Полярная правда. 1936, декабрь
№ 293 (3057) 20 декабря 1936 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 В парторганизации небольшого завода Как лучше организовать изучение ж пропаганду материалов С’езда Со ветов? Вопрос этот очень волнует парт орга хлебозавода тов. Александрова. Положение у него такое: ша за воде 150 рабочих, а коммунистов всего 3. Агитаторов и пропаганди стов нет. Завод работает в три смены. По литической агитацией, которая сво дится только к "читкам газеты, с грехом пополам охвачена первая, дневная смена. О работе в ночных сменах и говорить не приходится. Что же я могу сделать, — жа луется тов. Александров. Рвусь на части. Посмотрите, как распределена время: первое — заочно изучаю курс истории ВКП(б). Второе — с 15 декабря начались занятия на районных общеобразовательных кур сах. Затем, на заводе я, ведь, зав хоз. Если уметь ценить время, так его хватит и на работу, н на учебу, ч на отдых. Но я, как парторг, прежде всего должен заботиться о рабочих, чтобы они хорошо поняли доклад великого вождя товарища Сталина. Тут т. Александров стоит лицом к лицу с огромной тягой беспартийных рабочих изучению исторического документа нашей эпохи. Парторг рас крывает свой дневник. Там ѵйма записей. Он выкладывает оттуда множество сведений, фактов, жалоб. 20 дней в месяц рабочие завода заняты после работы, на учебе в технических кружках, в ликбезе. Прибавьте к этому 5 выходных дней. И остается, значит, всего 5 дней. На полтора месяца парторг с тру дом «выкроил» всего один пзртдень, 3 обеденных перерыва для читки Конституции и для митинга в связи с докладом товарища Сталина. — Может быть я поступил не правильно, — продолжает т. Алек сандров, — но я всю массово-поли тическую работу переключил в тех нические .кружки и кружки ликбеза. — Каким же это образом? — А просто. К четырехчасовой программе 'кружка я прибавил еще один час на политбеседу. Так обстоит на хлебозаводе дело с пропагандой материалов Чрезвычай ного V III С’езда Советов. Состояние 'партийной работы, по литической агитации я пропаганды на хлебозаводе хорошо иззестно Ки ровскому райкому ВКП(б). Недавно райком заслушивал отчет парторга т. Александрова. Но оживления парт работы после отого «все же не по следовало. Райком указал парторгу хлебоза вода па необходимость усилить ак тивность каждого коммуниста, во влечь в партийную работу. Работы па заводе много. Парторг поручил Тереньтеву делать доклады, Авпка выдвинул на редактирование газеты, руководить осоавиахпмовской рабо той. А пропаганда и агитация? К этому делу привлекли сочув ствующих.• По их па заводе всего 4 человека. Не может парторг развер нуть свою работу, а помощи, кроме директив, от райкома он больше пе видит. — У (меня этого наболевших во просов, — говорит тов. Алексалд- ров. — Но инструктор райкома тов. Филимонов за все. время на заводе побывал 2— 3 раза. Вот н недавно был тов. Филимонов. Прошелся со мной ио производству и ѵшел. Потом" меня вызвали в райком делать отчет о партработе. Этим дело и кончи лось. Сейчас все коммунисты и сочув ствующие завода будут изучать до клад товарища Сталина по специаль ной программе в сети партийного просвещения. А как же беспартий ные? На этот вопрос Александрову не дали ответа ни инструктор райко- кома тов. Филимонов, ни бюро Ки ровского райкома ВКП(б). Никто не помог Александрову ор ганизовать пропаганду исторических материалов С’езда Советов среди ра- СТАХАНОВСКИМ МЕСЯЧНИК СТРОИТЕЛЕЙ I П Р Е Д ‘ Я В J1 Е Н К С Д А Ч Е Улица Горная — пополнилась еще одним красивым зданием. Строи тели конторы Севзапстройвода заяви ли вчера: детский сад для детей ра бочих Торгового порта готов к сда че. Выстроенный детский сад — са- рплами ведет на 2-й этаж. Оттуда, с остекленной веранды простирается широкий вид на город, па залив, иа предприятия торгового и рыбного порта. Весело будет ребятам развлекаться в этом, уютном очаге отдыха и здо- мое красивое здание из всех домов ровъя. Общественности порта есть на улице Горной. Привлекательный вид его фасада. Позади здания — ровная площадка для развлечений детей. Внутри здания просторные и чистые залы с огромными окнами. Аккуратно выложенные печи, покрьг- бочпх. Никто не пытается исправить тые в черную лаковую окраску, чѵ- серьезные ошибки парторга хлебоза- гунные плиты. Железобетонная лест- вода, слившего массово-политическую работу с кружками ликбеза и тех нической учебой. Парторганизация завода неболь шая. 'II поэтому, видимо, Кировский райком не уделяет ей должного вни мания. Между тем, именно тут, где не хватает партийных сил, и сле дует раіікому поработать основа тельно. Достаточно провести такие факты: Па хлебозаводе в ходу «теория» невозмолслости перекрытия по-рм из- за того, мол, что потребление хлебав Кнровске не увеличивается. Прямым следствием этой «теории» является практика недооценки стахановского движения. Па заводе из 150 рабо чих только 15 стахановцев. Но и их настоящими -стахановцами ни дирек тор завода, ни парторг пе считают. Так идут дни небольшой парт организации маленького завода. Ю. КИРЕЕВ. Кировск. ница с плотными решетчатыми пе- за что благодарить строителей дет сада. С начала до конца стройки дет сада замечательные образцы работы показывали бригады плотников тт. Румянцева, Тарасова, Расолова, Юх- макова. Среди каменщиков известны, как лучшие стахановцы т. Сагиров, все звено тов. Голикова. Быстро вы полняли (задания по Еладке печей Самаро- стахановцы - печники тт. ков, Светлов. По этим замечательным стаханов цам - передовикам стройки равнялся весь 'коллектив строителей. Соревно вание бригад дало свои ' результаты. Строители детсада на ул. Горной первыми завоевали переходящее зна мя Городского совета за лучшую стройку. Детсад на ѵл. Горной пред’являет ся к сдаче первым из 8 строящих ся детучрежденип города. И качество сі|роитсльных работ здесь значитель но выше, чем па остальных строй ках. П О Д С О Б Н И Ц Ы О РЫБЕ, ГРИБАХ И СИСТЕМЕ ЗАГОТОВОК Сельское и охотнпчъе-промысло- вое хозяйство Мурманского округа может дать нашим городам большое количество дополнительных продук тов питания и предметов хозяйствен ного обихода. Заготовку этих товаров ведет за готовительное управление Окрпот- ребсоюза. Со своими прямыми вада- шепых грибов сейчас нет ни в Мур манске, ни в Кпровске, ни в Монче горске. В то же время на селе почти в каждом хозяйстве есть большие запасы сушеных грибов. Заготови тельное управление их не закупает. В системе Окряотребсоюза заготов ки (предоставлены самотеку. Сель ская кооперация, которая обязана чамп управление не справляется. Пз непосредственно заниматься заготов- всего обширного ассортимента това- камп, не делает буквально ничего ров и •продуктов, которые может дать ' дм поисков товаров. Закупают толь- округ, это управление заготовляет ко то, что принесут. Этим же отли- только рыбу, мясо, молоко, грибы, ягоды, дичь л дрова. План основно го вида заготовок— озерной рыбы — .выполнен только на 62,2 процента. Грибов, урожай которых в этом году был небывалым, заготовлено только 17 тонн. По подсчетам местных охотников можно заготовить не меньше 150— 170 тысяч штук боровой дичи. За планировано было заготовить 30 ты сяч, а заготовлено лпшь 7.677 штук. Водоплавающая дичь, которая водится здесь в огромных количест вах, не заготовляется. У нас есть большие возможности наладить промысел и заготовку птичьего пера и пуха, всевозможных изделий кустарей-одиночек (деревян ная посуда, варежки, туфли, шапки, изделия из оленьего рога и кости н т. д.). Никаких мер к этому не принимается. Заготовительное управление, меж ду прочим, не может организовать заготовку даже того, что буквально само идет в руки. Взять, хотя бы те же грибы. Су- чается и аппарат самого заготови тельного управления. Каждый лишний процент выпол нения плана заготовки озерной рыбы вызывает у руководителей управле ния (директор т. Барков, зам. дирек тора тов. Любович) глубокое уны ние, ибо каждый килограмм заготов ленной рыбы приносит большой убы ток. Управление подвело некоторый баланс по заготовкам озерной рыбы. Получилось следующее: окончатель ная себестоимость заготовленной ры бы — 677 тыс. руб., продажная стоимость — 447 тысяч рублей, итого убыток в 230 тысяч рублей. Рыба заготавливается главным образом в отдаленных пунктах, до ставка груза откуда возможна толь ко в течение нескольких месяцев в году и обходится чрезвычайно доро го. К тому же, при транспортиров ке рыба частью портится совершен но, частью значительно теряет каче ство и, следовательно, ценность. Выход из этого положения есть (и заготовительное управление велико лепно знает его). Кроме заполни нужна и другая обработка: копче ние, вялепие, сушка. Небольшие за траты па устройство примитивных коптилен и сушилок окупились бы в первый же год. Тем пе менее, управ ление ничего не делает, чтобы изме нил. существующее положение. Причина этого лежит в самой структуре аппарата заготовительного управления, структуре чисто бюро кратической. Аппарат заготовитель ного управления состоит из 8 чело век. Из них только 2 оперативника: агенты по Восточному н Западному побережью. По и эти агенты почти все время находятся в Мурманске выезжают в район очень редко. Оторванность заготовительного уп равлепия от мест заготовок, отсутст вне оперативности в работе ведут к тому, что огромные ресурсы допол нительных заготовок остаются пейс- От Волховстрояк Нива-3 Десять лет назад состоялся тор жественный пуск Волховской гидро электростанции имени Ленина. Волховская гидроэлектростанция — одна из первоочередных станций, включенных в план ГОЭЛРО (Госу дарственная комиссия по электрифи кации России), с гениальной прозор ливостью начертанный Владимиром Ильнчем Лешиным и разработанный под его непосредственным руковод СТВОМ- Спроительство Волховской электро станции началось в 1918 году, в са мое трудное для страны время. Владимир Ильич уделял строитель ству Волховской ГЭС огромное вни мание, лично и неустанно следил за всем ходом работ, помогал коллекти ву строителей, во главе которого стоял академик Графтио. Затянувшееся на несколько лет строительство было успешно завер шено. И 19 декабря 1926 года Вол ховская гидроэлектростанция дала первый ток промышленности Ленин града. К своему десятилетнему юбилею станция приходит с большими до- стиженияэи. , • Первоначальная мощность ГЭС значительно перекрыта. За 10 лет Волховская ГЭС выработала 3 мил лиарда 625 миллионов киловаттча- сов энергия. Среднегодовая выработ ка составляет 362 миллиона кило- ваттчасов — на 112 миллионов ки- ловаттчасов больше, чем было оа- Ероектировано. Количество людей, обслуживаю щих агрегаты станции, благодаря стахановским методам работы в два раза меньше, чем было предусмотре но планом. За первое свое десятиле тие Волховская ГЭС сэкономила стране 2 миллиона 500 тысяч тонн условного топлива. Волховстрой был первенцем Совет ского гидростроительства. Со времени пуска Волковской ГЭС колоссально выросла энергетическая база Союза. Еще в прошлом году Советский Со ки занял третье место в мире по ко личеству вырабатываемой ежегодно электроэнергии, а по тіш іѵ роста мощностей электростанций обогнал самые передовые в технике - эконо мическом отношении капиталистиче ские страны. Между Волховстроем и сегодняш ним днем лежат такие яркие стра ницы социалистического гидрострои тельства, как Днепрострой, Рион, как десятки и сотни больших и ма лых промышленных электростанций. Наши гидростанции, построенные за эти годы под непосредственным руководством товарища Сталина, яр кий образец смелых, творческих дер заний русского революционного раз- пользованными. Н. ВОРОБЬЕВ. За полтора месяца на улицах Мурманска выросли красивые корпу са. Это вновь построенные детские сады и ясли. Их строплп каменщики, бетонщи ки, штукатуры, плотники, маляры. На каждой стройке наберется с деся ток различных ведущих профессий. 1о мы хотпм сказать об одной про фессии, которая не считается веду щей — о подсобпиках. Это незаметная пз всех существу ющих на стройках профессий. Оней принято мало говорить п некоторые руководители даже склонны думать, что подсобники дело пе решают. Ме жду тем подсобники тоже играют не маловажную роль. От них зависит успех работа штукатуров, каменщи ков п маляров. На строительстве каменного детса да Мурманстроя работает три десятка подсобников. Из ппх — 22 женщи ны - подсобницы. Среди подсобниц немало замечательных стахановцев. Подсобницы звепа тов. Чухонцевой: Астафьева. Гонина, Зайцева система- тичеокп выполняют производственное задание на 150 процентов и выше. Они обслуживают материалами зве но штукатуров тов. Зайцева. И впра ве штукатуры гордиться заботливым и любовным отношением к делу своих помощниц. Вот как отзывается о их работе десятнпк тов. Королев: — На нашей стройке, — говорит он, — замечательные звенья подсоб ниц. Это прежде всего звено тов. Чухонцовой и звено Яшенькиной. Многие работницы этих звеньев ра ботают на стройке по полтора-два года. За нігми нет замечапий, а их ваботливое отношение к строитель ству видно на каждом шагу. На стройку они приходят, как правило, за 20— 30 минут до тудка и ста раются подготовить все материалы и рабочее место так, чтобы штукату- J41M можно было сразу приниматься за работу. Подсобпица-стахановка т. Со ловьева (стройка детсада на ул. Кирова). Фото Г. Ратфельдера. Хорошо отзывается о подсобницах стройки деревянного детского сада десятник тов. Яковлев. Здесь особен но хорошо работает звено тов. Сергу- шевой. Такое же мнение о подсоб- пипах у бригадира тов. Земскова. Каждый, кто связан со стройкой, ви дит большую работу подсобниц. Но не везде научились руководи тели и организации заботливо и вни мательно относиться к подсобницам. Часто их считают «второстепенными» кадрами, строителями второго раз ряда. Достаточно привести один при мер. Большинство подсобниц не во влечено в общественную работу. Профорги, как правило, обходят в об служивании эту группу работниц. А какую большую пользу во всех об ластях работы могли бы они прине сти. Совершенно недопустимо, что сре ди подсобниц не организована техни ческая учеба. Многие из них рабо тают на стройках по несколько лет п за эти годы не добились повыше ния своей квалификации. Подсобницы — это не второраз рядные и пе второстепенные кадры среди строителей. От шпх также за висят и темпы и качество строи тельных работ. Подсобниц надо ок ружить вниманием и заботой, помо гать им учиться, прививать им на выки квалифицированных строителей. Ф. МАКАРОВ. Письма трудящихся Пассажиры возмущаются По заливу, от Мурманска до стро ительства завода Севморпути, долж ны курсировать несколько катеров. А фактически ходит только оджн «Мурманец». Вое остальные суда почти беспрерывно находятся в ре монте. «Мурманец» с перевозкой людей не справляется. Строителям завода Оевморпуп часто приходится ездить в Мурманак и обратно. Это, ^казалось бы, недале кое путешествие сопряжено с боль шими опасностями. «Мурманец» дол жен приставать к каботажной при- стапи. По по воле капитана он всег да пристает не к пристани, а к большим пароходам. Пассажирам приходится по узенькой дощечке взбираться вверх. При высадке и* соблюдаются даже самые элементар ные меры безопасности. . >1 Об этих ненормальностях на стро ительстве каждый день говорят. Пас сажиры возмущаются. По управле ние строительством и профсоюз мер никаких не принимают. Чтобы обеспечить безопасность по садки и высадки пассажиров, над» сделать лишь хороший трап в ру биться, чтобы пароход приставал к пристани. Затрат ведь это больших не требует. Стоит лишь кому-нибудь побеспокоиться об этом. н. РОД. БЕЗ НОРМ, БЕЗ РАСЦЕНОК Фото Агича. (Союзфото). В отделе снабжения Севзапстрой вода работают 2 бригады грузчиков: Редькина и Солдатова. Рабочий день в обеих бригадах не уплотнен. И в дневную и в ночную смены рабочие недорабатывают ие меньше, чем 2 часа ежедневно. По какой причине? Не во-время подают автомашину для погрузки материалов. Нарядчик Жу равлев расстановкой рабочей силы занимается лишь тогда, когда выхо дит на работу. Контроль за работой бригад отсутствует. Многие рабочие бригады Солдатова не знают даже своего бригадира, потому что он ра ботает па другом участке. В оплате труда рабочих существу ет уравниловка. Тарификация разря дов пе проведена. Бригады на звенья не разбиты. Расцепки на работы до рабочих не доводятся, наряды в большинстве случаев пе выдаются. В результате среди грузчиков высокая текучесть. Вообще в отделе снабжения Сев запстройвода очень много неполадков. Автомашины, выделенные для пере возки стройматериалов, используют ся плохо. Например, 4 декабря 2 ав томашины с 6 грузчиками и десят ником были направлены за кирличем на Фадеевскпй завод. Прибыв туда, грузчики выяснили, что кирпича нет и уехали ни с чем обратно. Впу стую было потеряно 18 человеко-ча сов и 4-чаоовый пробег 2 автома шин. На строительных участках часто теряются стройматериалы, так как грузчики, пе получая указаний, сгружают материалы, где придется. Выгрузка материалов, в частности кирпича, производится крайне не брежно, что ведет к большой его отбраковке. Руководителю Севзапстройвода тов. Плепгкову падо^ немедленно принять меры к устранению беспорядков в работе отдела снабжения. А. СЕЛИВАНОВ. Мы хотим учиться Среди работников столовой >4 1 ОРС Кировской ж. д. есть малогра мотные. Учиться мы все хотим. Да х ш ие желать повысить свой общеобра зовательный и политический уро вень! Многие нз нас хотели бы глуіов» изучить доклад товарища Сталина на Чрезвычайном Y III с’езде Сове тов, изучить новую Конститущ* ОССР. Но никто иам в этом не помогает. Несколько раз мы обращались за по мощью к председателю месткома тов. Абушаеву и директору столовоі т Чистякову. Но они отвечают, что а месткоме нет средств для о п л а т преподавателя. Считаем, что это не оправдает». О. Д. ТАТАРСКАЯ К десятилетию Волховской ГЭС имени Ленина. На снимке: группа стахаповцев— старейших работников Волховской ГЭС пм. Ленина. Слева направо— мастер электроотдела Поливанов, мастер механического отдела Полис, бригадир слесарей Баскаков, бригадир электромонт<‘.}юв Богданов. маха и американской деловитости, большевистского преодоления всех трудностей. Они — показатель ог- ромпой технической культуры совет ской страны. 1 ' Блокада, голод, разруха, отсутст вие средств у советского государства обусловили исключительно тяжелые условия строительства Волховстроя. Саша жизнь того времени несколько раз ставила вопрос о прекращении работ. И все-таки, наперекор всем трудностям, станция строилась. 19 декабря 1926 года Ленинград получил первый ток Волховстроя. Одновременно зажглись яркие огни у іворот самой северной Мурманской, теперь Кировской железной дороги. Сейчас на длинном пути, этой до роги выросли Свирьстрой, Кондопога, .Нива-2, завершается строительство Туломы. Турбины и генераторы Волхов строя строились в Швеции, а тур бины п генераторы Нива-2 и Туломы выпущены со стэндов Рангах ленин градских заводов. Волхов был первенцем гидрострои тельства на севере. А десятилетие его совпадает с началом создания одного пз самых замечательных се- герных сооружений. За тысячу ки лометров севернее Волхова начата Пива-3. Нива-3 — строится по заказу Главгндроэнергостроя Наркомтяжпро- ѵа. Она предназначена для обслужи вания развивающейся никелевой і;ромышленности в Монче^гундре. Проект станции утвержден толь ко 1 декабря этого года. Срок стро ительства еще не установлен. По ориентировочный план работ рассчи тан до конца 1939 года. Общая стои мость строительства — 211 миллио нов 500 тысяч рублей, ііз них в 1937 году будет израсходовано 40 миллионов. V Мощность будущей станции со ставляет 150 тысяч киловатт, при очень высокой отдаче (846 миллио нов киловатт-часов). ІІива-3 будет пметь четыре агрегата. Вода реки, пройдя трехкилометро вый тоннель и ікрытый подво дящий канал, подойдет к напор ному бассейну, заполнит 4 камеры и упадет под землю — ша 75 метров ниже уровня реки. Под землею, на глубине 75— 80 метров будет станция. Вода, отдав здесь свою силу турбинам и гене раторам, вновь уйдет по другому тоннелю и выйдет уже в Канда лакше, у самого залива Белого моря. Над подземной станцией будет сооружен надземный напорный бас сейн. распределительное устройство, служебные помещения и повыси- тельная подстанция. Подобного рода гидростанции есть только в Италии и США. Но они значительно \мѳныпе нашей Нивы-3. Между прочим, следует заметить, что ка такой проект гидростанции на толкнул опыт московского метропо литена, показавший не только тех ническую возможность, но и сра внительно небольшую стоимость уст ройства прекрасных сооружении под землей. Основные работы на строитель стве гидростанции только еще на чались. Ва участке морского порта в Кандалакше, там, где выйдет река из последнего тоннеля, экскаватор уже вынул около 65 тысяч кубомет ров 'Морены. Строятся подсобно - производст венные здания и компрессорные установки для тоннельных работ. Почти готов лесопильный завод. Идет планировка поселка. К площадке будущей станции подводится желез нодорожная ветка, магистрали Ки ровской железной дороги. Нива- ГЭС-2 протянула сюда свою высоко вольтную линию передачи. 4 километра полотна Кировской железной дороги будут не позднее 1 июня передвинуты на 200— 300 метров в сторону. Нива-3— это не только гидростан ция. Здесь вырастет новый городок. Сейчас идет планировка и разбивка улиц. На жилищное строительство пового поселка в будущем году будет затрачено 12 миллионов руб лей. • . * • Па новой стройке уже работают почти 5 тысяч рабочих. Отличитель ной чертой строительства является высокая механизация. Все работы, и в первую очередь, скальные, бу дут ва 90 процентов механизирова ны. , ДАЦЕВИЧ. Нивастрой. Товар одинаковый, а цены разные В Тернберский рыбкооп поступи» партия товара: пальто, костюмы ■ трикотаж. Цены на них были уста новлены самые разнообразные. Например: в магазине № 1 (зав. тов. Рыченко) майки продавал а 7 руб. 30 вол. за штуку. Эти аи майки в магазине 5 (зав. т. Цветков) стоили 4 руб. 50 коп. Между прочим, и по счетам зна чилось, что стоимость майки 4 руб. 50 коп. Посылались протесты. При про верке оказалось, что при получена товаров калькулятор рыбкоола Яса- фов умышленно повысил цены. Надо напомнить, что это не « л и ственный случай. В конце сентябре Ясафов также произвольно повысил цены па готовую одежду. В связи с жалобами по этому поводу, Рыболов- потребсоюз создал комиссию во гла ве с тов. Калачевым. Комиссия к порученному делу отнеслась халатно. Калькуляцию со счетами не сверила. II дело это тогда затихло. Нарушите ли цен не были выявлены и теперь, как видим, продолжают свои про делки. • I КЛИПОВ. По следам выступлений тПолярной правдыЛ „О доставке газет" Тов. Петрахеев в своем письме ж редакцию писал, что он несвоевре менно получает выписанные им га зеты «Полярная правда», «Ленин- •’радская правда» и журнал «Юныі лролетарий». Начальник окружного отдела свя- •и тов. Владимиров сообщает, чт* ейчас доставка периодической печа- н улучшается. Район Петушиная уба обслуживается письмоносцем. . . і ѵ спецнальньж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz