Полярная правда. 1936, декабрь
Ni 300 (3064) 28 декабря 1936 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 НА ПАРТИЙНЫЕ ТЕМЫ ПОЖЕЛАНИЯ РАБОЧИХ Рабочие судоремонтных мастер- сімх Балтийского государственного пароходства обсуждали статью своего беседчика тов. Нчелкипа «Поделимся опытом», опубликованную в «Поляр ной правде» 21 декабря. Приводим высказывания отдельных рабочих, их ребовання к агитаторам и беседчн- ам. С Л У Ш А Ю Т С И Н Т Е Р Е С О М Тов. Мартынов—котель щик—производственный стаж 35 лет — Рабочие нашего цеха с большим интересом слушают и обсуждают во‘- просы, которые затрагиваются в бе седах. В дни работ исторического С’езда Советов мы всегда собирались в определенном месте в цехе и жда ли начала беседы. Вот и теперь мы изучаем, стараенся глубоко по нять каждую статью Сталинской Конституции. Беседы в цехе сильно помогают нам глубже осмыслить прочитанное в газетах. Здесь нам раз'ясняют некоторые непонятные слова, встречающиеся часто в теле граммах из-за границы. Плохо, что молодежь в котельном цехе иногда мешает нам слушать беседчика. Комсомол должен это учесть и орга низовать молодых рабочих для уча стия в беседах. И Н Т Е Р Е С К С О Б Ы Т И Я М В И С П А Н И И Тов. 7 р е м б а х—слесарь — Все мы с большим вниманием следим за героической борьбой ис панского народа с фашистскими мя техникам и. На эту тему у нас в цехе мало проведено бесед. Каждому рабочему интересно знать экономику, географию и историю Испании. Я пропгу нашего беседчика почаще знакомить нас с событиями в Испа нии. Б Е С Е Д Ч И К О М М Ы Д О В О Л Ь Н Ы Тов. Вдовин—котельщик— производственный стаж 30 лет — Мы, старые производственники, считаем, что «Полярная правда» своевременно поставила вопрос об об мене опытом проведения политиче ских бесед в цехах. Наш беседчик тов. Пчелкин помогает нам лучше разбираться в политиче ских вопросах, правильно понимать события, происходящие в иашей стра не и за границей. Я регулярно чи таю газеты, по не всегда могу само стоятельно разобраться в междуна родной политике. Во время проведе ния бесед и коллективных чпток у пас- в цехе я задаю вопросы, па ко торые тов. Пчелкин всегда толково отвечает. После таких бесед мне ста новится ясным все прочитанное в газетах. Тов. Пчелкиным, как бесед чиком, мы довольны. Но хотелось бы попросить его чаще знакомить нас с событиями па международной арене. У С Т Р А И В А Т Ь В Ц Е Х А Х К О Н Ц Е Р Т Ы Тов. Воронин—слесарь — Остается лишь приветствовать регулярное проведение политических бесед. Но неплохо было бы иногда устраивать громкие читки художест венной литературы. Мы бы с удо вольствием прослушали отдельные отрывки из произведения Н. Остров ского «Как закалялась сталь», рас сказы Салтыкова-Щедрина и др. пи сателей. Считаю, что изредка надо устраивать в цехах концерты. Если это невозможно сделать в обеденный перерыв, то почему бы не пригла сить артистов по окончании работ? ПАРТКОМ ДОЛЖЕН ПОМОГАТЬ БЕСЕДЧИКАМ В механическом цехе Судоремонт ного завода Мурманрыбы, где я яв ляюсь беседчиком, рабочие и инже нерно-технические работники стали больше интересоваться историей, гео графией художественной литерату рой. Часто можно слышать в разных местах цеха беседы рабочих о собы тиях в Испании, Китае, о стаханов ских победах хозяйства СССР. Зада ча беседчика и агитатора — свое временно выявлять, какие вопросы волнуют рабочих, чем они интере суются и, исходя из этого, строить свою работу. С неослабным вниманием изучают, обсуждают рабочие цеха материалы Чрезвычайного V III С'езда Советов. Много задают вопросов. Нет такого дня, чтобы у нас в цехе не состоя лись беседы п.тп читки. Вся агита ционная работа на ближайшее время подчинена одной цели — довести до сознания всех трудящихся каждую статью новой Конституции и докла да тов. Сталина. По этим вопросам проводятся у нас беседы и читки. Мы уже приступили к глубокому изучению Конституции в кружках. Я прочитал статью в «Полярной правде» «Поделимся опытом» и хо чу рассказать о том, как по моему мнению лучше организовать больше вистскую агитацию. Два года рабочие механического цеха знают меня, как беседчика. Приходилось проводить беседы на разнообразные темы. П надо сказать, Уголок нового Ленинграда. Жилые, благоустроенные дома, выстроенные на площади Стачек. Фото Союзфото. Н О В О Е С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О „ТУПИК" что беседы, к которым я готовился предварительно, проходили оживлен но и интересно. Перед беседой я чи таю рекомендованную литературу. Не мало помогает журнал «Спутник аги татора». В статьях «Спутника аги татора» всегда имеются ответы на животрепещущие вопросы. В специ альных статьях раз’ясняются важ нейшие события. Здесь можно полу чить ответ па иностранные слова, встречающиеся часто в печати. Я бы рекомендовал всем беседчикам вы писывать и регулярно читать жур нал «Спутник атптатора». При чтении газет я делаю вырез ки. Слежу за журналом «За рубе жом». В нем печатаются статьи из иностранных газет и литературы. В этом журнале я черпаю много фак тов о жизни трудящихся капитали стических стран. Интересные факты я пспользую при проведении бесед. По отдельным наиболее серьезным темам я получаю инструктивные указания в парткабинете Горкома ВКП(б), но считаю эту помощь недо статочной. Мне кажется, что повсе дневную помощь беседчпки и агита торы должны получать в парткомах. Партком должен своевременно подби рать для 'беседчнков литературу, под готавливать наглядные пособия, орга низовать на местах обмен опытом. Хорошо поставленная агитационно массовая работа содействует повыше нию производительности труда. Беседчик Г. И. ФОМИН. К 1 ноября строящийся в Боль ничном городке хирургический кор пус надо было подвести под крышу. Руководителями Мурманстроя этот срок выдержан не был. Работы по возведению стен растянулись еще па два месяца и будут закончены не раньше 1 января. Причина отстава ния этого важного строительства од на — отсутствие плановой и чет кой организации работ. Сейчас на строительстве занято всего лишь 66 рабочих. Из них ка менщиков — рабочих решающей квалификации — только пять, а плотппков— 11. Остальные рабочие— подсобники. У плотников часто бы вают простои, так как подсобники пе успевают во-время доставлять к месту работ материалы. Но совершенно нетерпимое положе ние создалось у каменщиков. Про стой вошли у ішх в систему. Транс портер, подающий кирпич, иенспра веп и часто останавливается, так как ремень у двигателя пришел в пегодпость. П каменщики и под собпики не раз требовали от руково дптелей стройки сменить ремень на моторе, но руководители «экономят» два десятка рублей, пе понимая, ви димо, что тем самым они выбрасы вают па ветер сотни рублей. На очереди большие работы — внутренняя отделка помещений. К этой работе приступить нельзя, так как в здании еще не установлены окна и двери. Отдел снабжения Мурманстроя (тов. Орешкпп) даже за два месяца пе су мел обеспечить изготовление сто лярных изделий в своей мастерской. А раз здание не закрыто и не отеп ляется, — нельзя начинать штука турные работы. Руководители стройки хирургиче ского корпуса не знают, за какие ра боты придется в скором времени приниматься, онп не составляют плапа этих работ, пе заботятся о за готовке материалов (надо сказать, что и сейчас здесь работы идут без плана). Руководству Мурманстроя следует немедленно ликвидировать создав шийся на стройке «туппк» и обеспе чить 1 января нормальное развер тывание работ. Ф. МАКАРОВ. РАЗВЕ ТАК НАДО ХРАНИТЬ СТРОЙМАТЕРИАЛЫ Правильное храпение строитель- пых материалов и целесообразное их использование является неот’емлемой частью плана борьбы за снижение себестоимости строительства. Надо сказать, что эта элементарная исти на до сих' пор еще пе дошла до соз нания руководителей ряда строи тельных организаций Мурманска. Обратимся к фактам. В Мурман строе руководители вовсе не считают нужным заботиться о сохранепнп материалов. Так, на двух строитель ных площадках Мурманстроя (детсад па ул. Самойловой и строительство дома РЖСКТ) под открытым небом насыпано 100 тонп негашеной из вести. Достаточно наступить оттепе ли, которая в Мурманске является не редким явлением, и вся эта из весть будет испорчена. А это зна чит, что строительство потерпит убыток пе меньше 7 тысяч рублей. Работники Коммунального банка не раз укалывали управляющему трестом «Мурмалстрой» т. Федорову и НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Для ст. Мурманск план не закон производителю работ т. Кирсанову на недопустимость подобного явле ния, однако эти указания не были выполнены. Можпо привести ряд других при меров безответственного храпения стройматериалов Мурманстроем. П не приходится удивляться тому, что Мурмапстрой пе только не выполнил правительственное задание по спи жепшо стоимости строительства, но даже допустил удорожание его на сумму 647.800 рублей. Возмутительный хаос в хранении стройматериалов в Мурманстрое вы зывает справедливое возмущение ра бочих. Мы уверены, что руководящие ор ганизации Мурманска потребуют от руководителей Мурманстроя хозяй ского отношения к храпепню строй материалов, в которых, кстати ска зать, Мурмапстрой ощущает недоста ток. Инженер коммунального банка НОВИЦКИЙ. — Диспетчер? Говорит Лопарская. Поезд № 625 пришел с опозданием. Набирает воду. — Да, да Тайбола! Поезд iNš 625 опаздывает па 50 мипѵт. — Говорит дежурный станции Пулозеро. Машинист Винокуров при вел рыбный маршрут У& 625 с опо зданием. Записываете тов. диспет чер? . На станцию Имандра вместо 5 ча сов 30 мин. по расписанию маши нист Внпокуров привел поезд iNS 625 в 6 час. 30 мин. Диспетчер станции Мурманск Спприн печально смотрит на график. Сплошным зигзагом пдет кривая продвижения поездов. За последние дни опоздания в пути, катаппя па перегонах, катастрофически возросли. Вот фа спя безобразной работы станции в третьей декаде этого ме сяца. 21 декабря машинист ІІнмский но выдержал скорость хода поезда и опоздал па 28 минут. 24 декабря пз- за неисправности паровоза его поезд опоздал иа 4 часа 55 минут. 23 де кабря поезд машиниста Винокурова, ие взял в пути под’ема и опоздал жа 4 часа 56 минут. 24 декабря маши нисты Полунин и Смильзин опоздали на 59 минут. На перегоне Мур манск — Имандра машинист Смир нов умудрился опоздать иа 5 часов 36 мин. Опоздания из-за чистки то пок и ремонта паровозов в пути, опоздания из-за набора воды н по разным другим причинам, еппжаю- ншм техническую п коммерческую скорость пробега, стали системой в работе мпогпх машинистов мурман ского узла. Резким ухудшением всех звеньев характерна работа Мурманской стан ции. Один из основных показателей, определяющий качество работы стан ции — простой вагонов, — говорит об этом. Вместо 8,5 часа простоя по технологическому процессу (прибы тие, осмотр, постановка на подачу, выводка, формирование и т. д.) станция умудрилась за две декады декабря дать 12 часов простоя. Несмотря на те, что железнодорож-* никам известно наиболее «узкое» ме сто, порождающее простои, ожиданм накопления и выводка состава — иа этот -участок ие мобилизована все силы. Спокойно относятся на станции и к тому, что только 50 процентов всех поездов отправляются по расписание. 26 декабря поезд 905 опоздал и 1 час 11 мип. из-за поздней подачи паровоза. 25 декабря по это! же причине опоздали 3 поезда, 24 дека бря — два поезда. Эти факты сви детельствуют о плохой работе и дви- жепцев, и паровозников, задерживаю щих паровозы, выпускающих их больными. Плохо помогает станции клиенту ра. Только торговый порт сумел до биться значительного сокращение простоев под погрузкой и выгрузкой. А вот со стороны треста «Мурмажрм- ба» налицо прямое нежелание по мочь железной дороге в борьбе в простоянн. Фронт работ по тресту сейчас крайне невелик, можно был* бы работу организовать образцов*. Между тем 26 декабря нз затребо ванных под погрузку рыбы 18 лед ников, ни один не был погружея в срок, что привело к 20 вагоно-ча- сам простоя. Часто совершенно неос новательно, как это было, например, 26 декабря, клиентура отказывается от погрузки четырехосных ледников. Излишние маневровые работы в задержки все время создает ,«9ко- портлеп». Из-за своих удобств — сортировки при выгрузке из ваго нов — эта организация срывает об щегосударственное задание по ус корению выгрузки и погрузки. Решение Ленинградского Обкома ВКП(б) о работе Кировской и Ок тябрьской дорог обязывает железчо-> дорожников Мурианска — одной иа крупнейших станций Кировской д<н рогп — немедленно п решительно перестроить работу. Р. ТРОЯНКЕР. * ** ОТ РЕДАКЦИИ: Тов. Новицкий в своей статье совершенно правильно поднял вопрос о хранении стройма териалов в Мурманстрое. Надо ска зать, что хранение стройматериалов поставлено из рук вон плохо и в Муркоммунстрое, и на отдельных стройках Мурпищестрэя. Производи тели работ и десятники не проявля ют должной заботы о бережном хранении материалов, что ведет не только к их порче, ко и к хищению. Руководителям строи тельных организаций необходи мо принять решительные меры к упорядочению этого дела, а Окруж ной прокуратуре следует привлечь к ответственности тех руководителей стройорганизаций, которые упорно не желают ло - хозяйски беречь строительные материалы. Испытание сельдяного трала ем выловлено 500 килограммов сель^ ди. Этот первый опыт говорит о том, что у нас есть все возможности ор-; ганизовать траловый промысел сельди. С траулерз «Кит», вышедшего па испытание сельдяного трала, получе но сообщение о том, что в ночь на 25 декабря сельдяным тралом систе мы Брыицова, Михова за один пэд’ - На стройке дома РЖСКТ Не один (раз Мурнаиетрон прини мался за достройку дома РЖСКТ (па улице Сталина). Этот об’ект включался п в план стахановского месячника, по под предлогом всевоз можных «об'екггивпых» причин трест работы ие выполнил. До сих пор нз строительстве до ма работали лишь рабочие Горжил- союза, которые ведут отделку квар тир по первой лестничпой клетке. На двух остальных лестничных клет ках Мурмапстрой только сейчас при ступает к штукатурке. 26 декабря сюда направлены две бригады шту катуров тт. Зайцева и Миронова, до этого работавшие на стройке детских садов. Штукатурка на строительстве до ма РЖСКТ — большая и первооче редная работа. Двух бригад недоста точно. Но и для нормальной работы этих бригад не созданы условия. Еще ие закрыта часть окоп, здание как следует не отеплено и пе осве щено. Развертывая штукатурку, падо ус корить и такие работа, как устрой ство полов и лестниц, обеспечив сдачу в эксплоатацню дома в макси мально короткий срок. В неизведанном промысловом районе В порт вернулся из исследователь ского рейса п о и с к о в ы й РТ-30 «Уссурнец». Капитан траулера т. И. Н. Демидов в беседе с нашим сотрудником сказал: — Изучая промысловую карту, исходя из личных наблюдений, я пришел к выводу, что севернее центрального района должна быть хорошая концентрация рыбы. Промышляя в прошлый рейс в Центральном районе, я решил прод винуться до этого «белого пятна». Первые же днп поисков в этом рай оне подтвердили мои предположения. Иод’емы достигали 3 тонн. Рельеф дна изобилует довольно крутыми склонами, где обычно держится ры ба. Грунт хороший; чинить трал приходилось редко. Но рейс кончался и проверить до конца свои наблюде ния не удалось. В этот рейс я поставил задачу — продолжить свои наблюдения, глав ным образом, дать определение, бла гоприятствует ли придонная темпе ратура концентрации рыбы. Так же как и в предыдущий рейс, мы брали устойчивые под’емы в 2— 3 тонны. Продолжая исследо вания, я ждал подхода промысловых траулеров, чтобы нам продвинуться еще севернее. Одпако это мне не удалось, так как траулеры не приш ли. Можпо уверенно заявить, что но вый район имеет серьезное промыс ловое значение. Хорошая концентра ция рыбы позволяет уже сейчас по слать туда промысловые корабли. Исследовательский рейс траулера «Уссурпец» должен привлечь вни мание управления флота и Поляр ного института. Следует по-настоя щему взяться за освоение нового района. За активный промысел сельди Промысел сельди в Западной Ев ропе имеет уже многовековую дав ность. Сельдь у рыбаков всех страп имеет репутацию самой капризной, самой непостоянной рыбы. И дейст вительно, в пегорип сельдяного про мысла известно много случаев ска зочно обильных уловов, и не меньше случаев, когда сельдь совсем пе ло вилась в местах своего обычного про мысла. Основоположник современной их тиологии Лацепед писал в Y' m II ве ке, что сельдь «определяет судьбу целых государств и народов» В те времена дело обстояло именно так, потому что промысел сельш ьо всех западно - европейских странах осно вывался на пассивных методах ло ва, и неподход косяков сельди к бе регам какой-нибудь страны означал горе и разорение всего рыбацкого на селения п банкротство купцов, тор говавших сельдью. Современный сельдяной промысел в Западной Европе уже не зпает прежних катастрофических недоло вов, потому что во всех странах лов сельдн давно уже перестал быть пассивным. Промысел сельди во всех странах Западной Европы теперь организован \таж , что ловецкие суда этих стран ловят сельдь не только у своих бе регов, по предпринимают плавания в отдаленные районы к берегам дру гих стран. Этим не только дости гается гарантия от нролова в случае псподхода сельди к своим берегам, по п получается возможность произ водить лов сельди в течение возмож но более длительного периода года и тем повышать эффективность дорого стоящих крупных промысловых су дов н орудий активного сельдяного лова. Современные промысловые су да, обладающие большим районом плавания и 'могущие промышлял, в любом районе и в любом отдалении от своей базы, уже не знают преж них катастрофических проловов. По этому уловы Западно-европейских стран в настоящее время пе показы вают тех резких колебаний в уло вах сельди, которые • были таким обычпым явлением во времена пас сивного лова. Запорный лов, независимо от уровня своей техники, по самой сущности своей является самой древней, самой первобытной и сар мой пассивной формой добычи ры бы. Как все пассивные виды про мысла, запорный лов зависит от со четания ряда причин, лежащих вне волн хозяйствующего суб’екта и по тому подвержен значительным коле баниям. Ни в одной стране Западной Европы и Америки промысел сельди не зиждется на одном запорном ло- ье. Везде, где игрименяетея запорный лов, параллельно с ппм и незави симо от него применяются активные виды лова сельдн. В Норвегии на всем пространстве ее побережья, изрезанном глубокими фиордами,широко применяется запор ный лов сельди, по оп пе ограничи вается пассивным ожпдаиием захода сельди в куты губ и фиордов. Кон центрирующиеся над берегом и у входа в фпорды косяки сельди об метываются специальными невода ми, улов пригоняется к берегу в ближайшей бухте и сельдь вылавли вается но мере возможности п надоб ности из полученного таким обра зом запора. Техника этого активизи рованного запорного лова соответст вует мелко-капиталистической стру ктуре современного норвежского сельдяного промысла. Наряду с этим в Норвегии широко применя ются активные виды лова сельди дрифтерными сетями и кошельковы ми неводами. В большинстве стран северной Атлантики запорного лова не суще ствует, и сельдь добывается главным образом дрифтерными сетями. (Ан глия и Шотландия) или дрифтерны ми сетями и тралом (Германия). Сельдяной промысел всех стран зиж дется на лове большого числа поко ления сельди (пе менее 1S— 20 по колений), и это обстоятельство не ставит результаты лова в зависи мость от наличия или отсутствия \рожайных поколений, гарінтпруя ему определенную стабильность. Так, уловы сельди в Немецком море, в самом основном районе западно-ев ропейского сельдяного промысла за последнюю четверть івека держатся пз года в год на одном уровне 450— 500 м и л л и о н о в килограммов в год. Наш Мурманский промысел сельди совершенно не похож иа промысел других стран. Он зиждется только па лове 3— 4 поколений сельди, а по тому целиком зависит от наличия к.ти отсутствия среди этих немногих поколений одного и л и нескольких урожайных лет. Удачные уловы 1933— 35 гг. были обусловлены наличием исключительно урожайно го поколения 1930 года. Сельди старше шестилетнего возраста к на шим берегам не подходят в массовых количествах. Поэтому урожайное по коление 1930 годз уже не оказы вает в л и я н и я на наши уловы, а следующее урожайное поколение 1933 года еще не успело себя про явить в нашем промысле. В этом ос новная причина тех затруднений, которые сейчас переживает наш сельдяной промысел. Кроме того, мы до сих нор освои ли только незначительную часть Мурманского побережья, а шотому результат нашего промысла сельди зависит не только от наличия сель ди вообще, по п от подхода сельди нмепно в те районы побережья, ко торые нами пока освоены. Поэтому необходимо прпзпать, что наш мур манский сельдяной промысел с само го своего возникновения развивался односторонне и неправильно. Сель дяное хозяйство Мурмана развива лось на базе одного только запорно го лова и пренебрежения ко всем прочим видам добычи сельди. Только этим об'ясняется полное отсутствие всякого интереса к мур манской сельди во все прочие мо менты ее жизни, кроме сроков ее подхода к берегу и захода в губы Мотовского а Кольского заливов, в которых мы для нее приготовили за поры, и то предубежденное отноше ние руководителей местных рыбохо зяйственных организаций ко всем попыткам применения каких-либо орудий лова кроме запоров. Сельдяной промысел на Мурмане в сущности насчитывает всего лишь шесть лет своего существования. За этот короткий период мы'пережили и большие успехи (1934— 1935 г.) п большие поражения (1935— 1936 год). Однако до сих пор мы продол жаем строить все свои надежды па запорном лове сельди и не хотим серьезно заняться дрифтерным ловом, к которому питаем определенное предубеждение. Поэтому даже з мо менты наилучшего лова дрифтерны ми сетями мы ловим на комбайне 20— 25 сетками, а на удлиненных касатках 15— 20 сетками. Берего- Еые рыболовецкие организации все еще чего-то ждут вместо того, что бы серьезно заняться реконструкци ей всего нашего сельдяного хозяйст ва, используя для этого весь наш опыт и все достижения заграничной техники. При отсутствии промысла необхо дима организация самостоятельных морских исследований, которые толь ко одни могут доставить данные для суждения о возможности и рента бельности организации того или ино го вида промысла. В отношении сельдн Мурмана со здалось совершенно исключительное положение, при котором научные ис следования могут базироваться толь ко на данных кратковременного я одностороннего опыта запорного лова на незначительном у’йстке побе режья. Прн полном отсутствии како го бы то ни бы.то морского промыс ла сельди в Баренцевом море и при одновременном отсутствии морских исследований сельди, основной во прос о реконструкции промысла сельдн на Мурмане не может полу чить правильного разрешения. Применение современной техника морских исследований промысла сельди, которые только одни могут открыть дальнейшие перспективы правильного развития промысла, со пряжено с большими затратами в продолжении рада лет и может быть осуществлено лишь при непосредст венном участии самих рыбохозяйст венных организаций. Вопрос о мурманской сельдн — это вопрос не только краевого зна чения. Проблема мурманской сельди имеет всесоюзное значение. Разреше ние ее требует мобилизации всех сил. Дальнейшее отмахивание от этого во проса недопустимо. Мы считаем, что рассмотрение этого вопроса в узких рамках ве домственных интересов отдельных хозяйственных организаций не может дать положительных результатов. Поэтому мы полагаем, что созыв специальной окружной конференции с привлечением широкой обществен ности в настоящий момент является настоятельно необходимым для разре шения целого ряда основных вопро сов, связанных с реконструкцией сельдяного хозяйства Мурмана. М. СОМОВ. ОТ РЕДАКЦИИ: редакция просит специалистов, работников научных учреждений и моряков высказаться по затронутым вопросам в статьв М. Сомова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz