Полярная правда. 1936, февраль.

ПРОЛЕТАРИИ в е к : : , СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ' - ' . ___ о Орган Мурманского ОК и ГК ВНП(б) Окрисполкома, Горсовета и Окрпрофсовета 34 (2799) 11 ФЕВРАЛЯ 1936 ГОДА. Цена 10 коп . СТАХАНОВЦЫ ТРАЛФЛОТА у тов. ШВЕРНИКА О „сезонной философии" и тресковом лове МОСКВА. 9 февраля стаха­ новцы тралфлота были на прие­ ме у тов. Шверника. Брседа длилась полтора часа.Топ. Швер­ ник подробно расспрашивал о развитии стахановского движе­ ния в тралфлоте, культурно-бы­ товой обслуживании рыбников Мурмана и т. д. Тов. Шверник согласился с тем, чтобы в 1936 году* в Мур манске было начато строитель­ ство стадиона, яхт, клуба, пар­ ка культуры и отдыха, 1детской лесной школы. ' ЦК союза ставит перед ВЦСПС вопрос об отпуске 4 миллионов руб. на культурно-бытовое стро­ ительство в . Мурманске, до­ стройку имандрского дома от­ дыха, на строительство дороги от станпии Апатиты до дома отдыха, а также для организа­ ции баз пятого дня отдыха. Чек, чем. а уж треской наше мо* ре доподлинно богато. Тресковый про­ мысел на Мурмане выдержал испы­ тание векаии. Начало его уходит, что называется, в седую дрепность. Многие сотни тысяч пудов трески ежегодно добывалось прибрежным промыслом на Мурманском побере-» жье. В довоенные годы уловы дохо­ дили от 100 до 150 тыс. центнеров в год, хотя сезон добычи был кра­ ток — всего 4— 5 месяцев, орудия лова — только ярус да поддев. В 1925 году вылов трески при­ брежным промыслом составил 102 тыс. центнеров. А потом началось падение. И. если еше в 1930 году мурманские рыбаки выловили 72 ты­ сячи центнеров, то в прошлом году улов снизился до Инзернейшей циф­ ры — 15 тыс. центнеров. Вот действительно улов ни с чем несообразный — ни с богатейшей сырьевой базой, ни с богатейшим разнообразнейшим вооружением, ни с обладанием крупным моторизпровап- ным ловецким флотом, ни с возрос­ шим промысловым опытом ловцов. Организации прибрежного лова, их руководители отвернулись от трески. Свое нежелание ловить треску за эти годы они при­ крывали всякими разговорами — и плохими подходами трески (даже в летнее время), и отсутствием нажив­ ки, и невозможностью ловить треску в осенне - зимние месяцы, когда, якобы, она отходит от берегов. Пустые разговоры, пустые отговор­ ки и ссылки! - Корни пренебрежения к тресково­ му лову совсем в другом. Пх метко сформулировал тов. Микоян на с’сз- де рыбаков - колхозников: «Мур- манц£! избаловались, —сказал он,— стоит ли ходить за несколькими цен­ тнерами трески, подождем — сельдь придет, сразу перекроем». А селедка в этом году взяла и подвела — до сих пор не зашла в губы. И оказались в пролове и кол­ хозы, и морлов, и управление берего­ вого промысла. Треска забыта напрасно. Возмож­ ности прибрежного трескового про­ мысла настолько велики, что рыбо­ хозяйственным н рыболовецким орга­ низациям Мурмана следует всерьез подумать о тресковом промысле. При­ чем, речь должна иттн не только о том, чтобы опять дойти до уровня вылова 1930 г., а о том, чтобы пе рекрыть и довоенные уловы — даже при широких масштабах развития сельдяного промысла. Глубочайшей ошибкой было быду мать, что сезон лова трески ограни­ чивается только весенне - летним временем. Треску у берегов можно ловить круглый год. Ссылки на отсутствие дли на; плохую уловистость трески в зимние месяцы опрокинуты фактами послед­ них дней, когда с 1 по 8 февраля было выловлено 314 центнеров тре­ ски, хотя на лову участвовала едва ля десятая часть всего > прокыслового .флота. Бот «Хельми» (колхоз «Тар- *о») за декабрь выловил 30 тонн трески. С «Буревестника» сообщают нам, что «треска и акула ловятся хорошо, вкпов трески на тнж дохо­ дит до 80 килограмм». Улов не­ плох и на Востоке: мотобот «Бой» на 18 тюков взял 573 килограмма, сЛиеп» на 20 тюков — 663 кг., «Смелый» на 17 тюков — 567 кг., «Красноармеец» на 44 тюка— 1.185 кг., «Минькинец» на 24 тюка — 611 кг. Средний вылов на тюк сейчас да­ же на Востоке немногим ниже, чем средний вылов на тюк, например, н неплохой весенне - летний сезон 1925 года. И, если при таком сред­ нем вылове в 1925 году мурманские рыбаки взяли 100 тысяч центнеров трески, то сейчас, когда одни только колхозники владеют моторизирован­ ным промысловым флотом, мощно- I — • Печатается стью в 3.200 лош. {ил, 7.000 тю- |стеног, амме. канн ярусной снасти, 2.000 треско­ вых сетей, 880 поддонами, снюрре- вадами, когда они более опытны — эта цифра может быть легко пере­ крыта. Рентабельность трескового при­ брежного промысла даже в зимнее время совершенно очевидна. Только косностью, гнилой «сезонной филосо­ фией», только неумением ежечасно бо­ роться за рыбный план, за кругло­ годовой лов, за полное использование рыболовецкого вооружения можно об’- яснить то жалкое положение, в кото­ ром сейчас находится прибрежный тресковый промысел на Мурмане. Хо­ тя этот промысел, по характеру ору­ дий лова и методам его, дает наибо­ лее ценный продукт: главным обра­ зом, крупную н ровную треску; бли­ зость же мест добычи от рыбозаво­ дов, а, следовательно, возможность немедленной сдачи продукции в пе­ реработку или на заморозку позво­ ляет значительно повысить качество рыбной продукции и дать потребите­ лю наиболее ценный продукт. Организуя тресковый промысел, нужно с первых же дней внести по­ правки в использовании орудий лова. Сейчас бота, как правило, выметы­ вают не свыше 20— 25 тюков, хотя передовые ловцы, например, бригадир Регина (колхоз «Коминтерн») берет, с собой до 8 тысяч крючков, не счи­ тая акульей снасти. В Америке та­ кие же бота, как наши, ставят до 20 тысяч крючков. А ведь чем боль­ ше судно выставит ярусных с-пастей, тем больше будет его вылов, это — бесспорно. “ Кроме- того, есть все основания полагать, что вековая привычка «ле­ жать па'ярусе от воды до воды^ давно уже подлежит пересмотру в сторону сокращения. Путей для ра­ ционализации промысла и для уве­ личения его эффективности очень много — ими следует только за­ няться. Совершенно исключительное вни­ кание должно быть уделеио органи­ зации наживочного дела. 9то серьез­ нейшая проблема, потому что только полное и своевременное обеспечение ловцов наживкой обеспечит успеш­ ный лов трески. Стахановское движение открыло большие перспективы в повышении производительности труда, буквально во всех отраслях народного хозяй­ ства. Стахановская декада, проводя­ щаяся в округе, лишний раз под­ тверждает правильность этого. Орга­ низациям прибрежного лова в дни этой декады нужно выявить все своп скрытые ресурсы, все возможности к резкому повышению производительно­ сти труда, к большей эффективности прибрежного трескового лова. Пути к этому указывают такие ловцы, как Регина, как Архипов, Якинен, Юн- тонен, Киряйнен, Инкала, Тюшев и другие. И тогда Мурман свободно и легко перекроет довоенные уловы трески в два и три раза! С Т А Х А Н О В С К А Я Д Е КА ДА Скульптура В. Руссо. ВЫПРАВИТЬ НЕДОЧЕТЫ ПЕРВЫХ д н е й д е к а д ы ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕРЕСТРОЙКИ Траулер .Революция* не ус­ пел еще полностью ошварто­ ваться у причала, как в каюто старшего штурмана появился агент отдела снабжения Маше- до. Он взял заявки и в этот же день на траулер было погруже­ но все требуемое. Мы спросила работников трау­ леров, как перестраивается от­ дел снабжения, и получили от­ веты: Первый штгрман траулера „Батум" тов. Смирнов:—29 ян варя прибыли с промысла. В ^тот же день на судне появил­ ся тов. Машедо. 30 января на­ чалось снабжение и к вечеру все было доставлено на борт судна. Мне не пришлось бегать □о отделам, как раньше. Старший механик траулера „Ваер* тов. Муев:—Беготня пре­ кратилась. На судне каждый день бывает агент. Хочу при­ вести маленький пример: мы из рейса в рейс не получали бума­ ги. Сейчас нам бей хлопот бу­ магу доставили на траулер. Агент отдела снабжения Маше­ до встретил первые дни декады достойно. 6 траулеров, отходя­ щих в рейсы, получили основ­ ное снабжение не только пол­ ностью, но и хорошего качества, за которое агент обязался отве­ чать. Но к отделу снабжения еще пред'является много тре­ бований. Нет чайников, нет кастрюль, меди на паяльники, графинов. На траулере „Рево­ люция* не могут обменцуь три пары маломерных сасог. Но первые дни перестройки пока­ зывают, что руководители этого отдела правильно поняли задачи, поставленные перед ними ста хановской декадой. За 4 часа 220 проц. дневной нормы Включившись в стахановскую де­ каду кузнечная мастерская Мурман- сгроя получила от треста задание: сделать 7 тысяч штук закрепок для оконных коробок, 3 тысячи штук крючьев для фановых труб, 40 скре­ пок для ферм п 250 штук болтов. Моя бригада состоит ил шести куз­ нецов и шести молотобойцев. Поопы­ ту пятидневки мы решили взять обя­ зательство выполнить декадное зада­ ние на 360 проц. Вчера за половину дна *»мастер Кузнецов с молотобойцем Сиваном вы- I полнил дневную норму на 220'прпц. За 4 часа работы они отковали 230 закрепок при 8-часовой норме р. 112 штук. Кузнец Перелыгмн только что выдвинут мастером. До декады он ра­ ботал молотобойцем. Перелыгин вме­ сте с молотобойцем Евдокимовым за 4 часа работы, до обеденного пере­ рыва, выполнили 8-часовую норму на 165 проц. Бригады соревнуются между собой. 9 февраля у пас было проведено производственное совеща­ ние. Кузнецы вызвали на соревнова­ ние столяров Мурмапстроя. Бригадир кузнецов Н. ШМИДТ. Борьба за качество— основа работы Лучшие стахановцы-вривоно- совцы Кировской магистрали перед вступлением в стаханов­ скую декаду обязались бороться за высокое качество работы на всех участках дороги. Первые дни работы Мурман­ ского узла показали, что мы еще не справилась с этой за­ дачей. Вот возьму, в примеру, себя. Иэ Имандры я взял, состав ве­ сом 1230 tosh, ic e труднее ТЕМПЫ РЕМОНТА * СОЧЕТАТЬ' С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ , 0 и 10 февраля в море ушли I 8 траулеров. Заметно увеличи­ лись темпы ррмонта. И надо! отдать справедливость, что ра- j ботники почти всех отделов | промфлота стали живее и луч-1 ше обслуживать, траулеры. Поч-^ ти все потому, что этого нельзя сказать про технический отдел. В первый день стахановской декады с моря пришли тревож­ ные сообщения. Траулер „Ногин** сообщает: .Стоим на якоре без пара, на­ полняем водой котел. Стоим на якоре, поднимаем пар“ . Траулер „Максим Горький1 выбирает трал брашпилем, по­ тому что отказалась работать лебедка. t Это в море! В порту же занимаются вы­ пихиванием траулеров. Траулер „Нева“ сдан из ремонта с за­ ведомым дефектом: пропускают питательные клапана Механика уговорили итти в море с дефек­ том, хотя, как заявляет началь­ ник „эксплоатации" т. Шошин, это сопряжено в риском для ра­ боты. Дни, предшествующие стаха­ новской декаде промфлота, на­ поминают обычные штурмы. Но какая польза от4лишнего трау­ лера в море, если на нем отка зывается работать механизм?! 45 траулеров должно быть в море. Но это .обязывает тёхни- .ческий отдел промфлота так «Нерпа" готовится к стахановскому рейсу Команда зверобойного молодежного судна «Нерпа» выступила с предло­ жением организовать стахановские рейсы на зверобойных судах Севмор- пути. Капитан Воротилав заявил: — Про­ дукцию первого рейса сдадим на все 100 проц. первым сортом. Вызов команды зверобойного судна «Нерпа» обсуждался на собрании ра­ ботников склада и автотранспорта Аркхикснаоа. Рабочие склада приня­ ли вызов и обязались снабжать ле­ докольные суда по-стахановски. Про­ довольствие и боеприпасы уже в ос­ новном подготовлены. участки провел состав не пло­ хо, а на ст. Кипа решил поло- контР°лировать качество, так житься на своего помощника. °Рганнзовать техническую экс- В результате—обрыв. I плоатапию и работу с кадрами. Но в авария! в браке повинны 1 . X , " Г 45 тРв»лвР°» таиже и другие ы /ж б н . Вагон -1 Х о с Д с о б и Х " " " 0Л" * С1ЬЮ ники 5-го участка много eobo-i юспосооными. рят о сокращении сроков осмот- j -------------- — ра состава. Действительно, луч­ шие стахановцы (Бабаков, Пав­ лов) осматривают составы быст­ ро и хорошо. Но еще чаще ра ботники Мурманского узла в погоне 8а количеством, эа го­ лыми цифрами забывают о качестве. Вчера на ст. Имандра вагонники ничего ни сделали для осмотра и проверки зазо­ ров вагонов поезда № 704. Ког­ да этот состав с апатитом при­ был на Имандру, эаливщица ва­ лила буксы д ва этом ограничи­ ла свою работу. То же самое можно наблюдать в Мурманске. Когда же наши машинисты тре­ буют устранения вазоров и бо­ лее тщательного осмотра ваго­ нов, вагонники стараются об­ винить нас в задержке поездов. Стахановская декада долж­ на, наконец, научить нас ра­ ботать одним, единым коллек­ тивом, прекратить свалива­ ние вины ва плохую работу с одной службы на другую. Передовики- строители 4-й участок Мурманпищестроя ва первый день стахановской декады перевыполнил свои про нзводственные измерители. Зве но Потемкина вчрра выработа­ ло 242 проц. задания, эвено Смирнова — 19Щ проц. Хорошо работал столяр Тугунов, он дал 210 проц. дневного задания. Штукатур Донск й выполнил норму на 200 проц. На ст р аж е СССР. ФОРМАЛЬНО ПРАВИЛЬНО, А ПО СУЩЕСТВУ... Машинист - кривоносо- В ДНИ ДЕКАДЫ Уже в первые дни стаханов­ ской декады судоремонтники порта внесли ряд ценных ра­ ционализаторских предложений по улучшению судоремонта. Рабочий Мартынов предложил ввести правильную скобу, ди­ ректор мастерсках тов. Михай­ лов предложил прибор для рас­ точки цилиндра и дейдвудных трубок на месте. Экономия от вец, ударник сталинского атих предложений в год 164.582 призыва ЛЯШЕНКО. I рубая. Вт орая сессия ВЦИК XV I созыва ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ^ 9 ФЕВРАЛЯ Заключительное заседание второй сессии Всероснйского Центрального Исполнительного Комитета XVI созыва утром 9 февраля открывает тов. М. И. Калинин. От имени партгруппы сессии тов. Киселев вносит предложение снять с порядка дня сессии пятый пункт «Утверждение положения о сельсо­ ветах» и перенести на следующую сессию ВЦПК, поручив президиуму ВЦИК за 2 месяца до начала сессии разослать членам ВЦИК и местным советам проект положения для пред­ варительного обсуждения. Это пред­ ложение единогласно принимается сессией. Затем с большим докладом об из­ менениях и дополнениях кодексов РСФСР выступает нарком юстиции РСФСР тов. Крыленко. После перерыва сессия переходит к обсуждению постановлений по до­ кладам тт. Уханова и Васильевского □о сс сращенной о работе местной промышленности и промысловой кооперации и по докла­ ду тов. Габьппев^ о советском, хо­ зяйственном и ку.у.турном строитель­ стве Якутской АССР. Тов. Чубарь зачитывает проект постановления по докладам тт. Уха­ нова и Васильевского, который еди­ ногласно утверждается «сессией. Работа сессии закончена. С за­ ключительным словом выступает тов. М. И. Калинин.) - Речь т . М. И. КАЛИНИНА * —Товарищи, работа нашей сессии По вопросу о местной промыш­ ленности мне бы хотелось обратить ваше внимание на один пункт толь­ ко что принятого постановления, ко­ торый имеет исключительное значе­ ние для мест, это — ассигнование значительных средств на местную районную промышленность. И вот на базе тех материальных средств, которые ассигнует прави­ тельство, РСФСР на местную район­ ную промышленность, на базе еще большей инициативы мест, надо ши­ ре развернуть эту промышленность. Товарищи.—говорит Михаил Ива- | нович, — я не сомпеваюсь. • что окончена. Я думаю, что выражу JРСФСР в нынешнем производствен- мысль членов Центрального Испол- ном году' в семье союзных pecnv6- нительного КомитуЬ, если скажу, j лик займет не последнее место (Ап- что важнейшей обязанностью рабо- j лодисменты). И члены ВЦИК, раз’- чих, колхозников и всех трудящих- ехавшпсь на места, должны сделать ся нашей республики является вы- все, чтобы добиться наибольших ре- нолненпе тех планов и тех директив, которые приняла настоящая сессия зудьтатов в своей работе. Одной из ближайших и важней- на предстоящий производственный шнх наших задач является весенний ГОД- . »сев на юге Советского Союза. Весенний сев является одной из важнейших кампаний в предстоящем сельскохозяйственном году. Высокая урожайность хлебов п технических культур поднимает все народное хо­ зяйство страны, усиливает ее обороноспособность н укрепляет ее мощь, создает прёдпосылкп для даль­ нейшего повышения благосостояния трудящихся масс города и деревни. Я думаю, товарищи, что к разреше­ на • >той первейшей задачи мы прп- лбк, все свои силы. Я также не сомневаюсь в том, что, раз’ехав- пшеь на места, члены ВЦПК прило­ жат все усилия к тому, чтобы ны­ нешний год по своим результатам был не только не ниже хорошего 193-5 года, но и значительно пре­ взошел его." Об’являю вторую сессию ВЦИК закрытой. (Аплодисменты. Все вста­ ют. Голоса: «Да здравствует Михаил Иванович Калинин! «Интернацио­ нал»). Уроки первого дня стаханов­ ской декады на Судоремонтном ваводе, ногда не было достигну* то четкого построения технологи­ ческого процесса, возглавленно­ го строгим планированием, мало чему научили руководителей за­ вода и отдельных цехов. С 7 по 9 февраля завод дол­ жен был выпустить из ремонта 12 траулеров. Формально как будто бы график не сорван, так как запланированное количество • - судов не ремонта вышло. Но в действительности мы имеем реа- иое нарушение графика. 4 судна, которые должны были быть отремонтированы в тече­ ние первых трех дней декады, продолжают стоять у стенки завоса. Это — РТ-77 „Челюски­ нец Павлов", РТ-79 .Тифлис*, РТ-2 „Ерш* и РТ-1 „Акула*. Ремонт задерживают и элек­ троцех, чрезвычайно ннзквми темпами электропроводки, и ме­ ханический цех, выпускающий бракованные изделия, как это было с динамомашиной на РТ-81 „Коломна*, и слесарно­ сборочный цех и другие цехи завода. Прорабу, о повышении ответ- ственно5ти которого так много говорилось в последнее время, как будто бы сейчас даны боль­ шие права. По новому положе­ нию он сам производит сдачу судов из ремонта, самостоятель­ но принимает работу от масте­ ров. Но это опять-таки только формальная перестройка, так как руководители завода не по­ считали нужным ра8‘яснить про* рабам ответственность, которая воэложена на них задачами ста- хановевой декады. Характерный факт. Характер­ ный не только по своей беспри­ мерности, но и по грубому на­ рушению элементарных техни­ ческих правил сдачи судна. 10 февраля прораб Руденчанко сдавал лебедку на РТ-79 ,Тиф- лие*. Сдача производилась с 4 ча­ сов до 8 чае. 30 минут. За это время не могли добиться удовле­ творительных результатов, так как рамовые подшипникине были выбраны на прокладках и как следует не зажаты. Прокладки положены так, что неизбежен разлом подшипника. Групповой механик от приема лебедки от­ казался. Но прораб Руденченко вместо того, чтобы, как и полагается честному работнику, признать брав в работе и сразу же при­ ступить в его исправлению, уговорил судового механика принять явно бракованную де~ таль. И только благодаря на­ стойчивости групмеха лебедка была забракована. Этот пример со всей очевид­ ностью показывает, что на за­ воде до сих пор еще не уясни­ ли, какое колоссальное значение, наряду с количественными по­ казателями, имеет качество ра­ боты. Б. М. ТРАУЛЕРЫ ИДУТ В СТАХАНОВСКИЙ РЕЙС Лучший улов за 8 февраля имела команда РТ-72 «Ленинград», выло­ вившая за 7 под’емов 198 центнеров рыбы. В эти сутки 22 траулерафло­ та выловили 247 тонн. Вчера в море начался шторм. Уло­ вы у всех траулеров очень незначи­ тельные. Закончил промысел н возвращает­ ся в порт с грузом рыбы 50 тонн РТ-63 «Полярный». На пути с про­ мысла РТ-30 «Уссуриец», выловив­ ший за рейс 70 тонн. Вышла в по­ ре в стахановские рейсы: РТ-4 «На­ вага», РТ-10 «Лебедка», РТ-8 «Сельдь». *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz