Полярная правда. 1936, февраль.
Т Р А Л О В Ы Й Ф Л О Т Г О Т О В И Т С Я К С Т А Х А Н О В С К О Й Д Е К А Д Е О ПЫ Т П Е Р В О Г О С Т А Х А Н О В С К О Г О Р Е Й С А Первый шаг в борьбе за высокие уловы День, когда РТ-10 «Лебедка» ушел в свой первый стахановский рейс, стал днем, знаменательным для всего тралового флота. В этот день было положено начало борьбе за вы сокие уловы, за равнение ВСЕГО флота на славный, известный всей стране, траулер «Киров», за полто ра миллиона центнеров рыбы. «Лебедка» стала инициатором за мечательной формы стахановского движения в траловом флоте. К рейсу «Лебедки» было прико вано внимание всего тралового фло та, всей его общественности, всего рыбного Мурмана, потому, что этот рейс — начало перехода работы всего ФЛОТА и БЕРЕГА на стаханов ские методы. Вот почему так важно каждому моряку тралового флота, каждому инженерно - техническому работни ку, всей общественности тралфлота ознакомиться с тем, как был подго товлен рейс, как ок проходил, как работала команда, какие уроки сле дует извлечь из этого ценнейшего начинания в смысле дальнейшей подготовки и проведения стаханов ских рейсов, руководства ими и ра боты самого траулера в море. В письме на имя А. И. МИКОЯНА капитан Скорняков и команда РТ-10 «Лебедка» писали: «В прошлом году наш траулер вылозил 25 тыс. центнеров, хотя мы плавали только 8 месяцев. Остальное время было потеряно из-за скверной организации рабо ты управления тралфлота и Судо ремонтного завода». Казалось, вопрос решается прос то — добиться плавания в течение 10-11 месяцев в году, и все будет хорошо. А вот когда РТ-10 ушел в стахановский рейс, когда комсостав и команда траулера, с сознанием- всей своей ответственности за высо кое начинание, НОВЫМИ ГЛАЗАМИ посмотрели на свою работу в море, они увидели, что и у них, неплохо работавших в прошлом году, имеет ся целый ряд недостатков и эти не достатки режут глаза и становятся для них теперь АБСОЛЮТНО НЕ ТЕРПИМЫМИ. Мы уже вчера указывали, что первый стахановский рейс «Лебедки» • это — большая победа стахановсно- го движения, это серьезный шаг в борьбе за высокие уловы. И в этом — заслуга моряков «Лебедки»! Партийная организация тралфло- • та, готовясь к стахановской дека де, поступает совершенно правильно, организуя сегодня широкое и все стороннее обсуждение итогов рейса «Лебедки» на открытом партийной собрании. Опыт «Лебедки» должен стать достоянием всего флота и по служить к новому, еще большему под’ему стахановского движения, к переводу ВСЕГО ФЛОТА и береговых организаций на рельсы стахановской «работы. , Вот почему мы сегодня предостав ляем слово комсоставу и команде РТ-10 «Лебедка» для отчета о сво ем первом стахановском рейсе. Чему научил нас первый рейс Наш первый стахановский рейс закончен. Каковы же его результаты? Мы привезли 122 тонны ры бы, 10 тонн муки и 8 тонн жи ру. Весь судовой коллектив в этом рейсе работал дружно, ор ганизованно, куда лучше, чем в прошлые, даже самые удачные зимние рейсы. Взять хотя бы работу с тралом. Перед отходом в стахановский рейс команда дала обязательство спускать и □однимать трал в 45 минут. II тогда мы считали это чуть ли не пределом. А фактически спуск и под'ом трала в среднем по всем вахтам проходил 42,5 ми нуты, и это еще далеко не пре дел. Есть все возможности со кратить время, затрачиваемое па этот процесс работы до 35 минут. Актпвпая работа с тралом проходила усаешно. Е:ли в прошлом рейсе (одном нз самых удачных зимних рейсов) на ак тивную работу с тралом было затрачено только 50,9 процента промыслового времени, то в ста хановском рейсе из 440 про мысловых часов (включая и штормовую погоду) на спуск,- под'ем и тралирование затраче ( но 294 часа, что составляет 67 процентов промыслового вре мени. Эго позволило в 18,5 про мысловых дней сделать 106 тра лений—почти столько же, как и в самые благоприятные для промысла летние месяцы. Короче говоря, по траловому режиму мы добились несомнен ных успехов. Раньше мы очень бесхозяйственно относились ко многим так называемым „мело чам“ работы с тралом и не умели замечать секунды и ми нуты, скрадываемые этими ме лочами. Этот рейс научил нас экономить каждую секунду рабо чего времени. Начали мы с не больших приспособлений, уско ряющих спуск и под'ем трала. Большинство из этих приспособ лений мы заимствовали из опыта наших лучших передовых трау леров. До этого рейса, например, мы, как и большинство трауле ров, работали чикелями. Сейчас, применили простые гаки с гужи- ками. Этим самым мы с'эконо- ние. До этого рейса был заведен такой порядок. Прежде чем на чать починку трала, обычно ва- затрачивалось 5 — 10 минут на поиски злополучных иголок. А трал в это время лежал на па лубе бесполезно. Вызывая друг друга на соревнование, вахты поставили непременным услови ем изжпть эти неполадки и пе редавать иголки только с гото вым пряденом Недоразумения прекратились и починка трала проходила без задержек. Социалистическое соревнова ние межцу вахтами всегда стоя ло в центре всей работы и буд ничной жизни судового экипажа. До начала промысла каждая вах та предусмотрительно обсудила мельчайшие детали промыслолой работы, взяла коннретные сбяза тельства и вызвала па соревно вание другую вахту. Эти обяза тельства не были обезличены. Каждый матрос, кочегар сам оп ределил свое участие в соревно вании. Тут же на этих вахтен ных совещаниях была строго оп ределена расстановка сил внут ри вахт и закреплено постоян ное рабочее место за каждым матрисом при спуске и под'еме трала. Каждый пополнял только ту работу, которая ему была поручена н за которую он отве чал Машинная команда, руководи плохо. Очевидно, есть в нем ка* кие-то недостатки, которых мы так и не выявили. Старались больше ловить левым тралом. Во время шторма этот трал пор вался. Около 2 суток мы штор мавали. В это время вполне можно рыло бы установить но вый трал. Но это не было еде лано. После шторма установи лась на редкость спокойная, благоприятная для промысла по года. Ряд->м промышляющие с нами тральщики поднимали по 5 — 6 тонн, в то время как мы едва-едва поднимали по 1 тонн»*. Только тогда начали готовить новый трал. А когда он был уж готоз, вновь началась штормовая погода. Успели сделать только 2 под'ема. Таким образом мы потеряли почти двое суток про мысла. Перед началом репса на вах тенных пронзводственых сове щаниях каждий штурман дал слово не сделать ни одного за- верта трала. Это обязательство выполнил только одчн штурман тов. Бурмэкин, третий штурман тсв. Антуфев допустил один за- верт, а первый штурман тов. Карпенко за время рейса сделал 4 вавнрта, только потому, что во время травления ваеров проявлял нерассчптаную, ненуж ную торопливость. Эга поспеш ность нам обошлась очень до- мая старшим механиком тов. рого. На распутывание завертов Корчагиным, в этом рейсе чест но выполнила свои обязательст ва. Главная машина и все ме ханизмы работали безукоризнен но. В прошлый раз на ремонт механизмов было затрачено 35 ч icob промыслового времени. В этом же рейсе—только один не большой ремонт динамомагаины на что было затрачено 5 часов. Благодаря заботливому уходу, неустанной заботе машинной команды, главные машины н все вспомогательные механизмы после окончания промысла на ходятся в таком же прекрасном состоянии и требуют самого не значительного ремонта. Успехи первого стахановского рейса очевидны. Но они далеко еще недостаточны. Работали мы дружно, хорошо, но могли бы работать вдвое лучше. Надо мили несколько минут на спуске прямо сказать, что мы не суме и под еме трала. Раньше среди дн полностью использовать всех наших тралмейстеров даже на -1 промысловых возможностей. И шего траулера существовало только поэтому не выполнили какое-то непонятное предубеж I рейсового обязательства по вы- дение против гаков, будто бы j 0flV рыбы. потому, что на них нельзя pa- J Первую половину рейса мы ботать. А сейчас все убедились промышляли успешней, чем во что гаками работать лучше и скорей, чей чикелями. вторую, хотя условия промысла были одинаковы. Особенно пока- Ободренный первой - удачей , зателен такой влучай. Еще в на тралмейстер тов. Чухчин сделал ' пантентованный узел на мешке трала, по образцу РТ-45 „Дви на". Это нововведение вначале было встречено недоверчиво. Но не прошло и трех дней, к * к по мощники тралмейстера и матро-; сы в один голос заявили, чго патентованный узел работает прекрасно. На этом тоже с‘эко- j помили несколько седунд. Такая на первый взгляд веза- метная мелочь, как передача с ; вахты на вахту иголок с пряде ном для починки трала, оказы вается, имеет не малое значе- чале промысла вса мы заметили, что правый трал р а б т е т очень потрачено свыше 6 часов про мыслового времени. Из-за той же певниматель- носта и спешки мы не ныпол- КАК НАША ВАХТА СТАЛА ПЕРЕДОВОЙ ___________; , районе. Каждый раз я обязатель- | но учитываю силу ветра и уже \ в соответствии с этим хожу та; кими курсами, чтобы не сбиться t j с обнаруженного косяка рыбы и сохранить необходимый для тралирования ход. Во время спуска и под‘ема трала от штурмана требуется особо четкая распорядительность. Эго необходимо, чтобы избежать завертов трала. И это условие я соблюдаю всегда добросовест по. В результате ни сейчас, ни прошлом рейсе наша вахта пе имела ни одного заверта. Очень внимательно надо травить вае- ра. На своей вахте я делаю таким образом. После того, как зажаты стопора, я сразу же от катываю руль и уже только по- (еле этого начинаем травить вае На'ла вторая вахта дс стаха-1 ра. Если же в момент травле новского рей.‘а считалась самой ния досок на 25 сажен отстающей. Это была характе ристика, поочно укрепившаяся. В начале рейса, когда обсужда лись вахтенные обязательства, многие считали, что вторая вах та, конечно, будет позади дру- К руль откатывать, то моасно допустить заверт трала. Плохо еще и то, что боль шинство тральщиков очень не охотно ставят буй. В этом рей се мы поставили один буй, но гих. к немалому удивлению' 0п простоял очень мало. Какой- команды и комсостава, наша вахта в первом стахановском Правила успешной работы • ..-/Л рейсе добилась первенства в соревновании вахт по всем по казателям. Случайность ли это? Нет. Ус пех вахты решила правильная, четкая расстановка людей на вахте, особенно во время рабо ты с тралом, чего не было в прошлом рейсе. Поэтому пока затели тралового режима наша пили основного показателя по| вахта выдержала на „отлично” . продолжительности рейса. Вме | 78 час.тралг-ния мы выловили сто 24 суток рейс продолжался' Т1,няы больше осталь- 1 ных двух вахт. Эгого мы доби- всего лишь 21 сутки потому, что угольная база снабдила нас недоброкачественным углем. Ви на в этом ложатся и па вах тенного механика, допустившего приемку такого угля. Все эти недостатки в течение первого стахановского рейса стали особенно нетерпимы. Учет этих недостатков нам необходим для того, чтобы в следующий рейс их уже не было. Первый стахановский рейс— это только начало большого ста хановского рейса 8 а 30.000 цент неров рыбы в 1936 году. У нас есть все возможности завершить этот рейс с честью. Через 3—4 дня наше судно уходит во второй стахановский рейс. Капитан РТ-10 „Лебед ка - Н. Е. СКОРНЯКОВ. -------- ★< лись потому, что старались хо дить с тралом наиболее улови стыми курсами, используя для этого опыт другах тральщиков, промышляющих в одном с нами то тральщик подрезал его тра лом. Больше и не ставили. Бы вает и так, что некоторые траль щики (что скрывать, бывает и у нас такой грех) в сводках показывают одни курсы трали рования, а фактически ходят совсем другими. В конечном сче те сбиваются сами с рыбы и сбивают других. На провзводственном совеща нии, где обсуждались итоги рей са, мы особенно тщательно вскрывали все мельчайшие не достатки и ошибки с тем, что бы во втором стахановском рей се окончательно эти ошибки из жить и работать еще лучше и организованней. Второй штурман М. БУРМАКИН. Не ниже 12 атмосфер! Сразу же после выхода в мо ре мы собрали свое производ ственное совещание, где еще раз более подробно обсудили задачи стахановского рейса. На ше дело—в течение всего рей са держать высоко пар. Все мы, 4 кочегара, дали слово держать пар не менее 12 атмосфер. За несколько лет работы ко чегаром в торговом н траловом флотах у меня выработался свой стиль. В этом рейсе я решил работать еще лучше. За полча са до начала вахты я спускаюсь в кочегарку и начинаю чистить топ ку. Как правило, работу эту ста- раюоь сделать в то время, И. Г А Г А Р И Н Спецкорр. „Полярной правды" | на борту РТ -10 „Лебедка** Б У Д Н И стахановского рейса Стрелка часов неуклонно приближается к 1 2 . Последние минуты перед отходом в рейс всегда волнующи и тревожны. Капитан нетерпеливо несколько раз обращается к механикам с одним и тем же коротким -вопросом. — Ну что? Готово? Наконец на мостик торопли во поднимается старший меха- вую вахту Ошибется один, другой cpasy же поправляет. Рейсовое обязатель ство каждой вахты давпо уже всем знакомо. — Ваша вахта,—пред^пргж дает капитан. — по показателям тралов.ого режима далеко от стает от первой и третьей вах ты. В этом рейсе вам надо под тянуться и хотя бы догнать пер- ник Корчагин и докладывает капитану: — Испытания закончены. Все в порядке. Последний прощальный гудок возвестил о начале нашего рейса. Начинаются размеренные су довые будни. В переходе на промысел даром время не те ряется. Тралмейстер Чухчин со евоимн помощниками Маш ковым н Поповым тщательно подготовляется к первому спу ску трала. После ужина в салоне пронс ходит производственное совеща ние второй вахты Капитан ко ротко об'ясняет задачи первого стахановского рейва. Тут же на совещании подсчитывается — сколько надо каждой вахте ваять рыбы, сколько часов тралнро- вать, сколько сделать тралений. — Догнать первую вахту? Нет, этого мало. Мы обязательно ее перегоним, запальчиво воскли цает главный „оратор* вахты, он же профорг судна, Михаилов. Так рождается договор на со циалистическое соревнование между вахтами. Мало того, что вся вахта берет конкретные обя зательства, каждый матрос вы зывается сделать дополнитель ную какую-нибудь работу. Мат рос Вася Гребнев уже давно за служил репутацию м |Стерекого шкерщнка рыбы. Раньше он в среднем разделывал на колодку по 8 — 10 рыбин в минуту. — А сейчас я буду разделы вать по 12 штук в минуту,— убежденно заявляет Гребнев. J спех выполнения обязательств по траловому режиму преж де всего заключается в правяль ной толковой расстановке людей когда трал поднят на борт. А к моменту его спуска, когда особенна необходимо, чтобы пар держался хорошо, я уже успе ваю поднять пар до 12—13 ат мосфер. Таким образом аа вре мя всего рейса в нашей вахта ке бывапо задержки в спуске или п>д‘ еме трала. Кочегар должен не только уметь хорошо шуровать уголь, но и знать его качество. Работая кочегаром, я в то же время постоянно изучаю котел, принцип действия машины и всех механизмов траулера. Это делает мою работу кочегара осознанной н всегда удачной. Свои знания я всегда стараюсь передать и другим товарищам- кочегарам, будь то в частной беседе или на производствен ном совещании. В этом рейсе мы организовали кружок техни ческой учебы. Но успели про вести только трн занятия. Во втором стахановском рейсе тех ническую н общеобразователь ную учебу мы будем проводить более регулярно. Кэчегар ИВАНОВ. Перед началом рейса я дал слово вытопить 8 тонн жиру, при этом только высококачествен ного. Обязательство выполнено полностью. На РТ-10 „ Лебедка* я рабо таю вот уже год. И за это вре мя я сдал около 60 тонн рыбье го жиру первых сортов, перевы полнив годовое задание на 240 процентов. Каждое рейсовое задание, как правило, я система тически перевыполнял. Вот к примеру, взять хотя бы прошлый рейс. По рейсовому заданию наш траулер должен был привезти 3,8 тонны рыбьего жиру от 75 тонн рыбы. А фактически мы привезли десять тонн от 120 т. рыбы. Значит из каждых 12 т. выходило 1 тонна жиру, тогда как по заданию выход жира определялся от 19 тонн рыбы 1 тонна л:ару. \ У меня выработаны свои пра вила, которые всегда обеспечи вают успех. Прежде всего я по несколько раз перегреваю воюкеу, чтобы взять максимальное коли чество жиру. Обычно я делаю так. После того, как в той и другой салогрейке натопится жир, я его сливаю в одну ив салогреек и перекладываю пер вые выгревки воюксы. Затем освободившуюся салогрейку тща тельно очищаю н вновь закла дываю туда воюкеу. А взе вы гревки вторично перегреваю во второй салогрейке. Свое дело практически я энаю не плохо. Но ведь одних только практических познаний далеко недостаточно. Часто встречают ся такие вопросы, которые тех нически малограмотный салогрей решить не может. Желание учить ся, повысить свой технический уровень у меня очень большое. Но нам никто не помогает, ни каких технических пособий в от деле обработки тралфлота нет. Почему бы руководителям тралфлота, и в первую очередь отдела обработки, не организо вать постоянной технической учебы салогреев и утилизаторов во время стоянки в порту. По- моему, это вполне выполнимая задача. Салогрей РТ-10 А. СОРОКИН. РТ- 1 U «Лебедка» в порту. ФоЮ I’.ll |.Ц*1К1. во время спуска и под‘ема тра ла. Это прекрасно знает каж дый. И совсем не случайно на совещании в первую очередь шел разговор о том, как лучше расставить людей на вахте. Ха рактерно, что этот вопрос под нимают сами матросы. 11 нот, когда на совещании второй вах ты капитан стал говорить о пра вильной расстановка сил, под нимается матрос Михайлов в говорит: — До этого собрания в своем кубрике мы ужа толковали с ребятами аа эг«.т счет. В к*шей вахте надо так распределить людей. Тралмейстер и эзсоль- ЩВК оусть СТпЯТ во время СПуС ка и под'ема у траловой лебед кн. Вася Гр> бн 1 в и Голованов должны принимать кормовую доску. При этом каждый нз них делает такую-то определенную работу. У носовой доски сделать таким же образом. Это пред-ожение обсуждается, вносятся добавления и разбирает ся весь процесс спуска и под'е- ма трала. Таким образом каж дый матрос иолучнл свое постоян ное рабочее место. Такие же производственные совещания до прихода на про мысел были проведены и в двух остальных вахтах. ^ Вахта старшего помощника Карпенко обязалась: „Спуск в под'ем трала делать не более 45 минут и в первых же дней промысла заменить чякеля про стыми гаками. В спокойную по году поднимав трал, оставляя центральные бобенцы 8 а бор том*. Эти нововведенна, предложен ные тов. Карпенко; сначала была восприняты недоверчиво. Даже сам тралмейстер Чухчин сомне вался: — Сделать, конечно, можно, но я боюсь, что гаками будет работать хуже. Сразу же носле совещания, однако, он начал приспособлять эти гаки. В дальнейшем все убедились в явном преимущест ве таких нововведений. Перед началом промысла мы успели вьпустить первый номер ••уювой стенгаветы. В газете были ппмещ-ны все обязатель ства вахт п«>д заголовков. .Дав ши слово, держись". Кочегара тоже включились в соревнование вахт и а своем письме, поме гценноч в первом номере стен- гачетк.', пишут .При любых у*-Л'н*н? 'бчзуемея держатьпар не менее 12 атмосфер. Ловите больше рыбы, а мы не под качаем*. На вторые сутки после от хода пз порта пришли на место ар >мисла. Подошли к поисково му РТ-44. Как водится, обме нились приветствиями. Первый трал иошел за борт. Спуск тра ла прошел благополучно. На ступили два часа нетерпеливого ожидания. На этот раз больше всех тревожились механики, хо тя, казалось.бы , спуск трала— не их дело. Через каждые 10 ми нут па мостике появлялся стар шин .механик и спрашивал у питейного штурмана Бурма кина. — Ну, Миша, поднимай ско рей. Кик ты думаешь, попало что-нибудь или нет? Наконец, показался мешок тра ла. На первый раз попало около тонны. Под'ем трала проходил всего только 2 0 минут. Так начались пашн промысло вые будни, когда время про ходит в горячей напряженной работе от спуска до под'ема трала, от уборкн рыбы до эа- солкн. В этой работе, в Напря женном соревновании вахт очень большую помощь оказывал судо вой бюллетень, каждое утро го рячо обсуждаемый средн вахт. В бюллетене помещались еже дневные сводки о ходе промыс ла других тральщиков, а так же каждодневные показатели работы трех вахт. Бюллетень настолько прочно вошел в су довую жизнь экипажа, что ког да он случайно занаэдывал, это вызывало возмещение- Стенгазеты, бюллетени, вах тенные производственные сове щания. общие собрания судово го экипажа—все эти массовые мероприятия сделали свое боль шое дело. Постоянный живой обмен опытом позволил каждой вахте за этот рейс почти удвоить по сравнению с прошлым рей сом показатели тралового режи ма и по быстроте уборкн рыбы. В свободное время команда слушает по радио последние из вестия. концерты. Небольшая судовая библиотека на второй же день разошлась по рукам. Обидно только, что местком трал флота не удосужился снабдить большим количеством книг. Един ственное культурное мероприя тие, которым так хвастался ме стком—демонстрирование кино фильмов на траул рах—на деле, оказывается, проводится очень скверно. Перед отходом в рейс тов. Князев обещал передать киноаппарат н пару художест венных фильмов. Но это благое намерение осталось невыполнен ным. Возможностей для органи зации хорошего культурного досуга на траулере очень много. Надо, чтобы этим большим во просом местком тралфлота за нялся по-настс»ящ* му в пере стал бы кустарничать в куль турном обслуживании моряков, как это делал• сь до сих пор. Стахановский рейс РТ -10 „Лебедка" завертев. Вся коман да дала крепкое стахановское слово работать во втором рейсе еще лтчше.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz