Полярная правда. 1936, февраль.
ПРОЛЕТАРИИ в е к : : , СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ' - ' . ___ о Орган Мурманского ОК и ГК ВНП(б) Окрисполкома, Горсовета и Окрпрофсовета 34 (2799) 11 ФЕВРАЛЯ 1936 ГОДА. Цена 10 коп . СТАХАНОВЦЫ ТРАЛФЛОТА у тов. ШВЕРНИКА О „сезонной философии" и тресковом лове МОСКВА. 9 февраля стаха новцы тралфлота были на прие ме у тов. Шверника. Брседа длилась полтора часа.Топ. Швер ник подробно расспрашивал о развитии стахановского движе ния в тралфлоте, культурно-бы товой обслуживании рыбников Мурмана и т. д. Тов. Шверник согласился с тем, чтобы в 1936 году* в Мур манске было начато строитель ство стадиона, яхт, клуба, пар ка культуры и отдыха, 1детской лесной школы. ' ЦК союза ставит перед ВЦСПС вопрос об отпуске 4 миллионов руб. на культурно-бытовое стро ительство в . Мурманске, до стройку имандрского дома от дыха, на строительство дороги от станпии Апатиты до дома отдыха, а также для организа ции баз пятого дня отдыха. Чек, чем. а уж треской наше мо* ре доподлинно богато. Тресковый про мысел на Мурмане выдержал испы тание векаии. Начало его уходит, что называется, в седую дрепность. Многие сотни тысяч пудов трески ежегодно добывалось прибрежным промыслом на Мурманском побере-» жье. В довоенные годы уловы дохо дили от 100 до 150 тыс. центнеров в год, хотя сезон добычи был кра ток — всего 4— 5 месяцев, орудия лова — только ярус да поддев. В 1925 году вылов трески при брежным промыслом составил 102 тыс. центнеров. А потом началось падение. И. если еше в 1930 году мурманские рыбаки выловили 72 ты сячи центнеров, то в прошлом году улов снизился до Инзернейшей циф ры — 15 тыс. центнеров. Вот действительно улов ни с чем несообразный — ни с богатейшей сырьевой базой, ни с богатейшим разнообразнейшим вооружением, ни с обладанием крупным моторизпровап- ным ловецким флотом, ни с возрос шим промысловым опытом ловцов. Организации прибрежного лова, их руководители отвернулись от трески. Свое нежелание ловить треску за эти годы они при крывали всякими разговорами — и плохими подходами трески (даже в летнее время), и отсутствием нажив ки, и невозможностью ловить треску в осенне - зимние месяцы, когда, якобы, она отходит от берегов. Пустые разговоры, пустые отговор ки и ссылки! - Корни пренебрежения к тресково му лову совсем в другом. Пх метко сформулировал тов. Микоян на с’сз- де рыбаков - колхозников: «Мур- манц£! избаловались, —сказал он,— стоит ли ходить за несколькими цен тнерами трески, подождем — сельдь придет, сразу перекроем». А селедка в этом году взяла и подвела — до сих пор не зашла в губы. И оказались в пролове и кол хозы, и морлов, и управление берего вого промысла. Треска забыта напрасно. Возмож ности прибрежного трескового про мысла настолько велики, что рыбо хозяйственным н рыболовецким орга низациям Мурмана следует всерьез подумать о тресковом промысле. При чем, речь должна иттн не только о том, чтобы опять дойти до уровня вылова 1930 г., а о том, чтобы пе рекрыть и довоенные уловы — даже при широких масштабах развития сельдяного промысла. Глубочайшей ошибкой было быду мать, что сезон лова трески ограни чивается только весенне - летним временем. Треску у берегов можно ловить круглый год. Ссылки на отсутствие дли на; плохую уловистость трески в зимние месяцы опрокинуты фактами послед них дней, когда с 1 по 8 февраля было выловлено 314 центнеров тре ски, хотя на лову участвовала едва ля десятая часть всего > прокыслового .флота. Бот «Хельми» (колхоз «Тар- *о») за декабрь выловил 30 тонн трески. С «Буревестника» сообщают нам, что «треска и акула ловятся хорошо, вкпов трески на тнж дохо дит до 80 килограмм». Улов не плох и на Востоке: мотобот «Бой» на 18 тюков взял 573 килограмма, сЛиеп» на 20 тюков — 663 кг., «Смелый» на 17 тюков — 567 кг., «Красноармеец» на 44 тюка— 1.185 кг., «Минькинец» на 24 тюка — 611 кг. Средний вылов на тюк сейчас да же на Востоке немногим ниже, чем средний вылов на тюк, например, н неплохой весенне - летний сезон 1925 года. И, если при таком сред нем вылове в 1925 году мурманские рыбаки взяли 100 тысяч центнеров трески, то сейчас, когда одни только колхозники владеют моторизирован ным промысловым флотом, мощно- I — • Печатается стью в 3.200 лош. {ил, 7.000 тю- |стеног, амме. канн ярусной снасти, 2.000 треско вых сетей, 880 поддонами, снюрре- вадами, когда они более опытны — эта цифра может быть легко пере крыта. Рентабельность трескового при брежного промысла даже в зимнее время совершенно очевидна. Только косностью, гнилой «сезонной филосо фией», только неумением ежечасно бо роться за рыбный план, за кругло годовой лов, за полное использование рыболовецкого вооружения можно об’- яснить то жалкое положение, в кото ром сейчас находится прибрежный тресковый промысел на Мурмане. Хо тя этот промысел, по характеру ору дий лова и методам его, дает наибо лее ценный продукт: главным обра зом, крупную н ровную треску; бли зость же мест добычи от рыбозаво дов, а, следовательно, возможность немедленной сдачи продукции в пе реработку или на заморозку позво ляет значительно повысить качество рыбной продукции и дать потребите лю наиболее ценный продукт. Организуя тресковый промысел, нужно с первых же дней внести по правки в использовании орудий лова. Сейчас бота, как правило, выметы вают не свыше 20— 25 тюков, хотя передовые ловцы, например, бригадир Регина (колхоз «Коминтерн») берет, с собой до 8 тысяч крючков, не счи тая акульей снасти. В Америке та кие же бота, как наши, ставят до 20 тысяч крючков. А ведь чем боль ше судно выставит ярусных с-пастей, тем больше будет его вылов, это — бесспорно. “ Кроме- того, есть все основания полагать, что вековая привычка «ле жать па'ярусе от воды до воды^ давно уже подлежит пересмотру в сторону сокращения. Путей для ра ционализации промысла и для уве личения его эффективности очень много — ими следует только за няться. Совершенно исключительное вни кание должно быть уделеио органи зации наживочного дела. 9то серьез нейшая проблема, потому что только полное и своевременное обеспечение ловцов наживкой обеспечит успеш ный лов трески. Стахановское движение открыло большие перспективы в повышении производительности труда, буквально во всех отраслях народного хозяй ства. Стахановская декада, проводя щаяся в округе, лишний раз под тверждает правильность этого. Орга низациям прибрежного лова в дни этой декады нужно выявить все своп скрытые ресурсы, все возможности к резкому повышению производительно сти труда, к большей эффективности прибрежного трескового лова. Пути к этому указывают такие ловцы, как Регина, как Архипов, Якинен, Юн- тонен, Киряйнен, Инкала, Тюшев и другие. И тогда Мурман свободно и легко перекроет довоенные уловы трески в два и три раза! С Т А Х А Н О В С К А Я Д Е КА ДА Скульптура В. Руссо. ВЫПРАВИТЬ НЕДОЧЕТЫ ПЕРВЫХ д н е й д е к а д ы ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕРЕСТРОЙКИ Траулер .Революция* не ус пел еще полностью ошварто ваться у причала, как в каюто старшего штурмана появился агент отдела снабжения Маше- до. Он взял заявки и в этот же день на траулер было погруже но все требуемое. Мы спросила работников трау леров, как перестраивается от дел снабжения, и получили от веты: Первый штгрман траулера „Батум" тов. Смирнов:—29 ян варя прибыли с промысла. В ^тот же день на судне появил ся тов. Машедо. 30 января на чалось снабжение и к вечеру все было доставлено на борт судна. Мне не пришлось бегать □о отделам, как раньше. Старший механик траулера „Ваер* тов. Муев:—Беготня пре кратилась. На судне каждый день бывает агент. Хочу при вести маленький пример: мы из рейса в рейс не получали бума ги. Сейчас нам бей хлопот бу магу доставили на траулер. Агент отдела снабжения Маше до встретил первые дни декады достойно. 6 траулеров, отходя щих в рейсы, получили основ ное снабжение не только пол ностью, но и хорошего качества, за которое агент обязался отве чать. Но к отделу снабжения еще пред'является много тре бований. Нет чайников, нет кастрюль, меди на паяльники, графинов. На траулере „Рево люция* не могут обменцуь три пары маломерных сасог. Но первые дни перестройки пока зывают, что руководители этого отдела правильно поняли задачи, поставленные перед ними ста хановской декадой. За 4 часа 220 проц. дневной нормы Включившись в стахановскую де каду кузнечная мастерская Мурман- сгроя получила от треста задание: сделать 7 тысяч штук закрепок для оконных коробок, 3 тысячи штук крючьев для фановых труб, 40 скре пок для ферм п 250 штук болтов. Моя бригада состоит ил шести куз нецов и шести молотобойцев. Поопы ту пятидневки мы решили взять обя зательство выполнить декадное зада ние на 360 проц. Вчера за половину дна *»мастер Кузнецов с молотобойцем Сиваном вы- I полнил дневную норму на 220'прпц. За 4 часа работы они отковали 230 закрепок при 8-часовой норме р. 112 штук. Кузнец Перелыгмн только что выдвинут мастером. До декады он ра ботал молотобойцем. Перелыгин вме сте с молотобойцем Евдокимовым за 4 часа работы, до обеденного пере рыва, выполнили 8-часовую норму на 165 проц. Бригады соревнуются между собой. 9 февраля у пас было проведено производственное совеща ние. Кузнецы вызвали на соревнова ние столяров Мурмапстроя. Бригадир кузнецов Н. ШМИДТ. Борьба за качество— основа работы Лучшие стахановцы-вривоно- совцы Кировской магистрали перед вступлением в стаханов скую декаду обязались бороться за высокое качество работы на всех участках дороги. Первые дни работы Мурман ского узла показали, что мы еще не справилась с этой за дачей. Вот возьму, в примеру, себя. Иэ Имандры я взял, состав ве сом 1230 tosh, ic e труднее ТЕМПЫ РЕМОНТА * СОЧЕТАТЬ' С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ , 0 и 10 февраля в море ушли I 8 траулеров. Заметно увеличи лись темпы ррмонта. И надо! отдать справедливость, что ра- j ботники почти всех отделов | промфлота стали живее и луч-1 ше обслуживать, траулеры. Поч-^ ти все потому, что этого нельзя сказать про технический отдел. В первый день стахановской декады с моря пришли тревож ные сообщения. Траулер „Ногин** сообщает: .Стоим на якоре без пара, на полняем водой котел. Стоим на якоре, поднимаем пар“ . Траулер „Максим Горький1 выбирает трал брашпилем, по тому что отказалась работать лебедка. t Это в море! В порту же занимаются вы пихиванием траулеров. Траулер „Нева“ сдан из ремонта с за ведомым дефектом: пропускают питательные клапана Механика уговорили итти в море с дефек том, хотя, как заявляет началь ник „эксплоатации" т. Шошин, это сопряжено в риском для ра боты. Дни, предшествующие стаха новской декаде промфлота, на поминают обычные штурмы. Но какая польза от4лишнего трау лера в море, если на нем отка зывается работать механизм?! 45 траулеров должно быть в море. Но это .обязывает тёхни- .ческий отдел промфлота так «Нерпа" готовится к стахановскому рейсу Команда зверобойного молодежного судна «Нерпа» выступила с предло жением организовать стахановские рейсы на зверобойных судах Севмор- пути. Капитан Воротилав заявил: — Про дукцию первого рейса сдадим на все 100 проц. первым сортом. Вызов команды зверобойного судна «Нерпа» обсуждался на собрании ра ботников склада и автотранспорта Аркхикснаоа. Рабочие склада приня ли вызов и обязались снабжать ле докольные суда по-стахановски. Про довольствие и боеприпасы уже в ос новном подготовлены. участки провел состав не пло хо, а на ст. Кипа решил поло- контР°лировать качество, так житься на своего помощника. °Рганнзовать техническую экс- В результате—обрыв. I плоатапию и работу с кадрами. Но в авария! в браке повинны 1 . X , " Г 45 тРв»лвР°» таиже и другие ы /ж б н . Вагон -1 Х о с Д с о б и Х " " " 0Л" * С1ЬЮ ники 5-го участка много eobo-i юспосооными. рят о сокращении сроков осмот- j -------------- — ра состава. Действительно, луч шие стахановцы (Бабаков, Пав лов) осматривают составы быст ро и хорошо. Но еще чаще ра ботники Мурманского узла в погоне 8а количеством, эа го лыми цифрами забывают о качестве. Вчера на ст. Имандра вагонники ничего ни сделали для осмотра и проверки зазо ров вагонов поезда № 704. Ког да этот состав с апатитом при был на Имандру, эаливщица ва лила буксы д ва этом ограничи ла свою работу. То же самое можно наблюдать в Мурманске. Когда же наши машинисты тре буют устранения вазоров и бо лее тщательного осмотра ваго нов, вагонники стараются об винить нас в задержке поездов. Стахановская декада долж на, наконец, научить нас ра ботать одним, единым коллек тивом, прекратить свалива ние вины ва плохую работу с одной службы на другую. Передовики- строители 4-й участок Мурманпищестроя ва первый день стахановской декады перевыполнил свои про нзводственные измерители. Зве но Потемкина вчрра выработа ло 242 проц. задания, эвено Смирнова — 19Щ проц. Хорошо работал столяр Тугунов, он дал 210 проц. дневного задания. Штукатур Донск й выполнил норму на 200 проц. На ст р аж е СССР. ФОРМАЛЬНО ПРАВИЛЬНО, А ПО СУЩЕСТВУ... Машинист - кривоносо- В ДНИ ДЕКАДЫ Уже в первые дни стаханов ской декады судоремонтники порта внесли ряд ценных ра ционализаторских предложений по улучшению судоремонта. Рабочий Мартынов предложил ввести правильную скобу, ди ректор мастерсках тов. Михай лов предложил прибор для рас точки цилиндра и дейдвудных трубок на месте. Экономия от вец, ударник сталинского атих предложений в год 164.582 призыва ЛЯШЕНКО. I рубая. Вт орая сессия ВЦИК XV I созыва ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ^ 9 ФЕВРАЛЯ Заключительное заседание второй сессии Всероснйского Центрального Исполнительного Комитета XVI созыва утром 9 февраля открывает тов. М. И. Калинин. От имени партгруппы сессии тов. Киселев вносит предложение снять с порядка дня сессии пятый пункт «Утверждение положения о сельсо ветах» и перенести на следующую сессию ВЦПК, поручив президиуму ВЦИК за 2 месяца до начала сессии разослать членам ВЦИК и местным советам проект положения для пред варительного обсуждения. Это пред ложение единогласно принимается сессией. Затем с большим докладом об из менениях и дополнениях кодексов РСФСР выступает нарком юстиции РСФСР тов. Крыленко. После перерыва сессия переходит к обсуждению постановлений по до кладам тт. Уханова и Васильевского □о сс сращенной о работе местной промышленности и промысловой кооперации и по докла ду тов. Габьппев^ о советском, хо зяйственном и ку.у.турном строитель стве Якутской АССР. Тов. Чубарь зачитывает проект постановления по докладам тт. Уха нова и Васильевского, который еди ногласно утверждается «сессией. Работа сессии закончена. С за ключительным словом выступает тов. М. И. Калинин.) - Речь т . М. И. КАЛИНИНА * —Товарищи, работа нашей сессии По вопросу о местной промыш ленности мне бы хотелось обратить ваше внимание на один пункт толь ко что принятого постановления, ко торый имеет исключительное значе ние для мест, это — ассигнование значительных средств на местную районную промышленность. И вот на базе тех материальных средств, которые ассигнует прави тельство, РСФСР на местную район ную промышленность, на базе еще большей инициативы мест, надо ши ре развернуть эту промышленность. Товарищи.—говорит Михаил Ива- | нович, — я не сомпеваюсь. • что окончена. Я думаю, что выражу JРСФСР в нынешнем производствен- мысль членов Центрального Испол- ном году' в семье союзных pecnv6- нительного КомитуЬ, если скажу, j лик займет не последнее место (Ап- что важнейшей обязанностью рабо- j лодисменты). И члены ВЦИК, раз’- чих, колхозников и всех трудящих- ехавшпсь на места, должны сделать ся нашей республики является вы- все, чтобы добиться наибольших ре- нолненпе тех планов и тех директив, которые приняла настоящая сессия зудьтатов в своей работе. Одной из ближайших и важней- на предстоящий производственный шнх наших задач является весенний ГОД- . »сев на юге Советского Союза. Весенний сев является одной из важнейших кампаний в предстоящем сельскохозяйственном году. Высокая урожайность хлебов п технических культур поднимает все народное хо зяйство страны, усиливает ее обороноспособность н укрепляет ее мощь, создает прёдпосылкп для даль нейшего повышения благосостояния трудящихся масс города и деревни. Я думаю, товарищи, что к разреше на • >той первейшей задачи мы прп- лбк, все свои силы. Я также не сомневаюсь в том, что, раз’ехав- пшеь на места, члены ВЦПК прило жат все усилия к тому, чтобы ны нешний год по своим результатам был не только не ниже хорошего 193-5 года, но и значительно пре взошел его." Об’являю вторую сессию ВЦИК закрытой. (Аплодисменты. Все вста ют. Голоса: «Да здравствует Михаил Иванович Калинин! «Интернацио нал»). Уроки первого дня стаханов ской декады на Судоремонтном ваводе, ногда не было достигну* то четкого построения технологи ческого процесса, возглавленно го строгим планированием, мало чему научили руководителей за вода и отдельных цехов. С 7 по 9 февраля завод дол жен был выпустить из ремонта 12 траулеров. Формально как будто бы график не сорван, так как запланированное количество • - судов не ремонта вышло. Но в действительности мы имеем реа- иое нарушение графика. 4 судна, которые должны были быть отремонтированы в тече ние первых трех дней декады, продолжают стоять у стенки завоса. Это — РТ-77 „Челюски нец Павлов", РТ-79 .Тифлис*, РТ-2 „Ерш* и РТ-1 „Акула*. Ремонт задерживают и элек троцех, чрезвычайно ннзквми темпами электропроводки, и ме ханический цех, выпускающий бракованные изделия, как это было с динамомашиной на РТ-81 „Коломна*, и слесарно сборочный цех и другие цехи завода. Прорабу, о повышении ответ- ственно5ти которого так много говорилось в последнее время, как будто бы сейчас даны боль шие права. По новому положе нию он сам производит сдачу судов из ремонта, самостоятель но принимает работу от масте ров. Но это опять-таки только формальная перестройка, так как руководители завода не по считали нужным ра8‘яснить про* рабам ответственность, которая воэложена на них задачами ста- хановевой декады. Характерный факт. Характер ный не только по своей беспри мерности, но и по грубому на рушению элементарных техни ческих правил сдачи судна. 10 февраля прораб Руденчанко сдавал лебедку на РТ-79 ,Тиф- лие*. Сдача производилась с 4 ча сов до 8 чае. 30 минут. За это время не могли добиться удовле творительных результатов, так как рамовые подшипникине были выбраны на прокладках и как следует не зажаты. Прокладки положены так, что неизбежен разлом подшипника. Групповой механик от приема лебедки от казался. Но прораб Руденченко вместо того, чтобы, как и полагается честному работнику, признать брав в работе и сразу же при ступить в его исправлению, уговорил судового механика принять явно бракованную де~ таль. И только благодаря на стойчивости групмеха лебедка была забракована. Этот пример со всей очевид ностью показывает, что на за воде до сих пор еще не уясни ли, какое колоссальное значение, наряду с количественными по казателями, имеет качество ра боты. Б. М. ТРАУЛЕРЫ ИДУТ В СТАХАНОВСКИЙ РЕЙС Лучший улов за 8 февраля имела команда РТ-72 «Ленинград», выло вившая за 7 под’емов 198 центнеров рыбы. В эти сутки 22 траулерафло та выловили 247 тонн. Вчера в море начался шторм. Уло вы у всех траулеров очень незначи тельные. Закончил промысел н возвращает ся в порт с грузом рыбы 50 тонн РТ-63 «Полярный». На пути с про мысла РТ-30 «Уссуриец», выловив ший за рейс 70 тонн. Вышла в по ре в стахановские рейсы: РТ-4 «На вага», РТ-10 «Лебедка», РТ-8 «Сельдь». *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz