Михайлов, работающие па ле- Седкс, испытывали перебои и ка к это делают лебедчпКи других вахт, бегали бы в машину выяснять при чины задержек. В машине своевре менным уходом за механизмами, те кущим ремонтом их во время рейса добились такой же бесперебойности, как и мы, палубники. Капитан Копытов очень чаете нам говорит: — Ваша вахта по счету третья, а по работе она идет впереди всех. Когда мы стоим на вахте, трал идет за борт даже при сильно^ шторме. Вот так— по-стахановски— нам ду мается должны работать и все ос тальные вахты траулера. Работать по плану, с твердым знанием дела, без штурмовщины, а когда требует обстановка—быстро мобилизоваться и смело преодолевать препятствия. Вахта № 3 : МИХАЙЛОВ (пом . тралмейстера), КОВАЛЕВ (ст. засольщик), ГОРЛОВ, ВИТУХ08, РЕЗВОВ, РЫТОВ (матросы), КО- КОТОВ (ст. штурман) \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz